Учебное пособие "Основы вокальной техники"
учебно-методическое пособие по музыке
АННОТАЦИЯ
Учебное пособие «Основы вокальной техники» разработано для воспитанников вокальных кружков с целью расширить кругозор молодых певцов, что позволит им более верно оценивать явления, связанные с голосообразованием и развитием голоса, с формированием певца.
При разработке данного учебного пособия ставились следующие задачи:
- научить обучающегося пению логике мышления на базе определённого минимума знаний;
- помочь выбрать верный подход к воспитанию голоса;
- дать научные знания о голосе и работе голосового аппарата;
- сформировать знания об общих закономерностях работы организма человека, совершенно необходимо для того, чтобы обоснованно разбирать методические вопросы и объективно оценивать различные явления, связанные с голосообразованием.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1._uch_posobie_osnovy_vok_tehniki.docx | 92.24 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
АННОТАЦИЯ
Учебное пособие «Основы вокальной техники» разработано для воспитанников вокальных кружков с целью расширить кругозор молодых певцов, что позволит им более верно оценивать явления, связанные с голосообразованием и развитием голоса, с формированием певца.
При разработке данного учебного пособия ставились следующие задачи:
- научить обучающегося пению логике мышления на базе определённого минимума знаний;
- помочь выбрать верный подход к воспитанию голоса;
- дать научные знания о голосе и работе голосового аппарата;
- сформировать знания об общих закономерностях работы организма человека, совершенно необходимо для того, чтобы обоснованно разбирать методические вопросы и объективно оценивать различные явления, связанные с голосообразованием.
СОДЕРЖАНИЕ.
Стр.
- Берегите свой голос 3-4
- Правила в пении 5-6
- Певческая установка 7
- Органы дыхания и их функции 8
- Строение голосового аппарата 9-12
- Слух – основной регулятор голоса 12
- Дикция 13-14
- Типы певческих голосов 15
- Виды хоровых коллективов 16
- Упражнения для начинающих вокалистов 17-18
Пение – важнейшее проявление человеческой натуры,
потому, что оно представляет собой выражение
чувства, страстей, работы воображения, мыслей,
тесно связанных с физиологией человека.
- Берегите свой голос
Человек наделен от природы чудесным даром – голосом. Это голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни.
Соответственно разным чувствам по-разному может звучать голос в разговоре. Разнообразны интонации человеческой речи. Но какую чарующую силу приобретает человеческий голос в пении!
Сравнение звучания скрипки, альта, виолончели, флейты, валторны с красотой пения человеческого голоса является для исполнения особой похвалой. Голос – бесценное богатство – его надо уметь беречь и развивать.
Человеческий голос очень хрупок и нуждается в бережном к нему отношении. Что такое голос? Как он возникает?
У нас в горле есть голосовые складки. Когда они смыкаются, возникает звук – голос. А если не беречь горло, напрягать его постоянной болтовней есть мороженое после горячего чая или долгого бегания складки воспаляются и голос получается грубым, сиплым.
Закаляй свое горло полосканием. Каждое утро, почистив зубы, набери глоток воды в рот и, запрокинув назад голову, произноси протяжно следующие звуки:
А – а – а
Э – э – э
И – и – и
О – о – о
У – у – у
Звуки нужно произносить поочередно: на каждый новый глоток воды – новый звук. Так ты закаляешь горло – это как обливание холодной водой – и прочищаешь его, удаляя остатки пищи.
Голос хорошо звучит только тогда, когда певец здоров, бодр и в хорошем настроении. От настроения певца очень часто зависит качество репетиции. Если певец пришел на урок расстроенным, подавленным, угнетенным, то занятие продуктивным не будет. Настроение – эмоциональная настройка – влияет на активность нервной системы и на общий тонус организма.
Кратко рассмотрим наиболее распространенные из простудных заболеваний. Самое частое простудное заболевание – это насморк (воспаление слизистой оболочки носа). Заболевание несерьезное, но неприятно способностью спускаться вниз на гортань. В таком состоянии наступает длительное расслабление голосовых мышц, и голос надолго теряет свою настоящую звучность. Бывают и длительные – хронические насморки. И те, и другие необходимо серьезно лечить, так как при них выключается полностью или частично нос как резонатор, а это ухудшает качество озвученной речи. Насморк часто бывает вместе с острым воспалением верхних дыхательных путей, и его не следует путать с гриппом, вирусным заболеванием, которое очень часто дает осложнения на гортань. После гриппа может долго наблюдаться ослабленное смыкание или даже несмыкание голосовых складок.
При простудных заболеваниях гортани – острых ларингитах – поражается не только слизистая оболочка, но и голосовые складки, наблюдается их несмыкание. Простудные ларингиты быстро проходят, но не смыкание складок после них может затянуться.
Всякое заболевание носа или глотки не проходит бесследно для гортани. Она в той или иной степени вовлекается в болезненный процесс.
Острые заболевания миндалин в обыденной жизни называют ангинами. Острые и нечастые ангины быстро излечиваются и не оставляют следа. Но ангины хронические, часто повторяющиеся, или так называемые хронические тонзиллиты, не проходят бесследно для всего организма и для гортани в частности. При них слизистая оболочка глотки находится почти постоянно в воспаленном состоянии, в это воспаление вовлекается и гортань. В случае безрезультатного длительного лечения больные миндалины удаляют оперативным путем.
Очень неблагоприятны для голосовых складок все простудные заболевания дыхательных путей, сопровождающиеся кашлем. Сам по себе этот симптом несерьезен. Но кашель связан с сильными выдыхательными толчками на голосовые складки, с их травмированием. Поэтому даже небольшой кашель может ухудшить звучание голоса. А после сильного приступообразного кашля, особенно без мокроты, голос может надолго потерять свою звучность.
