Программа учебного предмета «Специальность» по виду инструмента «флейта», 8 лет
рабочая программа по музыке
Программа учебного предмета «Специальность» по виду инструмента «флейта», далее - «Специальность (флейта)»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fleyta_8_letfgt.doc | 444.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка 4
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
- Срок реализации учебного предмета;
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного
учреждения на реализацию учебного предмета;
- Форма проведения учебных аудиторных занятий;
- Цель и задачи учебного предмета;
- Обоснование структуры программы учебного предмета;
- Методы обучения;
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;
II. Содержание учебного предмета 7
- Годовые требования по классам;
III. Требования к уровню подготовки обучающихся 18
IV. Формы и методы контроля, система оценок 19
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Контрольные требования на разных этапах обучения;
- Критерии оценки;
V. Методическое обеспечение учебного процесса 22
- Методические рекомендации педагогическим работникам;
- Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;
VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы 24
- Список рекомендуемой нотной литературы;
- Список рекомендуемой методической литературы
I. Пояснительная записка
1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Специальность» по виду инструмента «флейта», далее - «Специальность (флейта)», разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Духовые и ударные инструменты».
Учебный предмет «Специальность (флейта)» направлен на приобретение обучающимися знаний, умений и навыков игры на флейте, получение ими художественного образования, а также на эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие ученика.
Выявление одаренных детей в раннем возрасте позволяет целенаправленно развивать их профессиональные и личные качества, необходимые для продолжения профессионального обучения. Программа рассчитана на выработку у обучающихся навыков творческой деятельности, умения планировать свою домашнюю работу, навыков осуществления самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью, умения давать объективную оценку своему труду, формирования навыков взаимодействия с преподавателем.
2. Срок реализации учебного предмета «Специальность (флейта)» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте:
– с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 8 лет.
3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета «Специальность (флейта)»:
Срок обучения | 8 лет |
Максимальная учебная нагрузка | 1316 |
Количество часов на аудиторные занятия | 559 |
Количество часов на внеаудиторную (самостоятельную) работу | 757 |
4. Форма проведения учебных аудиторных занятий: индивидуальная, рекомендуемая продолжительность урока - 45 минут.
Индивидуальная форма занятий позволяет преподавателю лучше узнать ученика, его музыкальные возможности, способности, эмоционально-психологические особенности.
5. Цель и задачи учебного предмета «Специальность (флейта)»
Цель:
Развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков, позволяющих воспринимать, осваивать и исполнять на флейте произведения различных жанров и форм в соответствии с программными требованиями, а также выявление наиболее одаренных детей в области музыкального исполнительства на кларнете и подготовки их к дальнейшему поступлению в образовательные учреждения, реализующие образовательные программы среднего профессионального образования по профилю предмета.
Задачи:
- развитие интереса и любви к классической музыке и музыкальному творчеству;
- развитие музыкальных способностей: слуха, памяти, ритма, эмоциональной сферы, музыкальности и артистизма;
- освоение музыкальной грамоты как необходимого средства для музыкального исполнительства на флейте;
- овладение основными исполнительскими навыками игры на флейте, позволяющими грамотно исполнять музыкальные произведения соло и в ансамбле;
- развитие исполнительской техники как необходимого средства для реализации художественного замысла композитора;
- обучение навыкам самостоятельной работы с музыкальным материалом, чтение с листа нетрудного текста;
- приобретение детьми опыта творческой деятельности и публичных выступлений;
- формирование у наиболее одаренных выпускников осознанной мотивации к продолжению профессионального обучения.
6. Обоснование структуры программы учебного предмета «Специальность (флейта)».
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
- распределение учебного материала по годам обучения;
- описание дидактических единиц учебного предмета;
- требования к уровню подготовки обучающихся;
- формы и методы контроля, система оценок;
- методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».
7. Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
- словесный (рассказ, беседа, объяснение);
- наглядный (наблюдение, демонстрация);
- практический (упражнения воспроизводящие и творческие).
8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
- Нотная литература
- Флейты
- Фортепиано
- Пульты
- Метроном
- Аудиокассеты, видеокассеты
- Видеоаппаратура
- Музыкальный центр
Материально-техническая база образовательного учреждения соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Учебные аудитории для занятий по учебному предмету «Специальность (флейта)» имеют площадь не менее 9 кв.м и звукоизоляцию. В образовательном учреждении создаются условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов.
