методическая разработка"Моделирование художественно-творческого процесса на уроках музыки"
методическая разработка по музыке
Обобщая достижения теории и практики, я пришла к осмыслению существующей потребности обучающихся к активной, творческой деятельности.
В ходе изучения проблемы художественно-творческого развития школьников была разработана модель, в которой были сформированы содержание, формы, методы, технологии развития личности на уроках музыки ..
Согласно этой модели, был разработан цикл занятий по музыкальному образованию и воспитанию учащихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
modelirovanie_tvorcheskogo_protsessa.docx | 31.04 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Кочурова Ольга Александровна, учитель музыки, МБОУ "СОШ
№ 46" г. Братска, Иркутской области.
Обобщая достижения теории и практики, я пришла к осмыслению существующей потребности обучающихся к активной, творческой деятельности. В ходе изучения проблемы художественно-творческого развития школьников была разработана модель, в которой были сформированы содержание, формы, методы, технологии развития личности на уроках музыки ..
Согласно этой модели, был разработан цикл занятий по музыкальному образованию и воспитанию учащихся
МОДЕЛИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОГО ПРОЦЕССА НА УРОКАХ МУЗЫКИ.
«Музыка – это образ наполненный смыслом…» О. Шпенглер
«Музыка – это тайное метафизическое упражнение души…» А. Шопенгауэр
Трудно не согласиться с этими словами. Но что нужно сделать, чтобы искусство не было отчуждено от ребенка, а стало частью его души? Как сделать урок музыки – уроком познания себя и окружающего мира, уроком творчества? Ответить на этот вопрос мы сможем тогда, когда научим любить музыку, когда дети начнут ее чувствовать и понимать ее глубинный смысл. И мне как учителю музыки необходимо создать все условия, чтобы дети хотели постигнуть таинство музыки».
«Музыка моей души –
Это звук сердец
влюбленных,
Это гром богов небесных,
Это луч людей земных,
Это танец для двоих.
Давыдова Настя,
ученица 6а класса.
Пройдя путь с 1 по 8 класс, учащиеся, за это время должны постичь духовный опыт человечества и раскрыть механизм превращений жизненных явлений в музыкальные образы. А главное научиться: слушать, чувствовать,понимать.
Секрет обучения ребенка состоит в развитии творческих способностей и свободному творческому мышлению, постижение абсолютной свободы творчества через непосредственное знание природы и своего внутреннего опыта.
Задача:
1)Раскрыть творческое – бессознательное и выразить в образах.
2) Раскрыть образную взаимосвязь природы и человека
3) Раскрыть взаимосвязь природы искусств и наук
4) Раскрыть взаимосвязь между чувствами, средствами выразительности и образами
5) Раскрыть временную сущность искусства
6) Развить способность к индивидуальной творческой деятельности.
Основополагающая цель:
Всестороннее развитие личности и творческого потенциала. Воспитание чувств.
Предлагаемая мною технология педагогической деятельности направлена на преображение человеческого духа – универсального средства для решения многих нравственных проблем.
Уже с рождения в каждом человеке заложен природный код, код гармонии. Почему так образно, символично и непосредственно дети младшего школьного возраста воспринимают действительность? Неудивительна детская способность символизировать и устанавливать ценности в мире, так как их чувства не подвержены законам общества.
На первом этапе нужно научить ребенка вспомнить уже заложенную в нем природу, ведь первоначально человек был близок к ней, но в связи с мутацией утратил способность воспринимать гармонию мира. Необходимо вернуть ребенка в первоначальное духовное состояние через комплексное восприятие действительности средствами музыки погрузить его в мир природы и искусства. А извлечь информацию из глубин подсознания можно в момент творческого погружения. Затем создать образ, «музыку души», в виде рассказа, картины, песни, стихотворения, театрального образа («Музыка моей души – это…»).
