РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА МУЗЫКА 1 - 4 класс
рабочая программа по музыке

Полякова Надежда Владимировна

Данная программа соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта общего образования обучающихся  с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Рабочая программа по музыке для обучающихся 1 - 4 классов VIII вида  составлена на основе Программы  специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: 1 - 4 классы под редакцией  И. М. Бгажноковой «Музыка». -  СПб.: Просвещение, 2016.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fgos_programma_muz1_-4kl.docx58.34 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа №3 VIII вида»

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

МУЗЫКА

1 - 4 класс

Составитель: Полякова Н.В.

Улан-Удэ

2018 год

Пояснительная записка

     Данная программа соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта общего образования обучающихся  с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Рабочая программа по музыке для обучающихся 1-4 классов VIII вида  составлена на основе Программы  специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: 1-4 классы под редакцией  И. М. Бгажноковой «Музыка». -  СПб.: Просвещение, 2016.

       

        Цель учебного предмета «Музыка»  - формирование средствами музыки гармоничной социально -  адаптированной личности ребенка с  интеллектуальными нарушениями, обогащение музыкальных впечатлений детей,  развитие музыкальности учащихся. Под музыкальностью понимаются умения и навыки, необходимые для музыкальной деятельности. Это умение слушать музыку, точность интонирования, умение чувствовать характер музыки и адекватно реагировать на музыкальные переживания, воплощенные в ней, умение различать такие средства музыкальной выразительности, как ритм, темп, динамические оттенки, ладогармонические особенности, исполнительские навыки.

     Основными задачами реализации содержания данной программы являются:

  1. Формирование и развитие элементарных умений и навыков, способствующих адекватному восприятию музыкальных произведений и их исполнению.
  2. Развитие интереса к музыкальному искусству.
  3.  Формирование простейших эстетических ориентиров.

Общая характеристика учебного предмета

     Среди  таких школьных предметов эстетического цикла, как изобразительное искусство, ритмика,   танец, музыка занимает значительное место и становится неотъемлемой частью эстетического воспитания детей с нарушением интеллекта. Работа в школе с детьми с интеллектуальными нарушениями требует повышенного внимания со стороны педагога. Возможности восприятия предмета у таких детей ограниченны, но, тем не менее, они в состоянии овладеть предусмотренными  данной программой навыками, понять и запомнить материал. Музыка способствует нормализации психических процессов, преодолению невротических расстройств, свойственных учащимся коррекционных школ VIII вида.

     Учащиеся должны получать от урока только положительные эмоции. Главная задача педагога музыки – придать всем видам работы с детьми эмоциональную привлекательность.

    Занятия музыкой способствуют развитию нравственных качеств школьника, адаптации его в обществе.

В  связи с этим в основе обучения музыке и пению заложены следующие принципы:

- коррекционная направленность обучения;

-  индивидуализация и дифференциация процесса обучения;

- комплексное обучение на основе передовых психолого –  педагогических технологий.

Для осуществления этих принципов учителю музыки необходимо разобраться в структуре аномального развития личности ребенка с нарушением интеллекта; оценивать уровень развития музыкальных, творческих возможностей, характер эмоциональных нарушений.

В программу включены следующие разделы:  слушание музыки, хоровое  пение, игра на музыкальных инструментах, музыкальная грамота.

Слушание музыки

           Чтобы воспитать   любовь к музыке,  надо научить  детей ее слушать, и обязательно в качественном исполнении. Здесь на помощь педагогу приходят технические средства воспроизведения звука (аудиозаписи), информационные компьютерные технологии. Наиболее распространенным видом представления демонстрационных материалов являются  мультимедиа презентации, включающие в себя аудио и видео фрагменты.

Песня, марш и танец – основные жанры, составляющие содержание изучаемого предмета. С темой «Музыкальные жанры» учащиеся знакомятся на протяжении всех лет  обучения в начальной школе. Наряду с освоением учащимися нового материала важной задачей учителя  становится повторение и закрепление ранее изученного. Многократное возвращение к данной теме и ее повторение обусловлены особенностями интеллектуального, психического развития детей с ОВЗ.

     Одной из задач  урока музыки в школе VIII вида является коррекция эмоционально – волевой сферы ребенка. Такие темы уроков как «Музыка – язык чувств», «Настроения и чувства в музыке» знакомят детей с выразительными возможностями музыки, с  музыкальными  произведениями,  различными по своему характеру и настроению.Анализируя характер прослушанных  произведений, особое внимание необходимо уделять роли таких средств музыкальной выразительности в создании  образа как мелодия, ритм, темп, динамические оттенки.

    Важным средством музыкальной выразительности является тембр. Как правило, фортепиано – это первый инструмент, с которым знакомятся дети. Школьники в возрасте 7 – 9 лет хорошо различают звучание многих инструментов: балалайки, скрипки, трубы, флейты. Тембровое разнообразие способствует преодолению слуховой пассивности. Целесообразно привлекать детей к определению звучания тех или иных инструментов при прослушивании симфонических произведений. Знакомство с тембрами представлено в темах   «Музыкальные инструменты», «Инструменты народного оркестра», «Инструменты симфонического оркестра».

             Существует три последовательных этапа прослушивания:

  1. Дети ещё не понимают языка музыки, и необходимо предварительное объяснение содержания прослушиваемого произведения.
  2. Прослушивание произведения связано с последующим проведением беседы (о характере музыки и ее выразительных средствах) с предварительными вопросами, которые направляют внимание детей.
  3. Прослушивание музыкального произведения без предварительной подготовки и беседы, но данный вид работы учащимся со сложной структурой дефекта не доступен.

     Музыкальный материал для слушания в данной программе представлен произведениями русских, зарубежных и советских композиторов, отличающихся доступностью, жанровым разнообразием, яркостью, красочностью музыкального образа. Исходя из спетени подготовленности, уровня интеллектуального развития,  а также личностных особенностей учащихся, музыкальный репертуар для слушания может быть изменен в зависимости от  местных условий.

Хоровое пение

    Дети способны не только пассивно слушать музыку, но и создавать ее – петь. Известно, что хоровое пение – коллективный вид исполнительства. Занятия в хоре воспитывают в детях дисциплинированность, чувство долга и ответственность за общее дело.

     На первых уроках учитель прослушивает детей, проверяет в игровой форме уровень развития их музыкального слуха и фиксирует показатели – диапазон голоса и качество интонирования.

     При исполнении песен всем классом и индивидуально необходимо уделять большое внимание певческой установке, технике правильного дыхания, звукообразованию и дикции.

     Особенностью развития детей с нарушением интеллекта является наличие дефектов произношения, небольшой словарный запас, что мешает им понять и усвоить текст песни. Поэтому работа над дикцией является основной формой работы на уроках музыки в начальной школе. Под хорошей дикцией подразумевается четкое и ясное произношение, чистое звучание каждой гласной и согласной в отдельности, а также чистое звучание слов и фраз в целом. На качество дикции влияет способ звукообразования, степень развития певческого дыхания, артикуляционного аппарата и владения фразировкой. Главная задача педагога – научить детей правильно артикулировать звуки, сливая их в слоги и слова, практически применять правила культуры речи (верное ударение в слове), правила логики речи (выделение основного, ударного слова, помогающего понять смысл фразы).