II. Содержание учебного предмета
- Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Специальность (флейта)», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия:
Срок обучения – 8 лет
Класс | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Продолжительность учебных занятий (в нед.) | 32 | 33 | 33 | 33 | 33 | 33 | 33 | 33 |
Количество часов на аудиторные занятия в неделю | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2,5 | 2,5 |
Общее количество часов на аудиторные занятия | 559 часов | |||||||
Количество часов на внеаудиторные занятия в неделю | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 | 4 | 4 |
Общее количество часов на внеаудиторные (самостоятельные) занятия по годам | 64 | 66 | 66 | 99 | 99 | 99 | 132 | 132 |
Общее количество часов на внеаудиторные (самостоятельные) занятия | 757 часов | |||||||
Максимальное количество часов занятий в неделю | 4 | 4 | 4 | 5 | 5 | 5 | 6,5 | 6,5 |
Общее максимальное количество часов по годам | 128 | 132 | 132 | 165 | 165 | 165 | 214,5 | 214,5 |
Общее максимальное количество часов на весь период обучения | 1316 часов | |||||||
Учебный материал распределяется по годам обучения классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, необходимый для освоения учебного материала.
Виды внеаудиторной работы:
- самостоятельные занятия по подготовке учебной программы;
- подготовка к контрольным урокам, зачетам и экзаменам;
- подготовка к концертным, конкурсным выступлениям;
- посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов, музеев и др.);
- участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения и др.
Годовые требования по классам
Срок обучения – 8 лет
Первый класс
Аудиторные занятия 2 часа в неделю
Консультации 6 часов в год
За учебный год учащийся должен сыграть два зачета в первом полугодии, зачет и экзамен во втором полугодии.
Знакомство с инструментом. Основы и особенности техники исполнительского дыхания при игре на флейте, звукоизвлечение, артикуляция. Мажорные и минорные гаммы в тональностях с одним знаком. Трезвучия в медленном темпе. Легкие упражнения и пьесы.
Контроль и учет успеваемости:
I четверть – технический зачёт (2 упражнения или этюда по нотам)
II четверть – академический концерт (два разнохарактерных произведения наизусть)
III четверть – (2 упражнения или этюда по нотам)
IV четверть - академический концерт (два разнохарактерных произведения наизусть)
Примерный репертуарный список
Упражнения и этюды
Нотная папка флейтиста № 1 Методика, упражнения, этюды
составитель и редактор профессор Ю.Н. Должиков
«Школа игры на флейте» составитель Н.Платонов
Сборники «Этюдов» составитель В.Ф. Дроботушенко
Пьесы
Ю.Должиков «Пьеска»
Ю.Должиков «Танец»
Ю. Должиков «Колыбельная»
Ю. Должиков «Песенка»
Ю. Должиков «Бим-Бом»
Ц.Кюи «Песенка»
П.И. Чайковский «Зелёное мой ты виноградье»
Русская народная песня «Как под горкой под горой»
Русская народная песня «Во поле береза стояла»
В.Моцарт «Аллегретто»
Д.Кабалевский «Маленькая полька»
М.Красев «Топ-Топ»
Примеры программы переводного экзамена (зачета)
1 вариант
Ц.Кюи «Песенка»
Д.Кабалевский «Маленькая полька»
2 вариант
Ю.Должиков «Колыбельная»
Ф.Шуберт «Вальс»
Второй класс
Аудиторные занятия 2 часа в неделю
Консультации 8 часов в год
За учебный год учащийся должен сыграть два зачета в первом полугодии, зачет и экзамен во втором полугодии. Мажорные и минорные гаммы с одним знаком. Арпеджио. Трезвучия (в умеренном темпе). 10-15 этюдов средней трудности (по нотам).
Пьесы. Развитие навыков чтения с листа.
