Внеклассное занятие "Народное песенное творчество Ивановского края"
план-конспект занятия по музыке (5, 6, 7, 8 класс)

Смирнова Людмила Евгеньевна

Занятие - знакомство с музыкальным наследием Ивановского края

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narodnoe_pesennoe_tvorchestvo_ivanovskogo_kraya.docx25.3 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

             Народное песенное творчество Ивановского края.

                     Внеклассное  мероприятие.

У.-Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами совершим увлекательное виртуальное путешествие по страницам  сборника «Народные песни Ивановской области»,  материал  для которого заботливо, по крупицам собирали  многочисленные  фольклорные экспедиции. (слайд ) Сначала мы  напишем эпиграф для нашего сборника-это знаменитое высказывание М.И. Глинки:  «Песня- д…  народа». Какое слово пропущено?

Д.- Душа.            

У.-Совершенно верно. «Русская песня, - писал  музыковед И.А. Ильин, - глубока, как человеческое страдание, искренна, как молитва, сладостна, как любовь и утешение; в наши черные дни, как под игом татар, она даст детской душе исход из грозящего озлобления и каменения». Русская песня-уникальное явление в мире, в конце 19 века  русский немец, профессор  Вестфаль  отмечал:  « Эти песни отличаются оригинальностью гармонии, голосоведения и каденции, которые звучат прекрасно, но не соответствуют европейской теории музыки, учению о гармонии и композиторской практике. Они исполняются крестьянским хором без какой-либо музыкальной подготовки, без камертона и дирижёра, без сопровождения, a capella; это - четырехголосие, в котором никогда не бывает скверного и скучного унисона, а отсюда - свободные вариации и подвижные подголоски, которые от случая к случаю импровизируют, исходя непосредственно из внутреннего чувства, слуха и вкуса. Богатство этих песен неисчерпаемо, их возраст порой нельзя установить, их мелодика, ритм и выразительность просто пленяют, особенно при исполнении древних многообразных свадебных песен, то жалобно звучащих, то вдумчиво-благословляющих».

У.- Как вы думаете, можно ли, познакомившись с музыкой народа рассказать о его особенностях: образе мышления, отношению к природе, людям, духовности?

Д.-Да.

У.-Конечно, можно!

«Покажи мне, как ты веруешь и молишься; как просыпаются у тебя доброта, геройство, чувство чести и долга; как ты поёшь, пляшешь и читаешь стихи, - скажи мне всё это, а я скажу тебе, какой нации ты сын» (И.А. Ильин). Недавно к нам в Кохму приезжал из далёкой Аргентины потомок фабрикантов Ясюнинских, очень много сделавших для города до революции. Алексис прошёлся по бывшему родовому дому, о котором так много рассказывал его дедушка,в  нём  сейчас располагается Детская школа искусств. Он попросил  фольклорный ансамбль что-нибудь ему спеть из русских песен и был очень взволнован- музыка помогла ему  ощутить сопричастность  к жизни своих предков. (слайд     )

Исполнение фольклорным ансамблем  песни «Посреди двора широкого» в обработке Г. Заволокина.

У.- С каких песен начинается знакомство ребёнка с музыкой своего народа?

Д.- С колыбельных.     (слайд   )

У.- Давайте вспомним с вами колыбельную-зыбку ивановской области.

Колыбельная (зыбка)-исполнение  (сборник Ельчевой,стр 119)

У.-   (Наигрывает вступление к песне «А я по лугу»). Узнали вы эту плясовую? Давайте вместе её исполним.  (слайд       )

«А я по лугу»-исполнение.

У.-Перелистывая  страницу  нашего  песенника мы знакомимся со следующим жанром народной музыки –это  (слайд          трудовые песни)         ...отвечайте хором,ребята!

Д.-Трудовые песни.    

 «В деревне мы жили» -по выбору в исполнении фольклорного ансамбля.

У.-  (Слайд И. Е. Репин «Бурлаки на Волге» 1870-73 ). Кто изображён на репродукции картины?

Д.-Бурлаки.

У.-  Почти пригнувшись головой
К ногам, обвитым бечевой,
Обутым в лапти, вдоль реки
Ползли гурьбою бурлаки,
И был невыносимо дик
И страшно ясен в тишине
Их мерный похоронный крик -
И сердце дрогнуло во мне.

-Это стихи  Н.А.Некрасова. А  на слайде репродукция картины И.Е. Репина «Бурлаки» ( 1870 год) которую он писал на Волге под Саратовым.

У.- Что делают бурлаки?

Д.- Тянут гружёную баржу по Волге.

