Урок-лекция в 8 кл. Великие наши современницы
план-конспект урока по музыке (8 класс)
Урок посвящен великим осетинским женщинам: балерине С. Адырхаевой и дирижеру В.Дударовой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_velikie_nashi_sovremennitsy.docx | 24.66 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Урок-лекция по музыке в 8 классе.
Тема урока: «Великие наши современницы»
«Нельзя открыть новый мир, не ознакомившись хорошо со старым» С.В. Рахманинов
Художественно-педагогическая идея урока:
- Искусство, созданное женщинами осетинками – реалистично, подлинно, долговечно и способно оставаться современным века;
- продолжить формирование этнокультурной компетентности учащихся.
Задачи:
- обратить внимание уч-ся на творческое наследие выдающихся осетинских женщин, которые внесли огромный вклад в мировую культуру;
- побуждать интерес учащихся к изучению национального культурного наследия;
- воспитание интереса, любви и уважения к музыке родного края, через творчество великих осетинских женщин – деятелей культуры.
Оборудование урока: компьютер, проектор, экран, презентация.
Музыкальный ряд: П.И. Чайковский - Адажио из балета «Лебединое озеро», С.В. Рахманинов «Скерцо». А. Глюк «Мелодия», Д.С. Хаханов - Адажио из балета «Хетаг», Х.С. Плиев фрагмент из оперы «Коста»,
Предварительная подготовка учащихся.
Ход урока.
Вход под тему лебедей из балета П. И. Чайковского «Лебединое озеро».
- Пламенеет ли летнее небо, мерцают ли сквозь осенний туман огни, кружится ли первый снег... Во все времена года прекрасен город, его согласие с природой, одухотворенные лица и гордая осанка его обитателей. Больше двух веков столице РСО-Алания, но в стремительно-современных ритмах жизни не затерялись воспоминания о былом Владикавказе.
Былое не лучезарно. Что бы ни вспомнилось... Январь 1891 года. Девочек-горянок издалека привезли в осетинский женский приют - единственное место, где можно получить какое-то образование. Темень. Стужа, Двери на замке. Плачут дети. Приют закрыт по неизвестным причинам. События кажутся нам невероятными. Между тем, об истории с приютом рассказал нам в свое время осетинский поэт Коста Хетагуров. И он сам вместе с лучшими людьми города отправили протест на имя святейшего синода. Благодаря письму приют открыли вновь. Может быть, ход лет изменил жизнь Владикавказа к лучшему? Отнюдь! В начале века на каждую тысячу человек приходилось три книги. А из каждой сотни жителей едва ли семь-восемь умели написать свою фамилию. И даже среди просвещенных, образованных людей бытовали моральные запреты, стройная система ограничений, обязательных для женщин. А уже во второй половине 20 века осетинские женщины стали очень известны в разных областях – науке, спорте и культуре.
Слайды со С. Адырхаевой
Учитель - Прохожие останавливаются возле афиш с именем замечательной балерины. Солистка Государственного академического Большого театра, народная артистка СССР Светлана Адырхаева снова приехала в родной город. В театр люди идут как на праздник! Зал переполнен. Сцена после каждого номера усыпана цветами. И на подмостках и в зале атмосфера большого торжества. И понимаешь: каждый тут гордится своей талантливой землячкой. Успех для Светланы привычен. Ей аплодировали в Москве и Санкт-Петербурге, в десятках городов России, Японии, Италии, Англии и Франции, в Египте и Венгрии, на Кубе и в Австрии, в Индии, Румынии, Турции, Сирии. Но превыше всего дорожит она своим успехом здесь - в родной Осетии.
Звучит « Адажио» из балета «Лебединое озеро»
Ученик: Ее блокнот с расписанием уроков классической хореографии и репетиций – это песня, в которой нет пауз. Каждый день ровно в 10.30 утра она минует театральную проходную. В 11 часов – класс, затем – репетиции до позднего вечера. А вечером, если в спектакле заняты ее ученицы, она обязательно в зале, пока на сцену не опустится занавес, и не затихнут аплодисменты. Можно сказать, что «Лебединое озеро» стало лейтмотивом моей жизни. Именно этим спектаклем в 1956 году наша молодая осетинская труппа открывала первый сезон Челябинского театра оперы и балета. А мне, вчерашней выпускнице, доверили партию Одетты-Одилли. Но я еще в училище на выпуске танцевала второй акт «Лебединого». Тогда все, но я-то особенно – ожидали, что меня оставят в Кировском театре. Но… после выпускного концерта Федор Васильевич Лопухов, художественный руководитель нашей балетной школы, сказал: «Ну что, черкешенка (так он меня называл), не разрешили мне тебя оставить в Ленинграде». Переживала сильно. Это потом я поняла, что просто и легко мне ничего в жизни не дается.
