Разработка урока
план-конспект урока по музыке
Открытый урок по музыке в 4 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_muzyke_v_4_klasse.docx | 32.85 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Открытый урок по музыке
в 4 классе.
Тема: «Русские народные инструменты и музыкальные инструменты адыгов»
Учитель начальных классов МБОУ СОШ №7 а.Джиджихабль
Берзегова Светлана Казбековна.
Ход урока:
- Орг. Момент
Учитель. Здравствуйте. Ребята!»
Сегодня урок музыки у вас проведу я, Меня зовут Светлана Казбековна.
Какое настроение у вас в начале урока давайте посмотрим (дети показывают смайлики) (на столах лежат)
Сядьте удобно, закройте глаза, глубоко вдохните и выдохните.
Теперь повторяйте за мной каждую фразу, которую я вам буду говорить.
- Я нахожусь на уроке музыки.
- Мне очень нравится этот урок.
- Сейчас я начну заниматься музыкой.
- Я буду стараться и все выполню правильно.
Учитель. Вы наверно догадались, о чем мы с вами будем говорить.
Тема нашего урока «Русские народные инструменты и музыкальные инструменты адыгов»
Сегодня ребята мы с вами познакомимся с названиями инструментов русского и адыгского народов, историей их создания и узнаем на какие группы они делятся.
У нас сегодня на уроке много гостей, но я хочу выделить одного человека, который к нам пришел со своими музыкальными инструментами. Это Васин Виктор Анатольевич. Позже мы дадим ему слово.
А сейчас у нас «Музыкальная разминка»
Русскую народную песню «Во поле береза стояла» будем распеваем на ля ля ля ля.
Кто из вас еще раз скажет, как называется произведение?
Актуализация знаний.
А теперь давайте споем под гармошку.(УЧИТЕЛЬ ИГРАЕТ НА ГАРМОШКЕ) ( ТЕКСТ ПЕСНИ ЛЕЖИТ НА СТОЛАХ)
Во поле береза стояла
Во поле кудрявая стояла
Люли, люли стояла
Люли, люли стояла.
Я пойду, пойду погуляю
Белую березу заломаю
Люли, люли заломаю
Люли, люли заломаю.
Итак, произведение называется «Во поле береза стояла».
А вы знаете кто автор этого произведения? (Народ)
А сейчас послушайте и определите на каких музыкальных инструментах исполняют это произведение? (ВО ПОЛЕ БЕРЕЗА СТОЯЛА (ВКЛЮЧИТЬ)
Баян, балалайка.
Работа с материалом урока
Открываем учебники, находим страницу 62-63.
Кто умеет хорошо читать? (ТЕКСТ В УЧЕБНИКЕ ЧИТАЮТ)
А сейчас давайте отгадаем загадки об инструментах.
А всего то три струны.
Ей для музыки нужны.
Кто такая? Отгадайка…
Это наша …(БАЛАЛАЙКА)
Очень весело поет, если дуете в нее. Не палочка, не трубочка.
А что же это? (ДУДОЧКА)
Все мы очень любим слушать шестиструнную (ГИТАРУ)
Раз –два! Раз-Два!
Раступайся, детвора!
Что за грохот тут и там?
То грохочет…(БАРАБАН)
Зов, призыв трубит трубач
И несутся кони вскачь.
Ты узнаешь без труда
Это звонкая. (ТРУБА)
Словно птичью песню
Ласково выводит
Нежный голос чей-то..
То запела ..(ФЛЕЙТА)
Как будто девушка запела,
И в зале словно посветлело.
Скользит мелодия так гибко.
Затихла все: играет,,,(СКРИПКА)
Ими можно кушать,
А можно их послушать.
Подумайте немножко-
Что же это? (ЛОЖКИ)
Учитель: - Молодцы ребята. Вы правильно отгадали загадки. Посмотрите как много разных и непохожих друг на друга инструментов, но все таки между некоторыми из них есть что-то общее.
Учитель: Что общего у балалайки, скрипки и гитары?
-Правильно, струны.
Учитель: А у дудочки, флейты и трубы?
-Правильно, чтобы они зазвучали, в них нужно дуть.
Учитель: Ну и барабан с ложками.
-Нужно ударить, чтобы появился звук.
Таким образом, музыкальные инструменты можно объединить по общим признакам на группы или семьи.
