Рабочая программа 6 класс
рабочая программа по музыке (6 класс)

Липатова Татьяна Николаевна

РП 6 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6a.docx30.95 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Рабочая программа учебного предмета «Музыка» для 6 класса составлена на основе Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобрена Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию и утверждена протоколом № 1/15 от 8 апреля 2015 г.), примерной программы по технологии «Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа.» В 2 ч. Ч.1,2. М: «Просвещение», 2011г, на основе программы «Музыка» авторов: Е.Д.Критской, Г.П. Сергеевой, Т. С. Шмагина, М., Просвещение, 2011г.

Цель: - формирование музыкальной культуры учащихся как неотъемлемой части их духовной культуры;

- духовно-нравственное воспитание через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармонического формирования личности.

Задачи:

  1. в направлении личностного развития:

- вхождение обучающихся в мир духовных ценностей музыкального искусства, влияющих на выбор наиболее значимых ценностных ориентаций личности;

- понимание социальных функций музыки (познавательной, коммуникативной, эстетической, практической, воспитательной, зрелищной и др.) в жизни людей, общества, в своей жизни;

- осознание особенностей музыкальной культуры России, своего региона, разных культур и народов мира, понимание представителей другой национальности.

  1. в метапредметном направлении:

-самостоятельный выбор целей и способов решения учебных задач (включая интонационно-образный и жанрово-стилевой анализ сочинений) в процессе восприятия и исполнения музыки различных эпох, стилей, жанров, композиторских школ;

- развитие критического отношения к собственным действиям, действиям одноклассников в процессе познания музыкального искусства, участия в индивидуальных и коллективных проектах;

- формирование интереса к специфике деятельности композиторов и исполнителей (профессиональных и народных), особенностям музыкальной культуры своего края, региона;

- расширение представлений о связях музыки с другими видами искусства на основе художественно-творческой, исследовательской деятельности;

- применение полученных знаний о музыке и музыкантах, о других видах искусства в процессе самообразования, внеурочной творческой деятельности.

передача собственных впечатлений о музыке, других видах искусства в устной и письменной речи; совершенствование учебных действий самостоятельной работы с музыкальной и иной художественной информацией;

3) в предметном направлении:

- определение в прослушанном музыкальном произведении его главных выразительных средств – ритма, мелодии, гармонии, полифонических приемов, фактуры, тембров, динамики;

- умение отразить понимание художественного воздействия музыкальных средств в размышлениях о музыке (устно и письменно);

- проявление навыков вокально-хоровой деятельности – исполнение одно-двухголосных произведений с аккомпанементом, умение исполнять более сложные ритмические рисунки.

Данная программа по музыке в первых классах рассчитана на 34 часа. В соответствии с календарём на 2018-19 учебный год составляет 35 часа, т.к. учебные часы совпадают с праздничными днями.

                                                                                                                                         Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета

 Учащиеся научатся:

- определять средства музыкальной выразительности;

- понимать специфику и особенности музыкального языка, закономерности музыкального искусства, творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, пластическом интонировании, поэтическом слове, изобразительной деятельности;

- применять информационно-коммуникационные технологии для расширения опыта творческой деятельности в процессе музицирования на электронных музыкальных инструментах и поиска информации в музыкально-образовательном пространстве Интернета.

Учащиеся получат возможность научиться:

- принимать активное участие в художественных событиях класса, музыкально-эстетической жизни школы, района, города и др. (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.);

- самостоятельно решать творческие задачи, высказывать свои впечатления о концертах, спектаклях, кинофильмах, художественных выставках и др., оценивая их с художественно-эстетической точки зрения;

- высказывать личностно-оценочные суждения о роли и месте музыки в жизни, о нравственных ценностях и эстетических идеалах, воплощённых в шедеврах музыкального искусства.

