Рабочая программа по музыке 5-7 класс 2018-2019г
календарно-тематическое планирование по музыке
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение города Москвы
«Московский образовательный комплекс ЗАПАД »
(ГБПОУ МОК ЗАПАД)
средняя общеобразовательная школа
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По предмету Искусство (Музыка)
на 2018-2019 учебный год
Рабочую программу составила:
Федосеева Г.Ф.
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» разработана на основе нормативных документов:
• Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014 г., с изм. от 02.05.2015 г.) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 31.03.2015 г.) • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 17.12.2010 г. № 1897
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17декабря 2010 г. № 1897»
• Примерная основная образовательная программа основного общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5-7-х классов составлена на основе требований к результатам основного общего образования, в соответствии с рекомендациями примерной программы, авторской программы по музыке (Музыка. 5-7 классы. Предметная линия учебников Г.П. Сергеевой, Е. Д. Критской: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Е. Д. Критская, Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова. – Москва: Просвещение, 2013).
Цель программы – развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры.
Задачи: - развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;
- освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;
- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;
- воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся..
При отборе и выстраивании музыкального материала в программе учитывается его ориентация: на развитие личностного отношения учащихся к музыкальному искусству и их эмоциональной отзывчивости; последовательное расширение музыкально-слухового фонда знакомой музыки, включение в репертуар музыки различных направлений, стилей и школ.
В рабочей программе учитываются концептуальные положения программы, разработанной под научным руководством Д. Б. Кабалевского, в частности тот её важнейший и объединяющий момент, который связан с введением темы года.
Данная программа реализуется с использованием учебников следующих авторов:
Музыка. 5 класс. Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская
Музыка. 6 класс. Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская
Музыка. 7 класс. Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Курс «Музыка» в основной школе предполагает обогащение сферы художественных интересов обучающихся, разнообразие видов музыкально-творческой деятельности, активное включение элементов музыкального самообразования, обстоятельное знакомство с жанровым и стилевым многообразием классического и современного творчества отечественных и зарубежных композиторов. Постижение музыкального искусства на данном этапе приобретает в большей степени деятельностный характер и становится сферой выражения личной творческой инициативы школьников, результатов художественного сотрудничества, музыкальных впечатлений и эстетических представлений об окружающем мире.
Программа создана на основе преемственности с курсом начальной школы и ориентирована на систематизацию и углубление полученных знаний, расширение опыта музыкально-творческой деятельности, формирование устойчивого интереса к отечественным и мировым культурным традициям. Решение ключевых задач личностного и познавательного, социального и коммуникативного развития предопределяется целенаправленной организацией музыкальной учебной деятельности, форм сотрудничества и взаимодействия его участников в художественно-педагогическом процессе.
Преемственность содержания программы 5-7классов с программой «Музыка» для начальной школы выражается в таких аспектах, как:
- освоение обучающимися основных закономерностей музыкального искусства — интонационной природы музыки, цитрон, стилей, языка произведений народного творчества, музыки религиозной традиции, классики и современной музыки;
- включение в контекст урока музыки широкого культурологического пространства, подразумевающего выход за рамки музыки;
- расширение музыкально-слуховых представлений школьников, развитие ассоциативно-образного мышления школьников на основе совершенствования «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения» путем привлечения образов литературы, изобразительного искусства;
- формирование способов, умений и навыков творческой деятельности учащихся на основе усвоения особенностей художественных образов различных видов искусства на уроках музыки.
Основные методические принципы построения программы 5-7 классов:
- Принцип увлеченности
- Принцип триединства деятельности композитора-исполнителя-слушателя
- Принцип тождества и контраста
- Принцип интонационности
- Принцип диалога культур
Виды музыкальной деятельности на уроках разнообразны и направлены на полноценное общение школьников с высокохудожественной музыкой в современных условиях широкого распространения образцов поп-культуры в средствах массовой информации. Одно и то же музыкальное произведение может осваиваться обучающимся в процессе слушания и исполнения музыки.
В сферу исполнительской деятельности входят: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; различного рода импровизации (вокальные, ритмические, инструментальные, пластические и др.), инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов музыкальных пьес программного характера, фольклорных образцов музыкального искусства; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.
