«Использование здоровьесберегающих технологий на уроках музыки»
учебно-методический материал по музыке

Еленина Наталья Сергеевна

Данный материал возможно станет полезен учителям музыки общеобразовательных, коррекционных школ,  и музыкальным руководителям  детских садов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesbereg.tehnologii.docx631.38 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Использование  здоровьесберегающих технологий

на уроках музыки»

Учитель музыки МБОУ "СОШ №3 г.Красноармейска"

Еленина Наталья Сергеевна

2018

       Сегодня перед школой стоит важная задача – создание условий для сохранения здоровья учащихся, т. е. разработка мер по здоровьесбережению, внедрению здоровьесберегающих технологий в образовательный процессе.

Постоянно возрастающая по объему и усложняющаяся по содержанию научная информация приходит в противоречие с недостаточной гибкостью учебных планов, программ, учебников, что ведет к хронической перегрузке учащихся, падению интереса к учению, ухудшению их здоровья.

        Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс – актуальная тенденция обновления образования. Музыкальное воспитание должно строится на принципах отбора специальных методов применительно к возрасту и способностям детей – это и определило новизну и актуальность данной работы.

        Метод здоровьесберегающих технологий –один из необходимых методов музыкального обучения.Под здоровьесберегающими технологиями на уроках музыки нужно  понимать создание таких условий, форм и методов обучения, которые будут способствовать формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся. Учитывая, что музыкальное воспитание – это часть эстетического воспитания, для нас важно создать условия для формирования духовного здоровья.

         В ходе работы с учащимися на уроках музыки можно применять такие здоровьесберегающие технологии, как вокалотерапия, ритмотерапия, логоритмика, музыкотерапия.

        Человечеству многие тысячелетия известно о врачующем воздействии музыки. Так, в Древнем Египте с помощью пения хора избавляли от бессонницы, в Древней Греции звуками трубы исцеляли от радикулита и расстройств нервной системы. Эффективность музыкотерапии обуславливается не только эмоциональным воздействием на здоровье человека, но и сочетаемостью музыкальных звуков с вибрациями отдельных органов и систем организма.

           Уже в те далёкие времена древнегреческие ученые и музыканты пытались создать что-то вроде «звуковой классификации», в основе которой лежали ощущения и реакции, вызываемые музыкой. Она подразделялась на 3 основных лада: фригийский – страстный и возбуждающий, лидийский – грустный и тоскливый, дорийский – строгий и мужественный.

           Увлекались музыкотерапией и в ХVIII-ХIХ веках. В ХХI веке человек перегруженный стрессами оказался весьма восприимчивым к неврозам и астении. И врачи всё больше стали прибегать к методам музыкотерапии. Музыкой лечатся теперь многие заболевания. Музыкотерапия в мире становится признанной наукой. Приобщение к музыкальному искусству  активизирует работу мозга в целом, воздействует на её определенные мозговые зоны.

           Какая же музыка благотворно действует на человека? Исследователи считают, что наиболее  благотворно действует на человека  «классическая музыка». Она влияет не только на умственные способности человека, но и на развитие его мозга в целом. Было выяснено, что профессиональные музыканты и люди, которые часто слушают «классическую музыку», обладают отличной памятью и способностью к языкам.

          Большое значение музыка  имеет как средство борьбы с переутомлением. Наблюдения за детьми и анализ результатов показывают, что музыка, зачастую сопровождаемая просмотром репродукций произведений изобразительного искусства, прослушивание аудиозаписей «звучащей» природы, положительно влияет на их психоэмоциональное состояние. Научно доказано, что музыка может укреплять иммунную систему, что приводит к снижению заболеваемости, улучшает обмен веществ и, как следствие, активнее идут восстановительные процессы. В современной медицине все большее распространение получает наряду с фитотерапией и арттерапией термин «музыкотерапия». Речь идет о восстановлении здоровья человека при помощи занятий музыкой. Музыкальная терапия используется для лечения сахарного диабета, так как было установлено, что между уровнем сахара в крови и психическим состоянием существует прямая связь.

