Рабочая программа 6 класс
рабочая программа по музыке (6 класс)
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» для 6 класса составлена на основе Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобрена Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию и утверждена протоколом № 1/15 от 8 апреля 2015 г.), примерной программы по технологии «Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа.» В 2 ч. Ч.1,2. М: «Просвещение», 2011г, на основе программы «Музыка» авторов: Е.Д.Критской, Г.П. Сергеевой, Т. С. Шмагина, М., Просвещение, 2011г.
Цель: - формирование музыкальной культуры учащихся как неотъемлемой части их духовной культуры;
- духовно-нравственное воспитание через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармонического формирования личности.
Задачи:
- в направлении личностного развития:
- вхождение обучающихся в мир духовных ценностей музыкального искусства, влияющих на выбор наиболее значимых ценностных ориентаций личности;
- понимание социальных функций музыки (познавательной, коммуникативной, эстетической, практической, воспитательной, зрелищной и др.) в жизни людей, общества, в своей жизни;
- осознание особенностей музыкальной культуры России, своего региона, разных культур и народов мира, понимание представителей другой национальности.
- в метапредметном направлении:
-самостоятельный выбор целей и способов решения учебных задач (включая интонационно-образный и жанрово-стилевой анализ сочинений) в процессе восприятия и исполнения музыки различных эпох, стилей, жанров, композиторских школ;
- развитие критического отношения к собственным действиям, действиям одноклассников в процессе познания музыкального искусства, участия в индивидуальных и коллективных проектах;
- формирование интереса к специфике деятельности композиторов и исполнителей (профессиональных и народных), особенностям музыкальной культуры своего края, региона;
- расширение представлений о связях музыки с другими видами искусства на основе художественно-творческой, исследовательской деятельности;
- применение полученных знаний о музыке и музыкантах, о других видах искусства в процессе самообразования, внеурочной творческой деятельности.
- передача собственных впечатлений о музыке, других видах искусства в устной и письменной речи; совершенствование учебных действий самостоятельной работы с музыкальной и иной художественной информацией;
3) в предметном направлении:
- определение в прослушанном музыкальном произведении его главных выразительных средств – ритма, мелодии, гармонии, полифонических приемов, фактуры, тембров, динамики;
- умение отразить понимание художественного воздействия музыкальных средств в размышлениях о музыке (устно и письменно);
- проявление навыков вокально-хоровой деятельности – исполнение одно-двухголосных произведений с аккомпанементом, умение исполнять более сложные ритмические рисунки.
Данная программа по музыке в первых классах рассчитана на 34 часа. В соответствии с календарём на 2018-19 учебный год составляет 35 часа, т.к. учебные часы совпадают с праздничными днями.
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета
Учащиеся научатся:
- определять средства музыкальной выразительности;
- понимать специфику и особенности музыкального языка, закономерности музыкального искусства, творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, пластическом интонировании, поэтическом слове, изобразительной деятельности;
- применять информационно-коммуникационные технологии для расширения опыта творческой деятельности в процессе музицирования на электронных музыкальных инструментах и поиска информации в музыкально-образовательном пространстве Интернета.
Учащиеся получат возможность научиться:
- принимать активное участие в художественных событиях класса, музыкально-эстетической жизни школы, района, города и др. (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.);
- самостоятельно решать творческие задачи, высказывать свои впечатления о концертах, спектаклях, кинофильмах, художественных выставках и др., оценивая их с художественно-эстетической точки зрения;
- высказывать личностно-оценочные суждения о роли и месте музыки в жизни, о нравственных ценностях и эстетических идеалах, воплощённых в шедеврах музыкального искусства.
