"Фольклор в музыке русских композиторов"
презентация к уроку по музыке
Пятый урок в первой четверти. Раздел "Музыка и литература".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kikimora.docx | 35.49 КБ |
kikimora.odp | 1.07 МБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДСКОГО ОКРУГА БАЛАШИХА
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2»
Урок по Музыке – 5 класс
Тема урока: «Фольклор в музыке русских композиторов»
(«Кикимора» А. Лядова)
Раздел: «Музыка и литература»
учителя музыки высшей категории
МБОУ «Школа №2» г. Балашиха
Носач Светланы Анатольевны
Учебно-методическое обеспечение: УМК «Музыка. 5-6 класс» Сергеева Г.П, Критская Е.Д., М.:
Цель: Познакомить учащихся с ещё одним направлением связи музыки с литературой – произведениями программной инструментальной музыки (симфонической миниатюрой).
Задачи: 1.Проследить единство и связи литературы и музыки на примере русского фольклорного персонажа и его музыкального изображения.
2.Дать определение жанра симфонической миниатюры как одного из направлений связи музыки и литературы;
3.Провести анализ сказания о Кикиморе, познакомить с личностью Лядова и его симфонической миниатюрой «Кикимора»;
Тип урока - вводный урок по теме «Фольклор в музыке русских композиторов», 6 урок в теме четверти «Музыка и литература» (Данный урок предполагает подготовленные выступления учащихся.)
Ход урока:
Музыкальное приветствие детей и учителя.
Звучит фрагмент музыкального произведения А.К. Лядова «Про старину».
Учитель: Как вы думаете, судя по мелодии, чему будет посвящен наш урок?
Дети: О старинном, народном, сказочном и.т.д.
(на экране заставка приветствия)
Учитель сообщает тему урока: Фольклор в музыке русских композиторов.
-А что такое фольклор? Дети дают определение фольклора.
Учащимся предлагается подобрать к исходному слову несколько ассоциативных значений -старина- песня – танец- костюм- поделки-сказки - фольклор.
Учитель: Назовите мне жанры русских народных песен. Ответы: лирические, игровые, колыбельные, трудовые, хороводные, песни-пляски, песни-шутки, календарные, частушки, патриотические…
Учитель: Мы с вами много народных песен разучили в младших классах. Давайте вспомним одну из них. ( Исполняется игровая песня-шутка «Где ж ты был мой черный баран?»)
Учитель: Вот мы и окунулись в мир народного фольклора.
А теперь вспомним о главной теме нашей четверти.
Дети: Музыка и литература.
Повторение: Что связывает эти искусства? 1.Общий источник. Общие темы. -Что роднит Музыку с литературой? -ИНТОНАЦИЯ
-Чем отличается музыкальная интонация от литературной?
-Велико ли воздействие литературы на музыку? В чем проявляется?
-Назовите виды музыки, возникшие под влиянием литературы.
Дети: -Вокальная музыка: опера. оратория, кантата, романс, песни.
-Сценическая музыка: балет, муз. Пьеса, мюзикл.
Программная музыка, созданная на литературный сюжет.
Учитель: Изучение содержательных истоков музыки, связанной со словом – вокальной, сценической, программной, обнаруживает, что в ней живет все многообразие литературы: фольклор и мифология, священные писания и художественное творчество - от драмы до лирического стихотворения. Вот и сегодня мы с вами познакомимся с произведением программной инструментальной музыки, созданной на основе русского фольклора: народного сказания. Это симфоническая миниатюра А.К. Лядова «Кикимора».
(на экране портрет Лядова).
Учащиеся дают информацию о композиторе.
Учитель: Сегодня мы прослушаем симфоническую миниатюру Лядова «Кикимора».
Что такое симфоническая миниатюра ? На этот вопрос мы должны ответить в конце урока.
-А кто такая Кикимора? Как она выглядит? Чем занимается?
Дети:- Это сказочный персонаж.; - Живет в болоте; - Зеленого цвета и очень вредная. (на экране изображения Кикиморы)
Дети рассказывают подготовленный материал о Кикиморе .
