«Речевки – важное условие развития звуковой культуры речи».
методическая разработка по музыке
Совместный педагогический совет на базе «МБДОУ «Детский сад №20 «Ленок»
Тема: «Актуальные вопросы повышения качества речевого развития дошкольников, как фактора успешности дошкольного обучения»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_po_rechevkam.docx | 16.65 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад №29 «Улыбка»»
Совместный педагогический совет
на базе «МБДОУ «Детский сад №20 «Ленок»
по теме:
«Актуальные вопросы повышения качества речевого развития дошкольников, как фактора успешности дошкольного обучения»
КОНСПЕКТ
на тему:
«Речевки – важное условие развития
звуковой культуры речи».
Выпролнила музыкальный руководитель
Алишина Майя Александровна
Вязники, 2016г
Пение — один из любимых детьми видов музыкальной деятельности, который может дать им очень много. В нём заключен большой потенциал эмоционального, музыкального и познавательного развития. Но если мы не донесём до слушателя то, о чём поётся в песне, то «теряется» вся песня, какой бы красивой она не была .А для этого нужна чистая речь.
Данные физиологии и психологии доказывают, что система синтетического подхода (единства музыки, слова и движения, широко используется в работе с детьми ,имеющими нарушения в развитии речи и движения(т.к.доказана тесная взаимосвязь слуховых ощущений с мышечными).
Нужно как-то объединить эту работу. На протяжении многих лет, мною подбирался тот материал и те методические приёмы, которые дают наиболее ощутимый результат в музыкальном воспитании, и в коррекции недостатков, свойственных детям с речевыми нарушениями. Так как время на занятии ограничено, а нужно охватить все виды музыкальной деятельности, то выход я нашла в особой методике. Практическое знакомство с системой музыкального воспитания К.Орфа привело меня к мысли начать развитие певческого голоса у детей с речевого этапа.
У детей младшего возраста начинаем занятия с рече-двигательных упражнений(«Машина», «Паровоз»,«Самолёт», «Лошадка»), речевые зарядки, приветствия, где происходит не только активизация звуков и фонем, но и параллельно идёт большая работа чувством метра, темпа, координацией рук, ног, согласованной с речью. Упражнение «Большие и маленькие ноги, танцы с проговариванием движений: «шаг, приставить, хлоп-хлоп», игры со звучащими жестами: «шлёп-шлёп, топ-топ, щёлк-щёлк, хлоп-хлоп».
В старшем возрасте работа над звукопроизношением прослеживается и в коммуникативных играх, где мы, работая в парах, проговариваем ритмично текст, развиваем также координацию движений и коммуникативные качества.
Работая над правильным звукопроизношением, важное значение имеет правильное дыхание. Поэтому дыхательные упражнения включаю на каждом занятии, так как дыхание является главным звеном единого речевого и певческого процесса: учимся брать короткий вдох, задерживаем и плавно расходуем по фразам.
Использую игры со звуками на активизацию звонких и глухих согласных: «Ленивый жук», «Весенние голоса», «Хохотальная разминка», и др. Для развития гласных звуков используются упражнения «Рисуем голосом», «Ромашка», «Киска».
Дальше идут речевые игры и упражнения. Они очень важны а так же имеют большое значение, ведь если недоразвита речь,значит, и страдают двигательные функции.
Речевые игры и распевки я стараюсь соединить с движениями. Учёными доказана прямая и естественная связь между движениями рук (пальцев, кисти) и произношением слов(работа гортани), благодаря тому, что в коре головного мозга речевая зона кисти расположены рядом. Таким образом, развитие моторики влияет на развитие речевой зоны. Чем лучше развита моторика, тем чище речь.
Этот метод делает развитие голоса и решение коррекционных задач весёлым и интересным для детей. Всё это развивает ещё и память, мимику, внимание, речевой слух, воспитывают волю. Дети играют, но не замечают, что их учат.
Таким образом, систематическое использование голосовых игр, готовит ребёнка к управлению своим голосом и артикуляцией, развивает фонематический, интонационный и музыкально-певческий слух, помогает устранению ряда дефектов речи. А звуковой массаж голосовых связок, проводимый в такой форме, как мы используем — этот самый простой и доступный способ профилактики и оздоровление голоса.
Прежде всего, высоко и выразительно запеть, ребёнок должен высоко и выразительно говорить. Поэтому речевые игры и упражнения включаю на каждом занятии. Во-первых, это работа над чётким звукопроизношением, во-вторых, это и подготовка голосового аппарата к пению. Мы разогреваем мышцы. Это артикуляционные упражнения, и упражнения на фонемные звуки. Прежде всего, идёт расслабление нижней челюсти (чаще всего она зажата) делаем более подвижным язык и губы, что очень влияет на правильное звукопроизношение, следим за правильным проговариванием окончаний — «на сказку похоже — похожа, хохочут-хохочат».
Базой для речевых упражнений служат: считалки, дразнилки, потешки, прибаутки, рифмы — детский фольклор.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование умения работать со справочной лингвистической литературой как необходимое условие овладения культурой речи.
Данный материал поможет учащимся задуматься о том, как важны словари в жизни человека, даст представление о различии языковых и энциклопедических словарей....
Совершенствование коммуникативной культуры студентов в процессе изучения дисциплины «Культура речи»в условиях медицинского колледжа
В статье рассматривается проблема совершенствования коммуникативной культуры студентов, критерии коммуникативной культуры, коммуникативная компетентность и коммуникативная напр...
Выразительное чтение как важнейший компонент культуры речи
Главная цель школьного обучения - формирование личности ученика. Умения и навыки выразительного чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, но и как сложный компл...
Важные условия для развития речи детей - способность слышать.
Развитие речи детей...
Родительское собрание " Развитие фонематического слуха, как одно из важнейших условий развития речи.
Несложная система игр поможет родителям самостоятельно помочь своему малышу овладеть родным языком и , возможно, предотвратить возникновение речевых нарушений....
Слово, речь – показатель общей культуры человека, его интеллекта, его речевой культуры. Вот почему овладение культурой речи, её совершенствование особенно активно начинается и продолжается в школьные годы. Культура речи – важнейший регулятор системы «ч
Слово, речь – показатель общей культуры человека, его интеллекта, его речевой культуры. Вот почему овладение культурой речи, её совершенствование особенно активно начинается и продолжается в шко...
Внеурочная деятельность как важнейшее условие развития личности: воспитание культуры общения старшеклассников
Воспитание культуры общения старшеклассников во внеурочное время- составная часть учебно-воспитательного процесса в школе.Миссия школы в контексте социальной деятельности на ступени основного, среднег...