творческие достижения И. О. Дунаевского
план-конспект урока по музыке (5 класс)
Советсткая музыка - это яркая характеристика русского народа с ее задушевными и широкими распевами мелодий о глубокой человечности, правдивости жизненных идей и образов. Популярность советсткой музыки охватывает вест мир! Одним из главных лидеров этой эпохи являеися советский композитор И. О. Дунаевский. Под его музыку жила вся наша советсткая страна в счастливом ритме. творчество И. О. Дунаевского соразмерно с творчеством великого М. И. Глинки. Он является создателем Джаза в России, создателем оперетты с России и создателем массовых песен-маршей, которые обьединяли наш народ. Это мастер оптимистической, светлой и радостной музыки великого нашего культурного наследия, о котором нужно не только знать, но и гордиться. Именно об этом мы предлагаем свой урок с интересными фактами и открытиями музыки Исаака Осиповича Дунаевского.
«Мое творчество я навсегда посвятил молодости.
Я без преувеличения могу сказать,что, когда я пишу новую песню или иное музыкальное произведение,
я его мысленно всегда адресую нашей молодежи.»
И. О. Дунаевский
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Творческие достижения И. О. Дунаевского | 30.99 КБ |
urok_v_5_klasse.docx | 30.99 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Урок в 5 классе
Тема: Творческие достижения Исаака Осиповича Дунаевского
(Эхо советской музыки)
Цель урока:
1. Познакомиться с жизнью и творчеством И. О. Дунаевского.
2. Раскрыть творческие достижения композитора Исаака Осиповича Дунаевского. 3. Воспитание патриотизма, пробуждение интереса к искусству различных периодов истории Отечества.
4. Формировать эстетический вкус к музыке; развивать музыкальную память и певческие навыки воспитывать интерес к музыке.
Музыкальный материал:
Формы работы учащихся: коллективная, индивидуальная (пение, восприятие, анализ музыки, рассуждения, сообщения).
Оборудование: музыкальный центр, фортепиано, портреты композиторов и исполнителей.
Тип урока: открытие новых знаний.
Предметные результаты:
Понимание основных особенностей музыки Дунаевского и чувства стиля.
Развитие музыкально-эстетическое чувства, в познании эмоционально-ценностного отношения к лучшим традициям музыкальной культуры;
Владение певческими навыками.
Метапредметные результаты:
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий.
Личностные УУД:
Проявление интереса к музыке и музыкальной деятельности.
Привлечение жизненно-музыкального опыта в процессе знакомства с музыкальными стилями, жанрами, произведениями.
Воспитание патриотизма.
Регулятивные УУД:
Планирование собственных действий в процессе восприятия и исполнения музыки.
Формирование эмоционально-осознанного отношения к музыке, к собственной музыкально-творческой деятельности и деятельности одноклассников в разных формах взаимодействия.
Коммуникативные УУД:
Формирование умения планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе деятельности.
Развитие навыков постановки проблемных вопросов в процессе восприятия и музицирования, а также поиска и сбора информации.
Формирование навыков развёрнутого речевого высказывания в процессе анализа музыки (с использованием музыкальных терминов и понятий).
Поиск способов разрешения конфликтных ситуаций в процессе восприятия музыки, размышлений о ней, её исполнения, решения проектных задач.
Познавательные УУД:
Поиск и использование в практической деятельности информации о композиторе.
Владение навыками осознанного и выразительного речевого высказывания в процессе размышлений о музыке и словарём музыкальных терминов и понятий в процессе восприятия и музицирования.
Осознанный выбор способов решения учебных задач в процессе восприятия музыки и музицирования.
Владение формами рефлексивной оценки восприятия и исполнения музыкальных произведений.
Вступительное слово учителя.
- Вспоминая наши первые встречи с музыкой, наши первые уроки, я часто задавала вам вопрос: что такое музыка? И частыми вашими ответами были: красота, радость, настроение, доброта, счастье... А для жизни такая музыка просто необходима для чего? (ответы детей) Да, чтобы люди были дружными и радостными, т. е. музыка людей объединяет и развивает.
И сегодня мы с вами будем говорить о советском композиторе, чья музыка дарила людям и радость, и счастье, и веру в лучшее.
Каждый раз, знакомясь с новым для нас композитором, его творчеством, мы задаём вопросы себе, чтобы лучше понять музыку и её значение, формируем для тему урока. Так какие вопросы звучат у нас в начале урока?
Предполагаемые вопросы учеников:
- Кто такой композитор? Как он жил? В какое время? Чем занимался, чем увлекался? Что важного он создал в своей жизни, в своём творчестве?
А зная уже кто такой И. О. Дунаевский (Исаак Осипович Дунаевский - выдающийся советский композитор, пианист, скрипач, дирижёр, музыкальный деятель.), мы какой можем выбирать вопрос для определения темы урока?