Контроль и учет успеваемости:
I четверть – технический зачёт (2 этюда по нотам)
II четверть – академический концерт (два разнохарактерных произведения наизусть)
III четверть – технический зачёт( 2 этюда по нотам)
IV четверть - академический концерт (два разнохарактерных произведения наизусть)
Примерный репертуарный список
Упражнения и этюды
Нотная папка флейтиста № 1 Методика, упражнения, этюды
составитель и редактор профессор Ю.Н. Должиков
«Школа игры на флейте» составитель Н.Платонов
Сборники «Этюдов» составитель В.Ф. Дроботушенко
Пьесы
Ю. Должиков «Лесенка»
Ю. Должиков «Песня»
М.Глинка «Ты, соловушка, умолкни»
Д. Бортнянский «Колыбельная»
Ю. Должиков «Песня»
Ю. Должиков «Муравей»
И.Плейель «Менуэт»
А.Диабелли «Аллегретто»
Чешская народная песня «Пастушок»
Ю. Должиков «Протяжная»
Ю. Должиков «Наигрыш»
В.А. Моцарт Ария из оперы «Дон Жуан»
Ю.Шапорин «Колыбельная»
Примеры программы переводного экзамена (зачета)
1 вариант
Ю. Должиков «Аришка»
Ю.Шапорин «Колыбельная»
2 вариант
Э.Григ «Ариетта»
В.А. Моцарт «Менуэт»
Третий класс
Аудиторные занятия 2 часа в неделю
Консультации 8 часов в год
За учебный год учащийся должен сыграть два зачета в первом полугодии, зачет и экзамен во втором полугодии.
Освоение хроматической гаммы. Гаммы до двух знаков исполняются штрихами деташе и легато, стаккато, комбинированные штрихи.
10-15 этюдов (по нотам).
8-10 пьес.
Контроль и учет успеваемости:
I четверть – технический зачёт ( 2 этюда по нотам)
II четверть – академический концерт (два разнохарактерных произведения наизусть)
III четверть – технический зачёт( 2 этюда по нотам)
IV четверть - академический концерт (два разнохарактерных произведения наизусть)
Примерный репертуарный список
Упражнения и этюды
Нотная папка флейтиста № 1 Методика, упражнения, этюды
составитель и редактор профессор Ю.Н. Должиков
«Школа игры на флейте» составитель Н.Платонов
Сборники «Этюдов» составитель В.Ф. Дроботушенко
Пьесы
И Кригер «Бурре»
В.А. Моцарт «Песня Пастушка»
Г.Пёрселл «Ария»
А.Хачатурян «Андантино»
Е.Букур «Вальс»
А.Корелли «Сарабанда»
Н.Бакланова «Хоровод»
К.Вебер «Виваче»
Ю.Должиков «Старинный танец»
Б.Марчелло «Адажио»
Г.Ф. Телеман «Менуэт»
В. Казенин «Танец старинных кукол»
Л. Бетховен «Вальс»
Примеры программы переводного экзамена (зачёта)
1 вариант
Е.Букур «Колыбельная»
Ю.Должиков «Танец»
2 вариант
Ю.Должиков «Романс»
В Коровицын «Бурре»
Четвертый класс
Аудиторные занятия 2 часа в неделю
Консультации 8 часов в год
За учебный год учащийся должен сыграть два зачета в первом полугодии, зачет и экзамен во втором полугодии.
Работа над исполнительским дыханием. Мажорные и минорные гаммы, терции, трезвучия, арпеджио в тональностях до трёх знаков в сдержанном темпе. Хроматическая гамма (гаммы исполняются штрихами деташе и легато, комбинированные штрихи.).
10-15 этюдов (по нотам).
8-10 пьес.
Контроль и учет успеваемости:
I четверть – технический зачёт ( 2 этюда по нотам)
II четверть – академический концерт (два разнохарактерных произведения наизусть)
III четверть – технический зачёт(2 этюда по нотам)
IV четверть - академический концерт (два разнохарактерных произведения наизусть)
Примерный репертуарный список
Упражнения и этюды:
Нотная папка флейтиста № 1 Методика, упражнения, этюды
составитель и редактор профессор Ю.Н. Должиков
«Школа игры на флейте» составитель Н.Платонов
Сборники «Этюдов» составитель В.Ф. Дроботушенко
Этюды для флейты составитель и редактор профессор Ю.Н. Должиков
Пьесы:
Л.ван Бетховен «Романс»
И.С. Бах «Волынка»
Й.Гайдн «Серенада»
Г.Ф. Телеман «Менуэт»
М.Жербин «Русский танец»
Л.де Эрвелуа «Бурре»
Г.Ф. Гендель «Гавот с вариациями»
Т.Хренников «Колыбельная»
А.Жилин «Вальс»
В.Цыбин «Старинный немецкий танец»
А.Верстовский «Вальс»
Ю.Должиков «Полька»
Ю.Должиков «Вальс -шутка»
В.Коровицын «Гавот»
Примеры программы переводного экзамена (зачета)
1 вариант
Н.Раков «Скерцино
И Кванц Прелюдия и гавот
2 вариант
М.Мусоргский «Слеза»
В.Цыбин «Старинный немецкий танец»
Пятый класс
Аудиторные занятия 2 часа в неделю
Консультации 8 часов в год
За учебный год учащийся должен сыграть два зачета в первом полугодии, зачет и экзамен во втором полугодии.
