Образы романсов русских и осетинских композиторов.
план-конспект урока по музыке (6 класс)

Коспект урока "Образы романсов русских и осетинских композиторов"6 класс. На уроке учащиеся знакомятся с и историей романса, а также романсами русских композиторов и осетинских композиторов.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                               Урок музыки в 6 классе

«Образы романсов русских и осетинских  композиторов.

Старинный русский романс».

Цель урока: ввести учащихся в эмоционально-образный строй русской  и осетинской музыки на основе знакомства с жанром романса.

Задачи урока:

•        расширить знания о понятии романс, как жанре старинной вокальной музыки;

•        развивать навыки музыкального восприятия произведений и вокальные навыки при разучивании романсов;

•        воспитывать эстетические и нравственные чувства, художественный вкус и любовь к музыке.

Музыкальный материал:

             «Венецианская ночь» муз .М.И. Глинка, слова И. Козлова

        «Колокольчик» музыка А.Л.Гурилёва, слова И.Макарова,

        «Я вас любил» музыка Б.С.Шереметева, слова А.С.Пушкина,

        «Утро туманное», сл. И.  Тургенева, сл. Э Абаза

             «Джук-тур» муз. И. Габараева, сл.К. Хетагурова

              «Осетинский вальс» , муз. Г. Гуржибекова

Оборудование: компьютер, проектор, фортепиано.

                                Ход урока:

I Вход в класс

1 слайд.Учащиеся входят в класс под музыку «Венецианская ночь» муз. М. И. Глинки

II. Организационный момент

III. Актуализация знаний

- Ребята, вы вошли  в класс под музыку, знакома ли она вам, кто её автор, к какому жанру  музыки её можно отнести?

( романс «Венецианская ночь» М. И. Глинки, она относится к вокальной музыке).

-Почему это романс, а не песня?

2 слайд На фоне звучания музыки «Романс о романсе» А. Петрова читаю стихиБ.Ахмадулиной:

Не довольно ли нам пререкаться

Не пора ли предаться любви,

Чем старинней наивность романса

Тем живее его соловьи.

Толь в расцвете судьбы, толь на склоне,

Что я знаю про век и про дни,

Отвори мне калитку в былое

И былым моё время продли.

3 слайд

3. Сегодня на уроке, мы отвлечёмся от нашей современной жизни с её сумасшедшими и стремительными темпами и «отворим калитку в былое», окунёмся в мир старины и познакомимся с историей романса.

4 слайд

-Что такое романс?

(Это вокальное произведение для голоса  и муз.инструмента с выразительной мелодиейВ романсе раскрываются очень тонкие и глубоко личные переживания и чувства человека, его отношение к жизни, к природе.  ).

5 слайд

Романс – название, которое возникло от испанского слова «romance», что и значит романский, то есть исполняемый на «романском» (испанском) языке. Появилось это название тогда, когда в Испании получили большое распространение так называемые «светские» песни.

В отличие от церковных песнопений, которые в католических странах исполнялись всегда на латыни, «светские» песни пели на испанском языке.

Учитель. Что представляет собой этот вид вокальной музыки?

 Романс – вокальное произведение для голоса в сопровождении какого-либо инструмента – гитары, фортепиано и др. В романсе воспевается великое чувство – любовь, а вместе с ней смятение души и радостное волнение, восторг встреч и горечь разлуки, воспоминание о прошлом и надежда на счастье.

 6 слайд - Когда и откуда пришел в Россию романс мы узнаем из сообщений ребят.

IVРабота по теме урока:

7 слайд

Учитель. До сегодняшнего урока мы не задумывались, что одни романсы называют старинными, а другие классическими, или профессиональными. Старинный романс возник раньше классического, его представители композиторы Алябьев, Варламов, Гурилёв и др. Старинный романс – это совершенно особый жанр со своей собственной эстетикой. Исполнение старинных романсов требует особых навыков, особого мастерства, в консерваториях, как правило, не изучаемого. С этой проблемой сталкивались даже великие певцы: Шаляпин, Обухова, Нежданова…

Любили старинный русский романс М. Глинка, Н. Рубинштейн, П. Чайковский, Рахманинов. Все они находили в нём самый живой и искренний язык для воплощения любовных чувств, любовной культуры. По этой же причине старинный романс любили и любят за рубежом, находя в нем одно из неповторимых достижений русской музыки и поэзии.

 8 слайд Многие романсы написаны на слова великих русских поэтов, писателей.

 9 слайд

Разнообразны романсы по поэтическому содержанию:

Философское раздумье, размышление.

Драматическое скорбное переживание.

Любование природой.

Сказочное повествование.

Шуточный романс.

Лирический романс – любовный.

