Рабочая программа "Музыка" 7 класс
календарно-тематическое планирование по музыке (7 класс)

Еремеев Владимир Сергеевич

Изучение музыки как вида искусства в 7 классе направлено на достижение следующей цели: формирование и развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части их духовной культуры  – наиболее полно отражает заинтересованность современного общества в возрождении духовности, обеспечивает формирование целостного мировосприятия обучающихся, их умения ориентироваться в жизненном информационном пространстве. Курс нацелен на изучение многообразных взаимодействий музыки с жизнью, природой, обычаями, литературой, живописью, историей, психологией музыкального восприятия, а также с другими видами и предметами художественной и познавательной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poyasnitelnaya-zapiska.doc103.5 КБ
Microsoft Office document icon uchebno-tematicheskoe-planirovanie.doc131.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы, а также планируемыми результатами основного общего образования, с учётом возможностей авторской программы «Музыка» Г. П. Сергеевой и др. (М.: Просвещение, 2016) и ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

1. Сергеева, Г. П. Музыка. 7 класс [Текст] : учеб. для общеобразоват. организаций / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. – М. : Просвещение, 2018.

2. Сергеева, Г. П. Музыка. 7 класс : творческая тетрадь [Текст] : пособие для учащихся общеобразовательных организаций /  Г. П. Сергеева,  Е. Д. Критская. – М. : Просвещение, 2018.

3. Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 7 класс [Ноты] : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / сост. Г. П. Сергеева,  Е. Д. Критская. – М. : Просвещение, 2014.

4. Музыка. Фонохрестоматия. 7 класс [Электронный ресурс] / сост.  Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. – М. : Просвещение, 2014. – 2 электрон. опт. диска (CD-ROM).

5. Сергеева, Г. П. Уроки музыки  :  7 класс.  Поурочные  разработки  [Текст] : пособие для учителя / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. – М. : Просвещение, 2014.

6. Музыка. 5–7 классы. Искусство. 8–9 классы. Сборник рабочих программ. Предметная линия учебников Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской [Текст] : учебное пособие для общеобразоват. организаций (ФГОС) / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская, И. Э. Кашекова.– М. : Просвещение, 2016.

Общая характеристика учебного предмета

Цели и задачи курса

Изучение музыки как вида искусства в 7 классе направлено на достижение следующей цели: формирование и развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части их духовной культуры  – наиболее полно отражает заинтересованность современного общества в возрождении духовности, обеспечивает формирование целостного мировосприятия обучающихся, их умения ориентироваться в жизненном информационном пространстве. Курс нацелен на изучение многообразных взаимодействий музыки с жизнью, природой, обычаями, литературой, живописью, историей, психологией музыкального восприятия, а также с другими видами и предметами художественной и познавательной деятельности.

В качестве приоритетных в данной программе выдвигаются следующие задачи:

– приобщение к музыке как к эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений;

– освоение музыкальных произведений и первоначальных знаний о музыке;

– установление внутренних взаимосвязей музыки с литературой и изобразительным искусством;

– воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа и разных народов мира, классическим и современным музыкальным наследием; эмоционально-ценностного, заинтересованного отношения к искусству, стремление к музыкальному самообразованию;

– развитие общей музыкальности и эмоциональности, творческого потенциала, художественного вкуса, общих музыкальных способностей;

– освоение жанрового и стилевого многообразия музыкального искусства;

– овладение художественно-практическими умениями и навыками в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности (слушании музыки и пении, инструментальном музицировании и музыкально-пластическом движении, музыкально-творческой практике с применением информационно-коммуникационных технологий)1.

Описание места учебного предмета в учебном плане

Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных организаций Российской Федерации отводит музыкальным занятиям 35 часов в год (1 час в неделю).

Рабочая программа по музыке для 7 класса предполагает определённую специфику межпредметных связей, которые просматриваются через взаимодействие музыки с предметами «Изобразительное искусство», «Литература», «Мировая художественная культура».

Содержание учебной программы:

Особенности музыкальной драматургии
сценической музыки (18 часов)

Классика и современность.

В музыкальном театре. Опера. Опера «Иван Сусанин». Новая эпоха в русском музыкальном искусстве. «Судьба человеческая – судьба народная». «Родина моя! Русская земля».

Опера «Князь Игорь». Русская эпическая опера. Ария князя Игоря. Портрет половцев. Плач Ярославны.

В музыкальном театре. Балет. Балет «Ярославна». «Вступление». «Стон Русской земли». «Первая битва с половцами». Плач Ярославны. Молитва.

Героическая тема в русской музыке. Галерея героических образов.

В музыкальном театре. «Мой народ – американцы». «Порги и Бесс». Первая американская национальная опера. Развитие традиций оперного спектакля.

Раскрываются следующие содержательные линии: стиль как отражение эпохи, национального характера. Индивидуальности композитора: Россия – Запад. Жанровое разнообразие опер, балетов, мюзиклов. Взаимосвязь музыки с литературой и изобразительным искусством в сценических жанрах. Особенности построения музыкально-драматического спектакля. Опера: увертюра, ария, речитатив, ансамбль, хор, сцена и др. Балет: дивертисмент, сольные и массовые танцы, па-де-де, музыкально-хореографические сцены и др. Приемы симфонического развития образов.

Обобщение материала I четверти.

Опера «Кармен». Самая популярная опера в мире. Образ Кармен. Образы Хозе и Эскамильо.

Балет «Кармен-сюита». Новое прочтение оперы Бизе. Образ Кармен. Образ Хозе. Образы «масок» и тореадора.

Сюжеты и образы религиозной музыки. «Высокая месса». «От страдания к радости». «Всенощное бдение». Музыкальное зодчество России. Образы «Вечерни» и «Утрени». Рок-опера Э.-Л. Уэббера «Иисус Христос – суперзвезда». Вечные темы. Главные образы.

Музыка к драматическому спектаклю. «Ромео и Джульетта». Музыкальные зарисовки для большого симфонического оркестра. «Гоголь-сюита». Из музыки к спектаклю «Ревизская сказка». Образы «Гоголь-сюиты. Музыканты – извечные маги…».