Помимо исполнительской деятельности, творческое начало обучающихся проявляется в размышлениях о музыке (оригинальность и нетрадиционность высказываний, личностная оценка музыкальных произведений), художественных импровизациях (сочинение стихов, рисунки на темы полюбившихся музыкальных произведений), самостоятельной индивидуальной и коллективной исследовательской (проектной) деятельности и др.
Реализация данной программы предполагает использование методов художественной педагогики:
- Метод художественного, нравственно- эстетического познания музыки
- Метод интонационно-стилевого постижения музыки
- Метод эмоциональной драматургии урока
- Метод концентричности изучения музыкального материала
- Метод забегания вперед и возвращения к пройденному (перспективы и ретроспективы в обучении)
- Метод создания композиций
- Метод художественного контекста (выхода за пределы музыки)
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Данная программа рассчитана на 102 часа. Обязательное изучение музыки по классам осуществляется в следующем объеме:
Год обучения | Количество часов | Количество учебных недель | Всего за год |
5 класс | 1 | 34 | 34 |
6 класс | 1 | 34 | 34 |
7 класс | 1 | 34 | 34 |
ВСЕГО: | 102 |
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
5 класс
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах обучающихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:
- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края;
- ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им;
- коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
- участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учетом региональных и этнокультурных особенностей;
- признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий, проявляющихся в познавательной и практической деятельности учащихся:
- умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Предметные результаты обеспечивают успешное обучение на следующей ступени общего образования и отражают:
- сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества;
- развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства;
- сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение и др.);
- воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;
- расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа, классическому и современному музыкальному наследию;
- овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства;
- приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии.
6 класс
Личностные результаты:
- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;
- ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им;
- коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
- участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учетом региональных и этнокультурных особенностей;
- признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;
- умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;
- умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.
Предметные результаты:
- сформированность основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его общей духовной культуры;
- развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа;
- сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение и др.);
- воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;
- расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;
- овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса;
- приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии;
- сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач.
7 класс
Личностные результаты:
- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества;
- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им;
- компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;
- коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
- участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учетом региональных и этнокультурных особенностей;
- признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы;
- смысловое чтение текстов различных стилей и жанров;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.
Предметные результаты:
- сформированность основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его общей духовной культуры;
- сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;
- развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа;
- сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение и др.);
- воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;
- расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;
- овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса;
- приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии;
- сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
5 класс
«Музыка и литература» (17 ч)
Взаимодействие музыки и литературы раскрывается на образцах вокальной музыки. Это прежде всего такие жанры, в основе которых лежит поэзия, - песня, романс, опера. Художественный смысл и возможности программной музыки (сюита, концерт, симфония), а также таких инструментальных произведений, в которых получили вторую жизнь народные мелодии, церковные напевы, интонации колокольных звонов.
Значимость музыки в жизни человека благодаря вдумчивому чтению литературных произведений, на страницах которых «звучит» музыка. Она нередко становится одним из действующих лиц сказки или народного сказания, рассказа или повести, древнего мифа или легенды. Что роднит музыку с литературой. Сюжеты, темы, образы искусства. Интонационные особенности языка народной, профессиональной, религиозной музыки (музыка русская и зарубежная, старинная и современная). Специфика средств художественной выразительности каждого из искусств. Вокальная музыка. Фольклор в музыке русских композиторов. Жанры инструментальной и вокальной музыки. Вторая жизнь песни. Писатели и поэты о музыке и музыкантах. Путешествия в музыкальный театр: опера, балет, мюзикл. Музыка в театре, кино, на телевидении. Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов. Выявление общности и специфики жанров и выразительных средств музыки и литературы.
