ИКТ на уроках музыки
статья по музыке
В данной статье рассказывется об используемых информационных и коммуникационных технологиях в образовательной практике учителя музыки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ikt_na_urokah_muzyki.docx | 21.1 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ИКТ на уроках музыки
Сочетание ИКТ связано с двумя видами технологий: информационными и коммуникационными.
Используя в комплексе информационные и коммуникационные технологии в образовательной практике, нужно отметить, что основной задачей, которая стоит перед их внедрением, является адаптация человека к жизни в информационном обществе.
Неотъемлемой частью информационной культуры являются знания новых информационных технологий и умение их применять как для автоматизации рутинных операций, так и в неординарных ситуациях, требующих нетрадиционного творческого подхода, особенно когда речь идет об искусстве.
Важным средством в достижении эффективного результата, как музыканта, в своей педагогической деятельности вижу использование возможностей информационно-компьютерных технологий.
Использование мультимедийной презентации на уроках музыки, как средство создания ситуации занимательности будет повышаться интерес учащихся к учебной деятельности и качеству образования. Важнейшее из условий, которое способствует возникновению заинтересованного отношения к произведениям искусства, - мотивация учебно-познавательной деятельности школьников, а также их активные и сознательные действия, направленные на освоение материала.
ИКТ сочетают в себе много компонентов, необходимых для успешного обучения школьников. Это –
• телевизионное изображение,
• анимация
• графика
• звук.
Грамотное использование компьютера помогает решить-
• дефицит наглядных пособий
• преобразить традиционные преподавание предметов
• оптимизировать процессы понимания и запоминания учебного материала
• поднять на неизмеримо более высокий уровень интерес к предмету
Кроме того, фрагменты уроков, на которых используются мультимедийные презентации, отражают один из главных принципов создания современного урока – принцип привлекательности. Благодаря мультимедийным пособиям, учащиеся отличаются высокой активностью на уроках (высказыватют своё мнение, размышляют, рассуждают). Демонстрационный зрительный ряд выполняет функцию эмоционально-эстетического фона восприятия музыки. Основой развития музыкального мышления детей становится неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразие вариантов «слышания» («видения») конкретных музыкальных сочинений, что позволяет учащимся устанавливать разнообразные интонационно-образные связи музыки с историей, литературой, различными видами изобразительного искусства, архитектурой, скульптурой, художественной фотографией и т. п.
Существует множество программ для работы с музыкой на компьютере. Условно их можно разделить на следующие группы:
• Музыкальные проигрыватели
• Музыкальные конструкторы
• Музыкальные энциклопедии
• Обучающие программы
• Программы для импровизации, группового музицирования, сочинения музыки.
Первая группа программ знаком любому пользователю ПК – это Windows Media Player, WinAmp и т.д. Возможности этих программ достаточно широки: воспроизведение музыкальных файлов, построение списка мелодий, запись в различных форматах.
Огромную помощь на уроках дают электронные музыкальные энциклопедии и компьютерные программы. Это «Энциклопедия классической музыки», «Энциклопедия популярной музыки Кирилла и Мефодия», «Соната. Не только классика: музыкальная коллекция». В них представлены сведения о шедеврах классической музыки, композиторах, о многих современных группах и исполнителях, музыкальных альбомах. Можно проследить историю развития той или иной группы, узнать о развитии рока, джаза, поп-музыки в России и за рубежом, прослушать запись или просмотреть видеоклип. Можно найти множество статей по музыкальной эстетике, теории музыки, акустике, исполнению, стилям, школам, жанрам и формам. Подробно рассказано о музыкальных инструментах и певческих голосах, музыкальных театрах и исполнительских коллективах. Кроме того, значительное место уделено истории музыки различных стран и народов, музыкальной жизни крупнейших городов, рассказам о композиторах, музыковедах, исполнителях, педагогах, музыкальных деятелях, мастерах-изготовителях музыкальных инструментов и многое другое.
Когда нужно привлечь внимание детей, направить их мышление в абстрактную, образную сторону, сделать музыку ярче, мы открываем зрительный образ в Windows Media Player или в WinAmp. В этих программах откроются всевозможные линии, графики, которые постоянно меняются, движутся вместе с музыкой, рисуя причудливые образы.
Учитель музыки систематически использует следующие информационные средства: фотоиллюстрации, видеофрагменты, презентации, выполненные в программном продукте MS PowerPoint. Показ фотоиллюстраций при наличии мультимедийного оборудования в классе удобнее, чем просто демонстрация фотографий, иллюстраций и репродукций.
Видеофрагменты имеют художественную ценность и используются в качестве источника информации и эстетических переживаний. Невозможно пройти такие музыкальные жанры как мюзикл, оперу, балет, не увидев их отрывки.
