Задания для итоговой оценки планируемых результатов по музыке
учебно-методический материал по музыке
Здесь представлены разноуровневые задания по музыке для итоговой оценки планируемых результатов. Для 4,5,6,7-х классов.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
4 класс
Задание для итоговой оценки достижения планируемых результатов
Базовый уровень
- Имеет представление об инструментах симфонического оркестра, оркестра русских народных инструментов. Знает и размышляет об особенностях отдельных инструментов и групп симфонического оркестра
- Определяет и соотносит различные элементы музыкальной речи
- Определяет и понимает жанровые особенности пройденных музыкальных произведений.
1. Какой инструмент НЕ относится к ударным? Объясни почему, письменно:
А) Барабан Б) Бубен
В) Банджо Г) Кастаньеты
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ключ: В) Банджо т.к. это струнный щипковый инструмент. Нашел инструмент и дал объяснение – 2 балла, правильно определил инструмент, но не дал объяснения – 1 балл, не справился с заданием – 0 баллов.
2. Соедини термин и определение:
А. Темп | Б. Тембр | В. Акцент | Г. Динамика |
1. Громкость звучания | 2. Выделение звука | 3. Окраска звука | 4. Скорость звука |
А) А - 2, Б - 1, В - 4, Г - 3 Б) А - 1, Б - 4, В - 3, Г - 2
В) А - 3, Б - 2, В - 1, Г - 4 Г) А - 4, Б - 3, В - 2, Г – 1
Ключ: Г) А - 4, Б - 3, В - 2, Г – 1 . За правильный ответ – 1 балл.
3. Составь пары народных инструментов из одинаковых семейств:
А. Балалайка | Б. Гармонь | В. Рубель | Г. Сопилка |
1. Трещотка | 2. Гудок | 3. Рожок | 4. Баян |
А) А - 4, Б - 3, В - 2, Г - 1 Б) А - 2, Б - 4, В - 1, Г - 3
В) А - 3, Б - 1, В - 4, Г - 2 Г) А - 1, Б - 2, В - 3, Г – 4
Ключ: Б) А - 2, Б - 4, В - 1, Г - 3 . За правильный ответ – 1 балл.
4. Жанр в литературе, живописи, музыке и в театральном искусстве, поэтизирующий мирную и простую сельскую жизнь:
А) Пастораль Б) Ноктюрн
В) Сарабанда Г) Элегия
Ключ: А) Пастораль. За правильный ответ – 1 балл.
5. Разгадай ребус и выбери правильный ответ:
А) Флейта Б) Скрипка
В) Фагот Г) Альт
Ключ: В) Фагот. За правильный ответ – 1 балл.
6. Прослушай финал симфонической увертюры «1812 год» П.И. Чайковского.
Определи на слух . Какие группы инструментов солируют, особенно выделяются в общем звучании симфонического оркестра? Запиши эти группы ниже:
Ключ: Ударные - колокола, струнно-смычковые, медные духовые. Назвал 3 основные группы – 2 балла, назвал 1-2 группы – 1 балл. Не справился с заданием – 0 баллов.
Повышенный уровень
- Умеет анализировать, обобщать свойства различных инструментов симфонического, народного оркестров.
- Различает стилевые особенности различных жанров, выявляет отличия.
- Умеет работать с разными источниками информации, аргументировать свою точку зрения
- Заполни таблицу:
Скрипка | Виолончель |
Что объединяет | |
Чем отличаются | |
Предполагаемые ответы: Дал полное описание сходств и различий – 3 балла, дал неполное описание – 2 балла, дал описание только одного параметра - 1 балл, не справился с заданием – 0 баллов
Скрипка | Виолончель |
Что объединяет | |
Это струнные смычковые инструменты, играют на них с помощью смычка, их предок старинная виола, у них похожая форма, имеют по четыре струны | |
Чем отличаются | |
Имеет высокий регистр, отличается меньшим размером, тембр можно сравнить с высоким женским голосом | Имеет более низкий регистр, тембр можно сравнить с мужским голосом |
- Вспомни, какие инструменты народного оркестра имеют и общие и различные свойства? Расскажи об этом письменно:
Ключ: домра, балалайка – это инструменты общего семейства, струнные щипковые, но имеют разную форму и разное звучание. У балалайки всегда 3 струны, а у домры может быть 4 струны. У балалайки звук более звонкий и мягкий.
