Разработка урока по музыке 4 Класс «Музыка народная и композиторская»
методическая разработка по музыке
Разработка урока по музыке 4 Класс «Музыка народная и композиторская» Фонограмму музыки к уроку (+ и -) пришлю на электронный адрес любому, кто обратится ко мне :)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hod_uroka.docx | 19.39 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
4 класс 3 урок
Тема урока: «Музыка народная и композиторская»
Ход урока.
Учитель: - Здравствуйте, ребята!
Дети: - Здравствуйте!
Учитель: Сегодня, у нас очень яркий и красивый урок. "Песня - душа народа", - слышим мы от музыкантов. Одним из трех китов, на которых держится вся музыка, назвал песню Дмитрий Борисович Кабалевский. Очень разные бывают песни.
Во все времена песня играла и сейчас играет очень большую роль в жизни людей.
И песня, И стих - Это бомба и знамя... писал Маяковский.
Учитель:- Скажите, пожалуйста, Ваши бабушки любят петь?
А какие они поют песни?
Дети: - русские…народные.
Учитель:- Действительно. Бабушки знают большое количество русских народных песен. Народные песни – песни, у которых нет определенного автора. Это колыбельные, детские прибаутки, считалки, дразнилки. Свадебные песни. Протяжные лирические, рассказывающие о женской доле. Былины, повествующие о подвигах древних богатырей... Невозможно даже перечислить все виды народного песенного творчества, настолько оно многообразно. В нем, как в своеобразной народной энциклопедии, рассказана вся жизнь человеческая.
Учитель:- Ребята, а какие Вы знаете народные песни?
Дети:- «Во поле береза стояла», « Калинка», «Ой, мороз», «Ой, цветет калина» и другие.
Учитель:- Замечательно! Предлагаю, вам спеть одну из них. Пожалуйста, желающие…
Из класса выходит один ученик, исполняет один куплет песни «Ой, мороз, мороз».
Учитель: - Спасибо! Народная песня - музыкально-поэтическое произведение, наиболее распространённый вид вокальной народной музыки. Народная песня - одна из древнейших форм музыкально-словесного творчества. В некоторых древних и отчасти современных видах народной музыки она существует в единстве с танцем, игрой, инструментальной музыкой, словесным и изобразит, фольклором. Обособление её - результат длительного. исторического развития фольклора. Народная песня. отличает богатство жанров, различных по происхождению, характеру и функции в народной жизни. Существенная черта большинства традиционных жанров – непосредственная связь Народная песня с бытом, трудовой деятельностью (напр., песни трудовые, сопровождающие различные виды труда - бурлацкие, покосные, прополочные, жатвенные, молотильные и др., обрядовые, сопровождающие земледельческие и семейные обряды и празднества, - колядки, масленичные, веснянки, купальские, свадебные, похоронные, игровые календарные и т. п.). Плясовые Наибольшее музыкальное развитие в фольклоре всех народов получили лирические песни. Они поются соло, ансамблем, хором. Именно в этом жанре откристаллизовались высшие формы многоголосия, сложные мелодические, и музыкально-поэтические композиционные структуры. Разнообразие содержания лирических народных песен обусловлено, прежде всего, разнообразием социальных групп, создающих и исполняющих их (земледельцы, ремесленники, рабочие, студенты и др.). Каждая социальная группа общества имеет свою песенную лирику. Народные песни неотделимы от разнообразных народных танцев.
Учитель:- Дорогие, ребята! Предлагаю, Вам встать и станцевать под песню «Течет ручей», в исполнении Н. Кадышевой.
Учащиеся танцуют, под предлагаемую музыку.
Учитель:- Как здорово, Вы танцуете! Молодцы! Наблюдая, за Вашими танцами я выяснил, что Вы в танце использовали: дробушки, кто-то взял с собой платочек, а кто-то приседал. Вы, немножко размялись. Вам понравилось?!
Дети:- Очень.
Учитель:- В Народных песнях преобладает строфическая и куплетная форма, часто с композиционно выделенными запевом, припевом. Различным по содержанию поэтическим строфам (куплетам) каждой народной песни соответствует обычно один напев, варьируемый при неоднократном повторении (на протяжении всей песни).
