Конспект урока музыки
план-конспект урока по музыке
Данный урок проводился в 4 классе по теме "Что за прелесть эти сказки!"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_muzyki_v_4_klasse.docx | 63.16 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Урок музыки в 4 классе
Тема урока: «Что за прелесть эти сказки»
Педагогическая цель: сформировать у учащихся понимание регистра через музыку Римского-Корсакова.
Задачи: познакомить детей с оперой Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»; расширить понятие регистр; вызвать интерес к классической музыке.
Планируемые результаты:
Предметные: формировать соотношение музыки с собственными жизненными впечатлениями, слушать и исполнять музыку, создавать музыкально-пластические композиции;
Личностные: понимать значение музыкальных занятий, как способа эмоциональной разгрузки
Метапредметные:
Регулятивные: анализировать результаты собственной и коллективной работы;
Познавательные: формировать замысел, использовать и реализовывать его в исполнении;
Коммуникативные: рассказывать о содержании прослушанного музыкального произведения; задавать вопросы уточняющего характера; участвовать созданию композиций;
Оборудование: компьютер, звукозапись музыки, портреты А.С. Пушкина и Н.А. Римского-Корсакова, синте затор. Музыкальный материал: «Три чуда» из оперы Н. А. Римский – Корсаков «Сказка о царе Салтане» (фрагменты). Презентация к уроку.
Тип урока: Изучение нового материала. Урок-игра.
Ход урока.
Этапы | Основная форма работы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1.Организационный момент. Музыкальное приветствие | Приветствие. - Здравствуйте, ребята! Давайте познакомимся, меня зовут Лариса Шойнхоровна. | Вход детей под музыку «В гостях у сказки» в класс. Здравствуйте, учитель! | Личностные: проявление интереса к познанию Регулятивные: | |
I. Мотивация к учебной деятельности. Актуализация знаний | Прислушайтесь? Слышите? Как легкими шагами, завораживая нас своей красотой, очаровывая своей фантазией, плывет и расплывается сказка…Закройте дети глаза и послушайте музыку, попробуйте определить какие сказочные образы возникнут у вас при прослушивании. Посмотрите, какие разные у всех образы. Художник создает образ при помощи кисти и красок. Поэт с помощью слова. Интересно, а какими музыкальными красками пользуются композиторы в создании музыкальных образов? Как называется голоса разных инструментов? Сегодня мы с вами еще раз попробуем разобраться и, как композитор создаёт музыкальные образы. | Музыкальных инструментов. Тембр- окраска голоса разных инструментов | Познавательные: классификация средств выразительности; структурирование знаний. | |
II Подготовка к теме | Послушайте отрывок из сказки и продолжите его. Три девицы под окном … - Вы уже догадались какая это сказка? - А кто сочинил «Сказку о царе Салтане»? - Правильно, ребята, Александр Сергеевич Пушкин. Скажите, пожалуйста, чем отличается сказка от других жанров? - Молодцы, ребята. В каждой сказке есть чудо. Сказочное чудо стихов А. С. Пушкина передал в музыке вам уже знакомый композитор с двойной фамилией. Кто догадался - как зовут композитора? - Правильно, ребята. «Что за прелесть эти сказки!» - воскликнул однажды Николай Андреевич Римский-Корсаков при чтении очередной сказки Пушкина. Он написал оперу «Сказка о царе Салтане» Вспомним , что такое опера? (слайд 1) - 0 чем сегодня будем говорить? - О каких? | …………………….. Пряли поздно вечерком. "Кабы я была царица, - Говорит одна девица, - То на весь крещеный мир Приготовила б я пир"… «Сказка о царе Салтане». А. С. Пушкин. Волшебством.
