Доклад "Применение методов интегративной музыкотерапии в общеобразовательной школе с учётом репрезентативных систем учащихся"
статья по музыке

Смирнова Людмила Евгеньевна

Доклад на IV Международной конференции в Санкт-Петербурге "Музыкотерапия в образовании" (2011)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_smirnova.doc47 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Применение  методов  интегративной  музыкотерапии   в  

общеобразовательной  школе  с учётом

 репрезентативных  систем  учащихся.

Доклад    на IV международной  научно-практической конференции на тему: «Музыкотерапия в музыкальном образовании».(Музыкальном факультете РГПУ имени А.И. Герцена,г.Санкт-Петербург )

        Автор:       Смирнова  Людмила  Евгеньевна,  учитель  музыки.

        Соавтор:  Григорьева  Татьяна  Владимировна,  врач  психотерапевт.                            

На  сегодняшний  момент  общеобразовательные  школы  находятся  в состоянии  перехода к федеральным  государственным  стандартам  второго поколения, одна из  главных  задач  которых - сохранение  и  укрепление здоровья  школьников. В «Концепции содержания образовательной области «Искусство» предмету «Музыка» отводится важная  функция - снимать нервно-психические перегрузки,  восстанавливать  положительный  эмоциональный тонус  учащихся. Искусство музыки в силу своей специфики обладает огромной  силой   воздействия  на  человека,  и кому, как не нам, учителям музыки, работающим  в общеобразовательных школах, это  известно. Каждый педагог, используя его целительное воздействие,  способствует поддержанию гармоничного состояния  детского организма, влияя на эмоции, чувства  и корректируя средствами музыки  поведение школьников. На современном уроке, наряду с  традиционными музыкально-педагогическими  приёмами  и  методиками, целесообразно  осознанное  применение  элементов  музыкальной терапии, в опоре на знание психологии.  Л.Н. Толстой  писал: «Люди, как реки; вода во всех одинаковая… но каждая  река  бывает  то  узкая, то быстрая,  то тихая…». Особенности  восприятия  школьников  зависят  не  только  от  их  общей  культуры, но и  от  наличия  и преобладания первичных ведущих репрезентативных систем: визуальной,  аудиальной,  кинестетической. Все  дети  по-разному  воспринимают  и  анализируют информацию, и  по-разному способны её  передать.  Располагая  знаниями о  сенсорных  особенностях  учащихся  разных   уровней образовательного учреждения,  разных параллелей классов,  учитель может более тонко подобрать  методы и приёмы обучения. Процесс образования  определяется организацией коммуникации, которая  состоит  из  2-х компонентов - вербального  и  невербального.  Благодаря современным исследованиям  в области медицины  гемисферологии,  научно доказано, что в вербальные и аналитические функции вовлечено, главным образом, левое полушарие мозга, а правое -  ответственно за невербальные  процессы.  Пение,  музыка,  артистичность,  цветовая  чувствительность,  чувства и эмоции - это навыки, связанные  с правополушарной  специализацией,  с кинестетической,  правовизуальной  модальностью.  Интонационно-голосовая  выразительность, чистота пения, образно-слуховое  восприятие - заслуга его работы. Соответственно, левое полушарие больше  аудиальное,  левовизуальное,  обеспечивает  анализ  произведения, ответственно за  смысловой, ассоциативный ряд. Поэтому  неудивительно, что  так  называемые   ученики-кинестетики, количество которых в начальной школе может достигать  40%, оказываются неспособными к  восприятию учебного материала, в основном  рассчитанного  на  левополушарных  детей (например,  программа  Л.В. Занкова, Н.А. Зайцева). Впоследствии, они выделяются в категорию «трудных», «проблемных»  учащихся, которых Майкл Гриндер, новатор  в  области  НЛП  в  педагогике,  называет «коридорными», оказавшимися  в  стороне от  школьного конвейера. Чаще  всего такие ребята испытывают колоссальные нервные  перегрузки, ведь они вынуждены тратить огромное количество энергии на обучение в ещё несовершенно развитых сенсорных системах. Исходя из моего опыта работы, я замечаю, что  младшие  школьники при  45 - минутном  уроке  оказываются полностью  неработоспособными к 4 уроку 1 смены, а в конце четверти и гораздо  раньше. Поэтому лучшим  способом  восстановить  способность  к  работе  является  релаксация, а точнее   директивная музыкально-образная медитация, когда дети следуют инструкции взрослого, с элементами аутогенной  тренировки. Ученикам бывает  достаточно  и 5 минут, чтобы  сбросить напряжение всего  рабочего  дня.  Обычно я использую 3 фрагмента  произведений:  первым  из  них предпочитаю  музыку  природы  нашей  Родины  - звуки леса,  дождя, спокойный шум прибоя,  или  релаксационную  музыку  с наложенными  звуками природы  в равных  соотношениях. 2-й фрагмент - нейтральный, а 3-ий,  как  правило, музыка  тонизирующего  характера,  для  активизации жизненных сил  и творческой работоспособности. Перед релаксацией  может  иметь  место  просмотр красивых слайдов природы,  ароматерапия  (включается ещё и  олфакторная система), при  отсутствии противопоказаний  и  консультации со школьным  врачом.  Чтобы не отвлекаться на внешние  раздражители,  я прошу  принять удобную  позу - лечь  на  парту, повернув голову набок, положить её на руки и закрыть глаза. С помощью  простых  тестов,  например, смайликов, и  самоотчёта, в который входит оценка самочувствия, работоспособности, настроения, наличия каких-либо болезненных ощущениях (боли), можно легко проследить положительный эффект. Ребята  радуются, что  перестала болеть голова, улучшилось зрение.  После расслабления организм  способен  максимально открыть свои сенсорные  каналы, тогда  как при  психофизическом и  психоэмоциональном  напряжении  человек  склонен закрываться в одном.  Не  приходится  говорить, что после этого восприятие  музыки, куда входят все виды музыкальной деятельности, улучшается в несколько  раз.