Учитель:- Особое место в народно-песенном репертуаре занимают песни на стихи поэтов (с фольклорными мелодиями) и фольклорные варианты авторских (композиторских) мелодий (принятых за народные). Известны также так называемые "бродячие" мелодии, исполняемые у разных народов со своими песенными текстами. В фольклоре каждого народа существуют подлинные шедевры песенного мелоса. Народные песни занимает огромное место в жизни, культуре каждого народа.
Учитель:- Ребята, а какие песни, Вы поете?
Дети:- Разные. (Учащиеся называют песни из репертуара современных групп, исполнителей).
Учитель:- Спасибо. (Учитель приглашает одного из школьников исполнить любимую песню). Ну, о народной песне мы поговори, спели и даже станцевали. Скажите, пожалуйста, как называется человек, который сочиняет музыку?
Дети:- Композитор.
Учитель:- Правильно. Поэтому, и песни написанные композитором называются композиторские. В композиторской песне мы можем назвать авторов поэтического и музыкального текстов. Композиторская песня – это профессиональное вокально-инструментальное сочинение. В отличие от народной песни, композиторская доходит до нас в первозданном виде, даже если она была написана 100-200-300 лет назад. Композиторы писали музыку на стихи профессиональных поэтов, поэтому, композиторскую песню еще называют «профессиональной песней». Композиторская песня появилась, предположительно, в период позднего Средневековья: в 16-17 веках, когда произошло освобождение от влияния церкви и стала развиваться светская культура, а с ней композиторское и поэтическое мастерство, далекое от строгих церковных канонов.
Учитель: - Давайте послушаем с вами песню, и вы попробуйте ее угадать. (А. Пугачевой «Метель»).
Слушание песни.
Дети:- Это «Метель», в исполнении А.Пугачевой.
Учитель: Правильно. Значит, мы пришли к выводу, что у песни есть «хозяин», человек, который ее сочинил.
Учитель:- Итак, сегодня на уроке, мы познакомились, с двумя видами песни. Назовите их.
Дети:- Народная и композиторская.
Учитель:- Чем они отличаются?
Дети:- Народные песни - написал народ, а композиторские - композитор.
Учитель:- Молодцы! Вы, усвоили новый материал. Наш урок закончен.
Д/з. Спеть на следующем уроке по одному куплету народной и композиторской песни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку в 1 классе. Музыка осени.
В помощь учителям музыки....
Методическая разработка урока по музыке в 1 классе "Музыка вечера" учителя высшей категории Козлова Олега Филипповича, МБОУ Стегримовская основная общеобразовательная школа, Монастырщинский район, Смоленская область.
Методическая разработка урока по музыке в 1 классе «Музыка вечера». Программа авторов Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. Автор: учитель музыки и истории высшей категории, Козлов...
Сценарий урока. Предмет: музыка. Тема: Русская народная инструментальная музыка
Цели:Воспитательные:- воспитание грамотного слушателя;- воспитание музыкального вкуса;- воспитание интереса и любви к русской народной музыке;Обучающие:- познакомить с историей создания русских народн...
Урок по музыке 5 класс «Народная хоровая музыка. Хоровая музыка в храме»
Раскрытие понятия жанра хоровой музыки.Усвоение особенностей жанров народно-хоровой, хоровой храмовой и светской музыки.Знакомство с музыкальными образцами этих жанров....
Разработка урока по музыке для 4 класса на тему "Оркестр русских народных инструментов"
План конспект и презентация к уроку музыки в 4 классе на тему "Оркестр русских народных инструментов"...
Открытый урок в 5 классе "Музыка в театре, кино, на телевидении" в рамках районного конкурса "Мой лучший урок"
Цели урока:Образовательные:Сформировать у учащихся представление о специфической роли музыки в спектакле, художественном, документальном и мультипликационном фильме; роли литературного сценария.Развив...
разработка урока в 5 классе музыка в баснях
Квартет для 2-х скрипок, альта и виолончели ...