УРОКИ МУЗЫКИ И ПЕНИЯ КАК ОДИН ИЗ ЭФФЕКТИВНЫХ КОМПОНЕНТОВ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ООП
статья по музыке

Полякова Надежда Владимировна

Музыка участвует в воспитании людей, формирует интеллектуальные и нравственные качества, стимулирует творческие способности, способствует социализации, она имеет огромное значение для детей, имеющих проблемы в развитии и представляет альтернативный вариант работы с детьми, для которых вербальное выражение мыслей затруднено.

Музыкальное воспитание в коррекционной школе – неотъемлемая часть единого коррекционно-воспитательного процесса. При создании надлежащих педагогических условий дети с интеллектуальной недостаточностью значительно продвигаются в эстетическом развитии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sbornik_sozdanie_uspeshnoy_razviv_sredy.docx18.57 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Сборник «Создание успешной коррекционно-развивающей среды как важнейший фактор социализации учащихся с особыми образовательными потребностями».  

Статья «УРОКИ МУЗЫКИ И ПЕНИЯ КАК ОДИН ИЗ ЭФФЕКТИВНЫХ КОМПОНЕНТОВ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ООП», стр 41.

Полякова Надежда Владимировна,

учитель музыки ГКОУ «Специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа № 3 VIII вида» г. Улан-Удэ

Музыка участвует в воспитании людей, формирует интеллектуальные и нравственные качества, стимулирует творческие способности, способствует социализации, она имеет огромное значение для детей, имеющих проблемы в развитии и представляет альтернативный вариант работы с детьми, для которых вербальное выражение мыслей затруднено.

Музыкальное воспитание в коррекционной школе – неотъемлемая часть единого коррекционно-воспитательного процесса. При создании надлежащих педагогических условий дети с интеллектуальной недостаточностью значительно продвигаются в эстетическом развитии.

В первый класс нашей школы дети поступают с тяжёлыми речевыми нарушениями или совсем не говорящие. Данным детям развивать свои интеллектуальные возможности и музыкальные способности помогают музыкальные занятия, то есть уроки музыки и пения.

Основной формой является урок комбинированного типа с применением игровых развивающих технологий. На уроках музыки учащиеся являются активными участниками всего педагогического процесса. Музыкально-дидактические игры на уроке это главный ключ развития не только музыкальных, но сенсорных, психомоторных и речевых способностей. Ребятам нравятся музыкальные ритмические игры, игры на музыкально-шумовых инструментах. Хочется отметить положительную динамику в развитии учащихся первого класса: Гр. Евгении, Кр. Евгения, Ар. Евгении. Эти неговорящие дети обучаются в школе второй год. Кр. Женя стал уже произносить некоторые слоги и звукоподражания, благодаря индивидуальному подходу и игровым приемам обучения. Девочки Гр. Женя и Ар. Женя проявляют свои чувства через эмоциональное переживание мимикой движений и произношением отдельных слогов и слов. Коррекция мышления, памяти, внимания на музыкальных занятиях даёт хороший результат в развитии данной категории учащихся.

Наши учащиеся, дети с особыми образовательными потребностями, разные и интересные. Например, учащийся 2 класса П. Аркадий на уроках музыки пассивен, не испытывает никаких эмоций при слушании музыки, а у Ж. Аюши и А. Даши эмоции проявляются в виде улыбки на лице от услышанной весёлой мелодии, в виде хлопков в ладоши или притопывания ногами. У Даши иногда выступают слёзы от услышанной грустной мелодии. Аюша от повышенной эмоциональной возбудимости начинает бегать. Этим ребятам на уроке уделяется больше времени. Положительная динамика в развитии наблюдается у учащегося 3 класса А. Аюши. Мальчик старается произносить и пропевать некоторые фразы, чисто интонирует и может пропеть мелодию на одном слоге: например па-па-па… если исполняется песня про папу. Однако ребёнок часто отсутствует на уроках ввиду болезни. С ним на уроках проводится объёмная индивидуальная работа, так как добиться результата возможно только упорным трудом. Эвелина У. по сравнению с предыдущими годами обучения показывает на уроках музыки просто потрясающие результаты развития. Девочка не только научилась дисциплинировано себя вести и выполнять задания учителя на уроке музыки, она стала петь в силу своих возможностей, «гудошным» голосом на одном звуке, пытаясь правильно произнести текст песни.

Учащиеся 4 класса Х. Вова и И. Женя тоже радуют успехами. Вова стал намного смелее, проявляет эмоции на услышанные музыкальные произведения. На вопрос учителя, какой характер музыки, Вова подумав, может сказать, что весело и улыбаться при этом. Женя не скрывает своих эмоций и работает на уроке наравне со всеми ребятами.Учащиеся 5 класса Д. Ваня и Саша являются активными слушателями на уроках музыки, пытаются петь эмоционально, но это скорее не пение, а просто эмоционально-мимическая игра с открыванием рта и серьёзным видом лица. Эти дети на уроках часто отвлекаются на другие виды деятельности. Х. Лера на вопросы учителя реагирует адекватно, слушает и выполняет задания, предлагает учителю спеть её любимую песню.