   Программой предусмотрена систематическая работа над четким и ясным произношением текста. Можно рекомендовать ряд попевок, состоящих из 3 -5 звуков,  в диапазоне от примы до терции на слоги: лю, ду, лё, ми, мэ, ма, му,  ди, да, ра и др.

    Перед исполнением песен важная роль отводится подготовке голосового аппарата к пению, т.е. распеванию.

Систематическое использование упражнений, направленных на расширение диапазона голоса, развитие звуковысотного слуха, певческого дыхания, чистоты интонации  способствует развитию естественного, легкого звучания голоса.

Данная программа предполагает использование логопедических распевок  и  логоритмических упражнений  на уроках музыки в начальной школе. Использование логопедических распевок, направленных на автоматизацию и дифференциацию свистящих и шипящих звуков, гласных и согласных звуков, развитие фонематического слуха и т.д. существенно улучшает состояние речевой моторики детей. Необходимость включения логоритмических  упражнений в коррекционно – образовательный процесс обусловлена ее высокой эффективностью для речевого развития, положительной эмоциональной окрашенностью, доступностью танцевально – ритмических движений, сопровождаемых скороговорками, чтением стихов, пением. С помощью таких распевок и  упражнений  у детей с нарушением интеллекта развивается моторика мелких мышц кисти, крупная моторика, формируется умение запоминать порядок движений, обогащается внимание, память, выразительность речи, произношение.  Учитель музыки должен тесно сотрудничать с логопедом, работающим  с детьми  в школе. Отбирая упражнения  для распевания, учителю музыки  необходимо учитывать  рекомендации специалиста.

На уроке музыки актуально, возможно и необходимо использовать современные здоровьесберегающие технологии  в игровой форме. Привычные виды музыкальной деятельности можно разнообразить с пользой для здоровья. Например, начинать каждый урок с жизнеутверждающей валеологической песенки – распевки, дающей позитивный настрой на весь день.Несложный добрые тексты и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, поднимают настроение, улучшают эмоциональный климат на уроке, подготавливают голос к пению.

Программой предусмотрены валеологические  песенки – распевки (О. Арсеневской), упражнения для развития голоса и музыкального слуха, а  также коррекции речевых нарушений у детей  начальной школы. Предлагаемый  материал может использоваться в качестве рекомендуемого содержания, дополняться, изменяться.

       Особое внимание при работе с учащимися уделяется выработке техники правильного дыхания, развитие которой зависит от подбора репертуара и материала для вокальных упражнений. Требования к развитию певческого дыхания могут быть следующими: вдох спокойный, без поднятия плеч, бесшумный. Брать дыхание рекомендуется через нос или через нос и рот одновременно.

     Песенный репертуар,  предусмотренный  программой,  включает в себя песни современных авторов и композиторов, а также отвечает целям и задачам обучения, возрастным возможностям и интересам детей, требованиям к художественной ценности музыки и слова.

    Помимо рекомендованного программой  репертуара, педагог может выбрать для разучивания и другие произведения. При выборе репертуара необходимо учитывать разнообразные условия, требования и обстоятельства, интересы детей.    В репертуар каждого класса необходимо включать песни для исполнения на школьных концертах и праздниках.

   В работе с детьми следует подбирать мелодии, простые по форме, короткие по содержанию, с понятным текстом.

   Певческий диапазон  детей с нарушением интеллекта ограничен, и поэтому необходимо подбирать песни с небольшим диапазоном и в удобной для детей тональности. За год обучения дети разучивают от 10 до 15 песен.

Игра на музыкальных инструментах.

      По желанию учителя звучание детских голосов может сопровождаться  игрой на инструментах: деревянных ложках, бубнах и т. д.

   На уроках музыки целесообразно применять ударно – шумовые инструменты: бубен, треугольник, деревянные ложки, барабан, маракас, металлофон.        Обучаясь игре на музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков и их отношений, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения (чище поют). Именно поэтому в  программе уделяется особое внимание этому разделу.

             Детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности  ребенка с ограниченными возможностями здоровья, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, снятию психоэмоционального  напряжения.

             В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя:наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуютсятворческие и музыкальные способности. Для многих детей игра на детских музыкальных инструментах помогает передать чувства, внутренний духовный мир. Это прекрасное средство не только индивидуального развития, но и развития мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми.

            Игра на детских музыкальных инструментах может быть как самостоятельным разделом, так и может быть включена в раздел пение, когда исполнение сопровождается игрой на музыкальных инструментах.

    Начиная с 1-го  класса по мере овладения игрой на музыкальных инструментах учитель может разделить  группу детей на две подгруппы, одна из которых играет первую часть  музыкального произведения, например, на деревянных ложках, а другая  - вторую часть на барабане.

    В ходе урока дети знакомятся с музыкальными произведениями и одновременно участвуют в коллективном музицировании, определяя сильную долю в марше, польке, вальсе.

    Во 2-х классах предлагается осваивать навыки игры на металлофоне на материале коротких простейших детских песен – прибауток.

   В 3-х и в 4-х классах мелодии усложняются, но в пределах терции.

Музыкальная грамота

      Главное в младших классах – это дать понятие о высоте звука, силе звучания (пиано, форте), и длительности звучания (длинные и короткие звуки),  элементарные сведения о нотной записи: скрипичный ключ, нотный стан, счет линеек, добавочная линейка, порядок нот в гамме до мажор, графическое изображение нот.  Вокальные попевки – упражнения следует петь как с текстом, так и с названием нот (с 3 –го класса) , желательно без подыгрывания на инструменте (попевки на одном звуке: «Месяц май», «Небо синее» - муз. Е. Тиличеевой, «Андрей – воробей – р.н.п. и др.) Музыкальная грамота должна стать средством познания музыки. Все теоретические знания необходимо давать на  практическом материале (пение попевок, отрывков из разучиваемых произведений).

     Учащимся 1 – 4-х классов необходима двигательная разрядка, поэтому на уроке вводятся движения под музыку, которые помогают лучше понять, почувствовать  характер музыки и ее ритмические особенности: ходьба на месте, несложные движения кистями рук, повторение несложного ритмического рисунка ладонями или ударными инструментами. («Танцуй, малыш», «Танцевальная ритмика»  Т. Суворовой, «Коммуникативные танцы –игры для детей» А. Бурениной.)

Место учебного предмета в учебном плане

     Урок музыки в специальной коррекционной школе VIII вида является составной частью учебно – воспитательного процесса. Программа «Музыка 1- 4 классы »  составлена в соответствии с объемом учебного времени, отведенного на изучение данного предмета в Базисном учебном плане образовательного учреждения. Предмет «Музыка» изучается в 1-4-х классах  в объеме не менее  68 часов в каждом классе. В соответствии  с учебным планом образовательного учреждения урок музыки  проводится  два раза в неделю по одному часу (два часа в неделю в каждом классе) . При определении продолжительности урока в  I классе используется «ступенчатый» режим обучения: в первом полугодии (сентябрь – декабрь -   по 35 минут), во втором полугодии  (январь-май −  по 40 минут). Продолжительность урока для II – IV классов  составляет  40 минут.)