Познавательные УУД
Учащиеся научатся:
- Исследовать, сравнивать многообразие жанровых воплощений музыкальных произведений;
- Рассуждать о специфике воплощения духовного опыта человека искусстве (с учетом критериев представленных в учебнике);
- Анализировать приемы развития одного образа, приемы взаимодействия нескольких образов в музыкальном произведении;
- Сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей;
- Рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки и изобразительного искусства;
- Воспринимать характерные черты творчества отдельных отечественных и зарубежных композиторов;
- Воспринимать и сравнивать музыкальный язык в произведениях разного смыслового и эмоционального содержания;
- Сравнивать особенности музыкального языка (гармонии, фактуры) в произведениях, включающих образы разного смыслового содержания;
- Устанавливать ассоциативные связи между художественными образами музыки и визуальных искусств.
Учащиеся получат возможность
- Стремиться к приобретению музыкально-слухового опыта общения с известными и новыми музыкальными произведениями различных жанров, стилей народной и профессиональной музыки, познанию приемов развития музыкальных образов, особенностей их музыкального языка;
- Формировать интерес к специфике деятельности композиторов и исполнителей (профессиональных и народных), особенностям музыкальной культуры своего края, региона;
- Расширить представления о связях музыки с другими видами искусства на основе
художественно-творческой, исследовательской деятельности;
- Идентифицировать термины и понятия музыкального языка с художественным языком
различных видов искусства на основе выявления их общности и различий;
- Применять полученные знания о музыке и музыкантах, о других видах искусства в
процессе самообразования, внеурочной творческой деятельности.
Регулятивные УУД
Учащиеся научатся:
- Оценивать музыкальные произведения с позиции красоты и правды.
- Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений в пении, музыкально-ритмическом движении, изобразительной деятельности, слове.
- Устанавливать вешние связи между звуками природы и звучанием музыкальных тембров
Учащиеся получат возможность:
- Совершенствовать действия контроля, коррекции, оценки действий партнера в коллективной и групповой музыкальной, творческо-художественной, исследовательской деятельности;
- Саморегулировать волевые усилия, способности к мобилизации сил в процессе работы над исполнением музыкальных сочинений на уроке, внеурочных и внешкольных формах музыкально-эстетической, проектной деятельности, в самообразовании;
- Развивать критическое отношение к собственным действиям, действиям одноклассников в процессе познания музыкального искусства, участия в индивидуальных и коллективных проектах;
- Сравнивать изложение одних и тех же сведений о музыкальном искусстве в различных источниках;
- Приобретение навыков работы с сервисами Интернета.
Коммуникативные УУД
Учащиеся научатся:
- Аргументировать свою точку зрения в отношении музыкальных произведений, различных явлений отечественной и зарубежной музыкальной культуры;
- Участвовать в коллективной беседе и исполнительской деятельности.
Учащиеся получат возможность:
- Участвовать в жизни класса, школы, города и др., общаться, взаимодействовать со сверстниками в совместной творческой деятельности;
- Применять полученные знания о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач;
- Показать адекватное поведение в различных учебных, социальных ситуациях в процессе восприятия и музицирования, участия в исследовательских проектах, внеурочной деятельности.
Содержание учебного предмета
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» для 6 класса составлена из расчета часов, указанных в базисном учебном плане образовательных учреждений общего образования и учебном плане МБОУ «Комсомольская СОШ№1». Предмет «Музыка» изучается в 6 классе в объеме 34 часа, из расчета 1 час в неделю.
Вводный урок: Музыка в нашей жизни - (1 час).
Введение в тему года «В чём сила музыки». Объяснить, что курс 6 класса посвящён изучению вопросов художественной выразительности музыкального искусства.
Слушание: полька «Трик-трак» Ф.Шопена и прелюдия соль-минор С.Рахманинова.
Разучивание: Г.Струве «Школьный корабль».
Раздел 1. Тысяча миров музыки - (8 часа).
Темы раздела 1. Наш вечный спутник – (3 ч)
Не только жизнь учит понимать искусство, но и само искусство учит понимать жизнь. Музыка – огромная сила, способная преображать окружающую жизнь. Созидательная сила музыки. Проблема добра и зла в музыке.
Какой бывает музыка - (4 ч)
Единство сторон музыкального произведения.
