Мотивация ученика как ключевой критерий эффективности учебного процесса
статья по музыке

Шамонина Татьяна Олеговна

Не секрет, что на становление и формирование личности большое влияние оказывает школа.  Меня, как молодого учителя и как будущую маму, волнует вопрос воспитания и образования детей. Сегодня в эпоху стремительного развития информационных технологий, когда (интернет может дать ответ на любой вопрос и нет необходимости учить наизусть) информация не является труднодоступной, и нет необходимости что-то заучивать, особо остро стоит проблема мотивации у детей. Именно эту тему  «Система мотивации современных детей» я хотела бы осветить в  проекте «Моя инициатива в образовании».

Придя работать в школу, я сразу увидела, принципиальное отличие современных школьников. Основной проблемой является отсутствие мотивации к обучению. Свою педагогическую деятельность я начала относительно недавно. Однако, на мой взгляд, есть определенные основы, которые необходимо заложить детям с самого начала их обучения. Среди них смело можно выделить мотивацию, так как это важная составляющая процесса обучения.

Что же такое мотивация? Мотивация – это внутреннее или внешнее побуждение к действию ради достижения какого-либо результата. Для достижения положительных результатов, ученик должен обладать стремлением к познанию, которое подкрепляется значимыми для ученика стимулами.

Невозможна мотивация учащегося без наличия доверительного отношения к педагогу. Доверие к человеку рождается на невербальном уровне. Учитель должен быть интересной  и многогранной личностью. Внешний вид, речь и манера поведения  учителя должны располагать к себе обучающихся, а умение увлекательно и доступно преподнести материал подкреплять положительное впечатление.

Для оптимального усвоения новых знаний есть смысл подавать информацию на понятном для современных детей «языке».   На своих уроках я активно использую:

  • интернет - технологии,
  • технологии интерактивного обучения,
  • смартфоны.

Однако, кроме технической оснащенности, важно не забывать об индивидуальном и дифференцированном подходе в обучении.

Я хочу представить вашему вниманию систему мотивации, которая разработана и успешно применяется мной на уроках музыки, побуждающая все большее количество учеников активно включаться в работу.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_initsiativa_v_obrazovanii.docx17.46 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Не секрет, что на становление и формирование личности большое влияние оказывает школа.  Меня, как молодого учителя и как будущую маму, волнует вопрос воспитания и образования детей. Сегодня в эпоху стремительного развития информационных технологий, когда (интернет может дать ответ на любой вопрос и нет необходимости учить наизусть) информация не является труднодоступной, и нет необходимости что-то заучивать, особо остро стоит проблема мотивации у детей. Именно эту тему  «Система мотивации современных детей» я хотела бы осветить в  проекте «Моя инициатива в образовании».

Придя работать в школу, я сразу увидела, принципиальное отличие современных школьников. Основной проблемой является отсутствие мотивации к обучению. Свою педагогическую деятельность я начала относительно недавно. Однако, на мой взгляд, есть определенные основы, которые необходимо заложить детям с самого начала их обучения. Среди них смело можно выделить мотивацию, так как это важная составляющая процесса обучения.

Что же такое мотивация? Мотивация – это внутреннее или внешнее побуждение к действию ради достижения какого-либо результата. Для достижения положительных результатов, ученик должен обладать стремлением к познанию, которое подкрепляется значимыми для ученика стимулами.

Невозможна мотивация учащегося без наличия доверительного отношения к педагогу. Доверие к человеку рождается на невербальном уровне. Учитель должен быть интересной  и многогранной личностью. Внешний вид, речь и манера поведения  учителя должны располагать к себе обучающихся, а умение увлекательно и доступно преподнести материал подкреплять положительное впечатление.

Для оптимального усвоения новых знаний есть смысл подавать информацию на понятном для современных детей «языке».   На своих уроках я активно использую:

  • интернет - технологии,
  • технологии интерактивного обучения,
  • смартфоны.

Однако, кроме технической оснащенности, важно не забывать об индивидуальном и дифференцированном подходе в обучении.

Я хочу представить вашему вниманию систему мотивации, которая разработана и успешно применяется мной на уроках музыки, побуждающая все большее количество учеников активно включаться в работу.

Для изменения или контроля поведения можно использовать разные виды подкрепляющих стимулов: первичные и вторичные.

Первичные подкрепления включают в себя такие вещи, как пища, защита и людям не надо учиться любить их. Для учителей предпочтительнее использовать вторичные подкрепления – это похвала, положительные отметки, возможность поиграть.

В своей работе я использую следующие подкрепления:

  • Социальные – это похвала, улыбка, подбадривание, одобряющее похлопывание по  спине.
  • Символические – это вещи, которые можно обменять на более существенные формы подкреплений (золотые звездочки, жетоны, фишки обмениваются на отметку, угощение или дают право попасть на доску отличившихся учеников).
  • Связанные с деятельностью – игра, физминутка, просмотр мультфильма, совместные походы на мероприятия, участие в конкурсных выступлениях.

Мои предложения как можно попытаться сделать урок более интересным для детей, применяя подкрепления, следующие:

  • На уроках музыки при изучении теоретического материала о структуре музыкальных произведений проводить параллель с современными композициями. Рассказыть о жизни и творчестве великих композиторов через призму современных реалий.
  • На примере нашей школы проводить в учебных заведениях музыкальные праздники, патриотические мероприятия, творческие конкурсы, знакомя учащихся с музыкальной культурой России и зарубежных государств, предоставляя детям возможность проявить свои таланты и получить признание одноклассников.
  • Создавать творческие проекты, которые помогут учащимся лучше узнать и полюбить предмет «Музыка». На примере УМК «Музыка» Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева могу разъяснить: построение тем в учебнике имеет модульный характер. Каждый модуль состоит из блоков, в конце которого есть творческое задание. К примеру, ученик, изучая биографию и творчество классического композитора, делает проект о своем любимом исполнителе, рассказывая о его творческом пути.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Критерии эффективности воспитательного процесса

Выступление на МО классных руководителей...

Статья на тему: «Мотивация старших школьников с ОВЗ на уроках математики как средство эффективности учебного процесса»

Материал предназначен для учителей, работающих в старших классах коррекционных школ 8 вида....

Способы и процедуры оценки уровня достижений ключевых компетенций в учебном процессе

Современная школа призвана воспитывать учащихся, социально адаптированных к будущей жизни, и при этом создавать комфортные условия для получения образования. Не бывает двух одинаковых ответов, как нет...

Выступление на тему «Повышение учебной мотивации обучающихся как средство повышения эффективности учебной деятельности».

Выступление на тему«Повышение учебной мотивации обучающихся как средство повышения эффективности учебной деятельности».Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения м...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В НЕЯЗЫКОВОМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ СПО

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В НЕЯЗЫКОВОМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ СПО...