Внеклассное мероприятие по музыке "Музыка и космос"
методическая разработка по музыке (7, 8, 9 класс)
Воображение композиторов, писателей, художников не могло остаться равнодушным к чарующим красотам звездного неба. Какая же она музыка космоса, музыка других миров? Чтобы совершить необычное путешествие во Вселенную, в ее необъятные просторы, нам поможет в фантазия, воображение и музыка композиторов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kosmos_i_muzyka.docx | 26.75 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие по музыке: «Космос и музыка»
Тип: Интегрированный
Вид: урок- путешествие
Цель: Создание условий для развития художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии через использование приёмов системно - деятельного обучения.
Задачи:
Образовательные:
знакомство учащихся с образами музыки советского периода;
актуализация жизненно-музыкального опыта учащихся,
выражение личностного отношения к музыке,
систематизация знаний о музыке.
Коррекционно-развивающие:
развивать стремление осознанно воспринимать музыкальное произведение,
развивать музыкальный кругозор и словарный запас учащихся,
развивать представления, память, воссоздающее воображение, зрительное и слуховое восприятия.
развивать умение выражать свои эмоции и чувства соответственно услышанному.
Воспитательные:
воспитывать уважение к музыке разных эпох и композиторов,
воспитывать умение работать в коллективе.
воспитывать художественный вкус учащихся.
Формирование УУД:
личностные: воплощать художественно-образное содержание в слушании музыки, в пении, рисунке; распознавать и эмоционально откликаться на выразительные и изобразительные особенности, как музыке, так и в изобразительном искусстве;
познавательные: овладевать умениями и навыками интонационно-образного анализа музыкального произведения; формировать устойчивый интерес к музыкальному искусству и музыкальным занятиям, позитивный эмоциональный отклик на слушаемую и исполняемую музыку, на участие в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности;
регулятивные: оценивать собственную музыкально-творческую деятельность и деятельность одноклассников;
коммуникативные: осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнера в процессе музыкально-творческой деятельности;
Образовательные технологии:
- технологии развивающего обучения;
-информационно-коммуникационная технология;
- игровая технология
Ожидаемый результат:
1. Высказывать собственное мнение о художественных достоинствах отдельных музыкальных произведений.
2. Воспринимать образцы музыки других эпох.
3. Узнавать произведения отечественных композиторов.
4. Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека.
Оборудование: компьютер, проектор, синтезатор.
Муз. материал: музыка гр. Спейс, видео Чарльз Айвз «Космический пейзаж», Э.Н.Артемьев «Мозаика», песня «Космос» В.Ярушина, Д.Шостакович и Е Долматовский «Родина слышит», О.Фельцман и В.Войнович «Четырнадцать минут до старта»
Ход:
(Слайд 1)Эпиграфом нашего занятия будет высказывание русского учёного и поэта Михаила Ломоносова:
«Открылась бездна, звёзд полна, звездам числа нет, бездне дна...»
Сейчас мы прослушаем фрагмент музыкального произведения. Ваша задача, внимательно вслушаться и после прослушивания ответить на вопросы.
Звучит музыка группы «СПЕЙС».
Скажите, к какому жанру относиться это произведение? (вокальный, инструментальный). В каком исполнении прозвучало это произведение; (инструментального ансамбля) Какие интонации прослеживались? (спокойные, ровные, летящие, таинственные..), а как воздействовала музыка на ваше воображение, т.е. что вы представили, (ощущения полёта, легкости, невесомости, дали..) Этот фрагмент прозвучал в исполнении французской группы, с англоязычным названием «Спейс», что в переводе на русский язык означает «Космос».
Продолжить я хочу отрывком одного из стихотворений Людмилы Шакун (Слайд 2)
Я стою на пороге Вселенной,
Вихри космоса веют в лицо,
Все, что вечно, и все, что мгновенно,
Припорошено звездной пыльцой.
Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем уроке? Верно, о космосе! (Слайд 3)
Вам нравиться смотреть в небо? А представлять, что вы летите высоко, высоко над Землёй? Вид звездного неба – эта бриллиантовая россыпь множества звезд всегда привлекал, завораживал человека. Чем привлекал Космос людей? (притягательностью, красотой, таинственностью, загадочностью). Воображение композиторов, писателей, художников не могло остаться равнодушным к чарующим красотам звездного неба. Какая же она музыка космоса, музыка других миров? Сегодня мы совершим необычное путешествие во Вселенную, в ее необъятные просторы, а поможет нам в этом фантазия, воображение и музыка композиторов.
Давайте прослушаем фрагмент музыкального произведения «Космический пейзаж» американского композитора Чарльза Айвза, который сочинял своеобразную, необычную музыку, как сама Вселенная. (Слайд 4)
Фрагмент музыкального произведения, который прозвучал, трудно назвать просто симфоническим произведением. Эта пьеса, построенная на диалоге струнных и деревянных духовых инструментов, стала философским размышлением о месте и роли человека во Вселенной.
