Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5—8 классов. Предметная линия учебников Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской
рабочая программа по музыке (5, 6, 7, 8 класс)
Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5—8 классов образовательных организаций разработана в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы начального/основного общего образования, одобренной федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. №1/5), а также авторской программой «Музыка» – УМК Г.П.Сергеевой и сборника рабочих программ «Музыка» 5–7 классы. Предметная линия учебников Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской: пособие для учителей общеобразовательных организаций.–М.: Просвещение, 2014. –104 с.; а также рабочей программы по музыке для 8 класса составленной на основе программы под редакцией Г.П.Сергеевой, И.Э.Кашековой, Е.Д.Критской «Искусство. 8-9 классы», «Просвещение», 2009г. В данную рабочую программу включены только разделы предмета «Музыка».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_muzyke_5-8.doc | 262 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Администрация Кировского района муниципального образования «Город Саратов»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
«Рассмотрено» Руководитель ШМО __________ ______________________ Протокол № _____ от «____»_________2018г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР» __________
_____________________________ от «____»_________2018г. | «Утверждаю» Директор _______________________ Приказ №____ от «____»_________2018г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
МУЗЫКА
Уровень обучения: основное общее образование
( 5-8 классы)
Принято на заседании Составитель:
педагогического совета Цах Ирина Вячеславовна,
Протокол № ___от _______г. учитель музыки
2018 -2019 гг.
Раздел 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5—8 классов образовательных организаций разработана в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы начального/основного общего образования, одобренной федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. №1/5), а также авторской программой «Музыка» – УМК Г.П.Сергеевой и сборника рабочих программ «Музыка» 5–7 классы. Предметная линия учебников Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской: пособие для учителей общеобразовательных организаций.–М.: Просвещение, 2014. –104 с.; а также рабочей программы по музыке для 8 класса составленной на основе программы под редакцией Г.П.Сергеевой, И.Э.Кашековой, Е.Д.Критской «Искусство. 8-9 классы», «Просвещение», 2009г. В данную рабочую программу включены только разделы предмета «Музыка».
При разработке программы использовались следующие документы:
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 6.10.2009г. № 373 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования");
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (с дополнениями и изменениями);
- Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в действующей редакции).
В соответствии с Примерным учебным планом для образовательных учреждений (уровень основное общее образование) учебный предмет «Музыка» представлен в предметной области «Искусство», изучается с 5 по 8 класс по одному часу в неделю. Таким образом, курс рассчитан на 34 часа (34 учебных недели) в год. Рекомендуемый общий объем учебного времени составляет 136 часов.
Основными формами организации учебного процесса являются групповые и коллективные, также возможны работа в парах и индивидуальная работа. Содержание курса обеспечивает возможность разностороннего развития обучающихся благодаря следующим видам деятельности:
- наблюдению, восприятию музыки и размышлению о ней;
- воплощению музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций;
- разучиванию и исполнению вокально-хоровых произведений;
- игре на музыкальных инструментах;
- импровизация в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности.
В ходе обучения музыке школьники приобретают навыки коллективной музыкально-творческой деятельности (хоровое и ансамблевой пение, музицирование на элементарных музыкальных инструментах, инсценирование песен и танцев, музыкально-пластические композиции, танцевальные импровизации), учатся действовать самостоятельно при выполнении учебных и творческих задач.
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета «Музыка»
Музыка как вид искусства
Выпускник научится:
- понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки, литературы, изобразительного искусства, театра, кино и др.);
- находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства;
- размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах ее воплощения;
- творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально- ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности;
- участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации, игре на инструментах);
- передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме.
Выпускник получит возможность научиться:
- развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования: формировать фонотеки, библиотеки, видеотеки;
- проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической жизни класса, школы;
- импровизировать в пении, игре, пластике;
- проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении.
Музыкальный образ и музыкальная драматургия.
