Эссе "Моя педагогическая философия"
статья по музыке
Размышления музыкального руководителя о новом подходе в творческом развитии детей посредством театра. Какова роль театральной студии в жизни дошкольников? Новые методы и приёмы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
педагогическое эссе. | 22.29 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Эссе
«Моя педагогическая философия»
Автор:
Шувалова Лариса Петровна
Музыкальный руководитель
Высшейквалификационной категории
Муниципального дошкольного образовательного учреждения
детского сада «Ягодка»
Когда я была молодым неопытным педагогом, много раз испытывала чувство неудовлетворения, если в деталях продуманное, «хорошо организованное и спланированное занятие» проходило не так, как было задумано.
Ну что это такое?! Настя опять смотрит непонятно куда… Максим тихо сползает со стула… Пожалуйста – не стесняясь, зевают… Зачем играет своим носовым платком? А эти дергают друг друга.
- Дети, глазки на меня!
Так. Смотрят…Нет, опять все распадается! Почему? Что не так? Как нужно? …
И только непрерывно наталкиваясь на искреннее желание детей двигаться, творить, шуметь (что мне было совсем не нужно на занятии!), «поворачивая» их в сторону мною запланированного процесса, я все чаще ловила себя на возникающем щемящем чувстве – имею ли я право подменять «значимое» для детей своим, «нужным»? Пришло понимание: нельзя требовать от детей – «должны быть заинтересованы», «потому что обязаны».
Просто дело было во мне, в моем способе общения с детьми. Надо было искать, где «прокалывалась» подача знаний. Как сделать занятие интересным для детей и методически продуктивным? Как соединить игру и обучение? Какие должны быть модели? Как сделать ту или иную форму универсальной? Что заключает в себе универсальность? Вопросы, вопросы…
Первым открытием было понимание значимости творческого перевоплощения на занятиях. Дети с нетерпением ждали моментов игровой двигательной активности. Их радость была настолько очевидной, что казалось: не осталось другого выхода, кроме как «наполнить» упражнения движением и игрой. Хотелось избежать банальности, придумать что-нибудь эдакое, необычное. Детворе обязательно нужны были изюминка, курьёз и даже трудность, но «укрытая» подзадориванием: «Еще, еще и получится! У меня получа-а-ается-а-а, смотрите!». Радовались вместе с детьми, но они всегда были и идеальными «индикаторами», судьями, простодушно и откровенно демонстрировавшими мне, что некий «методический плод» вчерашних размышлений – полная ерунда. Довольно часто, именно дети, не утруждая себя объяснениями, удивляли точностью попадания «в идею, в образ» какими-то маленькими деталями. И именно в этих деталях-подробностях иногда удавалось подсмотреть малую крупицу главного.
«Детство – Игра – Обучение» - триада, где вес каждой составляющей постоянно перемеривается в поиске баланса. А игра, как оказалось, без возраста!
Детский театр - вот моё открытие маленького чуда. И это устойчивое желание «открыть рецепт» встретилось с уникальной способностью театра увлекать, заманивать в свой мир любого педагога. На любом музыкальном занятии игра необходима детям, потому что они играют с миром, познавая его в музыке. А уж на занятиях в театральной студии – и подавно, дети познают мир изнутри, перевоплощаясь в самые разнообразные образы как положительных, так и отрицательных персонажей.
Творческие театральные занятия занимают особое место в ряду всех остальных. Именно на основе литературы и музыки, в общении с ними развитие ребенка идет по качественно иному пути.
Мне в театральной практике, чтобы углубить свои поиски и уйти дальше, было необходимо воспользоваться преимуществами времени, как старыми, хорошо знакомыми литературными произведениями (сказки Чуковского), так и новыми сюжетами книг и мультфильмов (Фиксики, супергерои, леди Баг и пр.). При озвучивании постановок, воспользоваться с помощью электронных ресурсов, фонотекой самых разнообразных шумов и звуков, с помощью тканей выполнять разнообразные декорации, а также использовать световые эффекты. Ведь современные дети обладают иной, более новой, разнообразной информацией.
