Рабочая программа по музыке 5 класс ФГОС Науменко, Алеев
рабочая программа по музыке (5 класс) на тему
В документе представлена рабочая программа по предмету Искусство (музыка) разработана для 5-го класса, с базовым уровнем подготовки обучающихся.
Количество недельных часов – 1
Количество часов в год – 34
из них на изучение учебного курса «Вдохновение» отводится 8 часов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_5_kl_fgos.doc | 245 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Рамонский лицей» имени Е.М. Ольденбургской
Рамонского муниципального района
Воронежской области
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
На заседании МО Руководитель Приказ «___» от
Протокол №___ от методического совета «___»________2016 г «__» _________2016г «___»____________2016г
Руководитель _________И.В. Кувшинкина ___________Т.Ю. Струкова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Искусство. Музыка»
базовый уровень
класс 5 а, б, в, г
2016-2017 учебный год
Разработчик программы:
Кувшинкина Ирина Витальевна
учитель физики, высшая квалификационная категория
р.п. Рамонь
2016 г
1. Пояснительная записка.
Рабочая программа по предмету Искусство (музыка) разработана для 5-го класса, с базовым уровнем подготовки обучающихся.
Количество недельных часов – 1
Количество часов в год – 34
Организация процесса обучения регламентирована следующими нормативными документами:
- Конституция Российской Федерации (ст. 43, 44);
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 г.
№ 273-ФЗ;
- Приказы Министерства образования и науки Российской Федерации:
- от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа от 29.12.2014 № 1644);
- от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (в редакции приказов от 13.12.2013 № 1342, от 28.05.2014 № 598, от 17.07.15 г. №734);
- от 31.03.14 №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в редакции приказов от 08.06.2015г. № 576, от 26.01.2016г. № 38);
- от 09.06.2016г. № 699 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ:
- от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»,
- от 24.11.2015 N 81 «О внесении изменений N 3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях»;
- Письма Департамента государственной политики в сфере общего образования:
- от 25.05.2015 г. №08-761 «Об изучении предметных областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и Основы духовно-нравственной культуры народов России» в общеобразовательных организациях»;
- от 07.08.2015 г. N 08-1228 «О направлении рекомендаций» (Методические рекомендации по вопросам введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования);
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.11.2011 г № МД-1552/03 «Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием» (вместе с «Рекомендациями по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся»);
- Примерная основная образовательная программа основного общего образования; программы отдельных учебных предметов;
- Приказ Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 01.02.2012 г. №56 «О введении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в общеобразовательных учреждениях Воронежской области»;
- Устав МКОУ «Рамонский лицей» им. Е.М. Ольденбургской;
- Основная образовательная программа основного общего образования МКОУ «Рамонский лицей» им. Е.М. Ольденбургской.
Цель программы: формирование музыкальной культуры учащихся как неотъемлемой части духовной культуры.
Задачи:
- научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека;
- научить находить взаимодействия между музыкой и другими видами художественной деятельности на основе вновь приобретённых знаний;
- развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве;
- воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;
- воспитывать культуру мышления и речи.
В 5 классе в соответствии с предложенной программой реализуется содержание по теме «Музыка и другие виды искусства», которая раскрывается в двух крупных разделах – «Музыка и литература», «Музыка и изобразительное искусство». Тематическое построение предполагает знакомство школьников с жанрами музыки, испытавшими наибольшее воздействие со стороны литературы и живописи (песня, романс, хоровая музыка, опера, балет, музыкальный портрет, пейзаж). Данная тема предусматривает изучение музыки «в единстве с тем, что её рождает и окружает: с жизнью, природой, обычаями, верованиями, стихами, сказками, дворцами, храмами, картинами и многим-многим другим». Кроме того, она призвана научить наблюдать, сравнивать, сопоставлять, видеть большое в малом, находить приметы одного явления в другом и тем самым подтверждать их глубинную взаимосвязь.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения музыки, которые определены стандартом.
Общая характеристика учебного предмета
Вторая ступень музыкального образования логически развивает идею начальной школы – становление основ музыкальной культуры учащихся. Музыкальное образование в основной школе способствует формированию у учащихся эстетического чувства, сознания, потребностей, вкуса, ощущения и осознания красоты и гармонии в музыкальном искусстве и жизни. Изучение предмета «Музыка» направлено на расширение опыта эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства, опыта музыкально-творческой деятельности, на углубление знаний, умений и навыков, приобретённых в начальной школе в процессе занятий музыкой.
