"Фольклор в музыке русских композиторов"
презентация к уроку по музыке

Носач Светлана Анатольевна

Пятый урок в первой четверти. Раздел "Музыка и литература".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kikimora.docx35.49 КБ
Файл kikimora.odp1.07 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДСКОГО ОКРУГА БАЛАШИХА

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2»

Урок по Музыке – 5 класс

Тема урока: «Фольклор в музыке русских композиторов»

(«Кикимора» А. Лядова)

        Раздел: «Музыка и литература»

учителя музыки высшей категории

МБОУ «Школа №2» г.  Балашиха

                                                    Носач Светланы Анатольевны

                 

Учебно-методическое обеспечение: УМК «Музыка. 5-6 класс» Сергеева Г.П, Критская Е.Д., М.:

 Цель: Познакомить учащихся с ещё одним направлением связи музыки с литературой – произведениями программной инструментальной музыки (симфонической миниатюрой).

Задачи: 1.Проследить единство и связи литературы и музыки на примере русского фольклорного персонажа и его музыкального изображения.

2.Дать определение жанра симфонической миниатюры как одного из направлений связи музыки и литературы;

3.Провести анализ сказания о Кикиморе, познакомить с личностью Лядова  и его симфонической миниатюрой «Кикимора»;

Тип урока - вводный урок по теме «Фольклор в музыке русских композиторов», 6 урок в теме четверти «Музыка и литература» (Данный урок предполагает подготовленные  выступления учащихся.)

Ход урока:

Музыкальное приветствие детей и учителя.

Звучит фрагмент музыкального произведения А.К. Лядова «Про старину».

Учитель: Как вы думаете, судя по мелодии, чему будет посвящен наш урок?

Дети: О старинном, народном, сказочном и.т.д.

(на экране заставка приветствия)

Учитель сообщает тему урока:  Фольклор  в музыке русских композиторов.

-А что такое фольклор?  Дети дают определение фольклора.

Учащимся предлагается подобрать к исходному слову несколько ассоциативных значений  -старина- песня – танец- костюм- поделки-сказки -  фольклор.

Учитель: Назовите мне жанры русских народных песен.                                                                                            Ответы:  лирические, игровые, колыбельные, трудовые, хороводные, песни-пляски, песни-шутки, календарные, частушки, патриотические…

Учитель: Мы с вами много народных песен разучили в младших классах. Давайте вспомним одну из них.    ( Исполняется игровая песня-шутка «Где ж ты был мой черный баран?»)

Учитель: Вот мы и окунулись в мир народного фольклора.

А теперь вспомним о главной теме нашей четверти.

Дети: Музыка и литература.

Повторение: Что связывает эти искусства?    1.Общий источник. Общие темы. -Что роднит Музыку с литературой?  -ИНТОНАЦИЯ

-Чем отличается музыкальная интонация от литературной?

-Велико ли воздействие литературы на музыку? В чем проявляется?

-Назовите виды музыки, возникшие под влиянием литературы.

Дети: -Вокальная музыка: опера. оратория, кантата, романс, песни.                

 -Сценическая музыка: балет, муз. Пьеса, мюзикл.

Программная музыка, созданная на литературный сюжет.

Учитель:  Изучение содержательных истоков музыки, связанной со словом – вокальной, сценической, программной,  обнаруживает, что в ней живет все многообразие литературы: фольклор и мифология, священные писания и художественное творчество - от драмы до лирического стихотворения.  Вот и  сегодня мы с вами познакомимся с произведением программной инструментальной музыки, созданной на основе русского фольклора: народного сказания.  Это  симфоническая  миниатюра   А.К. Лядова «Кикимора».  

(на экране портрет Лядова).

Учащиеся  дают информацию о композиторе.

Учитель: Сегодня  мы прослушаем симфоническую миниатюру Лядова «Кикимора».

Что такое симфоническая миниатюра ?  На этот вопрос мы должны ответить в конце урока.

-А кто такая Кикимора? Как она выглядит? Чем занимается?

Дети:- Это сказочный персонаж.; - Живет в болоте; - Зеленого цвета и очень вредная. (на экране изображения Кикиморы)

Дети рассказывают подготовленный материал о Кикиморе .