Я поняла, что если не будет «атмосферы сегодняшнего дня», то преимущество любого метода на занятии сойдет на нет. Останутся противоборство Времени, противоборство Мира Детства настоящего и отдаленного – детства педагога. И в этом я, как педагог, буду обречена.
В настоящее время все большее распространение получают интегрированные занятия; привычной становится ситуация, когда формы, бытующие в одних предметах, занимают достойное место в других. И наоборот, более «музыкальными» и «театральными» становятся те занятия, где музыка была редкой гостьей. Появление музыкально-методических эпизодов на других занятиях закономерно – известна их способность снимать усталость, повышать тонус, переключать внимание или активизировать его, чередовать пассивную и активную форму деятельности. Огромно значение театральной деятельности, как одного из универсальных терапевтических средств, воздействующих на психику, эмоции и настроение человека. Театр не призывает, а вовлекает и увлекает, успокаивает, веселит, бодрит, предлагает не только играть, но и размышлять, фантазировать, привносить что-то новое, находиться в творческом поиске.
Изменения не могли не коснуться учебных форм, именно тех маленьких методических единиц, из которых обычно соткан «гобелен» театрального занятия. Они в каждом отдельном случае должны стать более мобильными.
Другое дело, когда одну и ту же модель, трансформируя, видоизменяя, дополняя, оставляют в репертуаре надолго. Методическое модулирование одного материала очень ценно: для детей это «знакомая персона» (миниатюра, песенка, стихи, игра), которую приятно повторять. Но если после повторения последует иная работа, получится сюрприз, радость и удовольствие. Педагог получает не меньшее удовольствие от процесса создания новых вариантов модели и детских оваций.
Насколько удобна одна и та же модель «в разных одеждах» - даже говорить не стоит, она всегда под рукой и способна выручить в любой ситуации.Всегда можно достать из архива то, что дети знают, и показать один вариант, другой…
Это не трюк! Это методическая целесообразность, связанная с тем, что упражнение – это повторение без повторения. Варьирование продлевает жизнь не только модели, но и методу, расширяя его границы и открывая новые возможности педагогическому творчеству.
Просто парадокс! Только сегодня все увидели, что такое музыкальный руководитель в детском саду. Не только затейник (кстати, умению радовать, тоже надо учиться!), но и оригинальный сценарист, и универсальный мастер, с достоинством заявивший о важнейшей позиции своего любимого дела – о развитии детей, посредством театра! Сценарист и режиссер праздников, в программу которых включаются самые разнообразные творческие упражнения, содержащие обучающий аспект. Праздник умений, умное веселье – здорово! Браво смелым и впереди идущим!
Театральную деятельность с детьми дошкольного возраста можно назвать настройкой и вступлением в мир творчества и музыки.
Как руководитель детской театральной студии, своей основной задачей считаю формирование у детей способности передачи образа через движение, речь, пластику, а также развитие двигательной свободы и коммуникативности. Предлагаю богатый выбор образцов, приемов исполнения, а ребенок, подражая мне, как педагогу, развивает и совершенствует, прежде всего, себя.
Очень важно заботиться о естественности этого процесса, и потому выстилая дорогу ярким «ковром» своей методики, говорю:
«Смело иди, малыш, я с тобой!»;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Моя педагогическая философия
Размышления по поводу......
Моя педагогическая философия
В материале описываются основные педагогические идей и система работы....
"Воспитание успехом. Концепция педагогической философии"
Методическая разработка может быть использована учителями, классными руководителями при организации учебного процесса, основанного на деятельностном подходе...
Эссе «Моя педагогическая философия».
Давным-давно зимой, а может летомИли когда тоскливый дождик моросилСвоей душой всем солнышком согретыйВ мое ты сердце лучик поместил. Учитель! (Гаджаева Айша, 4класс)...
Педагогическое эссе "Моя педагогическая философия"
Мировоззренческая и психолого-педагогическая позиция учителя....
Педагогическое эссе "Моя педагогическая философия"
Педагогическое эссе учителя английского языка "Моя педагогическая философия"...
Педагогическое эссе на тему: «Моя педагогическая философия».
Человек способен сделать путь великим, но великим человека делает путь.Конфуций...