«Музыка и изобразительное искусство» (17 ч)
Выявление многосторонних связей между музыкой и изобразительным искусством. Взаимодействие трех искусств – музыки, литературы, изобразительного искусства – наиболее ярко раскрывается при знакомстве с такими жанрами музыкального искусства, как опера, балет, мюзикл, а также с произведениями религиозного искусства («синтез искусств в храме»), народного творчества. Вслушиваясь в музыку, мысленно представить ее зрительный (живописный) образ, а всматриваясь в произведение изобразительного искусства, услышать в своем воображении ту или иную музыку. Выявление сходства и различия жизненного содержания образов и способов и приемов их воплощения. Взаимодействие музыки с изобразительным искусством. Исторические события, картины природы, разнообразные характеры, портреты людей в различных видах искусства. Образ музыки разных эпох в изобразительном искусстве. Небесное и земное в звуках и красках. Исторические события в музыке: через прошлое к настоящему. Музыкальная живопись и живописная музыка. Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Роль дирижера в прочтении музыкального сочинения. Образы борьбы и победы в искусстве. Архитектура — застывшая музыка. Полифония в музыке и живописи. Творческая мастерская композитора, художника. Импрессионизм в музыке и живописи. Тема защиты Отечества в музыке и изобразительном искусстве. Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов.
6 класс
«Мир образов вокальной и инструментальной музыки» (17 ч)
Лирические, эпические, драматические образы. Единство содержания и формы. Многообразие жанров вокальной музыки (песня, романс, баллада, баркарола, хоровой концерт, кантата и др.). Песня, ария, хор в оперном спектакле. Единство поэтического текста и музыки. Многообразие жанров инструментальной музыки: сольная, ансамблевая, оркестровая. Сочинения для фортепиано, органа, арфы, симфонического оркестра, синтезатора.
Музыка Древней Руси. Образы народного искусства. Фольклорные образы в творчестве композиторов. Образы русской духовной и светской музыки (знаменный распев, партесное пение, духовный концерт). Образы западноевропейской духовной и светской музыки (хорал, токката, фуга, кантата, реквием). Полифония и гомофония.
Авторская песня — прошлое и настоящее. Джаз — искусство XX в. (спиричуэл, блюз, современные джазовые обработки).
Взаимодействие различных видов искусства в раскрытии образного строя музыкальных произведений.
Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов.
«Мир образов камерной и симфонической музыки» (17 ч)
Жизнь — единая основа художественных образов любого вида искусства. Отражение нравственных исканий человека, времени и пространства в музыкальном искусстве. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки. Сходство и различие как основной принцип развития и построения музыки. Повтор (вариативность, вариантность), контраст. Взаимодействие нескольких музыкальных образов на основе их сопоставления, столкновения, конфликта.
Программная музыка и ее жанры (сюита, вступление к опере, симфоническая поэма, увертюра-фантазия, музыкальные иллюстрации и др.). Музыкальное воплощение литературного сюжета. Выразительность и изобразительность музыки. Образ-портрет, образ-пейзаж и др. Непрограммная музыка и ее жанры: инструментальная миниатюра (прелюдия, баллада, этюд, ноктюрн), струнный квартет, фортепианный квинтет, концерт, концертная симфония, симфония-действо и др.
Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка.
Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении учащимися содержания музыкальных образов.
7 класс
« Особенности музыкальной драматургии сценической музыки» (17 ч)
Стиль как отражение эпохи, национального характера. Индивидуальности композитора: Россия – Запад. Жанровое разнообразие опер, балетов, мюзиклов. Взаимосвязь музыки с литературой и изобразительным искусством в сценических жанрах. Особенности построения музыкально – драматического спектакля. Опера: увертюра, ария, речитатив, ансамбль, хор, сцена и др. Приемы симфонического развития образов.
Сравнительные интерпретации музыкальных сочинений. Мастерство исполнителя. Музыка в драматическом спектакле. Роль музыки в кино и на телевидении.
Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении учащимися содержания музыкальных образов.
«Особенности драматургии камерной и симфонической музыки» (17 ч)
Осмысление жизненных явлений и их противоречий в сонатной форме, симфонической сюите, сонатно – симфоническом цикле. Сопоставление драматургии крупных музыкальных форм с особенностями развития музыки в вокальных и инструментальных жанрах.
Стилизация как вид творческого воплощения художественного замысла: поэтизация искусства прошлого, воспроизведение национального или исторического колорита. Транскрипция как жанр классической музыки.