Раскрываются следующие содержательные линии: сравнительные интерпретации музыкальных сочинений. Мастерство исполнителя: выдающиеся исполнители, исполнительские коллективы. Музыка в драматическом спектакле. Роль музыки в кино и на телевидении.

Обобщение материала II четверти.

Музыкальный материал

Кармен. Опера (фрагменты). Ж. Бизе.

Кармен-сюита. Балет (фрагменты). Ж. Бизе – Р. Щедрин.

Высокая месса си минор (фрагменты). С. Рахманинов.

Иисус Христос – суперзвезда. Рок-опера (фрагменты). Э.-Л. Уэббер.

Родина моя. Д. Тухманов, слова Рождественского. Дом, где наше детство остаётся. Ю. Чичков, сл. М. Пляцковского. Дорогою добра. Из телевизионного фильма «Приключения маленького Мука». М. Минков, сл. Ю. Энтина. Небо  в  глазах.  С.  Смирнова.  Рассвет-чародей.  В. Шаинский, сл. Пляцковского. Только так. Сл. и  муз. Г.  Васильева  и А. Иващенко. Синие сугробы. Сл. и муз. А. Якушевой. Ночная дорога. С. Никитин, сл. Ю. Визбора. Исполнение желаний. Сл. и муз. А. Дольского. Тишь. Сл. и муз. А. Загота. Наполним музыкой сердца. Сл. и муз. Ю. Визбора. Спасибо, музыка. Из кинофильма «Мы из джаза». Д. Манков, сл. Д. Иванова. Песенка на память. М. Минков, сл. П. Синявского.

Образцы музыкального фольклора разных регионов мира (аутентичный, кантри, фолк-джаз, рок-джаз и др.).

Особенности драматургии камерной
и симфонической музыки (17 часов)

Музыкальная драматургия – развитие музыки». Два направления музыкальной культуры. Религиозная музыка. Светская музыка.  

Камерная инструментальная музыка. «Этюд». «Транскрипция».

Циклические формы инструментальной музыки. Кончерто гроссо. «Сюита в старинном стиле» А. Шнитке. Соната. Л. Бетховен «Соната № 8», В.-А. Моцарт «Соната № 11», С. С. Прокофьев «Соната № 2».

Симфоническая музыка. Симфония  № 103  (с  тремоло  литавр)  Й. Гайдна. Симфония № 40 В.-А. Моцарта. Симфоническая музыка. Симфония № 103 (с тремоло литавр) Й. Гайдна. Симфония № 40 В. Моцарта. Симфония № 1 («Классическая») С. Прокофьева. Симфония № 5 Л. Бетховена, Симфония № 8 («Неоконченная») Ф. Шуберта. Симфония  № 1  В. Калинникова. Картинная галерея. Симфония № 5 П. Чайковского. Симфония № 7 («Ленинградская») Д. Шостаковича.

Симфоническая картина «Празднества» К. Дебюсси.

Инструментальный концерт. Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна. «Рапсодия в стиле блюз» Дж. Гершвина.

Музыка народов мира.

Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер.

Исследовательский проект (вне сетки часов).

Пусть музыка звучит!

Раскрываются следующие содержательные линии: сонатная форма, симфоническая сюита, сонатно-симфонический цикл как формы воплощения и осмысления жизненных явлений и их противоречий. Сопоставление драматургии крупных музыкальных форм с особенностями развития музыки в вокальных и инструментальных жанрах. Стилизация как вид творческого воплощения художественного замысла: поэтизация искусства прошлого, воспроизведение национального или исторического колорита. Транскрипция как жанр классической музыки.

Переинтонирование классической музыки в современных обработках. Сравнительные интерпретации. Мастерство исполнителя: выдающиеся исполнители и исполнительские коллективы.

Темы исследовательских проектов: «Жизнь дает для песни образы и звуки…», «Музыкальная культура родного края», «Классика на мобильных телефонах», «Музыкальный театр: прошлое и настоящее», «Камерная музыка: стили, жанры, исполнители», «Музыка народов мира: красота и гармония».

Обобщение материала III и IV четверти.

Музыкальный материал

Этюды по каприсам Н. Паганини. Ф. Лист.

Чакона (из Партиты № 2 ре-минор). И.-С. Бах – Ф. Бузони.

Сюита в старинном стиле для скрипки и фортепиано. А. Шнитке.

Соната № 8 («Патетическая»). Л. Бетховен. Соната № 2. С. Прокофьев. Соната № 11. В.-А. Моцарт.

Симфония № 103. Й. Гайдн. Симфония № 40. В.-А. Моцарт. Симфония 31 («Классическая»). С. Прокофьев. Симфония № 5. Л. Бетховен. Симфония № 8 («Неоконченная»). Ф. Шуберт. Симфония № 5. П. Чайковский. Симфония № 1. В. Калинников. Симфония № 7. Д. Шостакович.

Празднества. Из симфонического цикла «Ноктюрны». К. Дебюсси.

Концерт для скрипки с оркестром. А. Хачатурян.

«Рапсодия в стиле блюз». Дж. Гершвин.

Образцы музыкального фольклора разных регионов мира.

Россия,  Россия.  Ю.   Чичиков,  сл.  Ю.  Разумовского.  Журавли.  Я. Френкель, сл. Р. Гамзатова. Сыновья уходят в бой. Сл. и муз. В. Высоцкого. День Победы. Д. Тухманов, сл. В. Харитонова. Вот солдаты идут. К. Молчанов, сл. М. Львовского. До свидания,  мальчики.  Сл.  и муз. Б. Окуджавы. Баллада о солдате. В. Соловьёв-Седой, сл. М. Матусовского. Фантастика-романтика. Сл. и муз. Ю. Кима. За туманом; Маленький гном. Сл. и муз. А. Кукина. Следы. Сл. и муз. В. Егорова. Весеннее танго. Сл. и муз. В. Миляева. Я бы сказал тебе. Сл. и муз.
В. Вихарева
2.

Результаты изучения учебного предмета

Предметные результаты обеспечивают успешное обучение на следующей ступени общего образования и отражают:

– сформированность основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его общей духовной культуры;

– сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;

– развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа;

– сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицировании, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение и др.);

– воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;

– расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;

– овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса;

– приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии;

– сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач.