Кикимора (по-другому — шишимора) известна не всем восточным славянам. Поверья о ней распространены, в основном, у русских и, меньше, у белорусов. Однако многие черты этого мифологического образа указывают на то, что он сложился в глубокой древности, и скорее всего, под влиянием почитания Мокоши.
Вот как дается описание Кикиморы в справочной литературе: Кикимора от слов «Кики» (головной убор с рогами) и «Мара» (воплощение зла) – мифологическое существо женского пола, желающее людям зла.
В восточнославянской мифологии – один из видов домового. Злой дух в облике карлика или маленькой женщины, голова у которого с наперсток и тело тонкое, как соломинка. Кикимора живет в доме за печкой и занимается прядением и тканьем, а также проказит по ночам (например, рвет пряжу).
Кикимора болотная (лесная) - Жена лешего (лешачиха, лопаста), которая живёт в лесу или болоте (кикимора болотная, кикимора лесная). Описывается в образе маленькой сгорбленной безобразной старухи, одетой в лохмотья, неряшливой и чудаковатой. Обвинялась в похищении детей, вместо которых оставляла зачарованное полешко. Присутствие кикиморы в доме можно было легко определить по мокрым следам.
Учитель: Литературной основой «Кикиморы» стало одно из сказаний русского народа, записанное фольклористом –собирателем И. Сахаровым. Давайте послушаем его…
Работа с учебником.
Учитель: Сколько частей в этом сказании и какие? Какие мифологические герои встречаются в сказании?
-Как в сказании описывается кикимора? Какие звуки издает? (ответы детей)
В своей симфонической картинке А.К. Лядов изобразил не только портрет кикиморы, но и ее зловредный характер.
-А как бы вы изобразили ее в музыке?
Давайте поиграем в композитора.
Учитель: На какие образы вы обратили бы внимание в сочинении?
Дети: Царство Кудесника, кот Баюн, Кикимора, хрустальная колыбелька.
Учитель: Какую интонацию вы подберёте к каждому герою? Какая это будет музыка? Для четкого ответа пользуйтесь таблицей – музыкальным «Цветиком - семицветиком» и таблицей «Симфонический оркестр».
(Класс работает по группам: каждая группа готовит музыкальную характеристику выбранного героя.)
Учитель: А чтобы все это услышать и увидеть в музыке сегодня мы с вами познакомимся еще с одним важным термином - “лейтмотив”. Большую роль в создании картинки играют музыкальные реплики. Давайте разбираться, что это такое? Вспомним сказку “Теремок”. (Дети называют героев сказки). Каждый новый герой сказки начинает свою речь с особых, только ему присущих слов.
Эта реплика сохраняется у героя на протяжении всей сказки. В музыке такая реплика называется “лейтмотив”, что в переводе с немецкого означает “ведущий мотив”. Это яркая мелодия или целая тема, применяемая для характеристики героя, явления или идеи. И также как в сказке, лейтмотивы повторяются много раз по ходу развития сюжета. А сейчас проведем игру “Теремок” и проверим, как вы поняли определение “лейтмотив”.
Ролевая игра “Теремок”
Учитель: Обратимся ко второй части. Как она будет звучать?
Какой предстаёт перед нами взрослая Кикимора?
Ответ:, колючие акценты…
Быстрый темп, ритм скачущий
- Какие инструменты могут передать голос Кикиморы?
-Духовые.
Работа с музыкальным материалом:
Прослушивание симфонической картинки “Кикимора”.
Задание: каждая группа, услышав лейтмотив своего героя поднимает руки.
По окончании каждая группа теперь уже даёт характеристику своего героя по прослушанной музыке: какие средства выразительности взял композитор для характеристики героев своего произведения.
Учитель знакомит с новыми инструментами, которые исполняют эти лейтмотивы: начало медленное, зловещее, его исполняют низкие кларнеты и фаготы (показ инструментов). Они создают сказочную обстановку – “у кудесника в каменных горах”. Это будет первый лейтмотив.
Дети: Далее музыка мягкая, напевная.