Выпускник научится:
- понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров; различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы;
- иметь представление о приемах взаимодействия и развития образов музыкальных сочинений;
- знать имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их произведений;
- уметь по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю — музыка классическая, народная, религиозная, современная;
- владеть навыками музицирования: исполнение песен (народных, классического репертуара, современных авторов), напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных сочинений;
- анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;
Выпускник получит возможность научиться:
- различать простые и сложные жанры вокальной, инструментальной, сценической музыки
- оценивать собственную музыкально-творческую деятельность;
- раскрывать образный строй музыкальных произведений на основе взаимодействия различных видов искусства;
- развивать навыки исследовательской художественно-эстетической деятельности (выполнение индивидуальных и коллективных проектов);
- совершенствовать умения и навыки самообразования.
Классика и современность. Музыка в современном мире: традиции и инновации.
Выпускник научится:
- наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать свое отношение к искусству;
- понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных искусств, различать их особенности;
- выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении, участвовать в различных формах музицирования;
- раскрывать образное содержание музыкальных произведений разных форм, жанров и стилей; высказывать суждение об основной идее и форме ее воплощения в музыке;
- понимать специфику и особенности музыкального языка, творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в разных видах музыкальной деятельности;
- осуществлять исследовательскую деятельность художественно-эстетической направленности, участвуя в творческих проектах, в том числе связанных с музицированием; проявлять инициативу в организации и проведении концертов, театральных спектаклей, выставок и конкурсов, фестивалей и др.;
- разбираться в событиях художественной жизни отечественной и зарубежной культуры, владеть специальной терминологией, называть имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и крупнейшие музыкальные центры мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи);
- определять стилевое своеобразие классической, народной, религиозной, современной музыки, разных эпох;
- применять информационно-коммуникативные технологии для расширения опыта творческой деятельности в процессе поиска информации в образовательном пространстве сети Интернет.
Выпускник получит возможность научиться:
- совершенствовать представление о триединстве музыкальной деятельности (композитор — исполнитель — слушатель);
- знать основные жанры народной, профессиональной, религиозной и современной музыки;
- понимать особенности претворения вечных тем искусства и жизни в произведениях разных жанров (опере, балете, мюзикле, рок-опере, симфонии, инструментальном концерте, сюите, кантате, оратории, мессе и др.);
- эмоционально-образно воспринимать и оценивать музыкальные сочинения различных жанров и стилей;
- творчески интерпретировать содержание музыкальною произведения, используя приемы пластического интонирования, музыкально-ритмического движения, импровизации; ориентироваться в нотной записи как средстве фиксации музыкальной речи;
- осуществлять сравнительные интерпретации музыкальных сочинений;
- выявлять особенности построения музыкально-драматического спектакля на основе взаимодействия музыки с другими видами искусства;
- использовать различные формы индивидуального, группового и коллективного музицирования, выполнять творческие, задания, участвовать в исследовательских проектах;
- совершенствовать умения и навыки самообразования.
II. Содержание учебного предмета «Музыка» с указанием форм организации учебных занятий и основных видов учебной деятельности
УМК Г.П.Сергеевой и сборника рабочих программ «Музыка» 5–8 классы. Предметная линия учебников Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской.
5 класс (34 часа, 1 час в неделю)
№ п/п | Содержание учебного предмета | Основные виды учебной деятельности, формы проведения занятий | |