Формирование темы. " Творческие достижения И. О. Дунаевского"
Сегодня у нас на уроке будут помогать нам 3 группы:
1. Интересные факты
2. История музыки
3. Музыкальная деятельность
Чтобы хорошо понять тему урока, начнем мы с группы "Интересные факты".
Сообщения учеников.
1. В честь Исаака Дунаевского названы многие музыкальные школы и школы искусств. Кроме того, улицы многих городов носят его имя (Днепропетровск, Харьков, Ростов-на-Дону, Алма-Аты, Липецк, Новосибирск). В Санкт-Петербурге и Харькове имеются мемориальные доски, поэтому можно найти дом, в котором жил этот великий и талантливый человек.
Исаак Осипович Дунаевский принадлежит к плеяде самых талантливых и профессиональных композиторов российской массовой и популярной музыки. Дунаевский поднялся на этой волне и стал первым в России крупным эстрадным композитором, который навёл мосты с западной культурой.
И. О. Дунаевский заложил основы массовой советской песни. «Популярность Дунаевского была беспредельной,— вспоминает его друг, ленинградский критик М. Янковский.— Его новых творений ждали с нетерпением и радовались, что вновь появляющиеся сочинения отвечают чувству современности, говорят об общенародной любви к Родине».
«Цените вечное искусство! Мелодия для меня — это живое дышащее существо»,— говорил великий советский композитор.)
2. В семье Дунаевского все музицировали. Его мама прекрасно играла на рояле, дедушка сочинял песни-гимны. Дядя Исаака был сочинителем песен и гитаристом. У него было невообразимое в Лохвице богатство — граммофон. Также дядя был первым педагогом для своего племянника, который обучал его музыкальной грамоте. У дяди было прозвище «красный Моцарт».
У родителей Исаака Осиповича было 7 детей. Пятеро из них стали музыкантами. Исаак Осипович, как композитор, был чрезвычайно работоспособный. Мог работать одновременно над несколькими проектами — опереттой, кинофильмами, песнями и другими произведениями. Любил работать ночью, так как в дневное время участвовал в общественных и творческих мероприятиях, был депутатом Верховного Совета Советского Союза.
3. В 6 лет маленький Исаак уже играл на фортепиано и владел нотной грамотой, а в 7 начал концертировать со старшим братом Борисом в домах знакомых матери и отца.
В 8 лет уже освоил скрипку.
Первые музыкальные сочинения он начал сочинять в 9 лет.
Все близкие и друзья назвали его Дуня.
Дунаевский написал музыку к 27 фильмам. Также ему принадлежат 14 оперетт, 3 балета, 2 кантаты, 80 хоров, 80 песен и романсов, музыка к 88 драматическим спектаклям, 43 сочинения для эстрады и 12 сочинений для джаз-оркестра, 52 симфонических и 47 фортепианных произведений.
У Исаака Осиповича Дунаевского два сына: один был - Евгений Исаакович Дунаевский - художник - живописец, а второй - наш с вами современник, знаменитый композитор Максим Исаакович Дунаевский.
Учитель.
Отец Исаака Осиповича хотел, чтобы мальчик стал скрипачом. Для преподавания пригласил Григория Павловича Полянского. Это был человек, страстно влюбленный в музыку. Исаак вспоминал:- "Когда играл Полянский, мне казалось, что лучше на свете ничего нет, это производило на меня огромное впечатление. Я думаю, что именно в это время и в эти годы зародилась у меня любовь к мелодии, к напевности, оказавшая такое большое влияние на мое композиторское творчество".
Занимался Исаак довольно прилежно и делал большие успехи. Он завел нотную тетрадь специально для собственных сочинений. Были в ней различные импровизации на темы из классических произведений, небольшие фортепианные пьесы, романс «Звезды ясные, звезды прекрасные». Появилось даже начало симфонии «Лесной царь».
Прошло некоторое время, и Г. Полянский порекомендовал родителям, чтобы Исаак и Борис продолжили занятия музыкой в большом городе. И в 1910 году братья поступили в Харьковское музыкальное училище.
В училище судьба свела И. Дунаевского с блестящим скрипачом и педагогом профессором Иосифом Юльевичем Ахроном, который стал для него и добрым учителем и старшим другом.
В 1912 году в Харькове открылась гимназия. Братья Дунаевские стали посещать и ее, не бросая занятий в училище. Директор гимназии Николай Николаевич Кнорринг стремился создать в учебном заведении дружескую и творческую атмосферу. По вечерам ученики и преподаватели музицировали, устраивали концерты, посвященные творчеству выдающихся композиторов.
Братья Дунаевские активно участвовали в гимназическом квартете и струнном оркестре. Именно в этом оркестре были исполнены первые оркестровые произведения Исаака.