У.- Да, бурлаки тащили расшивы (большие речные судна) против течения реки. Это очень тяжёлый, изнурительный труд, за день артель продвигалась на 10-12 вёрст. (Слайд  фото 1900).В бурлаки крестьянина и посадского человека гнал голод, особенно, если год выдался неурожайный в нашем нечернозёмном краю.  Старая пословица говорила с горькой насмешкой: «Нечем платить долгу — ступай на Волгу: либо в бурлаки, либо в разбойники». Из 20 тысяч бурлаков, работавших в середине 19 века  в Костромской губернии, 15 тысяч нанималось в Юрьевецком уезде. Столицей бурлаков считался город Рыбинск(Ярославская область)   (слайд   памятник бурлаку)

Выдь на Волгу: чей стон раздается
Над великою русской рекой?
Этот стон у нас песней зовется —
То бурлаки идут бечевой!..

«Эй, ухнем!»-слушание  фрагмента  в исполнении Мужского хора Санкт-Петербургского Подворья Оптиной Пустыни.

У.- В чьём исполнении прозвучала песня?

Д.- Мужского хора.

У.- «Эй, ухнем!» в исполнении Мужского хора Санкт-Петербургского Подворья Оптиной Пустыни.

У.- Как вы думаете, зачем пели бурлацкие артели при такой невыносимой нагрузке?

Д.- Чтобы идти в ногу, чтобы отвлекаться от непосильного тяжёлого труда в мыслях…

У.-   Песня синхронизировала шаги бурлаков, чтоб  шли «не кто в  лес,а кто по дрова». В моменты, когда было необходимо «сволочь», сдёрнуть расшиву с мели, снять с якоря, привязывали  к ней большую сосну, в воде распирало её сучья, и, благодаря  слаженным действиям артели, припевам  «эй,ухнем», «ещё разик», «ой,да-да,ой-да» судно трогалось. Заунывные, протяжные  распевы облегчали физическую боль, помогали отвлечься от тяжких раздумий.  Мы с вами послушаем знаменитую песню «Дубинушка», которую опубликовал М.А. Балакирев (глава «Могучей кучки», содружества русских композиторов),а исполнение Фёдором  Шаляпиным этой песне в обработке  получило широкое распространение во времена русских революций начала 20 века. В Иванове, на Родине первого совета, эта песня была особенно любима.

«Дубинушка» в исполнении Ф.И. Шаляпина-слушание. (Слайд «Шаляпин» Кустодиева  )

Выберите к этой песне наиболее подходящие по смыслу пословицы:

 Хорошо живется - хорошо и поется.

И за песней плачется.

Где песня поется, там счастливо живется.

Хорошая песня дух бодрит.

Затянул песню - допевай, хоть тресни.

Беседа дорогу коротает, а песня - работу.

Без запевалы и песня не поется.

Бедный песни поет, а богатый только слушает.

Какая думка, такая и песня.

Не всяк весел, кто поёт.

Д.- И за песней плачется. Беседа дорогу коротает, а песня - работу. Бедный песни поет, а богатый только слушает. Какая думка, такая и песня. Не всяк весел, кто поёт.

У.- Листая страницы нашего иллюстрированного сборника знакомимся со следующими героями ивановских песен (Слайд  Степан Разин 1,2)

-Кто это по вашему мнению?

Д.- Богатые купцы…казаки…

У.- Вспомните прозвучавшую на уроке поговорку «Нечем платить долгу — ступай на Волгу: либо в бурлаки, либо в……….     

Д.- в разбойники».

У.- Это донские казаки, атаманом которых был  Степан Разин, смолоду он показал себя человеком огромного ума и блестящего красноречия. В 24 года отроду он избирается в атаманы, а в 28 лет включён в казацкое посольство и встречается с царём Алексеем Михайловичем. Ведёт переговоры с татарами, турками и калмыками, изъясняясь при этом на их языках.В 1667 году Степан идёт походом на Дербент и Баку, а затем в Персию,где им была пленена дочь хана. (Слайд ) Очевидец событий, голландский ремесленник и путешественник оставил такие воспоминания о событиях осени 1669 года: : «…Мы видели его [С. Разина] на шлюпке, раскрашенной и отчасти покрытой позолотой, пирующего с некоторыми из своих подчиненных. Подле него была дочь одного персидского хана, которую он с братом похитил из родительского дома во время своих набегов на Кавказ. Распаленный вином, он сел на край шлюпки и, задумчиво поглядев на реку, вдруг вскрикнул: «Волга славная! Ты доставила мне золото, серебро и разные драгоценности, ты меня взлелеяла и вскормила, ты начало моего счастья и славы, а я неблагодарный ничем еще не воздал тебе. Прими же теперь достойную тебе жертву!» С сим словом схватил он несчастную персиянку, которой все преступление состояло в том, что она покорилась буйным желаниям разбойника, и бросил ее в волны». А вот как поётся об этой истории в знаменитой в наших краях песне  «Из-за острова на стрежень», слова принадлежат Садовскому, а музыка народная. В Кинешме и Решме ходит легенда, что названия городов появились после слов княжны, обращающейся к разбойнику:  «Кинешь мя (меня), режь мя (меня)? Хотя, конечно, они появились гораздо раньше 17 века. Послушаем эту песню и сравним содержание. Стрежень- часть реки с наиболее быстрым течением.