Желание детей выражать образы своих чувств с помощью музыки становятся предпосылкой к проявлению нестандартного взгляда на мир,
Важно удерживания этого состояния, при котором музыкальный образ находит отклик в душе
«Сначала неизбежно идут Музыка, фантазия, сказка, а за ним и научный расчет и уже, в конце концов, исполнение венчает мысль» (К. Циолковский)
С самого раннего детства необходимо воспитать у детей цельное восприятие искусств(звук, цвет и слово), стимулируя все фантазией и воображением.
В вопросе познания духа наука и искусство идут параллельными путями. Школьная программа должна вернуться к своей истинной сущности- понимания природы вещей. В этом познании музыка занимает важное место. Поэтому необходимо новое видение мира, где единство всех наук и культур объединились бы в одну общую цель – познание гармонии миропорядка.
Музыка тяготеет к всевозможным комбинациям, в особенности тяготеет к литературе и живописи.(Музыка-литература-живопись–история-физика-биология-география- математика - химия - философия - языки…)
Мир многогранен и главное в нем найти свое «Я». Одним из ключевых моментов моей педагогической философии, является постижение гармонии музыки, природы и природы в музыке; генетического родства природы, человека и искусства. В основе всей моей педагогической концепции лежит идея золотого зерна (как именовали ее в древнем Китае), где человек рассматривается как составляющая частица Вселенной. В основе технологии лежит философия знаков-символов и знаковых систем - образов
Художественный образ – основное ядро произведения, в нем есть свое символическое значение, а из элементов складывается общая картина. Важнейшей чертой картины мира, как считают на востоке, сознание единства всех предметов и событий. В каждом музыкальном произведении органично сплетаются основные символы природы – земля,воздух, огонь, вода, человека, предметы – каждый из них символичен.
Важно правильно истолковать образы-символы музыкального искусства, что поможет правильно раскрыть основную идею произведения. И свою задачу, как преподавателя я вижу в развитии в учащихся понимания языка музыки, как способа познания мира.
Человек всегда стремился узнать, как возник мир, как он устроен и по каким законам живет. Уже сам пытливый вопрос о происхождении Вселенной показывает, что окружающий мир – это контраст природных явлений и состояний.
«Для чего человек рожден на Земле? Чтобы делать мир красивым и созидать во имя красоты»
Воплощая в своих образах идеал красоты, музыка пробуждает в учащихся способность находить внутреннюю меру предметов. Учить чувствовать и понимать красоту, значит творить сообразно ее законам. Я выявляю три основных закона, закон истины,добра и красоты, в котором заключена вся концепция искусства...
1) Знание – это образ наполненный смыслом.
2) Добро– это чувства и эмоции.
3) Красота – гармония – средства выражения. Это форма освоения мира.
Творческий процесс на уроке я разделяю на четыре этапа, где я приобщаю детей к образному многообразию.
Первый этап раскрытие образа средствами чувств.
Второй этап – раскрытие образа средствами выразительности.
Третий этап – раскрытие образа анализ и сопоставление, размышление, умение найти скрытую идею музыкального произведения.
Четвертый этап – создание музыкального образа самостоятельно (сочинить, изобразить, выразить).
Я слушаю музыку – я музыкант – я художник – я писатель – я режиссер
Главная задача на первом этапе раскрыть.музыкальный образ через художественное и поэтическое творчество.
Развитие изобразительной и поэтической деятельности через музыку дает возможность увидеть мир в новом ракурсе. Таким образом полноценно понять художественный образ музыки можно только в условиях взаимодействия синтеза искусств, что поможет создать оптимальное условие для раскрытия многосторонних способностей и будет способствовать формированию сотворческой деятельности.
В работе я часто использую термины: ритм живописи, мелодичность стиха, колорит в музыке, ритмический рисунок, гармонический окрас, музыкальная картина симфоническая картина, пейзажность в музыке, изобразительность стиха.
В связи с выше указанным, для себя я выделила наиболее актуальными следующие методы работы, где главным является раскрытие образной сферы музыки:
1) Метод мелодико-графического моделирования.
2) Метод цвет-образ
3) Метод моделирования художественного образа
4) Метод символического видения
5) Метод смыслового видения.