Планируемые результаты обучения

Изучение курса «Музыка» в основной школе обеспечивает определенные результаты.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:

– чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества;

– целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

– ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

– уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им;

– компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;

– коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

– участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учетом региональных и этнокультурных особенностей;

– признание ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

– принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

– эстетические потребности, ценности чувств, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий, проявляющихся в познавательной и практической деятельности учащихся:

Регулятивные УУД:

– умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;

– умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

– умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности её решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;

– владение основами самоконтроля, самооценки, принятие решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

Познавательные УУД:

– умение определять понятие, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы;

– смысловое чтение текстов различных стилей и жанров;

– умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

Коммуникативные УУД:

– умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например, в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;

– формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию3.

Целевая ориентация настоящей рабочей программы
в практике конкретной образовательной организации

Настоящая рабочая программа учитывает особенности класса, в котором будет осуществляться учебный процесс: в 7 классе обучаются дети 13–14 лет, которые владеют разными видами музыкальной речевой деятельности и на разных уровнях. Обучающиеся будут осваивать материал каждый на своём уровне и в своём темпе. Для обучающихся, которые будут осваивать учебный материал на репродуктивном уровне, предусматриваются зрительные опоры, инструкции, подсказки, алгоритмы действия. Для продуктивного уровня освоения – задания, требующие осуществления поиска необходимой информации в дополнительных источниках. Также обучающиеся умело ведут дискуссии на уроках, работают над проектами, используя справочную литературу, могут контролировать и оценивать свою работу и работу одноклассников.

Формы и средства контроля по музыке

Формы организации учебного процесса:

– групповые, коллективные, классные и внеклассные.

Виды организации учебной деятельности:

– выставка, экскурсия, путешествие.

Виды контроля:

– вводный, текущий, итоговый, периодический.

1. Устный опрос – индивидуальный, фронтальный, уплотненный. Сущность этого метода заключается в том, что учитель ставит учащимся вопросы по содержанию изученного материала и побуждает их к ответам, выявляя, таким образом, качество и полноту его усвоения.

2. Письменная проверка – учитель раздает учащимся заранее подготовленные на отдельных листках бумаги вопросы, на которые они в течение 10–12 мин дают письменные ответы. Письменный опрос позволяет на одном уроке оценивать знания всех учащихся. Тестирование.

3. Программированный контроль, или метод выбора. Учащемуся предлагаются вопросы, на каждый из которых даются три-четыре ответа, но только один из них является правильным. Задача ученика – выбрать правильный ответ.

Нормы оценок за все виды работ соответствуют общепринятым требованиям.

Описание материально-технической базы

Печатные средства обучения

Для учителя:

1. Золина, Л. В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1–8 классы [Текст] : метод. пособие с электронным приложением / Л. В. Золина. – М. : Глобус, 2008.

2. Дмитриева,  Л. Г.  Методика  музыкального  воспитания  в  школе [Текст] / Л. Г. Дмитриева, Н. М. Черноиваненко. – М. : Академия, 2000.

3. Рапацкая, Л. А. Русская музыка в школе [Текст] / Л. А. Рапацкая, Г. С Сергеева, Т. С Шмагина. – М. : ВЛАДОС, 2003.

4. Гуревич, Е. Л.  История зарубежной музыки [Текст] / Е. Л. Гуревич. – М. : Академия, 1999.

5. Петрушин, В. И. Слушай, пой, играй [Текст] / В. И. Петрушин. – М. : Просвещение, 2000.

6. Кабалевский,  Д.  Б.  Как  рассказывать  детям о музыке [Текст] / Д. Б. Кабалевский. – М. : Просвещение, 1989.

Для обучающихся:

1. Владимиров, В. Н. Музыкальная литература [Текст] / В. Н. Владимиров, А. И. Лагутин. – М. : Музыка, 1984.

2. Куберский, И. Ю. Энциклопедия для юных музыкантов / И. Ю. Куберский, Е. В. Минина. – СПб. : ТОО «Диамант» : ООО «Золотой век», 1996.

3. Музыка [Текст] : большой энциклопедический словарь / гл.  ред.  Г. В. Келдыш. – М. : НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998.

4. Финкельштейн, Э. И. Музыка от А до Я [Текст] / Э. И. Финкельштейн. – СПб. : Композитор, 1997.

5. Булучевский, Ю. С. Краткий музыкальный словарь  для  учащихся  [Текст] / Ю. С. Булучевский, В. С. Фомин. – Л. : Музыка, 1988.

6. Агапова, И. А.  Лучшие  музыкальные  игры  для  детей  [Текст] / И. А. Агапова, М. А. Давыдова. – М. : ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2006.

Средства обучения

1. Печатные пособия.

  • Комплект портретов композиторов, исполнителей.
  • Атласы музыкальных инструментов.
  • Альбомы с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с тематическими линиями учебной программы.
  • Дидактический раздаточный материал.
  • Карточки с обозначением выразительных возможностей музыкальных средств.
  • Карточки с обозначением исполнительских средств выразительности.

2. Информационно-коммуникационные средства.

  • Антология русской симфонической музыки (8 CD).
  • Большая энциклопедия России: искусство России (1 CD).
  • Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке.
  • Видеофильмы с записью известных оркестровых, хоровых коллективов, видеофильмы с записью фрагментов из мюзиклов.
  • Цифровая база данных для создания тематических и итоговых разноуровневых тренировочных и проверочных материалов для организации фронтальной и индивидуальной работы.

3. Технические средства обучения.

Музыкальный центр, видеомагнитофон/видеоплеер, CD/DVD-проигрыватели, компьютер со звуковой картой и музыкально-программным обеспечением, мультимедийный проектор, сканер, принтер, фотокамера цифровая, видеокамера цифровая.

4. Учебно-практическое оборудование: музыкальные инструменты (пианино, рояль); баян/аккордеон; скрипка, гитара; клавишный синтезатор; комплект детских музыкальных инструментов, комплект звуковоспроизводящей аппаратуры; музыкальные инструменты для эстрадного ансамбля; аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления демонстрационного материала.