«Из-за острова на стрежень»-слушание фрагмента

Д.- В песне поётся о том, что Степан утопил княжну, побоявшись насмешек со стороны дружины.

У.- Когда царь казнил старшего брата Степана,тот начинает мстить.Так начинается разинское восстание. Он двигается по Волге и грабит бояр, купцов и хранилища с государевой казной. Рубит головы, вешает, топит.Золото течёт в его руки пудами. Разграблены Астрахань, Царицин, Самара, Саратов.  В 1870 году Навроцкий написал стихотворение  "Есть на Волге утес", появилась песня, ставшая народной, в нашей области эта песня была очень любима, особенно в предреволюционное время.
«Есть на Волге утёс»-слушание фрагмента песни.

У.- В Ивановской области записана песня и о разбойнике Чуркине

«А в тех лесах дремучих» (сборник Ельчевой,стр.157)-слушание фрагмента песни

У.- В 1914 году С.Есенин написал стихотворение, в котором есть такие строки:

«По селу тропинкой кривенькой

В летний вечер голубой

Рекрута ходили с ливенкой

Разухабистой гурьбой.»

У.- Кто такие рекруты?

Д.-Солдаты.  (Слайд  «Проводы  новобранца»     )

У.- Рекрутами назывались наёмные солдаты, главным образом из крестьян. Сколько служили рекруты в царской армии?

Д.-5,10,15 лет..

У.-В Петровскую эпоху солдаты несли службу пожизненно,затем срок менялся: 25 лет,15, с перерывом на отпуск дома. Если служившие и возвращались домой,то больными,искалеченными и нетрудоспособными.

Послушайте текст песни  «Коляска к дому подкатила»  (сборник Ельчевой ,стр. 147)

У.- Много песен сложено о событиях русско-французской войны 1812 года, (слайд       ) «Мамашенька бранится» (сборник Ельчевой,стр. 137)-о битве при Бородино

У.-(Слайд с Наполеоном    ) Кто изображён на слайде?

Д.- Французский генерал, император Наполеон.

У.- В сборнике есть песня «Шумел, горел пожар московский»-о размышлениях и судьбе Наполеона (Слайд   )

У.- В войнах участвовали и побеждали  простые крестьянские парни. В рекруты могли отдать и неугодных помещикам людей, имеющих семьи и малолетних детей. Отобранных в рекруты жалели,освобождали последний год от всех работ.

«По селу тропинкой кривенькой

Ободравшись о пеньки

Рекрута играли в ливенку

Про остальные деньки.»

«Сыпь, тальянка, звонко,

Сыпь, тальянка, смело,

Вспомнить что-ли юность,

Ту, что пролетела?»  (Слайд «Парень играет», «В трактире» А. Соломаткин  )

У.-Как вы думаете, что такое ливенка, тальянка, о которых говорит Есенин?

Д.-Гармонь.  (Слайд  «Мальчик с гармошкой»  )

У.- Да, это разновидности гармони. Ливенка изготавливалась в городе Ливны, Орловской губернии, известной с 1860-1870 годов. (Слайд)    Тальянка имела сходство  с итальянской гармонью. (  Слайд    ) Русские пословицы гласят:  «Легка дорожка, если есть гармошка», «Иногда без гармошки, что за обедом без ложки». Гармонь- духовой язычковый клавишный инструмент. Достоверно неизвестно, где была изобретена первая гармонь. Оспаривают первенство Германия и Россия, где тоже, в начале 19 века, а Санкт-Петербурге чешским органным мастером Киршником в 1821 была сначала изготовлена губная, а в 1822 ручная гармоника. Видов гармони очень много. Они носили название тех мест, где появились. Давайте поиграем: я озвучиваю название, а вы говорите город, местность или страну, где она изобретена.

Ливенка-………..Ливны

Петроградка-…….Санкт-Петербург

Немка-………Германия

Тальянка-………Италия

Елецкая-………город Елец

Саратовская-……….Саратов  (разновидность гармони с колокольчиками)

Вятская-…….Вятка

Тагильская-….Тагил

Венка-………..Вена  

У.- Гармони бывают однорядные (с одним рядом кнопок), в отличии от фортепиано, при нажатии на 1 клавишу звучит несколько нот; двухрядные-2 ряда кнопок и трёхрядные.

