Джаз и рок на урок
план-конспект урока по музыке (7 класс)

Зинина Ирина Олеговна

Сценарий урока для 7 класса. Усвоение современных музыкальных стилей. Углубление знаний о современной музыкальной культуре. Сравнительный анализ двух музыкальных жанров: джаз и рок-музыка.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

               Методическая разработка по музыке для 7 класса

                    Тема: «Джаз и рок на урок»

            Учитель музыки ГБОУ Школа №1440 Савосткина Ирина Олеговна

Тип урока: Развивающий (формирование новых знаний)

Форма урока: коллективно-групповая, проблемно-поисковая.

Цель. Усвоение современных музыкальных стилей. Углубление знаний о современной музыкальной культуре. Сравнительный анализ двух музыкальных жанров: джаз и рок-музыка.

Задачи.

  • Познакомить детей со стилем «джаз», историей возникновения этого музыкального направления, с выдающимися исполнителями джазовой музыки.
  • Развивать вокально-хоровые навыки: дикцию, артикуляцию, интонационный и ритмический слух на примере песни О. Хромушина «Урок рок-н-ролла»
  • Воспитывать вдумчивого слушателя, прививать интерес к музыкальному искусству.

Оборудование:         

  • фортепиано,
  • компьютер,
  • мультимедиапроектор,
  • экран,
  • изображения джазовых инструментов.

                                          Ход урока

Вход детей на урок под джазовую музыку (Д.Гершвин. Регтайм)

Учитель: Ребята, вы вошли в класс под музыку. Что это была за музыка?

Ученики: Джазовая. 

Учитель: А что такое джаз?

Ученики: Музыка черных, музыкальная экзотика, необычный  ритм, музыка       начала XX века.

Учитель: Да вы правы. История подлинного джаза насчитывает уже 100 лет. Джаз появился на рубеже XIX-XX вв. Родина джаза – США. За это время он неоднократно умирал и возрождался, переживал кризисные процессы. В развитии джаза отражены проблемы неспокойного XX века: обострение  социально-классовых противоречий, рост самосознания угнетённых народов, проблемы морали в буржуазном обществе. 

Возникновение джаза связано с периодом рабства в южных штатах Америки. Невероятно тяжела была жизнь рабов, и это естественно отразилось на их музыке. Негры Нью-Орлеана и Нью-Йорка никогда не слышали многоголосного пения. И в протестантской церкви впервые познакомились с хоровыми религиозными гимнами белых. Усвоили мелодику и гармонию. Они стали вводить в хоровое пение элементы импровизации. Так появились спиричуэлсы – духовные песни негров, за которыми скрывается горе и гнев обездоленного народа. Исполнялись спиричуэлсы солистом в сопровождении хора.

(Слушание музыки – «Молитва» в исполнении Мохелии Джексон) 

Учитель: Ребята – ваши впечатления.

 Ответы детей.  Красота, поэтичность и богатство этой музыки – представление о необычайной музыкальной одаренности негров.        

Учитель: Из всех форм негритянского вокального искусства самое существенное влияние на формирование и развитие джаза оказал блюз. Блюзы исполнились обычно в сопровождении гитары или губной гармошки. В них поётся о потерянной любви и утраченном человеческом достоинстве, о горькой неволе. Блюз – это жалоба, крик протеста. Музыка блюза тосклива, но не слишком.

Слушание музыки «Блюз Западной Окраины» 

Учитель: Негр поёт для того, чтобы расчувствоваться, отяжелеть от своих страданий и несчастий или чтобы освободиться от них?

Ответы детей.         

