Богатырская тема в музыке и живописи
план-конспект урока по музыке (5 класс)
Разработка урока музыки в 5 классе по теме "Богатырская тема в музыке и живописи. Урок разработан согласно ФГОС, указаны цели и задачи, написаны произведения искусства (песни, картины, классическая музыка).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.docx | 24.15 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Предмет: Музыка
Класс: 5 класс, 3 четверть, «Музыка и изобразительное искусство».
Тема урока: «Богатырская тема в музыке и живописи».
Тип урока: урок - размышление, комбинированный.
Форма урока: интегрированный урок
Ведущий метод: проблемно – поисковый.
Методы исследования:
- изучение произведений искусства;
- работа с Интернет-ресурсами;
- анализ проделанной работы
Методы обучения:
- метод эмоциональной драматургии;
- метод художественного контекста;
- метод сравнения;
- метод размышления о произведениях искусства;
- словесные методы: диалог, беседа, разъяснение, дискуссия
Цели урока: Показать многостороннюю связь между видами искусств на примере “Богатырской темы”.
Задачи:
Воспитывающие:
- Воспитывать патриотизм, гордость за свою страну, способствовать осознанию причастности себя к её историческому прошлому и ответственности за её будущее.
- Воспитание гражданской позиции, любви к истории Отечества через произведения искусства путём высказывания своего мнения о значимости этих произведений для учащихся.
- Формировать эмоционально-нравственное отношение к произведениям искусства.
- Воспитание самостоятельности, коммуникабельности, умения принимать решение.
Развивающие:
- Развитие личности. Затронуть чувства ребёнка, ощущение своего «Я».
Тема должна быть ему близка.
- Развитие ассоциативно-образного мышления учащихся, актуализация знаний о том, как историческое прошлое Родины находит отражение в художественных образах живописи, архитектуры, скульптуры.
- Развитие у учащихся внутреннего слуха и внутреннего зрения - основу творческого воображения, которое человеку необходимо не только в искусстве, но и в любой области жизни.
- Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, применять полученные ЗУН в ситуации интеграции изучаемой темы с созвучными в других предметных областях, переносить полученные выводы в повседневную жизнь.
Обучающие:
- Обобщение особенностей драматургии разных жанров музыки героико-патриотического, эпического характера.
- Развивать интонационное мышление - способность постигать интонацию во всём окружающем мире.
- При работе над песенным репертуаром добиваться эмоционального исполнения, ансамблевого звучания, выразительности хора.
Актуальность: Рассмотреть образы сильных, мужественных защитников нашей Отчизны в разных видах искусства.
Планируемый результат:
Предметный:
- Познакомить с новыми музыкальными произведениями и произведениями других видов искусств созвучными теме урока.
- Установить связь музыки с другими видами искусства;
- Формировать эмоциональное отношение к музыке;
Личностный:
- Мотивационный - желание вернуться к пройденному материалу; желание анализировать в мире искусства.
- Ценностный - развитие уровня моральных ценностей, развитие положительной самооценки за счет успешного ответов на уроке, умения работать самостоятельно, понимание ценности полученного на уроке по литературе опыта.
Межпредметный:
- Применение знаний полученных при изучении «Богатытской темы в музыке и живописи» на уроках литературы, истории, изобразительного искусства.
Полученные навыки по развитию речи, умению анализировать и умению вести диалог, дискуссию, выстраивать систему аргументации и контраргументации могут быть применены как на предметах гуманитарного цикла (истории, литературе), так и за пределами школы- коммуникативный результат.
Метапредметные результаты обучения:
Регулятивные УУД:
- формирование умения самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- развивать навык контроля, самоконтроля, прогнозирования.
Познавательные УУД:
- формирование критического мышления;
- формирование умения извлекать информацию, представленную в разных формах, строить рассуждение.
Коммуникативные УУД:
- формировать умение высказывать свои мысли в устной форме, высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- овладение диалогической и монологической речью;
- формирование умения задавать вопросы, в совместной деятельности договариваться, приходить к общему решению.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, колонки, раздаточный материал.
Музыкальный ряд:
- А. Пахмутова «Богатырская наша сила»
- Экспозиция 1-й части Симфонии № 2 (Богатырской) А.П. Бородина
- “Богатырские ворота» М.П.Мусоргского
Использование ИКТ: На уроке используется мультимедийный проектор. Весь зрительный ряд представлен в виде демонстрации слайдов.
I. Вводная часть:
Учитель: Здравствуйте, ребята.
Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие в прошлое. А помогут нам в этом следующие виды искусства: музыка и живопись. Я желаю вам интересных встреч и новых впечатлений. Итак, все готовы? Давайте проверим. Послушайте и повторите за мной ритмический рисунок, который я вам прохлопаю. Я вижу, что все готовы, тогда в путь!
Итак, сейчас вы попробуете определить, о чем пойдет речь на уроке. Чтобы узнать ключевое слово, нужно выполнить небольшое задание.
(Выполняют: проходят лабиринт, собирают слово, отгадывают загадку.) (слайд 1,2)
Как вы думаете, какова будет тема нашего урока?
Тема нашего урока: «Богатырская тема в музыке и живописи». (слайд 3)
II. Воспроизведение и коррекция опорных знаний.
В 1 полугодии на уроках музыки вы говорили о двух величайших искусствах? Давайте вспомним о каких?
Дети: О музыке и литературе. (слайд 4)
Учитель: Совершенно верно. Музыка и литература – это виды искусства, которые тесно связаны между собой и отлично ладят. А во втором полугодии о каких видах искусства идет разговор?