Фольклорная арт-терапия

            В народных детских песнях особенно заметна непосредственная связь с речевым интонированием. Диапазоны их охватывают примерные тоны детского голоса и складываются из достигнутых каждому ребенку секундовых, терцовых и квартовых интонаций. Благодаря естественности и органичности народных попевок достаточно быстро налаживается координация голоса и слуха, что незамедлительно сказывается на точности интонирования. Традиционные детские песни развивают у детей не только музыкальный слух и память, но и легкие, дыхание, голосовой аппарат. Все – кости рук, ног, мышцы, кровь – все до самой последней клетки вступает во взаимодействие, когда человек говорит, кричит, поет. Приемы свободного движения под музыку песни развивают музыкально-творческие способности детей. Характерная для русских танцев релаксация рук, особенно кистей, позволяет производить сбросы накопившихся зажимов.

            В ходе проведения нетрадиционных форм урока (урок-обряд, урок-концерт, урок-праздник, урок-путешествие) значительную роль играет терапия русским костюмом и его цветными сочетаниями, характером узора. В ходе занятий у младших школьников неизбежно повышается художественная компетенция, но помимо этого совершенно неоспоримым фактом психотерапевтической направленности становится надевание самого костюма и пребывание в нем. Работа над собственным имиджем сводится, как и любая другая психотерапевтическая работа, к смене стереотипов, к попытке увидеть привычное иным взглядом.

              Музыкально-рациональная психотерапия в условиях общеобразовательной школы представляет собой совокупность приемов и методов, направленных на расширение и обогащение спектра доступных младшему школьнику переживаний и формирование мировоззрения, которое помогает ему быть здоровым и счастливым. В предлагаемом подходе объединяются эстетотерапия – лечение красотой и арт-терапия – лечение идеалами. Автор данной методики В. И. Петрушин – не является профессиональным врачом, но, будучи профессиональным музыкантом, работал по своей методике в общеобразовательных школах и больницах, с детьми и взрослыми. В результате теоретических и практических поисков родилась концепция музыкально-рациональной психотерапии, аналога которой не существует ни в нашей стране, ни за рубежом. В своей практической работе В. И. Петрушин широко использует приемы музыкально-образной медитативной психотерапии, специальные дыхательные упражнения, ритмические движения и танцы, групповой массаж, просмотр слайдов с красивыми картинами природы и шедевров мировой живописи, внимательное прослушивание эффективно насыщенных музыкальных произведений. Несомненный интерес для формирования в младшем школьнике оптимистического и жизнеутверждающего мировоззрения представляют специально созданные формулы музыкального самовнушения, а также песни, которые могут оказывать на мироощущение ребенка положительное воздействие:

- формулы психологической устойчивости («Несмотря на мои неприятности», «Только смеяться»),

- формулы расслабления и успокоения («Пальцы рук моих спокойны и расслаблены»),

- формулы защиты то беспокойства и плохих мыслей (Если хочешь ты быть спокойным»).

 Терапия творчеством

           Выполнение творческих заданий на уроке музыки является одним из наиболее эффективных приемов оптимизации психического состояния школьников. Творческие задания направлены на расширение репертуара доступных ребенку эмоциональных переживаний. Для этого необходимо сочинить собственную мелодию, которая соответствовала бы заданному образу.

1. Мелодизация собственных имен.

2. Мелодизация эмоционально окрашенных состояний («Какая удача, какая радость!», «Мне так спокойно и хорошо»).

3. Мелодизация образов животных («Танец медведя», «Хоровод белок»).

4. Мелодизация природных явлений («Летний дождь», «Осенний дождь»).

В процессе музыкального творчества происходит более полное познание учеником самого себя, своих способностей, формируются навыки невербального, чувственного контакта с окружающим миром.

 Сказкотерапия

            Сказка открывает ребенку перспективы собственного роста, дарит надежду и мечты – предощущение будущего, становится неким духовным оберегом детства. Велико значение сказки для поддержания душевного мира детей.

