конспект открытого занятия "Слушаем музыку П.И.Чайковского"
план-конспект урока по музыке
Занятие проведено с учащимися 6-8лет, младшего хора "Искорки" , хоровой студии "Тоника". Дети познакомились с циклом П.И.Чайковского "Детский альбом" учились слушать и анализировать музыку, старались определить её характер и иллюстрировали свои ответы рисунками
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
с учащимися младшего хора было проведено занятие по слушанию музыки П.И.Чайковского | 36.23 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Конспект открытого занятия на тему:
«Слушаем музыку П.И.Чайковского».
Педагог: Михальская Татьяна Владимировна
Концертмейстер: Воротникова Светлана Александровна
Общие сведения:
- состав учебной группы: 24 человека: 20девочек, 4 мальчика. Возраст учащихся 6 - 8лет.
- время и место проведения: 17января 2019 года, г. Всеволожск, Лицей№1
Тема учебного занятия:
«Слушаем музыку П.И.Чайковского».
Степень сложности: занятие средней сложности.
Место в учебном процессе:Дополнительная образовательная программа вокально-хорового развития, разделы слушание музыки и метроритмическое развитие 1 год обучения.
Цель занятия : Знакомство детей с творчеством русского композитора П.И.Чайковского
Задачи занятия:
Обучающие:
- закрепить общие знания о композиторе П.И.Чайковском, его фортепианном цикле «Детский альбом».
- раскрыть детям, с помощью исполнения пьес из «Детского альбома», мир музыкальных образов и звуков, глубину чувств, красоту окружающей жизни, и увлечь их музыкой.
Развивающие:
-развивать воображение, слуховое внимание, музыкальную память, умение анализировать.
- пробудить творческую активность детей, путём использования игровых методик и создания игровой атмосферы .
Воспитательные:
-воспитывать слушательскую культуру, устойчивый интерес и отзывчивость на музыкальные произведения.
Форма занятия: комбинированное занятие
Форма организации работы: чередование фронтальной, групповой и индивидуальной работы.
Структура учебного занятия(этапы учебного занятия)
№ п/п | Этапы занятия | Время |
1. | Вводная часть: Музыкальное приветствие. Постановка цели занятия. | 1,5 минуты |
2. | Основная часть: Слушание и анализ произведений из «Детского альбома» П.И.Чайковского. Работа с пособием «Подвижная нота». | 24 минуты |
3. | Заключительная часть: Подведение итогов. Музыкальное прощание. | 4 минуты |
Содержательные блоки учебного занятия
Подробный конспект содержательных блоков
1.Вводная часть –1,5 минуты
Перед началом занятия обучающиеся выстраиваются в коридоре у дверей для входа в класс.
Дети друг за другом входят в класс под музыку («Марш деревянных солдатиков»- П.И. Чайковского, в исполнении концертмейстера) встают у своих мест, продолжают маршировать до конца музыкального произведения.
П.-К нам сегодня на занятие пришли гости. Давайте их поприветствуем.(Музыкальное приветствие педагога)
Д. (поют в ответ педагогу) Здравствуйте.
П.Ребята, сегодня Тема нашего занятия:«Слушаем музыку П.И.Чайковского."
2.Основная часть – 24 минуты
П. Сегодня мы с вами отправимся в мир прекрасной музыки великого русского композитора Петра Ильича Чайковского. Его музыку знают и любят слушать люди всей земли. Давайте вспомним, когда родился композитор и где жил?
Д. Он родился в г. Воткинске и жил в середине 19 века.
П. Правильно. Сегодня мы продолжим слушание одного из музыкальных фортепианных циклов для детей, с которым мы уже начали знакомство на предыдущих занятиях. Кто скажет, как называется этот фортепианный цикл?
Д. «Детский альбом».
П. Совершенно верно. А кому этот альбом посвящён?
Д. Он посвящён племяннику композитора – Володе Давыдову.
П. В1877 году Пётр Ильич Чайковский приехал отдохнуть к своим родственникам Давыдовым, где его маленький племянник осваивал премудрости игры на фортепиано. Сидя на веранде, Пётр Ильич слышал, как Володя играет гаммы и этюды. И чтобы ему было интереснее играть, композитор придумал цикл пьес для детей, который так и назвал «Детский альбом», а каждой пьесе дал название.
Утро каждого ребенка начинается со встречи с самым близким, дорогим и любящим человеком, и вечером этот же человек провожает их спать. Кто это?
Д. Мама
П. Правильно. И одну из первых пьес «Детского альбома» композитор так и назвал– «Мама».
Давайте сейчас её послушаем. А поможет нам в этом Светлана Александровна. После прослушивания вы с ней поговорите о музыке.
Звучит пьеса «Мама» в исполнении концертмейстера
К. Что вы можете сказать о характере музыки? Как звучала мелодия?
Д.Отвечают
К. Молодцы, вы всё правильно угадали.
Дальнейший день мальчиков и девочек проходит по - разному. У мальчиков свои игрушки, у девочек тоже свои. Мальчики играют в солдатиков и в лошадки, а девочки в куклы. Когда солдаты устают идти, они садятся на лошадь и скачут далеко - далеко. А у вас дома есть игрушечная лошадка?
Вы только что прослушали пьесу «Мама», теперь я сыграю пьесу, которая называется «Игра в лошадки»
Звучит «Игра в лошадки» в исполнении концертмейстера
К.Чем отличается характер этой пьесы от предыдущей? Как лошадка скакала?( быстро или медленно). Как звучала мелодия? Как композитор показал характер лошадки, какими динамическими оттенками? Если лошадка скачет - музыка звучит плавно или отрывисто?
(Дети отвечают.)