Сообщение ученика.
4. Гимназию И. Дунаевский окончил с золотой медалью и впоследствии легко поступил на юридический факультет Харьковского университета. А в училище совершенствовал игру на скрипке, сочинял много музыки, занимался теорией композиции. В 1916 году музыкальное училище было преобразовано в консерваторию. Ее Дунаевский окончил в девятнадцать лет в 1919 году. По окончании консерватории работал в Харьковском русский драматический театр и параллельно писал музыку для Театра сатиры (Театр революционной сатиры). музыка Дунаевского была услышана в Москве. И! В 1924году, по приглашению, И. О. Дунаевский едет в Москву. На тот момент модная оперетта из Франции, Италии и Германии имела грандиозный успех! Благодаря И. О. появляются первые оперетты в России, которые и сегодня считаются лучшими российскими опереттами ("Вольный ветер", "Сын клоуна", "Белая акация", а так же "Женихи"(по пьесе Николая Адуева и Сергея Антимонова) и "Ножи" (по рассказу Валентина Катаева).
Учитель.
- О каком же первом достижении Дунаевского И. О. мы узнали?(ответы учащихся)
- Но что такое оперетта? Здесь нам помогут ребята из группы "История музыки".
Оперетта (ит. сл. - маленькая опера)- это сложный жанр вокальной музыки, всегда музыкальная комедия. где часть текста поют, а часть произносят обычной речью.
Сообщения учеников.
1. Оперетта (ит. сл. - маленькая опера)- это сложный жанр вокальной музыки, всегда музыкальная комедия. где часть текста поют, а часть произносят обычной речью.
2. Истоками оперетты является искусство жонглёров средних веков, а так же искусство уличных музыкантов трубадуров во Франции. А появилась оперетта, как самостоятельный жанр, в Париже, благодаря французскому композитору Жаку Оффенбаху, с которого и начинается история оперетты. В дальнейшем её развитию будут способствовать австрийский композитор Иоганн Штраус, венгерские композиторы Имре Кальман и Ференц Легар.
3. У нас в России вместе с Иссаком Осиповичем Дунаевским, будет создавать оперетту Николай Васильевич Стрельников.
Учитель.
- Ребята, вспомните, у какого композитора кружка "Могучая кучка", была попытка создания оперетты? Кто прославлял богатырскую мощь русского народа? (А. П. Бородин "Богатыри").
- Сравнить с оперой. Кто создатель русской оперы? Как называется?
(ответы учащихся)
Звучит финальная часть из оперетты "Белая акация".
Учитель.
- Обратите внимания сколько в музыке звучит русского простора, напевности и мелодичности широкой русской души.
- Что же ещё создал Великий композитор? (ответы учащихся)
- В те времена у нас в стране не приветствовалась западная современная музыка, такая как джаз или рок. и взглянуть на эту музыку по-новому и услышать её помог И. О. Дунаевский.
Наводящие вопросы о джазе (повторение ранее изученного).
Учитель.
- Пришло время послушать следующую группу наших помощников - "Музыкальная деятельность".
Сообщения учеников.
1. Джаз - это особый вид музыки, основанный на импровизации (сочинение музыки по ходу исполнения), возникший в Америке среди чернокожего населения.
Главная особенность джаза - это синкопа - ритмическая особенность, где происходит смещение акцента с сильной доли такта на слабую. Состав всегда различен и это всегда ансамбль солистов.
2. В конце 20-х — начале 30-х годов его признавали далеко не все и к музыке с Запада относились с большой осторожностью.
С 1929 года Исаак Осипович живет в Ленинграде - это период творчества, богатый большими событиями и периодом его композиторской зрелости. В то время в мюзик-холле выступал джаз-ансамбль под управлением талантливого певца и актера Леонида Осиповича Утесова (настоящее имя Ла́зарь Ио́сифович Вайсбе́йн; 1895 —1982) — советский эстрадный артист — певец, чтец, руководитель оркестра; киноактёр. Народный артист Советского Союза . Исполнял песни в различных жанрах от джаза до городского романса.
Специально для джаз-ансамбля Л. О. Утесова композитор пишет рапсодии на темы народных песен и «Советскую джаз (рапсодии)» на темы своих произведений. Все эти сочинения шли под общим названием «Джаз на повороте».
3. И. О. Дунаевский считал, что джазовая музыка может и должна служить советским людям, приносить им радость, но для этого джаз нужно петь.
В это время он знакомится с кинорежиссером Григорием Александровым, который говорил Дунаевскому: - "Мне нужно строить музыку так, чтобы зритель, уходя, пел."