Еще одной формой использования информационно – коммуникационных технологий на уроках музыки является выполнение докладов, тестов, проектов с презентацией. На уроках могут использоваться презентации, подготовленные как учителем, так и учениками. Такой вид заданий очень полезен, потому что, для подготовки презентации ученик должен провести определенную исследовательскую работу, использовать большое количество источников информации. Ученик проявляет свой творческий потенциал, все это превращает подобную работу в продукт индивидуального творчества. В процессе демонстрации презентации ученики приобретают опыт публичных выступлений, который пригодится в их дальнейшей жизни. Но, конечно не стоит забывать, что важной составляющей уроков музыки является живая музыка и её ни чем не заменить!
Караоке - современная информационная технология нашего времени. В конце 70-х гг. XX века в Японии было изобретено устройство, быстро получившее широкую популярность.(переводится как «пустой оркестр») Для области караоке характерен чрезвычайно богатый выбор вокальных композиций: на DVD дисках и в Интернете содержится до нескольких тысяч произведений всех стилей и направлений - от классики до эстрады. Караоке на уроках музыки - это одно из средств, позволяющих повысить интерес к урокам за счёт разнообразных фонограмм и дающих возможность расширить репертуар.
Работа с Интернетом. Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) по предмету «Музыка» (как и по другим школьным предметам) расположены на сайте: http://www.school-collection.edu.ru/. Коллекция ЦОР содержит звуковые файлы по разделам: «Русская классическая музыка», «Зарубежная классическая музыка», текстовые разделы: «Тематические подборки ЦОР по предметам», «Педагогическая мастерская», «Мастер-класс», «Методические материалы». Коллекция имеет справочную базу – «Рекомендации по работе с коллекцией», «Полезные ссылки».
При отсутствии конкретного нотного материала неоценимую помощь оказывают «нотные архивы» из Интернета, в которых можно найти ноты, как детских песен, так и классических произведений.
Ученики с удовольствием выполняют домашние задания, связанные с работой в Интернете. Для домашней работы они получают индивидуальные задания: подготовить биографию композитора, историю создания изучаемого произведения или другую информацию. Такая работа с компьютером включает несколько этапов: поиск нужных статей, анализ материала; эти сведения дополняются слушанием музыкальных фрагментов, углублением в историю создания этих произведений.
Использование ИКТ приводит к целому ряду положительных следствий:
• облегчает процесс усвоения материала учащимися;
• возбуждает живой интерес к предмету познания;
• расширяет общий кругозор детей;
• возрастает уровень использования наглядности на уроке;
• идет более полное усвоение материала;
• идет овладение учащимися умения добывать информацию из разнообразных источников, обрабатывать ее с помощью компьютерных технологий;
• повышается производительность труда учителя и учащихся на уроке
Таким образом, применение информационно – коммуникационных технологий делает урок познавательным, разнообразным, а самое главное – современным.
Применяя новые информационные технологии на уроках музыки, нельзя забывать о том, что эти уроки общения с искусством. Вот почему так важно не «подменить» их общением с компьютером, не «засушить» урок, не превратить его в технический практикум. Для этого есть уроки информатики. Поэтому следует использовать только те программы, которые помогут раскрыть, развить и реализовать способности ребенка, старясь не перегрузить компьютером.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
УРОК МУЗЫКИ "ДУХОВНАЯ МУЗЫКА.ОБРАЗЫ ДУХОВНОЙ МУЗЫКИ"
РАЗРАБОТКА УРОКА 6 КЛАСС...
Урок музыки в VI классе. Тема урока: Сказочные образы в музыке. Опера «Снегурочка» Н.А.Римского-Корсакова. (2-й урок по данной теме)
VIкласс. Тема урока: Сказочные образы в музыке. Опера «Снегурочка» Н.А.Римского-Корсакова. (2-й урок по данной теме)Тип урока: урок-сценарий.Цель: Показать жизнеутверждающую красоту музыки...
Сценарий урока музыки: «Музыка и литература» «Музыка и слово» (Народная песня в стихотворении Н.А. Некрасова «На Волге»)
Урок музыки в 5 классе...
Классическая музыка и её значение в формировании процесса развития восприятия музыки среди школьников на уроках музыки.
В Данной публикации говорится о нескончаемом источнике в формировании процесса развития восприятия музыки учащимися. Тем самым позволяет повысить процесс музыкального мышления, воспи...
Урок музыки и движения в 9 классе для учащихся с ОВЗ. ГБОУ школа № 439 г. Петродворца (Санкт-Петербург). Учитель музыки высшей квалификационной категории Белозерова Галина Михайловна. Тема урока: «Духовная и народная музыка»
Урок музыки в 9 классе для учащихся с ОВЗ.ГБОУ школа № 439 г. Петродворца (Санкт-Петербург).Учитель музыки высшей квалификационной категории Белозерова Галина Михайловна.Тема урока: «Духовная и ...
Урок музыки в 6 классе. Тема четверти: «В чём сила музыки?» Тема урока: Стилевые особенности музыки В. Моцарта 6 класс
Конспект урока на основе применения проблемно-исследовательского метода, который является неотъемлемой составляющей технологии творческого междисциплинарного обучения. Технология творческого междисц...
Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс.
Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс....