Проект и самоанализ урока по ФГОС
материал по музыке (5 класс)

Кара-Гиаур Екатерина Викторовна

Проект и  самоанализ урока "Второе путешествие в музыкальный театр. Балет"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл modul_6._proekt_uroka.docx29.15 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Модуль 6. Контрольный модуль.

Проект урока музыки.

Тема урока: Второе путешествие в музыкальный театр. Балет.

ФИО (полностью)

Екатерина Викторовна Кара-Гиаур

Место работы

МБОУ «Средняя школа №2 с углубленным изучением предметов физико-математического цикла» Нижегородская область, г. Дзержинск

Должность

учитель

Предмет

музыка

Класс

5 класс

Тема и номер урока в теме

Тема полугодия: «Музыка и литература» Урок №14.

Базовый учебник

Учебник Музыка Г.П. Сергеева Е.Д. Критская 5 класс, Москва «Просвещение» 2011 г.

Цель  урока: Сформировать представление у учащихся о балете, как о жанре музыкально-литературного искусства.

         Задачи:

-личностные 

Самоопределение: научить слушать и понимать музыку балета, получая при этом высокое эстетическое наслаждение;

Смыслообразование: повысить мотивацию собственных знаний;

Ценностная и морально-этическая ориентация: осознание учащимися для чего им необходимо получить знания по данной теме.

           -метапредметные

           Регулятивные: уметь управлять своими знаниями в новой ситуации

           Коммуникативные: уметь работать в малых группах, выражать свою позицию.

           Познавательные: выяснить  какую роль играет литература в музыке.

           -предметные

  •   учить воспринимать музыку, разбираться в музыкальной драматургии

произведения;

  • развивать умения определять в балете тот или иной танец, слышать его

образное содержание;

  • воспитывать интерес и любовь к музыке, потребность общения с ней,

желание слушать ее и исполнять, совершенствовать эмоциональную сферу; художественный, музыкальный и эстетический вкусы, нравственные качества личности.

Тип урока - урок «открытия» нового знания

Формы работы учащихся: групповая, коллективная , индивидуальная

Методы: ролевая игра

Общенаучные: обобщения, сравнительный.

Педагогические:  объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, поисковый, эмоционального воздействия, перспективный, т.к. данная тема в 5 классе является первоосновой для соответствующих тем в 7 классе

Необходимое техническое оборудование мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска, музыкальный инструмент.

Музыкальный материал:

                Марш из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского.

                Вальс из балета «Спящая красавица» П.И. Чайковского.

                Вступление из балета «Спящая красавица» П.И. Чайковского.

                Темы Феи Сирени и Феи Карабос из балета «Спящая красавица»

                П.И. Чайковского.

Наглядный материал:

  • Мультимедийная презентация;
  • Видеофрагменты балетов;
  • Карточки с эмблемами профессий ;
  • Карточки музыкальных инструментов симфонического оркестра;
  • Таблица «Особенности музыкально-сценического спектакля»;
  • Листы для рефлексии.(синквейна)
  • Либретто балета «Спящая красавица» П.И. Чайковского;

Структура и ход  урока

Этап урока

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

                           Деятельность ученика

                  Время

1

Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Прослушивание                Марш из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского.

Вопросы к учащимся: самостоятельное это произведение или является фрагментом? как оно называется? Какие средства выразительности использовал композитор в развитии образов?

Учащиеся отвечают на вопросы учителя, опираясь на уже полученные знания и формулируют тему урока.

2-3 мин.

2

Этап актуализации и пробного учебного действия (завязка) 

Виртуальное путешествие в музыкальный театр, знакомство с театрами. Видеопоказ театров. Когда и где возник балет? (Просмотр видеоряда с комментариями учителя).

Приложение 1

Учащиеся смотрят презентацию.

Дети выбирают театр для посещения.

5 мин.

3

Этап развития действия (разработка)

Показ фрагмента из балета.

Для постановки балета нужны те же профессии, что и в опере.

     Вспомните, кто нужен для постановки музыкального спектакля?

(показ презентации)

Работа в группах. Тем, кто отвечает правильно, раздаются карточки с эмблемой, названной учеником театральной профессии. Остальные карточки с эмблемами раздаются учителем, формирующим группы с учётом индивидуальных интересов и способностей  учеников.

