Небесное и земное в звуках и красках
план-конспект урока по музыке (5 класс)
Конспект урока в 5 классе по программе музыка Е.Д. Критская
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nebesnoe_i_zemnoe.docx | 54.52 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Урок№ 19 в 5 классе
Тема: Небесное и земное в звуках и красках.
Три вечные
струны: молитва, песнь. любовь.
«Любить. Молиться. Петь. Святое назначенье…».
« В минуты музыки печальной…».
«Есть сила благодатная в созвучье слов живых…».
Цель: Сформировать представления обучающихся об отношении композиторов и художников к родной природе, духовным образам древнерусского и западноевропейского искусства.
Задачи: - воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа и разных народов мира, классическим и современным музыкальным наследием, эмоционально-ценностного, заинтересованного отношения к искусству, стремления к музыкальному самообразованию;
- приобщение к музыке как эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений; овладение культурой отношения к миру, запечатленному в произведениях искусства, раскрывающих духовный опыт поколений;
- овладение художественно-практическими умениями и навыками в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности.
Результаты освоения предмета:
Предметные : познакомяться с общностью языка различных видов искусства; научатся выявлять общие черты в художественных и музыкальных образах; музыкальные средства выразительности(мелодия, лад, ритм, регистр, темп, динамика)
Овладеют ключевыми понятиями: песенность, знаменный распев, песнопение, унисон, а капелла, солист, хор, орган, музыкальный пейзаж.
Метапредметные : Познавательные: осуществлять поиск информации в разных источниках; использовать рисуночные и простые символические варианты музыкальной записи.
Регулятивные: учится планировать свою учебную деятельность ; выполнять действия в устной форме.
Коммуникативные: сотрудничать с учителем, одноклассниками, выражать своё мнение о музыке в процессе слушания и исполнения.
Личностные: развивать музыкально-эстетическое чувство, проявляющееся в эмоционально- ценностном отношении к искусству.
Тип урока: комбинированный.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Форма урока: урок-путешествие
Музыкальное содержание: С. Рахманинов. Концерт № 3 для фортепиано с оркестром, 1-я часть, знаменный распев 16 в., П. Чайковский «Богородице Дево, радуйся»( из «Всенощного бдения»), Г. Свиридов «Любовь святая»( из музыки к драме А.Н.Толстого «Царь Федор Иоаннович»); произведения Дж. Каччини, Г. Свиридова, И.С. Баха-Ш. Гуно, Ф.Шуберта с одноименным названием «Аве, Мария», русская народная несня «Родина», «Рождество», сл. В. Шемтюк, муз. М. Гайворонского
Необходимое техническое оборудование: ноутбук, экран, проектор, презентация к уроку, учебник Г.П.Сергеевой, Е.Д. Критской «Музыка» для 5 класса, раздаточный материал - таблицы «Характеристика номеров балета средствами музыкальной выразительности», текст русской народной песни песни «Родина».
План урока
№ | Этап урока | Действия учителя | Действия ученика | Время |
1 | Организационный момент | Музыкальный сигнал. Приветствует учащихся, проверяет готовность класса к уроку. | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку | 1 мин |
2 | Актуализация опорных знаний Повторение пройденного материала. | Обеспечивает мотивацию учения, включения в совместную деятельность по определению целей урока с помощью прослушивания русской народной песни «Родина»; размышления Д.Лихачева(учебник страница 81) Стимулирует познавательную деятельность учащихся, вызывает интерес, осуществляет повторение пройденного материала с помощью игры «Микрофон», («живописная музыка», «музыкальная живопись», цветовая гамма, звуковая палитра, интонация, ритм, рисунок, штрих, колорит, композиция ) | Эмоционально-образный настрой к уроку.Слушают учителя. Слушают песню; записывают тему урока. Отвечают на вопросы учителя. Работают в группах. Участвуют в игре «Микрофон»
| 5 мин |
3 | Открытие и усвоение новых знаний | Работа с учебником с.80-89. Презентация «Небесное и земное в звуках и красках». Прослушивание, просмотр и анализ: С. Рахманинов. Концерт № 3 для фортепиано с оркестром, 1-я часть, знаменный распев 16 в., П.Чайковский «Богородице Дево, радуйся»( из «Всенощного бдения»), Г. Свиридов «Любовь святая»( из музыки к драме А.Н.Толстого «Царь Федор Иоаннович»); произведения Дж. Каччини, Г. Свиридова, И.С. Баха-Ш. Гуно, Ф.Шуберта с одноименным названием «Аве, Мария» | Работают с учебником, Записывают понятия и названия прослушанных произведений, пропевают мелодии отвечают на вопросы. Размышляют, анализируют, высказывают свои умозаключения, делают сравнительный анализ. Слушают , сравнивают характер и средства выразительности; заполняют таблицу | 18 мин |
4 | Вокально-хоровая работа | Физкультминутка. Финская зарядка.