У.- В нашей области тоже есть город, славящийся своей гармонной фабрикой. Это..  «Я поеду в город (Шую) и  куплю гармонь большую, как приеду на село, заиграю весело.» Звучит наигрыш «Барыня»- слушание

Д.-Шуя!

У.-Правильно.  (Слайд    )  Слова этой частушки знают по всей России. Шуйские гармошки –визитная карточка города на Тезе. Инструменты украшены сетками с изящными рисунками, росписью лицевых поверхностей корпуса. Местными мастерами придуман особый строй голосов, что делает звучание неповторимым и легко узнаваемым: оно гораздо мягче и мелодичнее, нежели у изделий “конкурентов”. «Именно эта “изюминка” на долгие годы обеспечила популярность продукции “Шуйской гармонной фабрики” среди знатоков в нашей стране и за рубежом. Здесь нет конвейера: каждый инструмент — hand made, ручной сборки. И в этом шуйские гармони – особенные. Один мастер собирает инструмент от начала до конца.   Эти гармони типа -«хромка», самые распространённые в наше время.Так их называют за сходство с хроматической ручной гармонью. С 1925-1930 года они вытеснили венки и стали основным видом русской гармони.

У.- Какое событие произошло в июне 1941 года?

Д.-Началась Великая Отечественная война.

«Солдаты, в путь!» Сл. ивановского поэта М. Дудина. Муз. В Соловьёва-Седова. (Физкультминутка- марширование на месте)

У.-Да. И уже в конце лета 1941 года, согласно распоряжению Наркомата (высшее военное ведомство СССР) на фронт было отправлено 12000 гармоней, а осенью более 60 000. Зачем это было сделано, зачем солдату гармонь на войне?

Д.-Поднимать боевой дух,отвлекаться от трагических событий.

У.-Конечно!  «Без песен на войне труднее вдвойне», « В нашей роте песня в почёте», «Гармонь не огонь, а разогревает», « Гармонюшка-матушка лучше хлеба-батюшки». В песне выпевалась тоска по родными близким,оставшимся в тылу.  «Пой,  гармоника,  вьюге назло,  заплутавшее счастье зови.Мне в холодной землянке тепло от твоей негасимой любви».

Отрывок из поэмы «Василий Тёркин» Твардовского-слушание. (Обратите внимание, звучит песня ивановской области « За грибами в лес девицы»)

  Только взял боец трёхрядку,

Сразу видно,гармонист.

Для начала,для порядку,

Кинул пальцы сверху-вниз.

И от той гармошки старой,

Что осталась сиротой.

Как-то вдруг теплее стало

На дороге фронтовой.

У.- На ивановской земле не раз проходил фестиваль, снималась передача «Играй, гармонь любимая». Автор-  ведущий, талантливый композитор, поэт и гармонист  Геннадий Заволокин, к сожалению трагически погиб в 2001 году. Очень приятно, что Геннадий  играл именно на нашей шуйской гармони- «хромке». (Слайд-слова Заволокина… музыка напевная — кровь народная. Без неё народы не живут.)  «Гармонь  в  Иванове»- просмотр видеофрагмента.

У.- Вот мы и перелистнули последнюю страницу сборника. За урок мы побывали в разных эпохах. Составьте, пожалуйста, из слогов правильное название жанров русских народных песен, что мы слушали.

Д.- Плясовые, колыбельные, трудовые, лирические, солдатские.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"По следам народных песен" урок музыки в 5 классе со сложной структурой дефекта

Цель:  обогащать представление учащихся о жанрах народной песни....

Формирование художественной культуры детей младшего школьного возраста в процессе занятий народно-песенным творчеством.

Именно в культуре человек обретает свое бытие, именно культура задает содержание, стиль, характер мышления и отношения человека к окружающей действительности, а также формирует образ мира человека как...

Методические разработки уроков к учебному пособию по историческому краеведению для учащихся 9 класса. "Ивановский край в истории Отечества"/ К.Е.Балдин, Б.Г.Барвенко, Г.В.Иванов., Иваново 2007г.

Разработка включает следующие разделы: введение, пояснительную записку,   распределение учебных часов по  темам курса « Ивановский край в истории Отечества» с кратким содержанием,...

Разножанровость песенного творчества в городах края.

Цель урока:- выявить роль песни в жизни кубанских казаков,-познакомиться с традиционными песенными жанрами и творческими коллективами Кубани....

"Поле-чудес. Ивановский край"

Анимированная презентация "Поле-чудес. Ивановский край"...

Презентация "Цветаевские места Ивановского края"

       Многие места бывшей Владимирской губернии неразрывно связаны с историей Цветаевского рода. Первый известный нам представитель этого прославленного рода Петр Осипов (И...