Переинтонирование классической музыки в современных обработках. Сравнительные интерпретации. Мастерство исполнителя: выдающиеся исполнители и исполнительские коллективы. Использование различных форм музицирования и творческих заданий для освоения учащимися содержания музыкальных образов.
Календарно-тематическое планирование (5 класс)
Тематическое планирование (7 класс)
I полугодие «Особенности драматургии сценической музыки»
№ | Тема урока | Дата | Основное содержание урока | Материал урока |
1. | Классика и современность | Понятия «классика», «классика жанра», «стиль». Вечные темы классической музыки. Современность классической музыки. Понятия «стиль эпохи», «национальный стиль», «индивидуальный стиль автора». | Мусоргский М.П. Вступление к опере «Хованщина» - «Рассвет на Москве-реке». Прокофьев С.С. Фрагменты из балета «Ро-мео и Джульетта». Бетховен Л. Увертюра «Эгмонт». Уэббер Э.-Л. Ария «Память» из мюзикла «Кошки». Муз. Чичкова Ю., сл. Разумовского Ю. «Россия, Россия». | |
2. | В музыкальном театре. Опера. Опера «Иван Сусанин». Новая эпоха в русской музыке. | Определения оперы, драматургии, конфликта как основы драматургического развития. Этапы сценического действия: экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка. Строение оперы. Жанры оперы: эпический, лири-ческий, драматический, комический. Опера «Иван Сусанин» - отечественная героико-трагическая опера. Конфликт-ное противостояние двух сил как основа драматургического развития оперы. | Глинка М.И. Увертюра к опере «Руслан и Людмила». Римский-Корсаков Н.А. Песня Садко из оперы «Садко». Глинка М.И. «Интродукция» и «Полонез» из оперы «Иван Сусанин». Муз. Чичкова Ю., сл. Разумовского Ю. «Россия, Россия». | |
3. | Опера «Иван Сусанин». Судьба человеческая – судьба народная. | Глинка М.И. – основоположник русской классической оперы. Этапы сценического действия в опере «Иван Сусанин». Составные номера оперы: каватина и рондо, дуэт, романс, ария, речитатив и др. | Песня Вани «как мать убили» из I действия. Ария Вани с хором «Бедный конь в поле пал» из IV действия. Романс Антониды «Не о том скорблю, подруженьки» из III действия. Каватина и рондо Антониды «Солнце тучи не закроют» из I действия. Ария Ивана Сусанина «Ты взойдешь, моя заря!» из IV действия. Хор «Славься» из эпилога оперы. Муз. Чичкова Ю., сл. Разумовского Ю. «Россия, Россия». | |
4. | Опера «Князь Игорь». Русская эпическая опера. Ария князя Игоря. | Жанр эпической оперы. Героические образы русской истории. Народ – основное действующее лицо оперы. Этапы сценического действия в опере «Князь Игорь». Музыкальная характеристика князя Игоря. | Хор «Солнцу красному слава!» и сцена затмения из пролога. Ария князя Игоря «О, дайте, дайте мне свободу…» из II действия. Муз. Берковского В. и Никитина С., сл. Визбора Ю. «Ночная дорога». | |
5. | Опера «Князь Игорь». Портрет половчан. Плач Ярославны. | Сопоставление двух противоборствующих сил как основа драматургического развития оперы. Музыкальная характеристика половцев. Женские образы оперы. | Песня половецких девушек «Улетай на крыльях ветра» из II действия. «Половецкие пляски» из II действия. «Плач Ярославны» из IV действия оперы. Муз. Берковского В. и Никитина С., сл. Визбора Ю. «Ночная дорога». | |
