Интегрированное внеклассное мероприятие "Полет в космос"
учебно-методический материал по естествознанию по теме
Интегрированное внеклассное мероприятие (физика+астрономия+химия) "Полет в космос" способствет расширению знаний обучающихся о космосе, увеличивает познавательный интерес к предметам, развивает творческие и коммуникативные интересы. В процессе проведения выявляется степень усвоения изучаемых тем и вопросов и умение применять их для объяснения различных явлений. В данной методической разработке использовались игровые и ИКТ-технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannoe_vneklassnoe_meropriyatie_polet_v_kosmos.rar | 535.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированное внеклассное мероприятие-вечер «Полет в космос»
”Per aspera ad astra!”
Развивающие цели:
- побуждение учащихся к познавательной деятельности;
- развитие логического мышления;
- реализация межпредметных связей физики и химии, информатики и астрономии;
- развитие сообразительности.
Воспитательная цель игры: воспитание любознательности, наблюдательности, внимательности, коллективизма.
Подоконник ладонями стиснув,
Ты стоишь, запрокинув голову,
И летят позывные мыслей
К дальним звёздам – белые голуби.
Где-то там, в беспредельной темени,
За границами звёздной Арктики,
В недоступном пространстве и времени
Проплывают иные галактики.
Я уверен: в каком-то созвездии
Есть планеты, как наша, зелёные,
И живут там твои ровесники –
Космонавты, поэты, учёные.
И в такую же полночь лунную,
Запрокинув мечтательно голову,
Загрустила ровесница юная
На планете в созвездии Голубя.
/Борис Дворный. «Мечта»/.
Веками человек смотрел в небо. Он ходил по земле и не боялся уплывать далеко в море, но небо было огромным и непонятным для него. Человек поселил в небе богов. Но человеку хотелось подняться туда самому. И тогда возникали сказания о людях, которые могут летать, появлялись фантастические романы, конструировались летательные аппараты, так и оставшиеся на земле.
И вот наступил ХХ век. Уже летали в небе самолёты, а в космос поднялись первые ракеты. Люди верили, недалёк тот день, когда в космос полетит человек.
Сегодня мы совершим путешествие в космос.
Наше путешествие будет проходить через семь планет-станций нашей солнечной системы. На каждой планете вас ожидает масса интересных заданий. За каждое правильно выполненное задание вы будете получать жетон. По результатам этих конкурсов и будут выявлены победители.
Мы с вами живем на планете Земля. Земля – это третья планета от Солнца. Чтобы отправиться в путешествие, необходимо проверить готовность к полету.
Этот конкурс – своеобразный экзамен перед стартом. Итак, начинаем. /Презентация/
I. Блиц-опрос:
- Что означает слово «астрономия»? (Наука о звёздных законах)
- Когда был запущен 1 космический спутник Земли? (4 октября 1957 г.)
- Когда американские астронавты впервые ступили на поверхность Луны? (В июле 1969 г.)
- Сколько звёзд в Солнечной системе? (Одна – Солнце)
- С какой наукой тесно связана астрономия? (С физикой)
- Основной астрономический прибор для наблюдений. (Телескоп)
- Доказательством чего является смена дня и ночи на планете? (Вращения Земли вокруг оси)
- В каком направлении вращается наша Земля? (С запада на восток)
- Что означает слово «зодиак»? (Круг животных)
- Назовите дату весеннего равноденствия. (21 марта)
- Что означает слово «космонавтика»? (Кораблевождение)
- Как называется космический транспорт? (Ракета)
- Кто является основоположником космонавтики? (Циолковский)
- Назовите дату первого пилотируемого человеком космического полёта? (12 апреля 1961 г.)