10 слайд

11 слайд Сложились виды романсов:1-городской романс,2-цыганский романс

3-жестокий романс, 4-казачий романс

12,13 слайды

14 слайд Жанровые признаки романса:

1) содержание романса всегда лирично;

2)текст посвящен какому-либо переживанию(обычно любовному);

3)мелодия сложнее, тесно связана со стихом, нет куплетно-припевных повторов.

 Слайд 15  Старинный русский романс - целый пласт отечественной музыкальной культуры. Мелодии, популярные в те далекие времена, не потеряли своего очарования и первозданной свежести и сегодня. Трудно представить себе людей, не слышавших "Очи черные", «Гори, гори моя звезда», «Калитка», «Я вас любил» и др. Многие русские композиторы прославились благодаря сочинению именно романсов. Среди них композиторы, о которых мы сегодня поговорим, их имена вы услышите позже, а сейчас прочитайте текст романса «Колокольчик» русского поэта И.Макарова.

16 слайд

4.    Сейчас мы познакомимся с русским композитором Александром Львовичем Гурилевым и послушаем романс «Колокольчик» (Слайд 12) Первое музыкальное образование он получил от своего отца, крепостного музыканта. Написал более 200 романсов, которые имеют преимущественно задушевный характер, они легко поются, имеют простой аккомпанемент.

Слушая произведение, подумайте над вопросами:

Какой характер у романса? О чем он и какой образ рисуется в этом старинном произведении?

А)Слушание романса «Колокольчик» А. Гурилева.

(Ответы уч-ся) Музыка по характеру задушевная, задумчивая, печальная, мелодичная, плавная, лирическая, тоскливая, взволнованная в ритме вальса.

В романсе чувствуется тоска о чём-то родном, воспоминания, переживания, волнение.

В старинном русском романсе «Колокольчик» рисуется лирический образ.

- Чем наполнен этот образ? (размышлением о жизни, воспоминанием о дорогом, переживанием о чём-то ушедшем)

- Какую картину вы представили, слушая романс?

(Ответы уч-ся) Дальнюю дорогу, широкие поля, бескрайние леса.

- У русского человека судьба, мысли и чувства, воспоминания и размышления неразрывно связаны с природой. Широта и распевность мелодий русских песен и романсов ассоциируется и с просторами России, и с открытостью, щедростью души русского человека.

- Как вы думаете, для кого предназначался этот романс: простого народа или светского общества?

(Ответы уч-ся:) для простого народа.

- Романс «Колокольчик» был популярен в демократической среде и близок простой бытовой песне.

бытовой песне.

Б). Разучивание I куплета романса «Колокольчик»

Разучивая мелодию романса «Колокольчик», предложить детям проследить за особенностями развития мелодической линии по нотной записи в учебнике. Дать учащимся почувствовать единство музыкальной и поэтической речи романса. Добиваться ровного, свободного льющегося звучания на всём диапазоне произведения.

 В)   Учитель. Сейчас прозвучит ещё один старинный романс « Я вас любил», сравните его с романсом «Колокольчик» найдите сходство и различие.

 Слайд 17 Слушание  «Я вас любил» сл. А. Пушкинамуз.Б. С. Шереметева

- Какими чувствами наполнен романс «Я вас любил»?

Дети. Любовь, нежность, искренность, волнение, благодарность, сомнение.

Любовь – великое человеческое чувство, которое вызывает в нас смятение души и радостное волнение, восторг  встреч и горечь разлуки, воспоминания о прошлом и надежду на счастье.

- Что значит быть счастливым в любви? (размышления ребят)

- Образ  какой любви воплощён в романсе «Я вас любил» (неразделённой) Почему?

-Может ли рождать светлые чувства безответная, неразделённая любовь?

- Продолжает ли любить герой романса свою возлюбленную? Объясните.

Учитель. Назовите общие черты прозвучавших романсов? (затрагивается внутренний мир человека, душа, чувства; тоже слышится размышление, воспоминание о чём-то ушедшем, дорогом)

-Можем определить музыкальный образ этого произведения? Какой? (Лирический)

- Но, если в первом романсе лирика затрагивает тему русской природы, то во втором …? (любви)

V. Осмысление и закрепление знаний.

- Итак, вы познакомились с двумя старинными романсами, которые являются шедеврами русской музыкальной культуры, её лучшими образцами. Подведите итог, заполнив таблицу.

