конспект открытого занятия "Слушаем музыку П.И.Чайковского"
план-конспект урока по музыке

Воротникова Светлана Александровна

Занятие проведено с учащимися 6-8лет, младшего хора "Искорки" , хоровой студии "Тоника". Дети познакомились с циклом П.И.Чайковского "Детский альбом" учились слушать и анализировать музыку, старались определить её характер и иллюстрировали свои ответы рисунками

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия на тему:

«Слушаем музыку П.И.Чайковского».

Педагог: Михальская  Татьяна  Владимировна

Концертмейстер: Воротникова Светлана Александровна

Общие сведения:

- состав учебной группы: 24 человека: 20девочек, 4 мальчика. Возраст учащихся  6 - 8лет.

- время и место проведения: 17января 2019 года, г. Всеволожск, Лицей№1

Тема учебного занятия:

«Слушаем музыку П.И.Чайковского».

Степень сложности: занятие средней сложности.

Место в учебном процессе:Дополнительная образовательная программа  вокально-хорового развития, разделы слушание музыки и метроритмическое развитие 1 год обучения.

Цель занятия : Знакомство детей с творчеством русского композитора П.И.Чайковского

Задачи занятия:

Обучающие:

- закрепить общие знания о композиторе  П.И.Чайковском,   его фортепианном цикле «Детский альбом».

- раскрыть  детям, с помощью исполнения пьес из «Детского альбома», мир музыкальных образов и звуков, глубину  чувств, красоту окружающей жизни, и увлечь их музыкой.

Развивающие: 

-развивать  воображение, слуховое внимание, музыкальную память, умение анализировать.

- пробудить творческую активность детей, путём использования игровых методик и  создания игровой атмосферы .

Воспитательные:

-воспитывать  слушательскую  культуру, устойчивый интерес и отзывчивость на музыкальные произведения.

Форма занятия: комбинированное  занятие

Форма организации работы: чередование фронтальной, групповой и индивидуальной работы.

Структура учебного занятия(этапы учебного занятия)

№ п/п

Этапы занятия

Время

1.

Вводная часть:

Музыкальное приветствие.

Постановка цели

занятия.

1,5 минуты

2.

Основная часть:

Слушание и анализ произведений  из «Детского альбома» П.И.Чайковского.

Работа с пособием «Подвижная нота».

24 минуты

3.

Заключительная часть: Подведение итогов.

Музыкальное прощание.

4 минуты

Содержательные блоки учебного занятия

Подробный конспект содержательных блоков

1.Вводная часть –1,5  минуты

Перед началом занятия обучающиеся выстраиваются  в коридоре у дверей  для входа в класс.

Дети друг за другом  входят в класс под музыку («Марш деревянных солдатиков»- П.И. Чайковского, в исполнении концертмейстера) встают у своих мест, продолжают маршировать до конца  музыкального произведения.

П.-К нам сегодня на занятие пришли гости. Давайте их поприветствуем.(Музыкальное приветствие педагога)

Д. (поют в ответ педагогу) Здравствуйте.

П.Ребята, сегодня Тема нашего занятия:«Слушаем музыку П.И.Чайковского."

2.Основная часть – 24 минуты

ПСегодня  мы с вами отправимся в мир прекрасной музыки великого русского композитора Петра Ильича Чайковского. Его музыку знают и любят слушать люди всей земли. Давайте вспомним,  когда родился композитор и где жил?

Д. Он родился в г. Воткинске и жил в середине 19 века.

П.  Правильно. Сегодня  мы продолжим слушание одного  из музыкальных  фортепианных циклов для детей, с которым мы уже начали знакомство на предыдущих занятиях. Кто скажет, как  называется этот фортепианный  цикл?

Д. «Детский альбом».

П. Совершенно верно. А  кому этот альбом посвящён?

Д. Он посвящён племяннику композитора – Володе Давыдову.