Как создаётся музыкальной произведение - (1ч)
Знать о неразрывности и единстве составляющих сторон музыки, понимать значение понятия «средства музыкальной выразительности».
Слушание: Ж.Брель «Вальс», П.Чайковский «Сентиментальный вальс», фрагмент симфонии №6, Ф.Шопен «Блестящий вальс», И.Штраус – вальсы, М.Мусоргский «Старый замок», Глюк – фрагменты оперы «Орфей и Эвридика», фрагменты оперы С.Прокофьева «Повесть о настоящем человеке» и кантаты «Александр Невский», фрагменты симфоний №9 и №5 Л.Бетховена, песни И.Дунаевского и В.Баснера.
Разучивание: А.Островский «Мальчишки и девчонки», Г.Струве «Спасибо вам, учителя», Г.Струве «Полонез дружбы».
Зрительный ряд: П.Федотов «Сватовство майора», В.Пукирев «Неравный брак», М.Врубель «Пан», портреты композиторов.
Основные виды учебной деятельности:
Знать о роли искусства в жизни, уметь приводить примеры воздействия музыки на человека. Знать об источниках зарождения произведений искусства. Понимать и объяснять смысл темы урока, уметь приводить примеры из разных областей искусства.
Раздел 2. Как создаётся музыкальное произведение - 22 часа
Темы раздела 2. Ритм - (6 ч)
Ритм – основа музыки. Вначале был ритм. О чем рассказывает музыкальный ритм. Диалог метра и ритма. От адажио к престо.
Мелодия - (4 ч)
Звук, который выражает слово. Мелодия-душа музыки. Мелодией одной звучат печаль и радость. Мелодия "угадывает" нас самих.
Гармония - (4 ч)
Что такое гармония в музыке? Два начала гармонии. Эмоциональный мир гармонии. Красочность музыкальной гармонии.
Полифония - (2 ч)
Мир образов полифонической музыки. Философия фуги.
Фактура - (2 ч)
Единство содержания и формы. Какой бывает музыкальная фактура. Пространство фактуры.
Тембры - (2 ч)
Музыкальные тембры. Тембры – музыкальные краски. Соло – тутти.
Динамика - (2 ч)
Музыкальная динамика. Громкость и тишина в музыке. Тонкая палитра оттенков.
Основные виды учебной деятельности:
Знать определение гармонии, значение гармонических сочетаний в музыке, уметь определять и правильно употреблять в речи изученные понятия. Показать особенности гармонического строения в музыкальных произведениях. Познакомиться с различными фактурами. Способствовать развитию интереса учащихся к творчеству И.Баха. Знать определение «музыкальная фактура», уметь давать характеристику различным видам музыкальных фактур. Уметь анализировать музыкальные произведения (фрагменты), характеризовать элементы и свойства фактуры. Понять каким целям служат звуки мелодии, чем объясняется воздействие мелодии на самые сокровенные чувства человека. Определить роль мелодии в музыке, знать виды мелодий, уметь определять их. Знать определение динамики, её зависимость от настроения музыки. Осознать роль тембра в музыке, показать как композиторы учитывали тембры в инструментах своих произведений. Знать тембровые особенности подбора инструментов в оркестрах, повторить виды оркестров.
Раздел 3. Чудесная тайна музыки - (4 часа)
Темы раздела 3: Тонкая палитра оттенков. По законам красоты. По законам красоты. Заключительный урок по теме года «Музыка радостью нашей стала».
Музыкальные жанры: песня, романс, симфония, кантата, оратория, опера, балет, оперта, жанры программной музыки. В чём сила музыки. Какой мир музыки мы открыли для себя.
Слушание: Г.Свиридов «Время, вперёд», Н.Римский-Корсаков – фрагменты оперы «Снегурочка». М.Равель «Болеро», А.Хачатурян «Танец с саблями», Д.Шостакович – фрагменты симфонии «7 «Ленинградской», Л.Бетховен увертюра «Эгмонт», Ф.Шуберт «Серенада», В.Моцарт «Реквием. Лакримоза», Ж.Сен-Санс «Лебедь», И.Бах органные фуги, С.Рахманинов «Весенние воды», песни о войне: «Священная война», «Дороги», «День Победы».