ЗДОРОВЬЕ И УХОД ЗА ГОЛОСОМ
Общее здоровье организма является главным условием здоровья голоса. Певец должен иметь распорядок дня, в который необходимо включить не только работу над голосом, но и мероприятия по поддержанию организма в хорошем состоянии. Певец должен сохранять позу - осанку. Неправильная поза влияет не только на физическую работу органов дыхательной системы (что сказывается на подаче воздуха к голосовым связкам), но и на прохождение сигналов, идущих от мозга. Певец должен стоять нескованно, атак, как удобно для пения. Изменения основной позы могут быть очень эффективными при работе в конкретных музыкальных стилях.
Гортань как и другие органы тела, состоит из живой ткани, которая может быть подвержена травмам и болезням.
Рекомендации в случае заболевания голосовых связок
Как снять сип в голосе
- Одно яйцо, 1 ч. ложка песка, 1 ч. ложка растительного масла, 2-3 капли коньяка -взбить и выпить.
- Три-четыре раза вдень набрать в рот холодной сырой воды и полоскать наклонившись вперед.
ЗАПРЕЩЕНО ВО ВРЕМЯ ПЕНИЯ
- АЛКОГОЛЬ И НАРКОТИКИ.
- КУРЕНИЕ.
- ПЕНИЕ ПОСЛЕ ПРИНЯТИЯ ПИЩИ (принимать пищу можно за час до пения, так как энергия тела напрямую участвует в процессе переваривания пиши, движения замедляются, ослабевает внимание и координация, кроме того излишняя слизь, которая вырабатывается железами на связки, может мешать их колебаниям).
- НЕЛЬЗЯ ПЕРЕД ПЕНИЕМ ЕСТЬ МОРОЖЕНОЕ, СЕЛЕДКУ, СЕМЕЧКИ, ОРЕХИ, ШОКОЛАД, ПИТЬ ОЧЕНЬ ОХЛАЖДЕННЫЕ НАПИТКИ.
- ПЕРЕД ПЕНИЕМ ПРОТИВОПОКАЗАНА БАНЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФЕНА ДЛЯ СУШКИ ВОЛОС.
- ЧРЕЗМЕРНОЕ КАШЛЯНИЕ, ЧИХАНИЕ, А ТАКЖЕ РЕЗКИЕ ЗВУКИ, ПОЛУЧАЕМЫЕ ПРИ ПОМОЩИ НЕОЖИДАННОГО ВЫБРОСА ВОЗДУХА, КОТОРЫЕ МОГУТ ПРИЧИНИТЬ БОЛЬ И ДАЖЕ ПОВРЕДИТЬ НЕЖНУЮ МЫШЕЧНУЮ ТКАНЬ СВЯЗОК.
- ЧРЕЗМЕРНО ГРОМКОЕ ПЕНИЕ ИЛИ РАЗГОВОР.
8. АЭРОЗОЛИ, ТАБЛЕТКИ, ГОРЯЧИЙ ЧАЙ, КОТОРЫЕ НЕ СДЕЛАЮТ ГОЛОС ЛУЧШЕ.
9. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ СТРЕСС И УТОМЛЕНИЕ.
10. ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА. Пыль, испарения, смог, дым и т.д. могут повлиять на мышечную ткань связок прямо либо косвенно (через нервную систему)
- Правила в пении:
- в музыкальной фразе должна быть вершина, выделенная при помощи динамики и акцентирования;
- последний звук фразы требует сохранения активности до конца длительности;
- при выдерживании длинной ноты, чувствовать ее внутреннюю пульсацию;
- чем быстрее темп, тем звук легче, тише, активнее;
- при движении мелодии вверх, нижний звук необходимо облегчать за счет динамики и атаки звука;
- нельзя сливать два гласных звука, стоящих на стыке слов;
- недопустимо брать дыхание посреди слова (если оно не цепное);
- при пении на цепном дыхании после его возобновления отдельными певцами вливаться в общее звучание незаметно, без толчка;
- нельзя отделять дыханием подлежащее от сказуемого;
вдох (по объему и скорости) производить в характере песни
Основные вокальные навыки :
1) звуковедение;
2) певческое дыхание;
3) артикуляция;
4) слуховые навыки;
5) навыки эмоциональной выразительности исполнения.
Звукообразование- взаимодействие дыхательных, артикуляционных органов с работой гортани. Этот навык является главным. Он определяется владением разнообразным тембром, умением использовать различные типы атаки звука, способы артикуляции. Умение правильно интонировать является частью навыка звукообразования и тесно связано с регистрами. Звукообразование как целостный процесс не исключает навыков артикуляции, певческого дыхания, обеспечивающих качества дикции, способы звуковедения, ровность тембра, динамику и пр.
Навык дыхания включает в себя:
- певческую установку;
- глубокий вдох по объему и в характере песни;
- момент задержки дыхания, в течение которого готовится в «уме» представление первого звука, фиксируется положение вдоха;
- выдох постепенный, экономный (стараться сохранить вдыхательную установку);
- умение распределять дыхание на всю фразу, и пр.
Навык артикуляции включает в себя:
- отчетливое, фонетически определенное произношение слов;
- умеренное округление гласных в единой манере;
- умение максимально растягивать гласные и коротко произносить согласные.
Слуховой навык:
- слуховое внимание, самоконтроль;
- умение различить качественные стороны певческого звучания и эмоциональности выражения;
- вокально-слуховые представления певческого звука и способы его образования.
Данные навыки формируются на основе развития музыкального слуха, а также отзывчивости на музыку. Развитие слуховых и певческих навыков глубоко взаимосвязано с развитием мышления, памяти, воображения, внимания, воли. Все эти навыки, переходящие в свойства личности, взаимодействуют со всем процессом обучения.
Навык выразительности в пении выступает как исполнительский навык и достигается за счет:
- мимики, выражения глаз, жестов, движений;
- богатства тембровых красок голоса;
- динамических оттенков, фразировки;
- чистоты интонации;
- разборчивости дикции, пауз, цезур.