Мажорные и минорные гаммы, трезвучия, арпеджио в тональностях до четырёх знаков в умеренном темпе. Хроматическая гамма (гаммы исполняются штрихами деташе и легато, комбинированными штрихами).
10-15 этюдов (по нотам).
8-10 пьес.
Контроль и учет успеваемости:
I четверть – технический зачёт ( 2 этюда по нотам)
II четверть – академический концерт (два разнохарактерных произведения наизусть)
III четверть – технический зачёт( 2 этюда по нотам)
IV четверть - академический концерт (два разнохарактерных произведения наизусть)
Примерный репертуарный список
Упражнения и этюды
Этюды для флейты составитель и редактор профессор Ю.Н. Должиков
Сборник 100 этюдов средней трудности
М. Бордони «Мелодические этюды»
Н.Платонов Этюды Москва 1991г.
Пьесы
Л. Бетховен «Багатель»
Ж.Металлиди «Танцующие светлячки»
Ж. Металлиди «Вальс Мальвины»
Ю. Должиков «Лирическая сюита»
И.С. Бах «Менуэт»
Ж. Оттерр «Ария»
Ф. Легар «Вальс»
А. Жилинский «Маленькая танцовщица»
М. Блаве «Сицилиана»
Вас. Калинников «Грустная песня»
В. Коровицын «Старый порт»
В. Коровицын «Инфанта и карлик»
М. Кочар «Два венгерских танца»
Ж. Лойе Соната h moll
П.Б.Беллинцани Соната F dur
Я.Ванхаль Соната D dur
Примеры программы переводного экзамена (зачета)
1 вариант
М. Блаве «Сицилиана»
М. Кочар «Два венгерских танца»
2 вариант
Ж. Лойе Соната h moll (1,2части или 3,4 части)
В. Коровицын «Инфанта и карлик»
Шестой класс
Аудиторные занятия 2 часа в неделю
Консультации 8 часов в год
За учебный год учащийся должен сыграть два зачета в первом полугодии, зачет и экзамен во втором полугодии.
Мажорные и минорные гаммы в тональностях до пяти знаков, в том числе доминантсептаккорды, уменьшенные септаккорды и их обращения. Хроматические гаммы в тональностях (гаммы исполняются штрихами деташе и легато).
10-15 этюдов (по нотам).
8-10 пьес.
Контроль и учет успеваемости:
I четверть – технический зачёт (2 этюда по нотам)
II четверть – академический концерт (два разнохарактерных произведения наизусть)
III четверть – технический зачёт(2 этюда по нотам)
IV четверть - академический концерт (две разнохарактерные пьесы наизусть)
Примерный репертуарный список
Упражнения и этюды
Этюды для флейты составитель и редактор профессор Ю.Н. Должиков
Сборник 100 этюдов средней трудности
М. Бордони «Мелодические этюды»
Н.Платонов Этюды Москва 1991г.
Пьесы
Дж. Перголези «Сицилиана»
Г. Синисало «Миниатюра № 1»
Г. Форе «Сицилиана»
Я. Ванхаль «Менуэт с вариациями»
И. Андерсен «Колыбельная»
В. Тылик «Скерцо»
Ж. Нодо «Сельский праздник»
Дж. Россини «Тарантелла»
В. Коровицын «Близ Амальфи»
А. Винчи Соната D dur
И. Кванц Концерт G dur
Примеры программы переводного экзамена (зачета)
1 вариант
И. Андерсен «Колыбельная»
В. Тылик «Скерцо»
2 вариант
В. Тылик «Скерцо»
В. Коровицын «Близ Амальфи»
Седьмой класс
Аудиторные занятия 2,5 часа в неделю
Консультации 8 часов в год
За учебный год учащийся должен сыграть два зачета в первом полугодии, зачет и экзамен во втором полугодии.
Мажорные и минорные гаммы в тональностях до пяти знаков, в том числе доминантсептаккорды, уменьшенные септаккорды и их обращения.