6. | В музыкальном театре. Балет. Балет «Ярославна». Вступление. Стон русской земли. Первая битва с половцами. | Определение балета. Составные номера балета: дивертисмент, па-де-де, па-де-труа, гран-па, адажио, хореографические ансамбли и другие. Основные типы танца в балете: классический и характерный. Характерные особенности современного балетного спектакля. Необычный жанр балета – «хореографические размышления в трех действиях по мотивам «Слова о полку Игореве». Сопоставление двух противоборствующих сил как основа драматургического развития балета. | Фрагменты из балетов «Щелкунчик», «Спящая красавица» Чайковского П.И., «Ромео и Джульетта» Прокофьева С.С. Вступление к первому действию. Хор «Стон русской земли» из I действия. Номера балета: «Первая битва с половцами», «Идол», «Стрелы». Муз. Берковского В. и Никитина С., сл. Визбора Ю. «Ночная дорога». | |
7. | Балет «Ярославна». Плач Ярос-лавны. Молитва. | Женские образы балета. Жанр молитвы в балете. Сравнение образных сфер балета с образами оперы «Князь Игорь» Бородина А.П. | «Плач Ярославны». «Молитва». Б.Окуджава «Молитва». Крылатов Е. «Будь со мной». Сл. и муз. Визбора Ю. «Наполним музыкой сердца». | |
8. | Героическая тема в русской музыке. Галерея героических образов. Контрольный тест. | Особенности музыкальной драматургии героико-патриотического и эпического жанров. Подбор музыкального и литературного ряда к произведениям изобразительного искусства: И. Глазунов «Слава предкам», «Два князя»; В. Верещагин «Не замай – дай подойти!»; П. Корин «Александр Невский»; И. Мартос «Памятник Минину и Пожарскому»; В.Серов «Въезд Александра Невскаого в Псков»; И.Козловский «Памятник Александру Невскому». | Фрагмент 1-ой части «Симфонии №2» («Богатырской») Бородина А.П. Песня Садко «Высота, высота ль поднебесная» из оперы «Садко» Римского-Корсакова Н.А. Кант «Виват». Ария Ивана Сусанина «Ты взойдешь, моя заря!» из IV действия. Хор «Славься» из эпилога оперы. Сл. и муз. Визбора Ю. «Наполним музыкой сердца». | |
9. | В музыкальном театре. Мой народ – амери-канцы. «Порги и Бесс». Первая американская национальная опера. | Д. Гершвин – создатель национальной классики XX века. Жанры джазовой музыки – блюз, спиричуэл. Симфоджаз – стиль, соединивший классические традиции симфонической музыки и характерные приемы джазовой музыки. Понятие легкой и серьезной музыки. «Порги и Бесс» - первая американская национальная опера. Исполнительская трактовка. | Гершвин Д. «Хлопай в такт». Гершвин Д. Фрагменты из «Рапсодии в стиле блюз». Гершвин Д. Вступление к опере «Порги и Бесс». Гершвин Д. «Колыбельная Клары». Сл. и муз. Визбора Ю. «Наполним музыкой сердца». | |
10. | «Порги и Бесс». Развитие традиций оперного спектакля. | Конфликт как основа драматургического развития оперы. Музыкальные характеристики главных героев: Порги и Спортинга Лайфа. Сравнение музыкальных характеристик Порги и Ивана Сусанина. Развитие традиций оперного спектакля. | Гершвин Д. Песня Порги «Богатство бедняка» и ария «О, Бесс, где моя Бесс».Гершвин Д. Песни Спортинга Лайфа «Это совсем не обязательно так» и «Пароход, отправляющийся в Нью-Йорк». Гершвин Д. Дуэт «Беси, ты моя жена». Гершвин Д. Хор «Я не могу сидеть». Муз. Минкова М., сл. Синявского П. «Песенка на память». | |
11. | Опера «Кармен». Самая популярная опера в мире. Образ Кармен. | Оперный жанр драмы. Непрерывное симфоническое развитие в опере. Раскрытие музыкального образа Кармен через песенно-танцевальные жанры испанской музыки. | Бизе Ж. Увертюра к опере «Кармен». Бизе Ж. «Хабанера» из оперы «Кармен». Бизе Ж. «Сегидилья» из оперы «Кармен». Бизе Ж. Сцена гадания из оперы «Кармен». Муз. Минкова М., сл. Синявского П. «Песенка на память». | |
12. | Опера «Кармен». Образы Хозе и Эскамилио». Новое прочтение оперы Бизе. . | Раскрытие музыкального образа Хозе через интонации французских народных песен, военного марша и лирического романса. Музыкальная характеристика Эскамильо. Балет Р.Щедрина. | 1. Бизе Ж. Песенка Хозе из I действия. Бизе Ж. Ария Хозе из II действия «Видишь, как свято сохраняю цветок…». Бизе Ж. Марш Тореодора из IV дейстия. Сл. и муз. Дольского А. «Исполнение желаний». Сцены из балета «Кармен-сюита». | |