5 мин.

4

Развитие действия (разработка).

В каждом музыкальном спектакле есть текст. Как он называется?  На столе перед собой вы видите либретто балета «Спящая красавица».

А теперь приступаем к постановке спектакля.

(Прослушивание Вступления к балету, определение состава музыкальных инструментов оркестра, затем – музыкально-пластическая импровизация под музыку вступления.  Остальные ученики после прослушивания определяют, какие музыкальные инструменты были изображены.

Уч.ся отвечают  на ряд вопросов: как в театре надо себя вести?

 место, где располагается оркестр называется?...что такое либретто?

(ученики читают либретто)

Художники рисуют афишу спектакля (работа с интерактивной доской).

Музыканты, расположившись в оркестровой яме, начинают репетировать вступление к балету. Занавес ещё закрыт.

И вновь – работа художников. Рисуем декорации, подбираем костюмы артистов.

(Работа с интерактивной доской).

11 мин.

6

Кульминация (этап первичного закрепления нового знания). Самостоятельная работа с самопроверкой.

Чтобы понять, в чём сходство и различие оперы и балета, составим таблицу, в которой выделим характерные черты музыкальных спектаклей  - оперы и балета.

     

Музыкально-пластическая импровизация под музыку:

1.Фея Сирени и Фея Карабос. Остальные ученики отгадывают, кого изображают «артисты».

Знакома ли нам эта музыка? (Да) В каком музыкальном фрагменте балета мы её слышали? (Во Вступлении).

  1. Музыкально-пластическая импровизация: принцесса Аврора и принц  Дезире.

Знакома ли нам эта музыка? (Да)  Как называется этот танец? (Вальс).

Опера

Балет

Роль вокала

главная

отсутствует

Роль танца

Второсте-пенная

главная

оркестр

симфонический

симфонический

                   либретто

Наш спектакль закончен. Аплодисменты всем участникам!

11 мин.

8

Развязка (реприза). Этап включения в систему знаний и умений

Синквейн Балет

(составляется  учениками совместно с учителем):

7 мин.

9

Эпилог. Этап рефлексии учебной деятельности.

акончите предложения:

- Я узнал…

- Новые знания мне пригодятся…

- Какие нравственные качества героя сегодняшнего урока вы хотели бы воспитать у себя?

- Что ярче всего запомнилось вам из прослушанного сегодня?

Дети отвечают устно.

3 мин.

 

Приложение №1

              Комментарии учителя. Искусство балета появилось в Европе благодаря королевским балам. Например, в Италии придворные танцы под руководством специальных учителей-танцмейстеров напоминали театральное действие. Первый балетный спектакль был поставлен более четырёхсот лет назад во Франции.  В старину  на  сцене танцы сменялись пением и чтением стихов. Особенно популярны были балеты-маскарады  и балеты на рыцарские и фантастические темы.  

           Почти триста лет назад балет пришёл из Европы в Россию. Сначала это были    придворные спектакли, поставленные иностранными хореографами. Музыке в них   не придавалось особого значения. Она считалась только аккомпанементом к танцам. П. Чайковский первым из русских композиторов сочинил музыку специально   для балета. Это было «Лебединое озеро». Благодаря Чайковскому балетная музыка   стала классическим искусством наряду с оперной и симфонической. С тех пор  русский балет получил мировую известность и славу.  

       После балета «Лебединое озеро» П. Чайковский создал балет «Спящая красавица».

       Его-то мы и поставим сейчас собственными силами. Попробуем?

6. 2. Самоанализ урока музыки

1. Характеристика класса.

          Класс, в котором проводился урок достаточно сложный по поведению. В нем есть ребята, которые умеют творчески мыслить, анализировать, искать пути решения. При выборе форм и методов учебной деятельности были учтены особенности данного класса. В классе – 14 человек. По типу темперамента преобладают холерики, уровень развития – средний. Большинство ребят имеют интерес к предмету и активно участвуют в работе на уроке.

  1. Место урока в изучаемой теме:

Второй урок по теме (из двух).

  1. Характеристика общей цели урока, конкретизируемой в дидактических целях: образовательной, развивающей, воспитывающей.