Предварительный просмотр:

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Номер урока

Тема,
тип урока

Основное
содержание
темы, термины
и понятия

Планируемые результаты

Виды дея-
тельности,
форма
работы

Формы
контроля

Самостоятельная
деятельность
обучающихся,

домашнее задание

Предметные
умения

Универсальные учебные
действия (УУД) и личностные

Особенности музыкальной драматургии сценической музыки (18 ч)

1

Классика и современность

(открытие нового знания)

Значение слова «классика». Понятие «классическая музыка», классика жанра, стиль. Разновидности стилей. Интерпретация и обработка классической музыки прошлого

Познакомятся с понятиями: классика, стиль, классическая музыка, интерпретация, стиль.

Научатся:

– аргументированно рассуждать о роли
музыки в жизни
человека;

– проявлять навыки вокально-хоровой
работы

Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель; самостоятельно определять стиль музыки, учиться применять музыкальные знания и добывать новые из различных источников.

Регулятивные: выполнять задания в соответствии
с поставленной целью, предвосхищать результаты и уровни усвоения; отвечать на поставленные вопросы.

Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии
с нормами родного языка, выражать свои мысли
с достаточной полнотой
и точностью.

Личностные: проявлять любознательность и интерес
к изучению музыки, нравственно-этически оценивать усваиваемое содержание

Беседа.

Слушание музыки. Хоровое пение

Устный контроль

Подобрать музыкальные иллюстрации к теме «Музыка Моцарта в современной обработке»

2

В музыкальном театре. Опера 
(постановка и решение учебных задач)

Музыкальная драматургия. Конфликт. Этапы сценического действия. Опера и ее составляющие. Виды опер. Либретто. Роль оркестра в опере

Познакомятся с понятиями: опера, либретто.

Научатся:

– определять виды оперы, роль оркестра в опере;

– называть составляющие оперы (ария, песня, каватина, речитатив, дуэт, трио, ансамбль, действие, картина, сцена), имена известных исполнителей и компози-
торов

Познавательные: выбирать средства музыкальной деятельности и способы ее успешного осуществления
в реальных жизненных
ситуациях.

Регулятивные: оценивать уровень владения тем или иным учебным действием
(отвечать на вопрос «Что
я не знаю и не умею?»).

Коммуникативные: слушать других, считаться с их мнением, отличным от своего; определять способы взаимодействия.

Личностные: проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении

Интонационно-образный анализ прослушанной музыки.

Хоровое пение

Устный контроль

Творческая деятельность.

Написать эссе
о прослушанной опере

3

Опера
М. И. Глинки «Иван Сусанин»

(решение учебных задач)

Новая эпоха
в русском му-
зыкальном искусстве.

Более глубокое изучение оперы

М. Глинки «Иван Сусанин»

Познакомятся с формами драматургии в опере: ария, песня, каватина, речитатив, ансамбль, хор.

Узнают, что му-

зыкальные образы могут стать воплощением каких-либо исторических
событий.

Научатся проводить интонационно-образный и сравнительный анализ
музыки

Познавательные: самостоятельно определять интонационную выразительность музыки хора «Славься!»; добывать новые знания (информацию) из различных источников.

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу; определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению проблемы
(задачи).

Коммуникативные: обращаться за помощью к одноклассникам, учителю, формулировать свои затруднения.

Личностные: иметь мотивацию к учебной деятельности; испытывать чувство сопричастности к истории своей Родины и народа, уважать патриотические чувства русского народа

Интонационно-образный анализ музыки.

Хоровое
пение

Устный контроль.

Карточки с заданиями для выполнения практической работы

Творческая деятельность.

Нарисовать эскизы костюмов и декораций к опере «Иван Сусанин»

4–5

Опера
А. П. Бородина «Князь Игорь»

(решение учебных задач; рефлексия знаний)

Знакомство
с русской эпической оперой
А. П. Бородина
«Князь Игорь». Драматургия оперы – конфликтное противостояние двух сил (русской и половецкой).

Музыкальные образы оперных героев

Познакомятся
с русской эпической оперой, понятиями: ария, половецкие пляски.

Научатся называть имена композиторов: А. П. Бородин,
М. И. Глинка.

Узнают, как при помощи музыки можно передать восточный колорит и национальную культуру народов

Познавательные: ставить и формулировать проблемы.

Регулятивные: составлять план и последовательность действий, самостоятельно определять выразительные музыкальные средства, использованные в песне «Плач Ярославны».

Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии, вести диалог, слушать собеседника.

Личностные: иметь мотивацию к учебной деятельности, демонстрировать эмоциональное восприятие произведений искусства; размышлять о музыке, анализировать, высказывать свое отношение к прослушанным
операм

Слушание музыки. Интонационно-образный анализ.

Хоровое
пение

Устный
и письменный контроль
 

Читать «Слово
о полку Игореве». Подобрать иллюстрацию к тексту.

Подготовить сообщение «Героические женские образы в эпосе других народов России»

6

В музыкальном театре.
Балет
(открытие нового знания)

Балет и его составляющие. Типы танца в балетном спектакле. Роль балетмейстера и дирижера в балете. Современный и классический балетный спектакль

Познакомятся с понятием балет.

Узнают составляющие балета: пантомима, па-де-де, па-де-труа, гран-па, адажио.

Научатся понимать главную идею балета, выраженную при помощи танца и пантомимы, сложные внутренние взаимоотношения действующих лиц, выраженные в танце

Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; раскрывать сюжеты, темы, образы искусства.

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу; самостоятельно определять вид и тип танца: классический, характерный, кордебалет, пантомима.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; учиться критично относиться к собственному мнению.

Личностные: иметь мотивацию к учебной деятельности; проявлять доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость

Хоровое пение. Слушание музыки.

Пластическое интонирование

Устный контроль

Записать в творческую тетрадь названия знакомых вам балетов, фамилии известных артистов
и балетмейстеров

7

Балет
Б. И. Тищенко «Ярославна»
(открытие нового знания)

Знакомство с балетом Б. И. Тищенко «Ярославна». Музыкальные образы героев балета. Драматургия балета. Роль хора, тембров инструментов оркестра

Познакомятся с драматургией развития балета.