Рождаются первые советские музыкальные комедии:
"Весёлые ребята" - 1934
"Цирк"
"Волга - Волга"
"Светлый путь"
В них звучат песни, созданные на ритмической основе джаза - синкопа.
И сегодня мы знаем, что Исаак Осипович предстает перед нами как блестящий новатор и создатель джаза в России.
Звучит марш из К/ф "Цирк" в исполнении джаз-оркестра
Слово учителя.
- В тридцатые годы у нас в стране еще не было телевидения. Кинотеатров и киноустановок было мало. Киноэкран являлся настоящим пропагандистом песенного жанра: каждый фильм обязательно приносил новую песню и порой — не одну. Нередко можно было наблюдать такую картину: выходят зрители из кинотеатра и, сначала один-двое, а потом, смотришь, — большая группа людей распевает запомнившиеся мелодии и слова. Такой неоценимой награды — всенародного признания — были удостоены песни Дунаевского.
- Что же всегда развивало и объединяло людей?
- Песня!
Учитель.
ВОВ В годы ВОВ И. О. Дунаевский хорошо понимал, что в это тяжелое время каждый гражданин должен приносить максимальную пользу своей Родине. Возглавив ансамбль песни и пляски Центрального дома культуры железнодорожников, отправляется в длительную поездку по стране, выступая в воинских частях, госпиталях, на оборонных заводах, в клубах, концертных залах. Только за первые полтора года войны создал более 700 концертных выступлений. Каждый номер поднимал боевой дух солдат, ехавших на фронт, крепил уверенность тружеников тыла в грядущей победе над врагом.
Энергичные, мужественные песни Дунаевского воодушевляли советских солдат. Вот что рассказывал командир партизанского соединения, дважды Герой Советского Союза С. А. Ковпак: «Бурный поток горной реки валил людей с ног. Приходилось идти цепочками, держась за руки, помогать друг другу, преодолевать течение. Выбравшись на берег, промокшие до нитки бойцы бросились в атаку с «Песней о Родине». Грозно поднималась эта песня во тьме ночи, в грохоте боя: «Широка страна моя родная.» Как это звучало мощно, когда сотни людей, идя в атаку, вкладывали в слова песни всю гордость за свою Родину, всю любовь к ней!». Вскоре первые такты песни стали позывными советского радиовещания.
Сообщение ученика.
«Песня о Родине» была создана сначала как музыка, а Лебедев-Кумач подтекстовал ее в большой части. Сначала музыка возникала широко и распевно в медленном движении, а потом уж она модифицировалась в марш по требованию фильма. Первые контуры «Песни о Родине» были созданы летом 1934 года на старой квартире у Орловой* в ныне полуразвалившемся домике на Гагаринском переулке в Москве. В то время Орлова еще не была такой большой знаменитостью и жила с родителями в весьма скромной старинной московской квартире.
У рояля (тоже старинного) сидел я, слева Александров, справа Лебедев-Кумач. Когда появилась мелодия, все ее запели сразу, мы орали, кричали, радовались удачной находке. Лебедев-Кумач тут же нашел первую строчку, которую подсказала ему музыка. Строчка начиналась так: «Хороша страна моя родная».
Слово учителя.
Песня. Как ласково на всех языках мира звучит это слово! Как будто в самой ласковости его народ выражает свою любовь к песне. Можно ли представить себе какой-нибудь, даже самый маленький народ без песен, воплощающих его радости, его горести, его надежды и стремления? Рядом с историей народа шагает песня, в которой запечатляются события народной жизни, обряды, быт. Песня — это всегда душа народа.
Песня "Широка страна моя родная" имеет мировую известность. Её любят и поют на немецком, английском и даже на японском языках. ( можно сделать чтобы ребята сами узнали песню, без объявления).
Звучит песня "Широка страна моя родная" на японском языке.
Заключительное слово учителя.
- Песня — особенно в свете огромного значения ее в нашей стране — есть кристально чистый музыкальный жанр, отражающий все наше великое сегодня, прекрасное вчера и чудесное завтра. Большое в малом!
Советская массовая песня является наследницей и преемницей лучших песенных традиций русского народа. И. О. Дунаевский не только сумел сердцем понять и искренне отразить в своих песнях все, чем жила, о чем мечтала советская молодежь. Он смог увидеть и завтрашний день. И в этом, возможно, заключается долголетняя жизнь его песен. Поэтому они так современны. И не теряясь в поливариантных ритмах 80-х годов, звонкие песни Дунаевского и сегодня нам «строить и жить помогают».
Звучит песня в исполнении всего класса, а солирует группа "Музыкальная деятельность"
Заключительная часть.
- Кто создал оперетту в России?
- Кто создал джаз в России?
- Кто создал объединяющие советский народ песни? (ответы учащихся)
Д/З: Послушать музыку И. О. Дунаевского и Записать в тетрадях понравившиеся его произведения.