  Продолжительность учебного года: I класс – 33 учебных недели, II – IV классы – не менее 34 учебных недель.

       Нормативный срок освоения программы учебного предмета «Музыка» на этапе начального общего образования  учащихся с легкой  умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) составляет четыре года.

       Реализация программы по учебному предмету «Музыка» проводится в урочной форме. Содержательными формами проведения урока могут быть: урок-путешествие, урок-прогулка, урок-экскурсия, урок-диалог, урок-ролевая игра, урок-концерт, урок-спектакль, урок-викторина, урок-презентация, урок-импровизация и другие.

Результаты освоения учебного предмета

          Достижение личностных и предметных результатов освоения программы учебного предмета «Музыка» обучающимися с интеллектуальной недостаточностью  происходит в процессе активного восприятия и обсуждения музыки, освоения основ музыкальной грамоты, собственного опыта музыкально-творческой деятельности обучающихся: хорового пения и игры на элементарных музыкальных инструментах, пластическом интонировании, подготовке музыкально-театрализованных представлений.

         Личностные результаты включают овладение обучающимися жизненными и социальными компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими становление социальных отношений обучающихся в различных средах:

 - формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности в процессе освоения вершинных образцов отечественной музыкальной культуры, понимания ее значимости в мировом музыкальном процессе;

-   овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире путем ориентации в многообразии музыкальной действительности и участия в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

-    формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей на основе восприятия произведений мировой музыкальной классики, их коллективного обсуждения и интерпретации в разных видах музыкальной исполнительской деятельности;

-  формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе развития музыкально-эстетического сознания,

 - развитие адекватных представлений о собственных возможностях, способности  к осмыслению социального окружения, своего места в нем в процессе музыкальной исполнительской деятельности на уроках и  внеклассных мероприятиях в  школе  и за ее пределами;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия в процессе освоения разных типов индивидуальной, групповой и коллективной музыкальной деятельности;

- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни через развитие представления о гармонии в человеке физического и духовного начал, воспитание бережного отношения к материальным и духовным ценностям музыкальной культуры;

- формирование мотивации к музыкальному творчеству, целеустремленности и настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности музыкально-творческой деятельности учащихся.

     В результате освоения рабочей   программы  учебного предмета «Музыка»  учащиеся I – IV  классов с интеллектуальными нарушениями научатся проявлять эстетические и художественные предпочтения, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности; формировать позитивную самооценку, самоуважение, основанные на реализованном творческом потенциале, развитии художественного вкуса, осуществлении собственных музыкально-исполнительских замыслов. Кроме того  школьники научатся эмоционально выражать свое отношение к искусству, размышлять о музыке, выражать свое, личное отношение к звучащей музыке, объяснять, почему у них возникло то или иное мнение.Постепенно у детей возникает желание и потребность слушать музыку вновь и вновь, при этом они понимают, что музыка не абстрагируется от жизни, она составная  и необходимая ее часть. Дети начинают понимать, что слушать и видеть прекрасное, говорить о прекрасном – значит улучшаться!

 

       Предметные результаты отражают владение элементами музыкальной культуры, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности, элементарные эстетические суждения, элементарный опыт музыкальной деятельности учащихся с интеллектуальными нарушениями.

1 класс

Учащиеся должны знать:

 -элементарные дирижерские жесты и правильно следовать им: внимание, вдох,

 - начало пения и его окончание;

-   различные темпы: медленно, быстро;

-  силу звучания: тихо, громко;

- звучание инструментов: фортепиано, скрипка, труба, баян, гитара, бубен, барабан, деревянные ложки, треугольник, маракас;

- сильную долю в такте: марш, полька, вальс, отмечая ее ударными инструментами.

Учащиеся должны уметь:

- правильно сидеть или стоять при пении;

- определять силу звучания: тихо, громко;

- петь только с мягкой атакой;

- пользоваться приемами игры на детских музыкальных инструментах: бубен,

- деревянные ложки, маракас;

- различать веселый и грустный характер музыки;

- высказываться об эмоционально – образном содержании музыкального

произведения;

- двигаться в соответствии с характером музыки.

2 класс

                                                   Учащиеся должны знать:

 - звуки: высокие и низкие, долгие и короткие;

- звучание музыкальных инструментов: флейта, труба, скрипка, гитара, арфа;

- значение эелементарных дирижерских жестов;

-значение слов: петь соло и хором;

- приемы игры на металлофоне.

                                                                     Учащиеся должны  уметь:

- различать на слух танец, песню и марш;

- описывать словами разнообразные по содержанию музыкальные произведения: маршевая, плясовая, веселая, грустная и напевная;

- определять в песне запев, припев, вступление, заключение;
- выразительно петь выученную песню с простыми динамическими оттенками;

- играть на металлофоне песню – прибаутку на повторяющихся нотах.

3 класс

Учащиеся должны знать:

- знать  названия инструментов симфонического и народного оркестров;

- звучание музыкальных инструментов: скрипка, домра, балалайка, виолончель, рожок;

- элементарные сведения о нотной записи: скрипичный ключ, нотный стан, счет линеек;

Учащиеся должны уметь:

- уметь распределять дыхание при пении небольшой фразы из выученной песни;

- пользоваться приемом распева – на 1 слог 2 звука;

- петь знакомую мелодию в сопровождении инструмента и без него;

- различать звучание симфонического и народного оркестров;

- различать на слух песню, танец, марш, польку, вальс.

- пользоваться приемами игры на ударных инструментах: бубен, маракас, деревянные

ложки, металлофон.

4 класс

Учащиеся должны знать:

 -  знать динамические оттенки: форте, пиано.

- знать графическое изображение нот: до, ре, ми;

- порядок нот в гамме до мажор;

- нотную запись: скрипичный ключ, нотный стан; счет линек; добавочные линейки;

- инструменты и их звучание: флейта, труба, кларнет, туба, саксофон.

- инструменты народного оркестра: домра,  баян, гусли, свирель, гармонь, трещетка и др.;

Учащиеся должны уметь:

- петь гамму до мажор вверх и вниз с названием нот;

- играть на металлофоне короткую песенку- попевку,

- отмечать сильную долю в марше, вальсе, польке;

  -  устанавливать различия в звучании симфонического, народного оркестров;

  - петь осмысленно выученную песню с аккомпанементом и без него;

  - различать марши: военный, спортивный, праздничный, шуточный, траурный;

  - различать танцы: вальс, полька, полонез, танго.