Научатся:

 определять тембры музыкальных инструментов;

– называть полное имя композитора:
Б. И. Тищенко;

– проводить интонационно-образный
и сравнительный
анализ музыки

Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач; самостоятельно отбирать для решения учебных задач необходимые электронные диски, самостоятельно сопоставлять плач-песню и плач-причитание.

Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия; принимать учебную задачу и следовать инструкциям учителя.

Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной
деятельности.

Личностные: иметь мотивацию к учебной деятельности; объяснять, что связывает тебя с культурой, судьбой твоего народа

Хоровое
пение.

Беседа по теме занятия.

Сравнение музыкальных произведений, созданных на основе метода «тождества и контраста»

Карточка с дифференцированным заданием

Творческое задание.

Выполнить эскизы костюмов и декораций

8

Героическая тема в русской музыке

(решение учебной задачи)

Бессмертные произведения русской музыки, в которых отражена героическая тема защиты Родины
и народного
патриотизма

Познакомятся с понятием пластические монологи.

Научатся самостоятельно определять героическую тему в музыке

Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач; выполнять универсальные логические действия.

Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия.

Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

Личностные: иметь мотивацию к учебной деятельности; объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей; осознавать себя гражданином России, объяснять, что связывает тебя с историей, культурой, судьбой твоего
народа

Сравнительный анализ музыкальных и художественных произведений. Слушание музыки

Устный
и письменный контроль

Подготовить реферат на тему «О поколении судят по героям, которые ему принадлежат»

9–10

В музыкальном театре. Мой народ – американцы. Опера Дж. Гершвина «Порги и Бесс».

(открытие нового знания; постановка и решение учебной задачи)

Знакомство с жизнью
и творчеством
Дж. Гершвина.

Дж. Гершвин – создатель американской национальной классики XX века, первооткрыватель симфоджаза.

«Порги и Бесс» – первая американская
национальная опера

Познакомятся

с понятиями: симфоджаз, джазовая музыка, мюзикл, рапсодия, блюз.

Узнают главные принципы музыкальных сцен драматургии (контраст)

Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации.

Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя.

Коммуникативные: ставить вопросы; обращаться за помощью, слушать собеседника, воспринимать му-
зыкальное произведение
и мнение других людей
о музыке.

Личностные: эмоционально воспринимать произведения искусства другого народа, определять основное настроение и характер му-
зыкального произведения, уважительно относиться
к музыкальному творчеству американского народа

Хоровое пение. Беседа.

Интонационно-образный и сравнительный анализ. Исполнение ритмического аккомпанемента под фонограмму

Устный контроль

Найти в Интернете другие исполнительские трактовки «Колыбельной Клары».

Сравнить два образных мира опер «Иван Сусанин» М. Глинки и «Порги и Бесс» Дж. Гершвина. Найти общие
и различные черты в воплощении оперных образов. Записать свои наблюдения в творческую тетрадь

11

Опера
Ж. Бизе «Кармен»

(открытие нового знания)

Знакомство с оперой Ж. Бизе «Кармен».

«Кармен» – самая популярная опера в мире. Драматургия оперы – конфликтное противостояние.

Музыкальные образы оперных героев

Познакомятся с понятиями: увертюра, ариозо, колорит, хабанера, сегидилья, речитатив.

Научатся определять кульминационный момент оперы

Регулятивные: применять установленные правила
в планировании способа
решения.

Познавательные: осуществлять поиск информации
(в разных источниках), расширяющей и дополняющей знания о музыкальном жанре – опера.

Коммуникативные: овладевать способностями сотрудничества с учителем, одноклассниками, отвечать на вопросы, делать выводы.

Личностные: выражать свои эмоции в процессе познания произведений разных жанров, форм и стилей, разнообразных типов музыкальных образов и их взаимодействия; проявлять чувства сопереживания героям музыкальных произведений; уважать чувства и настроения другого человека

Слушание
музыки.

Интонационно-образный анализ.

Вокально-хоровое интонирование. Исполнение ритмического аккомпанемента под фонограмму

Устный контроль

Творческая деятельность.

Подготовить презентацию на тему «О чем может рассказать увертюра к опере».

Записать свои
эмоциональные впечатления от встречи с Кармен в творческую тетрадь

12

Балет
Р. К. Щедрина «Кармен-сюита»

(открытие нового знания)

Знакомство с балетом Р. К. Щедрина «Кармен-сюита». Новое прочтение оперы Ж. Бизе. Драматургия балета. Музыкальные образы героев балета

Познакомятся с понятиями: сюита, транскрипция.

Научатся: 

– анализировать составляющие средства музыкальной выразительности;

– называть полные имена композитора Р. К. Щедрина и балерины М. М. Плисецкой

Познавательные: осуществлять поиск информации
(в разных источниках), расширяющей и дополняющей знания о жанре – балет.

Регулятивные: планировать свою учебную деятельность; принимать учебную задачу и следовать инструкциям учителя; работая по составленному плану, ис-пользовать наряду с основными средствами дополнительные (ИКТ, справочную литературу).

Коммуникативные: сотрудничать с учителем, одноклассниками, оформлять свои мысли в устной и письменной речи с применением ИКТ.

Личностные: иметь мотивацию к учебной деятельности, проявлять чувства сопереживания героям музыкальных произведений

Вокально-хоровое интонирование.

Слушание музыки. Определение средств му-
зыкальной выразительности

Устный контроль

Найти в Интернете аудио- и видео-
фрагменты оперы «Кармен». Сравнить исполнительские трактовки образов.

Записать в творческую тетрадь свои впечатления от музыки балета «Кармен-сюита» Р. Щедрина

13

Сюжеты и образы духовной музыки
(постановка и решение учебных задач)

Музыка И.-С. Баха – язык всех времен и народов. Современные интерпретации сочинений Баха. «Высокая месса» – вокально-драматический жанр. Музыкальное «зодчество» России. «Всенощное
бдение»

Познакомятся с сюжетами и образами духовной музыки на примере творчества Баха и Рахманинова; с понятиями: месса, всенощная.