За каждый пример с полным описанием – 2 балла, за каждый пример с неполным описанием – 1 балл. Нет примеров – 0 баллов.
- Найди ошибки и соотнеси правильно жанры, их определения и музыкальные произведения. В отведенных полях запиши названия жанров:
Произведение | Р. Роджерс «Звуки музыки» | П. Чайковский «Май. Белые ночи» Цикл «Времена года» | Д. Гершвин «Порги и Бесс» |
Определение | А. это музыкальный жанр, а точнее вокально-театральный жанр музыки. В переводе с итальянского буквально означает труд, сочинение. | Б музыкально-сценическое произведение, в котором переплетаются диалоги, песни, музыка, танцы | В. законченное сольное или ансамблевое музыкальное произведение небольшого размера |
Произведение | Р. Роджерс «Звуки музыки» | П. Чайковский «Май. Белые ночи» Цикл «Времена года» | Д. Гершвин «Порги и Бесс» |
Определение (впиши букву) | |||
Жанр (запиши название) |
Ключ:
Произведение | Р. Роджерс «Звуки музыки» | П. Чайковский «Май. Белые ночи» Цикл «Времена года» | Д. Гершвин «Порги и Бесс» |
Определение (впиши букву) | Б | В | А |
Жанр (запиши название) | Мюзикл | Музыкальная пьеса | Опера |
За каждый правильный ответ – 1 балл. Максимальное количество - 6 баллов.
- Рассмотри иллюстрацию. Постарайся определить какой музыкальный жанр здесь изображен? Объясни свой ответ.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Найди в приложении описание этого направления в музыке. Встать соответствующую букву в окно ниже:
Приложение:
А Это инструментальный жанр лирического, мечтательного характера. Возник в Средневековье, позже стал камерным произведением | Б Многочастное произведение для симфонического оркестра. В переводе с греческого языка обозначает «созвучие» |
В Распространённая форма вокальной музыки, объединяющая поэтический текст с мелодией, малый стихотворный лирический жанр, существующий у всех народов | Г Эти волнующие ритмы, приятная живая музыка, которая непрерывно развивается и движется. В этом музыкальном стиле тесно переплетаются африканские ритмы, обрядовые песнопения, рабочие и светские песни, американская музыка прошлых столетий. |
Аналитическая шкала
Содержание параметров | Количество баллов |
Соответствие иллюстрации заявленному жанру | Правильно определил жанр – 1 балл, нет связи между иллюстрацией и жанром – 0 баллов |
Содержание письменного ответа | Ответ полный – 2 балла, ответ те не полный – 1 балл, нет объяснения – 0 баллов. |
Объем письменного ответа | Ответ состоит из 5-3 предложений – 2 балла, 1-3 предложения – 1 балл, нет описания – 0 баллов. |
Логичность описания . | Предложения логично связаны – 1 балл, не связаны – 0 баллов. |
Работа с приложением | Правильно определен жанр (джаз) – 1 балл |
Некоторые задания были использованы с сайта:
https://mega-talant.com/olympiada
Предварительный просмотр:
5 класс
Задание для итоговой оценки достижения планируемых результатов
Базовый уровень
Планируемый результат:
-Сравнивать и находить общее и особенное музыкальных и живописных произведений и связывать с интонацией
- Узнавать на слух знакомые произведения
Умения
- Умеет выделять и описывать те интонации, которые являются основными
- Вычленяет основные интонации для сравнения
- Находит общее и различное в произведениях музыкального и изобразительного искусства
- Умеет сравнивать интонации
-Умеет изображать основные интонации
Задание:
- Прослушай фрагменты знакомых произведений. Подчеркни среди предложенных прилагательных те , которые соотносятся с произведением «Ave Maria» Ф. Шуберта.
- распевные, восходящие, торжественные, танцевальные, нисходящие, маршевые, восклицательные, вопросительные, повествовательные
- Вычлени основные интонации, отражающие возвышенный образ .
В предложенном поле, изобрази их в линиях:
Ф. Шуберт «Аве Мария» | П. Чайковский «Богородице Дево, радуйся» |
- Рассмотри предложенные тебе эпитеты, отметь знаком «V» те, которые ты можешь найти в произведениях музыкального и изобразительного искусства: «Аве Мария» Ф.Шуберта , «Сикстинская мадонна» Рафаэля
Легкость | |
Нежность | |
Любовь | |
Воинственность | |
Возвышенность |
- Рассмотри изображение картины. Предположи, какое музыкальное произведение может быть созвучным этой картине. Свое рассуждение изложи в 5-7 предложениях. Вырази свое мнение.