P\S Музыку для прослушивания на фрагментах урока учитель подбирает сам.
Предварительный просмотр:
Урок в 5 классе
Тема: Творческие достижения Исаака Осиповича Дунаевского
(Эхо советской музыки)
Цель урока:
1. Познакомиться с жизнью и творчеством И. О. Дунаевского.
2. Раскрыть творческие достижения композитора Исаака Осиповича Дунаевского. 3. Воспитание патриотизма, пробуждение интереса к искусству различных периодов истории Отечества.
4. Формировать эстетический вкус к музыке; развивать музыкальную память и певческие навыки воспитывать интерес к музыке.
Музыкальный материал:
Формы работы учащихся: коллективная, индивидуальная (пение, восприятие, анализ музыки, рассуждения, сообщения).
Оборудование: музыкальный центр, фортепиано, портреты композиторов и исполнителей.
Тип урока: открытие новых знаний.
Предметные результаты:
Понимание основных особенностей музыки Дунаевского и чувства стиля.
Развитие музыкально-эстетическое чувства, в познании эмоционально-ценностного отношения к лучшим традициям музыкальной культуры;
Владение певческими навыками.
Метапредметные результаты:
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий.
Личностные УУД:
Проявление интереса к музыке и музыкальной деятельности.
Привлечение жизненно-музыкального опыта в процессе знакомства с музыкальными стилями, жанрами, произведениями.
Воспитание патриотизма.
Регулятивные УУД:
Планирование собственных действий в процессе восприятия и исполнения музыки.
Формирование эмоционально-осознанного отношения к музыке, к собственной музыкально-творческой деятельности и деятельности одноклассников в разных формах взаимодействия.
Коммуникативные УУД:
Формирование умения планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе деятельности.
Развитие навыков постановки проблемных вопросов в процессе восприятия и музицирования, а также поиска и сбора информации.
Формирование навыков развёрнутого речевого высказывания в процессе анализа музыки (с использованием музыкальных терминов и понятий).
Поиск способов разрешения конфликтных ситуаций в процессе восприятия музыки, размышлений о ней, её исполнения, решения проектных задач.
Познавательные УУД:
Поиск и использование в практической деятельности информации о композиторе.
Владение навыками осознанного и выразительного речевого высказывания в процессе размышлений о музыке и словарём музыкальных терминов и понятий в процессе восприятия и музицирования.
Осознанный выбор способов решения учебных задач в процессе восприятия музыки и музицирования.
Владение формами рефлексивной оценки восприятия и исполнения музыкальных произведений.
Вступительное слово учителя.
- Вспоминая наши первые встречи с музыкой, наши первые уроки, я часто задавала вам вопрос: что такое музыка? И частыми вашими ответами были: красота, радость, настроение, доброта, счастье... А для жизни такая музыка просто необходима для чего? (ответы детей) Да, чтобы люди были дружными и радостными, т. е. музыка людей объединяет и развивает.
И сегодня мы с вами будем говорить о советском композиторе, чья музыка дарила людям и радость, и счастье, и веру в лучшее.
Каждый раз, знакомясь с новым для нас композитором, его творчеством, мы задаём вопросы себе, чтобы лучше понять музыку и её значение, формируем для тему урока. Так какие вопросы звучат у нас в начале урока?
Предполагаемые вопросы учеников:
- Кто такой композитор? Как он жил? В какое время? Чем занимался, чем увлекался? Что важного он создал в своей жизни, в своём творчестве?
А зная уже кто такой И. О. Дунаевский (Исаак Осипович Дунаевский - выдающийся советский композитор, пианист, скрипач, дирижёр, музыкальный деятель.), мы какой можем выбирать вопрос для определения темы урока?
Формирование темы. " Творческие достижения И. О. Дунаевского"
Сегодня у нас на уроке будут помогать нам 3 группы:
1. Интересные факты
2. История музыки
3. Музыкальная деятельность
Чтобы хорошо понять тему урока, начнем мы с группы "Интересные факты".
Сообщения учеников.
1. В честь Исаака Дунаевского названы многие музыкальные школы и школы искусств. Кроме того, улицы многих городов носят его имя (Днепропетровск, Харьков, Ростов-на-Дону, Алма-Аты, Липецк, Новосибирск). В Санкт-Петербурге и Харькове имеются мемориальные доски, поэтому можно найти дом, в котором жил этот великий и талантливый человек.
Исаак Осипович Дунаевский принадлежит к плеяде самых талантливых и профессиональных композиторов российской массовой и популярной музыки. Дунаевский поднялся на этой волне и стал первым в России крупным эстрадным композитором, который навёл мосты с западной культурой.
