Джаз и рок на урок
план-конспект урока по музыке (7 класс)
Сценарий урока для 7 класса. Усвоение современных музыкальных стилей. Углубление знаний о современной музыкальной культуре. Сравнительный анализ двух музыкальных жанров: джаз и рок-музыка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 682.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Методическая разработка по музыке для 7 класса
Тема: «Джаз и рок на урок»
Учитель музыки ГБОУ Школа №1440 Савосткина Ирина Олеговна
Тип урока: Развивающий (формирование новых знаний)
Форма урока: коллективно-групповая, проблемно-поисковая.
Цель. Усвоение современных музыкальных стилей. Углубление знаний о современной музыкальной культуре. Сравнительный анализ двух музыкальных жанров: джаз и рок-музыка.
Задачи.
- Познакомить детей со стилем «джаз», историей возникновения этого музыкального направления, с выдающимися исполнителями джазовой музыки.
- Развивать вокально-хоровые навыки: дикцию, артикуляцию, интонационный и ритмический слух на примере песни О. Хромушина «Урок рок-н-ролла»
- Воспитывать вдумчивого слушателя, прививать интерес к музыкальному искусству.
Оборудование:
- фортепиано,
- компьютер,
- мультимедиапроектор,
- экран,
- изображения джазовых инструментов.
Ход урока
Вход детей на урок под джазовую музыку (Д.Гершвин. Регтайм)
Учитель: Ребята, вы вошли в класс под музыку. Что это была за музыка?
Ученики: Джазовая.
Учитель: А что такое джаз?
Ученики: Музыка черных, музыкальная экзотика, необычный ритм, музыка начала XX века.
Учитель: Да вы правы. История подлинного джаза насчитывает уже 100 лет. Джаз появился на рубеже XIX-XX вв. Родина джаза – США. За это время он неоднократно умирал и возрождался, переживал кризисные процессы. В развитии джаза отражены проблемы неспокойного XX века: обострение социально-классовых противоречий, рост самосознания угнетённых народов, проблемы морали в буржуазном обществе.
Возникновение джаза связано с периодом рабства в южных штатах Америки. Невероятно тяжела была жизнь рабов, и это естественно отразилось на их музыке. Негры Нью-Орлеана и Нью-Йорка никогда не слышали многоголосного пения. И в протестантской церкви впервые познакомились с хоровыми религиозными гимнами белых. Усвоили мелодику и гармонию. Они стали вводить в хоровое пение элементы импровизации. Так появились спиричуэлсы – духовные песни негров, за которыми скрывается горе и гнев обездоленного народа. Исполнялись спиричуэлсы солистом в сопровождении хора.
(Слушание музыки – «Молитва» в исполнении Мохелии Джексон)
Учитель: Ребята – ваши впечатления.
Ответы детей. Красота, поэтичность и богатство этой музыки – представление о необычайной музыкальной одаренности негров.
Учитель: Из всех форм негритянского вокального искусства самое существенное влияние на формирование и развитие джаза оказал блюз. Блюзы исполнились обычно в сопровождении гитары или губной гармошки. В них поётся о потерянной любви и утраченном человеческом достоинстве, о горькой неволе. Блюз – это жалоба, крик протеста. Музыка блюза тосклива, но не слишком.
Слушание музыки «Блюз Западной Окраины»
Учитель: Негр поёт для того, чтобы расчувствоваться, отяжелеть от своих страданий и несчастий или чтобы освободиться от них?
Ответы детей.