Хроматические гаммы в тональностях.
(Гаммы исполняются штрихами деташе и легато).
10-15 этюдов (по нотам). 4 пьесы и 1 произведение крупной формы.
Контроль и учет успеваемости:
I четверть – технический зачёт ( 2 этюда по нотам)
II четверть – академический концерт (два разнохарактерных произведения наизусть)
III четверть – технический зачёт( 2 этюда по нотам)
IV четверть - академический концерт (две пьесы наизусть или крупная форма и пьеса)
Примерный репертуарный список
Упражнения и этюды
Этюды для флейты составитель и редактор профессор Ю.Н. Должиков
Сборник 100 этюдов средней трудности
М. Бордони «Мелодические этюды»
Н.Платонов Этюды Москва 1991г.
Пьесы
Дж. Перголези «Адажио»
Й. Гайдн Концерт D dur
Л. Обер «Престо»
В. Мурзин «Зимняя песня»
А.Гаршнек «Рондо»
В.Цыбин «Рассказ»
Б. Годар «Аллегретто»
М. Мошковский «Испанский танец»
И.С. Бах «Ария»
Р. Глиэр «Анданте»
И. С. Бах «Прелюдия»
Э. Эльгар «Привет любви»
Примеры программы переводного экзамена (зачета)
1 вариант
Э. Эльгар «Привет любви»
М. Мошковский «Испанский танец»
2 вариант
П. Чайковский «Русский танец»
Дж. Перголези Концерт
Восьмой класс
Аудиторные занятия 2,5 часа в неделю
Консультации 8 часов в год
Учащиеся могут играть на зачетах любые произведения на усмотрение преподавателя; количество зачетов и сроки специально не определены. Перед итоговым экзаменом учащийся обыгрывает выпускную программу на зачетах, классных вечерах и концертах.
Мажорные и минорные гаммы в тональностях до пяти знаков, в том числе доминантсептаккорды, уменьшенные септаккорды и их обращения. Исполнять в подвижном темпе различными штрихами.
15-20 этюдов (по нотам). 4 пьесы и 1 произведение крупной формы.
I полугодие - технический зачет: гамма, арпеджио.
Требования к выпускной программе:
- Крупная форма
- Три разнохарактерные пьесы
- 1 прослушивание: - Крупная форма
II полугодие - 2 прослушивание: 3 разнохарактерные пьесы;
-3 прослушивание: крупная форма и три пьесы
Примеры программы выпускного экзамена
1 вариант
Т.Ямпольский «Шутка»
И.С. Бах «Хоральная прелюдия»
Н.Раков «Вальс»
В.А. Моцарт Концерт C Dur
2 вариант
Чайковский П. Русский танец
Д. Шостакович «Прелюдия»
Дж.Керн «Дым»
Н.Раков Сонатина
Примерный репертуарный список
Упражнения и этюды
Этюды для флейты составитель и редактор профессор Ю.Н. Должиков
Сборник 100 этюдов средней трудности
М. Бордони «Мелодические этюды»
Н.Платонов Этюды Москва 1991г.
Пьесы
Н.Раков Сонатина
Т.Ямпольский «Шутка»
В.А. Моцарт Концерт C Dur
И. Кванц «Ариозо и Престо» из Сонаты D Dur
Д. Шостакович «Прелюдия»
И.С. Бах «Хоральная прелюдия»
Дж.Керн «Дым»
Й Гайдн «Рондо»
Е. Меццакапо «Тарантелла»
Н.Раков «Вальс»
Х.Моцарт «Рондо»
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
Данная программа отражает разнообразие репертуара, академическую направленность учебного предмета «Специальность (флейта)», а также возможность индивидуального подхода к каждому ученику. Содержание программы направлено на обеспечение художественно-эстетического развития личности и приобретения ею художественно-исполнительских знаний, умений и навыков.
Реализация программы обеспечивает:
- наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, самостоятельному музыкальному исполнительству;
– сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющий использовать многообразные возможности флейты для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста, самостоятельно накапливать репертуар из музыкальных произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм;
– знание репертуара для флейты, включающего произведения разных стилей и жанров (полифонические произведения, сонаты, концерты, пьесы, этюды, инструментальные миниатюры) в соответствии с программными требованиями;
– знание художественно-исполнительских возможностей флейты;
– знание профессиональной терминологии;
– наличие умений по чтению с листа несложных музыкальных произведений;
– навыки слухового контроля, умение управлять процессом исполнения музыкального произведения;
– навыки по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности, выполнению анализа исполняемых произведений, владения различными видами техники исполнительства, использования художественно оправданных технических приемов;
– наличие творческой инициативы, сформированных представлений о методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы над исполнительскими трудностями;
– наличие навыков репетиционно-концертной работы в качестве солиста.