- Назовите родину Коперника. (Польша)
- Сколько планет в солнечной системе? (9)
- Под действием какой силы происходит движение планет вокруг Солнца? (Силы тяготения)
- Основной научный метод изучения небесных тел в астрономии? (Наблюдения)
- Назовите дату осеннего равноденствия. (23 сентября)
- Одинаковы ли полярный и экваториальный радиусы Земли? (Нет, экваториальный длиннее на 21 км)
- Что такое галактика? (Система звёзд и скоплений)
- Назовите основной астрономический прибор. (Телескоп)
- Кто создал геоцентрическую систему мира? (Птолемей)
- Самая ближайшая к Солнцу планета… (Меркурий)
- Кто был первым космонавтом Земли? (Ю. А. Гагарин)
- Кого называли Главным Конструктором в нашей стране? (С. П. Королёва)
- Назовите дату летнего солнцестояния. (22 июня)
- В каком созвездии расположена Полярная звезда? (Малая Медведица)
- Назовите естественный спутник Земли. (Луна)
- Что такое «зенит»? (Наивысшая точка над головой)
- Что означает слово «планета»? («Блуждающая»)
- Какая планета была открыта только в 1930 году? (Плутон)
- Как называют систему мира, созданную Коперником? (Гелиоцентрическая)
- Сколько всего созвездий на небе? (88)
- Какую планету назвали в честь бога войны? (Марс)
- Сколько всего существует зодиакальных созвездий? (12)
- Назовите космонавта, впервые вышедшего в открытый космос. (Алексей Леонов)
- Какого учёного под страхом пыток инквизиции заставили отречься от своих взглядов? (Галилео Галилея)
- Назовите имя и фамилию первой женщины, побывавшей в космосе. (Валентина Терешкова)
- Вблизи какой звезды проходит ось земного вращения? (Полярной)
Конкурс показал, кто готов к полету.
Ключ на старт! Внимание! Приготовились! 5, 4, 3, 2, 1, 0!!! Пуск! (фонограмма). Ведущий бросает в зал самолётик. Поехали! Что испытываете? (Перегрузки).
II. Да, только сильных звездолёт может взять с собой в полёт!
Внимание! Конкурс! По два человека от команды, самых тренированных. Встав, спиной друг к другу, нужно совместно выполнять приседания. Кто сделает больше? Молодцы!
Полет продолжается. Подлетаем к Меркурию.
Учитель астрономии или физики: /Слайды презентации/
Меркурий – самая близкая к Солнцу планета, наименьшая из планет земной группы. Диаметр Меркурия 4880 км, по объему он меньше Земли в 8 раз, а по массе в 20. Поверхность Меркурия похожа на лунную: множество кратеров, различные борозды, холмы, долины, горы высотой до 4-х км. Атмосферы на Меркурии нет. Дневная температура достигает 500?С, а ночная падает до -180?. Сутки на Меркурии в 60 раз дольше земных, а вот год равен земному месяцу. Получается, что сутки на Меркурии в 2 раза больше года.
Чтобы изучить планету необходимо знать все о компьютерах – они нам помогут, и приземлиться и взлететь.
- Загадки:
Быстро, быстро я бегу.
Кому угодно помогу.
Но иногда я так “стреляю”,
Что пожары вызываю
И даже насмерть убиваю. (электрический ток)
Словно смелый капитан,
А на нем горит экран.
Яркой радугой он дышит,
И на нем компьютер пишет
И рисует без запинки
Всевозможные картинки.
На верху машины всей
Размещается …(дисплей)
Сохранится в этих сотах
Всё на долгие года.
Человек забудет что-то,
А компьютер – никогда! (память )
Ну, а рядом — главный блок:
Там бежит электроток.
К самым важным микросхемам.
Этот блок зовут … (системным)
По клавишам прыг да скок –
Бе-ре-ги но-го-ток!
Раз-два, и готово –
Отстукали слово!
Вот где пальцам физкультура!
Это вот … (клавиатура)
Скромный серый коробок,
Длинный тонкий проводок,
Ну а на коробке —
Две или три кнопки. (мышка
А
теперь, друзья, загадка:
Что такое: рукоятка,
Кнопки две, курок и хвостик?
Ну конечно, это … (джойстик)
Тут нам надо разобраться,
Для чего же этот ящик?
Он в себя бумагу втащит,
И сейчас же буквы, точки,
Запятые — строчка к строчке —
Напечатает в момент!
Очень нужный инструмент. (принтер)
IY. Продолжаем полет. Впереди Венера
Венера видна на вечернем и утреннем небе, как очень яркий объект. Она светит ярче других звезд и планет. По размерам и массе Венера сходна с нашей Землей, но окружена очень плотной атмосферой, которая на 95% состоит из углекислого газа и на 4% из паров серной кислоты, 1% составляют водяной пар и другие газы. Атмосфера Венеры плотнее земной в 60 раз и благодаря ей на Венере наблюдается парниковый эффект. Солнечные лучи нагревают поверхность планеты, а углекислый газ не выпускает тепло в космос. В результате этого поверхность Венеры нагрета до 480?С. Поверхность Венеры сглажена, но имеются горы до 20 км высотой. Сутки на Венере в 117 раз дольше земных, а год равен 242-м нашим суткам, т.е. на Венере 1 год примерно равен 2-м суткам.