Николай Андреевич Римский – Корсаков. о сказках о музыкальных | Познавательные: классификация средств выразительности; структурирование знаний. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. | |
III.Работа по теме урока. 1.Постановка темы урока. Работа в рабочей тетради | - Откройте рабочие тетради, запишем тему нашего урока (на доске тема записана) Итак, опера Н.А.Римского – Корсакова «Сказка о царе Салтане» приглашает нас в гости, чтобы поближе познакомимся с самыми яркими фрагментами оперы. В опере Римского – Корсакова сюжет такой же, как и в сказке. Последовательность музыкальных картин в опере та же, что и в стихах Пушкина. - Скажите, пожалуйста, с чего начинаются музыкальные сказки? - Правильно. Послушайте, пожалуйста, вступление оперы « Сказка о царе Салтане» и вслушайтесь в музыкальную живопись. Звучит вступление к опере «Сказка о царе Салтане». - Помогла ли вам музыка почувствовать красоту Пушкинской сказки? - А каким образом? - Какие именно симфонические инструменты услышали? - Правильно, ребята. Красота сказки была показана при помощи звучания различных инструментов. - Одинаково звучали инструменты?
- Правильно, все инструменты звучали по-разному, то есть в разных регистрах. Что такое регистр? Регистр – это высота музыкальных звуков (высокий, средний, низкий). (Учитель показывает на инструменте звучание разных регистров на примере звука медведя, воробья, мышки.) Давайте запишем в тетради, что такое регистр? (слайд 2) | «Что за прелесть эти сказки!» Со вступления. Помогла. Звучали разные инструменты. Инструменты симфонического оркестра. Скрипка, флейта, трубы нет, у каждого инструмента свой тембр голоса | Регулятивные: Личностные: | |
2. Пластическое интонирование. | дети встают | - Ребята, давайте мы ещё раз прослушаем фрагмент из вступления к опере Римского – Корсакова еще раз, но перед нами будет стоять задача: показать изменение динамики музыки пластическими движениями рук. | ||
3.Работа над понятием Регистр 1 чудо: музыкальная тема белки в опере Н. А. Римского-Корсакова Слушание и восприятие муз.темы фрагмента Белка из оперы | В « Сказке о царе Салтане» есть чудеса. В опере Н. А. Римского-Корсакова у каждого чуда - своя музыкальная тема – яркая картинка, только раскрашенная не красками, а звуками. - Какие чудеса происходят в сказке? - Ребята, вспомните, пожалуйста, 1 чудо. - Кто может рассказать стихи Пушкина о белке? - Молодцы, ребята. А теперь послушайте музыкальную тему белки в опере Н. А. Римского-Корсакова и определите в каком регистре звучит тема Белочки. Как она звучит? Обведите в рабочей тетради рисунки инструментов, которые услышали.( посмотрите в словаре) | Белка, 33 богатыря, Лебедь. Белка. Тема Белки звучит в высоком регистре. Легко, отрывисто, подвижно. | ||
4.ВХР распевка, упражнения на дыхание, упражнения для артикуляции | В основе этого произведения лежит русская народная песня « Во саду ли в огороде». Итак, ребята, я вам предлагаю разучить песенку белочки « Во саду ли в огороде». Для того чтобы красиво петь, какие правила должны выполнять? Во саду ли в огороде Девица гуляла Она ростом невеличка Лицом круголичка. | распевка, упражнения на дыхание, упражнения для артикуляции | ||
Пропевание мелодии темы Белочки с ориентацией на нотную запись. Работа в Р/т. | Работа в парах | Сядьте пожалуйста удобно, руки положите на колени, спину выпрямите. (свечка,насос,)-дыхание Дровосек (упр стрельниковой) Язычком, цоконье Распевка а-а-а-а Спасибо Пропеванием мелодии темы Белочки с ориентацией на нотную запись в рабочей тетради. «Во саду ли в огороде Девица гуляла Она ростом невеличка Лицо круглоличка | ||
. | Фронтальная | - Я предлагаю вам стать настоящими музыкантами и исполнить эту мелодию с использованием шумовых инструментов (отметьте сильную долю…) И так , у кого инструменты играют на сильную долю. | Разучивание и исполнение песни Шумовые инструменты | |