 Вокалотерапия

            Большое внимание на уроках музыки уделяется воспитанию и развитию детских голосов. Голос, которым поют наши учащиеся, должен литься свободно, без напряжения и крика, быть естественным и выразительным. Голос – это своеобразный индикатор здоровья человека. Обладатели сильного голоса, как правило, имеют крепкое здоровье. Значит, если голос «ослаб, потускнел и неприятен окружающим», необходимо укреплять, тренировать голосовые мышцы.

Одно из упражнений физвокализа: потянитесь. Поиграйте всеми мышцами, распрямите плечи, высоко поднимите голову («столб достоинства»), почувствуйте себя победителем и обязательно напевайте. Если младший школьник будет постоянно выполнять такое упражнение, его сознание зафиксирует горделивую позу в мозгу, и мозг даст команду всем системам организма работать на его благополучие.

Лечебное воздействие гимнастики Стрельниковой

             Предлагаемая методика была разработана педагогом-вокалистом Александрой Николаевной Стрельниковой. Эта гимнастика восстанавливает дыхание голос певцам и чрезвычайно благотворно воздействует на организм в целом:

Восстанавливает нарушенное носовое дыхание

Улучшает дренажную функцию бронхов

Положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровеснабжении, в том числе и лёгочной ткани

Повышает общую сопротивляемость организма, его тонус. Улучшает нервно- психическое состояние.

Упражнения выполняются количество раз, кратное 8, лучше всего “стрельниковская сотня” - 96 раз, но поскольку эта гимнастика один из видов разминки на уроке, то количество движений регламентируется отведённым на этот вид деятельности временем, примерно мы успеваем сделать 8-16 движений каждого упражнения.

Основной комплекс дыхательных упражнений

Упражнение “Ладошки” (разминочное )

Исходное положение: встать прямо, показать ладошки “зрителю”, руки далеко от тела не уво-дить. Делайте короткий, шумный. Активный вдох носом и одновременно сжимайте кулачки в ладошки.

Image1250  Image1251Image1250Image1251

Упражнение “Погончики”

Исходное положение: встать прямо, сжатые в кулаки кисти рук прижать к поясу.

В момент короткого и шумного вдоха носом с силой толкайте кулаки к полу, как бы отжимаясь от него или сбрасывая с рук что-то. При этом во время толчка кулаки разжимаются

Image1252Image1253Image1252Image1253

Упражнение “Насос”

Исходное положение: встать прямо, руки опущены.

Слегка наклонитесь вниз, к полу: спина круглая (а не прямая), голова опущена

(смотрит вниз, в пол, шею не тянуть и не напрягать, руки опущены вниз). Сделайте короткий шумный вдох в конечной точке поклона (“понюхайте пол”).

Слегка приподнимитесь, но не выпрямляйтесь полностью – в этот момент абсолютно пассивно уходит через нос или рот.

Image1254  Image1255Image1254Image1255

Снова наклонитесь и одновременно с поклоном сделайте короткий шумный вдох. Затем выдыхая, слегка выпрямитесь, выпуская воздух через рот или нос.

Упражнение “Кошка”

Исходное положение: встать прямо, руки опущены. Делаем лёгкие, пружинистые, танцевальные движения, одновременно поворачивая туловище то вправо. То влево с одновременным коротким шумным вдохом делаем руками лёгкое “сбрасывающее” движение.

Кисти рук далеко от пояса не уводим, чтобы вас “не заносило” на поворотах.

Голова поворачивается вместе с туловищем то вправо, то влево. Колени то гнутся, то выпрямляются, приседание лёгкое

Упражнение “Обними плечи”

Исходное положение: встаньте прямо. Руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч. В момент короткого шумного вдоха носом бросаем руки навстречу друг другу, как бы обнимая себя за плечи. Важно, чтобы руки двигались параллельно друг другу. А не крест-накрест.

Image1256  Image1257Image1256Image1257

Упражнение “Большой маятник” (“Насос” + “Обними плечи”)

Исходное положение: встаньте прямо. Слегка наклонитесь к полу (руки тянутся к коленям, но не опускаются ниже них) - вдох. И сразу же без остановки слегка откиньтесь назад (чуть прогнувшись в пояснице), обнимая себя за плечи, - тоже вдох. Выдох пассивно уходит между вдохами- движениями.

