Конспект урока "Громкость и тишина в музыке" 6 класс
план-конспект урока по музыке на тему
Конспект урока "Громкость и тишина в музыке" 6 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 28.73 КБ |
prezentatsiya.pptx | 1.24 МБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тема урока: Громкость и тишина в музыке.
Цель урока: расширить знания учащихся о нюансах музыкальной динамики, формировать общую культуру учащихся, способствовать развитию эстетического вкуса на примерах лучших произведений музыкального и изобразительного искусства.
Тип урока: урок расширения знаний.
Звучит «Вальс» Е.Доги из к/ф «Мой ласковый и нежный зверь»
- Прозвучало пр-е «Вальс» из к/ф «Мой ласковый и нежный зверь»
- Автор прозвучавшего произведения – Евгений Дога – сл.2.
- Проанализируем прозвучавшее музыкальное произведение:
- Что мы можем сказать о музыке?
- Имеет ли музыка развитие или она неподвижна?
- Музыка плавно течёт или бурлит и бьёт ключом?
- Что происходит в этом произведении?
(музыка появляется из тишины, набирает максимальную силу и мгновенно угасает,
звучание набирает силу и теряет её)
- Как называется изменение силы (громкости) музыкального звучания? (динамика)
- Назовите основные обозначения динамики
(форте (forte), пиано (piano), а также крещендо (crescendo) и диминуэндо (diminuendo); т.е. нарастание или спад (ослабление) динамики соответственно)
- Музыкальная динамика возвращает нас к первоистокам музыки. Ведь громкие и тихие звуки существуют и вне музыкальных произведений. Гроза гремит, а моросящий дождик шуршит чуть слышно; грозен шум морского прибоя, а плеск озера ласков и совсем не страшен. По-разному звучит эхо в лесу: то передразнивая наш голос почти рядом, то замирая в отдалении.
Представим себе, как шумит ветер в кронах деревьев, сначала чуть прикасаясь к листьям, затем становясь всё громче, всё сильнее. В момент кульминации он захватывает всю крону целиком, заставляя её раскачиваться, шуметь, и лишь затем постепенно ослабляет свой напор до полного успокоения.
Такой характер музыки можно схематично изобразить музыкальными знаками «крещендо» и «диминуэндо», то есть постепенное усиление и ослабление динамики (силы звучания).
Ярким примером изменения динамики может служить Антракт к III действию из оперы Бизе «Кармен», который называется «Утро в горах».
Уже само название определяет характер музыки, рисующей яркую и выразительную картину утреннего горного пейзажа.
«Утро в горах». Антракт к III действию из оперы Ж. Бизе «Кармен»
(слушание)
Слушая данный фрагмент, мы буквально видим, как первые лучи восходящего солнца нежно касаются высоких вершин гор, как постепенно они опускаются всё ниже и ниже и в момент кульминации как будто заливают своим ослепительным сиянием всё необозримое горное пространство. – сл.3.
На редкость выразительна сцена летней грозы из IV части Симфонии № 6 Л.Бетховена! Послушайте, как проявляет себя в этом сочинении динамика.
Начинается гроза постепенно. Музыка предельно ясно и наглядно изображает её наступление: хмурится небо, усиливается ветер (литавры), появляются первые капли дождя (пиццикато струнных). – сл. 4.
Всё это происходит наряду с усилением динамики, подводящей к наивысшей точке разгула природной стихии. Гроза буквально обрушивается: в музыке слышны удары грома, сверкание молний, зримо и осязаемо сгущаются минорные краски. – сл.5.
«Гроза. Буря» Из Симфонии № 6 Л.Бетховена. Фрагмент.
(слушание)
Постепенный спад бури сопровождается постепенным успокоением в оркестре; гроза удаляется – и лишь отдалённые раскаты грома ещё слышатся в музыке.
Однако и они скоро исчезают: тучи рассеиваются. – сл.6.
- С помощью каких средств музыкальной выразительности композитор смог показать просветление? (минор уступает место мажору)
- Что происходит с динамикой? (ослабевает)
- Каким знаком можно обозначить такое изменение динамики?
Динамика – одно из самых ярких выразительных средств музыки.
Не только в музыке, но в поэзии, в прозе, и в интонациях человеческой речи мы можем наблюдать её присутствие. Ведь в любом стихотворении есть свои показатели динамики, позволяющие нам услышать, «тихо» или «громко» оно звучит.
И при описании человеческих характеров писатель непременно указывает, как говорит тот или иной герой, какой у него голос. Да и в наших повседневных наблюдениях мы нередко угадываем характер человека по особенностям звучания его речи.
- Как влияет на слушателя тихий голос собеседника?
- Как громкий?
- Для передачи какой информации используется динамический оттенок «пиано»?
- Какие жизненные ситуации заставляют нас переходить на «пиано»?
Подберите, пожалуйста, музыкальное подтверждение вашим словам
(«Лакримоза» Моцарта»).
- В каких случаях мы в речи можем позволить себе «форте»?
- Когда это относится не только к речи, но и к музыке?
Музыканты очень требовательно относятся к соблюдению мельчайших изменений громкости.
