Консультация для родителей "Упражнения для развития речевого и неречевого дыхания".
консультация на тему

Щербакова Марина Анатольевна

Упражнения для развития речевого и неречевого дыхания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_dyhaniya_soobshchenie.docx29.02 КБ

Предварительный просмотр:

Упражнения для развития речевого и неречевого дыхания.

Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система – это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.

При выполнении дыхательных упражнений кровь активно насыщается кислородом, при этом улучшается работа легких, головного мозга, нервной системы, сердечно - сосудистой системы ребенка, также они положительно влияют на работу органов пищеварения.

Дыхательные упражнения являются хорошей профилактикой заболеваний органов дыхания, развивают несовершенную дыхательную систему ребёнка, укрепляет защитные силы организма.

Общие правила выполнения упражнений:

  • Не заниматься в пыльном, непроветренном или сыром помещении;
  • Температура воздуха должна быть на уровне 18-20°С;
  • Одежда не должна стеснять движений;
  • Не заниматься сразу после приема пищи;
  • Не заниматься с ребенком, если у него заболевание органов дыхания в острой стадии;
  • Сопроводительный текст произносит взрослый.

Техника выполнения упражнений:

  • Воздух набирать через нос;
  • Следить за тем, чтобы во время выполнения упражнений не напрягались мышцы рук, шеи, груди;
  • Выдох должен быть длительным и плавным;
  • Необходимо следить за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками)
  • Не повторять много раз подряд упражнения, так как это может привести к головокружению.

Упражнения на выработку длительной, направленной струи.

Упражнение «Загнать мяч в ворота»- вытянуть вперед губы трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, стараясь, чтобы он пролетел между двумя кубиками.

Упражнение « Футбол» - дуть на горошину через соломинку, стараясь попасть в ворота.

Упражнение «Гонки»- дуть на бумажную машинку или лёгкую пластмассовую из Киндер-сюрпризов.

Упражнение «Зонтик»- сдувать капельку с зонтика

Упражнение «Яблочко»- сдувать жучка с яблочка.

Упражнение «Фокус» - язык чашечкой, сдувать ватку с носа.

Упражнение «Согреть руки» - выдох со звуком х-х-хо.

Упражнение «Остудить воду» - выдох со звуком ф-ф-ф.

Упражнение «Бабочка» - сдувать бумажную бабочку с цветка.

Упражнение «Подводная лодка» - пускать через соломинку воздух в стакане воды.

Упражнение «Узнай, что это». Для углубленного вдоха предлагается «понюхать цветок», узнать по запаху фрукт или овощ с закрытыми глазами.

Упражнение «Самолетики» - дуть на бумажные самолетики.

Упражнение «Цветик – семицветик» - Отрывать и дуть на лепесток, загадав желание.
Упражнение «Берлога» - дуть на  снег из пенопласта.

Упражнение «Лодочки» - Дуть на лодочки, которые  плавают в воде.

Упражнение «Ракушки» - Приготовить емкость с водой – море. На столе разложить ракушки. Нужно  сдуть их в воду и украсить ими морское дно.

Упражнение «Снежинка» - Дуть на снежинку, которая лежит на рукавичке.

Упражнение «Пушинка» - Дуть на кусочек ватки.

Упражнение «Успей увидеть»- подуть на «снежок» и посмотреть какая картинка спряталась под снегом, под травой.

Упражнение «Попади в лунку»- дуть на мячик через трубочку, стараясь попасть в лунку.

Упражнение «Горячий чай»- нужно охладить чай, подув на «пар»

Упражнение «Вьюга»- дуть в трубочку, вставленную в пластиковую бутылку, наполненную конфетти.

Упражнение «Подуй на листик» (мячик)- дуть на листик, заставив его вращаться.

 Упражнение «Соревнование лыжников»

Фигурки лыжников (вырезанные из тонкого картона) стоят на крае стола. Вызываются попарно дети. Каждый ребенок садится напротив лыжника. Педагог предупреждает, что продвигать лыжника можно лишь на одном выдохе, дуть несколько раз подряд нельзя. По сигналу «Поехали» дети дуют на фигурки. Остальные дети следят, чей лыжник дальше уедет (проскользит по столу)

Упражнение «Чей пароход лучше? »

Следует помнить: чтобы пузырек загудел, нижняя губа должна слегка касаться края его горлышка. Струя воздуха должна быть сильной. Каждый ребенок может дуть лишь несколько секунд, чтобы не закружилась голова.