Особое значение в основной школе приобретает развитие индивидуально-личностного отношения учащихся к музыке, музыкального мышления, формирование представления о музыке как виде искусства, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании.
Данная рабочая образовательная программа по музыке для 5 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по искусству с опорой на примерные программы основного общего образования и допущенной Министерством образования Российской Федерации программы для общеобразовательных учреждений «Музыка. 5-8 классы», авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак (6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009..) Учитываются концептуальные положения программы, разработанной под научным руководством Д.Б. Кабалевского, в частности тот ее важнейший объединяющий момент, который связан с введением темы года.
2. Общая характеристика учебного предмета
Основной методологической характеристикой программы является комплексность, вбирающая в себя ряд общенаучных и педагогических методов и подходов. Среди них следующие методы:
- метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
- метод эмоциональной драматургии;
- метод интонационно-стилевого постижения музыки;
- метод художественного контекста;
- метод создания «композиций»;
- метод междисциплинарных взаимодействий;
- метод проблемного обучения.
При реализации содержания программы основными видами практической деятельности на уроке являются: I – слушание музыки, II – выполнение проблемно-творческих заданий, III – хоровое пение. Организация видов деятельности предполагает участие всех компонентов учебно-методического комплекта – учебника, дневника музыкальных наблюдений, нотных хрестоматий для учителя, музыкальной фонохрестоматии, каждый из видов деятельности непременно соотносится с содержанием учебника.
- Музыка. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / Т.И. Науменко, В.В. Алеев. – изд., перераб. – М.: Дрофа, 2012г.
- Музыка. Дневник музыкальных наблюдений. 5 класс / Т.И. Науменко, В.В. Алеев. – 7-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007г.
- Музыка. 5 класс. Нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя: учебно-методическое пособие /Т.И. Науменко, В.В. Алеев. – 12-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2012г.
-Музыка. 5 класс. Фонохрестоматия.
Музыкальный материал программы составляют: произведения академических жанров – инструментальные пьесы, романсы, хоровая музыка, фрагменты из опер, балетов, симфоний, концертов, а также многочисленный песенный репертуар, состоящий из народных песен, вокальных обработок классических вокальных и инструментальных произведений, произведений хоровой музыки, популярных детских песен. Богатство идейно-художественного содержания и сложность музыкальной формы музыки, звучащей на уроках в 5 классе, должны непрерывно возрастать. Художественный и жизненный кругозор пятиклассников должны расширяться. Разные искусства должны восприниматься пятиклассниками как связанные общими корнями ветви единой художественной культуры, изучение которой предстоит учащимся в старших классах.
3.Описание места учебного предмета в учебном плане
Согласно Федеральному базисному учебному плану на изучение урока искусства (музыки) в 5 классе отводится 34 часов из расчета 1 ч в неделю. Из них на изучение учебного курса «Вдохновение» отводится 8 часов.
4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Основными ценностными ориентирами содержания предмета являются:
1. Воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке в процессе освоения содержания музыкальных произведений как опыта обобщения и осмысления жизни человека, его чувств и мыслей.
2. Формирование музыкальной картины мира во взаимодействии народного и профессионального творчества, композиторских, национальных и эпохальных стилей, музыкальных произведений разных жанров, форм и типов драматургии.
3. Формирование интонационно-слухового опыта школьников, как сферы невербального общения, значимой для воспитания воображения и интуиции, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию.
4. Развитие гибкого интонационно-образного мышления, позволяющего школьникам адекватно воспринимать произведения разнообразных жанров и форм, глубоко погружаться в наиболее значимые из них, схватывать существенные черты, типичные для ряда произведений.
5. Разнообразие видов исполнительской музыкальной деятельности помогает учащимся войти в мир музыкального искусства, развить музыкальную память, воспитать художественный вкус.
6. Ориентация музыкально-исполнительской деятельности школьников на наиболее интегративные ее виды (дирижирование и режиссура) создает условия для целостного охвата музыкального произведения в единстве его содержания и формы.