Познавательные УУД

Учащиеся научатся:

- Исследовать, сравнивать  многообразие жанровых воплощений музыкальных произведений;

- Рассуждать о специфике  воплощения духовного опыта человека искусстве (с учетом критериев представленных в учебнике);

- Анализировать приемы развития одного образа, приемы взаимодействия  нескольких образов в музыкальном произведении;

- Сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей;

- Рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки и изобразительного искусства;

- Воспринимать характерные черты творчества отдельных отечественных и зарубежных композиторов;

- Воспринимать и сравнивать музыкальный язык в произведениях разного смыслового и эмоционального содержания;

- Сравнивать особенности музыкального языка (гармонии, фактуры) в произведениях, включающих образы разного смыслового содержания;

- Устанавливать ассоциативные связи между художественными образами музыки и визуальных искусств.

                     Учащиеся получат возможность

                     - Стремиться к приобретению музыкально-слухового опыта общения с известными и новыми музыкальными произведениями различных жанров, стилей народной и профессиональной  музыки, познанию приемов развития музыкальных образов, особенностей их музыкального языка;

                      - Формировать интерес к специфике деятельности композиторов и исполнителей (профессиональных и народных), особенностям музыкальной культуры своего края, региона;

                        - Расширить представления о связях музыки с другими видами искусства на основе  

                            художественно-творческой, исследовательской деятельности;

                          - Идентифицировать термины и понятия музыкального языка с художественным языком    

                            различных видов искусства на основе выявления их общности и различий;

                          - Применять  полученные знания о музыке и музыкантах, о других видах искусства в

                            процессе самообразования, внеурочной творческой деятельности.

Регулятивные УУД

                    Учащиеся научатся:

- Оценивать музыкальные произведения  с позиции красоты и правды.

- Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений в пении, музыкально-ритмическом движении, изобразительной деятельности, слове.

- Устанавливать вешние связи между звуками природы и звучанием музыкальных тембров

                   Учащиеся получат возможность:

- Совершенствовать действия контроля, коррекции, оценки действий партнера в коллективной и групповой музыкальной, творческо-художественной, исследовательской деятельности;  

- Саморегулировать волевые усилия, способности к мобилизации сил в процессе работы над исполнением музыкальных сочинений на уроке, внеурочных и внешкольных формах музыкально-эстетической, проектной деятельности, в самообразовании;

- Развивать критическое отношение к собственным действиям, действиям одноклассников в процессе познания музыкального искусства, участия в индивидуальных и коллективных проектах;

- Сравнивать изложение одних и тех же сведений о музыкальном искусстве в различных источниках;

- Приобретение навыков работы с сервисами Интернета.

                 Коммуникативные УУД

                 Учащиеся научатся:

- Аргументировать свою точку зрения в отношении музыкальных произведений, различных явлений отечественной и зарубежной музыкальной культуры;

- Участвовать в коллективной беседе и исполнительской деятельности.

                Учащиеся получат возможность:

- Участвовать в жизни класса, школы, города и др., общаться, взаимодействовать со сверстниками в совместной творческой   деятельности;

- Применять полученные знания о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач;

- Показать адекватное поведение в различных учебных, социальных ситуациях в процессе восприятия и музицирования, участия в исследовательских проектах, внеурочной деятельности.

                                          Содержание   учебного предмета

Рабочая программа учебного предмета «Музыка» для 6 класса составлена из расчета часов, указанных в базисном учебном плане образовательных учреждений общего образования и учебном плане МБОУ «Комсомольская СОШ№1». Предмет «Музыка» изучается в 6 классе в объеме 34 часа, из расчета 1 час в неделю.

Вводный урок:  Музыка в нашей жизни  - (1 час).

Введение в тему года «В чём сила музыки». Объяснить, что курс 6 класса посвящён изучению вопросов художественной выразительности музыкального искусства.

Слушание: полька «Трик-трак» Ф.Шопена и прелюдия соль-минор С.Рахманинова.

Разучивание: Г.Струве «Школьный корабль».

Раздел 1. Тысяча миров музыки - (8 часа).

