Конспект урока "Музыкальные инструменты. Флейта и скрипка" 3 класс
план-конспект урока по музыке

Крупа Наталья Викторовна

Конспект урока "Музыкальные инструменты. Флейта и скрипка" 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx26.53 КБ
Файл prezentatsiya_microsoft_office_powerpoint.pptx218.92 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект

урока музыки в 3 классе

Тема: Музыкальные инструменты. Флейта и скрипка

Тип урока: урок освоения новых знаний и способов действий

Цели: знакомство с произведениями И. С. Баха «Шутка», П. И. Чайковского «Мелодия», Н. Паганини «Каприс»; расширение и углубление знаний о музыкальных инструментах – флейты и скрипки; формирование умения различать звучание скрипки и флейты; закрепление музыкально-слуховых представлений детей о звучании флейты и скрипки, их выразительных особенностях; развитие тембрового слуха в процессе слушания музыки; развитие умения проводить интонационно-образный анализ музыки; развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, формирование музыкальной культуры учащихся; воспитание исполнительской и слушательской культуры детей.

Универсальные учебные действия:

Регулятивные

1. Самостоятельно планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной целью.

2. Оценивать свои достижения на уроке.

Познавательные

1. Овладеть способностью понимать учебную задачу урока.

2. Выделять из содержания урока известные знания и умения.

3. Использовать полученную информацию на уроках в повседневной жизни.

Коммуникативные

1. Понимать сущность и содержание поставленных вопросов.

2. Вступать в речевое общение.

Планируемые результаты:

Предметные:

1) определять изобразительные возможности музыкального произведения.

Личностные:

1) внутренняя позиция школьников на уровне положительного отношения к урокам музыки;

2) осуществлять самоконтроль;

3) давать самооценку результатов успешности своей деятельности;

4) возможность развивать на уроке творческие способности.

Ресурсы:

1. Основные: мультимедиа-проектор, презентация, музыкальный материал – И. С. Бах «Шутка»,  П. И. Чайковский «Мелодия»,

Н. Паганини «Каприз»

Ход урока

Здравствуйте, ребята! Садитесь, пожалуйста.

– Ребята, я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь мне. И подарим хорошее настроение друг другу на весь урок. Я желаю вам, чтобы у вас всегда было хорошее настроение.

Дети стоя приветствуют учителя, рассаживаются и занимают свои места.

Дети слушают учителя.

Р1, П1, К2, Л1

II. Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы

1. Беседа.

2. Сообщение темы урока

– Ребята, как вы думайте, когда стали появляться первые музыкальные инструменты на земле?

– Первые инструменты на земле появились тогда, когда человек только ещё становился человеком. Вставая на задние конечности, он пытался добыть огонь, стуча  двумя камнями друг о друга.

– Что у него получилось?

– Да, ребята, он издавал звук, ритм.

– Какие музыкальные инструменты вы знаете?

– Хорошо, молодцы. А сегодня мы прикоснемся к миру музыки флейты и скрипки! (Слайд 1)

Ответы детей.

Дети слушают рассказ учителя.

Ответы детей (Звук, ритм).

Ответы детей.

П2, К1, П1

III. Решение проблемы. Первичное закрепление

– Ребята, к какой группе музыкальных инструментов относится флейта? Почему?

– Да, ребята, флейта – это древний духовой музыкальный инструмент. Его название происходит от латинского «флатус» – дуновение.

Учитель обращает внимание детей на изображение флейты (Слайд 2)

– О происхождении флейты сложены легенды! Вот одна из них: Древнегреческий Бог лесов и пастбищ, покровитель пастухов и охотников Пан (показывает картину «Пан» Врубеля. Слайд 3полюбил прекрасную нимфу Сиринкс. Она боялась некрасивого, колченогого Пана. Однажды, убегая от него, нимфа попросила Бога реки спасти её, и тот превратил Сиринкс в тростник. Пан сделал из тростника свирель, которую стали называть флейтой Пана. Этот деревянный духовой инструмент получил распространение у многих народов мира.

– Послушайте и определите, как звучит голос флейты в «Шутке» немецкого композитора И. С. Баха. (Слайд 4)

Звучит: И. С. Бах «Шутка»

– Ребята, что исполняет флейта в этой пьесе – мелодию или аккомпанемент?

– Правильно, флейта ведет мелодию.

– Какие качества этой музыки подчеркивает звучание флейты?

– Да, ребята, тембр флейты может передавать различные настроения: весёлую беззаботность и горестное одиночество.

