МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ТЕМЕ: «НОКТЮРН» В ТВОРЧЕСТВЕ РУССКИХ И ЗАРУБЕЖНЫХ КОМПОЗИТОРОВ .
методическая разработка по музыке (6 класс)
Данная методическачя разработка должна использоваться совместно с фильмом-презентацией "ноктюрн 6-ой класс" в разделе "ВИДЕО".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_noktyurn.docx | 31.77 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ПО ТЕМЕ:
«НОКТЮРН» В ТВОРЧЕСТВЕ РУССКИХ И ЗАРУБЕЖНЫХ КОМПОЗИТОРОВ .
Учитель музыки ГБОУ СОШ №535
Калининского р-н г. Санкт-Петербурга
Спицына Елена Владимировна
Санкт-Петербург 2019г.
Санкт-Петербург
2019
Цель методической разработки:
Знакомство учащихся с жанром камерной музыки – ноктюрн. Понимание широкого образно-эмоционального диапазона этого жанра.
Задачи методической разработки:
1.Воспитательные: воспитание слушательской и исполнительской культуры учащихся, формирование музыкального вкуса.
2. Развивающие: развитие способностей к размышлению о музыке и формирование собственной позиции.
3. Образовательные: воздействие на чувства и формирование эмоций детей через восприятие музыкальных образов.
Ход урока по методической разработке «Ноктюрн»:
Вступительное слово: Сегодня на уроке мы соприкоснемся с особой сферой образности, которая пройдет общей канвой через стихи, музыку и изобразительное искусство.
Презентация-фильм: На экране появляется репродукция картины Архипа Ивановича Куинджи «Дарьяльское ущелье. Лунная ночь».
Вопросы, которые помогут детям понять и описать картину:
Что вы видите на картине?
Предполагаемые ответы учащихся: ночь, горы, река, луна.
Что происходит на этой картине?
Предполагаемые ответы учащихся: горы спят, река течет, луна светит.
Что еще видите?
Предполагаемые ответы учащихся: облака подсвеченные луной, блестит лунная дорожка на воде, горы спят в лунном свете, преобладают темно-синие тона, соответствующие ночи, ночное небо смотрится глубоким, и в тоже время красивым и бархатным.
На что хотел обратить наше внимание художник?
Предполагаемые ответы учащихся: на тишину, на высокие горы, на величие и загадочность природы.
Как вы думаете, какое настроение хотел передать художник?
Предполагаемые ответы учащихся: одиночество, размышление в одиночестве, гордость за красоту и величие родного края.
Пояснения учителя: Одной из красивейших работ Архипа Ивановича Куинджи является горный пейзаж «Дарьяльское ущелье. Лунная ночь». Время создания полотна датируется периодом 1890-1895 гг. Пейзаж этот хранится в коллекционном собрании Третьяковской галереи.
Сама по себе картина достаточно символична и загадочна. Дарьяльское ущелье – место интересное и красивое, имеет долгую историю. Значителен сам факт того, что через Дарьяльское ущелье проходит граница Грузии и России. Ущелье разделяет два государства, служит своеобразным разделом, разграничивающим территории двух стран, двух великих держав с красивейшей природой.
Детям предлагается посмотреть и послушать как перекликаются образы ночи и одиночества в музыке, живописи, и поэзии (продолжение презентации-фильма; звучат ноктюрны М.И.Глинки, М.Таривердиева, Ф.Шопена; на слайдах появляются картины А.И.Куинджи, И.К.Айвазовского, И.И.Левитана, И.И.Шишкина, звучат стихи А.С.Пушкина).
Фоновое музыкальное сопровождение: М. И. Глинка «Ноктюрн разлука».
Содержание презентации-фильма:
«Чем хорошо одиночество…»
Пусть об этом скажут замечательные стихи А, С. Пушкина:
На холмах Грузии лежит ночная мгла.
Шумит Арагва предо мною.
Мне грустно и легко; печаль моя светла;
Печаль моя полна тобою.
Если этим стихам нужно было бы дать музыкальное название, я предложила бы французское слово НОКТЮРН.