На уроках музыки всегда  присутствует  интеграция с цветотерапией, изотерапией - просмотр фото и видеозаписей картин природы, шедевров живописи, обеспечивая моделирование  психоэмоционального  состояния школьников, помогая увидеть красоту мира. Цветовое решение  кабинета  музыки –окраска стен, жалюзи, выполнено в оптимальном зелёном цвете,     ассоциирующемся на подсознании с природой, живой зеленью. Умышленно никогда  не ограничиваю младших  школьников в  свободном выражении эмоций  через  движения  (кинезитерапия). Применяю специально разработанные мной нехитрые музыкально-физкультурные минутки, включающие разминку основных 7 сегментов мышц, в которых блокируются различные отрицательные эмоции, согласно учению телесно  ориетированной  терапии В.  Райха и  А.Лоуэна. Психогимнастика,  логоритмические,  фонопедические упражнения,  пальчиковые игры, дыхательные упражнения  способствуют раскрепощению, развитию эмоциональной сферы,  поднятию  настроения.  «Музыка-это стенография чувств», - говорил  А.Толстой.   В процессе  занятий музыкой  школьники  учатся,  в первую  очередь,  отслеживать  свои  эмоции,  в результате размышления стремятся  определить, какие чувства  пытался  выразить  в произведении композитор, а  когда  сами выступают  в  роли исполнителей - донести  их  до  слушателя.  В Америке  сейчас популярно высказывание: «Благодаря IQ вы устраиваетесь на работу, а благодаря EQ ,  эмоциональному интеллекту, делаете карьеру». Теория  Дэниела  Гоулмана  произвела  переворот  в  концепции  успеха бизнеса,  доказав, что успешны те люди, которые  умело  сочетают  чувства  и разум.  Алекситимия, неспособность осознавать и  выражать свои  чувства, преодолима, если  учитель побуждает детей  их выразить в разных сенсорных модальностях. Например,  на уроке,  после  прослушивания  симфонической поэмы «Море» Чюрлёниса, я разделила ребят на 3 группы: художники, поэты, музыканты.  Предложив  проявить  себя  в  разных областях искусства, я попросила  1 группу  выбрать 1 цвет из теста Люшера  и отобразить свои чувства на бумаге. «Писатели» и «поэты»  должны были  озвучить словами характер музыки, а «музыканты» с закрытыми глазами - определить тембры преобладающих групп инструментов симфонического оркестра и показать приёмы  игры  на них. Здесь  видно, что при обучении мною  сознательно  использовались 3 модальности.  Разучивание  песен, подача  учебной информации также  происходит  с учётом  сенсорных  особенностей школьников. Например,  знакомясь с формами музыки  вариациями,  мы   рассматриваем матрёшку, анализируем произведения живописи  - серии картин Моне  «Собор в Руане», «Тополя на Эпте», исполняем  вокальные  вариации «Со вьюном я хожу», играем в детском оркестре  вариации  на тему песни «Светит месяц».  Изучая  форму  рондо, поём  музыкально  дидактические  попевки  хором,  исследуем  орнаменты разных народов, читаем стихи в этой форме, слушаем романс «Спящая княжна» Бородина. Чем  больше  информационных  каналов  задействовано - тем лучше живая память,  этим можно объяснить, что при  часе  занятий  в неделю,  спустя много  лет, ребята  помнят единожды  прослушанное, но «пережитое» и прочувствованное  произведение. Особенно любима детьми начальных классов  игра  в  шумовом  оркестре  с самодельными  инструментами, при  слушании знакомых  популярных произведений  я ввожу  приём  «подыгрывания», прошу  следить и чутко реагировать за  изменением динамических  оттенков, темпом ( в данном  случае за ритмичность исполнения отвечает  левое  полушарие, а правое участвует в различении тембров инструментов). В этих ситуациях каждый  ученик  чувствует  себя  творцом  музыки.  Повышается  его  самооценка, чувство  единения с одноклассниками. Надо отметить, что на наших уроках есть возможность  заслуженно поощрить, поднять  личную и коллективную оценку тех  детей, которые  испытывают  проблемы  в  учёбе  и  взаимоотношениях  в  классе. Чаще  всего  это  те   кинестетики,  которые не смогли адаптироваться в начальном звене, но показывающие иногда более глубокое,  тонкое  чувствование музыкального произведения  и  замысла композитора,  нежели  успешные  сверстники-хорошисты.