1. | Музыка и литература (16ч) | ||
Многообразие связей музыки с литературой. Взаимодействие музыки и литературы в песенном жанре, либретто оперы и балета. Музыка как главное действующее лицо (на примересказки, басни, рассказа и т.д.), программная музыка.Что роднит музыку с литературой. Сюжеты, темы, образы искусства. Интонационные особенности языка народной, профессиональной, религиозной музыки (музыка русская, зарубежная, старинная, современная) Специфика средств художественной выразительности каждого из искусств. Вокальная музыка. Фольклор в музыке русских композиторов. Жанры инструментальной и вокальной музыки. Вторая жизнь песни. Писатели и поэты о музыке и музыкантах. Путешествия в музыкальный театр: опера, балет, мюзикл. Музыка в театре, кино, на телевидении. Основы музыки: интонационно-образная, жанровая. Интонация в музыке как звуковое воплощение художественных идей и средоточие смысла. Музыка вокальная, симфоническая и театральная; вокально-инструментальная и камерно-инструментальная. Творческие работы учащихся. | Виды деятельности: -Выявлять общность и взаимосвязь музыки и литературы. -Проявлять отзывчивость -Исполнять народные песни, понимать особенности музыкального воплощения стихотворных текстов. -Воплощать содержание произведений в драматизации, инсценировке, пластическом движении -Импровизировать в пении, игре на муз. инструментах, пластике, в театрализации. -Находить связи, владеть музыкальными терминами, Форма урока: -Урок ознакомления с новым материалом -урок экскурсия в прошлое - урок закрепления изученного -урок применения знаний и умений -комбинированный урок -интегрированный урок Коллективная, групповая работа, работа в парах, индивидуальная. | ||
2. | Музыка и изобразительное искусство (18ч) | ||
Взаимодействие музыки с изобразительным искусством. Исторические события, картины природы, разнообразные характеры, портреты людей в различных видах искусства. Образ музыки разных эпох в изобразительном искусстве. Небесное и земное в звуках и красках. Исторические события в музыке: через прошлое к настоящему. Музыкальная живопись и живописная музыка. Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Роль дирижера в прочтении музыкального сочинения. Образы борьбы и победы в искусстве. Архитектура – застывшая музыка. Полифония в музыке и живописи. Творческая мастерская композитора, художника. Импрессионизм в музыке и живописи. Тема защиты Отечества в музыке и изобразительном искусстве. Многообразие связей музыки с изобразительным искусством (живописью, скульптурой,архитектурой). «Музыкальные портреты», картины природы («музыкальная живопись»). Композитор–поэт–художник; родство музыкальных и художественных образов; общность и различия выразительных средств разных видов искусства. Музыкальные, литературные и зрительные образы, их единая жизненная основа, общие и специфические черты. Виды искусства (временные, пространственно-временные). Основы музыки: интонационно-образная, жанровая. Интонация в музыке как звуковое воплощение художественных идей и средоточие смысла. Музыка вокальная, симфоническая и театральная; вокально-инструментальная и камерно-инструментальная. Творческие работы учащихся. Урок -концерт | Виды деятельности: -Размышлять, высказывать суждение, импровизировать, находить параллели между музыкой и другими видами искусства. -Творчески интерпретировать. -Рассуждать, определять специфику деятельности композитора, поэта и писателя. -Понимать особенности музыкального воплощения стихотворных текстов. -Самостоятельно подбирать, исследовать, передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме. -Делиться впечатлениями. -Использовать ресурсы Интернета для поиска произведений музыки и литературы. Собирать коллекцию музыкальных и литературных произведений. Форма урока: -комбинированный урок -урок-путешествие -урок экскурсия в прошлое - урок-диалог -видео-урок -урок обобщения и систематизации знаний Коллективная, групповая работа, работа в парах, индивидуальная. | ||
Практическая часть ООП | |||
Практическая работа. Творческие работы учащихся. Урок-концерт | 2 ч |
6 класс (34 часа, 1 час в неделю)
№ п/п | Содержание учебного предмета | Основные виды учебной деятельности, формы проведения занятий | |