П. В1877 году Пётр Ильич Чайковский приехал отдохнуть к своим родственникам Давыдовым, где его маленький племянник  осваивал премудрости  игры  на фортепиано. Сидя на веранде, Пётр Ильич слышал, как Володя играет гаммы и этюды. И чтобы ему  было интереснее играть, композитор придумал цикл пьес для детей, который так и назвал «Детский альбом», а каждой пьесе дал название.

Утро каждого ребенка начинается со встречи с самым близким, дорогим и любящим человеком, и  вечером  этот  же человек провожает их спать. Кто  это?

Д. Мама

П. Правильно. И одну из первых пьес «Детского альбома»  композитор  так  и  назвал– «Мама».

Давайте   сейчас   её  послушаем. А поможет нам в этом Светлана Александровна. После прослушивания  вы с ней поговорите о музыке.

Звучит пьеса «Мама» в исполнении концертмейстера

К. Что вы можете сказать о характере музыки? Как  звучала мелодия?

Д.Отвечают

К. Молодцы, вы всё правильно угадали.

Дальнейший день мальчиков и девочек проходит по - разному. У мальчиков свои игрушки, у девочек тоже свои. Мальчики  играют в солдатиков и в лошадки, а девочки в куклы. Когда солдаты устают идти, они садятся на лошадь и скачут далеко - далеко. А у вас дома есть игрушечная лошадка?

Вы только что прослушали  пьесу «Мама»,  теперь  я сыграю  пьесу, которая называется «Игра в лошадки»

 Звучит «Игра в лошадки»  в исполнении концертмейстера

 К.Чем отличается характер этой пьесы от предыдущей? Как  лошадка скакала?( быстро или медленно). Как звучала мелодия? Как композитор показал характер лошадки, какими динамическими оттенками? Если лошадка скачет - музыка звучит плавно или отрывисто?

(Дети отвечают.)

К. Пётр Ильич в своих произведениях не забыл и о девочках, и о их любимой игрушке - куколке. Куколка для девочки как дочка: ей можно рассказать все свои секреты, покормить, уложить спать и переживать, когда она больна.

Кукла Маша заболела

Врач сказал, что плохо дело.

Маше больно.

Маше тяжко.

Не поможешь ей бедняжке.

Звучит «Болезнь куклы» в исполнении концертмейстера

К.Как называется  эта пьеса?

Д. Эта пьеса называется «Болезнь куклы».

К. Какое настроение у музыки? Какие чувства у вас возникают после прослушивания? Вы, наверно, услышали, как болела куколка, как у неё болела голова и как плакала девочка, как она всхлипывала?

Д.Отвечают.

К.К куколке пришёл доктор, полечил её, и она выздоровела.  А на следующий день девочке подарили  ещё одну новую куклу. Девочка взяла её на руки и стала с ней танцевать.

Звучит пьеса «Новая кукла» в исполнении концертмейстера

К.Вы узнали музыку? Как она называется?

Д. Да. Эта пьеса называется «Новая кукла»

К. Какой характер у музыки? (сравнение с пьесой «Болезнь куклы»)

Д.Отвечают.

К. Молодцы, вы всё правильно услышали в музыке.

 П: А сейчас я задам вопрос для самых внимательных. Давайте вспомним, какая музыка ввела вас в класс?

Д-«Марш деревянных солдатиков».

Давайте поиграем в солдатиков и своими движениями постараемся передать характер и настроение музыки.

Встаньте свободно.. На 1 часть вы идете хорошим крепким шагом, на 2 часть, когда музыка будет звучать таинственно, пойдете тихонечко, как разведчики. А затем, на 3 части пойдёте активно. ( Исполнение задания)

П: Молодцы , все правильно справились с заданием.

В «Детском альбоме» еще много интересной музыки. Мы обязательно её послушаем, поговорим о ней на других занятиях.

А сейчас мы  с вами  поиграем в начинающих композиторов и поработаем с нотным станом ( Педагог раздает пособия « Подвижная  нота» каждому учащемуся.)