6) Метод звук-слово
7) Метод погружения.
8) Метод контрастного сопоставления.
9) Метод представления.
10) Метод музыкально-образной драматургии
11) Метод проектной деятельности.
Каждое произведение несет свой образно-выразительный смысл, свою трактовку, воплощение образов, изобретение, открытие – одним словом своя конструкция. Поэтому раскрывать образную сферу музыки каждый раз будем по разному. В основе технологии лежит теория символов и знаковых систем.
Человек имеет знаковый характер сознания, реальная действительность представляется нам через знаки-символы. Каждый образ искусства символичен, в каждом заложен определенный смысл. Моя задача как педагога при помощи верного истолкования раскрыть их значение. В каждом произведении органично вплетаются образы – природы( вода, огонь, воздух, земля, человек и предметы.) Все они взаимосвязаны друг с другом. Как только в голове учащегося складывается знаковая система образов, сами знаки для него приобретают выразительное значение, отдельных личностей, мир композитора и свой внутренний мир. Свою главную задачу, как преподавателя я вижу в развитии понимания языка музыки, как способа познания гармонии мира.
В своей технологии я также использую теорию художественных открытий.
«Надо быть изобретателем, создать свою модель мира и образов, где композитор раскрывался как мастер и творец. Музыка-свободная игра фантазий, построение образа под воздействием чувств» (Стравинский)
«Соединить несоединимые образы в искусстве и найти их общую идею» (Ф. Шопен)
«Уметь найти и понять тему первого и второго рода» (Ф. Лист)
«Раскрыть мир природы окружающего мира и человека в нем»( Восточные философы)
«Важно через музыкальные образы раскрыть событие эпохи, времени, страны, раскрыть судьбу и характер самого композитора» (М.Глинка)
Что значит правильно смоделировать образ – это, прежде всего, проживать его изнутри, что побуждает самостоятельно размышлять, активно включать воображение. Главная задача учителя – поставить ученика в воображаемую среду.
Мною разработана система творческих заданий, вопросов, которые помогают раскрыть образную сущность искусства.
Можно ли по музыке определить время, судьбу композитора, его характер (Игра диалог времен).
Если бы я был режиссером, какой бы я снял фильм, клип по этой музыке?
Определить символы эпохи и построить модель этого времени. Смоделируйте образ на бумаге. Оживите картину средствами музыки...
Таким образом, ученики становятся на мгновение художниками, режиссерами, поэтами, главными героями сказок, философами, историками и т.п. Ученики моделируют образ: сравнивают и сопоставляют, подбирают к нему музыкальные инструменты,преобразуют-жанровые особенности и способ исполнения-раскрывают основную идею-основные символы, чувства-мысли и наконец изображают движение музыки. Таким образом, у детей ярко проявляется творческое начало, они чрезвычайно изобретательны в передаче образного восприятия, им свойственна творческая активность. Ученик развивает в себе эмоционально образные качества изобретательности, воображение, образность, умение вести диалог.
«Музыка – это картина, в которой живет мир».
«Давайте нарисуем образ музыки, ее движение восходящие и нисходящие линии. Что у нас получилось, какие образы мы видим».
Учащиеся рисуют мелодико-графическую схему музыки. Они видят что движение мелодии перерастают в образы музыки. Выявляют основной образ и его символы. Разграничивают художественные образы. Цветок и мотылек художественные образы. А земля-«песок», огонь-«солнце», ветер-«воздух» –элементы природы. Цветок – это музыка.(искусство).Мотылек-свобода творчества и власть воображения.
Этот методологический подход позволяет развить в детях мелодический, интонационный, ритмический слух, развить умение мыслить образами.
«Музыка и элементы природы» Метод-цвет-образ.