1. | Мир образов вокальной и инструментальной музыки (17 ч.) | ||
Лирические, эпические, драматические образы. Единство содержания и формы. Многообразие жанров вокальной музыки (песня, романс, баллада, баркарола, хоровой концерт, кантата и др.). Песня, ария, хор в оперном спектакле. Единство поэтического текста и музыки. Многообразие жанров инструментальной музыки: сольная, ансамблевая, оркестровая. Сочинения для фортепиано, органа, арфы, симфонического оркестра, синтезатора. Музыка Древней Руси. Образы народного искусства. Фольклорные образы в творчестве композиторов. Образы русской духовной и светской музыки (знаменный распев, партесное пение, духовный концерт). Образы западноевропейской духовной и светской музыки (хорал, токката, фуга, кантата, реквием). Полифония и гомофония. Авторская песня — прошлое и настоящее. Джаз — искусство XX в. (спиричуэл, блюз, современные джазовые обработки). Взаимодействие различных видов искусства в раскрытии образного строя музыкальных произведений. Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов. Творческие работы учащихся. | Виды деятельности: -Выявлять общность и взаимосвязь музыки и литературы. -Проявлять отзывчивость -Исполнять народные песни, понимать особенности музыкального воплощения стихотворных текстов. -Воплощать содержание произведений в драматизации, инсценировке, пластическом движении -Импровизировать в пении, игре на муз. инструментах, пластике, в театрализации. -Находить связи, владеть музыкальными терминами, размышлять, высказывать суждение, импровизировать, находить параллели между музыкой и другими видами искусства. -Творчески интерпретировать Форма урока: -Урок ознакомления с новым материалом, - урок закрепления изученного, -урок применения знаний и умений, -урок обобщения и систематизации знаний, -комбинированный урок, -интегрированный урок. Коллективная, групповая работа, работа в парах, индивидуальная. | ||
2. | Мир образов камерной и симфонической музыки (17 ч) | ||
Жизнь - единая основа художественных образов любого вида искусства. Отражение нравственных исканий человека, времени и пространства в музыкальном искусстве. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки. Сходство и различие как основной принцип развития и построения музыки. Повтор (вариативность, вариантность), контраст. Взаимодействие нескольких музыкальных образов на основе их сопоставления, столкновения, конфликта. Программная музыка и ее жанры (сюита, вступление к опере, симфоническая поэма, увертюра-фантазия, музыкальные иллюстрации и др.). Музыкальное воплощение литературного сюжета. Выразительность и изобразительность музыки. Образ-портрет, образ-пейзаж и др. Непрограммная музыка и ее жанры: инструментальная миниатюра (прелюдия, баллада, этюд, ноктюрн), струнный квартет, фортепианный квинтет, концерт, концертная симфония, симфония-действо и др.Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка. Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении учащимися содержания музыкальных образов. Творческие работы учащихся. Урок- концерт. | Виды деятельности: -Рассуждать, определять специфику деятельности композитора, поэта и писателя. -Понимать особенности музыкального воплощения стихотворных текстов. -Самостоятельно подбирать, исследовать, передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме. -Делиться впечатлениями. -Использовать ресурсы Интернета для поиска произведений музыки и литературы Форма урока: -урок-путешествие, -урок экскурсия в прошлое, - урок-диалог, -урок-репортаж -урок-викторина -видео-урок Коллективная, групповая работа, работа в парах, индивидуальная. | ||
Практическая часть ООП | |||
Практическая работа. Творческие работы учащихся. Урок-концерт. | 2 ч |
7 класс (34 часа, 1 час в неделю)
№ п/п | Содержание учебного предмета | Основные виды учебной деятельности, формы проведения занятий | |
1. | Особенности музыкальной драматургии сценической музыки (17 часов) | ||
«Классика и современность». Вечные темы классической музыки и их претворение в произведениях разных жанров. Художественные направления, стили и жанры классической и современной музыки. Особенности музыкальной драматургии и развития музыкальных образов в произведениях крупных жанров —опере, балете, мюзикле, рок-опере, симфонии, инструментальном концерте, сюите и др. Жанровые и стилистические особенности музыкального языка. Единство содержания и формы музыкальных произведений. Стиль как отражение мироощущения композитора. Стили музыкального творчества и исполнения, присущие разным эпохам. Стиль как отражение эпохи, национального характера, индивидуальности композитора: Россия —Запад. Жанровое разнообразие опер, балетов, мюзиклов (историко-эпические, драматические, лирические, комические и др.). Взаимосвязь музыки с литературой и изобразительным искусством в сценических жанрах. Особенности построения музыкально-драматического спектакля. Опера: увертюра, ария, речитатив, ансамбль, хор, сцена. Балет: дивертисмент, сольные и массовые танцы (классический и характерный), па-де-де, музыкально-хореографические сцены и др. Приемы симфонического развития образов. Сравнительные интерпретации музыкальных сочинений. Мастерство исполнителя («искусство внутри искусства»): выдающиеся исполнители и исполнительские коллективы. Музыка в драматическом спектакле. Роль музыки в кино и на телевидении. Творческие работы учащихся. | Виды деятельности: -Выявлять общность и взаимосвязь музыки и литературы. -Исполнять народные песни, понимать особенности музыкального воплощения стихотворных текстов. -Воплощать содержание произведений в драматизации, инсценировке, пластическом движении -Импровизировать в пении, игре на муз. инструментах, пластике, в театрализации. -Находить связи, владеть музыкальными терминами, размышлять, высказывать суждение, импровизировать, находить параллели между музыкой и другими видами искусства. Форма урока: Урок ознакомления с новым материалом, -урок экскурсия в прошлое, - урок закрепления изученного, -урок применения знаний и умений, -урок проверки и коррекции знаний и умений, -комбинированный урок, -интегрированный урок. Коллективная, групповая работа, работа в парах, индивидуальная. | ||
2. | Особенности драматургии камерной и симфонической музыки. (17ч) | ||
Осмысление жизненных явлений и их противоречий в сонатной форме, симфонической сюите, сонатно-симфоническом цикле. Сопоставление драматургии крупных музыкальных форм с особенностями развития музыки в вокальных и инструментальных жанрах. Стилизация как вид творческого воплощения художественного замысла: поэтизация искусства прошлого, воспроизведение национального или исторического колорита. Транскрипция как жанр классической музыки. Переинтонирование классической музыки в современных обработках. Сравнительные интерпретации. Мастерство исполнителя: выдающиеся исполнители и исполнительские коллективы. Использование различных форм музицирования и творческих заданий для освоения учащимися содержания музыкальных образов. Всеобщность музыкального языка. Жизненное содержание музыкальных образов, их характеристика, взаимосвязь и развитие. Общие закономерности развития музыки. Интонационное развитие музыкальных образов на примере произведений русской и зарубежной музыки от эпохи Средневековья до рубежа XIX-XX вв.: духовная музыка, западноевропейская и русская музыка XVII-XVIII вв., зарубежная и русская музыкальная культура XIX в. Творческие работы учащихся. Урок-концерт. | Виды деятельности: -Творчески интерпретировать. -Рассуждать, определять специфику деятельности композитора, поэта и писателя. -Понимать особенности музыкального воплощения стихотворных текстов. -Самостоятельно подбирать, исследовать, передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме. -Делиться впечатлениями. -Использовать ресурсы Интернета для поиска произведений музыки и литературы. Собирать коллекцию музыкальных и литературных произведений Форма урока: -урок-путешествие, -урок экскурсия в прошлое, - урок-диалог, -урок-викторина, -видео-урок, -урок обобщения и систематизации знаний. Коллективная, групповая работа, работа в парах, индивидуальная. | ||
Практическая часть ООП | |||
Практическая работа. Творческие работы учащихся. Урок-концерт. | 2 ч |
8 класс (34 часа, 1 час в неделю)
№ п/п | Содержание учебного предмета | Основные виды учебной деятельности, формы проведения занятий | |
1. | Классика и современность (17ч) | ||