7. Воспитание потребности школьников в музыкальном творчестве как форме самовыражения на основе импровизации и исполнительской интерпретации музыкальных произведений.
8. Формирование у учащихся умения решать музыкально-творческие задачи не только на уроке, но и во внеурочной деятельности, принимать участие в художественных проектах класса, школы, культурных событиях села, города, района и др.
Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей развитию личностных, коммуникативных, познавательных и предметных компетенций младшего школьника.
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета Искусство (музыка)
Метапредметные связи просматриваются через взаимодействия музыки с:
- литературой (сказки Х.К. Андерсена, поэма А.С. Пушкина «Руслан и Людмила», стихотворения А.С. Пушкина «Зимний вечер», «Вот ветер, тучи нагоняя…», «музыкальная» басня Г.Малера «Похвала знатока», общие понятия для музыки и литературы – интонация, предложение, фраза);
- изобразительным искусством (жанровые разновидности – портрет, пейзаж; общие понятия для музыки и живописи – пространство, контраст, нюанс, музыкальная краска);
- историей (изучение древнегреческой мифологии – К.В. Глюк «Орфей»);
- мировой художественной культурой (особенности художественного направления «импрессионизм»);
- русским языком (воспитание культуры речи через чтение и воспроизведение текста; формирование культуры анализа текста на примере приёма «описание»);
- природоведением (многократное акцентирование связи музыки с окружающим миром, природой).
Универсальные учебные действия
Познавательные
- Находить (в учебниках и др. источниках, в т.ч. используя ИКТ) достоверную
- информацию.
- Анализировать (в т.ч. выделять главное, разделять на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически.
- Устанавливать причинно-следственные связи - на простом и сложном уровне
- Устанавливать аналогии (создавать модели объектов) для понимания закономерностей, использовать их в решении задач
- Представлять информацию в разных формах (рисунок, картина, пейзаж), в т.ч. используя ИКТ
- Определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической.
Регулятивные
- Выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально
- Планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации, используя ИКТ
- Работать по плану, сверяясь с целью; находить и исправлять ошибки, в т.ч. самостоятельно, используя ИКТ
- Оценивать степень и способы достижения цели в учебных и жизненных ситуациях, самостоятельно исправлять ошибки
Коммуникативные
- Излагать свое мнение (в монологе, диалоге), аргументируя его, подтверждая фактами.
- Понимать позицию другого, выраженную в явном виде (в т.ч. вести диалог с автором текста)
- Корректировать свое мнение.
- Создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения - с помощью и самостоятельно
- Осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей
- Организовывать работу в паре, группе (самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения)
- Преодолевать конфликты - договариваться с людьми, уметь взглянуть на ситуацию с позиции другого
- Использовать ИКТ как инструмент для достижения своих целей
Личностные
- Аргументированно оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях (в т.ч. учебных), опираясь на общечеловеческие нравственные ценности
- Осознавать и проявлять себя гражданином России в добрых словах и делах — объяснять взаимные интересы, ценности, обязательства свои и своего общества, страны; добровольно ограничивать себя ради пользы других
- Осваивать новые социальные роли и правила, учиться критически осмысливать их и свое поведение, справляться с агрессивностью.
- Выбирать, как поступить, в т.ч. в неоднозначных ситуациях, (моральные проблемы) и отвечать за свой выбор
По итогам освоения программы 5 класса обучающиеся должны знать/понимать:
- содержание пройденных произведений искусства, их названия, авторов;
- знать, что разные виды искусства существуют совершенно самостоятельно и независимо друг от друга;
- знать, что разные виды искусства по-разному отзываются на одно событие. Иметь представление о том, что каждое из искусств помогает глубже понять другое;
- знать художественные особенности музыкального импрессионизма, а также имена композиторов - К. Дебюсси и М. Равеля;
уметь:
- находить взаимодействия между музыкой и литературой, музыкой и изобразительным искусством;
- выражать знания, полученные в 5 классе, в размышлениях о музыке, подборе музыкальных стихотворений, создании музыкальных рисунков;
- определять главные отличительные особенности музыкальных жанров – песни, романса, хоровой музыки, оперы, балета, а также музыкально-изобразительных жанров;
- распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений;
- творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении;
- участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации);
использовать приобретённые знания и умения
в практической деятельности и повседневной жизни для:
- размышления о музыке, выражения собственной позиции относительно прослушанной музыки;
- певческого и инструментального музицирования на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках;
- самостоятельного знакомства с музыкальной культуры и оценки их эстетической значимости;
- определения своего отношения к музыкальным явлениям действительности.