Проблемы,  характерные  для  старшего  звена - это  сложности  в  установлении  контакта,  раппорта,  индивидуального  для  каждого  класса, что связано  с закономерностями их психофизического развития. До 15 %  восьмиклассников  могут  не  считаться  с  условиями дисциплины, не  мотивируются  ни вознаграждениями, ни наказаниями. Чтобы успешно учитывать природу подростков, требуется особая гибкость.  По информации ведущих тренеров  «Центра НЛП в образовании» в 8-ых классах чаще  присутствуют 2 ведущих модальности – кинестетики  и  визуалы, количество  аудиалов  сокращается  порой  до  6% . Учитель  в  своей  работе  должен  обязательно  учитывать  темп речи,  внешний вид - чтобы суметь удержать  внимание  визуалов, и,  конечно, потребности возраста в подборе репертуара. Ребятам  нравятся песни  любовной, гедонистической направленности,  с философским содержанием. Трудности возникают  у  подростков  в связи  с  восприятием  классической музыки - на фоне постоянно сопровождающей  подростков электронной  техно -музыки с навязчивым агрессивным ритмом, мощной динамикой, низкочастотными  и высокочастотными  звучаниями,  она  вызывает  у  некоторых старшеклассников в лучшем случае  безразличие, в худшем - негатив и отторжение. Включая старшеклассников  в  научно-исследовательскую  деятельность  на темы  «Роль классической музыки в рекламе и  её воздействие на эмоциональную сферу человека», «Цифровые аудионаркотики - вредно или полезно»,  демонстрируя созданные ими презентации, фрагменты документальных кинофильмов, например, «Великая тайна воды»  о  научных исследованиях  Эмото  Масару, вовлекаю в анализ музыкально-выразительных средств, в результате которого они сами  приходят к выводу о важности  разумного,  избирательного подхода к слушанию музыки. Не всегда ребята  хотят  делиться  своими личными впечатлениями, поэтому  применение техники  синквейна  индивидуально или в парах, позволяет облегчить вербализацию  их чувств, а учителю - отследить реакцию  каждого школьника.  Из всего сказанного выше следует, что потенциалом  музыки  является  работа  мозга одновременно  как  в  образной, так  и в  смысловой  сфере,  что, соответственно, способствует более гармоничному развитию личности.  Оперирование знаниями  о  преобладающих  в разном возрасте  комбинациях  репрезентативных  систем,  помогает научить  школьников  наиболее  полно  выражать  себя  в музыке, черпать в ней вдохновение, наслаждаться интересной,  полной жизнью.  В рамках «Школы здоровья»,  совместно  с психотерапевтом  консультативно-диагностического центра  детского отделения  клиники Ивановской государственной медицинской академии Минздрава соцразвития России  Григорьевой Татьяной  Владимировной, мы  осуществляем  активное  сотрудничество  в  плане  психопрофилактики  и  психогигиены  детей  и  подростков  средствами   интегративной  музыкотерапии,  учитывая особенности   их  репрезентативных  систем.  В следующем  учебном  году  мы  планируем  провести  более детальные  исследования  в этом  направлении.