Спустя год после челябинской премьеры наша труппа показала этот спектакль в Москве на Всесоюзном фестивале музыкальных театров и была признана лучшей. Признаюсь, моя Одетта-Одилия тогда была тоже удостоена первой премии и громких оваций. А потом я работала в Одессе — в государственном академическом театре оперы и балета. И оттуда попала на Декаду осетинской литературы и искусства, которая в 1960-м году проходила в Москве. И вновь «Лебединое озеро» сыграло свою роль. Нас, молодых выходцев из Осетии, разбросанных по всему Советскому Союзу, собрали в Орджоникидзе для подготовки к Декаде. Главным балетмейстером Декады был Сергей Гаврилович Корень — уникальный танцовщик из плеяды времен Улановой, Семеновой. В программу вечера балета он включил шесть номеров в моем исполнении. Из «Лебединого озера», «Спящей красавицы». Два «национальных» номера — адажио из балета «Хетаг» Дудара Хаханова и танец на музыку Ильи Габараева — им были поставлены специально для меня. Как раз тогда Галина Сергеевна Уланова заканчивала свою артистическую деятельность и, как я понимаю, набирала себе учениц. Сергей Гаврилович пригласил ее на наш концерт. Побывала она и на наших московских репетициях. И, вдруг во время Декады Сергей Гаврилович мне говорит: «Светлана, 11 сентября в Большом театре ты будешь танцевать «Лебединое озеро» с Николаем Фадеечевым». Представляете мое состояние?!
На фоне звучания адажио («Па-де-де») из балета П. И. Чайковского «Лебединое озеро» показ слайда «Выступление С. Адырхаевой в концертном зале «Россия» в городе Москве».
Ученик: Светлана Адырхаева исполнила более двадцати восьми ролей. Каждой отдана часть души и сердца. Каждая принесла радость успехов и трудностей преодолений. Рядом с «Па-де-де» из «Лебединого озера» П. Чайковского и «Жизели» А. Адана, рядом с полькой из «Арлекинады» Р. Дриго и «Умирающим лебедем» К. Сен-Санса впервые появилось сочинение, навеянное образами родной литературы и старины. Одобрительный прием, оказанный публикой фрагменту из балета «Хетаг» Д. С. Хаханова осетинского композитора во время Декады литературы и искусства Северной Осетии в 1960 году в Москве навсегда связал Светлану с национальной музыкой, национальной литературной классикой, воплощенной в танце.
На фоне показа слайда «Светлана Адырхаева в национальном осетинском мужском костюме» звучит адажио «Чабахан и Хетаг» из балета Дудара Хаханова «Хетаг»
На фоне звучания «Мелодии» А. Глюка ученик читает стихотворение
Ахсара Кодзаги
Танцовщица
Мелодия Глюка, как изморозь грустная,I
Как старые раны, что вдруг разошлись.
В зале двое - Ты и Музыка,
Деревьями белыми, устремленные в высь.
И в мире нет уже зла, недоверия,
И на крыльях твоих поет синева,
И пчелы летят, и раскрылись деревья,
И высокой волной - степная трава.
Откуда летишь ты, прекрасная птица?
Может быть, ты из сказки влетела сюда?
И к звезде голубой улетишь, танцовщица,
Или нас не оставишь уже никогда?
Не сгори! Вот ты тонкою стала, как свечка.
Словно роза в заре, ты пылаешь, нежна.
А в глазах твоих речка, ледниковая речка,
И прохладою дышит, и нету в ней дна.
Ты в сердце моем, в самом сердце кружишься,
Будто луч, затонувший в рассветном пруду.
И я боюсь уже пошевелиться,
Боюсь потерять голубую звезду.