Упражнение «Кто дольше сможет подуть на листики? »

У педагога на нитках листья разных деревьев. Педагог смотрит, чтобы дети не надували щеки, не напрягались, дули на листики легко и спокойно.

 Упражнение «Снег».

Ребенку предлагается подуть на вату, мелкие бумажки, пушинки и тем самым превратить обычную комнату в заснеженный лес.

Упражнение «Кораблики».

Наполните таз водой и научите ребёнка дуть на лёгкие предметы, находящиеся в тазу, например, кораблики. Вы можете устроить соревнование: чей кораблик дальше уплыл. Очень хорошо для этих целей использовать пластмассовые яйца от «киндер-сюрпризов» или упаковки от бахил, выдаваемых автоматами.

Упражнение «Футбол».

Соорудите из конструктора или другого материала ворота, возьмите шарик от пинг-понга или любой другой легкий шарик. И поиграйте с ребенком в футбол. Ребенок должен дуть на шарик, стараясь загнать его в ворота. Можно взять два шарика и поиграть в игру: «Кто быстрее».

Упражнение «Бульбульки».

Возьмите два пластмассовых прозрачных стаканчика. В один налейте много воды, почти до краев, а в другой налейте чуть-чуть. Предложите ребенку поиграть в «бульбульки» с помощью трубочек для коктейля. Для этого в стаканчик, где много воды нужно дуть через трубочку слабо, а в стаканчик, где мало воды – можно дуть сильно. Задача ребенка так играть в «бульбульки», чтобы не пролить воду. Обязательно обратите внимание ребенка на слова: слабо, сильно, много, мало. Эту игру можно также использовать для закрепления знания цветов. Для этого возьмите разноцветные стаканчики и трубочки и предложите ребенку подуть в зеленый стаканчик через зеленую трубочку и т. д.

Упражнение «Волшебные пузырьки».

Предложите ребенку поиграть с мыльными пузырями. Он может сам выдувать мыльные пузыри, если же у него не получается дуть или он не хочет заниматься, то выдувайте пузыри Вы, направляя их в ребенка. Это стимулирует ребенка дуть на пузыри, чтобы они не попали в него.

Упражнение «Дудочка».

Предложите ребенку высунуть узкий язык вперед, слегка касаясь кончиком языка стеклянного пузырька. Выдувать воздух на кончик языка так, чтобы пузырек засвистел, как дудочка.

Упражнение «Губная гармошка».

Предложите ребенку стать музыкантом, пусть он поиграет на губной гармошке. При этом ваша задача не в том, чтобы научить его играть, потому не обращайте внимание на мелодию. Важно, чтобы ребенок вдыхал воздух через губную гармошку и выдыхал в нее же.

Упражнение «Свеча».

Купите большие разноцветные свечи и поиграйте с ними. Вы зажигаете свечи и просите ребенка подуть на синюю свечу, затем на желтую и т. д. Дуть нужно медленно, вдох не должен быть шумным, нельзя надувать щеки. Сначала свечу можно поднести поближе к ребенку, затем постепенно удалять ее.

Дыхательные упражнения в сочетании с играми, развивающими голос и интонационную выразительность, плавность речи.

  • «Тянем-потянем» - дети держат в руках клубки ниток и по очереди начинают пропевать определенный гласный звук, разматывая при этом нитку. Возможность вытянуть более длинную нитку стимулирует соответствующую протяженность звучания.
  • «Громко – тихо» - учить менять силу и высоту голоса, пропевая звуки почти беззвучно, постепенно увеличивая громкость голоса.
  • «Дирижер» - пропевание гласных сопровождается движениями рук. Пропевая звук «А» - поднимаем руки в стороны, «О» - поднимаем руки над головой, «У» - вытягиваем руки перед собой, «И» - руки в стороны, «Э» - руки соединяем сзади, «Ы» - руки соединяем спереди.
  • «Дорожки» - формировать умение согласовывать длительность (долготу) звука с графической схемой. Используются индивидуальные коврики (дорожки) и геометрические фигуры : квадраты – короткий звук, прямоугольники - долгий звук.
  • «Стрелочки»- произносить звук так долго, пока не закончится стрелочка.
  • «Повтори-ка» - педагог предлагает повторять за ним текст эхом. Каждый раз количество слов во фразе увеличивается. Лети произносят фразу на одном дыхании.