 

      В результате освоения рабочей  программы учебного предмета «Музыка I – IV классы» обучающиеся должны научиться в дальнейшем применять знания, умения и навыки, приобретенные в различных видах познавательной, музыкально-исполнительской и творческой деятельности.  Освоение программы позволит обучающимся  с интеллектуальными нарушениями принимать активное участие в  концертной и музыкально-театральной жизни школы, города.  Реализация программы обеспечивает овладение социальными компетенциями, развитие коммуникативных способностей через музыкально-игровую деятельность, способности к дальнейшему самопознанию и саморазвитию. Обучающиеся научатся организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, в том числе, на основе домашнего музицирования, совместной музыкальной деятельности с друзьями, родителями.

Материально – техническое обеспечение образовательного процесса

          Материально-технические условия реализации программы учебного предмета «Музыка I – IV  классы» должны обеспечивать возможность достижения обучающимися требований к результатам освоения программы, установленных Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями). Материально-техническая база образовательной организации должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

Материально-техническое обеспечение по реализации программы учебного предмета «Музыка I – IV классы» включает в себя печатные пособия; цифровые средства обучения; технические средства обучения; учебно-практическое оборудование.

Печатные пособия:

- учебно-методический комплект (учебное пособие, методическое пособие для учителя, , нотные хрестоматии для слушания музыки, хорового исполнительства, коллективного инструментального исполнительства);

- портреты композиторов;

- портреты исполнителей и дирижеров;

- демонстрационный комплект: музыкальные инструменты.

- дидактический раздаточный материал;

- наглядные пособия и наглядно-дидактические материалы: нотоносец и карточки с изображением нот, ритмическое лото, музыкальные ребусы  и т.д.

Информационно-коммуникационные средства обучения:

- информационные сайты, интернет-ресурсы, энциклопедии и др.;

- мультимедийные энциклопедии;

- аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке (CD);

- видеофильмы, посвященные творчеству выдающихся отечественных и зарубежных композиторов;

- видеофильмы с записью фрагментов из балетных спектаклей;

 - видеофильмы с записью известных оркестровых коллективов;

- видеофильмы с записью известных хоровых коллективов и т.д.

Технические средства обучения  (включая специализированные компьютерные инструменты обучения, мультимедийные средства) дают возможность удовлетворить особые образовательные потребности обучающихся, способствуют мотивации учебной деятельности, развивают познавательную активность обучающихся:

- компьютер;

- мультимедийный проектор;

- экран;

- принтер;

- интерактивная доска;

- музыкальный центр;

- DVD.

Учебно-практическое оборудование:

- аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления демонстрационного материала;

- музыкальный инструмент: фортепиано (пианино/рояль); клавишный синтезатор;

- комплект элементарных музыкальных инструментов:

бубен;

бубенцы;

колокольчики;

кастаньеты;

ритмические палочки;

ручной барабан;

ксилофон;

ложки (музыкальные ложки);

маракас;

металлофон;

погремушки;

треугольник;

2-3 детских клавишных синтезатора;

- театральный реквизит (костюмы, декорации и пр.).

Учебные аудитории должны быть оборудованы звукоизоляцией.

В образовательной организации должны быть созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов.

Содержание  учебного предмета «Музыка»

1 класс

Пение

- Формирование всех  вокально – хоровых навыков.

- Умение соблюдать в процессе пения певческую установку: правильно сидеть и стоять, не напрягая

   корпус.

- Постановка  артикуляционных гласных звуков в последовательности у, о, а, и, е, э.

- Умение четко и коротко произносить согласные.

- Умение спокойно брать дыхание без поднятия плеч.

- Формирование у детей основных свойств певческого голоса (звонкости, полетности и ровности) с сохранением индивидуальной красоты тембра голоса.

- Умение петь спокойно, без выкриков.

- Одновременное произнесение слов всем классом.

- Понимание дирижерских жестов: внимание, вдох, начало и окончание пения.

- Развитие диапазона ре1 – си1.

- Развитие слухового внимания и чувства ритма на специальных ритмических упражнениях.

- Пение коротких музыкальных фраз на одном дыхании.

 

Слушание музыки

- Умение спокойно и внимательно прослушивать музыкальное произведение.

- Представление о жанрах: песня, танец, марш.

- Ознакомление с силой звучания: тихо, громко.

- Ознакомление с различными темпами: быстрый, медленный.

- Знакомство с музыкальными инструментами: фортепиано, скрипка, баян, гитара,  труба.

- Развитие умения определять на слух тембры детских музыкальных инструментов: бубен, маракасы, погремушка, барабан, деревянные ложки, треугольник.

- Определение сильной доли в такте: марш, вальс, полька.

- Представление о выразительных и изобразительных возможностях музыки: музыка выражает чувства человека, изображает картины природы.

Упражнения для развития голоса и музыклаьного слуха

«Доброе утро» - муз. О. Арсеневской.

«Трямди –песенка» - муз. О. Арсеневской.

«В огороде заинька» - муз. В. Карасевой, сл. Н. Френкель.

«Цветики» - муз. В. Карасевой, сл. Н. Френкель.

«Зайка» - р.н.мел., обр. А. Александрова, сл. Т. Бабаджан.

«Сорока –сорока» - р.н. прибаутка.

«Зайка» - муз. В.Карасевой, сл. Н. Френкель.

«Тучка –сердючка» - муз. и сл Л. Олифировой.

«Паровоз»  - муз. В. Карасевой, сл. Н. Френкель и др.  

Логопедические распевки

«Колыбельная» - муз. О. Боромыковой, сл. народные.

«Снежинки» - муз. и сл. О. Боромыковой.

«Морские волны» - муз. О. Боромыковой, сл. С. Хыдорова.

«Чемоданы собираем» - муз. и сл. О. Боромыковой.

«Жук» - муз. и сл. О. Боромыковой.

«Рыбка» - муз. и сл. О. Боромыковой и др.

Логоритмические упражнения

«Гном» - муз. и сл. Л. Гаврищевой, Н. Нищевой.

«Мяч» - муз. и сл. Л. Гаврищевой, Н. Нищевой.

«Это я» - муз. и сл. Л. Гаврищевой, Н. Нищевой.

«Умывалочка» - муз. и сл. Л. Гаврищевой, Н. Нищевой.

«Платье» - муз. и сл. Л. Гаврищевой, Н. Нищевой.

«Брюки» - муз. и сл. Л. Гаврищевой, Н. Нищевой.

«Тапки» - муз. и сл. Л. Гаврищевой, Н. Нищевой.

«Ботинки» - муз. и сл. Л. Гаврищевой, Н. Нищевой и др.

Примерный музыкальный материал для пения

Первая четверть

«Осенняя песенка» - муз. Д. Васильева – Буглая, сл. А. Плещеева.

«Все новое у нас» - муз. Г. Струве, сл. В. Викторова.

«Веселый музыкант» - муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной.

«Маленький дождик» - муз. и сл. А. Ярановой.

«Мы начинаем учиться» - муз. и сл. М. Васильевой и др.

Вторая четверть

«Дождик» - муз. и сл. О. Арсеневской.

«Отличное настроение» муз. и сл. Л. Старченко.

«Когда зимы пора придет»  - муз. и сл. Н. Фукаловой.