И. О. Дунаевский заложил основы массовой советской песни. «Популярность Дунаевского была беспредельной,— вспоминает его друг, ленинградский критик М. Янковский.— Его новых творений ждали с нетерпением и радовались, что вновь появляющиеся сочинения отвечают чувству современности, говорят об общенародной любви к Родине».
«Цените вечное искусство! Мелодия для меня — это живое дышащее существо»,— говорил великий советский композитор.)
2. В семье Дунаевского все музицировали. Его мама прекрасно играла на рояле, дедушка сочинял песни-гимны. Дядя Исаака был сочинителем песен и гитаристом. У него было невообразимое в Лохвице богатство — граммофон. Также дядя был первым педагогом для своего племянника, который обучал его музыкальной грамоте. У дяди было прозвище «красный Моцарт».
У родителей Исаака Осиповича было 7 детей. Пятеро из них стали музыкантами. Исаак Осипович, как композитор, был чрезвычайно работоспособный. Мог работать одновременно над несколькими проектами — опереттой, кинофильмами, песнями и другими произведениями. Любил работать ночью, так как в дневное время участвовал в общественных и творческих мероприятиях, был депутатом Верховного Совета Советского Союза.
3. В 6 лет маленький Исаак уже играл на фортепиано и владел нотной грамотой, а в 7 начал концертировать со старшим братом Борисом в домах знакомых матери и отца.
В 8 лет уже освоил скрипку.
Первые музыкальные сочинения он начал сочинять в 9 лет.
Все близкие и друзья назвали его Дуня.
Дунаевский написал музыку к 27 фильмам. Также ему принадлежат 14 оперетт, 3 балета, 2 кантаты, 80 хоров, 80 песен и романсов, музыка к 88 драматическим спектаклям, 43 сочинения для эстрады и 12 сочинений для джаз-оркестра, 52 симфонических и 47 фортепианных произведений.
У Исаака Осиповича Дунаевского два сына: один был - Евгений Исаакович Дунаевский - художник - живописец, а второй - наш с вами современник, знаменитый композитор Максим Исаакович Дунаевский.
Учитель.
Отец Исаака Осиповича хотел, чтобы мальчик стал скрипачом. Для преподавания пригласил Григория Павловича Полянского. Это был человек, страстно влюбленный в музыку. Исаак вспоминал:- "Когда играл Полянский, мне казалось, что лучше на свете ничего нет, это производило на меня огромное впечатление. Я думаю, что именно в это время и в эти годы зародилась у меня любовь к мелодии, к напевности, оказавшая такое большое влияние на мое композиторское творчество".
Занимался Исаак довольно прилежно и делал большие успехи. Он завел нотную тетрадь специально для собственных сочинений. Были в ней различные импровизации на темы из классических произведений, небольшие фортепианные пьесы, романс «Звезды ясные, звезды прекрасные». Появилось даже начало симфонии «Лесной царь».
Прошло некоторое время, и Г. Полянский порекомендовал родителям, чтобы Исаак и Борис продолжили занятия музыкой в большом городе. И в 1910 году братья поступили в Харьковское музыкальное училище.
В училище судьба свела И. Дунаевского с блестящим скрипачом и педагогом профессором Иосифом Юльевичем Ахроном, который стал для него и добрым учителем и старшим другом.
В 1912 году в Харькове открылась гимназия. Братья Дунаевские стали посещать и ее, не бросая занятий в училище. Директор гимназии Николай Николаевич Кнорринг стремился создать в учебном заведении дружескую и творческую атмосферу. По вечерам ученики и преподаватели музицировали, устраивали концерты, посвященные творчеству выдающихся композиторов.
Братья Дунаевские активно участвовали в гимназическом квартете и струнном оркестре. Именно в этом оркестре были исполнены первые оркестровые произведения Исаака.
Сообщение ученика.
4. Гимназию И. Дунаевский окончил с золотой медалью и впоследствии легко поступил на юридический факультет Харьковского университета. А в училище совершенствовал игру на скрипке, сочинял много музыки, занимался теорией композиции. В 1916 году музыкальное училище было преобразовано в консерваторию. Ее Дунаевский окончил в девятнадцать лет в 1919 году. По окончании консерватории работал в Харьковском русский драматический театр и параллельно писал музыку для Театра сатиры (Театр революционной сатиры). музыка Дунаевского была услышана в Москве. И! В 1924году, по приглашению, И. О. Дунаевский едет в Москву. На тот момент модная оперетта из Франции, Италии и Германии имела грандиозный успех! Благодаря И. О. появляются первые оперетты в России, которые и сегодня считаются лучшими российскими опереттами ("Вольный ветер", "Сын клоуна", "Белая акация", а так же "Женихи"(по пьесе Николая Адуева и Сергея Антимонова) и "Ножи" (по рассказу Валентина Катаева).
Учитель.