 Слайд 18 Работа в таблице (заполнить)

 

Романс «Колокольчик»

Романс «Я вас любил»

чувства

волнение, тоска, переживание

любовь, благодарность, сомнение

мелодия

просто, искренне; близкаестественной речи; с движением)

трепетно, проникновенно, с сожалением; красивая, благородная мелодия;

образ

лирический

любовная лирика

голос

баритон

бас

сопровождение

фортепиано

оркестр рус.нар. инструментов

экспонаты выставки

колокольчик, русский платок

веер, шкатулка с драгоценностями

в каком обществе популярен

демократическом, среди простых людей

светском обществе

6. Слайд 19Однажды в Царском Селе проходил парад, которым Александр II остался недоволен. Последовало приказание: ни одного офицера из полка в Петербург не отпускать. Это было похоже на арест. Изнывая от скуки, гусары решили пригласить к себе цыганский хор. Всю ночь звучали песни, пол дрожал от пляски, а в перерывах звенели гитары. Забрезжил рассвет. За окнами стало белым-бело. Всё вокруг покрыл пушистый снег...

— Как красиво, как хорошо, — сказал Эраст Абаза. — Утро туманное, утро седое... Замечательно написал Тургенев... И он стал тихо напевать знакомые строки. Аккорды сменяли друг друга. Рождалась мелодия. Сначала вполголоса, затем всё громче вторил певцу хор цыган. Так на рассвете морозного утра родилась мелодия романса «Утро туманное”. Эраст Агеевич Абаза, гусар и одарённый музыкант-любитель. В Крымскую войну майор Эраст Абаза командовал батальоном в осаждённом Севастополе. Там и погиб в сражении у Корабельной бухты. Все в полку знали, что он написал на стихи Тургенева элегию «Утро туманное», помнили его красивый баритон.

 Слайд 20Исполнение  «Утро туманное»

- Какие чувства выражены в романсе?

- Какой образ воплощён в романсе?

7. Слайд 21Осетинские композиторы тоже сочиняли романсы на слова известных поэтов.

К.Л. Хетагуров писал стихи, которые полюбились народу. Некоторые из них стали осетинскими народными песнями. К стихам поэта часто обращались и осетинские композиторы. Сейчас вы услышите романс “Джук-тур”, который написал осетинский композитор Илья Габараев на стихи Коста Хетагурова .

Джуг-тур – дикий козел, который встречается на неприступных высотах кавказских гор.. Предлагаю его послушать и определить музыкальный образ.

А)Слушание романса «Джук-тур» муз. И Габараева, сл. К. Хетагурова

– О чем этот романс? (О красивой природе Кавказа и гордомДжук-Туре.)

– С чего начался романс? (Фортепианного вступления, которое передает переживание автора.)

– А какое впечатление произвел на вас сам романс?

– Что вы себе представили, слушая это произведение? (Картину царственно застывших снежных гор.)

– Кто исполнил романс? (Солистка в фортепианном сопровождении.)

– Какое в нем настроение? (Грустное, печальное.)

По мелодии определение песни «Осетинский вальс» муз. Г. Гуржибекова

- Почему это песня, а не романс?

Б)Исполнение песни «Осетинский вальс» муз.Г. Гуржибекова

-Какой образ воплощён в песне?

- Озвучьте вывод по поставленной проблеме: Выяснить чем отличается романс от песни? В чем секрет их долголетия?

Слайд 22

Вывод: В романсе мы слышим более тесную связь музыки и поэтического текста. Музыка передает не только общее настроение стиха, но и отдельные поэтические образы. Большое значение в романсах играет музыкальное сопровождение, которое помогает полнее раскрыть содержание. Он пишется для пения с аккомпанементом одного инструмента (фортепиано, гитара). Секрет долголетия романса в том, что романсе чаще всего воспевается великое чувство – любовь, тонкие и глубокие личные переживания человека, его отношение к жизни, к природе

Слайд 23

 VI .Итог урока:

- О чём сочиняли романсы русские композиторы?

- Что могут рассказать нам старинные русские романсы?

- С какими  композиторами  мы сегодня познакомились?

-Какие романсы вам запомнились?

Рефлексия: -Что вы сегодня узнали на уроке?

-  Что было интересно узнать?

-  Меня удивило…

-Понравился ли вам  урок?

Как вы оцениваете свои знания? (самооценка, взаимооценка).

 Домашнее задание.  Слушать музыку, доклад « Старинные романсы»

Под музыку учащиеся выходят из класса


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образы романсов и песен русских композиторов

Данная презентация  используется при знакомстве с темой "Романсы". Учащиеся знакомятся с историей возникновения этого музыкального искусства, песенного жанра.Они   узнают причину и...

Образы романсов в творчестве русских композиторов

Роль романса в творчестве русских композиторов....

Образы романсов и песен русских композиторов

Презентация о романсах и песнях знаминитых композиторов...

6 класс - Урок № 2 - Образы романсов и песен русских композиторов

Цель  урока: Ввести учащихся в эмоционально – образный строй русской музыки на основе знакомства с жанром романсаЗадачи урока:  Образовательные: расширить знания о понятии «роман...

Разработка музыкально-литературного вечера "Любовная лирика А.К. Толстого в романсах русских композиторов"

Сценарий музыкально-литературной композиции для учащихся старших классов...