Разучивание русской народной песни «Родина»(1-й куплет). | Участвуют в физкультминутке. Распеваются с ручными знаками. Участвуют в коллективно- исполнительской деятельности, разучивают 1-й куплет песни | 16мин |
5 | Домашнее задание | Составить кроссворд из изученных терминов и понятий. Подобрать иллюстрацию(архитектурное сооружение) к понравившемуся, прослушанному на уроке музыкальному произведению. | Задают вопросы по домашнему задания . | 1 мин |
6 | Рефлексия учебной деятельности на уроке. | Я узнал… Я знал… Я умею….
| Участвуют в рефлексии | 1 мин |
7 | Обобщение и систематизация новых знаний | Обобщение и подведение итога урока. «Найди соответствие» Организация работы закрепления знаний. Создает атмосферу успешности усвоенного материала в деятельности учащихся. | Находят соответствия. Осуществляют самопроверку , оценивают свою работу. | 3 мин |
Характеристика музыкальных произведений средствами музыкальной выразительности:
Музыкальное произведение | мелодия | лад | темп | тембр | ритм | регистр | динамика |
П. Чайковский «Богородице, дево радуйся» | |||||||
«Аве, Мария», И.С. Баха-Ш. Гуно |
|
|
|
|
|
|
|
«Аве, Мария», , Ф.Шуберта |
Ход урока
- Организационный момент. Музыкальный сигнал. Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность класса к уроку.
- Актуализация опорных знаний.
- Образы разных искусств – музыки, живописи, архитектуры, литературы – предстают перед нами как сердечная песнь о неповторимой красоте родной природы. Давайте послушаем русскую народную «Родина»(Слайд 2) и подберем иллюстрацию к ней.
- Подумайте, в какое виртуальное путешествие мы сегодня отправимся?
Дети работают в группах, подбирают иллюстрацию.( Слайд 3,4,5)
- Да, правильно, сегодня нас ждет увлекательное путешествие связанное с природой, а также мы узнаем об отношении композиторов и художников к родной природе и духовным образам.
- Но, сначала, вспомним, о чем речь шла на прошлом уроке.
Дети участвуют в игре «Микрофон», отвечают на вопросы («живописная музыка», «музыкальная живопись», цветовая гамма, звуковая палитра, интонация, ритм, рисунок, штрих, колорит, композиция ).
3. Открытие и усвоение новых знаний. (В процессе слушания музыки заполняется таблица с помощью учителя и самостоятельно)
- Итак, первая остановка в нашем путешествии, как мы уже с вами выяснили- земная красота-родная природа.
- Скажите, как называется жанр живописи изображающей картины природы?
- Правильно, пейзаж.
- А «Музыкальный пейзаж» - это «пейзаж настроения», в котором выразительность интонаций сливается с изобразительными подробностями музыкального языка.
- Послушайте фрагмент «Концерта № 3 для фортепиано с оркестром С. Рахманинова» (Слайд 6), сравните с мелодией древнего песнопения.(Учитель исполняет вместе с обучающимися)
- А, теперь , откройте учебник на странице 81, прочитайте размышления известного деятеля русской культуры Д. Лихачева: У русской природы равнины кроткие, без высоких гор, но и не бессильно плоские, с сетью рек и с небом, не заслоненным густыми лесами, с покатыми холмами и бесконечными, плавно обтекакающими все возвышенности дорогами. И с какой тщательностью гладил человек холмы, спуски и подъемы! Здесь опыт пахаря сотворял параллельные линии, идущие в унисон друг с другом и с природой, точно голоса древнерусских песнопений.
. Что их роднит с мелодией древнего песнопения и мелодией «Концерта № 3 для фортепиано с оркестром С. Рахманинова»?
- ответы детей.
Фольклор рассказывает о повседневной жизни человека, а церковное искусство обращается к небесному( слайд 7). Созерцание икон, слушание песнопений вызывают у человека мысли о прекрасном, вечном.
- Следующая остановка – старинный православный храм 16 века, в то время в церквях песнопения, которыми сопровождались службы назывались - знаменный распев(Слайд 8).
Это название произошло от старославянского слова знамя, то есть знак. Знаменные напевы звучат одноголосно, в унисон.
-Как вы понимаете слова русского поэта П. Вяземского: «Любить. Молиться. Петь. Святое назначенье…»?
- Ответы детей.
- Да, конечно. И мы можем сделать такой вывод: иконы, песнопения, молитвы – часть духовной культуры Древней Руси.
- Давайте рассмотрим икону «Покров Пресвятой Богородице» (Слайд 9), композиция ее делится на две части. В верхней изображены небесные силы и Богородица, а нижней – Роман Сладкопевец – византийский поэт и певец. Он поет мелодии, дарованные ему свыше самой Богородицей, которая невидимо присутствует в храме, простирая надо всеми свой покров. Романа Сладкопевца окружает народ, который подхватывает припев, как это было принято в старинном церковном пении.
-Приготовьте таблицы для характеристики музыкальных произведений.
- А теперь перенесемся в век 19, вслушаемся в обращение к Богородице П. И. Чайковского
( Слайд 9)..
