КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКИ В 5 КЛАССЕ (Программа «Музыка. 5-7 кл.» авт. Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская
рабочая программа по музыке (5 класс)
КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКИ В 5 КЛАССЕ
(Программа «Музыка. 5-7 кл.» авт. Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская)
Тема полугодия: Музыка и литература
Тема урока: Мир русской песни
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_muzyki_v_5_klasse.doc | 51.5 КБ |
mir_russkoy_pesni.pptx | 1.81 МБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКИ В 5 КЛАССЕ
(Программа «Музыка. 5-7 кл.» авт. Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская)
Тема полугодия: Музыка и литература
Тема урока: Мир русской песни
Цель: сформировать представление о тесной связи в русской песне двух искусств: музыки и литературы, показать на примерах значение этого жанра в духовном возрождении России.
Задачи:
1.Обучающая – научить выделять особенности русской народной песни, определять жанры русских народных песен, познакомить с творчеством выдающихся композиторов классической музыки.
2.Развивающая – развивать интонационно-образное мышление, музыкальную память, чувство ритма, тембровый слух, вокальные навыки при исполнении музыки в народном стиле.
3. Воспитывающая – формировать эстетический вкус на примерах народных музыкальных произведений, способствовать становлению позитивного отношения к народному творчеству, воспитывать ценностные человеческие качества: доброту, справедливость, сострадание, умение дружить.
Оснащение урока: мультимедийный проектор, медиапрезентация по теме урока, фортепьяно, портреты композиторов, учебник «Музыка 5 кл.» Г. П. Сергеева, Е.Д.Критская
Ход урока
I.Организационный момент.
II. Постановка целей урока.
Я очень рада новой встрече с вами. На прошлом уроке мы беседовали о том, что музыка и литература очень тесно взаимосвязаны. Сегодня продолжим этот разговор. Наш урок я хочу начать с таких стихотворных строчек Е. Растопчиной:
Какая власть сравниться с властью их?
Друг с другом мы через слова и звуки
Сближаемся …
Блаженство, радость, муки,
Любовь, вражду - все облекаем в них…
В словах и звуках вечный ключ сердец!
- О чем говорит нам поэтесса?
- В каком музыкальном жанре мы встречаем взаимосвязь поэзии и музыки? (в песне)
Самый распространенный жанр музыкально-литературного творчества – песня. Именно на примере песни становятся очевидными сходство и различие между литературной речью и речью музыкальной.
Сегодня на уроке мы проследим взаимосвязь музыки и литературы на примере жанра русской народной песни.
III. Повторение изученного материала.
- Когда (в каких случаях) люди поют?
Главным жанром вокальной музыки является песня, потому, что песня неразлучна с человеком. Чтобы не происходило в нашей жизни, всегда рядом песня.
Послушайте и назовите название песни.
( «У моей России» муз. Г.Струве).
Слушая эту песню, мы понимаем, как много можно высказать в одном небольшом произведении.
- Какие чувства вызывает у вас эта песня?
(любовь к родине, нежность)
- Можно ли однозначно сказать, что важнее в этой песне – слова или мелодия? Почему?
IV.Изучение новой темы.
Песня – душа народа. В ней отражаются особенности народного характера, речи, удивительная природная музыкальность народа, красота родной природы. Песня – хранительница истории, народных традиций и обрядов.
Хорошая песня – целый мир: иногда она трогает душу сильнее, чем самое серьезное и сложное сочинение. Песня поддерживает человека в его радостях и невзгодах, утешает в трудную минуту. Так писал о песне русский поэт 19 века Иван Суриков:
Как кому на свете
Дышится, живется-
Такова и песня
У него поется…
Жизнь дает для песни
Образы и звуки:
Даст ли она радость,
Даст ли скорбь и муки.
Даст ли день роскошный.
Тьму ли без рассвета-
То и отразится
В песне у поэта.
То же можно сказать и о песне народной. Все, что волнует, окружает нас, как в зеркале отражается в народном творчестве. Прочитайте строки из стихотворения С.Есенина «Русская песня».
Песня русская в березах, в хлебах –
На покосах, на морозах,
На санях и на лугах…
На ветру шумят рябины,
Каждый слушать их готов.
Сколько песен у России –
Сколько во поле цветов!
Кто сложил ее, не знаю,
Только песня та добра,
Песня с детства мне родная
И подруга, и сестра!
А слова ее простые
Душу трогают до слез,
Столько песен из России,
Сколько в рощицах берез.
Словно музыка степная
Золотая рожь встает
В полный голос слышен колос –
Это Родина поет!
Песни русские такие,
Что охота подпевать…
Столько песен у России, -
Никому не сосчитать.
Что же хотел поэт донести до нас своими поэтическими строками?
(русская песня рассказывает о жизни русских людей, то что она душевная и добрая, что песен много и их не сосчитать)
Народная песня ярко и полно отражала природу и быт, чувства и переживания людей, рассказывала об их праздниках и буднях. Персонажи русской песни пашут, сеют, собирают урожай, строят дома, растят детей, защищают Родину. На уроках музыки вы неоднократно знакомились с народной музыкой и народными песнями. Вспомните жанры народных песен.