Научатся: 

– отличать полифонию от аккордового звучания;

– называть полные имена композиторов: И.-С. Бах, С. В. Рахманинов

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; перерабатывать информацию для получения необходимого результата; осуществлять поиск информации (в разных источниках), расширяющей и дополняющей знания о творчестве
Баха.

Регулятивные: выбирать действия в соответствии
с поставленными задачами.

Коммуникативные: сотрудничать с учителем, одноклассниками, отвечать на вопросы, делать выводы; ис-пользовать простые речевые
средства для передачи своего впечатления от музыки.

Личностные: осваивать
способы отражения жизни в музыке и различных форм воздействия музыки на человека

Слушание музыки. Хоровое пение.

Слушание музыки. Интонационно-образный анализ.

Выявление средств му-
зыкальной выразительности

Устный контроль, тест

Творческая деятельность.

Разработать мини-проект «Музыка Баха в мобильных телефонах».

Подготовить письменное рассуждение о словах немецкого композитора Л. Бетховена об И.-С. Бахе:
«Не ручей – море имя ему»

14

Музыкальное зодчество России. «Всенощное бдение»
С. В. Рахманинова

(решение учебных задач)

15

Рок-
опера
Э. Л. Уэббера «Иисус Христос – суперзвезда»
(постановка и решение учебных задач)

Углубление
знакомства
с рок-оперой
Л.-Э. Уэббера «Иисус Христос – супер-звезда». Вечные темы в искусстве. Драматургия рок-оперы – конфликтное противостояние. Музыкальные образы главных героев

Познакомятся
с жанром рок-оперы; с понятиями: соул, хард-рок, джаз,
рок-н-ролл, балладный рок, оперный жанр.

Научатся: 

– передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме;

– проявлять творческую инициативу

Познавательные: осуществлять поиск информации
(в разных источниках), расширяющей знания о сходстве и различии музыки и литературы.

Регулятивные: планировать свою учебную деятельность; самостоятельно отличать музыкальный язык рок-оперы от традиционной классической.

Коммуникативные: учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки.

Личностные: иметь мотивацию к учебной деятельности; проявлять интерес к различным видам музыкально-практической и творческой деятельности

Слушание музыки. Хоровое пение

Устный контроль

Составить словарь направлений популярной музыки, поместить его в творческую тетрадь. Перечислить направления, встречающиеся в рок-опере «Иисус Христос – суперзвезда»

16

Музыка
Д. Б. Кабалевского к драматическому спектаклю «Ромео и Джульетта»
(постановка и решение учебных задач)

Знакомство с музыкой Д. Б. Кабалевского к драматическому спектаклю «Ромео и Джульетта». Музыкальные образы героев симфонической сюиты

Познакомятся с понятием сюита; с музыкальными зарисовками для симфонического оркестра к спектаклю Д. Б. Кабалевского «Ромео
и Джульетта».

Научатся образно воспринимать му-

зыкальные зарисовки

Познавательные: использовать общие приемы решения задач; ориентироваться в информационном материале учебника; соотносить
содержание рисунков с му-
зыкальными впечатлениями.

Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя.

Коммуникативные: использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от музыки; адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке.

Личностные: иметь мотивацию к учебной деятельности; понимать значение му-
зыкального искусства в жизни человека; осознавать роль прекрасного в жизни
человека

Слушание
музыки.

Устный
контроль.

Хоровое
пение

Карточки для выполнения письменного опроса «Анализ музыки»

17–18

«Гоголь-сюита» из музыки А. Г. Шнитке
к спектаклю «Ревизская сказка»

(открытие нового знания; постановка и решение учебных задач)

Знакомство

с музыкой

А. Г. Шнитке
к спектаклю «Ревизорская сказка» по произведениям Н. В. Гоголя. «Гоголь-сюита» – ярчайший образец симфонической музыки. Музыкальные образы героев оркестровой сюиты. Полистилистика

Познакомятся с музыкальным творчеством А. Шнитке;

с понятиями: симфонический театр, оркестровые краски, фактура, композиция номеров.

Научатся:

образно воспринимать музыкальные
зарисовки;

– вдумчиво перечитывать произведения Гоголя

Познавательные: осуществлять поиск информации
(в разных источниках), расширяющих и дополняющих знания о взаимосвязи художников и композиторов; использовать рисуночные
и простые символические
варианты музыкальной
записи.

Регулятивные: учиться планировать свою учебную деятельность; выполнять действия в устной форме; самостоятельно выявлять жанровые основы сюиты; использовать наряду с основными средствами дополнительные (ИКТ, справочную
литературу).

Коммуникативные: сотрудничать с учителем, одноклассниками, выражать свое мнение о музыке в процессе слушания и исполнения.

Личностные: развивать музыкально-эстетическое чувство, проявляющееся в эмоционально-ценностном отношении к искусству

Слушание
музыки.

Интонационно-образный и сравнительный анализ

Устный контроль.

Защита проекта

Творческая деятельность.

Записать в творческую тетрадь отрывки трагедии Шекспира, созвучные прослушанным частям сюиты. Нарисовать эскизы декораций для театральной постановки.

Исследовательская деятельность.

Защита проектов по темам первого раздела учебника

Особенности драматургии камерной и симфонической музыки (17 ч)

19

Музыкальная драматургия – развитие музыки

(решение учебных задач)

Музыкальная драматургия
в инструментально-симфонической музыке. Главное в музыке – развитие. Принципы (способы) музыкального развития: повтор, варьирование, разработка, секвенция, имитация

Познакомятся с понятиями: рефрен, рондо, секвенция, имитация, варьирование.

Научатся различать повтор мелодии
с секвенцией.

Узнают:

– способы музыкальной разработки драматическо-симфонического жанра;

– основные принципы развития музыки

Познавательные: осуществлять поиск информации
(в разных источниках), расширяющей и дополняющей знания о русских народных песнях; самостоятельно отбирать для решения учебной задачи необходимые словари, электронные диски и др.

Регулятивные: выбирать действия в соответствии
с поставленными задачами; самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов.

Коммуникативные: ставить вопросы, формулировать свои затруднения, учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки.

Личностные: иметь мотивацию к учебной деятельности; понимать настроение других людей; эмоционально отзываться на доступные и близкие по настроению музыкальные произведения

Беседа.