Задача научиться видеть в музыке основные природные стихии и выражать свое ощущение в элементах мира. Выясняем, какие элементы неживой природы являются частью биосферы и как проявляют себя элементы природы в искусстве. Выясняем, что каждой стихии соответствуют свои образы, своя музыка, свои интонации, свой цвет. На примере Китайских и Японских художников можно обнаружить четыре основных цвета соответствующие разным элементам природы Красный – огонь (символ духовности). Синий-вода (быстротечная жизнь). Черный или зеленый-земля, Белый-воздух. Ученики замечают, что к каждому цвету соответствует свой музыкальный образ, своя музыка. Слушая музыку, ученики отмечают, как постепенно и неодновременно начинают звучать элементы природы. Дети слышат волнообразные переливы воды, звучание восходящего солнца, просыпающуюся землю и воздух, который вдыхает жизнь. Кто же звучал первым. Это вода (символ зарождающей жизни). Ученики слышат, что у каждого образа природы – свой инструмент, голос Воды-гитара, солнце Огонь-саксофон, голос Земли – скрипки и ударные, Воздух-арфа, маракас.
Таким образом, в предмет музыка входит проблема эстетической организации природной среды, социальной формы поведения людей, красоты человеческих отношений.
«Музыка – это еще и отражение времени». Только через музыку мы можем ощутить время данной эпохи.
После погружения в музыку.
« Назовите основные образы средневековья и определите их основную роль в эпохе…» Рыцарь- церковь- трубадур.
Какай музыкой они будут изображены?» Учащиеся раскрывают жанровые особенности способ исполнения и особенность звучащей музыки. Определяют основную идею времени. Строят модель времени.(церковь-природа–человек).Рисуем модель времени. Поэтизируем основные символы времени. Отвечают на зрительные тесты (например:«Какая картина или какой образ прозвучал?»)
Творческие задания на моих уроках не только развивают образно, но и заставляют размышлять, анализировать, включая разные виды творческого познания. Все это воспитывает гармонично развитую личность, развивает умение взаимодействовать на уровне созидательности в творчестве, взаимодействовать с разными видами искусств и наук. Одним словом музыка расширяет широкий спектр познания.
Основными критериями оценки результатов обучения продуктивно–творческой деятельности выступает приоритетность качественных изменений, происходящих в учащихся:
- уровень внутренней открытости для постижения музыки.
-уровень сопричастности к содержанию музыки и стоящими за ними жизненными явлениями
-уровень ориентированности в закономерностях музыкального искусства, музыкально – драматических процессах, выразительных средств музыкального произведения.
Проводимая мною работа по раскрытию природосообразности музыкального искусства дает очень высокий показатель качества знаний и уровень обученности школьников.
«Птицы ввысь метнулись
И пропала грусть,
До свиданья, музыка!
Я к тебе вернусь!»
Сапогова Ира,
ученица 8а класс.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Информационные технологии в процессе обучения на уроках кулинарии"
Данная работа является методическими рекомендациями преподавателя высшей квалификационной категории Л.В. Кунаковой по внедрению в образовательный процесс информационных технологий по предмету ку...
Методическая разработка "Здоровьесбережение и здоровьесберегающие технологии на уроках музыки"
Проблема сохранения и укрепления здоровья учащихся существует уже достаточно давно. Здоровье ребенка, его физическое и психическое развитие, социально-психологическая адаптация в значительной степени ...
Методическая разработка " Работа над вокальными навыками на уроках музыки"
Процесс вокально-хоровог воспитания и обуения многогранен. Выразительное, художественное исполнение требует владения вокально-техническими навыками....
План проведения методической недели «Развитие художественно-творческих способностей в продуктивной деятельности детей дошкольного возраста».
План проведения методической недели в ДОО...
Методическое сообщение Развитие художественно - творческих способностей через индивидуальный подход к учащимся на занятиях ИЗО
Цель моего обучения: помочь ребенку справиться со страхом неудачи, суметь раскрыться в своих возможностях, ведь индивидуальные возможности у всех детей разные, к тому же большое влияние имеют социальн...
Методическая тема "Развитие художественно-творческих способностей через индивидуальный подход к учащимся на уроках ИЗО"
В связи с внедрением ФГОС и нового закона РФ «Об образовании» возникает острая необходимость в новых подходах к преподаванию изобразительного искусства. Известно, что в младших классах авт...