- Сравните его со старинным песнопением. В чем сходство, а в чем различие этих музыкальных произведений?
- Ответы детей.
- Что роднит эти произведения?
- Ответы детей. Записывают в тетрадь названия произведений, термины и понятия.
- Наш путь лежит в Западную Европу.
С давних пор образ матери с младенцем стоит в центре поклонения людей. Пожалуй, одна из самых прекрасных картин на земле – «Сикстинская мадонна» Рафаэля.(Слайд 10). Все латинские молитвы, обращенные к матери Иисуса, начинаются словами Аве Мария. Есть неизменный латинский текст молитвы, который много веков вдохновляет композиторов на создание произведений.
Слушаем (Слайд 10,11), анализируем, используя для характеристики «Словарь эстетических эмоций».
- Какие чувства вызвала у вас прослушанная музыка?
- Ответы детей.
- Что сближает художественные образы этих музыкальных произведений с алтарной картиной итальянского художника Рафаэля?
- Ответы детей.
Наше путешествие подходит к концу.
- «Есть сила благодатная в созвучье слов живых…»(Слайд12). В произведениях русских и зарубежных композиторов, поэтов, художников разных времен и народов создан вечный, чистый и благородный образ Матери Иисуса Христа – Марии(Слайд 13,14). Искренность, нежность, трепетное чувство любви, преклонение людей перед Небесной Заступницей человечества объединяют произведения искусства, обращенные к Деве Марии (Слайд 15).
- В чем выражается общность языка различных видов искусства?
- Ответы детей.
- Да, ребята, правильно. Характер музыкальных сочинений, распевность мелодий, ровность ритма перекликаются с певучестью и размеренностью ритма в стихах, мягкостью плавных линий рисунка, гармонией красок, стройностью композиции. За всем этим возникает ни с чем не сравнимое святое чувство любви к природе, человеку, Богу.
4.Вокально-хоровая работа.
1)Физкультминутка
3)Разучивание русской народной песни „Родина» с использованием артикулярного прочтения текста, исполнение первого куплета - а капелла.
Занялася заря расписная,
Выхожу за околицу я.
С добрым утром, страна дорогая-
Дорогая Отчизна моя.
Дружно двинулись в поле артели,
Труд кипит от села до села.
Топоры по лесам зазвенели,
Тишина за курганы ушла.
Пароходы стоят на погрузке
У причалов разбуженных рек,
И о Волге, красавице русской,
Вдохновенно поёт человек.
Льются песни потоком незримым
К звёздам счастья - к седому
Кремлю.
Я люблю тебя, край мой родимый,
Неизменно, по-русски, люблю
4) Исполнение песни «Рождество», сл. В. Шемтюк, муз. М. Гайворонского.
5. Домашнее задание: Составить кроссворд из изученных терминов и понятий. Подобрать иллюстрацию(архитектурное сооружение) к понравившемуся, прослушанному на уроке музыкальному произведению(Слайд 16).
6. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Я узнал…
Мне понравилось…
Ярче всего запомнилось….
7. Обобщение и систематизация новых знаний. Пришло время подвести итог нашего путешествия и обобщить тему урока.(Слайд 16, 17).
Найдите соответствие:
Знаменный распев Пение без музыкального сопровождения
Музыкальный пейзаж Вид древнерусского церковного пения
Унисон Клавишно-духовой музыкальный инструмент
а Капелла Музыкант, исполняющий один музыкальное произведение
Солист Коллектив музыкантов исполняющих вокальную музыку
Орган Слитное звучание нескольких голосов, совпадающих по высоте
Хор Музыкальное произведение, в котором выразительность интонаций
сливается с изобразительностью музыкального языка.
Находят соответствия. Осуществляют самопроверку , оценивают свою работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок музыки в 5-ом классе «Небесное и земное в звуках и красках»
Урок разработан по программе Г. П. Сергеевой , Е. Д. Критской, является 2 урокос в разделе II "Музыка и изобразительное искусство"...
Презентация Небесное и земное в звуках и красках. Л.Бетховен увертюра Эгмонт 5 класс
Презентация к уроку музыка 5 мкласс...
Презентация Небесное и земное в звуках и красках. Л.Бетховен увертюра Эгмонт 5 класс
Презентация к уроку музыка 5 мкласс...
Небесное и земное в звуках и красках
Открытый урок по музыке в 5 классе...
Небесное и земное в звуках и красках
Презентация содержит иллистративный материал к уроку в 5 классе "Небесное и земное в звуках и красках"по программе программе «Музыка» Г.П. Сергеевой, Е. Д. Критской. Данный материал представляет...
"Небесное и земное в звуках и красках"
Урок раскрывает отношение композиторов и художников к родной природе, духовным образам древнерусского и западноевропейского искусства; интонационно-слуховой опыт учащихся на основе метода интонационно...
«Небесное и земное» в звуках и красках. «Три вечные струны: молитва, песнь, любовь».
Отношение композиторов и художников к родной природе, духовным образом древнерусского и западно-европейского искусства....