Здесь пригодятся знания по химии.
Загадки:
Без цвета, запаха, вкуса
Наношу смертельные укусы,
Тем, кто обо мне мало знает
И безопасность не соблюдает. (угарный газ СО)
Я металл, меня ты знаешь.
Мощь громадная во мне.
Если Б ко мне добавишь,
Небо скрою я во мгле. (уран)
Я газ – легчайший и бесцветный,
Не ядовитый и безвредный,
Соединяясь с кислородом,
Я для питья даю вам воду. (водород)
Из меня состоит все живое,
Я графит, антрацит и алмаз,
Я на улице, в школе и в поле,
Я в деревьях и в каждом из вас. (углерод)
Y. На Венере очень жарко и дышать нечем, можно полететь в «прохладу». Продолжим полет. Летим к Марсу
Марс – четвертая планета от Солнца после Меркурия, Венеры и Земли. Он вдвое меньше Земли по диаметру и в 9 раз меньше по массе. Марсианский год в 2 раза дольше земного, а сутки примерно равны земным. Поверхность Марса напоминает пустыню, покрытую красным песком. На Марсе есть гора Олимп – самая высокая в Солнечной системе. Ее высота 27 км. На полюсах Марса находятся белые снеговые шапки, которые представляют собой замерзшие водяные пары и углекислый газ. В жаркий день температура на экваторе около 0?С, а ночью опускается до -100?. На полюсах еще холоднее. В атмосфере Марса часто возникают ураганы и пылевые бури. Исследования образцов марсианского грунта показали полное отсутствие каких-либо микроорганизмов, т.е. жизни на Марсе нет.
Труден полет, но чтобы его преодолеть необходимо решить тест.
«Любой космический маршрут открыт для тех, кто любит труд»
1) В своих космических кораблях мы используем энергию Солнца. Каким способом она к нам поступает?
а) излучения;
б) теплопроводности;
в) конвекции.
2) В помещениях наших баз, расположенных на дальних планетах, мы используем центральное отопление. А за счёт чего нагревается воздух в этих помещениях?
а) излучения;
б) теплопроводности;
в) конвекции.
3) Какой сигнал не может пройти через вакуум?
а) световой;
б) тепловой;
в) звуковой.
4) Какие сигналы, кроме электрических, сейчас передают по проводам?
а) световой;
б) тепловой;
в) звуковой.
5) Для создания боевых машин мы используем различные металлы. Самый тугоплавкий из них это:
а) железо;
б) вольфрам;
в) хром.
6) В технике находят применение различные металлы. Самый легкоплавкий из них это:
а) алюминий;
б) олово;
в) ртуть.
YI. Вот и Марсом повосхищались. Но самая эффектная планета впереди. Это Юпитер со своим поясом астероидов.
Юпитер – самая большая планета Солнечной системы. По расстоянию от Солнца на пятом месте, а по блеску, он занимает на небе четвертое место после Солнца, Луны и Венеры. Юпитер тяжелее Земли в 318 раз и больше в 1310 раз. Атмосфера Юпитера состоит из смеси водорода, гелия, метана и аммиака, которая постепенно переходит в жидкую поверхность планеты. Температура поверхности Юпитера -140?C. В атмосфере Юпитера дуют сильные ветра около 300м/с. Сутки на Юпитере длятся 10 земных часов, а год равен 14 нашим годам.
Турнир -Полиглот.
Закончите фразу
Азбука … (Морзе)
Гиперболоид … (инженера Гарина)
Атлантический… (океан)
Броуновское … ( движение)
Периодическая… (таблица )
Гидравлический … (пресс)
Химическая… (реакция)
Северный … (полюс)
Градус… (Цельсия)
Поваренная… (соль)
Хвостатая … (комета)
Солнечный …(зайчик)
Дождь (метеоритный)
Благополучно улетели с Юпитера. Теперь куда. Наверное, домой, соскучились по тебе дорогая наша Земля.
Земля – это третья по удаленности от Солнца планета Солнечной системы. По форме Земля близка к эллипсоиду, сплюснутому у полюсов и растянутому в экваториальной зоне. Средний радиус Земли 6371,032 км, полярный – 6356,777 км, экваториальный – 6378,160 км. Масса Земли 5,976·1024 кг, средняя плотность 5518 кг/м3. Земля движется вокруг Солнца со средней скоростью 29,765 км/с; среднее расстояние от Солнца 149,6 млн. км, период одного обращения по орбите 365, 24 солнечных суток. Вращение Земли вокруг собственной оси примерно соответствует периоду в 23 ч 56 мин 4,1с. У Земли имеется единственный спутник – Луна.