IV. Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Основными видами контроля успеваемости являются:
- текущий контроль успеваемости учащихся
- промежуточная аттестация
- итоговая аттестация.
Каждый вид контроля имеет свои цели, задачи, формы.
Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины, выявление отношения к предмету, на ответственную организацию домашних занятий, имеет воспитательные цели, может носить стимулирующий характер. Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем, оценки выставляются в журнал и дневник учащегося. При оценивании учитывается:
- отношение ученика к занятиям, его старания и прилежность;
- качество выполнения предложенных заданий;
- инициативность и проявление самостоятельности как на уроке, так и во время домашней работы;
- темпы продвижения.
На основании результатов текущего контроля выводятся четверные оценки.
Особой формой текущего контроля является контрольный урок, который проводится преподавателем, ведущим предмет.
Промежуточная аттестация определяет успешность развития учащегося и степень освоения им учебных задач на определенном этапе. Наиболее распространенными формами промежуточной аттестации являются контрольные уроки, проводимые с приглашением комиссии, зачеты, академические концерты, технические зачеты, экзамены.
Каждая форма проверки (кроме переводного экзамена) может быть как дифференцированной (с оценкой), так и не дифференцированной.
При оценивании обязательным является методическое обсуждение, которое должно носить рекомендательный, аналитический характер, отмечать степень освоения учебного материала, активность, перспективы и темп развития ученика.
Участие в конкурсах приравнивается к выступлению на академических концертах и зачетах. Переводной экзамен является обязательным для всех.
Переводной экзамен проводится в конце каждого учебного года, определяет качество освоения учебного материала, уровень соответствия с учебными задачами года.
Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся в конце учебных полугодий в счет аудиторного времени, предусмотренного на предмет «Специальность (флейта)». Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий, то есть по окончании проведения учебных занятий в учебном году, в рамках промежуточной (экзаменационной) аттестации.
К экзамену допускаются учащиеся, полностью выполнившие все учебные задания.
По завершении экзамена допускается его пересдача, если обучающийся получил неудовлетворительную оценку. Условия пересдачи и повторной сдачи экзамена определены в локальном нормативном акте образовательного учреждения «Положение о текущем контроле знаний и промежуточной аттестации обучающихся».
Контрольные требования на разных этапах обучения. Оценки выставляются по окончании четверти и полугодий учебного года. В конце учебного года выставляется итоговая (переводная) оценка.
В течение учебного года учащийся должен выступать не менее 4-х раз:
1-е полугодие
Октябрь-ноябрь – зачет (гамма и этюды)
Ноябрь-декабрь – пьесы
2-е полугодие
Февраль-март - гамма, этюды
Апрель-май – пьесы или крупная форма
Итоговая аттестация (выпускной экзамен) определяет уровень и качество владения полным комплексом музыкальных, технических и художественных задач в рамках представленной сольной программы.
5 («отлично») | технически качественное и художественно осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения |
4 («хорошо») | оценка отражает грамотное исполнение, с небольшими недочетами (как в техническом плане, так и в художественном) |
3 («удовлетворительно») | исполнение с большим количеством недочетов, а именно: недоученный текст, слабая техническая подготовка, малохудожественная игра, отсутствие свободы игрового аппарата и т.д. |
2 («неудовлетворительно») | комплекс недостатков, являющийся следствием отсутствия домашних занятий, а также плохой посещаемости аудиторных занятий |
«зачет» (без оценки) | отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения |
Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является основной. В зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного заведения и с учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно отметить выступление учащегося.
Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень готовности учащихся выпускного класса к возможному продолжению профессионального образования в области музыкального искусства.
При выведении итоговой (переводной) оценки учитывается следующее:
- оценка годовой работы ученика;
- оценка на академическом концерте, зачете или экзамене;
- другие выступления ученика в течение учебного года.
Оценки выставляются по окончании каждой четверти и полугодий учебного года.