Существуют три основных группы инструментов:
СТРУННЫЕ
ДУХОВЫЕ
УДАРНЫЕ
Учитель: А вы знаете ребята, откуда пришло такое деление, сейчас я вам прочту, а вы послушайте внимательно.
Первым инструментом на земле был человеческий голос. Но потом наши предки заметили, что звук можно передавать не только голосом, а извлекать его с помощью различных предметов. Когда люди высекали огонь камнем о камень - поняли, что там можно и поддерживать ритм в танце. А еще на охоте стали использовать призывные звуки морской раковины, а во время отдыха, вдыхая воздух в обычную тростинку- появлялись красивые звуки. Так сама природа разделила все инструменты на три семьи: струнные, духовые и ударные.
У каждого народа сложились свои инструменты, некоторые из них вы хорошо знаете, а некоторые – очень и очень необычные. Об этих инструментах вы сейчас нам прочитаете. (Раздать детям тексты)
Домра - казахский народный двухструнный щипковый музыкальный инструмент. Корпус грушевидной формы и длинный гриф, разделенный ладами.
Одним из исконно русских народных инструментов считают балалайку, названную так благодаря «бренчанию» и «балаканью». Имеет три струны.
Флейта – древний китайский народный инструмент. Представляет собой12 бамбуковых стволов, обеспечивая большой диапазон звучания. Участвовала в оркестре Древнего Китая. Инструмент возродился в ХХ веке.
Баян- один из самых распространенных инструментов. Это музыкальный инструмент, разновидность гармоники с полным хроматическим звукорядом на правой клавиатуре, басами и готовым аккордовым или готово выборным аккомпонементом на левой.
Гитара – струнный щипковый инструмент. Известный еще в Средневековье. Плоский деревянный корпус, напоминающий восьмерку, снабжен грифом с 6-7 струнами. В настоящее время – один из самых популярных музыкальных инструментов.
- Молодцы, ребята. Вы только что услышали, какие разные сложились у народов инструменты. Многие из них появились очень давно, но существуют и сегодня.
Ребята, а вы когда нибудь слышали слово «ТЕМБР»?
ТЕМБР – ЭТО КАЧЕСТВО, ОКРАСКА ЗВУКА, ПО КОТОРОМУ РАЗЛИЧАЮТСЯ ДРУГ ОТ ДРУГА ЗВУЧАНИЕ ОДНОЙ И ТОЙ ЖЕ ВЫСОТЫ.
А теперь небольшая игра на внимание. Будут звучать песни на различных инструментах, ваша задача- определить музыкальный инструмент.
ПЕСНЯ «Два веселых гуся» (ВКЛЮЧИТЬ)
Какие музыкальные инструменты исполняют это произведение и какой характер? (спокойный)
ПЕСНЯ «Когда мои друзья со мной»
Скажите пожалуйста, на каких музыкальных инструментах исполняют это произведение и какой характер у этой песни? (веселый)
-Молодцы, вы очень внимательны и умеете услышать инструмент.
А кто из вас сможет потанцевать под русскую народную песню «Калинка»
Выходит мальчик и танцует.
Скажите , а какой характер у этой песни.?(ВЕСЕЛЫЙ, ПЛЯСОВЫЙ).
Какими музыкальными инструментами исполняется это произведение?
А теперь послушайте стихотворение Геннадия Серебрякова
«Ты откуда, русская зародилась музыка?»
«Ты откуда, русская зародилась музыка?
То ли в чистом поле. То ли в лесе мглистом?
В радости ли? В боли? Или в птичьем свисте?
Ты скажи, откуда грусть в тебе и удаль?
В чьем ты сердце билась с самого начала?
Как же ты явилась? Как ты зазвучала?
Пролетели утки – уронили дудки.
Пролетели гуси – уронили гусли.
Их порою вешнею нашли, не удивились.
Ну а песня? С песней на Руси родились»
Учитель: Как вы понимаете выражение «С песней на Руси родились»?
Песня всегда была рядом с человеком. Мама поет малышу на ночь колыбельную, водят хоровод под хороводную песню, веселятся под шутливые песни.
-А теперь скажите, какой инструмент есть у каждого из нас и он всегда с собой?
Это голос. Давайте и про него сегодня не забудем. Теперь споем песню про нашу любимую, солнечную Адыгею. Кто желает спеть вместе со мной, у вас на столах лежит текст этой песни (дети выходят к доске)
Спасибо, присаживайтесь все.