К. Пётр Ильич в своих произведениях не забыл и о девочках, и о их любимой игрушке - куколке. Куколка для девочки как дочка: ей можно рассказать все свои секреты, покормить, уложить спать и переживать, когда она больна.
Кукла Маша заболела
Врач сказал, что плохо дело.
Маше больно.
Маше тяжко.
Не поможешь ей бедняжке.
Звучит «Болезнь куклы» в исполнении концертмейстера
К.Как называется эта пьеса?
Д. Эта пьеса называется «Болезнь куклы».
К. Какое настроение у музыки? Какие чувства у вас возникают после прослушивания? Вы, наверно, услышали, как болела куколка, как у неё болела голова и как плакала девочка, как она всхлипывала?
Д.Отвечают.
К.К куколке пришёл доктор, полечил её, и она выздоровела. А на следующий день девочке подарили ещё одну новую куклу. Девочка взяла её на руки и стала с ней танцевать.
Звучит пьеса «Новая кукла» в исполнении концертмейстера
К.Вы узнали музыку? Как она называется?
Д. Да. Эта пьеса называется «Новая кукла»
К. Какой характер у музыки? (сравнение с пьесой «Болезнь куклы»)
Д.Отвечают.
К. Молодцы, вы всё правильно услышали в музыке.
П: А сейчас я задам вопрос для самых внимательных. Давайте вспомним, какая музыка ввела вас в класс?
Д-«Марш деревянных солдатиков».
Давайте поиграем в солдатиков и своими движениями постараемся передать характер и настроение музыки.
Встаньте свободно.. На 1 часть вы идете хорошим крепким шагом, на 2 часть, когда музыка будет звучать таинственно, пойдете тихонечко, как разведчики. А затем, на 3 части пойдёте активно. ( Исполнение задания)
П: Молодцы , все правильно справились с заданием.
В «Детском альбоме» еще много интересной музыки. Мы обязательно её послушаем, поговорим о ней на других занятиях.
А сейчас мы с вами поиграем в начинающих композиторов и поработаем с нотным станом ( Педагог раздает пособия « Подвижная нота» каждому учащемуся.)
-Мы с вами знаем название всех нот. Давайте их вспомним( Проговаривают)
Сегодня мы будем работать на самой « соленой» ноте под названием..?
Д – СОЛЬ!!!!
П- Правильно на ноте «соль». Где она живет?
Д- на второй линеечке!!!
П- Правильно!
Звуки бывают короткие и длинные. И мы с вами сможем «выложить» любое слово на нашем пособии, где белые пуговки это длинные звуки , а черные пуговки – короткие звуки. ( далее идет работа по ритмизации слов и «выкладывании» их на пособии на ноте «Соль». Выкладываются фразы «Я иду и пою», Зайка беленький».Проверяется правильность исполнения задания.)
П-Молодцы, вы хорошо справились с заданием.
3. Заключительная часть- 4 минуты.
П-Мы сегодня с вами хорошо потрудились, многое увидели и услышали. И я попрошу вас вспомнить и сказать:музыку какого композитора мы слушали сегодня? Какие произведения?
Д. Мы слушали музыку великого русского композитора Петра Ильича Чайковского .
Д. Это «Марш деревянных солдатиков», «Игра в лошадки», «Болезнь куклы», «Новая кукла», «Мама». Все они вошли в «Детский альбом».
П.Вы ещё не раз встретитесь с музыкой этого композитора. А сегодня наше занятие подошло к концу.Давайте встанем и попрощаемся.
Дети встают и поют: «До свидания!».Уходят.
Методы и технологии обучения:
Методы:
- словесные – объяснение, беседы, разъяснение
- наглядные – показ педагога
- практические – исполнение
Технологии:
- здоровьесберегающие
- обучение в сотрудничестве
Материально-техническое оснащение:
-аудитория 48,6 кв.м
-мебель 30 стульев
-фортепиано
-нотная литература
-портрет П.И.Чайковского
-подставка для нот
-подставка для иллюстраций
-наглядный материал: иллюстрации к произведениям.
- пособие «Подвижная нота»
Ожидаемые результаты обучения:
У учащихся будет сформирован интерес к слушанию музыки, развита эмоциональная отзывчивость на музыку;
-Расширится музыкальный кругозор детей;
- Обучающиесяобогатятся музыкальными впечатлениями;
- Обучающиеся закрепят понятие «короткие» и «длинные» звуки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект открытого урока "Музыка осени" в 1 классе.
Конспект открытого урока в 1 классе "Музыка осени"....
Конспект музыкальной гостиной "Природа в музыке. П.И.Чайковский "Времена года".
Данная разработка может быть использована при ознакомлении с творчеством русского композитора П.И.Чайковского в системе общего и дополнительного музыкального образования. Альбом "Времена года" П.И.Чай...
Конспект открытого занятия "Музыка и песни для детей" объединения «Клуб любителей песни»
Открытое занятие для ребят любого возраста.Это занятие очень удобно использовать в качестве первого, ознакомительного. Песня очень удобна тем, что детям не надо знать ее слова, надо просто повто...
План-конспект группового занятия Студии «Фортепиано» «Знакомство с картинами русских художников, слушание музыки П.И. Чайковского».
Цели занятия:· Развитие культуры общения.· Дать возможность почувствовать, что каждый может услышать в...
План-конспект открытого урока " Музыка. Моя любимая песня"
Открытый урок в 7 классе по теме " Музыка" с использованием проектной технологии. Цель: развитие навыков коммуникативной компетенции по видам речевой деятельности: аудпрования, устной речи, ...
Конспект открытого урока музыки в 5 классе на тему: "Живописная музыка и музыкальная живопись"
Данный урок был проведен на заседании районного методического объединения учителей музыки Прибайкальского района Республики Бурятия. Урок построен по требованиям ФГОС. Данный конспект урока можно испо...