Конспект урока" Русские сезоны в Париже" 5 класс
план-конспект урока по музыке (5 класс)

Крупа Наталья Викторовна

Конспект урока" Русские сезоны в Париже" 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx24.47 КБ
Файл prezentatsiya_2.pptx1.73 МБ
Файл prezentatsiya.pptx569.11 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Русские сезоны в Париже

Цель урока: Сформировать представление о гастролях русских артистов в Париже в начале XX века.

Задачи:

Обучающие:

1.        Сформировать понятие «Русские сезоны» в Париже.

2.        Познакомить с историей создания балета И.Ф. Стравинского «Петрушка».

3.        Раскрыть особенности музыкального языка И.Ф. Стравинского.

Развивающие:

1.        Способствовать развитию творческих и хоровых навыков.

2.        Научить определять характер звучания музыкальных фрагментов.

3.        Развивать интерес к прослушанной музыке.

Воспитательная:

1.        Воспитывать любовь и уважение к русскому искусству.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Жанр урока: Тематический.

Вид урока: Урок-экскурсия.

Средства: компьютерная презентация.

Техническое оснащение класса:

        Компьютер

        Проектор

        Экран

        Аккордеон

Используемый аудио и медиа-ресурс:

        Direct MEDIA Энциклопедия «Импрессионизм в музыке».

        Папка «Аудио», в которой собраны отрывки из балета «Петрушка» Стравинского.

План урока

1.        Орг. момент (1 мин.)

2.        Повторение пройденного материала (4 мин.)

3.        Постановка цели урока (1 мин.)

4.        Объяснение нового материала.

а) компьютерная презентация (7 мин.)

б) слушание и анализ музыкального произведения (7 мин.)

в) пение, работа над песней (10 мин.)

5.        Закрепление нового материала (7 мин.)

6.        Домашнее задание (1 мин.)

7.        Итог урока (2 мин.)

Ход урока

1. Орг. момент.

Музыкальное приветствие учителя и учащихся.

Презентация. Приложение 1. (Слайд 1 Балет))

Звучит отрывок из балета И.Ф. Стравинского «Петрушка»

2. Повторение пройденного материала.

Учитель: Ребята, наш урок открывает сегодня музыка известного композитора И.Ф. Стравинского, который прославился в начале XX века. Мы послушали отрывок из балета «Петрушка». Давайте вспомним материал прошлого урока.

1.        Кто из русских композиторов, написал оперу «Жизнь за царя»? (М.И. Глинка)

2.        Кто из композиторов написал мазурку, прослушанную на прошлом уроке? (Ф. Шопен)

3.        Как называется оформление сцены? (декорации)

4.        Где происходит действие оперы или балета? (на сцене)

5.        Как называется основа оперы или балета? (либретто)

6.        Какой отрывок из оперы Глинки мы прослушали на прошлом уроке? (мазурка)

7.        Назовите жанр театральной музыки, в котором смысл содержания выражается через   пение? (опера)

8.        Назовите один из китов музыки, который служит основой балета? (танец).

Учитель: Молодцы

Учитель: Ребята, что композиторы брали для своих балетов в литературе?

Ученик: Для своих балетов в литературе композиторы брали сюжеты.

Учитель: Повторите, как называется литературная основа балета?

Ученик: Литературная основа балета называется либретто.

.3. Постановка цели урока.

(Слайд 2, тема урока)

Учитель: Тема нашего урока «Русские сезоны» в Париже

Запись темы урока в тетради.

Вспомните музыкальный эпиграф, который звучал в начале урока. Кто из вас был внимательным и запомнил композитора и название балета?

Ученик: В начале урока звучал балет Стравинского «Петрушка».

Учитель: Правильно. У каждого искусства бывают свои «звёздные» часы – это самый популярный момент или расцвет искусства, который притягивает внимание людей. Одним из таких «звёздных» часов балета стали знаменитые «Русские сезоны» в Париже

Сегодня мы узнаем, что такое «Русские сезоны», почему они были популярны в начале XX века и, конечно, музыкальный эпиграф к уроку был взят не случайно, т.к. мы познакомимся с самым ярким балетом И. Стравинского «Петрушка», который впервые был исполнен в «Русских сезонах».