Учитель: Для человека наших дней это выглядит странно, быть может полумифическим. Точно так же странными и невероятными показались бы тогда владикавказцам прогнозы относительно будущности их «прекрасной половины». Скептической и шокированной улыбкой встретили бы одно лишь предположение о том, что осетинка окажется за дирижерским пультом, как всемирно известная Вероника Дударова.
Слайд «В. Дударова за пультом»
Звучит «Скерцо» С.В. Рахманинова.
Ученик: Свыше 50-ти лет за дирижерским пультом - это не просто факт биографии, это творческий подвиг. Вероника Дударова - это гармония, это интеллект и пластика, величие и обаяние, профессионализм и талант общения. Это женственность, не растворившаяся в сугубо мужской профессии, а поднявшая эту профессию на еще большую духовную и нравственную высоту. Магия Дударовой преображает людей «случайных» - в слушатели, а слушателей - в поклонников. Случалось, люди далекие от музыки приходили послушать знаменитого дирижера чуть ли не из любопытства. А на концерте оказывались вовлеченными в удивительный мир музыкального творчества композитора дирижера. Первое желание после концерта - излить свою душу и благодарность дирижеру. Бывало, слушатели устремлялись в артистическую к Дударовой и становились перед ней на колени: «Вы открыли нам целый мир!». Такое случалось не однажды и ни в одном городе, где гастролировала Вероника Борисовна Дударова.
На Кавказе говорят: птица родится не в небе, а на земле. Это так. Не небо, а земля дает крылья для полета. Родившись в отнюдь немузыкальной семье, Вероника обрела эти крылья, впитав, вероятно, музыку горных потоков, песни, сложенные народом о своих героях, родном крае.
На фоне слайда «В. Дударова на репетиции в Северо-Осетинской Госфилармонии» звучит музыкальный фрагмент из оперы «Коста» осетинского композитора X. Плиева.
Она дирижировала в Москве первой национальной оперой X. Плиева – о великом сыне осетинского народа Коста Хетагурове. Каждый ее приезд и выступления в родной республике - праздник нашей культуры. Ее здесь любят, ею гордятся. И сама она признавалась, что, побывав практически во всех странах, все же самые дорогие впечатления выносит от общения со слушателями в Осетии, которые ее не только согревают, но и «заряжают», стимулируют на дальнейшие творческие победы.
Учитель. Закрепление урока. Вопросы к учащимся:
1. Что дает нам разговор о выдающихся личностях прошлого и настоящего? Обогащает ли он нас, передает ли духовный опыт поколениям?
2. В чем современность творчества женщин - мастеров искусства?
3. Что значит современность в музыкальном искусстве?
4. Какая музыка прозвучала на уроке?
5. Нужна ли будет эта музыка другим поколениям?
6. Как вы поняли слова С. Рахманинова, ставшие эпиграфом нашего урока?
Домашнее задание. По выбору учащихся письменные работы на темы:
1. Мир творчества женщины-композитора Жанны Плиевой.
2. Любимые музыкальные страницы женщины-композитора Зинаиды Хабаловой.
3. Легкая и серьезная музыка в репертуаре Камерного хора под управлением хормейстера Агунды Кокойти.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сочинение на тему : «Великая наша Родина »
Сочинение на тему : «Великая наша Родина » Подготовила ученица 5 класса Малыхина Ольга ...
Велика наша Родина
Разработка мероприятия...
Урок в 10 классе "Мировые природные ресурсы" опорные схемы урока-лекции
Опорные схемы урока-лекции по теме "Мировые природные ресурсы"...
Урок-лекция, урок решения задач "Математика о вреде курения"
Урок проведён в рамках месячника по пропаганде ЗОЖ в 6 классе коррекционной школы. В тексте приведены интересные факты о вреде, наносимом курением организму....
Серия уроков по теме "Липиды" (урок-лекция с приминением учебных схем и мультимедиа и лабораторная работа)
Тип урока: интегрированный урок – химия + биологияВид урока: урок с элементами критического мышления.Технология урока: урок с использованием учебных схем (опорных конспектов, логико-структур...
Урок-лекция "Нанотехнологии в нашей жизни"
Расширение и совершенствование знаний учащихся об окружающем мире, новых достижениях и открытиях....
Урок музыки. 7 класс. Великие наши современники. Иоганн Себастьян Бах.
Урок музыки. Великие наши современники. Иоганн Себастьян Бах....