 «Под новый год» - муз. Т. Зарицкой, сл. Н. Шумлина.

 «Колыбельная» - муз. Е. Тиличеевой, сл.Н. Найденовой и др.

Третья четверть

«Мамина песенка» - муз. М. Парцхаладзе, сл. М. Пляцковского.

«Зимовка» - муз. Я. Дубравина, сл. М. Наринского.

 «В стране игрушек» муз. В. Запольского, сл. В. Шумилина.

«Веселый дождик» - муз. и сл. Е. Курячий.

«Лесной оркестр» - муз. и сл. Е. Курячий и др.

Четвертая четверть

«Мы рисуем голубя» - муз. О. Шугаева, сл. М. Лисича.

 «Солнечная песенка» - муз. Т. Бочковской, сл.Ю. Забутова.

«Песенка о дружбе» муз. и сл. Н. Головыриной.

«Музыканты» - нем. н. п., сл. Т. Тютюнниковой и др.

Дополнительный материал:

«Песня о школе» - муз. М. Иорданского, сл. В. Семеркина.

«Золотая осень» - муз. Е. Тиличеевой, сл. Л. Некрасовой.

«Петушок» - р.н.п.

«Зайка» - р.н.п.

«Зарядка» - муз. Е. Тиличеевой, сл. Л. Дымовой.

«Новогодняя хороводная» - муз. А. Островского, сл. Ю. Леднева.

«На зеленой на лужайке» - муз. О. Комарницкой, сл. А. Прокофьева.

«Во поле береза стояла» - р.н.п.

«А я по лугу» - р.н.п.

«Веселые гуси» - укр. н.п.

«Тень – тень» - р.н.п., обр. В. Калиникова и др.(на выбор учителя)

Музыкальные произведения для слушания

«Арабский танец»  - муз. П. Чайковского из балета «Щелкунчик».

«Марш» - муз. П. Чайковского из балета «Щелкунчик.

«Детский альбом» - муз. П. Чайковского (по выбору).

«Крокодил и чебурашка» - муз. И. Арсеева.

«Мальчики пляшут» - муз. И. Арсеева.

«Девочки танцуют» - муз. И. Арсеева.

«Осенняя песнь» - муз. П. Чайковского.

«Мишке спать пора» - муз. Ф. Надененко, сл. Т. Волгиной.

«Полька – Анна» муз. И. Штрауса.

«Солдаты маршируют» - муз. И. Арсеева.

«Вальс» - муз. С. Майкапара.

«Вальс» - муз. А. Гречанинова.

«Солдатский марш» - муз. Р. Шумана.

«Полька» - муз. М. Глинки.

«Солнышко», «Дождик» муз. Е. Тиличеевой.

 «Трубач и эхо» - муз. Д. Кабалевского.

«Дедушка и внук» - муз. И. Арсеева.

 «Подснежник» - муз. П. Чайковского.

«Полет шмеля» муз. Н. Римского – Корсакова.

 «Длинноухие персонажи» - муз. К. Сен – Санса.

 «Гранада»  - муз. И. Альбениса и др.

2 класс

                                               Пение

- Закрепление навыков певческой установки, приобретенных в 1-м классе.

- Развитие диапазона  до1 – си1, пение только с мягкой атакой.

- Развитие умения брать дыхание перед началом пения музыкальной фразы.

- Умение петь на одном дыхании более длинные музыкальные фразы.

- Выразительное, осмысленное пение соло фразы из простой выученной песенки.

- Развитие артикуляции: правильное формирование гласных и четкое, ясное произношение согласных звуков.

- Понимание и выполнение элементарных дирижерских жестов.

                                                   Слушание  музыки

- Умение различать припев и запев в песне, вступление, проигрыш, окончание.

- Ознакомление и умение различать пение хором и соло.

- Умение определять разные по характеру музыкальные произведения: грустные, веселые, спокойные,

напевные.

- Знакомство с музыкальными инструментами и из звучанием: флейта, арфа.

- Умение различать звуки по высоте: высокие и низкие.

- Умение определять музыкальные звуки по времени звучания: долгие и короткие.

- Ознакомление с приемами игры на металлофоне.

 - Представление о выразительных и изобразительных возможностях музыки: музыка выражает чувства человека, изображает картины природы.

Упражнения для развития голоса и музыкального слуха

«Просыпайтесь» - муз. О. Арсеневской.

«Доброе утро» - муз. О. Арсеневской.

«Скок –поскок» - р.н.попевка, обр. Г. Левкодимова.

«Лиса по лесу ходила» - р.н.прибаутка, обр. Т. Попатенко.

«Украл котик клубочек» - р.н. припевка.

«Поет, поет соловушка» - р.н.п., обр. Г. Лобачева.

«Эхо» -  муз. Е. Тиличеевой.

«Качели» - муз. Е. Тиличеевой.

«Часы» - муз. Е. Тиличеевой.

«Бубенчики» - муз. Е. Тиличеевой.

«Мы поем» - муз. И. Арсеева, сл. А. Харитоновой.

«Музыкальное эхо» - муз. и сл. М. Андреевой и др.

Логопедические распевки

«Начинается на «А» - муз. и сл. О. Боромыковой.

«Антошка» - муз. О. Боромыковой, сл народные.

«Бабочка» - муз. и сл. О. Боромыковой.

«Окунь» - муз. и сл. О. Боромыковой.

«Ишак» - муз. и сл. О. Боромыковой.

«Колыбельная зайки» - муз. О. Боромыковой, сл. народные.

«Мишутка» - муз. О. Боромыковой, сл. народные.

«Медвежонок плюшевый» - муз. и сл. О. Боромыковой и др.

Логоритмические упражнения

«Стул» - муз. и сл. Л. Гаврищевой, Н. Нищевой.

«Синий шар» -  - муз. и сл. Л. Гаврищевой, Н. Нищевой.

«Гололед» - муз. и сл. Л. Гаврищевой, Н. Нищевой.

«Утки» - муз. и сл. Л. Гаврищевой, Н. Нищевой.

«Петух» - муз. и сл. Л. Гаврищевой, Н. Нищевой.

«Корова» - муз. и сл. Л. Гаврищевой, Н. Нищевой.

«Конь» - муз. и сл. Л. Гаврищевой, Н. Нищевой.

«Мамочка» - муз. и сл. Л. Гаврищевой, Н. Нищевой.

«Ворона» - муз. и сл. Л. Гаврищевой, Н. Нищевой.

«Звери» - - муз. и сл. Л. Гаврищевой, Н. Нищевой и др.

Примерный музыкальный материал для пения

Первая четверть

«Танец с осенними листочками» - муз. и сл. Е. Гомоновой.

«Грибочки» - муз. и сл. Н. Куликовой.

«Все хотят учиться»  - муз. Г. Смирновой, сл. Т. Прописновой.

«Листопад» муз. Т. Попатенко, сл. Е. Авдиенко.

«Танец» - муз. В. Благ, сл. М. Везели.

«Скворушка прощается» - муз.  Т. Попатенко, сл. М. Ивенсен и др.