Музыка вокруг нас, ее роль в жизни современного человека. Художественный образ – стиль – язык. Наука и искусство. Роль музыки в формировании художественного и научного мышления. Музыка обогащает жизненный опыт человека, его знания и представления о мире. Искусство как духовный опыт поколений, опыт передачи отношения к миру в образной форме, познания мира и самого себя. Общечеловеческие ценности и формы их передачи в музыке. Искусство рассказывает о красоте Земли: пейзаж в живописи, музыке, литературе. Человек в зеркале искусства: портрет в музыке, литературе, живописи, кино. Музыка как проводник духовной энергии. Процесс художественной коммуникации и его роль в сближении народов, стран, эпох (музеи, международные выставки, конкурсы, фестивали, проекты). Диалог искусств. Искусство художественного перевода – искусство общения. Обращение творца произведения искусства к современникам и потомкам. Что такое красота. Способность музыки дарить людям чувство эстетического переживания. Законы красоты. Различие реакций (эмоций, чувств, поступков) человека на социальные и природные явления в жизни и в искусстве. Творческий характер эстетического отношения к окружающему миру. Красота в понимании различных социальных групп в различные эпохи. Красота и польза. Творческие работы учащихся. | Виды деятельности: -Выявлять общность и взаимосвязь музыки и любой другой творческой деятельности человека. -Проявлять отзывчивость. -Исполнять песни, понимать особенности музыкального воплощения стихотворных текстов. -Воплощать содержание произведений в драматизации, инсценировке, пластическом движении. -Импровизировать в пении, игре на муз. инструментах, пластике, в театрализации. -Находить связи, владеть музыкальными терминами, размышлять, высказывать суждение, импровизировать, находить параллели между музыкой и другими видами искусства. Форма урока: -комбинированный урок, -интегрированный урок, -урок-спектакль, -урок-путешествие, -урок экскурсия в прошлое, - урок-диалог, -урок обобщения и систематизации знаний. Коллективная, групповая работа, работа в парах, индивидуальная. | ||
2. | Традиции и новаторство в музыке (17 ч) | ||
Преобразующая сила музыки. Ценностно-ориентационная, нравственная, воспитательная функции музыки. Арт-терапевтическое воздействие музыки. Синтез искусств в создании художественных образов. Идеал человека в искусстве. Воспитание души. Выражение общественных идей в музыкальных образах. Музыка как способ идеологического воздействия на людей. Способность музыки внушать определенный образ мыслей, стиль жизни, изменять ценностные ориентации. Композиция и средства эмоциональной выразительности разных искусств. Синтез искусств в усилении эмоционального воздействия на человека. Порождающая энергия музыки – пробуждение чувств и сознания, способного к пророчеству. Предупреждение средствами музыки о социальных опасностях. Научный прогресс и искусство. Предвидение сложных коллизий 20-21 веков в творчестве художников, композиторов, писателей авангарда Эстетическое формирование искусством окружающей среды. Функции легкой и серьезной музыки в жизни человека. Музыка в кино. Монтажность, «клиповость» современного художественного мышления. Творческие работы учащихся. Урок-концерт. | Виды деятельности: -Творчески интерпретировать -Рассуждать, определять специфику деятельности композитора, поэта и писателя. -Понимать особенности музыкального воплощения стихотворных текстов. -Самостоятельно подбирать, исследовать, передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме. -Делиться впечатлениями. -Использовать ресурсы Интернета для поиска произведений музыки и литературы. Собирать коллекцию музыкальных и литературных произведений. Форма урока: -комбинированный урок, -интегрированный урок, -урок-кроссворд, -урок-викторина, -видео-урок. Коллективная, групповая работа, работа в парах, индивидуальная. | ||
Практическая часть ООП | |||
Практическая работа. Творческие работы учащихся. Урок-концерт. | 2 ч |
III. Тематическое планирование по учебному предмету «Музыка»
УМК Г.П.Сергеевой и сборника рабочих программ «Музыка» 5–8 классы. Предметная линия учебников Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской.
5 класс
6 класс
№ | Тема урока | Кол-во часов |
Раздел 1. Мир образов вокальной и инструментальной музыки (17 ч) | ||
1 | Удивительный мир музыкальных образов. | 1 |
2 | Образы романсов и песен русских композиторов | 1 |
3 | Два музыкальных посвящения | 1 |
4 | Портрет в музыке и живописи | 1 |