          В ходе урока планировалось развитие творческих способностей в процессе коллективного обсуждения, что приводит учащихся к осознанию необходимости изучения данной темы, в результате чего расширяется кругозор учащихся и развивается креативности мышления. Этапы урока логически прослеживаются, присутствует плавный переход от одного к другому. Можно проследить целостность и завершенность урока. Считаю, что выбранная структура урока рациональна, т. к. позволяет реализовать в комплексе все цели и задачи урока.

  1. Характеристика плана урока:

          Урок был ориентирован на использование деятельностных методов и приемов. Формы и методы были выбраны мной исходя из объёма и сложности материала.

На уроке применялись индивидуальная, фронтальная, групповая формы.

Методы также были разнообразны.

• Интерактивный (учитель-ученик) и с помощью интерактивной доски;

• метод междисциплинарных взаимодействий;

• объяснительно - иллюстративный;

• наглядно-слуховой;

  • Драматизации;

• словесный.

На протяжении всего урока осуществлялся контроль знаний в форме беседы, индивидуальных ответов, игровой форме

Большая часть времени на уроке ушла на основной этап (ребята знакомились с новым материалом, участвовали в инсценировании, слушали музыку)

Отбор дидактических материалов, ТСО, наглядных пособий произведён в соответствии с целями урока.

  1. Структурный аспект самоанализа урока:

          Все учащиеся активно участвовали в процессе обобщения изученного материала. Интерес учащихся проявился в ходе практической работы и в процессе работы у доски. На завершающем этапе мною был подведен итог урока, поставлены оценки, а также прокомментировано домашнее задание. Для меня важным было участие каждого ребенка в учебной деятельности, а знание реальных возможностей и способностей учеников, помогло им проявить себя, дало возможность самореализоваться. Считаю, что детям на уроке было комфортно, тем самым было выполнено одно из требований к современному уроку – создание ситуации успеха, ребята ушли с урока удовлетворенные тем, как прошел урок.  

  1. Функциональный аспект.

      При организации учебной деятельности я старалась спланировать работу, опираясь на компетентностный подход. Деятельность учащихся была разнообразной, соответствующей уровню возможностей школьников и направленной на формирование УУД.



7. Аспект оценки конечного результата урока:

На данном уроке реализовывались задачи формирования метапредметных УУД: регулятивных, коммуникативных, познавательных, личностных.

Регулятивные:

На этапе целеполагания урока учащиеся самостоятельно поставили цель урока. Прогнозировали, осуществляли контроль и коррекцию исполнительской деятельности

Познавательные:

На этапе закрепления учащиеся выполняли задания требующие анализа музыкального произведения.Учились моделировать музыкальный материал, выдвигать гипотезы на этапе формирования новых понятий и способов действий

Личностные: На протяжении всего урока учащиеся проявляли своё эмоциональное отношение к материалу в движении под музыку, инсценировании. Проводилась работа с мотивированными и творчески одарёнными учащимися.

Коммуникативные:

Формированию коммуникативных умений способствовала работа в группах. Дети учились оформлять свои мысли, высказывать свою точку зрения, доказывать, обсуждать. Учились сотрудничать. Участвовали в коллективном и групповом исполнении музыкального материала

Своих целей урок достиг, как показало закрепление и рефлексия, учащиеся были заинтересованы темой и активно выполняли учебные действия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ урока по ФГОС

Анализ урока в 5 классе по литературе...

Самоанализ урока по ФГОС

Данное занятие представлено по ходу изучения раздела «Правила движения для велосипедистов».На занятии были учтены возрастные и психологические особенности обучающихся. В содержание занятия я включила ...

Самоанализ урока по ФГОС

Совершенствование мастерства учителя и учебного процесса во многом зависит от грамотно организованного самоанализа урока.  Учитель испытывает затруднения в моделировании и конструировании совреме...

Самоанализ урока по ФГОС

Статья об особенностях самоанализа урока в соответствии с требованиями ФГОС...

Самоанализ урока по ФГОС

В материале представлен план самоанализа урока. Даны критерии результативности урока, вне зависимости от типологии урока....

Фрагмент самоанализа урока по ФГОС.

С учетом специфики коррекционной школы....

Самоанализ урока по ФГОС

Статья "Самоанализ урока по ФГОС", содержит задачи урока и план анализа...