Ответы детей (Духовые, так как в неё дуют).

Дети слушают учителя.

Дети изучают изображение флейты.

Дети внимательно слушают рассказ о происхождении флейты.

Слушание И. С. Баха «Шутка».

Ответы детей (Мелодию).

Дети слушают учителя.

Ответы детей.

Дети слушают учителя.

Р1, К2, П2, П3, Л4

IV. Динамическая пауза

– Ребята, сейчас мы с вами немного отдохнём. Поднимитесь со стульев, станьте свободно, слушайте внимательно нашего гостя и повторяйте за ним движения.

– Молодцы. Садитесь, пожалуйста.

Дети выполняют физическую разминку под видео-фрагмент.

Л2

V. Организация самостоятельной работы (само- и взаимопроверка по эталону)

– Ребята, посмотрим на картины «Мальчик-флейтист» нидерландской художницы Юдит Лейстер и «Музыкантши» неизвестного автора (Слайд 5). Можно ли представить музыку, которую они играют?

– Правильно. Можно, потому что изображены играющие люди.

– Какая музыка звучит с этих картин? Что вы представляете?

– Ребята, обратите внимание на изображение скрипки. К какой группе музыкальных инструментов относится скрипка? (Слайд 6)

– Скрипка относится к группе струнно-смычковых, так как играют смычком. Скрипка и флейта относятся к профессиональным или народным музыкальным инструментам?

– Скрипка и флейта относятся к профессиональным инструментам, потому что входят в состав симфонического оркестра.

– Скрипка – это струнный, смычковый музыкальный инструмент. На свете много разных музыкальных инструментов, но скрипку называют искуснейшей. Её нежный высокий голос узнает любой. Скрипку можно услышать везде: и в концертном зале, и на деревенском празднике, и в цыганском таборе. Композиторы всего мира доверяют ей свои самые сокровенные чувства и мысли. Ведь у скрипки есть душа, которая поёт.

– Ребята, давайте превратимся в слушателей и послушаем «Мелодию» П. И. Чайковского (Слайд 7)

Звучит «Мелодия» П. И. Чайковский

– Ребята, как звучала скрипка? Какие ощущения и эмоции она у вас вызвала?

– Да, ребята, скрипка звучит и нежно, и волнующе, и изящно.

– Менялась ли динамика?

– С каким временем суток можно сравнить эту мелодию? С какой погодой?

– Скрипка – русское название инструмента, а родина её – Италия. Легендами овеяно имя гениального итальянского скрипача и композитора Никколо́ Паганини (Слайд 8)

– Слушая Паганини, люди поражались его фантастическому мастерству игры на скрипке. Он был одним из великих чародеев, умевших покорять толпу. О нем ходили легенды, верхом всех придумок были обвинения Паганини в сговоре с Дьяволом. Существует чудесная легенда о Паганини. В ней говорится о том, как он встретил однажды старого, нищего музыканта, над которым потешались прохожие, потому что три струны на его скрипке были порваны и он не мог больше играть. Паганини протиснулся сквозь толпу насмешников, подошел к бедному старику и, взяв у него скрипку, на которой оставалась одна-единственная струна, заиграл так великолепно, что со всех сторон на мостовую со звоном полетели монеты.

– Сейчас мы с вами послушаем виртуозную скрипичную пьесу Никколо́ Паганини «Каприс».

Звучит «Каприс» Н. Паганини

– Ребята, как звучит эта музыка?

– Да, ребята, музыка звучит энергично, изящно, выразительно.

– С каким природным явлением вы её можете сравнить?

– Хорошо, молодцы.

– А сейчас я предлагаю вам послушать выступление Ноем. Она исполнит нам произведение на скрипке. Поддержите аплодисментами, пожалуйста.

– Ноем, что ты нам исполнишь?

– Хорошо, прошу, начинай.

Слушание исполнение на скрипке Ноем Тавакалян (Слайд 9)

– Спасибо, Ноем.

– Ребята, вам понравилась игра Ноем?

– Как звучала музыка?

– Какие ощущения и эмоции она у вас вызвала?

– Хорошо, молодцы.

– Скажем ещё раз спасибо Ноем. Садись, пожалуйста.

Дети изучают изображения.

Ответы детей (Да).

Дети слушают учителя.

Ответы детей.

Дети изучают изображение скрипки.

Ответы детей (Струнно-смычковых).

Дети слушают учителя.

Ответы детей (К профессиональным).