V. Методическое обеспечение образовательного процесса
Методические рекомендации педагогическим работникам
В работе с учащимся преподаватель должен следовать принципам последовательности, постепенности, доступности, наглядности в освоении материала.
Весь процесс обучения должен быть построен от простого к сложному и учитывать индивидуальные особенности ученика: физические данные, уровень развития музыкальных способностей.
Необходимым условием для успешного обучения на флейте является формирование у ученика уже на начальном этапе правильной постановки губ, рук, корпуса, исполнительского дыхания.
Развитию техники в узком смысле слова (беглости, четкости, ровности и т.д.) способствует систематическая работа над упражнениями, гаммами и этюдами. При освоении гамм, упражнений, этюдов и другого вспомогательного материала рекомендуется применение различных вариантов – штриховых, динамических, ритмических и т. д.
Работа над качеством звука, интонацией, ритмическим рисунком, динамикой – важнейшими средствами музыкальной выразительности – должна последовательно проводиться на протяжении всех лет обучения и быть предметом постоянного внимания педагога.
При работе над техникой необходимо давать четкие индивидуальные задания и регулярно проверять их выполнение.
В учебной работе также следует использовать переложения произведений, написанных для других инструментов или для голоса. Рекомендуются переложения, в которых сохранен замысел автора и широко использованы характерные особенности кларнета.
В работе над музыкальными произведениями необходимо прослеживать связь между художественной и технической сторонами изучаемого произведения.
Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся
1. Самостоятельные занятия должны быть регулярными и систематическими.
2. Периодичность занятий: каждый день.
3. Количество часов самостоятельных занятий в неделю: от двух до четырех.
Объем самостоятельной работы определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания с учетом параллельного освоения детьми программы основного общего образования, а также с учетом сложившихся педагогических традиций в учебном заведении и методической целесообразности.
4. Ученик должен быть физически здоров. Занятия при повышенной температуре опасны для здоровья и нецелесообразны, так как результат занятий всегда будет отрицательным.
- Индивидуальная домашняя работа может проходить в несколько приемов и должна строиться в соответствии с рекомендациями преподавателя по специальности. Ученик должен уйти с урока с ясным представлением, над чем ему работать дома. Задачи должны быть кратко и ясно сформулированы в дневнике.
Содержанием домашних заданий могут быть:
- упражнения для развития звука (выдержанные ноты);
- работа над развитием техники (гаммы, упражнения, этюды);
- работа над художественным материалом (пьесы или произведение крупной формы);
- чтение с листа.
6. Периодически следует проводить уроки, контролирующие ход домашней работы ученика.
7. Для успешной реализации программы «Специальность (флейта)» ученик должен быть обеспечен доступом к библиотечным фондам, а также аудио- и видеотекам, сформированным по программам учебных предметов.
VI . Списки нотной и методической литературы
1. Список нотной литературы
1.Составитель и редактор профессор Ю.Н. Должиков.
2.«Школа игры на флейте» составитель Н.Платонов.
3.Сборники «Этюдов» составитель В.Ф. Дроботушенко.
4. Нотная папка флейтиста № 1 Методика, упражнения, этюды.
5. Нотная папка флейтиста № 2 Методика, упражнения, этюды.
6. Музыка для флейты выпуск №1 Санкт-Петербург составление переложение Е Зайвей.
7. А.Гофман Альбом переложений популярных пьес для флейты и фортепиано.
8.Хрестоматия для флейты Пьесы составитель Ю.Должиков
2. Список методической литературы
1. Апатский В.Н. О совершенствовании методов музыкально-исполнительской подготовки./ Исполнительство на духовых инструментах. История и методика. Киев, 1986. С.24-39; 1983. Вып. 4. С. 6-19
- Апатский В.Н. Опыт экспериментального исследования дыхания и амбушюра духовика. /Методика обучения игре на духовых инструментах. Вып. 4. М., 1976. С.11-31.
- Арчажникова Л.Г. Проблема взаимосвязи музыкально-слуховых представлений и музыкально-двигательных навыков. Автореф. канд. искусствоведения. М., 1971
- Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. Т. 1, 2. 2-е изд. Л., 1971.
- Барановский П., Юцевич Е. Звуковысотный анализ свободного мелодического строя. Киев, 1956
- Березин В. Некоторые проблемы исполнительства в классическом духовом квинтете (флейта, гобой, кларнет, валторна, фагот) / Вопросы музыкальной педагогики. Вып. 10. М., 1991
- Волков Н.В. Проблемы и методы эффективного обучения музыканта-духовика / Проблемы педагогической подготовки студентов в контексте среднего и высшего музыкального образования. Материалы научно-практической конференции. М., 1997. С 45-47.