Наше путешествие в космос заканчивается, вот мы уже подлетели к Земле. Приземляемся, открываем люки, встречаем родных и близких и мечтаем, мечтаем… нет, не о конфетах и тортах, не о марсах и сникерсах. А о том чего не было на корабле, но о том, что мы очень любим, и после работы, после дороги это мы предпочитаем всему другому. Да, да это – (глоток чистой родниковой воды!!!)
Китайский философ древности Лао-Цзы в одном из высказываний об этом веществе на Земле утверждал, что это “самое мягкое и самое слабое вещество в мире, но в преодолении твердого и крепкого оно непобедимо и ему нет равного в мире”. Конечно же, все знают, что вода – колыбель жизни. Она играет неоценимую роль во всех физиологических процессах живых организмов. Человек на 70% состоит из воды.
Вот и закончился наш полет в загадочный космос. А как вы думаете, может ли космонавт обойтись без знаний по химии, физике и информатике? Конечно, нет. Так учитесь, дерзайте и осваивайте новые вершины космоса.
Ну, а теперь мы предлагаем отметить прекрасный праздник – День космонавтики и ознаменовать его запуском собственных летательных аппаратов. Просьба выдать всем по воздушному шарику, ведь воздушный шарик является прообразом ракеты. Если мы отпустим надутый шарик с не завязанным отверстием, то он приобретет направленное движение, подобно космическому кораблю. Приготовиться! На старт, внимание, марш!
YII. Подведение итога вечера. Награждение победителя (победитель – учащийся, набравший наибольшее количество жетонов).
- Леонов А.А., Соколов А.К. Жизнь среди звезд. М., Молодая гвардия, 1980 г.
- Энциклопедия для детей. Астрономия. М., ЗАО “Дом Книги” “Аванта”, 2001, 688 с.,ил.
- Советский энциклопедический словарь. Гл. ред. А.М. Прохоров. М. Сов. энциклопедия, 1994 г., 1600 с., ил.
- Космонавтика. Энциклопедия. Гл. ред. В. П. Глушко. М., Сов. энциклопедия, 2005, 528 с.,
- Вильвовская А.В. Человек и космос. Книга по астрономии для учащихся старших классов гуманитарного направления. М., Наука, 1994, 256 с., ил.
- Мультимедийный диск: Познавательная коллекция “Русский космос
- Материалы фестиваля «Открытый урок» 2008 г.
Во время проведения вечера используются музыкальные фрагменты
1.Земля в иллюминаторе («Земляне») и др.
2.Просматриваются презентации, подготовленные учениками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное внеклассное мероприятие с обучающимися в 1-2 кл. "Летим в космос"
Занятие проведено учителем-логопедом совместно с воспитателем группы продленного дня с обучающимися в 1-2 кл....
Внеклассное интегрированное занятие "Человек и космос"
В рамках декады естественных наук проведено интегрированное мероприятие "человек и космос", форма- заседание клуба любителей наук в рамках работы школьного НОУ. Ценность данного мероприятия в том, что...
Внеклассное интегрированное занятие "Человек и космос"
В рамках декады естественных наук проведено интегрированное мероприятие "человек и космос", форма- заседание клуба любителей наук в рамках работы школьного НОУ. Ценность данного мероприятия в том, что...
Внеклассное мероприятие "Праздник Космоса"
Внеклассное мероприятие " Праздник космоса", посвящённый полёту в космос Ю.А.Гагарина для обучающихся 5 класса...
Познавательное интегрированное занятие "Путешествие в Космос"
Данная разработка создана для того, чтобы сформировать у ребят представление о космосе, о первом полёте в космос, первых лётчиках - космонавтах, покоривших просторы Вселенной....
Конспект интегрированного занятия «Путешествие в космос»
Для детей дошкольного возраста 4-5 лет,с ограниченными возможностями здоровья...
Конспект интегрированного занятия на тему "Космос" в рамках раздела «Развитие познавательных способностей дошкольников» в старшей группе компенсирующей направленности.
Развитие познавательной и речевой активности детей, художественно-эстетических способностей в процессе коррекции речевых нарушений....