Дети слушают учителя.

Дети слушают рассказ учителя о скрипке.

Дети слушают учителя.

Слушание П. И. Чайковского «Мелодия».

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

Дети внимательно слушают рассказ учителя о Никколо Паганини.

Никколо Паганини был третьим ребёнком в семье Антонио Паганини (1757—1817) и Терезы Боччардо, имевших шестерых детей.

Когда мальчику исполнилось пять лет, отец, заметив способности сына, начал учить его музыке сначала на мандолине, а с шести лет — на скрипке. По воспоминаниям самого музыканта, отец строго наказывал его, если он не проявлял должного прилежания, и это впоследствии сказалось на его и без того слабом здоровье[1]. Однако Никколо сам всё более увлекался инструментом и усердно работал, надеясь найти ещё неизвестные сочетания звуков, которые удивили бы слушателей[2].

Мальчиком он написал несколько произведений

Первый публичный концерт (или, как тогда говорили, академию) Никколо дал 31 июля 1795 года в генуэзском театре Сант-Агостино.

В начале 1797 года Паганини со своим отцом предпринял первое концертное путешествие, в их маршрут были включены МиланБолоньяФлоренцияПизаЛиворно

В 1808 году Паганини получил длительный отпуск и отправился с концертами по Италии. Постепенно у него сформировалась своя собственная, отличная от других скрипачей, исполнительская манера.

«Никто не в силах выразить словами очарование, которое вызывает его благородное исполнение. Никто никогда не смел даже мечтать о том, что можно наяву услышать нечто подобное. Когда смотришь на него, слушаешь его, невольно плачешь или смеёшься, невольно думаешь о чём-то сверхчеловеческом. С другими скрипачами у него общее только скрипка и смычок»[19].

На протяжении всей жизни у Паганини было множество хронических заболеваний. Хотя никаких определенных медицинских доказательств не существует, есть мнение, что у него был синдром Марфана[24][25]. Несмотря на то, что скрипач прибегал к помощи именитых врачей, он не мог избавиться от недугов. В октябре 1839 года больной и в чрезвычайно нервном состоянии, Паганини в последний раз приехал в родную Геную.

Последние месяцы своей жизни он не выходил из помещения, у него постоянно болели ноги, а болезни уже не поддавались лечению. Истощение было столь сильным, что он не мог взять в руку смычок, его сил хватало лишь на то, чтобы перебирать пальцами струны лежащей рядом скрипки.

Никколо Паганини скончался в Ницце 27 мая 1840 года, не дожив 5 месяцев до своего 58-летия.

Слушание Н. Паганини «Каприс».

Ответы детей (Энергично, изящно).

Ответы детей.

Дети слушают учителя.

Слушание Н. Тавакалян.

Ответы детей.

Ответы детей.

Дети делятся ощущениями и эмоциями.

К1, К2, Л4

VI. Информация о домашнем задании

– Ребята, ваше домашнее задание: нарисовать скрипку или флейту.

Дети записывают домашнее задание.

Л2

VII. Рефлексия учебной деятельности

1. Подведение итогов урока

– Ребята, с какими музыкальными инструментами вы сегодня познакомились?

– К какой группе инструментов относится скрипка? Флейта?

– С какими музыкальными произведениями познакомились?

– Спасибо ребятам, которые были активны и очень внимательны.

– Наш урок подошел к концу. Я благодарю всех за работу на уроке.

Ответы детей

Р2, П3, Л3


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальные инструменты: флейта и скрипка

Разработка урока музыки в 3 классе....

Программа учебного предмета «Специальность» по виду инструмента «флейта», 8 лет

Программа учебного предмета «Специальность» по виду инструмента «флейта», далее - «Специальность (флейта)»...

Программа учебного предмета «Специальность» по виду инструмента «флейта»

Программа учебного предмета «Специальность» по виду инструмента «флейта», далее - «Специальность (флейта)...

Программа по учебному предмету Основы музыкального исполнительства Музыкальный инструмент (флейта)

Программа по учебному предмету Основы музыкального исполнительстваМузыкальный инструмент(флейта)...

Программа по учебному предмету Основы музицирования Музыкальный инструмент (флейта)

Программа по учебному предмету Основы музицированияМузыкальный инструмент(флейта)...

Презентация к уроку музыки в 3 классе. "Музыкальные инструменты. Флейта. Скрипка"

Презентация к уроку музыки в 3 классе. "Музыкальные инструменты. Флейта. Скрипка"...