5 | «Уноси моё сердце в звенящую даль» | 1 |
6 | Музыкальный образ и мастерство исполнителя | 1 |
7 | Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов | 1 |
8 | Образ песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения. | 1 |
9 | Старинной песни мир | 1 |
10 | Народное искусство Древней Руси | 1 |
11 | Русская духовная музыка «Фрески Софии Киевской» | 1 |
12 | «Перезвоны». Молитва. | 1 |
13 | «Небесное и земное» в музыке Баха. | 1 |
14 | Образы скорби и печали | 1 |
15 | «Фортуна правит миром» | 1 |
16 | Авторская песня: прошлое и настоящее. Творческие работы учащихся.Урок-концерт. | 1 |
17 | Джаз – искусство 20 века. | 1 |
Раздел 2. Мир образов камерной и симфонической музыки (17 ч.) | ||
18 | Вечные темы искусства и жизни | 1 |
19 | Могучее царство Ф.Шопена. Вдали от Родины. | 1 |
20 | Ночной пейзаж. Ноктюрн. | 1 |
21 | Инструментальный концерт. А. Вивальди. Времена года. | 1 |
22 | Инструментальный концерт. И.С. Бах Итальянский концерт. | 1 |
23 | Космический пейзаж. Быть может вся природа – мозаика цветов. | 1 |
24 | Образы симфонической музыки. «Метель».Музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина. Вальс. Романс. Военный марш. | 1 |
25 | Образы симфонической музыки. «Метель».Музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина. Образы русской природы. | 1 |
26 | Симфоническое развитие музыкальных образов. «В печали весел, а в веселье печален». «Связь времен». В.А. Моцарт. Симфония №40. | 1 |
27 | Симфоническое развитие музыкальных образов. «Связь времен». П. Чайковский. Сюита «Моцартиана» | 1 |
28 | Программная увертюра. Людвиг Ван Бетховен «Эгмонт» | 1 |
29 | Увертюра-фантазия П.И.Чайковского «Ромео и Джульетта». Взаимосвязь музыки и литературы | 1 |
30 | Увертюра-фантазия П.И.Чайковского «Ромео и Джульетта». Образы любви и вражды. | 1 |
31 | Мир музыкального театра. Мюзикл. | 1 |
32 | Мир музыкального театра. Рок-опера. | 1 |
33 | Образы киномузыки. | 1 |
34 | Обобщение изученного за год. Творческие работы учащихся. Урок-концерт. | 1 |
7 класс
№ | Тема урока | Кол-во часов |
Особенности драматургии сценической музыки (17 ч) | ||
1 | Классика и современность. | 1 |
2 | В музыкальном театре. Опера «Иван Сусанин». Новая эпоха в русской музыке. | 1 |
3 | Патриотизм в музыке. Опера «Иван Сусанин». | 1 |
4 | Опера «Князь Игорь. Русская эпическая опера | 1 |
5 | Опера «Князь Игорь. Ария князя Игоря. Портрет половцев. Плач Ярославны. | 1 |
6 | В музыкальном театре. Балет «Ярославна». | 1 |
7 | Героические образы в русской музыке. | 1 |
8 | В музыкальном театре. Мой народ - американцы. | 1 |
9 | Опера «Порги и Бесс». | 1 |
10 | Опера «Кармен». Самая популярная опера в мире. Образ Кармен. | 1 |
11 | Опера «Кармен». Образы Хозе и Эскамильо | 1 |
12 | Балет «Кармен - сюита». Новое прочтение оперы Бизе. | 1 |
13 | Сюжеты и образы духовной музыки. Высокая месса. Всенощное бдение. | 1 |
14 | Рок-опера «Иисус Христос-суперзвезда». Вечные темы. | 1 |
15 | Рок-опера «Иисус Христос-суперзвезда». Главные образы. Творческие работы учащихся. Урок-концерт | 1 |
16 | Музыка к драматическому спектаклю. Гоголь-сюита. Из музыки к спектаклю «Ревизская сказка». | 1 |
17 | Музыка к драматическому спектаклю. «Ромео и Джульетта». | 1 |
Особенности драматургии камерной и симфонической музыки (17 ч.) | ||
18 | Музыкальная драматургия - развитие музыки | 1 |
19 | Два направления музыкальной культуры. Духовная музыка. Светская музыка. | 1 |
20 | Камерная инструментальная музыка. Этюд. | 1 |
21 | Транскрипция | 1 |
22 | Циклические формы инструментальной музыки. Кончерто гроссо. Сюита в старинном стиле. А.Шнитке. | 1 |
23 | Циклические формы инструментальной музыки. | 1 |
24 | Соната. Соната. Сонатная форма. | 1 |
25 | Соната в творчестве великих композиторов: Бетховен. Моцарт. | 1 |
26 | Симфоническая музыка.Жанр симфонии. Симфония №103 Й.Гайдна. Симфония №40 В.Моцарта. | 1 |
27 | Симфония №5 Л.Бетховена, Симфония №8 («Неоконченная») Ф.Шуберта. | 1 |
28 | Симфония № 5 П.Чайковского. | 1 |
29 | Симфония №7 («Ленинградская») Д.Шостаковича. | 1 |
30 | Симфоническая картина. «Празднества» К.Дебюсси. | 1 |
31 | Инструментальный концерт. Концерт для клавира с оркестром В.А Моцарта | 1 |
32 | Инструментальный концерт. Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна. | 1 |