Мы пришли к выводу, что если ребёнку нравится какой-то вид деятельности, то результат будет всегда положительный. Солист школы Даниил С. до шести лет не умел вообще говорить Для  него и А. Галины (8кл.) разработаны индивидуальные коррекционно-развивающие программы. Это дети с отличительными музыкальными способностями, опережающими развитие по музыкальному воспитанию своих сверстников в усвоении программного материала специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида, обладают сравнительно высоким уровнем самостоятельного выполнения заданий, легко справляются с заданиями повышенного уровня. Программы составлены таким образом, что расширение объёма изучаемого материала и увеличение степени его сложности происходит быстро, вся работа направлена на развитие музыкальных способностей детей и включает следующие разделы.

I. Формирование вокальных навыков.

II. Разучивание песенного репертуара разного характера.

III. Исполнительское  мастерство в пении.

IV. Развитие творческих способностей.

Программа ориентирована на специально организованный учебный процесс индивидуальной работы с ребенком с учётом его индивидуальных проявлений. Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность работать в определенном темпе, проявляя максимальную самостоятельность при выполнении заданий.

Основной формой обучения является урок или индивидуальное занятие. Ведущая роль принадлежит педагогу.

Цель педагога – сотрудничество и помощь данным учащимся в овладении доступными занятиями, которые способствуют развитию их музыкальных и певческих способностей.

Для выявления уровня сформированности знаний, умений и навыков в области музыкального воспитания и пения, выявления потенциальных возможностей у учащихся в начале изучения курса проводится входная диагностика. Результаты работы с этими учащимися не раз были представлены на отчётных концертных мероприятиях как школьного, так республиканского и международного уровней.

Значение музыкальных занятий для детей с интеллектуальной недостаточностью заключается в том, что в процессе работы происходит развитие слухового внимания, восприятия, развитие голоса, движений под музыку, ориентировки в пространстве, ритмических способностей, а также коррекция и компенсация недостаточности межсенсорных связей.

Таким образом, от занятия к занятию у детей растет интерес к музыке. У них появляются любимые вокальные и инструментальные произведения. Возникает потребность слушать музыку чаще и с более высоким качеством выполнять задания. На первых этапах работы дети отвлекались от заданного задания, быстро уставали, но в результате систематических занятий возникла относительная устойчивость внимания, некоторая сдержанность в выражении своих чувств, стремление отдать себя музыке целиком.

Занятия музыкой положительно влияют на развитие познавательной активности учащихся, совершенствуют моральные качества личности, положительно отражаются на эмоциональной сфере.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающие технологии обучения детей с особыми образовательными потребностями

В статье представлены методы и приёмы обучения детей,  испытывающих трудности в учебной деятельности...

Коррекционно-развивающая направленность обучения на уроках географии в специальной коррекционной школе (VIII) вида.

Реализация географии, коррекционно-воспитательных и практических задач в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида возможна лишь при осуществлении тесной связи преподавания географии с...

Коррекционно-развивающая направленность обучения на уроках географии в специальной коррекционной школе (VIII) вида.

Реализация географии, коррекционно-воспитательных и практических задач в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида возможна лишь при осуществлении тесной связи преподавания географии с...

Конспект и презентация открытого урока музыки и пения "Три "кита" в музыке" для детей 1 класса школы-интерната VIII вида.

Конспект и презентация (итогового) открытого урока музыки и пения "Три "кита" в музыке"  для детей с ограниченными возможностями здоровья специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида....

Обобщение опыта работы. Применение информационно-компьютерных технологий как эффективное средство коррекционно-развивающей работы учителя надомного обучения

В данное время происходит переосмысление коррекционно-развивающей работы в свете новых федеральных государственных требований. Поэтому внедрение компьютерных технологий в образование – логичный ...

Коррекционно - развивающая программа для детей с ЗПР "Учиться с интересом" Коррекционно - развивающая программа для детей с УО "Развитие познавательных способностей"

Коррекционно - развивающая программа для детей с ЗПР " Развитие познавательных способностей" (5-6 класс)Коррекционно - развивающая программа для детей с ЗПР "Учиться с интересом" (...

«Коррекционно-развивающие технологии обучения детей с интеллектуальными нарушениям»

Ни для кого сегодня не секрет, насколько увеличился темп жизни: запросы общества, повсеместный технический прогресс, компьютеризация, огромный объем информации требуют от педагогов и обучающихся совер...