Выразительность исполнения формируется на основе осмысленности содержания и его эмоционального переживания детьми.
Упражнения дыхательной гимнастики
1. Снег.
Ребенку предлагается подуть на вату, мелкие бумажки, пушинки и тем самым превратить обычную комнату в заснеженный лес. Губы ребёнка должны быть округлены и слегка вытянуты вперёд. Желательно не надувать щеки, при выполнении этого упражнения.
2. Кораблики.
Наполните таз водой и научите ребёнка дуть на лёгкие предметы, находящиеся в тазу, например, кораблики. Вы можете устроить соревнование: чей кораблик дальше уплыл. Очень хорошо для этих целей использовать пластмассовые яйца от "киндер-сюрпризов" или упаковки от бахил, выдаваемых автоматами.
3. Футбол.
Соорудите из конструктора или другого материала ворота, возьмите шарик от пинг-понга или любой другой легкий шарик. И поиграйте с ребенком в футбол. Ребенок должен дуть на шарик, стараясь загнать его в ворота. Можно взять два шарика и поиграть в игру "Кто быстрее".
4. Волшебные пузырьки.
Предложите ребенку поиграть с мыльными пузырями. Он может сам выдувать мыльные пузыри, если же у него не получается дуть или он не хочет заниматься, то выдувайте пузыри Вы, направляя их в ребенка. Это стимулирует ребенка дуть на пузыри, чтобы они не попали в него.
5. Дудочка.
Предложите ребенку высунуть узкий язык вперед, слегка касаясь кончиком языка стеклянного пузырька. Выдувать воздух на кончик языка так, чтобы пузырек засвистел, как дудочка.
6. «Букет цветов» - представить, что в руках букет цветов. Теперь медленно, спокойно вдохнули через нос – понюхали букет. Задержали на секунду дыхание и медленно, тихо выдохнули ртом.
7.«Свеча». Возьмём узкую полоску бумаги и представим, что это горящая свеча. Глубоко вдохнем и медленно подуем на воображаемое пламя. Бумага должна немного отклониться и оставаться в таком положении до конца выдоха.
- Певческая установка
Пение – естественный процесс, не надо напрягаться, дергаться, особенно это относится к артикуляционному аппарату. Во время пения лицо должно оставаться всегда спокойным и естественным. Если лицо напрягается, то неизбежно напрягается и весь артикуляционный аппарат. Чем более спокойными останутся лицо, челюсть, рот, язык, тем раньше появится положительный результат.
Наиболее типичной ошибкой является поджатая, выдвинутая вперед или очень напряженная при пении нижняя челюсть и напряженный язык. Это приводит к неправильному формированию звука и, как результат, к невнятному произношению текста и форсированному звучанию. Челюсть должна свободно «ходить» и нигде не зажиматься. Положение языка тоже должно быть естественным, он не должен ни вставать горкой, что способствует задиранию гортани, ни излишне глубоко укладываться, что может привести к горловому призвуку.
Сегодня мы займемся очень важным делом – будем учиться правильной вокально-певческой постановке корпуса во время пения.
От того, как вы держите «корпус», зависит осанка и даже самочувствие. Хорошая осанка необходима всегда, а во время пения – особенно.
Чтобы голос звучал свободно, легко, нужно, чтобы ему ничто не мешало: плечи должны быть опущены, спина прямой, не нужно вытягивать шею и высоко поднимать подбородок (а то сразу же станешь похожим на петуха, который всех хочет перекричать).
Очень важно психологически почувствовать в себе наличие своеобразного стержня, который объединяет все части тела от головы до ног. Для нахождения этого же ощущения надо, взявшись кистями за локти, поднять руки в согнутом положении и положить их за голову.
Заниматься пением лучше всего стоя. Только при большой продолжительности занятий можно сидеть, не касаясь спинки, на краю стула.
Если приходится петь сидя, не ставьте ноги на стул того, кто сидит перед вами, чтобы не горбиться: это очень мешает свободному звучанию голоса. Нужно сесть прямо, руки положить на колени.
- Органы дыхания и их функции
Как известно, к органам дыхания относятся:
нос, рот - верхние дыхательные пути; дыхательное горло; гортань, трахея; бронхи, легкие, грудная клетка; диафрагма, нижние ребра, межреберные и брюшные мышцы.
Диафрагма – подвижная мышечная перегородка грудной и брюшной полости: вместе с нижними ребрами, межреберными мышцами образует дыхательные "мехи", создающие давление воздушного столба под связками, глубину дыхательной опоры звука. Главное их назначение в системе дыхания – обеспечить по усмотрению поющего предельно краткий вдох и насколько возможно длинный выход.
1.2 Типы дыхания и их характеристики
В исполнительской практике певца отмечается два основных типа дыхания: верхний и нижний. Некоторые вокальные педагоги отдельно рассматривают смешанный тип дыхания.
К верхнему относятся:
поверхностное (плечевое, ключичное)грудное;
грудно- диафрагматическое.
К нижнему:
нижне-реберное; нижне -реберно-диафрагматическое; брюшное; смешанное.
Верхний тип дыхания. Поверхность верхнего типа дыхания обнаруживается уже в самом его названии. Данный тип дыхания не отвечает элементарным требованиям академического пения ни с технической, ни с эстетической стороны.
Его последствия: мелкий вдох – рыхлая опора – неустойчивый звук – плывущее звуковедение.
Нижний тип дыхания имеет ряд преимуществ: полнее и быстрее происходит заполняемость легких воздухом, более управляемый и продолжительный выдох, опора звука лучше, поскольку "центр тяжести" перемещается вниз, сердце не перегружено и освобождено от нетворческого волнения; кроме того, полнее резонаторная отдача груди. При брюшном дыхании – "игнорируются" нижние ребра, ухудшается отдача грудной резонации.