Разучивание: Е.Крылатов «Прекрасное далёко», «Звуки музыки», «Баллада о солдате» и др.
Зрительный ряд: портреты композиторов, музыкальные инструменты, портреты композиторов.
Основные виды учебной деятельности:
Знать о неразрывности и единстве составляющих сторон музыки, повторить средства музыкальной выразительности. Закрепить знания теоретического материала, музыкальных произведений, вокально-хоровых навыков.
Календарно – тематическое планирование 6 «А» класс
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Форма занятия | Оценка результатов освоения знаний | Планируемые результаты УУД | Учебно-методическое пособие | Дата проведения урока | |||||||
план | факт | |||||||||||||
Тема года: «В чём сила музыки» | ||||||||||||||
РАЗДЕЛ 1. «Тысяча миров» музыки - 9 часов | ||||||||||||||
1 | «Музыка души» | 1 | Работа по карточкам | Предметные: Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека. Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека. Осознавать интонационно – образные, жанровые основы музыки как вида искусства. Наблюдать за развитием одного образа в музыке. Уметь определять и правильно употреблять в речи изученные понятия. Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека. Личностные: Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека ( на личном примере) Уважение к музыкальной культуре мира разных времён. Выражать эмоциональное содержание в музыкальных произведениях и проявлять личное отношение при их восприятии и исполнении. Познавательные: Рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки и изобразительного искусства. Исследовать многообразие жанровых воплощений музыкальных произведений. Регулятивные: Оценивать музыкальные произведения с позиции красоты и правды. Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека. | 5.09. | |||||||||
2 | «Тысяча миров» музыки. Наш вечный спутник. | 1 | Комбинированный урок. | Игра «Подберу музыку» | Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке. | 12.09. | ||||||||
3 | Искусство и фантазия. | 1 | Урок систематизации знаний. | Конкурс иллюстраций «Как прекрасен этот мир!» |
| 19.06. | ||||||||
4 | Искусство – память человечества | 1 | Контрольное тестирование | 26.09. | ||||||||||
5 | В чем сила музыки | 1 | Презентация | 3.10. | ||||||||||
6 | Волшебная сила музыки | 1 | Комбинированный урок. | Работа по карточкам | Видеофильм | 10.10. | ||||||||
7 | Музыка объединяет людей | 1 |
| Атлас музыкальных инструментов. | 17.10. | |||||||||
8 | Заключительный урок по теме «Тысяча миров музыки» | 1 | Комбинированный урок. | Контрольное тестирование | Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке. | 24.10. | ||||||||
РАЗДЕЛ 2. Как создаётся музыкальное произведение - 22 часа | ||||||||||||||
9 | Единство музыкального произведения | 1 | урок-беседа | Работа с учебником | Предметные: Готовность к сотрудничеству с учителем и одноклассниками. Владеть отдельными специальными музыкальными терминами, отражающими знание средств музыкальной выразительности. Понимать значение средств художественной выразительности (метроритма) в создании музыкального произведения. Осознавать интонационно-образные жанровые особенности музыки. Воспринимать разнообразие по смыслу ритмические интонации при прослушивании музыкальных произведений. Рассуждать о яркости музыкальных образов в музыке. Устанавливать ассоциативные связи между художественными образами музыки и визуальных искусств. вры музыкальной культуры. Регулятивные: Оценивать музыкальные произведения с позиции правды и красоты. Интерпретировать вокальную музыку в коллективной музыкально- творческой деятельности. Рассуждать о яркости образов в музыке. Творчески интерпретировать содержание и форму музыкальных произведений в изобразительной деятельности. Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека. Сравнивать разнообразные мелодико - гармонические интонации музыки. Узнавать по характерным признакам (интонации, мелодии, гармонии) музыку отдельных композиторов прошлого. Эмоционально откликаться на шедевры музыкальной культуры | Презентация | 7.11. | |||||||