Парк..

Парк, слушай..

Парк, слушай песню..

Парк, слушай песню ветра..

Парк, слушай песню ветра: «у-у-у-у»

(Снег скрипит от мороза : « кгх-кгх-кгх». Дождь поет песню осени.)

  • «Ветер,ветер»- дети имитируют дуновение ветерка в разное время года, используя для этого различные фонемы.

-У весны ветер ласковый и нежный, теплый-ф-ф-ф.

-У лета – жаркий, согревающий – х-х-х.

-У осени – прохладный – с-с-с.

-У зимы-холодный, студеный – в-в-в-в.

  • «Кричалки»-педагог объясняет, что положение рук в пространстве является регулятором громкости. Когда руки поднимаются вверх-звук усиливается, когда руки опускаются вниз- звук становится тише, когда руки сжаты «в замок»-тишина.

Упражнения, сопровождаемые стихотворным материалом.

Шарик красный.

Воздух мягко набираем,                Вдох.

Шарик красный надуваем,            Выдох.

Шарик тужился, пыхтел,               Вдох.

Лопнул он и засвистел:                  Выдох со звуком.

«Т-с-с-с-с!».

Филин.

Сидит филин на суку                     Сидя. Вдох.

И кричит: «Бу-бу-бу-бу».              Выдох со звуком.

Ветер.

Ветер сверху набежал,                 Сидя. Вдох.

Ветку дерева сломал:                    Выдох.

«В-в-в-в!».                                      Вдох.

Дул он долго, зло ворчал

И деревья всё качал:

«Ф-ф-ф-ф».                                    Выдох.

Поехали

Завели машину,                       Сидя. Вдох.

Ш-ш-ш-ш,                                Выдох.

Накачали шину,                       Вдох.

Ш-ш-ш-ш,                                Выдох.

Улыбнулись веселей               Вдох.

И поехали быстрей,              Выдох.

Ш-ш-ш-ш-ш-ш.

Носом –вдох

Носом –вдох,  

 А   выдох –ртом,

Дышим глубже,

А потом–

Марш на месте, не спеша,

Коль погода хороша!

Стоя. Поднимание рук –на вдохе.  Свободное опускание рук-на выдохе

Насос

Это очень просто,

Покачай насос ты.

Налево-направо

Руками скользя,

Назад и вперёд

Наклоняться нельзя.

Стоя. Наклон вперёд-назад и т. д. Наклоны влево-вправо, произнося «вжик-вжик».

Дрова

Раз дрова,

Два дрова,

Раскололся ствол едва.

Бух дрова,

Бах дрова,

Вот уже полена два.

Стоя. Ноги врозь, руки над головой в «замок». Наклоны вперёд на выдохе, произнося слова: «Ух!», «Ах!». При выпрямлении – вдох.

Чайник

Чайник на плите стоял,

Через носик пар пускал –

 «Паф-паф-паф-паф».

Сидя. Вдох.Выдох.

Птичка

Птичка крылышками замахала

И тихонько пропищала:

«Пи-пи-пи»

Сидя. Вдох. Выдох.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Развитие речевого дыхания"

Визит к логопеду не будет лишним, а пока потренируйте речь малыша, играя в развивающие логопедические игры. Они достаточно просты и не требуют специальной подготовки от родителей. Зато ваш малыш отбла...

«Развитие речевого и внеречевого дыхания у детей с нарушениями речи»

«Развитие речевого и внеречевого дыхания у детей с нарушениями речи »...

Консультация логопеда: "Развитие речевого дыхания"

Рекомендую придерживаться следующих правил во время работы над развитием речевого дыхания:Вдох через нос, выдох – ртом.Губы во время выдоха «трубочкой».Выдох должен быть продолжительным и плавным (пре...

Консультация "Развитие речевого дыхания"

Дошкольный возраст - решающий этап в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма....

Консультация для родителей «Необходимость развития речевого дыхания»

Дошкольный возраст - решающий этап в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма....

Консультация для родителей "Необходимость развития речевого дыхания"

Консультация для родителей "Необходимость развития речевого дыхания"...