Исходя из вышеизложенного, остановимся на универсальности смешанного типа дыхания. Как показывает практика, при применении этого типа дыхания гармонично взаимодействуют все компоненты системы дыхания: в меру активны грудная клетка и диафрагма, нижние ребра и весь комплекс брюшных мышц. Все это позволяет обращать в звук позволяет обращать в звук последние крупицы выдоха, предельно его растягивая и плавно сводя звук "на нет".
- Строение голосового аппарата
Гортань, голосовые связки (мышцы), надгортанник, небная занавеска все это – составляющие голосового аппарата.
В силу эластичности сочленений, этот механизм – наиболее подвижный непосредственно "звукородящий" компонент, способный изменять свое рабочее состояние в пении подконтрольно и самопроизвольно. Так, достаточно слегка вобрать корень языка, как этим движением слегка осадится и гортань. И, напротив, стоит немного подать язык вперед к передним зубам, как он увлечет за собой и гортань, она приподнимается. Когда такие смещения гортани происходят сознательно – это может улучшать качество звукообразования и звуковедения.
Гортань – эластичный орган. Снизу она легко присоединена к костям грудной клетки, сверху – к языку и нижней челюсти.
Две упругие, сложного сплетения мышцы – голосовые связки – разделяют гортань на подсвязочную и надсвязочную полости.
Образующие голосовую щель связки при дыхании то сходятся, то расходятся, но не параллельно, а под углом, как раздвигаются пальцы. В вершине образуемого треугольника раздвигаются черпаловидными хрящами, к которым присоединены. Если при вдохе роль связок сводится к пропуску воздушной струи в трахею и дальше, то в пении они еще и колеблются как под напором образующегося под ними воздушного столба, так и независимо – по собственным иннервациям. При неверной фонации связки быстро утомляются, грубеют, теряют эластичность, мобильность, не плотно смыкаются, что неминуемо сказывается на качестве звука. В таком случае необходимо обратиться к врачу – фониатру. Без его рекомендаций и пробовать голос, как при легкой простуде, опасно: насилие над природой может обернуться утолщением связок, а то и узелками. Это приводит к потере голоса.
Функции голосовых связок и контроль их работы
Голосовые связки - струны вокала. "Натяжение" живых вокальных струн (связок) весьма изменчиво, это позволяет им издавать звуки различной высоты. У каждого инструмента свои возможности и свои струны. У рояля они моно - звучны т.к. издают только один звук, у скрипки – многозвучны… Вокальных же – только две. Однако они не заменяемы, отсюда цены им нет. Настройка вокала в том и состоит, что системой подбора упражнений, учебного материала создаются условия для работы и взаимодействия всех компонентов звукообразования, где все совершается "комплексно".
Исходя из этого, приходим к заключению о необходимости соблюдения гигиены голоса.
Резонаторы, их функции и роль в звукообразовании
Умение пользоваться, управлять работой резонаторов в известной мере определяет техническую грамотность, зрелость, уровень вокальной культуры исполнителя, меру владения голосом.
К резонаторам относятся:
грудная клетка с легкими, трахеей и бронхами – нижний резонатор, основной в системе резонаторов;
полости головы – верхний резонатор;
гортань – носоглотка – зев – промежуточный резонатор;
полость рта – передний, завершающий резонатор.
Взаимодействие и координация работы резонаторов часто являются перво – причиной тех или иных отклонений в качестве вокального звучания.
Хорошая "грудная отдача" насыщает звук сочностью, плотностью, тембральной бархатистостью, наделяя силой, густотой, устойчивостью. Избыточная "грудная отдача" отяжеляет звук, делая его излишне массивным. Хорошая головная резонация придает голосу интонационную"уверенность", звуку – полетность, гибкость, заостренность, высокопозиционность. Голос обретает способность даже при малых энергетических затратах – расходе дыхания – "игольно" пронзать любую оркестровую "толщу", проникать и наполнять все уголки большого зала. Украинский вокальный педагог Александр Мишута, сравнивая пение с "продленной речью", рекомендовал "Все слова… выразительно выговаривать одним непрерывным звуком, а голос должен опираться в одну и ту же самую точку при произношении всех гласных". Эта точка, о которой говорит Мишута, "находится в передней части неба, над которой расположены ноздри". Другие вокальные педагоги обозначают эту точку – два передних верхних резца. При таком способе звучания голос приобретает звонкость и чистоту и не утомляет певца.
Преобладание же головной резонации проявляется резкостью звучания: перезаостренная звуковая струя чересчур утончается.
Промежуточный резонатор - носоглотка. Это и есть точка слияния регистров, "смесительная" камера, которая распределяет долю участия груди и головы в общем балансе резонации.
Мягкое небо, принимая то или иное положение при фонации, существенно влияет на качество звука: пассивно свисая – усиливает отдачу носовых раковин, направляя туда большую часть звуковых волн, чем следовало бы; слишком поднимаясь – преграждает им путь в голову.
Активная позиция мягкого неба – нормальная приподнятость, увеличивая зев, как бы вытягивает по вертикали сферический купол резонатора; в свою очередь нормально опущенный корень языка и приподнятое мягкое небо образуют резонаторный вертикал, способствующий округлению звука и однородности перехода от низов к середине и от нее – к верхам в меру прикрытым и наполненным.
Таким образом, облагораживание звучания ( а это и есть важнейший из параметров культуры вокала) в основном свершается именно здесь, в промежуточном резонаторе, благодаря его увеличению по вертикали.