33 | «Рапсодия в стиле блюз Дж.Гершвина». | 1 |
34 | Музыка народов мира. Популярные хиты из мюзиклов и рок- опер. Творческие работы учащихся. Урок-концерт | 1 |
8 класс
№ | Тема урока | Кол-во часов |
Раздел №1 Классика и современность (17 ч) | ||
Искусство в жизни современного человека (3 ч) | 1 | |
1 | Искусство вокруг нас. | 1 |
2 | Панорама современной музыкальной жизни в России и за рубежом. | 1 |
3 | Современные выдающиеся, композиторы, вокальные исполнители и инструментальные коллективы. | 1 |
Искусство открывает новые грани мира (7 ч) | ||
4 | Искусство рассказывает о красоте земли. | 1 |
5 | Музыкальный фольклор. | 1 |
6 | Может ли современная музыка считаться классической? | 1 |
7 | Классическая музыка в современных обработках. | 1 |
8 | Музыкальный портрет. Александр Невский. | 1 |
9 | Портрет композитора в литературе и кино. | 1 |
10 | Портрет композитора в литературе и кино. | 1 |
Музыка как универсальный способ общения (7 ч) | ||
11 | Мир в зеркале искусства. | 1 |
12 | Роль искусства в сближении народов. | 1 |
13 | Музыкальное искусство как воплощение жизненной красоты и жизненной правды. | 1 |
14 | Стиль как отражение мироощущения композитора. | 1 |
15 | Воздействие музыки на человека, ее роль в человеческом обществе. | 1 |
16 | «Вечные» проблемы жизни в творчестве композиторов. Творческие работы учащихся. Урок-концерт | 1 |
17 | Музыкально – поэтическая символика огня. | 1 |
Раздел №2.Традиции и новаторство в музыке (17 ч) | ||
Красота в искусстве и жизни (11 ч) | 1 | |
18 | Что есть красота. | 1 |
19 | Откровенье вечной красоты. | 1 |
20 | Застывшая музыка. | 1 |
21 | Есть ли у красоты свои законы. | 1 |
22 | Своеобразие видения картины мира в национальных музыкальных культурах Востока и Запада. | 1 |
23 | Преобразующая сила музыки как вида искусства. | 1 |
24 | Символика скульптуры, архитектуры, музыки. | 1 |
25 | Истоки и интонационное своеобразие, музыкального фольклора разных стран. | 1 |
26 | Обращение композиторов к народным истокам профессиональной музыки. | 1 |
27 | Романтизм в русской музыке. | 1 |
28 | Стилевые особенности в творчестве русских композиторов | 1 |
Прекрасное пробуждает доброе (6 ч) | ||
29 | Преобразующая сила искусства. | 1 |
30 | «Полна чудес могучая природа». Весенняя сказка «Снегурочка». | 1 |
31 | Оперы Н. Римского – Корсакова. | 1 |
32 | Произведения вокальной и инструментальной музыки | 1 |
33 | Песенное творчество современных авторов. | 1 |
34 | Обобщающий урок. Творческие работы учащихся. Урок-концерт | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» для 1-4 класса (базовый уровень). Разработана Бирюковой Г.А.,учителем музыки высшей категории
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» для 1-4 класса (базовый уровень). Разработана Бирюковой Г.А.,учителем музыки высшей категории...
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» для 5 - 7 классов (базовый уровень). Разработана Бирюковой Г.А., учителем музыки высшей категории
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» для 5 - 7 классов (базовый уровень). Разработана Бирюковой Г.А., учителем музыки высшей категории ...
Рабочая программа по предмету "Музыка" для 5-7 класса
Рабочая программа по предмету «Музыка» для V—VII классов разработана исоставлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартомосновного общего образования (приказ Министерств...
Рабочая программа по предмету "Музыка и пение" 7 класс (инклюзивное обучение)
Данная рабочая программа создана в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования, Программы 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразователь...
Рабочая программа по предмету "Музыка и пение" 6 класс (инклюзивное обучение)
Данная программа «Музыка и пение» для 6 класса специального (коррекционного) уровня разработана на основе: Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ре...
Рабочая программа по русскому языку для обучающихся 5 класса. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и других.
Рабочая программа по русскому языку. 5 часов в неделю. Цели и задачи. Содержание.Планируемые результаты....
Рабочие программы по английскому языку ( 2019-2020 уч.год) Предметная линия учебников «Английский в фокусе»
Рабочая программа по английскому языку 5 класс . Предметная линия " Английский в фокусе"...