Image1258

Итак: поклон полу, руки к коленям – вдох, затем лёгкий прогиб в пояснице – встречное движение рук со слегка откинутой головой (тоже вдох).

Тик- так, вдох с пола, вдох с потолка. Сильно в пояснице не прогибайтесь: всё делается легко и просто “Повороты головы”

И.П.: встаньте прямо. Поверните голову вправо и сделайте короткий шумный вдох справа. Затем сразу же (без остановки посередине) поверните голову влево, шумно и коротко понюхайте воздух слева.

Image1259  Image1260Image1259Image1260

“Китайский болванчик”

И.П.: встаньте прямо. Слегка наклоните голову вправо, правое ухо идёт к правому плечу - короткий шумный вдох носом. Затем слегка наклоните голову влево, левое ухо идёт к левому плечу - тоже вдох.

Словно мысленно кому-то говорите: “Ай! Как не стыдно!”. Плечи при этом не дёргаются, голова посередине не останавливается.

“Круговой маятник” головой.

Перекаты” И.П. Правая нога впереди, левая сзади на расстоянии шага. Переносим тяжесть тела на стоящую впереди правую ногу. Левая сзади на носочках, согнута в колене – на неё не опираться.

“Шаги” передний шаг (рок-н-ролл)

Image1261  Image1262Image1263

И.П.: Встать прямо, руки опущены вдоль тела. Поднимаем вверх до уровня живота согнутую в колене правую ногу, на левой в этот момент слегка приседаем – делаем вдох. После этого поднятая правая нога опускается на пол, а левая нога выпрямляется в колене. При этом абсолютно пассивно через нос или рот уходит выдох. “Шаги” задний шаг. НА левой приседаем, правую отводим назад до ягодицы.

(Дети достаточно серьёзно относятся к выполнению этой гимнастики, прочищаются носы, дети начинают откашливаться). Если движения выполнить правильно, то сначала начинается легкое головокружение, которое быстро проходит и всегда побаливают мышцы пресса, как после интенсивных занятий физкультурой и дети всегда знают, где находится диафрагма.

Логопедическая гимнастика

на букву “Н”: девочка ноет, у неё болит зубик, она прикладывает поочерёдно руку то к одной щеке, то к другой, произносит длинно “Н-н-н”, “Н-н-н” (все движения мы делаем примерно по 8 раз)

изображая звонок в дверь, произносим “тр-р-р-р” (8раз)

поднося кулачок к одному уху, представляем, что в руке маленький комарик, он пищит мягко: “Зь”, в другом кулачке представляем большущего комара, он пищит “З” (поочерёдно по 4 раза)

Изображаем дворника с маленькой метёлкой рукой делаем дугообразные движения по маленькой амплитуде, произносим мягко “Щь” (мягкий знак в данном случае не орфографическая ошибка, а обозначение очень мягкого звука), Большая метла- увеличивается амплитуда дуги и звук произносится “Ш” (попеременно по 4 раза)

(написано в данном разделе много, но на самом деле темп урока таков, что все упражнения, уже достаточно проучены и занимают не более 5 минут)

             Пение как средство лечения назначается детям с заболеваниями дыхательных путей. Вдох носом при открытом рте можно определить термином «активная пауза». Главное качество певческого вдоха – бесшумность – при неподвижности плеч и грудной клетки автоматически влечет за собой всю основную установку дыхательной мускулатуры. Работая над удлинением выдоха с целью качественного исполнения медленных песен, мы не только создаем условия для увеличения объема легких и их качественной вентиляции, но и усиливаем релаксационный момент, напрямую связанный с выдохом как антонимом вдоха. После занятий вокалотерапией дыхание становится более экономным, а от этого напрямую зависит работоспособность человека. Правильный подбор дыхательных и голосовых упражнений обеспечивает и более качественное функционирование сердечно-сосудистой системы, поскольку большая нагрузка приходится на диафрагму, межреберные мышцы, мышцы брюшного пресса, за счет которых происходит массаж внутренних органов.