 

Вторая четверть

«Дружат дети всей земли» - муз. Д. Львова – Компанейца, сл. В. Викторова.

«Как на тоненький ледок» - р. н. п.

«К нам приходит Новый год» - муз. В. Герчик, сл. З. Петровой.

«Новогодний хоровод» - муз. В. Алексеева, сл. И. Лейме.

«Будет горка во дворе» - муз. Т. Попатенко, сл. Е. Авдиенко и др.

Третья четверть

«Солнышко» - муз. М. Парцхаладзе, сл. Ю. Семендера.

«Я рисую солнышко» - муз. и сл. Г. Вихаревой.

«Весенняя песенка» - муз. и сл. Г. Ларионовой.

«Весенний хоровод» - муз. и сл. Л. Титовой.

«Песня про дедушку» - муз. и сл. И. Рыбкиной.

«Бравые солдаты» - муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной и др.

Четвертая четверть

«Солнечный зайчик» - муз. В. Мурадели, сл. М. Садовского.

«Слон и скрипочка» - муз. О. Юдахиной, сл. В. Татаринова.

«Венок» - муз. Г. Фрида, сл. Н. Френкель.

«Ромашки» - муз. Г. Ребровой, сл. З. Александровой.

«Летний дождь» - муз. и сл. Г. Вихаревой и др.

Дополнительный материал:    

«Скок – скок» - р.н.п.

«Петушок» - р.н.п., обр. Д. Кабалевского. 

«Что за дерево такое?» - муз. М. Старокадомского, сл. Л. Некрасовой.

«Первоклассник – первоклашка»  - муз. В. Шаинского, сл. Ю. Энтина.

«Наша песенка простая» - муз. А. Александрова, сл. М. Ивенсен и др.(на выбор учителя)                                                                                 

Музыкальный материал для слушания

«Сурок» - муз. Л. Бетховена, сл. В. Гете.

«Песня без слов» - муз. Ф. Мендельсона.

 «Колыбельная» - муз. В. Моцарта, обр. А. Флисс.

«Колыбельная песенка» - муз. Г. Свиридова.

«Вальс – шутка». Д. Шостакович.

«Полька» - муз. П. Чайковского.

 «Марш» - муз. Д. Шостаковича

«Марш» - муз. Л. Шульгина.

«Осенняя песнь» муз. П. И. Чайковского.

«Антошка» - муз. В. Шаинского, сл. Ю. Энтина.

«Белые кораблики» - муз. В. Шаинского, сл. Л. Яхнина.

«Клоуны» - муз. Д. Кабалевского.

 «Полька» муз.  П. Чайковского.

«Тихая песенка» - муз. Г. Струве.

«Громкая песенка» - муз. Г. Струве.

«Эхо в горах» - муз. С. Майкапара.

«Медленная песенка» - муз. Г. Струве.

«Быстрая песенка» - муз. Г. Струве.

«Почему медведь зимой спит?» - муз. Л. Книппера, сл. А. Коваленкова.

«Декабрь» - П. Чайковский.

«Дед Мороз» - муз. Р. Шумана.

«Весною» - муз. С. Майкапара.

«Злюка» - муз. Д. Кабалевского.

«Резвушка» - муз. Д. Кабалевского.

«Плакса» - муз. Д. Кабалевского.

«Упрямый братишка» муз. Д. Кабалевского.

«Весною» - муз. С. Майкапара и др.

3  класс

Пение

- Соблюдение при пении правильной певческой установки.

- Пение только с мягкой атакой, чистым, легким звуком.

- Умение правильно распределять дыхание при исполнении напевных песен.

- Пение с использованием нюансов: форте и пиано.

- Развитие дтапазона до1–до2.

- Умение правильно формировать гласные и четко произносить согласные.

- Умение при исполнении песен героического характера не форсировать звучание.

- Умение петь спокойно длинные музыкальные фразы.

- Умение брать быстрый вдох в отрывистых и подвижных песнях.

- Пение звукоряда до мажор вверх и вниз.

- Исполнение на металлофоне простой песенки – попевки.

- Ознакомление с графической записью мелодии.

- Нотная запись: скрипичный ключ, нотный стан, счет линеек.

Слушание музыки

- Расширение кругозора учащихся, формирование их слушательской культуры.

- Формирование представления о способах исполнения произведения: плавное – легато,

отрывистое – стаккато.

- Умение определять характер и жанр музыкальных произведений: марши – торжественные, веселые, бодрые;

танцы – вальсы, польки.

- Знакомство с инструментами симфонического оркестра: виолончель.

- Знакомство с инструментами народного оркестра: балалайка, домра, рожок.

- Выразительность и изобразительность музыки.

Музыкальный материал для распевания

«Здравствуйте»» - муз. О. Арсеневской.. 

 «Цирковые собачки» - муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Долинова.

«Бубенчики» - муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Долинова.

«Горошина» - муз. В. Карасевой, сл. Н. Френкель.

«Вальс» - муз. Е. Тиличеевой.

«Пастушья песенка» - франц. нар. песня и др.

Логопедические распевки

«Логопедические распевки» – муз. Е. Железновой.

«Резиновая Зина» - муз. О. Боромыковой, сл. А. Барто.

«Динь – Дон» - муз и сл. О. Боромыковой.

«Заяц белый» - муз. О. Боромыковой.

«Юлька» - муз. О. Боромыковой.

«Буква «Ы» - муз. О. Боромыковой.

«Эхо» - муз. О. Боромыковой.

«Тучка» - муз. Л. Олифировой.

«Капризные лягушки» - муз. О. Боромыковой, сл. И. Токмаковой.

«Чайник» - муз.  и сл.О. Боромыковой.

«Воробушки» - муз. и сл. О. Боромыковой.

«Две подружки» - муз. и сл. О. Боромыковой.

«Кошка» - муз. и сл. О. Боромыковой и др.

Примерный музыкальный материал для пения

Первая четверть

«Сложим песенку» - муз. Е. Тиличеевой, сл. Л. Дымовой.

«Хочу все знать» - муз.Е. Филипповой, сл. Е.Бредиса.

«Песенка – чудесенка» муз. и сл.А. Чугайкиной.

«Кто сказал, что осень грустная пора» - муз.сл.О. Еремеевой

«Осенние листья»-  муз. Ю. Слонова,сл.И. Токмаковой и др.  

           Вторая четверть

«Улыбка» - муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского.

«Антошка» - муз. В. Шаинского, сл. Ю. Энтина.

 «То снежинки, как пушинки» - муз. А. Филиппенко, сл. Г. Бойко.

«Новогодний хоровод» - муз. Г. Струве, сл. Н.Соловьевой.                                            

«Новый год» - муз. и сл. Н. Давыденко.

«Добрый дедушка Мороз» - муз. и сл. О. Филякиной и др.

                                                                                         Третья четверть

«Песня про солнышко» - муз. А. Филиппенко, сл.Т.Волгиной.

«Маме» - муз. и сл. З. Качаевой.

«Мир» - муз. А. Долголюк, сл. В. Данько.