 4. Объяснение нового материала.

В начале XX века у художника Александра Бенуа родилась идея показать русский балет за рубежом. Он познакомил талантливого хореографа Михаила Фокина с Сергеем Дягилевым

(слайд 3, портреты Фокина и Дягилева)

Дягилев и взялся организовать выступление русских артистов в Париже. В мае 1909 года после долгой подготовительной работы (репетиций, написания декораций, поиска денег) в Парижском театре «Шатле» открылся первый сезон «Русских балетов»

(слайд 4, афиша «Русских сезонов»)

Так выглядела афиша «Русских сезонов»

Учитель: Кто мне ответит, что такое «Русские сезоны»?

Ученик: «Русские сезоны» – это гастроли русского балета в Париже

Просмотр слайдов и запись в тетрадях фамилий.

Великие создатели «Сезонов».

•        Композиторы: Н.А. Римский-Корсаков

(слайд 5, портрет)

•        С.В. Рахманинов

(слайд 6, портрет)

•        И.Ф. Стравинский

(слайд 7, портрет)

•        Художники А. Бенуа, Н. Рерих, А. Головин

(слайд 8, портреты)

•        Выдающиеся танцоры: Вацлав Нижинский

(слайд 9, портрет)

•        Тамара Карсавина

(слайд 10, портрет)

•        Анна Павлова

(слайд 11, портрет)

Самая известная балерина, с которой начинается классический балет XX века, – Анна Павлова, участница «Русских сезонов»

Так Самое знаменитое выступление в карьере Павловой – «Умирающий лебедь» на музыку французского композитора Сен-Санса. Это был самый любимый ее номер

 (учащиеся самостоятельно вписывают имя балерины)

Одним из ярких событий «Русских сезонов» стал балет И.Ф. Стравинского «Петрушка» (слайд 12, название балета).

Либретто балета написал художник А. Бенуа, который работал вместе с С. Дягилевым (слайд 13, портреты Бенуа и Дягилева).

Действие балета происходит в старом Петербурге в 1830 годах во время народных гуляний на Масленой неделе (слайд 14, декорация А.Бенуа к балету), (слайд 15, герои балета).

Основные действующие лица: Петрушка, Балерина, Арап – куклы, между которыми развёртывается драма

Учитель: Ребята, кто мне ответит, что значит драматическое произведение, драматический характер? (предполагаемые ответы)

(слайд 16, определение драматического произведения)

Запишем это слово. Драматическое произведение – это произведение, основанное на переживании, вызывающем чувство страдания.

(слайд 17, герои балета)

Это история несчастной любви Петрушки, традиционного персонажа народного театра, к Балерине, отвергающей его и предпочитающей ему Арапа, который, в конце концов, убивает соперника – Петрушку. Вся эта трагическая история происходит на фоне масленичного весёлого гулянья. На масленичном гулянье появляется приезжий фокусник, который оживляет своих кукол: Петрушку, балерину и Арапа. В каждой кукле есть частица человеческой души. Наибольшими человеческими качествами наделён Петрушка. Он мучается оттого, что наполовину подневольный шут и получеловек умеет чувствовать. В отличие от него Балерина и Арап – существа очень примитивные и грубые, больше куклы, чем люди. Автор в этом произведении раскрывает душевное одиночество несчастного Петрушки, которому противостоит окружающий его мир в лице грубого и злого Арапа, пустой легкомысленной Балерины и равнодушной праздной толпы.

б) Слушание и анализ музыкального произведения.

Учитель: Балет написан в четырёх картинах. Мы прослушаем отрывок из первой картины. В ней композитор нарисовал народное гулянье.