13. | Сюжеты и об-разы духовной музыки. Высо-кая месса. «От страдания к ра-дости».Всенощ-ное бдение. Му-зыкальное зод-чество России. Образы Вечер-ни и Утрени. | Характерные особенности музыкального языка И.С. Баха. Современные интерпретации музыкальных произведений Баха И.С.Вокально-драматический жанр мессы. Сопоставление двух образных сфер.Музыкальные образы всенощной. | Бах И.С. «Шутка» из «Сюиты №2». Бах И.С. Фуга №2 из «Хорошо темперированного клавира». Бах И.С. Фрагменты из «Высокой мессы»: «Kyrie, eleison!», «Gloria», «Agnus Dei». Рахманинов С.В. Фрагменты из «Всенощного бдения»: «Придите, поклонимся», «Ныне отпуща-еши», «Богородице Дево, радуйся». Сл. и муз. Якушевой А. «Синие сугробы». | |
14. | Рок-опера «Иисус Христос - суперзвезда». Вечные темы. Главные связи. | Жанр рок-оперы. Контраст главных образов рок-оперы как основа драматургического развития. Лирические и драматические образы оперы. Музыкальные образы Христа, Марии Магдалины, Пилата, Иуды. | Уэббер Э.Л. Фрагменты из рок-оперы: увертюра, сцена из Пролога и сцена в Гефсиманском саду, песня «Суперзвезда», «Колыбельная Марии Магдалины», хор «Осанна», «Небом полна голова», «Сон Пилата», «Песня царя Ирода», «Раскаяние и смерть Иуды» - по выбору учителя. Сл. и муз. Якушевой А. «Синие сугробы». | |
15. | Музыка к драматическому спектаклю. «Ромео и Джульетта». «Гоголь-сюита». Из музыки к спектаклю «Ревизская сказка». Образы «Гоголь-сюиты». «Музыканты – извечные маги». Контрольный тест. | Роль музыки в сценическом действии. Контрастность образных сфер театральной музыки. Взаимодействие музыки и литературы в музыкально-театральных жанрах. Выразительность и контрастность музыкальных характеристик главных героев спектакля и его сюжетных линий. Понятие полистилистики. | Кабалевский Д.Б. Фрагменты из музыкальных зарисовок «Ромео и Джульетта»: «Утро в Вероне», «Шествие гостей», «Встреча Ромео и Джульетты». Фрагменты из музыки к спектаклю «Ревизская сказка» Шнитке А.: «Увертюра», «Завещание». Фрагменты из музыки к спектаклю «Гоголь-сюиты» Шнитке А.: «Детство Чичикова», «Портрет», «Шинель», «Чиновники», «Бал». Сл. и муз. Якушевой А. «Синие сугробы». |
II полугодие «Особенности драматургии камерной и симфонической музыки»
№ | Тема урока | Основное содержание урока | Музыкальный материал урока |
16. | Музыкальная драматургия – развитие музыки. Два направления музыкальной культуры. Духовная музыка. | Закономерности музыкальной драматургии. Приемы развития музыки: повтор, варьирование, разработка, секвенция, имитация. | Русские народные песни: хороводные, плясовые, лирические протяжные, солдатские. Григ Э. «Утро» из сюиты «Пер Гюнт». Свиридов Г. «Романс» из «Музыкальн6ых иллюстраций к повести Пушкина А.С. «Метель». Сл. и муз. Кукина А. «За туманом». |
17. | Два направления музыкальной культуры. Светская музыка. | Два направления музыкальной культуры: светская и духовная музыка. Особенности драматургии светской и духовной музыки. | Бах И.С. «Kyrie eleison» из «Высокой мес-сы» или фрагменты из «Реквиема» Моцар-та В.А. Березовский М. «Не отвержи мене во время старости». Шуберт Ф. «Аве, Мария». Бородин А.П. «Ноктюрн» из «Квартета №2». Сл. и муз. Кукина А. «За туманом». |