Космос-это огромная вселенная, а человек, только её малая частичка. Сколько бы мы не изучали Космос, всё равно останется масса неизведанного, неопознанного. Сейчас мы услышим с вами фрагмент произведения «Мозаика» отечественного композитора XX века Эдуарда Николаевича Артемьева.
В каком исполнении прозвучал фрагмент произведения? (В электромузыкальном) С появлением электромузыкальных инструментов, значительно расширились возможности создания музыки. И композитор Э.Н.Артемьев, тоже создал в своих музыкальных сочинениях образы космоса, при помощи электромузыкального инструмента синтезатора.
(Слайд 5) Синтезатор - это современный музыкальный инструмент, акустические возможности которого настолько уникальны, что позволяют передать красочность и гармонию Вселенной.
Какие звуковые эффекты использует композитор? (Гулы, шумы, звуковые волны, вибрирующие в пространстве, блики, пение - звуки, отражение...)
Композитор применил, технику музыкальных композиций. (Слайд 6) «Cонорика» (от лат. sonorus – звонкий, звучный, шумный) – так называют вид современной техники музыкальной композиции. Сонорными средствами являются музыкальные шумы, звучащие без определённой высоты.
Рассмотрите, пожалуйста, картину «Солнечная корона». (слайд 7) Эта картина написана знаменитым космонавтом Алексеем Леоновым, который стал первым человеком, вышедшим в открытый космос в 1965 году. «Солнечная корона»-так называется эффект, который космонавт наблюдал из иллюминатора космического корабля . Это своеобразные отсветы от солнца, напоминающие корону или кокошник. Первые наброски Леонов сделал, находясь на борту корабля, а позже закончил картину. Космос недоступен множеству людей. Каждый человек в душе художник и он видит свою версию космоса (показ цветового спектра). В спектре можно увидеть не только главные цвета, но и богатство оттенков. Итак, приступаем к практической работе и под звучание музыкального произведения Э.Н.Артемьева выполните рисунки.
(Слайд 8, 9) «Рассвет. Ещё не знаем ничего.
Обычные « Последние известия»…..
А он уже летит через созвездия.
Земля проснется с именем его.
Волненье бьет, как молоток по нервам,
Не каждому такое по плечу:
Встать и пойти в атаку, самым первым
Искать!- других сравнений не хочу!!!».
Кому посвящаются эти строки? (Ю.А. Гагарину.)
(Слайд 10) 12 апреля 1961г., в космос был запущен первый космический корабль с человеком на борту. Им был наш соотечественник лётчик-космонавт Юрий Алексеевич Гагарин. Пилот космического корабля (КК) « Восток». Лётчик- космонавт СССР №1. Первый космонавт планеты Земля! Полёт продолжался 1 час 48мин. Корабль «Восток» совершил один виток (оборот) вокруг Земли. Полёт Гагарина открыл новую эру в истории мировой науки- эру космонавтики.
Отбор для полета в космос шел очень жесткий, учитывалось абсолютно все. И моральные качества, и биография и состояние здоровья. Полететь в Космос должен был человек необыкновенно смелый, решительный, здоровый ,а также находчивый и сообразительный. Как вы думаете, почему именно ти качества должны были присутствовать у космического пилота? Потому как не все было так гладко. Не забывайте, что это был ПЕРВЫЙ ПОЛЕТ, а потому, все могло в любую минуту пойти не так было задумано.
Подготовка пилотов шла целый год, бесконечные испытания, тренировки. Подводное плавание, где надолго приходилось задерживать дыхание. Прыжки с парашютом с приземлением в воду. Занятия на центрифуге, аппарате, готовящем к большим перегрузкам организма. Космонавтов предупредили сразу: упражнения на центрифуге – цветочки по сравнению с тем, что придется пережить при старте ракеты. К аппарату, проверяющему выносливость конкурсантов, была подключена аппаратура, предназначенная для регистрации физического состояния и функциональной возможности всего организма человека. Будущих космонавтов тренировали и в специальной термокамере. В космосе, по словам врачей, возможны любые перегрузки, в том числе и температурные. С такими перегрузками справились далеко не все. Гагарин же мужественно прошел и это испытание. Еще один аппарат, на котором тренировали будущих космонавтов, назывался вибростенд. Этот агрегат имитировал вибрацию корабля при работающих ракетных двигателях.
Занятия проходили и на специальном макете кабины космического корабля. Конкурсанты должны были стать единым целым с ней, привыкнуть ко всем кнопкам и тумблерам. Стоит отметить, с молодыми людьми отрабатывали не только штатные ситуации полета в космос, но и экстремальные ситуации, в которых Юрий Гагарин ориентировался прекрасно.