«Балаганный дед потешает толпу. Появляется шарманщик с уличной танцовщицей. Он играет на шарманке, потом на трубе. Танцовщица танцует, отбивая такт треугольником, два барабанщика привлекают внимание толпы. Из театрика выходит старый фокусник. Он играет на флейте. Занавес раздвигается, толпа видит трёх кукол: Петрушку, Балерину и Арапа. Фокусник оживляет их прикосновением своей флейты. К великому удивлению толпы Петрушка, Арап и Балерина пускаются в пляс».

Задание: Внимательно прослушайте отрывок. Скажите, с помощью чего композитор передаёт народное гулянье? Какие мелодии использует он в этом отрывке?

Звучит отрывок «Русская» Картина первая.

Учитель: С помощью чего передаёт композитор народное гулянье?

Ученик: Композитор передаёт народное гулянье с помощью характера музыки. Характер праздничный, весёлый, задорный.

Учитель: Какие мелодии он использует в этом отрывке?

Комментарий. Возможно, учащимся 5 го класса дать ответ на этот вопрос будет трудно, нужно задать им наводящие вопросы.

Ученик: Композитор использует мелодии, похожие на русские народные песни, танцы, наигрыши.

Учитель: Правильно, композитор использует мелодии, похожие на народные, а иногда он включает в свою музыку интонации настоящих народных мелодий. Так, как это делали Н.А.Римский – Корсаков, М.П.Мусоргский, П.И.Чайковский, чтобы показать всю красоту русского национального фольклора.

Беседа по картине Кустодиева «Масленица».

Вглядитесь внимательно в картину Бориса Михайловича Кустодиева «Масленица» (слайд 17, картина Кустодиева «Масленица»)

Как вы думаете, беззвучна она или звучит в вашем воображении? Есть ли контраст в картине?

Ученик: В картине присутствует контраст. На фоне белого снега выделяется тёмная, разноцветная толпа.

Учитель: Как вы думаете, созвучна ли картина отрывку из балета Стравинского, который мы сейчас послушали? В чём проявляется сходство?

Ученик: Сходство картины и музыкального фрагмента проявляется в характере.

Учитель: Правильно. И в картине, и в отрывке из балета мы слышим весёлое, раздольное праздничное гулянье.

Как вы думаете, почему балет называется «Петрушка»?

Ученик: Балет называется так потому, что главный герой – Петрушка.

Учитель: Правильно, а давайте познакомимся с ним поближе. Каков же он Петрушка? С одной стороны - клоун, веселящий народ. С другой стороны -страдающая душа, способная на глубокие переживания. Значит, в его музыкальном портрете проявляется двойственность.

Сейчас мы послушаем отрывок «У Петрушки»

Задание: Внимательно вслушаться в музыку и определить, с помощью каких интонаций передаётся двойственность характера Петрушки?

Звучит отрывок «У Петрушки».

(Угловатость в музыке передаёт куклу – Петрушку, а интонации, похожие на вздохи, – переживания человека)

(Слайд 18, высказывание Мясковского о балете Стравинского)

Учитель: Н. Мясковский (великий советский композитор) сказал о балете Стравинского так: «Петрушка – это сама жизнь. Вся музыка его полна такой бодрости, свежести, доступности, такого здорового и не подкупного веселья, такой несдержанной удали.., словно вы сами в снежно – солнечный масленый суетливый день… попали в праздничную, хохочущую толпу и «слились с ней в неразрывное ликующее цело

Учитель: В тетрадях записаны самые важные моменты урока. С помощью этих записей на следующем уроке вы легко сможете рассказать материал о создании «Русских сезонов в париже»

в) Пение, работа над песней.

Дыхательная разминка.

Учитель: Продолжаем дышать ровно, спокойно. Вдохнём глубоко ртом, выдохнем носом и наоборот. Подышим часто носиком, ротиком. Резкий вдох носом и ртом, плавный выдох и наоборот. Споём распевку.

