Фрагмент самоанализа урока по ФГОС.
методическая разработка на тему
С учетом специфики коррекционной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fragment_samoanaliza_deyatelnosti_uchitelya.docx | 19 КБ |
Предварительный просмотр:
Фрагмент самоанализа деятельности учителя (в рамках реализации ФГОС)
ИСТОРИЯ/ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
Основой уроков является познавательный интерес учащихся, учитель - проводник, который приближает этот интерес к формированию познавательной активности, повышению мотивации учения, эффективности и продуктивности учебной деятельности, обеспечивает работу всего класса, позволяет учащимся раскрывать свои способности и посредством осуществления индивидуально-дифференцированного подхода осуществляет коррекцию, компенсацию речевых дефектов учащихся специальной школы. Таким образом, на уроках осуществляется «тактика сотрудничества»: ученик-учитель-ученик.
Главной целью уроков при системно-деятельностном обучении является создание условий для проявления познавательной активности учеников.
Пути достижения цели:
- Интрига урока (создание элементов проблемной ситуации). В коррекционной школе важным является применение именно элементов проблемной ситуации, т.к. проблемный подход предусматривает мотивацию на высоком уровне активности и самостоятельности мышления учащихся.
- Создание проблемного вопроса, который формулируют сами учащиеся, позволяет заинтересовать их, убедить их в необходимости получения новых знаний.
- Самостоятельная деятельность обучающихся, связанная с эмоциональными переживаниями, которая сопровождается эффектом неожиданности.
- Ход познания – «от учеников». Учитель направляет, затем обсуждает, составляет план урока вместе с учащимися, использует в ходе урока дидактический материал, позволяющий ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания.
- Коллективный поиск, направляемый учителем (вопросы, побуждающие самостоятельно мыслить). Учитель создает атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса, осуществляя индивидуально-дифференцированый подход.
- Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы.
Фундаментом большинства уроков является коммуникативный метод (средство обучения говорению), способствующий реализации одной из главных задач обучения: развитие речевых умений и навыков учащихся.
На уроках применяются: информационные технологии, проблемно-диалогические технологии, технология уровневой дифференциации обучения, проблемного обучения, игровая технология, ТРИЗ (технология решения изобретательских задач) и др.
Для организации деятельности учащихся на уроке применяются коллективные, индивидуальные, групповые формы работы.
Способы взаимодействия продумываются с учетом индивидуальных особенностей учащихся: интерес к изучению предмета, общеучебные умения и навыки, мотивация.
Контроль осуществляется на всех этапах урока методами само- и взаимоконтроля учащихся и корректного контроля за само- и взаимоконтролем учащихся со стороны учителя.
Виды рефлексии, применяемые на уроках:
«Пять пальцев»:
М (мизинец) – мыслительный процесс. Какие знания, опыт я сегодня получил?
Б (безымянный) – близость цели. Что я сегодня делал и чего достиг?
С (средний) – состояние духа. Каким было сегодня преобладающее настроение?
У (указательный) – услуга, помощь. Чем я сегодня помог, чем порадовал или чему поспособствовал?
Б! (большой) – бодрость, физическая форма. Каким было моё физическое состояние сегодня? Что я сделал для своего здоровья?
«Фраза»:
Выбери фразу, которая характеризует твою работу сегодня:
Шевелить мозгами
Краем уха
Хлопать ушами
«ПМИ»
В графу «П» - «плюс»- записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус»- записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной . В графу «И» - «интересно»- учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.
«Анкета»:
Школьникам предлагается анкета, наполнение которой можно менять, дополнять в зависимости от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить обучающихся аргументировать свой ответ.
1. На уроке я работал 2. Своей работой на уроке я 3. Урок для меня показался 4. За урок я 5. Мое настроение 6. Материал урока мне был
7. Домашнее задание мне кажется | активно / пассивно доволен / не доволен коротким / длинным не устал / устал стало лучше / стало хуже понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен легким / трудным интересным / неинтересным |
Вопросы для рефлексии:
- Какую задачу решали? Что надо было сделать? Что делали? Как выполняли задание? Что не получилось и почему? Что следует делать в дальнейшем? Что может помочь в дальнейшей работе?
- Какие трудности (проблемы) возникли (испытывали)? Почему? Как они были преодолены?
- Что хотели? Чего достигли? Как этого достигли? Что нас не устраивает?
- Как назвать задание (урок)? Как вы думаете, чем мы будем заниматься на следующем уроке?
- Какие другие виды заданий можно придумать по данному условию? Какие задания из тех, что были на уроке, оказались самыми простыми, сложными, интересными…? Почему?
- Какие виды ошибок могут встретиться? Какую новую задачу мы определили для будущей работы? Что изменилось в условии задания по сравнению с предыдущим?
- Составьте список вопросов, на которые мы будем отвечать на следующем уроке. Зачем вы его составили?
- Зачем понадобилась новая запись, в чём её преимущество перед прежней? Зачем искали закономерность? Зачем выполняли эту работу? Зачем вы пришли сегодня на урок?
- Почему этот способ не сработал? Почему у меня (у него) не получается решение задачи?
- Что понравилось в работе ученика? Что было интересного (трудно, легко)? Что помогло найти ошибку (неточность)?
- Что нового для себя узнали? Что нового про себя узнали? Что нового предполагали узнать в ходе сегодняшнего занятия? Чему научиться?
- Оправдались ли ваши ожидания? (если нет, то почему?). Удалось ли вам получить ответы на свои вопросы? На какие вопросы вы хотели бы получить ответ?
- Как бы вы оценили свою работу на уроке? (работу своей группы, пары). По каким критериям? Ваше эмоциональное состояние? (до и после урока)
- Чего не понял человек, который составлял (пример, задачу…), решал…... Задай такой вопрос, чтобы, ответив на него, автор увидел свою ошибку.
- Хотим ли мы того, чего хотели вчера? Изменились ли наши цели?
Слова Н. Г. Чернышевского о значении образования: «Три качества – обширные знания, привычка мыслить и благородство чувств – необходимы для того, чтобы человек был образованным в полном смысле слова» приобретают новый смысл в современных условиях: реализуя ФГОС, необходимо особое внимание уделять формированию нравственности подрастающего поколения.
Учитель истории/обществознания Еремина Е. Г.
14.12.2015 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самоанализ урока по ФГОС
Анализ урока в 5 классе по литературе...
Самоанализ урока по ФГОС
Данное занятие представлено по ходу изучения раздела «Правила движения для велосипедистов».На занятии были учтены возрастные и психологические особенности обучающихся. В содержание занятия я включила ...
Самоанализ урока по ФГОС
Совершенствование мастерства учителя и учебного процесса во многом зависит от грамотно организованного самоанализа урока. Учитель испытывает затруднения в моделировании и конструировании совреме...
Самоанализ урока по ФГОС
Статья об особенностях самоанализа урока в соответствии с требованиями ФГОС...
Самоанализ урока по ФГОС
В материале представлен план самоанализа урока. Даны критерии результативности урока, вне зависимости от типологии урока....
Самоанализ урока по ФГОС
Статья "Самоанализ урока по ФГОС", содержит задачи урока и план анализа...
Схема самоанализа урока по ФГОС
Схема самоанализа урока по ФГОС...