Выдающийся российский пианист и педагог Г.Нейгауз – сл.7. часто повторял своим ученикам: «нельзя путать Марию Павловну (mp) с Марией Фёдоровной (mf), Петю (р) с Петром Петровичем (рр), Федю (f ) с Фёдором Фёдоровичем (ff ).
В музыке приняты два базовых обозначения громкости:
Умеренные степени громкости обозначаются следующим образом:
- (меццо-форте,итал. mezzo-forte) — умеренно громко,
- (меццо-пиано,итал. mezzo-piano) — умеренно тихо.
- Как, по-вашему, обозначается звучание «тихи-тихо»?
- (форти́ссимо,итал. fortissimo) — очень громко,
- (пиани́ссимо,итал. pianissimo) — очень тихо.
В редких случаях при помощи дополнительных f и p указываются ещё более крайние степени силы звука.
- Почему известный педагог так строго следил за соблюдением изменений динамических оттенков?
Обратимся к пьесе «Лунный свет» К.Дебюсси. – сл. 8.
- Можем ли мы по названию пьесы определить основные динамические оттенки произведения? (пиано)
Эпиграфом к прослушиванию станут строки из стихотворения С.Маллармэ «Явление»:
Луна печалилась. Смычками в забытьи
Водили ангелы. Из трепетной груди
Виол в тиши цветов рождался плач горючий
То белых, как туман, то голубых созвучий.
Задание: проследите за изменением силы звучания в пьесе.
Пьеса «Лунный свет» К.Дебюсси (слушание)
Краски, звуки, ароматы, звучащий свет – это мерцание передаётся в музыке Дебюсси как будто на грани мыслимых возможностей.
- Какая картина предстала перед вами при прослушивании?
Пленительная лунная ночь, полная волшебного очарования, таинственная и загадочная, - таков образ этой музыки.
Слушая «Лунный свет», испытываешь впечатление полной зримости лунного света, каждой веточки, каждого сучка на его фоне, каждого еле уловимого шороха.
Всё, что звучит в музыке, напоминает утончённую ажурную ткань, сотканную из нежных динамических оттенков.
- Каких, по-вашему?
- Только ли пиано присутствует в пьесе?
На протяжении всей пьесы господствует «p», но оно постоянно то уходит, то возвращается к «pp» и даже «ppp».
Это едва уловимое колебание передаёт всю красоту очаровательной лунной ночи, наполненной тишиной.
(например, П. И. Чайковский в своей Шестой симфонии использовал pppppp и ffff, а Д. Д. Шостакович в Четвёртой симфонии — fffff)
( Показ картин – сл.9, 10,11)
- Определите, пожалуйста, динамические оттенки представленных картин, аргументируйте ответы.
- Где, помимо музыки, проявляет себя динамика?
- Как громкостная динамика участвует в создании образа летней грозы из Симфонии № 6 Л.Бетховена?
- Каким музыкальным термином, обозначающий динамику, можно охарактеризовать фрагмент «Утро в горах» из оперы Ж.Бизе «Кармен»?
- Как схематично передать динамику этого произведения?
- Какие динамические оттенки использовал К.Дебюсси для передачи тихого очарования лунной ночи?
- Что нового вы сегодня узнали на уроке?
- Что же такое музыкальная динамика?
Домашнее задание: составить схему музыкальной динамики 4 куплета песни «Баллада о солдате»
Выставление оценок.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспекты уроков ("Праздник английского алфавита" (2 класс), "Готовимся к Рождеству" (3 класс), утренника "Ирландские традиции" (4 класс) по английскому языку
Уроки "Праздник английского алфавита" (2 класс), "Готовимся к Рождеству" (3 класс), утренник "Ирландские традиции. День св. Патрика" позволяют создать атмосферу праздника для учащихся начальной школы,...
Цикл конспектов к урокам музыки для 1 класса (4 конспекта)
Конспекты к урокам музыки в 1 классе: "Край, в котором ты живешь", "Музыка утра", "Музыка вечера", "Музыкальные портреты. Баба-Яга"...
Цикл конспектов к урокам музыки для 2 класса (3 конспекта)
Конспекты к урокам музыки во 2 классе: "Музыка в народном стиле", "Проводы зимы. Встреча весны", "Сказка будет впереди"...
Цикл конспектов к урокам музыки для 6 класса (10 конспектов)
Конспекты уроков музыки в 6 классе: "Авторская песня", "Булат Окуджава", "Вечные темы искусства и жизни. Холокост в музыке", "В начале был ритм", "Высокая месса И.С. Баха", "Диалог метра и ратма", "Жа...
Цикл конспектов к урокам музыки для 7 класса (7 конспектов)
Конспекты к урокам музыки в 7 классе: "Балет Кармен-сюита", "Балет Ярославна", "В музыкальном театре. Дж. Гершвин", "Опера Иван Сусанин", "Опера Кармен", "Опера Князь Игорь", "Опера Порги и Бесс"...
План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс
Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...
План - конспект урока музыки (5, 6, 7 класс) по теме: Конспекты уроков музыки в основной школе
Конспекты уроков музыки для 5, 6, 7 классов!...