10 | Ритм Вначале был ритм | 1 | 14.11. | |||||||||||
11 | Коренные свойства ритма. | 1 | Работа по карточкам | Атлас музыкальных инструментов. | 21.11. | |||||||||
12 | О чём рассказывает музыкальный ритм | 1 | Урок обобщения | Контрольное тестирование | 28.11. | |||||||||
13 | Диалог метра и ритма | 1 | Презентация | 5.12. | ||||||||||
14 | «Мотив судьбы» в истории музыки. | 1 | Игра «Подберу музыку» | 12.12. | ||||||||||
15 16 | От адажио к престо. Урок-концерт. | 1 | урок-беседа | Устный опрос. Хоровое пение. | 19,26.12. | |||||||||
17 | «Мелодия – душа музыки» | 1 | Работа по карточкам | Видеофильм | 9.01. | |||||||||
18 | «Мелодией одной звучат печаль и радость» | 1 | Комбинированный урок. | Игра «Угадай мелодию» | Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке. | 16.01. | ||||||||
19 | Мелодия «угадывает» нас самих | 1 | Контрольное тестирование | Портреты композиторов. | 23.01. | |||||||||
20 | Гармония Что такое гармония в музыке | 1 | Урок обобщения,систематизации знаний. | Работа с учебником | 30.01. | |||||||||
21 | Два начала гармонии | 1 | Презентация | 6.02. | ||||||||||
22 | Эмоциональный мир музыкальной гормонии. | 1 | Комбинированный урок. | Атлас музыкальных инструментов. | 13.02. | |||||||||
23 | Красочность музыкальной гармонии | 1 | Работа по карточкам | 20.02. | ||||||||||
24 | Мир образов полифонической музыки | 1 | Комбинированный урок. | Конкурс иллюстраций «Как прекрасен этот мир!» | Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке. | 27.02. | ||||||||
25 | Философия фуги | 1 | Презентация | 6.03. | ||||||||||
26 | Фактура Какой бывает музыкальная фактура | 1 | Работа с учебником | 13.03. | ||||||||||
27 | Пространство фактуры | 1 | Хоровое пение. | Презентация | 20.03. | |||||||||
28 | Тембры Тембры - музыкальные краски | 1 | Комбинированный урок. | Работа по карточкам | Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке. | 3.04. | ||||||||
29 | Соло и тутти | 1 | Устный опрос. | 10.04. | ||||||||||
30 | Возможности инструментов симфонического оркестра. | 1 | урок-беседа | Игра «Подберу музыку» | 17.04. | |||||||||
31 | Динамика Громкость и тишина в музыке | 1 | Урок систематизации знаний. | Работа с учебником | Атлас музыкальных инструментов. | 24.04. | ||||||||
РАЗДЕЛ 3. Чудесная тайна музыки – 4 часа | ||||||||||||||
32 | Тонкая палитра оттенков | 1 | Повторение | Работа по карточкам | Предметные: Оценивать музыкальные произведения с позиции красоты и правды. Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека (на личном примере). Личностные: Рассуждать о преобразующем влиянии музыки. Воспринимать и сопоставлять художественно-образное содержание музыкальных произведений. Понимать значение и место музыкальной культуры Мордовии в масштабах мировой музыкальной культуры. | 3.05. | ||||||||
33 | Музыкальная сущность программных произведений. | 1 | Повторение | Презентация | 15.05. | |||||||||
34 | По законам красоты
| 1 | Урок обобщения | Игра «Угадай мелодию | Видеофильм | 22.05. | ||||||||
35 | Заключительный урок по теме года «Музыка радостью нашей стала» | 1 | Комбинированный урок. | Контрольное тестирование | 29.05. | |||||||||
Итого: | 35 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочие программы класс(география)
рабочие программы 5-9 класс(2019)...
Рабочие программы класс(обществознание )
рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...
рабочая программа класса предшкольной подготовки
рабочая программа класса предшкольной подготовки...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...