Рафаэль Санти «Сикстинская мадонна» | |
Аналитическая шкала
Содержание параметров | |
Распознавание основных интонаций | Выделяет основные интонации -2 балла |
Распознавание интонаций по характеру | Характеризует интонации -2 балла Затрудняется охарактеризовать интонацию – 1 балл |
Распознавание и умение изобразить основные интонаций | Правильно изображает интонации -3 балла, Неточно изображает интонацию - 1 балл |
Сравнение произведений искусства музыки и ИЗО | Сравнивает и оценивает произведения искусства – 4 балла, Затрудняется сравнить и оценить – 1 балл |
Аргументация своего мнения | Выражает , аргументирует свое мнение – 6 баллов, Не выражает своё мнение – 2 балла |
10 - 17 баллов - освоил |
Методические комментарии:
Задание предполагает самостоятельную работу школьников. Выполнение данного задания рекомендуется на примере музыкальных произведений, знакомых учащимся. На работу отводится 60 минут.
Фрагменты музыкальных произведений для прослушивания: Ф. Шуберт «Аве Мария», П. Чайковский «Богородице Дево, радуйся».
Изображение картины Рафаэля Санти «Сикстинская мадонна».
Таблицы с микрозаданиями..
Повышенный уровень
Планируемый результат:
высказывать личностно-оценочные суждения о роли и месте музыки в жизни, о нравственных ценностях и эстетических идеалах, воплощённых в шедеврах музыкального искусства прошлого и современности, обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора.
Умения :
- умеет размышлять о роли искусства авторов импрессионистов.
- умеет размышлять о красоте жизни, воплощенной в искусстве
- умеет сопоставлять произведения литературы, музыки и ИЗО, аргументировать свое мнение
Задания:
- Прочитай четверостишия, подумай, к каким произведениям музыкального и изобразительного искусства, известных тебе, они больше всего подходят. Напиши названия этих произведений в отведенном поле. Предположи, к какому направлению в искусстве они относятся.
Не привыкайте к чудесам, –
Дивитесь им, дивитесь!
Не привыкайте к небесам,
Глазами к ним тянитесь!
(В.Шефнер «Миг»)
« Остановись, мгновенье! Ты прекрасно!
Мы всё бежим и нет свободных дней,
Мелькают даты, время не подвластно,
Нас душит бремя жизненных страстей!..»
(В.Явник)
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Напиши маленькое сочинение-размышление из 7-10 предложений по теме: « Зачем нам нужно искусство?» Вырази свое мнение, приведи 2 примера из жизни .
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение:
Синонимы к слову впечатление: чувство, действие, мнение, ощущение
ВПЕЧАТЛЕ́НИЕ, впечатления, ср.
1. Образ, отражение, след, оставляемый в сознании человека окружающими предметами, лицами, событиями. Впечатления детства. Путевые впечатления. Искать новых впечатлений. Впечатления очевидца. Это впечатление не изгладилось у меня до сих пор.
2. Воздействие, влияние. Находиться под впечатлением чего-нибудь. Произвести сильное впечатление.
|| Эффект, сильное действие (разг.).
(из толкового словаря Ушакова)
Музыка и живопись живут очень дружно и охотно помогают друг другу. Изобразительное искусство вдохновляет композиторов и музыкантов, равно так же, как и музыка будит фантазию художников и скульпторов. В искусстве есть великие, вечные темы. Тема создания образа человека от века к веку волновала художников всех народов. Эта тема близка каждому из нас.
Музыка и изобразительное искусство разными средствами выразительности создают образ человека, и в то же время охотно помогают друг другу, чтобы мы, зрители и слушатели, поняли и почувствовали глубину художественных произведений.
Аналитическая шкала.