Завершающий резонатор – рот. Именно во рту свершается окончательная резонаторная доводка позиции звука, его качества на всем диапазоне и на всех гласных, усиливаемая или ослабляемая участием органов артикуляции, их взаимодействием. Разговор о резонаторах будет неполным, если не сказать о взаимовлиянии и взаимодействии всех резонаторов на разных участках диапазона. Как правило, каждый поющий так или иначе ощущает свой голос – направление звука в какое-то определенное место. Одни называют верхние зубы, другие – "носовой хрящик", третьи – "куполочек" (мягкое небо), четвертые – твердое небо, иные темечко… С.И. Сквирский, ученик Е.В. Иванова, называет способ контроля резонации и суть его сводится к следующему. "Для уравновешивания резонации, надежности контроля резонаторных ощущений спасительным будет ощущение в пении одновременно двух равнодействующих резонаций: в области переносья – головной, верхней и у основания верхних резцов = груди и головы, т.е. общей нижней. Обе равнодействующие ощущаются как бы расходящимися радиусами в направлении движения звуковых волн в голову и на зубы. Суть контроля резонации состоит главным образом в регулировании соразмерности их взаимодействия в каждый данный момент звучания: чем выше звучание – тем больше груди, не утрачивая участия головной. Эту же мысль мы можем прочесть у Эверарди.
Регистры певческого голоса. |
Что такое регистр голоса? У всех людей голос имеет регистровое строение. Регистры отличаются по принципу извлечения звука.У неопытных вокалистов регистры голоса не связаны между собой, тогда как профессионалы знают, как их соединить.
|
- Слух является основным регулятором голоса
Голос напрямую связан со слухом. Без участия слуха голос не может правильно формироваться. Качество голоса зависит от состояния здорового слухового аппарата точно так же, как слуховой аппарат от состояния здоровья голосового аппарата: здесь связь двусторонняя – одно не может существовать без другого.
Слуховые восприятия через деятельность голосовых органов, слушая речь, музыку или пение, мы «про себя», а иногда и вслух, повторяем их и только после этого воспринимаем. Перед тем как воспроизвести звук, необходимо представить себе его будущее звучание. Для воспитания внутреннего слуха детей важно научить их сознательному интонированию. Этому способствует пение по нотам, пение без сопровождения (выработка более сосредоточенного внимания поющего).
- Дикция
Донесение до слушателей поэтического текста зависит от дикции хора - произношения гласных и согласных - и орфоэпии - соблюдения произносительных норм (фонетических и грамматических), принятых в данном литературном языке. Хоровое произношение способствует формированию важнейших качеств певческого звука, активизирует дыхание, помогает формированию звука в высокой позиции, достижению яркого и близкого звучания, помогает достигать наибольшей силы звучания при экономной затрате энергии. Ясность и чёткость произношения слов и даже отдельных слогов в большей мере зависит от подвижности артикуляционного аппарата певца (рот, губы, язык, мягкое и твёрдое нёбо). Поэтому при работе над дикцией необходимо тренировать артикуляционный аппарат. Особое внимание следует обратить на рот певца. Очертание губ и раскрытие рта при пении отдельных слов должны соответствовать той или иной произносимой гласной.
Хоровая дикция имеет свои специфические особенности. Во-первых, она певческая, вокальная, что отличает её от речевой (бытовой, и сценической). Во-вторых, она коллективная. Поэтому будет более точным определять её как вокально-хоровую. Работая над дикцией с хоровым коллективом, хормейстеры обычно стараются научить певцов как можно чётче и яснее произносить согласные. Но не менее важно научить певцов правильно формировать и произносить гласные (в частности, обучить их приёму редуцирования гласных), законам и правилам логики речи. Редукция гласных в пении имеет различные формы. Безударные А и Э ослабляются динамически и произносятся фонетически менее ярко, чем ударные, безударное О в большинстве случаев произносится, как А. Безударное Я произносится как «Яе» (грЯеда, памЯеть), но на конце слова всегда должно звучать чисто. В большинстве случаев редукция Е в пении решается динамическим ослаблением этого звука. Сочетание двух гласных требует особой фонетической ясности. Безударное О в этом случае произносится как ясное А.
Согласные звуки распадаются на несколько групп. Сонорные согласные - м, н, л, р - звуки, которые можно петь, точно интонировать. Остальные согласные этих качеств лишены.
Шесть первых согласных русского алфавита - звонкие, произносятся с участием голосовых связок, остальные, кроме сонорных, - глухие, в их произношении голосовые связки не участвуют. Большинство звонких и глухих согласных произносятся твёрдо и смягчённо. Глухие ц, х, ч не имеют парных звонких.
Отличительной особенностью вокально-хоровой дикции является использование всеми певцами хора единых правил и приёмов артикуляции.
Некоторые из них.
.Красивое, выразительное звучание гласных обеспечивает красоту вокального звука, и наоборот, плоское звучание гласных приводит к плоскому, некрасивому, невокальному звуку.
.Если в слове или на стыке слов две гласных стоят рядом, то в пении их нельзя сливать - вторую гласную нужно спеть на новой атаке, как бы произнести вновь, например: ни огня; не увидит; но остался.
3.Чем протяжённей редуцированный гласный, тем ближе его звучание к вокальной речи; чем он короче - тем ближе к разговорной. Например; при исполнении хором М.И. Глинки «Попутной песни» редуцированные гласные в рефрене, построенном на быстром скандировании, напоминающем скороговорку, произносятся неясно, как в речи; а в певучих эпизодах - полно и протяжно.
.Достижение однотембрового звучания гласных тесно связано со стабильностью артикуляционной формы в процессе пения.
.В отличие от гласных, которые поются максимально протяжённо, согласные должны произноситься в самый последний момент. Согласная, завершающая слог, присоединяется к следующему слогу, а заканчивающая слово при тесном стыке слов, - к следующему слову. Это правило относится в первую очередь к произведением, исполняемым легато; при стаккато согласные не переносятся.
.Согласные в пении произносятся на высоте гласных, к которым они примыкают. Невыполнение этого правила ведёт в хоровой практике к так называемым «подъездам», а иногда и к нечистому интонированию.
.Нечёткое, невнятное произношение заканчивающих слово согласных затрудняет понимание текста.