Кикимора  (по-другому — шишимора)  известна не  всем  восточным славянам.  Поверья  о  ней распространены, в основном, у русских и, меньше, у белорусов. Однако  многие черты этого мифологического образа указывают на то, что он сложился в глубокой древности, и скорее всего, под влиянием почитания Мокоши.

Вот как дается описание Кикиморы в справочной литературе:  Кикимора  от  слов «Кики» (головной убор с рогами) и  «Мара»  (воплощение зла)  –  мифологическое существо женского пола, желающее людям зла.

В восточнославянской мифологии – один из видов домового. Злой дух в облике карлика или маленькой женщины, голова у которого с наперсток и тело тонкое, как соломинка. Кикимора живет в доме за печкой и занимается прядением и тканьем, а также проказит по ночам (например, рвет пряжу).

Кикимора болотная (лесная) - Жена лешего (лешачиха, лопаста), которая живёт в лесу или болоте (кикимора болотная, кикимора лесная).  Описывается  в  образе маленькой сгорбленной безобразной старухи, одетой в лохмотья, неряшливой и чудаковатой.  Обвинялась  в похищении  детей,  вместо  которых  оставляла зачарованное полешко.  Присутствие  кикиморы в доме можно было легко определить по мокрым следам.

 Учитель:  Литературной основой  «Кикиморы»  стало одно из сказаний русского народа, записанное фольклористом –собирателем И. Сахаровым.   Давайте послушаем его…

Работа с учебником.

 Учитель: Сколько частей в этом сказании и какие?  Какие мифологические герои встречаются в сказании?

-Как в сказании описывается кикимора? Какие звуки издает? (ответы  детей)

В своей симфонической картинке А.К. Лядов изобразил не только портрет кикиморы, но и ее зловредный характер.

-А как бы вы изобразили ее в музыке?

Давайте поиграем в композитора.

 Учитель: На какие образы вы обратили бы внимание в сочинении?

Дети: Царство Кудесника, кот Баюн, Кикимора, хрустальная колыбелька.

Учитель: Какую интонацию вы подберёте к каждому герою?  Какая это будет музыка? Для четкого ответа пользуйтесь  таблицей – музыкальным «Цветиком - семицветиком» и таблицей «Симфонический оркестр».

(Класс работает по группам: каждая группа готовит музыкальную характеристику выбранного героя.)

Учитель:  А чтобы  все это услышать и увидеть в музыке  сегодня мы с вами познакомимся еще с одним важным термином - “лейтмотив”. Большую  роль  в создании  картинки играют музыкальные реплики.  Давайте разбираться, что это такое? Вспомним сказку “Теремок”. (Дети называют героев сказки). Каждый новый герой сказки начинает свою речь с особых, только ему присущих слов.

Эта реплика  сохраняется у героя на протяжении всей сказки. В музыке такая реплика называется “лейтмотив”, что в переводе с немецкого означает “ведущий мотив”. Это яркая мелодия или целая тема, применяемая для характеристики героя, явления или идеи. И также как в сказке, лейтмотивы повторяются много раз по ходу развития сюжета. А сейчас проведем игру “Теремок” и проверим, как вы поняли определение “лейтмотив”.

Ролевая игра “Теремок”

Учитель: Обратимся ко второй части. Как она будет звучать?

Какой предстаёт перед нами  взрослая Кикимора?

Ответ:, колючие акценты…

Быстрый темп, ритм скачущий

- Какие инструменты могут передать голос  Кикиморы?

-Духовые.

Работа с музыкальным материалом:

Прослушивание  симфонической  картинки “Кикимора”.

Задание: каждая группа, услышав лейтмотив своего героя поднимает руки.

По окончании каждая группа теперь уже даёт характеристику своего героя по прослушанной музыке:  какие средства выразительности взял композитор для характеристики героев своего произведения.

 Учитель знакомит с новыми инструментами, которые исполняют эти лейтмотивы: начало медленное, зловещее, его исполняют низкие кларнеты и фаготы (показ инструментов). Они создают сказочную обстановку – “у кудесника в каменных горах”. Это будет первый лейтмотив.