Темы раздела 1.  Наш вечный спутник – (3 ч)

Не только жизнь учит понимать искусство, но и само искусство учит понимать жизнь. Музыка – огромная сила, способная преображать окружающую жизнь. Созидательная сила музыки. Проблема добра и зла в музыке.

Какой бывает музыка - (4 ч)

Единство сторон музыкального произведения.

Как создаётся музыкальной произведение  - (1ч)

Знать о неразрывности и единстве составляющих сторон музыки, понимать значение понятия «средства музыкальной выразительности».

          Слушание: Ж.Брель «Вальс», П.Чайковский «Сентиментальный вальс», фрагмент симфонии №6, Ф.Шопен «Блестящий вальс», И.Штраус – вальсы, М.Мусоргский «Старый замок», Глюк – фрагменты оперы «Орфей и Эвридика», фрагменты оперы С.Прокофьева «Повесть о настоящем человеке» и кантаты «Александр Невский», фрагменты симфоний №9 и №5 Л.Бетховена, песни И.Дунаевского и В.Баснера.

        Разучивание: А.Островский «Мальчишки и девчонки», Г.Струве «Спасибо вам, учителя», Г.Струве «Полонез дружбы».

        Зрительный ряд: П.Федотов «Сватовство майора», В.Пукирев «Неравный брак», М.Врубель «Пан», портреты композиторов.

Основные виды учебной деятельности:

Знать о роли искусства в жизни, уметь приводить примеры воздействия музыки на человека. Знать об источниках зарождения  произведений искусства. Понимать и объяснять смысл темы урока, уметь приводить примеры из разных областей искусства.

Раздел 2.  Как создаётся музыкальное произведение - 22 часа

Темы раздела 2.  Ритм  - (6 ч)

Ритм – основа музыки. Вначале был ритм. О чем рассказывает музыкальный  ритм. Диалог метра и ритма. От адажио к престо.

Мелодия  - (4 ч)

Звук, который выражает слово. Мелодия-душа музыки. Мелодией одной звучат печаль и радость. Мелодия "угадывает" нас самих.

Гармония - (4 ч)

Что такое гармония в музыке? Два начала гармонии. Эмоциональный мир гармонии. Красочность музыкальной гармонии.

Полифония - (2 ч)

Мир образов полифонической музыки. Философия фуги.

Фактура - (2 ч)

Единство содержания и формы. Какой бывает музыкальная фактура. Пространство фактуры.

Тембры - (2 ч)

Музыкальные тембры. Тембры – музыкальные краски. Соло – тутти.

Динамика - (2 ч)

Музыкальная динамика. Громкость и тишина в музыке. Тонкая палитра оттенков.

Основные виды учебной деятельности:

Знать определение гармонии, значение гармонических сочетаний в музыке, уметь определять и правильно употреблять в речи изученные понятия. Показать особенности гармонического строения в музыкальных произведениях. Познакомиться с различными фактурами. Способствовать развитию интереса учащихся к творчеству И.Баха. Знать определение «музыкальная фактура», уметь давать характеристику различным видам музыкальных фактур. Уметь анализировать музыкальные произведения (фрагменты), характеризовать элементы и свойства фактуры. Понять каким целям служат звуки мелодии, чем объясняется воздействие  мелодии на самые сокровенные чувства человека. Определить роль мелодии в музыке, знать виды мелодий, уметь определять их. Знать определение динамики, её зависимость от настроения музыки. Осознать роль тембра в музыке, показать как композиторы учитывали тембры в инструментах своих произведений. Знать тембровые особенности подбора инструментов в оркестрах, повторить виды оркестров.

Раздел 3. Чудесная тайна музыки - (4 часа)

Темы раздела 3:  Тонкая палитра оттенков. По законам красоты. По законам красоты. Заключительный урок по теме года «Музыка радостью нашей стала».