.В целях лучшего донесения до слушателей поэтического текста и достижения большей художественной выразительности пения иногда полезно использовать несколько подчёркнутую артикуляцию согласных. Однако приём «удвоенного» и даже «утроенного» их произнесения, уместен только в особых случаях (произведениях драматического характера, торжественных гимнах). При исполнении хоровых пьес в быстром темпе следует произносить слова легко, «близко» и очень активно, с минимальными движениями артикуляционного аппарата. В целом же характер певческой дикции при условии соблюдения чёткого произношения зависит от особенностей музыки, содержания произведения, его образного строя, стиля, жанра. В спокойных, распевных, лирических сочинениях текст произносится мягко; в драматических - энергично, жёстко, экспрессивно; в маршевых - твёрдо, скандировано.
На качество произношения текста влияют сила звука и тесситура. Наилучшие условия для создания дикционного ансамбля - умеренная сила звучания в средней части диапазона хоровых партий. В верхнем и нижнем регистре дикционные возможности голосов снижаются в связи с общими вокальными трудностями.
Степень ясности и выпуклости произношения текста той или иной хоровой партией в большой мере зависит от её роли в фактуре сочинения. Голос или голоса, выполняющие тематическую функцию, должны выявлять текст рельефнее, чем голоса, останавливающиеся в это время на выдержанных звуках.
Особые виды дикционного ансамбля возникают при исполнении произведений полифонического склада. Основная ансамблевая сложность здесь состоит в неодновременном произношении слов разными партиями, в словесных повторах, сокращениях слов в отдельных голосах.
Однако отчётливость произношения - это лишь одно из условий передачи исполнителем поэтического текста сочинения. Не менее, а может быть, и более важно произнести его правильно с точки зрения орфоэпии, ибо орфоэпические нормы, как и нормы грамматические, лексические, орфографические, характеризуют культуру речи человека и, конечно, артиста, певца, хорового коллектива. Но ещё важнее, чтобы участники хора и хоровые дирижёры владели бы искусством выразительной речи, выразительного, художественного слова.
Соотношение слова и музыки - важнейшая проблема, которая постоянно должна находиться в поле зрения хорового дирижёра. В этой проблеме можно выделить три группы частных вопросов.
. Касается содержания - это вопросы соотношения музыкального образа с образами словесного текста, степени их художественного соответствия.
. Включает вопросы, связанные с соотношением поэтической и музыкальной композиции.
Объединены вопросы, касающиеся выразительных средств, а именно: вопросы вокальной декламации, взаимоотношения музыкальной и речевой интонации, сопоставления музыкальной и речевой акцентуации и фразировки.
Дикция - это всего лишь один из составных элементов работы над художественным качеством звучащего слова. Именно логика построения фразы, верная расстановка ударений, акцентов, пауз, а вовсе не дикция определяют в первую очередь выразительность речи и её смысловое воздействие.
- Типы певческих голосов
Певческие голоса можно классифицировать различными способами. Деление по группам выполняется с учётом физиологических особенностей, тембра, подвижности, звуковысотного диапазона, расположения переходных нот, иных параметров. Наиболее удобной и востребованной сегодня, известной ещё с XVI века, считается классификация вокалистов по полу и диапазону.
Мужские голоса Женские голоса
- бас; - контральто;
- баритон; - меццо-сопрано
- тенор. - сопрано.
Характеристики певческого голоса
Сопрано. Самая высокая разновидность женских вокальных голосов. Выделяется образностью, звонкостью, прозрачностью, полётностью. Для вокалиста характерно лёгкое, подвижное, открытое звучание. Характер сопрано: драматический; лирический; колоратурный.
Выделяют также певиц с лирико-драматическим, лирико-колоратурным сопрано.
Известные обладательницы сопрано: Монсеррат Кабалье, Мария Каллас. Знамениты звезды отечественной оперы: Вишневская Г.П., Казарновская Л.Ю., Нетребко А.Ю. Партии, написанные для сопрано: Царица ночи («Волшебная флейта» Моцарт), Виолетта («Травиата» Верди). Эстрадные исполнительницы с сопрано: Любовь Орлова, Толкунова Валентина Васильевна, Кристина Агилера, Бритни Спирс.
Меццо-сопрано. Запоминается насыщенным, сочным звуком, звучным, глубоким тембром. Звучит ниже сопрано, но выше контральто. Подтипы: драматическое, лирическое. Известными обладательницами данного типа были Татьяна Троянос, Образцова Е.В., Архипова И.К. Оперная партия Амнерис в «Аиде» написана для меццо-сопрано. Эстрадные исполнительницы меццо-сопрано: Аврил Лавин, Леди Гага, Лана Дель Рей.
Самый низкий, редко встречающийся женский голос – контральто. Его отличает бархатное мощное звучание, роскошные грудные ноты. С примерами контральто можно познакомиться в операх Чайковского «Евгений Онегин» (Ольга), Верди «Бал маскарад» (Ульрика). Обладательницей контральто была солистка Мариинского театра М.Долина. Певицы с контральто на эстраде: Шер, Эдита Пьеха, София Ротару, Кортни Лав, Кэти Перри, Ширли Мэнсон, Тина Тёрнер.
Высокие мужские типы голосов представлены лирическим, драматическим либо лирико-драматическим тенором. Характеризуются подвижностью, певучестью, лёгкостью, мягкостью Знаменитые теноры: И.Козловский, С.Лемешев, Хосе Каррерас. Теноры на эстраде: Николай Басков, Антон Макарский, Джаред Лето, Дэвид Миллер.
Название «баритон» в переводе с греческого означает тяжёлый. По звучанию находится между басом и тенором. Отличается большой силой, яркостью в верхней половине диапазона. Выделяют лирические и драматические баритоны. Из известных оперных певцов баритоном владели Паскуале Амато, Хворостовский Д.А. Эстрадные певцы-баритоны: Иосиф Кобзон, Михаил Круг, Муслим Магомаев, Джон Купер, Мэрилин Мэнсон.