- О каком же первом достижении Дунаевского И. О. мы узнали?(ответы учащихся)
- Но что такое оперетта? Здесь нам помогут ребята из группы "История музыки".
Оперетта (ит. сл. - маленькая опера)- это сложный жанр вокальной музыки, всегда музыкальная комедия. где часть текста поют, а часть произносят обычной речью.
Сообщения учеников.
1. Оперетта (ит. сл. - маленькая опера)- это сложный жанр вокальной музыки, всегда музыкальная комедия. где часть текста поют, а часть произносят обычной речью.
2. Истоками оперетты является искусство жонглёров средних веков, а так же искусство уличных музыкантов трубадуров во Франции. А появилась оперетта, как самостоятельный жанр, в Париже, благодаря французскому композитору Жаку Оффенбаху, с которого и начинается история оперетты. В дальнейшем её развитию будут способствовать австрийский композитор Иоганн Штраус, венгерские композиторы Имре Кальман и Ференц Легар.
3. У нас в России вместе с Иссаком Осиповичем Дунаевским, будет создавать оперетту Николай Васильевич Стрельников.
Учитель.
- Ребята, вспомните, у какого композитора кружка "Могучая кучка", была попытка создания оперетты? Кто прославлял богатырскую мощь русского народа? (А. П. Бородин "Богатыри").
- Сравнить с оперой. Кто создатель русской оперы? Как называется?
(ответы учащихся)
Звучит финальная часть из оперетты "Белая акация".
Учитель.
- Обратите внимания сколько в музыке звучит русского простора, напевности и мелодичности широкой русской души.
- Что же ещё создал Великий композитор? (ответы учащихся)
- В те времена у нас в стране не приветствовалась западная современная музыка, такая как джаз или рок. и взглянуть на эту музыку по-новому и услышать её помог И. О. Дунаевский.
Наводящие вопросы о джазе (повторение ранее изученного).
Учитель.
- Пришло время послушать следующую группу наших помощников - "Музыкальная деятельность".
Сообщения учеников.
1. Джаз - это особый вид музыки, основанный на импровизации (сочинение музыки по ходу исполнения), возникший в Америке среди чернокожего населения.
Главная особенность джаза - это синкопа - ритмическая особенность, где происходит смещение акцента с сильной доли такта на слабую. Состав всегда различен и это всегда ансамбль солистов.
2. В конце 20-х — начале 30-х годов его признавали далеко не все и к музыке с Запада относились с большой осторожностью.
С 1929 года Исаак Осипович живет в Ленинграде - это период творчества, богатый большими событиями и периодом его композиторской зрелости. В то время в мюзик-холле выступал джаз-ансамбль под управлением талантливого певца и актера Леонида Осиповича Утесова (настоящее имя Ла́зарь Ио́сифович Вайсбе́йн; 1895 —1982) — советский эстрадный артист — певец, чтец, руководитель оркестра; киноактёр. Народный артист Советского Союза . Исполнял песни в различных жанрах от джаза до городского романса.
Специально для джаз-ансамбля Л. О. Утесова композитор пишет рапсодии на темы народных песен и «Советскую джаз (рапсодии)» на темы своих произведений. Все эти сочинения шли под общим названием «Джаз на повороте».
3. И. О. Дунаевский считал, что джазовая музыка может и должна служить советским людям, приносить им радость, но для этого джаз нужно петь.
В это время он знакомится с кинорежиссером Григорием Александровым, который говорил Дунаевскому: - "Мне нужно строить музыку так, чтобы зритель, уходя, пел."
Рождаются первые советские музыкальные комедии:
"Весёлые ребята" - 1934
"Цирк"
"Волга - Волга"
"Светлый путь"
В них звучат песни, созданные на ритмической основе джаза - синкопа.
И сегодня мы знаем, что Исаак Осипович предстает перед нами как блестящий новатор и создатель джаза в России.
Звучит марш из К/ф "Цирк" в исполнении джаз-оркестра
Слово учителя.
- В тридцатые годы у нас в стране еще не было телевидения. Кинотеатров и киноустановок было мало. Киноэкран являлся настоящим пропагандистом песенного жанра: каждый фильм обязательно приносил новую песню и порой — не одну. Нередко можно было наблюдать такую картину: выходят зрители из кинотеатра и, сначала один-двое, а потом, смотришь, — большая группа людей распевает запомнившиеся мелодии и слова. Такой неоценимой награды — всенародного признания — были удостоены песни Дунаевского.
- Что же всегда развивало и объединяло людей?
- Песня!
Учитель.