- Волков Н.В. Проблемы развития творческого мышления музыканта-духовика/. Наука, искусство, образование на пороге третьего тысячелетия. Тезисы доклада на II международном конгрессе. Волгоград, 6-8 апреля 2000. С. 140-142.
- Володин А. Роль гармонического спектра в восприятии высоты и тембра звука /. Музыкальное искусство и наука. Вып. 1. М., 1970. С. 11-38
- Володин А. Вопросы исполнительства на духовых инструментах. Сб. тр. Л., 1987. С.96.
- Гарбузов Н. Зонная природа тембрового слуха. М., 1956
- Григорьев В. Некоторые проблемы специфики игрового движения музыканта-исполнителя /Вопросы музыкальной педагогики. Вып. 7, М., 1986. С. 65-81
- Грищенко Л.А. Психология восприятия внимания, памяти. Екатеринбург, 1994
- Диков Б. О дыхании при игре на духовых инструментах. М.,1956
18. Евтихиев П.Н., Карцева Г.А. Психолого-педагогические основы работы учащегося над музыкально-исполнительским образом / Музыкальное воспитание: опыт, проблемы, перспективы. Сборник трудов. Тамбов, 1994. 19. Зис А.Я. Исполнительство на духовых инструментах (история и методика). Киев, 1986
20. Исполнительство на духовых инструментах и вопросы музыкальной педагогики. Сборник трудов. Вып. 45. М., 1979
21. Комплексный подход к проблемам музыкального образования. Сборник трудов. М., 1986
- Логинова Л.Н. О слуховой деятельности музыканта-исполнителя. Теоретические проблемы. М., 1998
- Маркова Е.Н. Интонационность музыкального искусства. Киев, 1990
- Материалы Всесоюзного семинара исполнителей на духовых инструментах. М., 1988
- Работа над чистотой строя на духовых инструментах (методические рекомендации ). Минск, 1982
- Рагс Ю. Интонирование мелодии в связи с некоторыми ее элементами. /Труды кафедры теории музыки. Московская государственная консерватория имени П.И. Чайковского. М., 1960. Вып. 1. С. 338-355.
- Совершенствование методики обучения игре на духовых инструментах (методические рекомендации). Минск, 1982
- Современное исполнительство на духовых и ударных инструментах. Сборник трудов. Вып. 103, М., 1990
- Теория и практика игры на духовых инструментах. Сборник статей. Киев, 1989
- Усов Ю.А. История отечественного исполнительства на духовых инструментах. М., 1986
- Федотов А.А. Методика обучения игре на духовых инструментах. М., 1975
- Федотов А.А. О выразительных средствах кларнетиста в работе над музыкальным образом. Сборник статей. Вып. 4., М., С.86-109
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа учебного предмета «Специальность и чтение с листа» дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Фортепиано», 8 лет обучения
Программа учебного предмета «Специальность и чтение с листа» дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Фортепиано», 8...
Программа учебного предмета "Специальность и чтение с листа (фортепиано)"
Программа учебного предмета «Специальность и чтение с листа» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной про...
Программа учебного предмета «СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. ВИОЛОНЧЕЛЬ» дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Струнные инструменты»
I.Пояснительная записка1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе Данная образовательная программа составлена для работы преподавателей струнног...
Программа учебного предмета «Специальность» по виду инструмента «,баян»
Программа учебного предмета «Специальность» по виду инструмента «баян», далее – «Специальность (баян)», разработана на основе и с учетом федеральных государст...
Дополнительная общеобразовательная рабочая программа учебного предмета "Специальность (аккордеон)" художественной направленности: "Раннее эстетическое развитие"
Данная программа рассчитана на один год подготовки и обучения детей дошкольного возраста навыкам игры на аккордеоне в классе раннего эстетического развития....
Программа учебного предмета «Специальность» по виду инструмента «флейта»
Программа учебного предмета «Специальность» по виду инструмента «флейта», далее - «Специальность (флейта)...
Программа по учебному предмету Основы музицирования Музыкальный инструмент (флейта)
Программа по учебному предмету Основы музицированияМузыкальный инструмент(флейта)...