Самый низкий голос у мужчин – бас. Отличительными чертами являются глубина, полнота звучания. Выделяют высокий и центральный. Известные певческие голоса басы: Готлоб Фрик, И.Петров. Эстрадные обладатели баса: Тилль Линдеманн, Ник Кейв, Поль Робсон, Ларри Хупер.
- Виды хоровых коллективов
В зависимости от пола и возраста певцов, хоры можно классифицировать так:
* смешанный хор (наиболее распространенный тип хора) — состоит из женских и мужских голосов. Женские голоса составляют партии сопрано и альтов, мужские голоса составляют партии теноров и басов. Внутри каждой партии обычно бывают подразделение на первые (более высокие) и вторые (более низкие) голоса: сопрано I и II, альты I и II, тенора I и II, басы I и II;
* хор мальчиков и юношей — состоит из тех же четырех основных партий, что и смешанный, но партию сопрано исполняют мальчики — дисканты, партию альтов — контратенора — юноши, поющие фальцетом; партии теноров и басов в таком хоре, так же как и в смешанном, исполняются мужчинами;
* мужской хор — состоит из теноров и басов, с подразделением каждой партии на два голоса: первые (высокие) и вторые (низкие) тенора и первые и вторые басы. Партия первых теноров может быть расширена за счет певцов-контратеноров, поющих (фальцетом) еще более высокую партию, по тесситуре находящуюся за пределами обычного мужского голосового диапазона;
* женский хор — состоит из сопрано и альтов, с подразделением каждой партии на два голоса: первые и вторые сопрано и первые и вторые альты;
* детский хор — состоит из двух партий: сопрано (дискантов) и альтов, иногда из трёх — сопрано (дискантов) I и II, и альтов; возможны и другие варианты.
С точки зрения манеры пения различают:
* академические хоры — поющие в академической манере, основанной на эталоне европейского академического (оперно-концертного) певческого тона;
* народные хоры — поющие в народной манере.
По количеству участников различают:
* камерные хоры — от 12 до 30-50 участников;
* большие хоры — от 50 до 120 участников;
* сводные хоры — до 1000 участников, собираются на время из разных коллективов. Такие составы имеют статус «хэппининг-перфоманс» и не относятся собственно к исполнительскому искусству, так как представляют собой скорее пропагандно-просветительское направление.
Хоры могут иметь разный статус.
* Профессиональные хоры. Могут быть как независимыми, так и поддерживаться государством. Состоят из профессиональных певцов. Ведут регулярную концертную деятельность.
* Любительские хоры объединяют людей, для которых пение в хоре — это хобби. Могут существовать при дворцах культуры, клубах, муниципалитетах, при организациях и учреждениях, при немузыкальных учебных заведениях (очень распространенная форма) и т. п. : хор студентов, хор сотрудников, хор ветеранов.
* Церковные хоры. Основная их деятельность — участие в церковных службах. Церковные хоры высокого музыкального уровня могут также вести концертную деятельность. В церковных хорах поют как профессионалы, так и любители. Художественный руководитель церковного хора — регент — должен быть не только хормейстером, но и знатоком церковной службы.
* Учебные хоры существуют в музыкальных учебных заведениях (музыкально-педагогических училищах, колледжах, консерваториях, музыкальных академиях, институтах искусства и культуры, и пр.) , готовящих профессиональные кадры в области хорового искусства и музыкального воспитания.
Пение в хоре — самый массовый и доступный вид совместного музицирования.
- Упражнения для начинающих вокалистов
Подготовка вокального аппарата
Физические упражнения.
1. Положите язык на переднюю, верхнюю часть зубов и сделайте им несколько вращательных движений по внешней стороне верхних и нижних зубов. Язык должен плотно прилегать к зубам.
Сделайте это упражнение по 10 раз в каждую сторону.
2. Слегка сомкните губы и вытяните их вперед. На высоком тоне голоса попробуйте повибрировать губами, имитируя звук поющей лягушки. Выдувание звука должно быть очень мягким и близким к губам. При правильном выполнении упражнения вы должны будете почувствовать легкое щекотание на губах.
Повторите упражнение несколько раз, затем усложните упражнение. Тем же приемом, не меняя положения губ, провибрируйте гамму вверх и вниз (гамма – поступенное движение вверх и обратно).
3. Сложите руки в кулаки и потрите ими грудную клетку. Сначала вращающими движениями, а затем движениями, имитирующими утюг, гладящий белье. Вы почувствуете тепло и прилив энергии.
Упражнения для начинающих вокалистов
Упражнение 1.
Возьмите большим и указательным пальцами за крылышки носа, издавая звук и выдувая его через нос, делайте небольшие нажатия на крылышки. Нажатия должны быть очень мягкими и быстрыми.
Упражнение делается 20 раз, прерываемся, затем повторяем снова.
Упражнение 2. Вокальное упражнение.
Это упражнение лучше выполнять на ударные слоги «да», «до»: «до-о-о-о-о», «да-а-а-а-а». Если в первом упражнении на слоге «ма» задействованы мышцы губ, то на «да» «до» «ду» требуется активная работа языка. При каждом произношении слога кончик языка активно прилегает к верхним зубам.
Упражнение также можно начать постепенно (двигаясь по полутонам и по трезвучиям вверх, вниз, расширяя при этом диапазон внизу и вверху на 2–3 ноты).
Упражнение 3.
После того как вы попрыгали, поиграли голосом, почувствовали дыхание, пора «поласкать» связки. Для этого и рекомендуется это упражнение. Споем широкое октавное упражнение. Оно успокоит ваш организм. Упражнение в октаву требует очень мягкого и эластичного дыхания. Спокойно набираем воздух через нос и рот и на выдохе, чуть-чуть отпустив дыхание, чтобы не было запёртости, начинаем петь.
Упражнение 4.