До, ре, ми, ми, ре, до (плавно, легато)

До, ре, ми, фа, ми, ре, до (плавно)

До, ре, ми, фа, (плавно) соль, соль, соль, соль (отрывисто, стаккато)

Соль, фа, ми, ре, (плавно) до, до, до (отрывисто)

Распевка поётся несколько раз в разных тональностях по возрастанию.

Учитель: Сегодня мы знакомимся с новой песней. Называется она «Родина».

У неё нет автора, значит она какая?

Ученик: если у песни нет автора, значит она народная.

Учитель: Правильно. Эту песню сочинили в народе.

Задание: Внимательно послушайте песню в моём исполнении. Определите характер, расскажите, о чём в ней поётся.

Родина.

Вижу чудное приволье,

Вижу нивы и поля, –

Это русское раздолье,

Это русская земля.

Вижу горы и долины,

Вижу степи и луга –

Это русские картины,

Это Родина моя.

Слышу пенье жаворонка,

Слышу трели соловья –

Это русская сторонка,

Это Родина моя.

Учитель: Какой характер был в песне? (спокойный, раздольный, широкий, неторопливый, степенный).

– О чём пелось в песне? (о нивах, полях, горах и долинах, о родной стороне, о нашей Родине).

Работа над песней.

– Слушаем внимательно мотив и поём первый куплет песни.

– Прохлопываем ритм первого куплета, акцентируем внимание на синкопирование и распевы.

– Слушаем мотив, но не поём, а только прохлопываем ритм.

– Работа над звукопроизношением (приём инопланетяне)

– Исполняем всю песню.

5. Закрепление нового материала.

Викторина с вопросами:

1.        Музыка, каких композиторов звучала на уроке? (И. Стравинского, Сен-Санса).

2.        Где проходили «Русские сезоны», в каком веке? (в Париже, в начале XX века).

3.        Кто был организатором «Русских сезонов»? (С. Дягилев)

4.        Назовите известную балерину начала XX века и её самый знаменитый номер? (Анна Павлова, «Умирающий лебедь»)

5.        Какой художник рисовал декорации к балету «Петрушка»? (А. Бенуа)

6.        Назовите балет, композитора, главных героев балета, с которым мы познакомились на уроке? (И. Стравинский, балет «Петрушка», Арап, Балерина и Петрушка).

Учитель: Молодцы.

(слайд 19, домашнее задание)

6. Домашнее задание:

1.        Выучить записи в тетрадях. Подготовить рассказ о гастролях русского балета в Париже.

2.        Нарисовать главных героев балета И.Ф. Стравинского.

7. Итог урока.

Ребята, у вас на парте лежат карточки двух цветов. Оцените наш урок.

Поднимите красную карточку, если урок вам понравился или синюю, если не понравился.

Выставление оценок.

         Окончание урока.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Русские сезоны в Париже

Слайд 2

Серге́й Па́влович Дя́гилев — русский театральный и художественный деятель, один из основоположников группы « Мир Искусства », организатор «Русских сезонов» в Париже и труппы « Русский балет Дягилева » Отец русских сезонов…

Слайд 3

«Русские сезоны» Сергея Дягилева. Изобразительное искусство Предтечей "Русских сезонов" стала выставка русских художников в парижском Осеннем салоне, привезённая Дягилевым в 1906-м году. Это был первый шаг 20-летнего пути мощной и изящной пропаганды русского искусства в Европе. Через несколько лет знаменитые европейское балерины будут брать русские псевдонимы, лишь бы танцевать в "Русских сезонах" Сергея Дягиева .