Учитель: Прозвучала музыка в исполнении одного из самых известных и талантливых музыкантов Луи Армстронга. Он родился и вырос в одном из самых бедных кварталов Нью-Орлеана. С детства он впитывал культуру и музыку своего народа, развивал свой ритмический и мелодический талант. Блюзы, спиричуэлсы  в его исполнении приобретал совершенно другое звучание, чем ранее слышимое людьми.  И к 20 годам он стал уже знаменитостью.  Известный продюсер Джордж Авакян писал: «Он был наиболее одаренным и искусным из всех импровизаторов джаза. Хотя тогда ещё и не было такого термина, но именно он «свинговал» больше, чем кто-либо другой, — сплошь и рядом тусклое исполнение любого номера озарялось искрой жизни, когда Луи начинал свое соло, даже если это соло длилось всего восемь тактов. Как новатор, он ввел в джаз множество новых приемов и внес ряд свежих идей, которые потом становились клише для других музыкантов, но из них опять же появлялись новые ростки хорошей музыки, которые благодаря Луи становились знакомыми каждому человеку в джазе».

Один народный американский поэт Хьюз писал: «Блюзы на меня всегда производили впечатление беспредельно грустной музыки, больше грустной, чем спиричуэлс. Это потому, что горесть не смягчена слезами, а наоборот, ожесточена смехом -  абсурдным, противоречивым, смехом горя…» Всё это можно отнести к услышанной музыке.

Слушание музыки – блюз в современной обработке (Скорпионс «Лорелей» и А. Градский.  Баллада)

Учитель: Ребята, а чем эта музыка отличается от ранее прослушанных произведений?

Ответы детей. Ритмическим рисунком, манерой исполнения, использованием других инструментов – электронных.

Учитель: А где, в каком музыкальном жанре, мы можем ещё услышать блюз?

Ответы детей. В рок-музыке.

Учитель: Как по-другому можно назвать блюз в рок-музыке?

Ответы детей. Рок-баллады.

Учитель: Чем отличаются блюз в рок-музыке от джаза?

Ответы детей. Манерой исполнения и тем, что в этой музыке нет той горечи, которую можно услышать в джазовой музыке.

Учитель: А какие ещё стили рок-музыки вы знаете?

Ответы детей. Поп-рок, хард-рок, классический, брит-рок и др.

                                    Вокальная работа

Учитель. Послушайте музыкальную композицию.

Слушание музыки. Песня О. Хромушина «Урок рок-н-ролла»

Учитель: В каком стиле она написана? О чем она? Расскажите о характере и настроении песни.

Ответы детей.

Учитель: А теперь давайте её выучим.  Но для начала проведем ритмическую разминку.

                         Разминка и  разучивание песни.

                                  Подведение итогов

Учитель: Итак, ребята, Что нового вы узнали на уроке.

Ответы детей.

Учитель. Совершенно верно. Сегодня мы познакомились с особенностями возникновения джазовой музыки, представителями «звезд» американского джаза Луи Армстронгом и Мохелией Джексон. Так же узнали о различиях джазовой и рок-музыки. Надеюсь, что эта музыка останется в ваших сердцах надолго. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок музыки "Джаз, рок-н-ролл, рок-опера"

Цель:  накопление восьмиклассниками первоначальных представлений о современных  музыкальных стилях: джаз, рок-н-ролл, увидеть взаимосвязь традиций и новаторства, которая способствовала появл...

Урок музыки "Музыка джаза!" 7-й класс

Цель: познакомить учащихся с современным музыкальным стилем Джаз...

Открытый урок по музыке по теме "Джаз"

Разработка урока музыки по теме "Музыка "лёгкая" и "серьёзная"" предназначена для учащихся 8-го класса. Тема данного урока-"Джаз". Урок разработан с применением презентации, включающиуй аудио- и видез...

Урок музыки в 7 классе "Взаимопроникновение легкой и серьезной музыки. Джаз и европейский симфонизм - неожиданный сплав"

Архив содержит план- конспект урока по теме и интерактивную резентацию к уроку...

Урок музыки в 6 классе "Джаз. История создания и развития джаза"

Урок музыки в 6 классе "Джаз. История создания и развития " на татарском языке....

Методическая разработка интегрированного урока ИЗО и музыки по теме: «Острый ритм джаза в искусстве. Проект Музея Джаза»

Начальная школа является первой ступенью обязательного общего образования, где  все ученики, без исключения, являются своего рода факелами, которых нужно зажечь. Поэтому учителям начальных классо...

Джаз. Истоки джаза.

Джаз. Истоки джаза....