Контроль осуществляется в следующих видах:
- входной, текущий, тематический, итоговый.
Форма контроля:
- самостоятельная работа;
- устный опрос;
- взаимоопрос;
- цифровой диктант;
- тест.
6. Содержание учебного предмета.
№ п/п | Название темы | Количество часов | Основное содержание темы, термины и понятия. | Формы организации учебных занятий | Основные виды учебной деятельности |
Музыка рассказывает обо всём | 1 час | Введение в тему года «Музыка и другие виды искусства». Музыка в единстве с тем, что её рождает и окружает: с жизнью, природой, обычаями, верованиями, стихами, сказками, дворцами, храмами, картинами и многим-многим другим. | Урок-экскурсия Учебный курс | Входной контроль, устный опрос, анализ музыкальных произведений. Музыкально – исполнительская деятельность; Слушание музыки | |
Древний союз | 3 часа | Откуда берётся музыка? Музыка связана с окружающей жизнью. Истоки всех искусств едины. Искусство открывает мир – не всегда видимый глазу, не всегда выражаемый в простых словах и понятиях. Искусства различны – тема едина. | Урок получения новых знаний, комбинированный урок | Текущий контроль. Устный опрос. Музыкально – исполнительская деятельность; Слушание музыки; Музыкально – информационная деятельность; Размышления о музыке; | |
Слово и музыка | 3 часа | Слово и музыка – два великих начала искусства. Влияние слова на музыку: интонации, ритмы, рифмы. Музыкальные жанры, связанные с литературой: песня, романс, кантата, оратория, опера, балет, оперетта, жанры программной музыки. | Урок получения новых знаний, комбинированный Учебный курс | Текущий контроль, устный опрос. творческие задания, анализ музыкальных произведений. Музыкально – исполнительская деятельность; Слушание музыки; Музыкально – пластическая деятельность; Музыкальная драматизация; Музыкально – информационная деятельность; Размышления о музыке; Музыка и современные технологии | |
Песня | 3 часа | Песня – верный спутник человека. Мир русской песни. Песни народов мира. | Урок получения новых знаний, комбинированный Учебный курс | Текущий контроль, устный опрос. Анализ музыкальных произведений. Творческая лаборатория. Музыкально – исполнительская деятельность; Слушание музыки; Музыкально – пластическая деятельность; Музыкально – информационная деятельность; Размышления о музыке; Музыкальная импровизация; | |
Заключительный урок | 1 час | Подведение итогов 1 четверти. Музыка – неотъемлемая часть жизни. Взаимосвязь музыки и литературы. | Итоговый контроль. | Творческая лаборатория. Самооценка, Анализ музыкальных произведений. Тест. Творческие задания. Музыкальная викторина. Слушание музыки; | |
Романс | 2 часа | Романса трепетные звуки. Влияние русской поэзии на развитие романса. Внимание и любовь к окружающему миру – главная идея в русском музыкальном искусстве. Мир человеческих чувств. Проявление в романсах русских композиторов внутреннего мира человека, его счастья, мечты, одиночества. | Урок получения новых знаний, комбинированный Учебный курс | Текущий контроль, устный опрос. Анализ музыкальных произведений Взаимоопрос. Хоровое пение. Эссе. Музыкально – исполнительская деятельность; Слушание музыки; Музыкально – пластическая деятельность; Музыкальная импровизация; | |
Хоровая музыка | 2 часа | Народная хоровая музыка. Хоровая музыка в храме. Мир музыкальных образов хоровой музыки. Влияние церковной музыки на творчество русских композиторов. Что может изображать хоровая музыка. Звуковое пространство хорового звучания. | Урок получения новых знаний, комбинированный | Текущий контроль, устный опрос. Анализ музыкальных произведений. Творческие задания Музыкально – исполнительская деятельность; Слушание музыки; Музыкальная импровизация; Музыкально – информационная деятельность; Элементы музыкальной грамоты; Размышления о музыке; Музыка и современные технологии | |