Ноктюрн – ночной. Так называются небольшие пьесы, предназначенные обычно для музыкальных инструментов, то есть без слов.
Почему именно ночью так чувствуется одиночество, а не днем? Я думаю, потому, что днем мы воспринимаем жизнь в основном глазами, а ночью ушами. В темноте глаза, оставшись без дела, словно бы поворачиваются зрачками внутрь и начинают пристально, внимательно разглядывать все, что лежит на душе. И собственная душа в собственных глазах становится огромной, как целый мир, и интересной, как целый мир. Вот и в стихах А. С. Пушкина: ночная мгла… шум реки Арагви… и взгляд, обращенный в собственную душу.
Музыкальный модуль: М. Таривердиев «Ноктюрн» (2мин. 25сек.)
Заметьте, поэт настойчиво повторяет (четыре раза в четырех строчках), что говорит о себе: предо мной, мне грустно, печаль моя. Музыка не пользуется местоимениями я, моя. Но, слушая ноктюрн, мы и без слов понимаем: тут что-то очень личное, сокровенное, про себя. Наверное, потому мы это понимаем, что в ноктюрне всегда есть одинокий голос мелодии на фоне аккомпанемента. И в стихах А. С. Пушкина совсем как в ноктюрне: мелодия души под аккомпанемент горной реки.
Кажется, поэт сам удивлен мелодии собственной души: грустно и легко, печаль светла. Как странно переплелись тут свет и тень, боль и радость. Как причудливы ночные фантазии в ноктюрнах. Как упоительно красивы ночные душевные тайны…
Музыкальный модуль: Ф. Шопен «Ноктюрн №2» (2мин. 10сек.)
Пояснения учителя:
Ноктюрновая лирика в литературе, музыке и живописи имеет широкий образно-эмоциональный диапазон. Услышанные произведения помогли вам еще больше почувствовать глубину этого жанра.
Вопросы:
- Какое настроение передал поэт в своих стихах?
- А художники в своих картинах?
- А композиторы в музыке?
- Что объединяет в этом фильме поэзию, изобразительное искусство и музыку?
Обсуждение фильма…
В жанре ноктюрна писали многие композиторы. Давайте попробуем вспомнить их имена.
Учащиеся возможно назовут (Ф.Шопена, П.И.Чайковского,)
Продолжение презентации-фильма: на экране слайд с портретами Ф.Шопена, М.И.Глинки, П.И.Чайковского. Обязательно обратить внимание детей, что в презентации-фильме прозвучали: ноктюрн М.И.Глинки, в середине звучал ноктюрн современного композитора М.Таривердиева, а заключении звучал ноктюрн Ф.Шопена.
Пояснения учителя:
Ноктюрны писали многие композиторы, но больше всего известны ноктюрны Фридерика Шопена. То мечтательные и поэтичные, то строгие и скорбные, то бурные и страстные, они составляют значительную часть творчества этого «поэта фортепиано»: «Я чувствую тебя, милая моя Родина! Каждую ночь ты приходишь ко мне неясной мелодией не то песни, не то любимого танца – мазурки, и так хочется, чтобы этот сон никогда не кончался…» (Из письма Ф.Шопена).
А сейчас мы познакомимся с ноктюрном, являющимся жемчужиной русской камерной классики 19 века. Это произведение написал Александр Порфирьевич Бородин. Медик, химик, композитор, – во всех этих сферах своей деятельности он достиг успеха. Давайте узнаем, что связывало Бородина с той, кому он посвятил свой знаменитый ноктюрн.
Следующий слайд презентации-фильма: портреты композитора и его жены Екатерины Сергеевны Бородиной.
Предложить учащимся прочитать письмо А.П.Бородина на стр.104 6 класс. учебника музыки.
Пояснения учителя:
Музыку, которую мы сейчас услышим, Бородин посвятил своей жене, прекрасной пианистке Екатерине Сергеевне. Это произведение – струнный квартет, который состоит из четырёх частей, предназначенных для исполнения струнными смычковыми: двумя скрипками, альтом и виолончелью.
Заключительный слайд презентации-фильма: инструменты квартета.