Слушание
музыки.

Хоровое
пение

Устный контроль

Исследовательская деятельность.

Найти в Интернете орнаменты своего народа, подобрать к ним соответствующую музыку и подготовить презентацию

20

Два направления музыкальной культуры. Духовная и светская музыка

(решение учебных задач)

Развитие му-

зыкальной культуры во взаимодействии двух направлений: светского и духовного. Му-

зыкальные образы духовной музыки. Музыкальные истоки восточной (православной) и западной (католической) церквей: знаменный распев и хорал. Инструментальная и вокальная светская музыка, камерная музыка

Познакомятся с понятиями: знаменный распев, хорал, фуга, полифония, соната, квартет, трио, камерная музыка; с двумя направлениями музыкальной культуры: духовной и свет-ской музыкой.

Научатся: 

– самостоятельно узнавать шедевры
камерной музыки;

– приводить му-

зыкальные примеры

Познавательные: осуществлять поиск информации
(в разных источниках), расширяющей и дополняющей знания общности музыки и живописи в образном выражении состояний души человека, изображении картин природы. Значение жанра
пейзаж в русском искусстве.

Регулятивные: анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого.

Коммуникативные: собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке.

Личностные: проявлять
в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь

Слушание музыки. Хоровое пение

Устный опрос

Найти в Интернете репродукции картин, созвучные музыке религиозной традиции. Составить программы концертов камерной музыки

21

Камерная инструментальная музыка. Этюд.

(постановка и решение учебных задач)

Углубление знаний о музыкальном жанре – этюде. Жанр концертного этюда в творчестве романтиков Ф. Шопена и Ф. Листа

Познакомятся с понятием концертные этюды.

Научатся: 

– проводить интонационно-образный
и сравнительный
анализ музыки;

– называть имена композиторов:
Ф. Шопен, Ф. Лист

Познавательные: осуществлять поиск информации
(в разных источниках), расширяющих и дополняющих знания о красоте звучания колокола, символизирующего соборность сознания русского человека.

Регулятивные: планировать свою учебную деятельность.

Коммуникативные: ставить вопросы, формулировать свои затруднения, учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки.

Личностные: иметь мотивацию к учебной деятельности, развивать эмоциональное восприятие произведений искусства

Слушание музыки. Интонационно-образный анализ

Устный контроль

Выполнить рисунок к одному из полюбившихся музыкальных сочинений

22

Транскрипция. Ф. Лист

(решение учебных задач)

Транскрип-

ция – переработка, переложение музыкальных произведений; наиболее популярный жанр концертно-виртуозных произведений

Познакомятся с понятием транскрипция.

Научатся:

– сопоставлять скрипичную музыку с живописью;

– анализировать, сравнивать произведения

Познавательные: осуществлять поиск информации
(в разных источниках), дополняющих знания об известных музыкантах.

Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности, выбирать действия в соответствии с поставленными задачами.

Коммуникативные: адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке.

Личностные: выражать свое отношение к произведениям искусства в различных формах

Слушание музыки. Интонационно-образный анализ.

Хоровое пение

Устный контроль

Выписать имена известных музыкантов-исполнителей: пианистов, скрипачей

23

Циклические формы ин-струментальной музыки.

«Кончерто гроссо», «Сюита в старинном стиле»
А. Шнитке
(постановка и решение учебных задач)

Углубление
и знакомство
с циклическими формами музыки: инструментальным концертом, сюитой на примере творчества А. Шнитке

Познакомятся с понятиями: циклическая форма музыки, полистилистика.

Научатся называть полные имена композиторов.

Узнают музыкальные произведения, относящиеся к циклическим формам
музыки

Познавательные: осуществлять поиск информации

(в разных источниках), самостоятельно отбирать для решения предметных задач необходимые энциклопедии, справочники.

Регулятивные: планировать свою учебную деятельность.

Коммуникативные: овладевать способностями сотрудничества с учителем, одноклассниками, отвечать на вопросы, делать выводы.

Личностные: иметь мотивацию к учебной деятельности, развивать эмоциональное восприятие произведений искусства

Устный
контроль.

Слушание
музыки.

Хоровое
пение

Письменный контроль (карточки)

Подготовить сольное исполнение любимого произведения (по выбору)

24–25

Соната
(«Патетическая») Л. Бетховен, Соната № 2
С. Прокофьева. Соната
№ 11
В.-А. Моцарта.

(открытие нового знания; решение учебных задач)

Углубление и знакомство с музыкальным жанром – соната. Сонатная форма: композиция, разработка, реприза, кода. Соната в творчестве великих композиторов: Л. Бетховена, С. С. Прокофьева, В.-А. Моцарта

Познакомятся с понятиями: соната, сонатная форма, кода, реприза, экспозиция, ариозо, трели, адажио, форшлаг, каданс.

Научатся:

– сравнивать сонаты Прокофьева и Моцарта;

– определять приемы музыкального
развития

Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач; осуществлять поиск информации в разных источниках.

Регулятивные: планировать свою учебную деятельность; самостоятельно отбирать для решения предметных задач необходимые источники.

Коммуникативные: сотрудничать с учителем, одноклассниками, отвечать на вопросы, делать выводы.

Личностные: развивать музыкально-эстетическое чувство, проявляющееся в эмоционально-ценностном отношении к искусству

Слушание музыки. Интонационно-образный анализ

Устный контроль.

Тест

Подготовить презентацию «Мир образов камерной музыки Моцарта». Составить устный рассказ «Мир чувств человека и его воплощение в музыке»

26–29

Симфоническая музыка (постановка и решение учебных задач; рефлексия)

Углубленное знакомство с музыкальным жанром – симфония. Строение симфонического произведения: четыре части, воплощающие разные стороны жизни человека. Симфония в творчестве великих композиторов:

И. Гайдна,
В.-А. Моцарта, С. С. Прокофьева, Л. Бетховена, Ф. Шуберта, В. С. Калинникова, Д. Б. Шостаковича. Мир музыкальных образов симфонической музыки

Познакомятся

с понятием симфония; с особенностями строения симфонии.