Логоритмика

            Логоритмическая гимнастика является одной из форм активного отдыха, наиболее благоприятного для снятия напряжения после долгого сидения. Двигательные паузы просто жизненно необходимы для детей младшего школьного возраста. Ребенок еще не привык так долго учиться, а однообразная продолжительная умственная работа связана с возбуждением отдельных участков мозга, которое затем сменяется внутренним торможением, вследствие чего внимание детей ослабевает. Кратковременные физические упражнения детей под музыку, вызывая возбуждение других отделов мозга, усиливают кровообращение и создают благоприятные условия отдыха для ранее возбужденных отделов. После такого короткого активного отдыха внимание детей повышается, а восприятие учебного материала улучшается.

            Логоритмические упражнения объединены в комплексы общеразвивающих упражнений, которые выполняются в положении стоя и сидя. В них задействованы все группы мышц – как шейного отдела, плечевого пояса, так и мышцы спины и ног; некоторые упражнения направлены на укрепление мышц брюшного пресса. «Двигательные» песенки направлены на то, чтобы младший школьник не только радовался движениям, но и получал пользу для позвоночника и всех мышц своего еще неокрепшего тела.

Ритмотерапия

            Танец, мимика и жест, как и музыка, являются одним из древнейших способов выражения чувств и переживаний. Музыкально-ритмические упражнения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление. Ритм, который диктует музыка головному мозгу, снимает нервное напряжение, улучшая тем самым речь ребенка. Движение и танец, помимо того, что снимают нервно-психическое напряжение, помогают младшему школьнику быстро и легко устанавливать дружеские связи с другими детьми, а это также дает определенный психотерапевтический эффект.

Улыбкотерапия

            Медики считают, что здоровье школьников станет крепче и от улыбок учителей. Как полагают врачи, в улыбающемся учителе дети видят друга, и учиться им нравится больше. Очень важна на уроке и улыбка самого ребенка. Вскоре улыбка внешняя становится улыбкой внутренней, и школьник уже с ней смотрит на мир и на людей.

Виды музыкальной деятельности на уроках разнообразны и направлены на полноценное общение школьников с высокохудожественной музыкой в современных условиях распространения поп-культуры в средствах массовой информации.

Основными направлениями деятельности учащихся на уроках музыки являются:

Хоровое, ансамблевое и сольное пение

Пластическое интонирование

Музыкально-ритмические движения

Импровизации (вокальные, ритмические, инструментальные, пластические)

Инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов, музыкальных пьес программного характера, фольклорных образцов музыкального искусства

Освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи

Размышления о музыке

Художественные импровизации

Самостоятельная, индивидуальная и коллективная исследовательская деятельность

 

             Здоровьесберегающие технологии - это правильная организация учебного процесса. Выполняя психолого – педагогическую задачу, каждый день использую с учётом, как откликнется организм ребёнка на тот или иной профессиональный приём. При этом не занята достижениями учебного результата, а иначе это будет здоровьеразрушающим фактором. От учителя более чем на 50 % зависит здоровье учащихся. Доброжелательный и эмоционально окрашенный тон педагога - важный момент здоровьесбережения. Индивидуальный подход, посильная нагрузка, обязательная двигательная активность на уроках, создание доброжелательно, психологически благоприятной среды. Создание комфорта на уроке, учение с увлечением благоприятно влияет на здоровье учащихся.

          Образовательный процесс необходимо строить с учётом психофизиологии, особенностями внимания и динамики работоспособности учащихся. Особое внимание уделять гигиенически рациональному построению урока с учётом эффективности учебной деятельности. Первые 3-5мин «вхождение» в урок. Работоспособность для младших 10-15мин. Среднее звено 20-25мин. Старшее звено 25-30мин.

           В условиях коллективных занятий рекомендуется  выбирать оптимальный режим, который доступен для большинства поющих в данном коллективе и не является перегрузкой для голосов.

Список литературы

1. Алиев Ю.Б. “Настольная книга школьного учителя-музыканта” М.,2000 г.

2. Апраксина О.А. “Музыкальное воспитание в школе” М.,1985 г.

3. Апраксина О.А. “Музыкальное воспитание в школе” Сборник статей. М.,1974 г.