ВОВ В годы ВОВ И. О. Дунаевский хорошо понимал, что в это тяжелое время каждый гражданин должен приносить максимальную пользу своей Родине. Возглавив ансамбль песни и пляски Центрального дома культуры железнодорожников, отправляется в длительную поездку по стране, выступая в воинских частях, госпиталях, на оборонных заводах, в клубах, концертных залах. Только за первые полтора года войны создал более 700 концертных выступлений. Каждый номер поднимал боевой дух солдат, ехавших на фронт, крепил уверенность тружеников тыла в грядущей победе над врагом.
Энергичные, мужественные песни Дунаевского воодушевляли советских солдат. Вот что рассказывал командир партизанского соединения, дважды Герой Советского Союза С. А. Ковпак: «Бурный поток горной реки валил людей с ног. Приходилось идти цепочками, держась за руки, помогать друг другу, преодолевать течение. Выбравшись на берег, промокшие до нитки бойцы бросились в атаку с «Песней о Родине». Грозно поднималась эта песня во тьме ночи, в грохоте боя: «Широка страна моя родная.» Как это звучало мощно, когда сотни людей, идя в атаку, вкладывали в слова песни всю гордость за свою Родину, всю любовь к ней!». Вскоре первые такты песни стали позывными советского радиовещания.
Сообщение ученика.
«Песня о Родине» была создана сначала как музыка, а Лебедев-Кумач подтекстовал ее в большой части. Сначала музыка возникала широко и распевно в медленном движении, а потом уж она модифицировалась в марш по требованию фильма. Первые контуры «Песни о Родине» были созданы летом 1934 года на старой квартире у Орловой* в ныне полуразвалившемся домике на Гагаринском переулке в Москве. В то время Орлова еще не была такой большой знаменитостью и жила с родителями в весьма скромной старинной московской квартире.
У рояля (тоже старинного) сидел я, слева Александров, справа Лебедев-Кумач. Когда появилась мелодия, все ее запели сразу, мы орали, кричали, радовались удачной находке. Лебедев-Кумач тут же нашел первую строчку, которую подсказала ему музыка. Строчка начиналась так: «Хороша страна моя родная».
Слово учителя.
Песня. Как ласково на всех языках мира звучит это слово! Как будто в самой ласковости его народ выражает свою любовь к песне. Можно ли представить себе какой-нибудь, даже самый маленький народ без песен, воплощающих его радости, его горести, его надежды и стремления? Рядом с историей народа шагает песня, в которой запечатляются события народной жизни, обряды, быт. Песня — это всегда душа народа.
Песня "Широка страна моя родная" имеет мировую известность. Её любят и поют на немецком, английском и даже на японском языках. ( можно сделать чтобы ребята сами узнали песню, без объявления).
Звучит песня "Широка страна моя родная" на японском языке.
Заключительное слово учителя.
- Песня — особенно в свете огромного значения ее в нашей стране — есть кристально чистый музыкальный жанр, отражающий все наше великое сегодня, прекрасное вчера и чудесное завтра. Большое в малом!
Советская массовая песня является наследницей и преемницей лучших песенных традиций русского народа. И. О. Дунаевский не только сумел сердцем понять и искренне отразить в своих песнях все, чем жила, о чем мечтала советская молодежь. Он смог увидеть и завтрашний день. И в этом, возможно, заключается долголетняя жизнь его песен. Поэтому они так современны. И не теряясь в поливариантных ритмах 80-х годов, звонкие песни Дунаевского и сегодня нам «строить и жить помогают».
Звучит песня в исполнении всего класса, а солирует группа "Музыкальная деятельность"
Заключительная часть.
- Кто создал оперетту в России?
- Кто создал джаз в России?
- Кто создал объединяющие советский народ песни? (ответы учащихся)
Д/З: Послушать музыку И. О. Дунаевского и Записать в тетрадях понравившиеся его произведения.
P\S Музыку для прослушивания на фрагментах урока учитель подбирает сам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
В статье представлен разнообразный арсенал используемых форм оценивания учащихся на уроках ИЗО....
Творческие достижения объединения "Первые шаги"
Творческие достижения объединения в 2010-2011 учебном году...
Творческие достижения учащихся и способы их оценивания.
Как почувствовать вкус родного слова? Как помочь ученику успешно развивать свое речевое творчество? Как реализовать потенциал его речевых возможностей, побудить к созданию самых пр...
Педагогическое призвание. Творческие достижения педагога Никишовой О.А.
Никишова Ольга Анатольевна – опытный учитель, педагог-психолог, педагог дополнительного образования успешно реализующая психолого-педагогическую деятельность в ГБОУ СОШ № 603 в течение 14 лет. Никишов...
Мои творческие достижения
Мои творческие достижения...
Динамика учебных и творческих достижений
Мониторинг...
Карта творческих достижений 2013-14 учебного года
Информационно - схематическая карта достижений обучающихся объединения гитаристов "Звонкие струны" за 2013 - 14 год и результативность участия...