А сейчас слово хочу предоставить нашему гостю Виктору Анатольевичу (играет на своих инструментах)
А теперь ребята будем говорить о музыкальных инструментах адыгов (раздать листы)
Адыгэ 1эмэ-псымэмэ ащыщых: къамылыр, сырынэр, пщынэ къэбыр, шык1эпщынэр, 1эпэпщынэр, пщынэт1аркъор, пхъотэпщын, пхъэк1ычэр нэмык1хэри.
Анахь музыкальнэ 1эмэ-псымэмэ лъап1эу адыгэмэ я1агъэу зыфа1орэр къамылыр ары. Апэ къамылыр зыхаш1ык1ыщтыгъэр орыжъым къыхэк1рэ уц лъэпкъэу къамылыр ары. Къамылыпщэ 1азэр адыгэмэ алъытэщтыгъ. Шъхьэк1эфэ фаш1ыщтыгъ. Къамылыр адыгэ джэгум ымакъэу , хъярым ытамэу л1эш1эгъубэрэ лъэпкъым гъогу къыдик1угъ.
Адыгэ музыкальнэ 1эмэ-псымэмэ апэрэ ч1ып1эр ащызыубытырэмэ шык1эпщынэр ащыщ. Ц1ыфмэ шык1эпщынэр лъэш дэдэу ш1у алъэгъурэ 1эмэ-псымэ хъугъэ.Ар къеушыхьаты пщынэо гъэсагъэхэр бэу ти1эхэ хъугъэми шык1эпщынэ зэрач1амыдзыгъэм. Шык1эпщынэр ч1ып1э зэфэшъхьафмэ ащагъэфедэ.Ащ къыригъа1оу адыгэ къуаджэмэ адэсыгъэр мак1эп. Сэ сятэжъи Джармэкъо Тыркубый Джэджэхьаблэ щыпсэущтыгъэм шык1эпщынэм къыригъа1ощтыгъ.
Шык1эпщынаомэ язэнэкъокъу къалэу Мыекъуапэ бэрэ щызэхащэ.
Джы шъукъедэ1уи, къаш1о сыд фэдэ 1эмэ-псыма къызэригъа1орэр? (7) (ЦЫРАЦ ЗВУЧИТ) (ШЫК!ЭПЩЫН)
Ижъык1э къыщегъэжьагъэу адыгэхэм музыкальнэ 1эмэ-псымэу агъэфедэщтыгъэмэ ащыщ пщынэт1аркъор. Гухэк1 нахь мыш1эми, а 1эмэ- псымэр бэш1агъэ зымыгъэфедэжьырэр ык1и а1эк1эзыжьыпагъ. Джы а пщынэ лъэпкъыр зыфэдэгъэ шъыпкъэр къэзы1ожьышъун ц1ыфи щы1эжьэп, ау пщынэт1аркъор игъэк1отыгъэу адыгэхэм зэрагъэфедэщтыгъэр къаушыхьаты тифольклори, адыгэ литературэм ипроизведениехэми. Мыщ рыщагъэхэр (струны) зыфа1орэр мэлым ипк1эт1эймэ ахэш1ык1ыгъагъ.
Джы тыкъеплъы, мыщ ра1орэр пхъотэпщын, ар пхъэ пытэ лъэпкъэу ясень зыфа1орэм хэш1ык1ыгъ. Хьак1эхэм ш1ухьафтынэу аратыщтыгъэ.
Джы сыкъызтегущы1э сш1оигъор адыгэ пщынэр ары.Мы пщынэм илъэсишъэм къехъу ыныбжь. Пщынэр тыдэ щагъэфедэра?
Пчыхьэр ош1оу, пщынаор дэгъоу, зэрэчылэу чэфэу джэгушхо хъумэ, сыдэу тхъагъо! Гум дэхагъэу илъыр пщынэм къырещы, пхъэк1ычаор пщынэм дежъыоу. К1элак1эхэмрэ пшъашъэхэмрэ к1эрак1эу къеш1эхэ хъумэ, уяплъыгъэзэпытк1и уезэщырэп.
Джы зигугъу къэсш1ымэ сш1оигъор Джэджэхьаблэ щыщэу тхэк1о ныбжьык1эу, гъэзетэу «Адыгэ макъэм » иредактор шъхьа1эу Дэрбэ Тимур. Бэ ащ к1элэц1ык1умэ апае ытхыгъэр ык1и ытхыгъэмэ ащыщэу непэ нэ1уасэ шъузфэсш1ымэ сш1оигъор иусэу «Пщынаом иорэд»
(ФОН - Аслан Дударов)
С1апэхэр пщынэм нэсыгъэх,
Сигуапэу ащ сэ къезгъэ1он.