Использованная литература, интернет-ресурсы:

1Стандарт основного общего образования по образовательной области «Искусство».

2.Концепция модернизации российского образования на период до 2010г.,М.-2002

3.Дж.Морено..Включи  свою  внутреннюю музыку. Музыкальная терапия  и психодрама. Москва. Когито-центр. 2009.

4. Петрушин В. И.. Музыкальная психотерапия. М., 2000.

5.Петрушин В.И.. Психологические модели отражения действительности в искусстве.  http://www.health-music-psy.ru/

6.Шушарджан С. В. Музыкотерапия и резервы человеческого организма. М., 1998

7. М. Гриндер, Л. Лойд. НЛП в педагогике. М.: Институт общегуманитарных исследований,  2001.

8. Собчик Л. Н. Цветовой тест Макса Люшера. М.. 1996.

9.  Ламыкина Л.В., Челышева Т.В.. Образовательная область «Искусство» в контексте эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования. Методические рекомендации. - М.: АПК и ПРО, 2002.

apkpro.ru › content/view/328/1/

10. Музыкальная  психология  и  психотерапия:  №1,2/2007,№2/2008,№2,3/2009. http://www.health-music-psy.ru/

11.Исследование закономерностей развития репрезентативных систем школьников". А. Плигин, А. Герасимов.  content.mail.ru › arch/19978/958966.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к докладу "Применение метода биологической обратной связи в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного и младшего школьного возраста"

В презентации показаны факторы, отрицательно влияющие на речь ребенка, раскрыты цели, задачи, система работы с применением аппарата БОС-логотерапевтический...

Презентация "Применение элементов разноуровневого обучения в общеобразовательной школе"

В данной презентации освещаются основные принципы разноуровневого обучения. Даны примеры разноуровневых заданий.  Представлены итоги работы в разных классах, в которых применялись элементы данной...

Доклад на тему «Одаренный ребенок в общеобразовательной школе»

Подготовил:  Дарбинян Арам Генрикович, учитель математики, руководитель МО учителей математики....

Современные концепции и методы обучения музыке в общеобразовательной школе

Современные концепции и методы обучения музыке в общеобразовательной школе...

Работа с текстом с учётом репрезентативных систем обучающихся

Обязательной частью профильного обучения биологии является определение модальностей или ведущих репрезентативных систем лицеистов с использованием диагностики С. Ефремцева. Диагностика не трудоёмка, л...

Применение метода «пластилиновая анимация» в начальной школе как средство гармоничного развития учащихся.

Цель методической разработки:организация совместного урочного и внеурочного взаимодействия учащихся и учителей в работе по ознакомлению с этапами работы над созданием пластилинового анимационного муль...

Применение метода «пластилиновая анимация» в начальной школе как средство гармоничного развития учащихся.

Цель методической разработки:организация совместного урочного и внеурочного взаимодействия учащихся и учителей в работе по ознакомлению с этапами работы над созданием пластилинового анимационного...