-Мы с вами знаем название всех нот. Давайте их вспомним( Проговаривают)

Сегодня мы будем работать на самой « соленой» ноте под названием..?

Д – СОЛЬ!!!!

П- Правильно на ноте «соль».  Где она живет?

Д- на второй линеечке!!!

П- Правильно!

Звуки бывают короткие и длинные. И мы  с вами сможем  «выложить» любое слово на нашем пособии, где белые пуговки это длинные звуки , а черные пуговки – короткие звуки. ( далее идет работа по ритмизации слов и «выкладывании» их на пособии на ноте «Соль». Выкладываются фразы «Я иду и пою», Зайка беленький».Проверяется правильность исполнения задания.)

П-Молодцы, вы хорошо справились с заданием.

3. Заключительная часть- 4 минуты.

П-Мы сегодня с вами хорошо потрудились, многое  увидели и услышали. И  я попрошу вас   вспомнить и сказать:музыку какого композитора мы слушали сегодня? Какие произведения?

Д.  Мы слушали  музыку великого русского композитора Петра Ильича Чайковского .

Д. Это «Марш  деревянных солдатиков», «Игра в лошадки», «Болезнь куклы», «Новая кукла», «Мама».  Все они вошли в «Детский альбом».

П.Вы ещё не раз встретитесь с музыкой этого композитора. А  сегодня наше занятие подошло к концу.Давайте встанем и попрощаемся.

Дети встают и поют: «До свидания!».Уходят.

Методы и технологии обучения:

Методы:

  • словесные – объяснение, беседы, разъяснение
  • наглядные – показ педагога
  • практические – исполнение

Технологии:

  • здоровьесберегающие
  • обучение в сотрудничестве

Материально-техническое оснащение:

-аудитория 48,6 кв.м

-мебель 30 стульев

-фортепиано

-нотная литература

-портрет П.И.Чайковского

-подставка для нот

-подставка для иллюстраций

-наглядный материал: иллюстрации к произведениям.

- пособие «Подвижная нота»

Ожидаемые результаты обучения:

        У  учащихся  будет сформирован интерес к  слушанию музыки, развита эмоциональная отзывчивость на музыку;

   -Расширится музыкальный кругозор детей;

   - Обучающиесяобогатятся  музыкальными впечатлениями;
  -    Обучающиеся закрепят понятие  «короткие» и  «длинные»  звуки.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока "Музыка осени" в 1 классе.

Конспект открытого урока в 1 классе "Музыка осени"....

Конспект музыкальной гостиной "Природа в музыке. П.И.Чайковский "Времена года".

Данная разработка может быть использована при ознакомлении с творчеством русского композитора П.И.Чайковского в системе общего и дополнительного музыкального образования. Альбом "Времена года" П.И.Чай...

Конспект открытого занятия "Музыка и песни для детей" объединения «Клуб любителей песни»

Открытое занятие для ребят любого возраста.Это занятие очень удобно использовать в качестве первого, ознакомительного.  Песня очень удобна тем, что детям не надо знать ее слова, надо просто повто...

План-конспект группового занятия Студии «Фортепиано» «Знакомство с картинами русских художников, слушание музыки П.И. Чайковского».

Цели занятия:·        Развитие культуры общения.·        Дать возможность почувствовать, что каждый может услышать в...

План-конспект открытого урока " Музыка. Моя любимая песня"

Открытый урок в 7 классе по теме " Музыка" с использованием проектной технологии. Цель: развитие навыков коммуникативной компетенции по видам речевой деятельности: аудпрования, устной речи, ...

Конспект открытого урока музыки в 5 классе на тему: "Живописная музыка и музыкальная живопись"

Данный урок был проведен на заседании районного методического объединения учителей музыки Прибайкальского района Республики Бурятия. Урок построен по требованиям ФГОС. Данный конспект урока можно испо...