4. Арчажникова Л.Г. “Профессия-учитель музыки” М.,1984 г.

5. Вендрова Т.Е.; Пигарёва И.В. “Воспитание музыкой” М.,1980 г.

6. Джердималиева Р.Г. “Методические рекомендации в помощь преподавателям и студентам МПФ пед.институтов по улучшению учебно-методической работы” А-та.,1986 г.

7. Под ред.Дугановой Л. “От творчества методиста к творчеству учителя” М.,1993 г.

8. Гродзенская Н.Л. “Школьники слушают музыку” М.,1969 г.

9. “Искусство в школе” №2 М.,1994 г.

10.“Искусство в школе” №4 М.,2000 г.

11.“Искусство в школе” №3 М.,2000 г.

12.“Искусство в школе” №6 М.,1999 г.

13.Кабалевский Д.Б. “Программа по музыке для общеобразовательной школы 1-3 классы” М.,1980 г.

14.Кабалевский Д.Б. “Как рассказывать детям о музыке” М.,1989 г.

15.Методические рекомендации к урокам музыки общеобразовательной школы. М.,1971 г.

16.“Музыка в школе” №1 М.,1991 г.

17.“Музыка в школе” №4 М.,1990 г.

18.“Музыка в школе” №2 М.,1990 г.

19.“Музыка в школе” №1 М.,2000 г.

20.“Музыка в школе” №3 М.,2000 г.

21.Музыка в школе: Материалы по общему музыкальному образованию. М.,1971 г.

22.“Музыка в школе” Сборник статей. Апраксина О.А. М.,1975 г.

23.Музыкальное воспитание в школе. М.,1975 г.

24.Ригина Г.С. “Уроки музыки в начальных классах” М.,1979 г.

25.Тельчарова Р.А. “Уроки музыкальной культуры” М.,1991 г.

26.Хрестоматия по методике музыкального воспитания. /Сост.О.А. Апраксина М.,1987 г.

27.Халабуздарь П.В..Попов В.С. “Теория и методика музыкального воспитания” Санкт-Петербург 2000 г.

28.Чепуров В.И. “Музыка в школе” М.,1983 г.

29.Школяр Л.В., Красильникова М.С. Теория и методика музыкального образования детей . М.,1999 г.

30.Школяр Л.В.”Музыкальное образование в школе” М.,2001 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классическая музыка и её значение в формировании процесса развития восприятия музыки среди школьников на уроках музыки.

В Данной публикации  говорится о нескончаемом источнике в формировании  процесса развития восприятия музыки учащимися. Тем самым  позволяет повысить процесс музыкального мышления, воспи...

Интегрированный урок "Музыка и математика" ФГОС Авторы: учитель начальных классов Кустова Людмила Владимировна, и учитель музыки и педагог дополнительного образования Шнейвас Эльвира Юрьевна. Музыка прилагается. (отредактировано в 2017 г.)

Методическая разработка урока по ФГОСИнтегрированный урок:  "Музыка и математика" 1 классТема: «Число и цифра 4»Авторы: Учитель начальных классов Кустова Людмила В...

Конспект урока музыки «Музыка моего народа. Образы Древней Руси в русской музыке"

Велика значимость и народной, и современной, и классической, и народной, и фольклорной музыки в жизни....

Урок музыки и движения в 9 классе для учащихся с ОВЗ. ГБОУ школа № 439 г. Петродворца (Санкт-Петербург). Учитель музыки высшей квалификационной категории Белозерова Галина Михайловна. Тема урока: «Духовная и народная музыка»

Урок музыки  в 9 классе для учащихся с ОВЗ.ГБОУ школа № 439 г. Петродворца (Санкт-Петербург).Учитель музыки высшей квалификационной категории Белозерова Галина Михайловна.Тема урока: «Духовная и ...

Урок музыки в 6 классе. Тема четверти: «В чём сила музыки?» Тема урока: Стилевые особенности музыки В. Моцарта 6 класс

Конспект урока на основе применения проблемно-исследовательского метода, который является неотъемлемой составляющей технологии творческого междисциплинарного обучения. Технология творческого междисц...