"Импрессионизм в музыке и живописи"
план-конспект урока по музыке (5 класс)
Конспект урока в 5 классе "Импрессионизм в музыке и живописи" по программе Г.П.Сергеевой , Е.Д.Критской.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Импрессионизм - направление в искусстве последней трети XIX — начала XX веков, зародившееся во Франции и затем распространившееся по всему миру, представители которого стремились наиболее естественно запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления. Обычно под термином «импрессионизм» подразумевается направление в живописи, хотя его идеи также нашли своё воплощение в литературе и музыке. Термин «импрессионизм» возник с легкой руки критика журнала « Le Charivari » Луи Леруа , который озаглавил свой фельетон о Салоне Отверженных «Выставка импрессионистов», взяв за основу название картины «Впечатление. Восходящее солнце» Клода Моне.
Особенности импрессионизма Одну и ту же картину писали много раз. Изображали предмет в разном состоянии (утром, днем, вечером, в туман, дождь, в солнечном свете). Они вышли с мольбертами из мастерских на воздух, на пленэр. Стремительными точными ударами кисти, живописцы переносили на полотно эти мимолетные состояния природы. Не случайно художник Клод Моне написал один и тот же стог сена 15 раз. И на каждом холсте это был другой стог сена – то залитый розовыми лучами утренней зари, то утопающий в призрачном лунном свете, то подернутый туманной дымкой, то опутанный инеем
Импрессионизм возник почти одновременно в живописи и в поэзии, позднее его влияние распространилось на скульптуру, музыку, литературу, театр. Музыкальный импрессионизм — музыкальное направление, аналогичное импрессионизму в живописи и параллельное символизму в литературе, сложившееся во Франции в последнюю четверть XIX века — начале XX века, прежде всего в творчестве Эрика Сати, Клода Дебюсси и Мориса Равеля. Названия их музыкальных произведений было очень живописно («Шаги на снегу», «Лунный свет», «Вереск», «Игра воды», «Отражения», «Облака», «Затонувший собор»,, «Что видел западный ветер», «Девушка с волосами цвета льна»… ) Изменились гармонии, ритмы, тембры. Возможности музыки оказались созвучными живописи импрессионистов. Никогда еще эта два искусства не были так близки друг другу, поэтому, первые выставки художников- импрессионистов проводились совместно с исполнением музыки композиторов-импрессионистов.
Композиторы – импрессионисты унаследовали от художников стремление передать тончайшие настроения, изменчивость игры света, показать различные цветовые оттенки. Композиторы как и художники импрессионисты, накладывают штрихи то одной краской, то другой. Эти штрихи – ноты в произведении, а краски – тембры музыкальных инструментов. Таким образом, их музыкальные произведения отличаются особой красочностью и колористичностью . Клод Дебюсси Морис Равель Эрик Сати
C амым ярким представителем этого направления в музыке является французский композитор, основоположник импрессионизма в музыке, Клод Дебюсси.. Его музыка основана на зрительных образах, наполнена игрой светотени, прозрачными, как бы невесомыми красками, которые создают ощущение звуковых пятен. “Музыка – это краски в биении ритмов”*, – так говорил Клод Дебюсси. Важнейшее место в творчестве Дебюсси занимает фортепианная музыка. Будучи первоклассным пианистом, Дебюсси обращается к фортепианным сочинениям на протяжении всей жизни. Дебюсси раскрывает образ произведения с различных сторон многочисленными красочными оттенками, быстро сменяющими друг друга и иногда создающими ощущение “калейдоскопичности”. Отсюда склонность композитора к свободным импровизационным жанрам типа прелюдий, “Образов”, « Бергамасской сюиты»
Название « Бергмасская сюита» обязано, прежде всего, бергамаске – итальянскому народному танцу, зародившемуся в XVI в. в городе Бергамо , а также природе окрестностей этого итальянского города. Образы одной из пьес сюиты очень сходны с образами стихотворения Поля Верлена «Лунный свет». Твоя душа – та избранная даль, Где маски мило пляшут бергамаску . Причудлив их наряд, а все ж печаль, Звуча в напеве струн, ведет их пляску. Амура мощь, безоблачные дни Они поют, в минорный лад впадая, И в счастье не веруют они, В лучи луны романсы облекая. И льются в тихий, грустный свет луны Мечтанья птиц среди ветвей и взлеты К луне светло рыдающей волны, Меж мраморов большие водометы Перевод Федора Сологуба .
Клод Дебюсси «Арабеска» №1 В какой музыкальной форме написана пьеса? а ) рондо б) 3-х частная репризная в) вариационная 2. Какая мелодическая линия? а ) тонкая б) толстая в) четкая г) размытая д) прямолинейная е ) узорчатая 3. Какой мелодический рисунок? а ) простой б) сложный в) крупный г) мелкий 4. Какой колорит? а ) холодный б) теплый в)светлый д) темный 5. Какие краски? а ) прозрачные б) густые 6. Какая цветовая гамма? а ) нежная б) яркая 7. Какие штрихи? а ) плавные, горизонтальные (арпеджио) б ) вертикальные, подчеркнутые (аккорды) Домашнее задание: Используя схему ответов на поставленные вопросы, нарисовать свой вариант рисунка восточного ковра.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока музыки в 5 классе УМК «Школа 2100» по теме: «Можем ли мы «услышать» живопись? Импрессионизм в музыке и живописи.»
Конспект урока музыки в 5 классе УМК "Школа 2100" по теме: "Можем ли мы "услышать" живопись? Импрессионизм в музыке и живописи" позволяет раскрыть обучающимся особенности ипрессионизма как стиля...
Технологическая карта урока музыки в 5 классе (ФГОС) программа Критской, тема: «Импрессионизм в музыке и живописи»
Данная публикация представляет собой технологическую карту открытого урока, в которой в сжатом виде последовательно изложены разделы урока и соответствующие им УУД.Тип урока: У...
презентация к уроку музыки в 5 классе на тему "Импрессионизм в музыке и живописи"
презентация к уроку музыки в 5 классе на тему "Импрессионизм в музыке и живописи"...
Урок музыки в 5 классе (по программе урок № 31) Тема урока: Импрессионизм в музыке и живописи по учебнику Г.П.Сергеевой, Е.Д. Критской, И.Э.Кашековой
Предмет: МузыкаТема: Импрессионизм в музыке и живописи Класс: 5Форма проведения: учебное занятие....
Конспект урока музыки в 5 классе по теме: "Импрессионизм в музыке и живописи"
Урок музыки в 5 классе по теме: «Импрессионизм в музыке и живописи». Цель урока: познакомить с направлением в искусстве – импрессионизмом, рассмотреть особенности проявления импрессио...
"Импрессионизм в музыке и живописи. Импрессионизм в России"
Презентация к уроку "Импрессионизм в музыке и живописи. Импрессионизм в России" 7 класс...