Гупшысэхэр гум къи1ук1ыгъэх,
Ш1ум непэ орэд фэс1он.
Адыгэ пщынэр зэк1эсщымэ
Осэпсы чъы1эр гъушъын.
Адыгэ макъэр къыхэсщымэ
Дунаир къыздежъыун.
Къушъхьэмэ анэгу къырахы,
Орэдыр алъы1эсыгъ.
Къушъхьэмэ тэ тызэхахы,
Псэу си1эр тыгъэу къепсыгъ.
Гуш1уагъор нэгум къытехьэмэ
Жъынчырэр ш1агъоу сипщын.
Нысэищыжьым тыхахьэмэ
Сипщынэ сымыт1упщын.
Усак1ом дэгъоу къыре1отык1ы пщынэр къызызэк1ащык1э ц1ыфым хъяр зэри1эр, пщынэм ымакъэ къушъхьэмэ зэранэсрэр.
Джы тыкъеплъы, сыд мыщ ра1орэр? (ПХЪЭК!ЫЧ)
Сыд фэдэу дахэу къебгъэ1уагъэк1и, пхъэк1ычэр к1ымыгъу зыхъук1э гуахьы хъурэп, едэ1урэм фиш1эрэп. Джары пхъэк1ычэм имэхьанэр, ащ к1уач1эу и1эр.
Мыщ ра1орэр дэжъые быракъ. Джэгур ары зыщыгъэфедэрэр. Хьэтыяк1ом джэгум ще1ыгъы.
Джы тежъугъэдэ1у къы1ощтым, Сыд фэдэ 1эмэ-псыма агъэфедагъэхэр? (9) Къамыл, Пщынэ, пхъэк1ыч.(ЦЫРАЦ)
Сыд фэдэ адыгэ къашъуа зигугъу къэшъуш1ын шъулъэк1ыщтыр?
(ЗЫГЪЭЛЪАТ, ЗЭФАК!У, УДЖ, ИСЛЪАМЫЙ)
Джы къэшъо ц1ык1ухэмк1э тызэнэкъокъущт, орэдыр къызэблихъу къэс, къашъор къызэблэшъухъун фае.
Тхьашъуегъэпсэу, дахэу, дэгъоу зэк1эми шъукъэшъуагъ.
(ХЬАКУЛАЩ, ЗЫГЪЭЛЪАТ, УДЖ –ХЪУРАЙ).
(МЕДАЛЬХЭМ ЯЕТЫН).
К!ЭЛЭЕГЪАДЖЭУ МЫРЭУ !ЭДЭБ ШЪУХЭЛЪЭУ ШЪУЗГЪЭСАГЪЭМ ДЫШЪЭ МЕДАЛЫР ФЭТЭГЪЭШЪУАШЭ)
Адыгэ музыкальнэ 1эмэ-псымэхэр къызэрэдгъэгъунэным тыпылъын фае, ащ лъэпкъым ищы1эныгъэ къыгъэбаищт, ц1ыфхэр дэхагъэм фип1ущтых.
Орэдэу «У адыгов обычай такой» зыфи1орэмк1э тиурок тэжъугъэух.
Итог урока.
Тиурок ык1эм фак1о. Зэфэхьысыжь тэжъугъэш1.
Джы тыгу къэтэжъугъэгъэк1ыжь непэ к1эу зэжъугъэш1агъэр, нахь шъугу рихьыгъэ ч1ып1эхэр.
Нэшхъэеу къытхэтыгъэхэр нахь чэфы хъугъэмэ тежъугъэплъ.
Дэгъоу зэк1эми шъухэлэжьагъ.
Тхьашъуегъэпсэу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»
Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...
Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания. Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированн
урок по физической культуре с ипользованием инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания...
Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"
Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...
методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.
Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в 6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...
Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта
Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта...
Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"
Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...
Методическая разработка по теме "Разработка урока немецкого языка согласно ФГОС. Тип урока: комбинированный"
Переход на ФГОС позволил переориентировать усилия гигантского преподавательского состава страны с традиционного узкопредметного обучения (предметные результаты) одновременно и на развитие каждого обуч...