Дети: О музыке и живописи. (слайд 5) Музыка изображает нам всё при помощи чего? (звуков) А живопись? (при помощи кисти и красок)
Как вы думаете, к чему мы должны прийти к концу нашего урока?
Дети: Найти связь между музыкой и живописью на примере «Богатырской темы». (слайд 6)
III. Знакомство с новым материалом.
Учитель: Богатырская тема с давних пор звучала в русском искусстве как песня-гимн силе русского народа. Мы часто встречаемся с ней в народном творчестве.
Ребята, а кто такой богатырь? (ответы детей) Каким должен быть богатырь? (ответы детей) (слайд 7,8)
С древних времен и до нашего времени ( ВОВ) со всех концов на Русь наступали враги, пытаясь завладеть нашими землями, богатствами, поработить наш народ. Образ богатыря и родился в русском искусстве как образ могучего защитника Родины.
Учитель: Перед вами портрет русского композитора Александра Порфирьевича Бородина. (слайд 9) Он создал первую русскую классическую симфонию. Что такое симфония? Симфония- крупное музыкальное произведение для симфонического оркестра, состоящее из 4-х частей.(«сим»-вместе, «фонос»- голос).
Одно из лучших произведений Бородина, жемчужина его творчества - симфония №2 «Богатырская». Я предлагаю вам послушать фрагмент из симфонии и представить образы, подходящие к этой музыке.
(слушание)
Учитель: Итак, ребята, какие образы у вас возникли при прослушивании? (ответы детей) А что вам помогло услышать богатырский образ в произведении Бородина?
Дети: Характер музыки
Учитель: А какими словами вы бы охарактеризовали «Богатырскую симфонию»? (ответы детей)
Учитель: (слайд 10) Перед вами портрет еще одного знаменитого русского композитора Модеста Петровича Мусоргского. В память о друге, художнике Викторе Гартмане, Мусоргский создал цикл «Картинки с выставки». Одним из произведений, входящих в цикл, являются «Богатырские ворота». Давайте послушаем. (слушание)
Учитель: Представьте, как бы богатырь въезжал в ворота города? (ответы детей)
Учитель: Мы можем сделать вывод с вами, что музыка может создать богатырские образы.
Перейдем к живописи. (слайд 11) Перед вами картина Виктора Михайловича Васнецова «Три Богатыря”. Всмотритесь внимательно в картину. На ней изображены три богатыря, как их зовут?
Дети: Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алёша Попович.
Учитель: А кто мне скажет, кто из них кто? (ответы детей)
В центре – Илья Муромец. Он могуч, в нем чувствуется спокойствие, сила, но в тоже время он всегда стоит на страже Родины.
Справа самый младший богатырь – Алеша Попович, полон отваги и смелости,
«душа-парень».
Третий богатырь – Добрыня Никитич. Умный, вдумчивый, величавый.
Скажите, ребята, а можем ли мы с вами увидеть этих богатырей в музыке композиторов. (ответы детей)
Правильно, их величие и сила передаются в характере произведений. Так мы видим тесную взаимосвязь музыки и живописи.
Богатыри – это герои, защитники. Я надеюсь, что в будущем, вы тоже станете героями и защитниками Родины. И поэтому я хочу, чтобы сейчас вы все вместе произнесли богатырскую клятву. Но для этого мне нужен богатырь.
(вызываю ученика, наряжаю, все встают, читает клятву, все клянутся)
А теперь скрепим данную клятву «богатырской физкультминуткой».
(ЗСТ - разминка)
Учитель: Молодцы, ребята, садитесь. Сделайте, упражнение на восстановление дыхания. Сегодня мы с вами разучим песню, которая называется «Богатырская сила». Давайте для начала распоемся, а потом прослушаем песню.
(Распевание, слушание, исполнение)
IV. Закрепление новых знаний.
Учитель: Итак, ребята, давайте подведем итоги полученным знаниям.
Кто такой богатырь?
С какими композиторами мы сегодня познакомились и с какими произведениями? С каким художником?
V. Рефлексия.
- Ребята, сделайте жест Ильи Муромца те, кому понравилось наше путешествие?
- А теперь пусть те, кто хотел бы ещё больше узнать о богатырской теме, посмотрят на меня взглядом Алёши Поповича.
- И пусть добро Добрыни Никитича объединит нас всех.
Спасибо, ребята, за активность на уроке! Мне очень приятно было с вами путешествовать.
Оценки!!!
VI. Домашнее задание.
Нарисовать рисунок к «Богатырской симфонии» А.П. Бородина.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Богатырская тема в музыке.Открытый урок по музыке 5 класс.
Предмет: музыка. Цель урока: Выявить какое эмоциональное воздействие оказывают на личность учащихся произведения музыки, изобразительного искусства, литературы. Тип урока: урок комплексного применения...
План-конспект по теме "Богатырская тема в музыке"
1.план-конспект...
" Богатырская тема в музыке и живописи" в 5 классе.
"Богатырская тема в музыке и живописи" в 5 классе....
Методическая разработка по теме: «Связь музыки с живописью и литературой»
Взаимосвязь различных видов искусств....
урок музыки в 5 классе "Богатырская тема в музыке и изобразительном искусстве"
Цель урока: показать как музыка и изобразительное искуссто разными путями идут к созданию богатырских образов....
Богатырская тема в музыке 5 класс
Пробуждать интерес к русской подлинной музыке, воспитывать чувство патриотизма....
Презентация на тему: «Взаимосвязь музыки и живописи»
Презентация на тему: «Взаимосвязь музыки и живописи»...