Содержание параметров | |
Логичность рассуждений | Предложения логично связаны – 3 балла, не связаны – 0 баллов. |
Анализирует, соотносит произведения искусства | Анализирует, соотносит – 3 балл Не анализирует, не соотносит – 0 баллов |
Размышления в сочинении | Логичность, последовательность рассуждений – 4 балла, нет последовательности – 2 балла. |
Количество правильных примеров | Правильность 2 примеров – 6 баллов Правильность 1 примера -4 балла Не приведено – о баллов |
Примеры из жизни | Примеры соответствуют рассуждению – 3 балла, не соответствуют – 0 баллов. |
Умеет выразить свое мнение | Умеет выразить мнение – 4 балла, Затрудняется – 2 балла |
Умеет определить направление в искусстве | Правильно определено направление -4 балла Не определено, не отражено в сочинении – 1 балл |
Оценка «4» | 3-15 баллов |
Оценка «5» | 15-25 баллов |
Методические рекомендации:
Задание предполагает самостоятельную работу школьников. Выполнение данного задания рекомендуется на примере музыкальных произведений, знакомых учащимся. На работу отводится 60 минут.
Произведения искусства музыки и живописи авторов – импрессионистов.
Примерные иллюстрации картин:
К. Моне «Восход солнца», «Стог сена», «Водяные лилии»
Приложение.
Предварительный просмотр:
Задания для итоговой оценки достижения планируемых результатов 6 класс
Базовый уровень:
- знает и называет средства музыкальной выразительности
- анализирует средства музыкальной выразительности(мелодию, ритм, темп, тембр, динамику, лад).
- соотносит понятия и определения
Задания:
1.Выберите и запишите средства музыкальной выразительности
Фактура, мелодия, соната, симфония, гармония, ритм, лад, темп, кантата, романс, тембр, динамика.
Ключ:
Фактура, мелодия, гармония, ритм, лад, темп, ритм, тембр, динамика – 3 балла,
менее 3 верных ответов (1 балл)
2.Соотнесите музыкальные термины с их определениями:
А | Реприза | 1 | Знак молчания |
Б | Пауза | 2 | Знак повторения |
В | Акцент | 3 | Знак продлённого звучания |
Г | Фермата | 4 | Выделение отдельного звука |
А) А - 3, Б - 2, В - 1, Г - 4 Б) А - 2, Б - 1, В - 4, Г - 3
В) А - 4, Б - 3, В - 2, Г - 1 Г) А - 1, Б - 4, В - 3, Г - 2
Ключ: Б) А - 2, Б - 1, В - 4, Г – 3 (1 балл)
3. Соотнеси и соедини стрелочками названия средств музыкальной выразительности с их определениями:
1) РИТМ | А) скорость движения в музыке |
2) МЕЛОДИЯ | Б) чередование коротких и длинных звуков |
3) ТЕМБР | В) сила звучания в музыке |
4) ТЕМП | Г) настроение в музыке |
5) ДИНАМИКА | Д) окраска голоса, звука |
6) ЛАД | Е) высота звука, голоса |
7) РЕГИСТР | Ж) главная мысль музыкального произведения |
Ключ: 1 – Б, 2 – Ж, 3 – Д, 4 – А, 5 – В, 6 – Г, 7 – Е. ( Правильный ответ на все номера – 3 балла, на половину номеров – 2 балла, меньше половины – 1 балл, не правильно все номера – 0 баллов)
4. Соотнесите понятия:
1) Тенор | А) Высокий мужской голос |
2) Контральто | Б) Средний мужской голос |
3) Сопрано | В) Низкий мужской голос |
4) Баритон | Г) Высокий женский голос |
5) Бас | Д) Средний женский голос |
6) Меццо-сопрано | Е) Низкий женский голос |
Ключ: 1 – А, 2 – Е, 3 – Г, 4 – Б, 5 – В, 6 – Д. ( Правильный ответ на все номера – 3 балла, на половину номеров – 2 балла, меньше половины – 1 балл, не правильно все номера – 0 баллов)
5. Послушайте К. Сен-Санса «Лебедь»
Перечисли и дай характеристику использованным средствам музыкальной выразительности в тетради, вспомни как можно больше, опиши не менее 4 – х.
Модельный ответ:
Обучающийся перечислил 5-6 средств музыкальной выразительности, использовал адекватные характеристики в соответствии с прослушанным материалом к 4 – м из них, получает 3 балла.
Обучающийся перечислил 4 средства музыкальной выразительности, не всегда верно описал характеристику услышанного материала, получает 2 балла.