Научатся:

– хорошо разбираться в особенностях симфонии;

– проводить интонационно-образный
и сравнительный
анализ

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, выполнять учебные действия в качестве слуша-
теля.

Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия; ставить вопросы.

Личностные: выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении, проявлять инициативу в художественно-творческой деятельности; помнить подвиг русского народа в Великой Отечественной войне

Беседа.

Слушание
музыки.

Вокально-хоровое интонирование
и хоровое
пение. Интонационно-образный и сравнительный анализ

Устный
и письменный контроль

Творческая деятельность.

Подготовить мини-проекты (на выбор): «Счастье! Звучит нестареющий Моцарт!», «Романтические черты музыки
Ф. Шуберта». Подготовить сообщение на тему «Есть ли у симфонии будущее?»

30

Симфоническая картина. «Празднества»
К. Дебюсси
(усвоение новых знаний)

Знакомство
с симфонической картиной «Празднества» К. Дебюсси.

Живописность музыкальных образов симфонической кар-
тины

Познакомятся с понятиями: импрессионизм, программная музыка, симфоническая картина, танец, марш, пьеса.

Научатся:

– определять форму пьесы;

– выявлять связи
в средствах выразительности музыки
и живописи

Познавательные: осуществлять поиск информации
(в разных источниках), расширяющей и дополняющей знания о симфонии.

Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя, самостоятельно определять основные темы «Празднеств».

Коммуникативные: адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке.

Личностные: иметь мотивацию к учебной деятельности

Слушание
музыки.

Хоровое
пение

Устный контроль

Подготовить компьютерную презентацию «Имп-рессионизм в музыке и живописи»

31

Инструментальный концерт. Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна 

(решение учебных задач)

Углубление знакомства с жанром инструментальный концерт. Сонатно-симфонический цикл. Знакомство с концертом для скрипки
с оркестром
А. И. Хачатуряна

Познакомятся с понятием инструментальный концерт; со строением инст-
рументального концерта.

Научатся на основе музыки «Концерта» различать принципы развития музыки

Познавательные: осуществлять поиск информации
(в разных источниках), расширяющей и дополняющей знания о взаимодействии музыки, изобразительного искусства и литературы.

Регулятивные: научиться планировать свою учебную деятельность и следовать инструкциям учителя; вы-
полнять действия в устной
форме.

Коммуникативные: понимать содержание вопросов о музыке и воспроизводить их; оформлять свои мысли
в устной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций.

Личностные: различать основные нравственно-
этические понятия

Слушание
музыки.

Хоровое
пение.

Определение принципов развития музыки

Устный контроль

Подготовить письменное рассуждение о словах композитора Б. Асафьева: «В музыке концерта есть что-то от театра, дискуссии»

32

«Рапсодия в стиле блюз» Дж. Гершвина (решение учебных задач)

Углубление

знакомства

с творчеством американского композитора Дж. Гершвина на примере «Рапсодии в стиле блюз». Симфоджаз

Познакомятся с понятиями: рапсодия; джаз, симфоджаз
(их отличительными чертами); с творчеством Дж. Гершвина

Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации.

Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью к учителю, одноклассникам, контролировать свои действия в коллективной работе.

Личностные: иметь мотивацию к учебной деятельности, выражать эмоциональное отношение к искусству, эстетический взгляд на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии

Слушание
музыки.

Хоровое пение. Интонационно-образный анализ

Устный контроль

Найти в Интернете информацию об отечественных джазовых музыкантах. Составить фонограмму из по-нравившихся композиций

33

Музыка народов мира (решение учебных задач)

Многообразие жанров му-

зыкального фольклора как отражение жизни разных народов. Особенности музыкального языка

Научатся:

– проводить интонационно-образный анализ музыки;

– выявлять жанровую принадлежность

Познавательные: использовать общие приемы решения задач; ориентироваться в информационном материале учебника.

Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя.

Коммуникативные: адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке.

Личностные: различать основные нравственно-этические понятия; уважительно относиться к народному творчеству

Слушание музыки. Хоровое пение.

Интонационно-образный анализ

Тест

Подобрать
музыкальные иллюстрации

на тему «Современный фольклор»

34

Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер (рефлексия знаний)

Взаимодействие слова, музыки, сценического действия, хореографии

Познакомятся с популярными хитами из мюзиклов и рок-опер.

Научатся: определять национальный колорит народной

музыки

Познавательные: использовать общие приемы решения задач; ориентироваться в информационном материале учебника; добывать новые знания (информацию), полученные из различных источников и разными способами.

Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя; соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его.

Коммуникативные: адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке.

Личностные: выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений
в исполнении, проявлять инициативу в художественно-творческой деятельности; объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей

Слушание
музыки.

Хоровое
пение

Проверочная работа

Составить программу концерта «Музыкальные хиты современности»

35

«Пусть музыка звучит!»

(рефлексия знаний)

Углубление и расширение знаний об использовании музыкального фольклора профессиональными музыкантами. Этно-
музыка

Познакомятся с понятиями: фольклор, этномузыка, хит, мюзикл, рок-опера, их отличительными особенностями.

Научатся:

– определять тембры музыкальных инструментов;

– приводить примеры известных солистов, ансамблей, хоров народной музыки и названий известных хитов

Познавательные: осуществлять поиск информации
(в разных источниках), расширяющей и дополняющей знания об этномузыке.

Регулятивные: учиться планировать свою учебную деятельность; выбирать тему проекта с помощью учителя.

Коммуникативные: доносить свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи; оформлять свои мысли в устной и письменной речи с применением ИКТ; слушать других, быть готовым изменить свою
точку зрения.

Личностные: выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений
в исполнении, проявлять инициативу в художественно-творческой деятельности

Слушание
музыки.

Хоровое
пение

Творческая, исследовательская деятельность.

Темы проектов в учебнике
(с. 150–153)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочие программы класс(география)

рабочие программы 5-9 класс(2019)...

Рабочие программы класс(обществознание )

рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...

рабочая программа класса предшкольной подготовки

рабочая программа класса предшкольной подготовки...

Рабочая программа7 класс Starlight

к учебникуЗзвездный английский, 7 класс 2019...