Учитель: Это звучание английского рожка (показ инструментов), похожее на “колыбельную” - второй лейтмотив. А дальше мы слышим очень редкий инструмент – челеста (показ инструмента). Какое у нее звучание?
Дет:. Музыка как – будто звенит.
Учитель:
Она рисует нам “хрустальную колыбельку” - третий лейтмотив.
После вступления начинается быстрая часть – яркая, запоминающаяся. Вслушайтесь в музыку – разбушевалась кикимора, заскакала, завыла, все быстрее несется музыка.
Повторное прослушивание быстрой части, которая характеризует главную особу – Кикимору.
Учитель: Какие из приемов музыкального развития – контраст, повтор, вариативность – помогли создать произведение? (Контраст)
-Какой музыкальный язык и форма сочинения помогли композитору отобразить эти сказочные события? (Использование интонаций, форма миниатюры).
Так что же такое музыкальная миниатюра?
Выслушав рассуждения учащихся, учитель даёт определение- это небольшое программное сочинение для симфонического оркестра.
Учитель: И чем заканчивается наша музыкальная сказка?
-Жалобным писком флейты.
-Оказывается, что весь шум да гром – это сон. Спит кикимора и мечтает, что вырастет она большая и страшная.
-Почему Кикимора держит зло на весь род человеческий?
Дети: Она одинока.
Итоги урока:
Какой из образов сказания запомнился вам больше других? Почему?
-Какую роль сыграла музыка А. Лядова в понимании сказания?
Дети: Оживила события, заставила пережить и глубоко прочувствовать события.
(на экране высказывание о слове и звуке).
Слово было вначале убого,
Узко, словно истоки у рек.
Слово было вначале у Бога,
Но коснулся его человек!
И оно полетело как птица,
И запело над нашим жильем,
чтобы людям-богам поклониться.
Песней им послужить и стихом
Учитель: Вот мы с вами в очередной раз убедились в чудодейственной силе музыки.
Заканчивается урок исполнением песни «Повсюду музыка живет»
Домашнее задание: В рабочей тетради ответить на вопросы по теме фольклор и нарисовать понравившегося героя произведения «Кикимора»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Анатолий Константинович Лядов
Кикимора (шишимора, суседка, мара) – персонаж в восточно-славянской мифологии. Кикимора-домовой
Кот Баюн-мифологическое существо, который рассказывал сказки, пел песни.
схема размещения симфонического оркестра
Английский рожок
Челеста сродни роялю и даже немного похожа на него
Слово было вначале убого, Узко, словно истоки у рек. Слово было вначале у Бога, Но коснулся его человек! И оно полетело как птица, И запело над нашим жильем, чтобы людям-богам поклониться. Песней им послужить и стихом…
В добрый путь, юные любители музыки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока музыки "Фольклор в музыке русских композиторов. Стучит, гремит Кикимора" для учащихся 5 класса
Открытый урок музыки по программе Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская (5 класс)...
Конспект и анализ урока музыки «Фольклор в музыке русских композиторов»
Данный урок разработан по новым стандартам с учетом требования ФГОС в 5 классе по программе Е.Критской....
Технологическая карта урока музыки в 5 классе по теме "Фольклор в музыке русских композиторов"
Технологическая карта урока музыки.Предмет: музыкаУчитель: Кириленко Татьяна ВладимировнаКласс: 5Авторы программы: Г.П.Сергеева, Е.Д.КритскаяУрок №5 согласно календарно-тематическому планированиюТема ...
Методическая разработка урока ФГОС по Музыке в 5 классе «Фольклор в музыке русских композиторов»
Осознание учащимся взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки и литературы)....
Разработка урока музыки в 5 классе "Фольклор в музыке русских композиторов"
Знакомство с жанром симфонической миниатюры, со сказочной картиной А.К.Лядова "Кикимора"....
разработка урока музыки для 5 класса по теме: "Фольклор в музыке русских композиторов"
Данная разработка предназначена для использования учителями музыки на уроках в 5 классах...
Урок музыки «Фольклор в музыке русских композиторов»
Урок музыки для 5 класса...