18. | Камерная инструментальная музыка. Этюд. | Особенности развития музыки в камерных жанрах. Мастерство знаменитых пианистов Европы Листа Ф. и Бузони Ф. Понятия «транскрипция», «интерпретация». Характерные особенности музыки эпохи романтизма. Жанр этюда в творчестве Шопена Ф. и Листа Ф. | Шопен Ф. Прелюдия, ноктюрн или мазурка. Мендельсон Б. «Песня без слов». Рахманинов С.В. «Прелюдия». Шопен Ф. «Этюд №12», «Революционный». Лист Ф. «Метель» из цикла «Этюды высшего исполнительского мастерства». Сл. и муз. Кукина А. «За туманом». |
19. | Камерная инструментальная музыка. Транскрипция. | Транскрипция как жанр классической музыки. Фортепианные транскрипции музыкальных произведений. Сравнительные интерпретации. | Глинка М.И. - Балакирев М. «Жаворонок». Шуберт Ф-Лист Ф. «Лесной царь». Паганини Н. - Лист Ф. «Каприс №24». Бах И.С. - Бузони Ф. «Чакона» для скрипки соло. Сл. и муз. Кима Ю. «Фантастика-романтика». |
20. | Циклические формы инструментальной музыки. Кончерто гроссо. | Особенности формы инструмен-тального концерта. Характерные черты муз. стиля Шнитке А. Му-зыкальная драматургия концерта. Понятие полистилистики. Стили-зация как вид творческого вопло-щения художественного замысла: поэтизация искусства прошлого, воспроизведение национального или исторического колорита. | Шнитке А. 5-я часть «Concerto grosso». Сл. и муз. Кима Ю. «Фантастика-романтика». |
21. | Сюита в старинном духе А. Шнитке. | Осмысление жизненных явлений и их противоречий в симфонической сюите. Особенности формы сюи-ты. Характерные черты музыкаль-ного стиля Шнитке А. Музыкаль-ная драматургия сюиты. Переин-тонирование классической музыки в современных обработках. | Шнитке А. «Сюита в старинном стиле»: «Пастораль», «Балет», «Менуэт», «Фуга», «Пантомима». Сл. и муз. Егорова В. «Следы». |
22. | Соната. Соната №8 («Патетическая») Л. Бетховена. | Осмысление жизненных явлений и их противоречий в сонатной фор-ме. Особенности драматургии в циклических формах сюиты и со-наты. Форма сонатного allegro. Драматургическое взаимодействие образов в сонатной форме. Харак-терные черты музыкального стиля Бетховена Л. И Шопена Ф. Выда-ющиеся исполнители: Рихтер С., Спиваков В., Башмет Ю., Плетнев М., | Глинка М.И. Увертюра к опере «Руслан и Людмила». Бетховен Л. «Соната №8 («Патетическая»)». Шопен Ф. «Этюд №12», «Революционный». Сл. и муз. Егорова В. «Следы». |
23. | Соната № 2 С.С. Прокофьева. Соната № 11 В.-А. Моцарта. | Осмысление жизненных явлений и их противоречий в сонатной форме. Драматургическое взаимодействие образов в сонатной форме. Характерные черты музыкального стиля композиторов: Прокофьева C.C. или Моцарта В.А. | Прокофьев C.C. «Соната №2». Моцарт В.А. «Соната № 11». Сл. и муз. Вихарева В. «Я бы сказал тебе». |
24. | Симфоническая музыка. Симфония №103 («С тремоло литавр») Й. Гайдна. Симфония №40 В.-А. Моцарта. | Особенности драматургического развития в жанре симфонии. Симфония – «роман в звуках». Строение и развитие музыкальных образов в сонатно-симфоническом цикле. Лирико-драматические образы симфонии В.-А. Моцарта. Характерные черты музыкального стиля композиторов: Й. Гайдна и В.-А. Моцарта. | Гайдн Й. «Симфония №103» («С тремоло литавр»). Моцарт В.-А. «Симфония №40». Сл. и муз. Вихарева В. «Я бы сказал тебе». |
25. | Симфония №5 Л. Бетховена. Контрольный тест. | Автобиографичный подтекст сим-фонии Л. Бетховена. Драматичес-кие образы симфонии Л. Бетхове-на. Тождество и контраст – основ-ные формы развития музыки в симфонии. Характерные черты музыкального стиля Л. Бетховена. | Бетховен Л. «Симфония №5». Муз. Соловьева-Седого В., сл. Матусовского М. «Баллада о солдате». |