Учитель: Прозвучала музыка в исполнении одного из самых известных и талантливых музыкантов Луи Армстронга. Он родился и вырос в одном из самых бедных кварталов Нью-Орлеана. С детства он впитывал культуру и музыку своего народа, развивал свой ритмический и мелодический талант. Блюзы, спиричуэлсы в его исполнении приобретал совершенно другое звучание, чем ранее слышимое людьми. И к 20 годам он стал уже знаменитостью. Известный продюсер Джордж Авакян писал: «Он был наиболее одаренным и искусным из всех импровизаторов джаза. Хотя тогда ещё и не было такого термина, но именно он «свинговал» больше, чем кто-либо другой, — сплошь и рядом тусклое исполнение любого номера озарялось искрой жизни, когда Луи начинал свое соло, даже если это соло длилось всего восемь тактов. Как новатор, он ввел в джаз множество новых приемов и внес ряд свежих идей, которые потом становились клише для других музыкантов, но из них опять же появлялись новые ростки хорошей музыки, которые благодаря Луи становились знакомыми каждому человеку в джазе».
Один народный американский поэт Хьюз писал: «Блюзы на меня всегда производили впечатление беспредельно грустной музыки, больше грустной, чем спиричуэлс. Это потому, что горесть не смягчена слезами, а наоборот, ожесточена смехом - абсурдным, противоречивым, смехом горя…» Всё это можно отнести к услышанной музыке.
Слушание музыки – блюз в современной обработке (Скорпионс «Лорелей» и А. Градский. Баллада)
Учитель: Ребята, а чем эта музыка отличается от ранее прослушанных произведений?
Ответы детей. Ритмическим рисунком, манерой исполнения, использованием других инструментов – электронных.
Учитель: А где, в каком музыкальном жанре, мы можем ещё услышать блюз?
Ответы детей. В рок-музыке.
Учитель: Как по-другому можно назвать блюз в рок-музыке?
Ответы детей. Рок-баллады.
Учитель: Чем отличаются блюз в рок-музыке от джаза?
Ответы детей. Манерой исполнения и тем, что в этой музыке нет той горечи, которую можно услышать в джазовой музыке.
Учитель: А какие ещё стили рок-музыки вы знаете?
Ответы детей. Поп-рок, хард-рок, классический, брит-рок и др.
Вокальная работа
Учитель. Послушайте музыкальную композицию.
Слушание музыки. Песня О. Хромушина «Урок рок-н-ролла»
Учитель: В каком стиле она написана? О чем она? Расскажите о характере и настроении песни.
Ответы детей.
Учитель: А теперь давайте её выучим. Но для начала проведем ритмическую разминку.
Разминка и разучивание песни.
Подведение итогов
Учитель: Итак, ребята, Что нового вы узнали на уроке.
Ответы детей.
Учитель. Совершенно верно. Сегодня мы познакомились с особенностями возникновения джазовой музыки, представителями «звезд» американского джаза Луи Армстронгом и Мохелией Джексон. Так же узнали о различиях джазовой и рок-музыки. Надеюсь, что эта музыка останется в ваших сердцах надолго.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок музыки "Джаз, рок-н-ролл, рок-опера"
Цель: накопление восьмиклассниками первоначальных представлений о современных музыкальных стилях: джаз, рок-н-ролл, увидеть взаимосвязь традиций и новаторства, которая способствовала появл...
Урок музыки "Музыка джаза!" 7-й класс
Цель: познакомить учащихся с современным музыкальным стилем Джаз...

Открытый урок по музыке по теме "Джаз"
Разработка урока музыки по теме "Музыка "лёгкая" и "серьёзная"" предназначена для учащихся 8-го класса. Тема данного урока-"Джаз". Урок разработан с применением презентации, включающиуй аудио- и видез...

Урок музыки в 7 классе "Взаимопроникновение легкой и серьезной музыки. Джаз и европейский симфонизм - неожиданный сплав"
Архив содержит план- конспект урока по теме и интерактивную резентацию к уроку...

Урок музыки в 6 классе "Джаз. История создания и развития джаза"
Урок музыки в 6 классе "Джаз. История создания и развития " на татарском языке....

Методическая разработка интегрированного урока ИЗО и музыки по теме: «Острый ритм джаза в искусстве. Проект Музея Джаза»
Начальная школа является первой ступенью обязательного общего образования, где все ученики, без исключения, являются своего рода факелами, которых нужно зажечь. Поэтому учителям начальных классо...