Выполняем упражнение на слог «на». Слог «на» как будто немного ленивый. Сделаем простое речевое упражнение. Для этого глаза опущены вниз, нёбо и маленький язычок расслаблены, крылышки носа чуть поджаты. Делаем упражнение на слог «на» нараспев, очень лениво.
Повторяем слог «на» несколько раз. Упражнение делаем сначала на одной ноте, затем по полутонам и по трезвучиям в октаву.
Упражнение 5.
Следующее упражнение на беглость. То же положение гортани, нёба, мягких глаз, что и в предыдущем упражнении. Произносим слог «на» на первой ноте, затем переходим на звук «а» и «покатились» поступенно до конца октавы – туда и обратно. Чем ближе к верхней ноте, тем активнее поднимаем нёбо.
Поем упражнение до ми-фа 2-й октавы.
Упражнение 6.
Поем то же, что и в предыдущем упражнении, только расширяем рамки диапазона ещё на 2–3 ноты (октава + 2–3 ноты).
Упражнение выполняется в быстром темпе, но с большей внутренней энергией. Очень важна первая нота, от которой вы отталкиваетесь. Энергетически вы должны стремиться к верхней ноте. Поём как бы одним мазком кисти, без толчков.
Запомните! Успех любого упражнения зависит от того, как вы его построите мысленно (то есть сначала действие обдумывает голова – потом голос выполняет само действие). Необходимо несколько раз прочитать, прослушать, мысленно представить местоположение того или иного упражнения. Только после этого следует пробовать упражнения голосом.
Упражнения на формирование ощущений резонаторов
(Упражнения даются в начале занятия.)
Эти упражнения основаны на «мычании», то есть выполняется интонирование на звуке «м». Если при распевании ребенок не сразу попадает в нужное место формирования звука «м», то следует распевать на звуке «н». Затем чередовать эти два звука, чтобы приблизить звучание одного звука к другому. Важно при этом не напрягать челюсть и язык.
Следует следить за тем, чтобы звук был мягким, легким, а не сдавленным и не форсированным.
В качестве помощи можно дать совет: «не выдувать» звук вместе с набранным воздухом. Наоборот, при пении должно быть ощущение продолжающегося вдоха; певцу надо представить, что звук как будто идет не от него, а в «него», причем это ощущение должно присутствовать не только при «мычании», но и при пении.
Комплекс упражнений для работы
над певческим дыханием
(Рекомендуется выполнять 2–3 минуты.)
Короткий вдох.
Во время вдоха нельзя втягивать в себя воздух специально. Начинать следует с выдоха. Выдерживая последующую за этим паузу, надо дождаться момента, когда естественно захочется вздохнуть. Только в этом случае вдох осуществиться органично правильно: достаточно глубоко и оптимально по объему.
Упражнение 1.
Короткий вдох по руке дирижера и длинный замедленный выдох со счетом: 1, 2, 3, 4, 5 и т. д.
С каждым разом при повторении упражнения выдох удлиняется за счет увеличения ряда цифр и постепенного замедления темпа.
Упражнение 2 (выполнение упражнения активным шепотом).
Короткий вдох при раздвижении нижних ребер с фиксацией на этом внимании хористов.
Каждый контролирует свои движения, положив ладони рук на нижние ребра. Выдох длинный, со счетом. Ряд цифр также постепенно увеличивается.
Упражнение 3 (выполнение упражнения активным шепотом).
Короткий вдох при раздвижении нижних ребер, задержка дыхания, медленный выдох со счетом. При этом певцы стремятся сохранить нижние ребра в положении вдоха, то есть раздвинутыми.
Упражнение 4 (выполнение упражнения активным шепотом).
Короткий вдох при раздвижении нижних ребер, задержка дыхания, по руке дирижера с мягкой атакой спеть один звук и тянуть его ровным и умеренным по силе голосом. Сначала звук продолжается 2–3 секунды, затем постепенно удлиняется. Нижние ребра фиксируются в положении вдоха
Список литературы
- Дмитриев Л. Б. Основы вокальной методики. – М.: Музыка, 1984.
- Морозов В.П. Тайны вокальной речи. – Л.,1967.
- Музыкальная энциклопедия в 6 т. – М., 1973 – 1982.
- Румер М. А. Начальное обучение пению. – М., 1982.
- Юссон Р. Певческий голос. – М., 1974
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА на тему: «Развивающие возможности эстрадного пения у детей. Особенности вокальной техники Эстрадного исполнителя»
Музыкальное развитие детей имеет незаменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, развиваются воображение, воля, фантазия, обостряется восприятие, активи...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА: УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ «ВОКАЛЬНЫЙ АНСАМБЛЬ»
Программа предназначенна для учащихся инструментальных отдлений и отделений общего эстетического развития Детской музыкальной школы, проявляющих повышенный интерес к вокальному искусству....
Конспект учебного занятия вокальной группы «Жемчужины» «Совершенствование приемов вокально-хоровой работы, работа над интонацией в исполняемом произведении» (3-й год обучения)
Представленный мной конспект занятия по вокалу рассчитан для работы с ансамблем среднего звена (9-11лет).Тема занятия: «Совершенствование приемов вокально-хоровой работы, работа над интонацией в...
Методическая разработка"Основные приемы развития вокальной техники"
Методический семинар для учителей музыкальной школы...
Методическое сообщение по теме: «Развитие различных видов вокальной техники в детском хоре»
Развитию вокальной техники способствуют поставленная цель, доброжелательная и творческая обстановка (атмосфера), спокойное состояние учащихся, без которого трудно добиться свободы самоощущения.Д...
«Развивающие возможности эстрадного пения у детей. Особенности вокальной техники эстрадного исполнителя»
Музыкальное развитие детей имеет незаменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, развиваются воображение, воля, фантазия, обостряется восприятие, активи...
Учебная программа Вокальный ансамбль "Мелодия"
Дополнительная общеразвивающая программа «Мелодия» реализуется в соответствии с художественной направленностью образования. Актуальность программы заключается в художественно-эстетическом ...