Обучающийся перечислил 4 средства музыкальной выразительности, не использовал характеристик в соответствии с прослушанным материалом, получает 1 балл.
Повышенный уровень:
- находит ассоциативные связи между произведениями музыки, литературными и художественными произведениями;
- активно использует язык музыки для освоения содержания различных учебных предметов (литературы, окружающего мира и др.)
Задания:
1.Вспомни и запиши не менее 4-х схожих средств художественной и музыкальной выразительности.
Предполагаемый ответ: палитра (музыкальная, палитра красок),
мелодическая линия (линия в рисунке), динамические штрихи (штрихи в живописи), ритм (чередование ритмических элементов в живописи)
2. 1)Прочитай стихи известных поэтов, 2) подбери примеры знакомых музыкальных произведений к этим стихам 3) обоснуй письменно свой выбор 4) если сможешь – приведи примеры других стихов и музыки в свободном поле «Мои примеры»
Туча Александр Пушкин Последняя туча рассеянной бури! | Н. Рубцов Дождь кончился, но облака висят |
Стихотворение | Музыкальное произведение | Обоснование |
Мои примеры | ||
1. | ||
2. |
задание 3) | баллы |
Правильно подобран и соотнесен литературный и музыкальный примеры | 2 балла за каждый пример |
Грамотно сформулировано обоснование выбора | 2 за каждый пример |
Приведёны собственные примеры произведений | 3 за каждый пример |
3. Рассмотри картину А. Дерена «Мост Ватерлоо». Составь и запиши свои размышления, используя как можно больше, но не менее 4-х средств музыкальной выразительности, которые ты бы использовал, сочиняя музыку к этой картине, укажи жанр.
А. Дерен «Мост Ватерлоо»
Модельный ответ:
Обучающийся записал свои размышления в тетрадь, в которых описал не менее 5-ти средств музыкальной выразительности, обосновал свой выбор развернутыми предложениями из 10 слов. Аргументировал указанный жанр своего произведения. Получает максимальные 3 балла.
Обучающийся записал свои размышления в тетрадь, в которых описал 4 средства музыкальной выразительности, обосновал свой выбор. Указал жанр своего произведения. Получает 2 балла.
Обучающийся составил рассказ, в котором описал 4 средства музыкальной выразительности. Указал жанр произведения. Получает 1 балл
4. Отрази в рисунке выражение: «Тысяча миров » музыки. Письменно расскажи о своем рисунке.
Аналитическая шкала
Содержание параметров | Количество баллов |
Содержание рисунка | Рисунок полно отражает тему – 2 балла, рисунок тему отражает не полно – 1 балл, рисунок не соотвествует заявленной теме – 0 баллов. |
Описание (рассказ о рисунке ) | Описание состоит из 5-3 предложений – 2 балла, 1-3 предложения – 1 балл, нет описания – 0 баллов. |
В рассказе прослеживается связь между музыкой и жизнью | Связь прослеживается - 2 балла, в описании есть небольшая связь – 1 балл, связи нет – 0 баллов. |
Логичность описания . | Предложения логично связаны – 1 балл, не связаны – 0 баллов. |
Некоторые задания были использованы с сайта:
https://mega-talant.com/olympiada
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система оценки планируемых результатов по иностранным языкам в основной и старшей школе.
Итоговая оценка проводится с соответствии с планируемыми результатами. Важно формирование личностных, предметных и метапредметных результатов в средней школе. Система оценки предметных результато...
Система оценки планируемых результатов
Цель оценки предметных результатов - оценивание, как достигаемых образовательных результатов, так и процесса их формирования, а также оценивание осознанности каждым обучающимся особенн...
Контрольно-измерительные материалы для оценки планируемых результатов обучения по русскому языку к разделу «Местоимение» в 6 классе.
Контрольно-измерительные материалы для оценки планируемых результатов обучения по русскому языку к разделу «Местоимение» в 6 классе....
Средства для оценки планируемых результатов
Нормативные тестовые задания...
Оценка планируемых результатов ООП ООО
Планируемые результаты ООП...
Внутренняя система оценки планируемых результатов освоения основной образовательной программы общеобразовательной организации
В данном материале исследуется система и критерии педагогических измерений в области метапредметных результатов при введении ФГОС....
Результаты анализа требований к системе оценки планируемых результатов освоения ООП
Результаты анализа требований к системе оценки планируемых результатов освоения ООП...