Дети: Далее музыка мягкая, напевная.

Учитель: Это звучание английского рожка (показ инструментов), похожее на “колыбельную” - второй лейтмотив. А дальше мы слышим очень редкий инструмент – челеста (показ инструмента). Какое у нее звучание?

Дет:.  Музыка как – будто звенит.

Учитель:

Она рисует нам “хрустальную колыбельку” - третий лейтмотив.

После вступления начинается быстрая часть – яркая, запоминающаяся. Вслушайтесь в музыку – разбушевалась кикимора, заскакала, завыла, все быстрее несется музыка.

Повторное прослушивание быстрой части, которая характеризует главную особу – Кикимору.

Учитель: Какие из приемов музыкального развития – контраст, повтор, вариативность – помогли создать произведение? (Контраст)

-Какой музыкальный язык и форма сочинения помогли композитору отобразить эти сказочные события? (Использование интонаций, форма миниатюры).

Так что же такое музыкальная миниатюра?

Выслушав рассуждения учащихся, учитель даёт определение- это небольшое программное сочинение для симфонического оркестра.

Учитель: И чем заканчивается наша музыкальная сказка?

-Жалобным писком флейты.

-Оказывается, что весь шум да гром – это сон. Спит кикимора и мечтает, что вырастет она большая и страшная.

-Почему Кикимора держит зло на весь род человеческий?

Дети: Она одинока.

Итоги урока:

Какой из образов сказания запомнился вам больше других? Почему?

-Какую роль сыграла музыка  А. Лядова в понимании сказания?

Дети: Оживила события, заставила пережить и глубоко прочувствовать события.

(на экране высказывание о слове и звуке).

Слово было вначале убого,
Узко, словно истоки  у рек.
Слово было вначале у Бога,
Но коснулся его человек!
И оно полетело как птица,
И запело над нашим жильем,
чтобы людям-богам  поклониться.

Песней им послужить и стихом

Учитель: Вот мы с вами в очередной раз убедились в чудодейственной силе музыки.

Заканчивается урок исполнением песни   «Повсюду музыка живет»

Домашнее задание: В рабочей тетради ответить на вопросы по теме фольклор и нарисовать понравившегося героя произведения «Кикимора»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

тема урока : Фольклор в музыке русских композиторов

Слайд 2

Анатолий Константинович Лядов

Слайд 3

Кикимора (шишимора, суседка, мара) – персонаж в восточно-славянской мифологии. Кикимора-домовой

Слайд 4

Кот Баюн-мифологическое существо, который рассказывал сказки, пел песни.

Слайд 5

схема размещения симфонического оркестра

Слайд 6

Английский рожок

Слайд 7

Челеста сродни роялю и даже немного похожа на него

Слайд 8

Слово было вначале убого, Узко, словно истоки у рек. Слово было вначале у Бога, Но коснулся его человек! И оно полетело как птица, И запело над нашим жильем, чтобы людям-богам поклониться. Песней им послужить и стихом…

Слайд 9

В добрый путь, юные любители музыки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект и анализ урока музыки «Фольклор в музыке русских композиторов»

Данный урок разработан по новым стандартам с учетом требования ФГОС в 5 классе по программе Е.Критской....

Технологическая карта урока музыки в 5 классе по теме "Фольклор в музыке русских композиторов"

Технологическая карта урока музыки.Предмет: музыкаУчитель: Кириленко Татьяна ВладимировнаКласс: 5Авторы программы: Г.П.Сергеева, Е.Д.КритскаяУрок №5 согласно календарно-тематическому планированиюТема ...

Методическая разработка урока ФГОС по Музыке в 5 классе «Фольклор в музыке русских композиторов»

Осознание учащимся взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки и литературы)....

Разработка урока музыки в 5 классе "Фольклор в музыке русских композиторов"

Знакомство с жанром симфонической миниатюры, со сказочной картиной А.К.Лядова "Кикимора"....

разработка урока музыки для 5 класса по теме: "Фольклор в музыке русских композиторов"

Данная разработка предназначена для использования учителями музыки на уроках в 5 классах...