26. | Симфония №1 («Классическая») С.С. Прокофьева. Симфония №8 («Неоконченная») Ф. Шуберта. | Претворение традиций и новатор-ства в музыке Прокофьева С.С. Характерные черты музыкального стиля Прокофьева С.С. Романтические, лирико-драматические образы симфонии Шуберта Ф. Характерные черты музыкального стиля Шуберта Ф. | Прокофьев С.С. «Симфония №1» («Классическая»). Шуберт Ф. «Симфония №8» («Неоконченная»). Муз. Соловьева-Седого В., сл. Матусовского М. «Баллада о солдате». |
27. | Симфония №1 В. Калиникова. Картинная галерея. Симфония №5 П.И. Чайковского. | Автобиографичный подтекст сим-фонии Чайковского П.И Столкно-вение двух сил в симфонии: сози-дающей и разрушающей. Харак-терные черты музыкального стиля Чайковского П.И. | Чайковский П.И. «Симфония №5». Калиников В. Симфония №1.Муз. Френкеля Я., сл. Гамзатова Р. «Журавли». |
28. | Симфония №7 («Ленинградская») Д.Д. Шостаковича | Воплощение исторических событий в симфонии. Контрастное сопоставление симфонических образов Шостаковича Д.Д. Характерные черты музыкального стиля Шостаковича Д.Д. | Шостакович Д.Д. «Симфония №7» («Ленинградская»), 1 часть. Муз. Френкеля Я., сл. Гамзатова Р. «Журавли». Муз. Соловьева-Седого В., сл. Матусовского М. «Баллада о солдате». |
29. | Симфоническая картина. «Празднества» К.Дебюсси. | Представление о музыкальном стиле «импрессионизм». Приемы драматургического развития в симфонической картине «Празд-нества». Характерные черты музыкального стиля Дебюсси К. | Дебюсси К. Симфоническая картина. «Празднества». Сл. и муз. Миляева В. «Весеннее танго». |
30. | Инструментальный концерт. Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна. | Жанр инструментального концер-та. История создания жанра концерта. Особенности драматур-гического развития в концерте Ха-чатуряна А. Характерные черты стиля композитора Хачатуряна А. | Хачатурян А. «Концерт» для скрипки с оркестром. Сл. и муз. Миляева В. «Весеннее танго». |
31. | «Рапсодия в стиле блюз» Д. Гершвина. | Представление о жанре рапсодии, симфоджазе, приемах драматур-гического развития в музыке Гершвина Д. | Гершвин Д. «Рапсодия в стиле блюз». Сл. Пляцковского М.и муз. Чичкова Ю. «Дом, где наше детство остается». |
32-35 | Музыка народов мира. Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер. Пусть музыка звучит. Контрольный тест. | Обработки мелодий разных народов мира. Выразительные возможности фольклора в современной музыкальной культуре. Известные исполнители музыки народной традиции. Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер. | Музыка по выбору учителя и учащихся. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по музыке для 5 класса на основе примерной авторской программы «Музыка.5-7 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П
Данная программа «Музыка» для 5 класса разработана на основе примерной авторской программы «Музыка.5-7 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П.2-е издание Москва. «Просвещение» 2013г., рекомендован...
Рабочие программы уроков музыки 1-4 классы ,музыка 5-7 классы, искусства 8-9 классы и светской этики
1.Рабочая прграмма "Музыка" - 1 класс2. Рабочая прграмма " Музыка" - 2 класс3.Рабочая программа "Музыкы" 3 класс4. Рабочая прграмма " Музыка" - 4 класс5.Р...
Рабочая программа по музыке для 5 классов по музыке,составлена на основе ФГОС и рабочей программы "Музыка " авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.
Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образ...
Рабочая программа по музыке для 6 классов по музыке,составлена на основе ФГОС и рабочей программы "Музыка " авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.
Рабочая программа по предмету «Музыка» для 6 класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образ...