Музыкальные жанры: песня, романс, симфония, кантата, оратория, опера, балет, оперта, жанры программной музыки. В чём сила музыки. Какой мир музыки мы открыли для себя.

Слушание: Г.Свиридов «Время, вперёд», Н.Римский-Корсаков – фрагменты оперы «Снегурочка». М.Равель «Болеро», А.Хачатурян «Танец с саблями», Д.Шостакович – фрагменты симфонии «7 «Ленинградской», Л.Бетховен увертюра «Эгмонт», Ф.Шуберт «Серенада», В.Моцарт «Реквием. Лакримоза», Ж.Сен-Санс «Лебедь», И.Бах органные фуги, С.Рахманинов «Весенние воды», песни о войне: «Священная война», «Дороги», «День Победы».

        Разучивание: Е.Крылатов «Прекрасное далёко», «Звуки музыки», «Баллада о солдате» и др.

        Зрительный ряд: портреты композиторов, музыкальные инструменты, портреты композиторов.

Основные виды учебной деятельности:

Знать о неразрывности и единстве составляющих сторон музыки, повторить средства музыкальной выразительности. Закрепить знания теоретического материала, музыкальных произведений, вокально-хоровых навыков.

Календарно – тематическое планирование 6 «А» класс

№ п/п

Наименование

разделов и тем

Всего

часов

Форма

занятия

Оценка результатов

освоения

знаний

Планируемые результаты УУД

Учебно-методическое пособие

Дата проведения урока

план

факт

Тема года: «В чём сила музыки»

РАЗДЕЛ 1. «Тысяча миров» музыки  - 9 часов

1

«Музыка души»

1

Работа по карточкам

Предметные: Осознавать  и рассказывать  о влиянии музыки на человека. Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека. Осознавать интонационно – образные, жанровые основы музыки как вида искусства. Наблюдать за развитием одного образа в музыке. Уметь определять и правильно употреблять в речи изученные понятия. Осознавать и рассказывать о влиянии  музыки на человека.

Личностные: Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека  ( на личном примере) Уважение к музыкальной культуре мира разных времён. Выражать эмоциональное содержание в музыкальных произведениях и проявлять личное отношение при их восприятии и исполнении.

Познавательные: Рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки и изобразительного искусства. Исследовать многообразие жанровых воплощений музыкальных произведений.

Регулятивные: Оценивать музыкальные произведения  с позиции красоты и правды. Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека.

5.09.

2

 «Тысяча миров» музыки. Наш вечный спутник.

1

Комбинированный урок.

Игра «Подберу музыку»

Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке.

12.09.

3

Искусство и фантазия.

1

 Урок  систематизации знаний.

Конкурс иллюстраций «Как прекрасен этот мир!»

  1. Атлас музыкальных инструментов.

19.06.

4

Искусство – память человечества

1

Контрольное тестирование

26.09.

5

В чем сила музыки

1

Презентация 

3.10.

6

Волшебная сила музыки

1

Комбинированный урок.

 Работа по карточкам

Видеофильм

10.10.

7

Музыка объединяет людей

1

 

Атлас музыкальных инструментов.

17.10.

8

Заключительный урок по теме «Тысяча миров музыки»

1

Комбинированный урок.

Контрольное тестирование

Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке.

24.10.

РАЗДЕЛ 2. Как создаётся музыкальное произведение - 22 часа

9

Единство музыкального произведения

1

 урок-беседа

Работа с учебником

Предметные: Готовность к сотрудничеству с учителем и одноклассниками. Владеть отдельными специальными музыкальными терминами, отражающими знание средств музыкальной выразительности. Понимать значение средств художественной выразительности (метроритма) в создании музыкального произведения. Осознавать интонационно-образные жанровые особенности музыки. Воспринимать разнообразие по смыслу ритмические интонации при прослушивании музыкальных произведений. Рассуждать о яркости музыкальных образов в музыке. Устанавливать ассоциативные связи между художественными образами музыки и визуальных искусств.