«Весенняя песенка» - муз. Т. Боровой, сл. Г. Вихаревой.

«Спасибо» - муз. Ю. Чичкова, сл. Е.Красева и др.

     Четвертая четверть

«Песенка про кузнечика» - муз. В. Шаинского, сл. Н. Носова.

«Радуга» - муз.  Н. Лукониной, сл. Л. Чадовой.

«Дождик – озорник» - муз. Н. Лукониной, сл. Л. Чадовой.

«Божьи коровки» - муз. и сл. Ю. Житеневой.

«Здравствуй, лето!» - муз. и сл. О. Боромыковой и др.

Дополнительный материал:

«Осень» - муз. Ю. Чичкова, сл. И. Мазина.

«Березка» - муз. Т. Попатенко, сл. Ж. Агажановой.

«Частушки» - муз. Т. Попатенко, сл. М. Кравчука.

«Елка» - муз. Т. Попатенко, сл. Н. Найденовой.

«Наш край» - муз. Д. Кабалевского, сл. А. Пришельца

«Колобок» муз. и сл. В. Татаринова  и др.(на выбор учителя)

Музыкальные произведения для слушания

«Лебедь» - муз. К. Сен – Санса.

 «Мелодия» - муз. Х. Глюка.

«Осенью» - муз. С. Майкапара.

«Марш» из балета Щелкунчик  - муз. П. Чайковского.

 «Марш» из оперы «Аида»  - муз. Д. Верди.

 «Марш» - муз. С. Прокофьева.

«Марш Тореадора» из оперы «Кармен» Ж. Бизе.

«Вальс цветов» - муз. П Чайковского. «Вальс» из  балета «Золушка» - муз. С. Прокофьева.

Музыкальная сказка  «Крокодил и Чебурашка» - муз. И. Арсеева.

«Полька»  - муз. П. Чайковского.

«Полька  Трик - трак» - муз. И. Штрауса.

«Итальянская полька» - муз. С. Рахманинова.

«Вальс» из  балета «Золушка» - муз. С. Прокофьева.

«Колыбельная» - муз. Р. Глиэра.

«Балалайка и гармошка» - муз.И. Арсеева.

«Антилопа» - муз. К. Сен – Санса.

«В гости»- муз. И. Арсеева.

«Лебедь» - муз. К. Сен – Санса.

«Ноктюрн» - муз. Ф. Шопена.

«На тройке» - муз. П. Чайковского.

«Дед Мороз» - муз. Р. Шумана.

«Весною» - муз. С. Майкапара.

«Весной» - муз. Э. Грига.

«Окликание дождя» - муз. А. Лядова.

«Дождь и радуга» - муз. С. Прокофьева.

«Труба и барабан» - муз. Д. Кабалевского.

Симфоническая сказка «Петя и волк» - муз. С. Прокофьева и др.

4 класс  

                                               Пение

- Пение в диапазоне ля малой октавы – до2.

- Мягкая атака как основной  способ звукообразования.

- Умение петь продолжительный фразы на одном дыхании, равномерно распределяя его.

- Навыки нефорсирования звука при пении песен энергичного характера.

- Работа над чистотой унисона.

- Графическое изображение нот: до, ре, ми.

- Умение следить за движением мелодии при пении по записи на доске.

- Работа над дикцией с использованием вокальных упражнений на слоги:

ма, да, ра, гра, грэ, мэ, рэ, дэ, ми, ди, ри, гри, му, ру, ду, гру, мо, до, ро, гро и др.

- Развитие умения четко проговаривать текст  в песнях с быстрым темпом.

- Пение звукоряда до мажор вверх и вниз без сопровождения и с аккомпанементом.

- Представление о выразительности динамических оттенков: форте, пиано.

- Умение осмысленно, выразительно петь выученную песню.

- Развитие навыков игры на детских музыкальных инструментах.

- Играть на металлофоне короткую песенку- попевку.

Слушание музыки

- Умение различать разные по характеру части музыкального произведения.

- Умение различать мелодию и аккомпанемент в песне.

- Знакомство с духовыми  инструментами: кларнет, туба, саксофон.

- Умение различать звучание трубы и флейты.

-Формирование представлений о составе и звучании оркестра народных инструментов.

- Народные музыкальные инструменты: домра, баян, гусли, свирель, гармонь, трещетка,

  и др.

-  Устанавливать различия в звучании симфонического, народного оркестров.

- Различать марши: военный, спортивный, праздничный, шуточный, траурный.

- Различать танцы: вальс, полька, полонез, танго.

- Выразительность и изобразительность в музыке.

Музыкальный  материал для распевания

«Здравствуйте» - муз. О. Арсеневской.

«Я иду» - муз. О. Арсеневской.

«Вальс» - муз. Е. Тиличеевой.

«Пастушья песенка» - франц. нар. песня.

«Дождик, лей на крылечко» - р.н. закличка.

«Соловей, соловеюшка» - р.н.п.

«Кузнец» - муз. И. Арсеева, сл. народные.

«Как под наши ворота» - р.н.п и др.

.

Логопедические распевки

«Логопедические распевки» - муз. Т.Овчинниковой.

«Задача» - муз. О. Боромыковой, сл. И. Демьянова.

«Загадка» - муз. и сл. О. Боромыковой.

«Родной край» - муз. и сл.О. Боромыковой.

«Морские волны» - муз. и сл. О. Боромыковой.

«Снежинки» - муз. и сл. О. Боромыковой.

Примерный музыкальный материал для пения

Первая четверть

«Здравствуй, школа» - муз. В. Алексеева, сл. М. Филатовой.

«Ябеда – корябеда» - муз. В Шаинского, сл. Ю.Энтина.

«Здравствуй, Родина моя!» - муз. Ю. Чичкова, сл. К. Ибряева.

«Осенняя песенка» - муз. и сл. Н. Маслухиной.

«Постучалась осень» - муз. и сл. М. Еремеевой и др.

Вторая четверть

«Детство» - муз.Е.Филипповой, сл.В.Степанова.

«Смешной человечек» - муз. А. Журбина,

 сл. П. Синявского.

«Гномик» -

муз. О. Юдахиной,

сл. В. Татаринова.

«Елочка моя» - муз. и сл. М. Андреевой.

«Новогодние пожелания» - муз. и сл. Т. Хижинской  и др.

Третья четверть

«Земля полна чудес» - муз. Е. Зарицкой, сл. М. Пляцковского.

«Дорогие бабушки и мамы» - муз. И. Бодраченко, сл. З. Александровой.

«Мы хотим, чтоб птицы пели» - муз. Я. Жабко, сл. Е. Каргановой.

«Ласточка» - муз. В. Шаинского, сл.  И. Шаферана.

«Скворушки» - муз. В. Филатовой, сл. В. Семернина.

«Солнечная капель» - муз. С. Соснина, сл.И. Вахрушевой.

«Вальс для мамы» - муз. и сл. Н. Суховой и др.

Четвертая четверть

«Салют Победы» - муз. и сл. В. Шестаковой.

«Веселый оркестр» - муз. Н. Лукониной, сл. Л. Чадовой.