И вот наступил наконец то день долгожданного полета…Громадная махина весом более 4000 килограмм взлетела в воздух со скоростью 8 километров в секунду! Как думаете, что почувствовал Юрий Гагарин?
Да, вероятно он испытывал одновременно целую гамму чувств и страх, и ужас, и громадные нечеловеческие перегрузки организма. И когда с Земли стали связываться с космонавтом он долгое время молчал, не в силах что либо ответить. А что же можно было взять с собой в Космос, что помогло бы снова обрести состояние равновесия, прежде всего душевного? Песню! Именно песня зазвучала в наушниках скафандра Юрия Гагарина. Зазвучала песня «Родина слышит». В основе песни - стихотворение Евгения Долматовского (1915-1994), написанное в 1950 г. "Родина слышит" навеяно подвигами военных лётчиков, как до, во время, так и после войны. Мелодия песни долгие годы служила позывными Всесоюзного радио, а в 60-х годах стала своеобразным гимном космонавтики, с подачи Ю.Гагарина. В сохранившейся стенограмме его старта записано, как он слушал "Родина слышит", а сам он сказал после приземления:
… Был полон радости, когда коснулся Земли. Когда спускался, то уже сам пел песню: «Родина слышит, Родина знает»…
Слушаем песню «Родина слышит»
Образ чего воспет в этой песне? Какое влияние она оказала на космонавта? Что почувствовал Ю.Гагарин, когда услышал эту песню?
(Слайд 11) Любимой песней Гагарина стала и песня «Четырнадцать минут до старта» композитора О. Фельцмана на стихи В.Войновича; это одна из самых популярных советских песен начиная с 1960-х годов.
Однажды осенью 1960 года срочно потребовалась песня о космонавтике — позже выяснилось, что задание о песне было спущено с самого верха, от советского правительства: именно тогда планировался первый запуск человека в космос, который по техническим причинам был затем перенесен на апрель 1961 года.
Слушаем песню. А почему понадобилась именно такая песня? Популяризировать героическую профессию….. К тому же многие космонавты потом брали и слушали ее в космосе.
Итог урока
(Слайд 12) Наше космическое путешествие подходит к концу. И в заключении представляем выставку своих работ и поём песню «Космос» В.Ярушина.
Космос, как старый колдун,
Молча, тайны хранит.
Там, среди звезд и планет,
есть ему, что скрывать.
Солнце восходит в зенит,
снова ракета летит,
Чтобы из тысячи тайн
хоть одну разгадать.
Вот бы и нам
полететь высоко-высоко.
Вот бы и нам
по одной из планет погулять.
Пусть это все нелегко,
пусть это все далеко,
Будем учиться мы
и о полетах мечтать.
Припев.
С солнечным рассветом
сядем мы в ракету с тобой,
Двигатели, ахнут, и земной нарушат покой.
Надо торопиться, надо много в жизни успеть,
Чтобы, как Гагарин, землю хоть разок облететь.
Там, говорят, можно встретить всегда НЛО,
Там, говорят, есть подобные нам существа.
Вот бы нам их повстречать, сможем мы друг друга понять.
Будем учить повторять их простые слова.
Припев.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по физике "Нам космос покоряется"
Разработка внеклассного интегрированного мероприятия по физике и астрономии для учащихся 11 класса...
Интегрированное внеклассное мероприятие с обучающимися в 1-2 кл. "Летим в космос"
Занятие проведено учителем-логопедом совместно с воспитателем группы продленного дня с обучающимися в 1-2 кл....
Внеклассное мероприятие, посвященное 50-летию полета человека в космос.
Цель мероприятия: рассказать учащимся о жизни и подвиге первого космонавта Ю.А. Гагарина; познакомить учащихся с жизнью и ...
Внеклассное мероприятие "Удивительный мир космоса"
Внеклассное мероприятие для учащихся 5-6 классов "Удивительный мир космоса"...
«На пыльных тропинках далёких планет останутся наши следы…» Внеклассное мероприятие, посвященное 50-ти летию первого полета человека в космос
Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвященного первому полету человека в космос, разработанного и проведенного преподавателем для расширения представлений учащихся о том, что такое кос...
внеклассное мероприятие по теме "Космос"
В данном материале излагается проведение конкурса "Космические дали",дается ход проведения мероприятия для учащихся 7,8 классов. ,вопросы к викторине ,кроссворды....
Интегрированное внеклассное мероприятие "Полет в космос"
Интегрированное внеклассное мероприятие (физика+астрономия+химия) "Полет в космос" способствет расширению знаний обучающихся о космосе, увеличивает познавательный интерес к предметам, развивает творче...