вры музыкальной культуры.

Регулятивные: Оценивать  музыкальные произведения  с позиции правды и красоты. Интерпретировать вокальную музыку в коллективной  музыкально- творческой деятельности. Рассуждать о яркости образов в музыке. Творчески интерпретировать содержание и форму музыкальных произведений в изобразительной деятельности.

Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека. Сравнивать  разнообразные мелодико - гармонические интонации музыки. Узнавать по характерным признакам (интонации, мелодии, гармонии) музыку отдельных композиторов прошлого. Эмоционально откликаться на шедевры музыкальной культуры

Презентация

7.11.

10

 Ритм

Вначале был ритм

1

14.11.

11

Коренные свойства ритма.

1

Работа по карточкам

Атлас музыкальных инструментов.

21.11.

12

О чём рассказывает

музыкальный ритм

1

Урок  обобщения

Контрольное тестирование

28.11.

13

Диалог метра и ритма

1

Презентация

5.12.

14

«Мотив судьбы» в истории музыки.

1

Игра «Подберу музыку»

12.12.

15

16

От адажио к престо. Урок-концерт.

1

 урок-беседа

Устный опрос.

Хоровое пение.

19,26.12.

17

«Мелодия – душа музыки»

1

Работа по карточкам

Видеофильм

9.01.

18

«Мелодией одной звучат печаль и радость»

1

Комбинированный урок.

Игра «Угадай мелодию»

Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке.

16.01.

19

Мелодия «угадывает» нас самих

1

Контрольное тестирование

Портреты композиторов.

23.01.

20

Гармония

Что такое гармония в музыке

1

Урок  обобщения,систематизации знаний.

Работа с учебником

30.01.

21

Два начала гармонии

1

Презентация

6.02.

22

Эмоциональный мир музыкальной гормонии.

1

Комбинированный урок.

Атлас музыкальных инструментов.

13.02.

23

Красочность музыкальной гармонии

1

Работа по карточкам

20.02.

24

Мир образов полифонической музыки

1

Комбинированный урок.

Конкурс иллюстраций «Как прекрасен этот мир!»

Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке.

27.02.

25

Философия фуги

1

Презентация

6.03.

26

 Фактура

Какой бывает музыкальная фактура

1

 Работа с учебником

13.03.

27

Пространство фактуры

1

Хоровое пение.

Презентация

20.03.

28

Тембры

 Тембры - музыкальные краски

1

Комбинированный урок.

Работа по карточкам

Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке.

3.04.

29

Соло и тутти

1

Устный опрос.

10.04.

30

Возможности инструментов симфонического оркестра.

1

 урок-беседа

Игра «Подберу музыку»

17.04.

31

Динамика

Громкость и тишина в музыке

1

Урок  систематизации знаний.

Работа с учебником

Атлас музыкальных инструментов.

24.04.

РАЗДЕЛ 3. Чудесная тайна музыки – 4 часа

32

Тонкая палитра оттенков

1

Повторение

Работа по карточкам

Предметные: Оценивать музыкальные произведения с позиции красоты и правды. Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека (на личном примере).

Личностные: Рассуждать о преобразующем влиянии музыки. Воспринимать и сопоставлять художественно-образное содержание музыкальных произведений.

Понимать  значение и место музыкальной   культуры Мордовии в масштабах мировой музыкальной культуры.

3.05.

33

Музыкальная сущность программных произведений.

1

Повторение

Презентация

15.05.

34

По законам красоты

 

1

Урок  обобщения

Игра «Угадай мелодию

Видеофильм

22.05.

35

Заключительный урок по теме года «Музыка радостью нашей стала»

1

Комбинированный урок.

Контрольное

тестирование

29.05.

Итого:

35


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочие программы класс(география)

рабочие программы 5-9 класс(2019)...

Рабочие программы класс(обществознание )

рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...

рабочая программа класса предшкольной подготовки

рабочая программа класса предшкольной подготовки...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...