Ноктюрн представляет собой 3-ю часть струнного квартета Бородина. Предложить детям назвать инструменты, а также вспомнить, что такое квартет.
Слушаем ноктюрн в аудиозаписи полностью.
Вопросы, после прослушивания ноктюрна:
Какое настроение вызывает эта музыка?
Предполагаемые ответы учащихся: лирическое, романтическое, светлое, мечтательное спокойное.
Какие музыкально-выразительные средства раскрывают образ этой музыки?
Предполагаемые ответы учащихся: тихое звучание, спокойный темп, плавная мелодия.
В чем главная идея произведения?
Предполагаемые ответы учащихся: ночь, любовь.
Что хотел автор передать этой музыкой?
Предполагаемые ответы учащихся: выражение своих чувств любимому человеку, признание в любви.
Какие настроения этого произведения созвучны вашим настроениям?
Предполагаемые ответы учащихся: нежность, спокойствие, мечтательность
Работа в парах:
Подберите слова, наиболее точно передающие образ этой музыки и обменяйтесь работами с соседом для проверки и для выставления оценки.
Заключительное слово учителя:
А.П.Бородин горячо любил жизнь, любил людей, сочувствовал их печалям… Очарованием дышит музыка Квартета №2, Кажется ни в одном сочинении А.П.Бородина нет такой глубокой сердечности, такого богатства и красоты мелодий.
Задание для учащихся:
Наш урок подошел к концу, подведем итог нашей работы.
- Что интересного вы узнали?
- Какое из увиденных и услышанных произведений вам понравилось больше всего?
- Какие песни из нашего репертуара созвучны нашему сегодняшнему уроку?
Предполагаемые ответы учащихся: Ю.Визбор «Милая моя»,В.Ланцберг «Алые паруса».
Домашнее задание:
Вечером, дома в тишине, когда уши слышат больше, чем видят глаза, попробуйте представить ту замечательную музыку, которая пришла к вам на урок сегодня днем, а в свободное время послушайте ноктюрны других композиторов.
Список информационных источников, использованных при подготовке и во время проведения урока/занятия (в том числе ссылки на электронные образовательные ресурсы:
- Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская «Музыка» 6 класс
- Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская «Музыка» методическое пособие 5-6 класс
- Э. Финкельштейн «Музыка от А до Я»
- https://muzofond.org
- http://muz-color.ru
- http://www.liveinternet.ru
- https://gallerix.ru
- https://drive.google.com/open?id=1FzJJ2ZLStG7O7Gz1okUH5InrwaDptkWOQPuQ3eVfLXQ
- https://docs.google.com/presentation/d/1pusCBX5VaDr0RQeadEPBFFwbnd2xy8c5YNPTn_wCSwE/edit#slide=id.p3
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Музыка русских и зарубежных композиторов, созвучная сегодняшней проблеме экологии ».
Основные этапы урока. 1. Вступительная беседа по темам «Преобразующая сила музыки» и «В чём сила музыки». 2. Выводы учащихся по теме «Преобразующая сила муз...
Поэтичекий образ зимы в творчестве русских поэтов и композиторов
Раскрыть новые грани взаимодействия литературы и музыки. Показать роль литературного текста при сочинении музыки на примере кантаты Г.Свиридова "Поэма памяти С. Есенина", романса «Зимний вечер», ...
Поэтический образ зимы в творчестве русских поэтов и композиторов
Интегрированный урок (музыка и литература) для 5 класса...
Биография русских и зарубежных композиторов.
Данный материал содержит биографические данные о русских и зарубежных композиторах: Антонио Вивальди, Л.ван Бетховен, Э. Григ, Ф. Шуберт, Вольфганг Амадей Моцарт, Иоганн Себастьян Бах, Франц Шуб...
Проект урока "Поэтический образ зимы в творчестве русских поэтов и композиторов"
Открытый урок к аттестации...
Технологическая карта: "Народная музыка в творчестве русских и зарубежных композиторов."
Материал предназначен для школ, где обучаются дети с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью)....
методическая разработка урока «Природа в творчестве орловских художников, поэтов, композиторов»
Природа в творчестве орловских художников, поэтов, композиторов...