Слайд 4

А. К. Глазунов Н. А. Римский-Корсаков С. В. Рахманинов Далее , в 1907-м году при поддержке императорского двора России и влиятельных лиц Франции Сергей Дягилев организовывает в парижской Гранд-Опера пять симфонических концертов русской музыки – так называемые «Исторические русские концерты», где играли свои произведения Н.А. Римский-Корсаков, С.В. Рахманинов, А.К. Глазунов и др., а также пел Фёдор Шаляпин. «Русские сезоны» Сергея Дягилева. Музыка

Слайд 5

В 1908-м году в рамках "Русских сезонов" парижской публике впервые была представлена русская опера «Борис Годунов». Но, несмотря на успех, этот жанр искусства на «Русских сезонах» присутствовал лишь до 1914-го года. Оценив предпочтения публики, чуткий антрепренёр Сергей Дягилев пришёл к выводу, что более рентабельно ставить балет, хотя лично он сам относился к балету пренебрежительно из-за отсутствия в нём интеллектуальной составляющей. «Русские сезоны» Сергея Дягилева. Опера

Слайд 6

« Русские сезоны» Сергея Дягилева. Балет Дебют "Русских сезонов" в 1909-м году состоял из пяти балетов: «Павильон Артемиды», «Половецкие пляски», «Пир», «Сильфида» и «Клеопатра». И это был чистый триумф! Имели успех у публики как танцоры – Нижинский. Карсавина и Павлова, так и изысканные костюмы работы Бакста , Бенуа и Рериха, и музыка Мусоргского, Глинки, Бородина, Римского-Корсакова и других композиторов.

Слайд 7

Во время Первой мировой войны "Русские сезоны" Дягилева идут с переменным успехом, гастролируя по Европе, в США и даже в Южной Америке. Многие хореографические и музыкальные новшества его балетмейстеров и композиторов публику отпугивают, но, случается, что один и тот же спектакль зритель воспринимает куда лучше спустя несколько лет после премьеры. Таким образом "Русские сезоны" существуют до 1929-го года. В разное время над их реализацией работают такие художники, как Андре Дерен, Пикассо, Анри Матисс, Хуан Миро, Макс Эрнст и другие художники, композиторы Жан Кокто, Клод Дебюсси, Морис Равель и Игорь Стравинский, танцоры Серж Лифарь, Антон Долин и Ольга Спесивцева . И даже Коко Шанель создавала костюмы для балета «Аполлон Мусагет», где солировал Серж Лифарь . Поскольку именно Сергей Дягилев был движущей силой "Русских сезонов", то после его смерти в августе 1929-го года труппа "Русский балет" распадается. Правда, Леонид Мясин создаёт «Русский балет в Монте-Карло» - труппу, которая продолжает традиции Дягилева. А Серж Лифарь остаётся во Франции, солирует в Гранд-опера , чем делает необычайный вклад в развитие французского балета . За 20 лет упорной работы "Русских сезонов" и лично Дягилева традиционное отношение общества к искусству театра и танца кардинально изменилось, а русское искусство стало необычайно популярным в Европе и во всём Западном мире, в целом повлияв на художественный процесс ХХ века. Подводя итог…


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Русские сезоны в Париже

Слайд 3

ОПЕРА

Слайд 4

БАЛЕТ

Слайд 5

Танец

Слайд 6

Русские сезоны в Париже

Слайд 7

Балет «Петрушка»

Слайд 18

Русские сезоны в Париже


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока биологии в 7 классе по теме "Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц"

Урок изучения нового материала по биологии  в 7 классе по теме "Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц" по учебнику В.М.Константинов...

Конспект урокарусского языка "Эссе"

Конспект урока русского языка  для 9 класса.Урок развития речи по теме:"Эссе"...

Конспект открытого урока для 5 класса "Русские сезоны в Париже".

Разработка урока музыки по теме "Русские сезоны в Париже" для 5 класса....

План-конспект открытого урока в 4 классе по теме "Сезоны и погода" и самоанализ урока

План-конспект открытого урока в 4 классе по теме "Сезоны и погода" и самоанализ урока. На уроке учащиеся систематизируют свои знания по теме, выполняя различные виды заданий, просматривая фрагменты из...

Конспект урока по окружающему миру "Природа и ее сезонные изменения" 1 класс

Конспект урока по окружающему миру 1 класс "Перспективная начальная школа"...

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс

Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...