2 чудо: музыкальная тема богатырей | Послушайте след фрагмент, узнайте какому чуду написана это музыка? - А вот и 2 чудо. « В чешуе как жар горя 33 богатыря…» -Обратите внимание, пожалуйста, как изображены богатыри в сказке - А теперь послушайте, как композитор в опере передает их богатырскую поступь. (Звучит фрагмент) - На что похожа эта музыка? Конечно же на марш - торжественный, величественный. - В каком регистре звучал марш? - Молодцы ребята. Вы справились со своей задачей. | Величественно, воинственно,, торжественно марш Марш звучал в низком регистре. | Личностные: | |
физминутка | фронтал | Я предлагаю вам изобразить волны девочки, и богатырей мальчики( маршируют) | ||
4. - Показ картины Врубеля “царевна – Лебедь. | - Мы снова возвращаемся к «Сказке о царе Салтане». Назовите 3 чудо. - Посмотрите, как художник Михаил Александрович Врубель изобразил Царевну - Лебедь при помощи красок. Какая она? - Какими инструментами вы бы изобразили Царевну? В каком регистре? - А теперь послушайте как Царевну-Лебедь изобразил Н. А. Римский-Корсаков. (Звучит фрагмент) - Совпало ли ваше воображение с композиторским? - Музыка, изображающая Царевну-Лебедь прихотливая, извилистая, в высоком регистре, словно пение фантастической птицы, но одновременно в ней слышится и привольная русская песня. | Царевна Лебедь Работа в Р\т Красивая, волшебная, таинственная… Скрипка, флейта (средний) Совпало | ||
IV. Закрепление знаний и способов действий. | Работа в р. Т. взаимопроверка | А теперь выполните задание №3 в раб.тетрадях (соедините какими регистрами были озвучены герои симф.картины).А теперь обменяйтесь тетрадями проверьте друг друга | ||
- Ребята! С чем мы сегодня познакомились? (Мы сегодня познакомились с оперой «Сказка о царе Салтане».)
- А при помощи чего отобразил в опере героев? А где показывают оперу? Каждый год президент РФ объявляет тему года. А 2019 год чего вы знаете?
| При помощи инструментов. В театре Год театра |
| ||
Викторина. Итог урока. | Групповая | Личностные: самооценка на основе критерия успешности; адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности. Познавательные: | ||
6. Рефлексия. | - Молодцы, ребята! Вы сегодня очень постарались. Проявили себя, как настоящие слушатели и исполнители. -Хочется воскликнуть: «Что за прелесть эти сказки!» (все вместе) Ребята дополните фразы: -Я понял, что…. -Мне было интересно, потому что…. -Особенно мне удалось…. -А теперь, оцените нашу работу на уроке. На доске нотный стан, у вас на столах – смайлики. Выбрав смайлик, прикрепите к нотному стану. Вот и сложилась музыка нашего урока. | |||
Домашнее задание. Вокально-хоровая работа. | - Ребята, вспомните под какую музыку мы вошли в класс? Я предлагаю дома выучить песню «Приходи сказка» на обороте раб. тетрадей. - Спасибо за работу на уроке. До свидания! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока музыки в 6 классе "Музыка возвышает и облагораживает человека"
Данный конспект урока является авторской разработкой учителя музыки высшей категории Русановой Ю.А....
Конспект урока музыки "Нужна ли музыка в цирке?". 1 класс.
Конспект урока музыки в 1 классе по теме "Нужна ли музыка в цирке?". Программа "Музыка" Критской Е.Д., Сергеевой Г.П., Шмагиной Т.С. Тип урока: урок применения и с...
Конспект урока музыки «Музыка моего народа. Образы Древней Руси в русской музыке"
Велика значимость и народной, и современной, и классической, и народной, и фольклорной музыки в жизни....
План-конспект урока музыки во 2 классе "Музыка вокруг нас. Как появляется музыка"
Урок создан по программе "Музыка" Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной во 2 классе....
План - конспект урока музыки (5, 6, 7 класс) по теме: Конспекты уроков музыки в основной школе
Конспекты уроков музыки для 5, 6, 7 классов!...
Конспект урока музыки и изобразительного искусства в 6 классе . учителя музыки Шевченко Светланы Николаевны, учителя изобразительного искусства Поляковой Альмиды Салляховны. Тема урока: «Космос в музыке и в живописи"
Конспект урока музыки и изобразительного искусства в 6 классепо программе Г.П.Сергеевой, Критской Е.Д, Неменского Б.М.учителя музыки Шевченко Светланы Николаевны,...
Конспект урока музыки. 1 класс. Тема четверти: «Музыка и ты» Тема урока: «Ничего на свете лучше нету»
Конспект урока музыки. 1 класс.Тема четверти: «Музыка и ты»Тема урока: «Ничего на свете лучше нету»...