«Гармошка – говорушка» - муз. и сл. З. Роот.

«Родная песенка» - муз. Ю. Чичкова, сл.П. Синявского.

«Здравствуй, лето!» - муз. и сл. О. Боромыковой.

«Балалайка» - муз. и сл. З. Роот.

«Страна волшебников» - муз. и сл. М. Мишаковой и др.

Дополнительный материал:  

«Из чего же, из чего же» - муз. Ю. Чичкова, сл. Я. Халецкого.

«Чему учат в школе» - муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского.

«Вот уж зимушка проходит» -  р.н.п.

«Как у наших у ворот» - р.н.п.

«В гостях у вороны» - муз. М. Раухвергера, сл. М. Кравчука.

«Блины» - р.н.п.

«В лодке» - муз. М. Раухвергера, сл. О. Высотской и др.(на выбор учителя)

Музыкальный материал для слушания

«Марш Черномора» - муз. М. Глинки.

«Детские сцены». «Игра в пятнашки» - муз. Р. Шумана.

«Детские сцены» «Грезы» - муз. Р. Шумана.

«Времена года». «Осень» 1,2 часть - муз. А. Вивальди.

«Времена года». «Зима» 1, 2 часть – муз. А. Вивальди.

«Рождественский концерт» - муз. А. Корелли.

«Гном» - муз. Э. Грига.

«Гном» - муз. М. Мусоргского.

«Нянина сказка» - муз. П. Чайковского.

«Сказочка» - муз. С. Прокофьева.

«Баба – Яга» - муз. П. Чайковского.

«Шествие гномов» - муз. Э. Грига.

«В пещере горного короля»- муз. Э. Грига.

  Музыкальная сказка «Три поросенка» - муз. Д. Уотта.

«Полонез»  из оперы «Евгений Онегин»- муз. П. Чайковского.

«Полонез» ля мажор – муз. Ф. Шопена.

«Полонез» фа минор – муз. Ф. Шопена.

«Полонез» из сюиты № 2 – муз. И. Баха.

«Танцы кукол». «Вальс – шутка» - муз. Д. Шостаковича.

«Детская тетрадь». «Вальс» - муз. Д. Шостаковича.

«Сентиментальный вальс» - муз. П. Чайковского.

«Вальс» - муз. И. Брамса.

Полька «Праздник огня» - муз. И. Штрауса.

Полька «Путь открыт!» - муз. И. Штрауса.

«Военный марш» - муз. Г. Свиридова.

 «Солдатский марш» -муз. Р. Шумана.

«Марш физкультурников» - муз. Д. Кабалевского.

«Марш деревянных солдатиков» - муз. П. Чайковского.

«Марш» - муз.С. Прокофьева.

«Похороны куклы» - муз. П. Чайковского.

Марш  из балета «Щелкунчик» - муз. П. Чайковского.

Марш из оперы «Любовь к трем апельсинам» - муз. С. Прокофьева.

«Свадебный марш» - муз. Ф. Мендельсона.

«Времена года». «Весна» 1 часть – муз. А. Вивальди.

«Весна и осень» - муз. Г. Свиридова.

«Фея Весны» из балета «Золушка» - муз. С. Прокофьева.

«Утро» - муз. Э. Грига.

«Неаполитанская песенка» - муз. П. Чайковского.

 «Болеро» - муз. М. Равеля.

«Весенняя» - муз. Ф. Мендельсона.

«Времена года». «Лето» 1, 2 часть – муз. А. Вивальди.

«Ходит месяц над лугами» - муз. С. Прокофьева.

«Мелодия» - муз. Х. Глюка.

«Шутка» - муз. И. Баха.

«Антилопа» - муз. К. Сен – Санса.

«Черепахи» - муз. К. Сен –Санса.

«Кенгуру» - муз. К. Сен –Санса.

«Болтунья» - муз. С. Прокофьева.

«Эхо в горах» - муз. С. Майкапара.

«Летний вечер» - муз. Э. Грига и др.

Информационные ресурсы

      1.Арсеневская О.Н.«Система музыкально – оздоровительной работы в детском саду»-Волг.:Учитель, 2011.  

      2. Бгажнокова И. М. «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта» - М.: Владос, 2007.

      3.Бгажнокова И. М. «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида:  0 – 4 классы» - СПб.: Просвещение, 2007.

      4.Бырченко Т. «Хрестоматия по сольфеджио и ритмике» - М.: Композитор, 1993.

      5.Ветлугина Н. «Музыкальный букварь». – М.: Музыка, 1969.

      6.Гаврищева Л. Б. «Логопедические распевки» - СПб.: Детство – Пресс, 2010.

      7.Зверева Е. «Песенник для малышей» - М.: Музыка, 1988.

      8.Зикс И. «Праздник в школе» - М.: Советский композитор, 1985.

      9.Кононова Н. «Музыкально – дидактические игры для дошкольников». – М.: Просвещение, 1982.

      10. Макшанцева Е. Д. «Детские забавы» - М.: Просвещение, 1991.

      11.Олифирова Л. А. «Солнышко смеется». – М.:  Воспитание дошкольника, 2003.

      12. Орлова Т. М. «Учите детей петь». – М.: Просвещение, 1986.

      13. Орлова Т. М. «Учите детей петь». – М.: Просвещение, 1988.

      14. Радынова О. П. «Музыкальные шедевры» - М.: ГНОМ и Д, 2001.

      15. Щербакова Н. А. «От музыки к движению и речи» - М.: ГНОМ и Д, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая учебная программа по математике 5 класс на 2013-2014 учебный год.

Рабочая программа составлена на основе авторской программой основного общего образования по математике: «Программа. Планирование учеб...

Рабочая учебная программа по русскому языку базовый уровень 5 - 9 классы 2013 - 2014 учебный год. Учебно- тематическое планирование для 5, 6 класса.

Рабочая учебная программа по русскому языку базовый уровень 5 - 9 классы 2013 - 2014 учебный год. Составлена на основе примерной  программы   общеобразовательных учреждений «Русск...

Рабочая учебная программа по литературе базовый уровень 5 -9 классы 2013-2014 учебный год. Учебно- тематическое планирование для 5, 6 класса.

Рабочая учебная программа по литературе базовый уровень 5 -9 классы 2013-2014 учебный год.Составлена на основе примерной программы  общеобразовательных учреждений «Литература»  под ред...

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО БИОЛОГИИ ДЛЯ 5 КЛАССА (по учебнику «Биология. Бактерии, грибы, растения» 5 класс Авторы УМК: В. В. Пасечник и др.) Срок реализации 2019 – 2020 учебный год

Пояснительная записка(5 класс, 35 часов в неделю) Принятие нового государственного стандарта основного общего образования для 5—9 классов привело к изменению структуры школьного биологическ...

Рабочая учебная программа внеурочной деятельности «Ментальная математика» (общеинтеллектуальное направление) Срок реализации рабочей учебной программы – один учебный год

Рабочая программа по ментальной математике для 5-6 классов составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного о...