1.Игра «Собери слоги – назови жанр»
Е ис ри то чес
Дат ски сол е
До тру вы е
со вы пля е
ри чес ли ки е
е точ ны шу
е деб сва ны
туш час ки
2.Слушая песни, определите к какому жанру она относится и исправьте в таблице ошибки.
Название песни | Жанр песни |
Во поле береза стояла | хороводная |
Солдатушки, браво, ребятушки! | солдатская |
Лебедин мой, лебедин | плясовая |
Эй,ухнем | трудовая |
Камаринская | плясовая |
Не смотря на то, что песен так много, и все они такие разные, есть главная черта, особенность, которая объединяет все русские песни. Назовите её.
на доске слово из разбросанных букв ПВЧЕЕСУЬТ
(певучесть)
VI. Итог урока. Оценивание детей. Рефлексия.
Игра-тест «Верите ли вы, что…»
Я буду задавать вам вопросы, каждый из которых будет начинаться словами «Верите ли вы что…», а вы должны будете ответить: «Да» или «Нет».
- Верите ли вы, что есть много жанров русской песни?
- Верители вы, что русская песня поется только хором?
- Верите ли вы, что в песне объединились несколько видов искусства? (Да, поэзия и музыка)
Народная песня - это сокровищница русской души, которая покоряет нас своей простотой, сердечностью и любовью. Любовью к людям, к своей земле, к своему Творцу. Песенное богатство народа – его духовное богатство.
Русь и в песне-то могуча,
Широка и глубока,
И свободна, и гремуча,
И привольна, и звонка!
Литература
1. Сергеева Г.П., Критская Е.Д., Музыка. 5-7кл.: Программы для общеобразовательных учреждений. – 5-е изд., стереотип. – М.: Просвещение, 2009.
2. Затямина Т.А. Современный урок музыки: методика конструирования. Сценарии проведения, тестовый контроль: Учебно-методическое пособие. – М.: Глобус, 2007.
3. Е.А. Современный урок музыки: творческие приемы и задания. – Ярославль: Академия развития, 2007.
5. Ресурсы сети интернет:
-Фестиваль педагогических идей" Открый урок» http://festival.1september.ru "Издательский дом "Первое сентября"
У моей России длинные косички,
У моей России светлые реснички,
У моей России голубые очи,
На меня, Россия, ты похожа очень.
Солнце светит, ветры дуют,
Ливни льются над Россией,
В небе радуга цветная -
Нет земли красивей.
Для меня Россия - белые берёзы,
Для меня Россия - утренние росы.
Для меня, Россия, ты всего дороже,
До чего на маму ты мою похожа.
Солнце светит, ветры дуют,
Ливни льются над Россией,
В небе радуга цветная -
Нет земли красивей.
Ты, моя Россия, всех теплом согреешь,
Ты, моя Россия, песни петь умеешь.
Ты, моя Россия, неразлучна с нами,
Ведь Россия наша - это я с друзьями.
Солнце светит, ветры дуют,
Ливни льются над Россией,
В небе радуга цветная -
Нет земли красивей.
Песня русская в березах, в хлебах –
На покосах, на морозах,
На санях и на лугах…
На ветру шумят рябины,
Каждый слушать их готов.
Сколько песен у России –
Сколько во поле цветов!
Кто сложил ее, не знаю,
Только песня та добра,
Песня с детства мне родная
И подруга, и сестра!
А слова ее простые
Душу трогают до слез,
Столько песен из России,
Сколько в рощицах берез.
Словно музыка степная
Золотая рожь встает
В полный голос слышен колос –
Это Родина поет!
Песни русские такие,
Что охота подпевать…
Столько песен у России, -
Никому не сосчитать.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Какая власть сравниться с властью их? Друг с другом мы через слова и звуки Сближаемся … Блаженство, радость, муки, Любовь, вражду - все облекаем в них… В словах и звуках вечный ключ сердец! Е. Растопчиной
Вспомните жанры народных песен. Игра «Собери слоги – назови жанр » Е ис ри то чес Дат ски сол е До тру вы е со вы пля е ри чес ли ки е е точ ны шу е деб сва ны туш час ки
Слушая песни, определите к какому жанру она относится…..
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока английского языка по теме: "Музыка" (9 класс)
Урок-игра по теме: "Музыка" (9 класс)Данный урок знакомит учащихся с биографией и творчеством великих композиторов; способствует развитию навыков устной речи, специальных умений в области исполь...
Рабочая программа по музыке 5 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 5 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке 6 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 6 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке 7 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 7 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак...
Конспект урока технологии 3 класс программа Роговцевой Н.И. "Мосты повисли над Невой"
Итоговый урок - презентация творческого проекта для учащихся с ОВЗ....
Конспект урока "Ты откуда, русская,зародилась, музыка" 4 класс
Конспект урока "Ты откуда, русская,зародилась, музыка" 4 класс...
Конспект урока "Громкость и тишина в музыке" 6 класс
Конспект урока "Громкость и тишина в музыке" 6 класс...