Заключительный урок | 1 час | Подведение итогов 2 четверти. Музыкальные жанры, тесно связанные с литературой. | Отработка умений и рефлексия, практикум | Итоговый контроль. Музыкальная лаборатория. Анализ музыкальных произведений. Самооценка. Рецензия на произведение Музыкально – исполнительская деятельность; Слушание музыки; Проектная деятельность; Музыкально – информационная деятельность; Размышления о музыке; Музыка и современные технологии | |
Опера | 2 часа | Самый значительный жанр вокальной музыки. Опера – синтетический вид искусства. Из чего состоит опера (либретто, увертюра, ария, инструментальные эпизоды). | Урок получения новых знаний, комбинированный | Текущий контроль, устный опрос. Анализ музыкальных произведений. Самооценка. Творческая лаборатория. Музыкально – исполнительская деятельность; Слушание музыки; Размышления о музыке; | |
Балет | 2 часа | Единство музыки и танца. Балет – результат совместного труда композитора, балетмейстера, художников, создающих костюмы и декорации, музыкантов, артистов балета. «Русские сезоны» в Париже. Связь балета с литературой и изобразительным искусством. | Урок получения новых знаний, комбинированный | Текущий контроль, устный опрос. Взаимоопрос. Анализ музыкальных произведений. Творческая лаборатория. Музыкально – исполнительская деятельность; Слушание музыки; Музыкально – изобразительная деятельность; Размышления о музыке; | |
Музыка звучит в литературе | 2 часа | Музыкальность слова. Многообразие музыки в литературе (поэзия, проза). Музыкальные сюжеты в литературе. Могучее, преобразующее воздействие музыки. Античность. Миф об Орфее. | Урок получения новых знаний, комбинированный Учебный курс | Текущий контроль, устный опрос Творческая лаборатория. Анализ музыкальных произведений. Взаимоопрос, взаимооценка Музыкально – исполнительская деятельность; Слушание музыки; Музыкально – изобразительная деятельность; Музыкальная композиция; Музыкально – информационная деятельность; Размышления о музыке; Музыка и современные технологии | |
Образы живописи в музыке | 2 часа | Живописность искусства. Музыка – сестра живописи. Изобразительное искусство и музыка. Влияние изобразительного искусства на музыку. Музыкальные жанры, связанные с изобразительным искусством: симфонические картины, этюды-картины, музыкальные портреты. Изображение пространства в музыке: динамика. Понятия, общие для музыки и живописи: контраст, краска, колорит, оттенок, холодные и тёплые тембры, светлые и сумрачные тона. | Урок получения новых знаний, комбинированный Учебный курс | Текущий контроль, устный опрос Творческая лаборатория. Анализ музыкальных произведений. Взаимоопрос, взаимооценка Музыкально – исполнительская деятельность; Слушание музыки; Музыкально – изобразительная деятельность; Музыкальная композиция; Музыкально – информационная деятельность; Размышления о музыке; Музыка и современные технологии | |
Музыкальный портрет | 1 часа | Может ли музыка выразить характер человека? Сопоставление музыки и картин. | Урок получения новых знаний, комбинированный | Текущий контроль, устный опрос. Анализ музыкальных произведений. Творческая лаборатория. Музыкально – исполнительская деятельность; Слушание музыки; Музыкально – изобразительная деятельность; Музыкальная композиция; | |
Заключительный урок | 1 час | Подведение итогов 3 четверти. Музыкальные жанры связанные не только с литературой, но и с живописью. Взаимосвязь музыки и живописи. | Отработка умений и рефлексия, практикум | Итоговый контроль. Музыкальная лаборатория. Анализ музыкальных произведений. Самооценка. Рецензия на произведение Музыкально – исполнительская деятельность; Слушание музыки; Проектная деятельность; Музыкально – информационная деятельность; Размышления о музыке; Музыка и современные технологии | |
Пейзаж в музыке | 2 часа | Искусство и природа неотделимы друг от друга. Природа – прекрасный образец для творчества художников, композиторов, писателей. Образы природы в творчестве музыкантов. «Музыкальные краски» в произведениях композиторов-импрессионистов. Красочность, зримость, живописность. Отражение в звуках разнообразных впечатлений, которые дарит нам окружающий мир. | Урок получения новых знаний, комбинированный | Текущий контроль, устный опрос. Анализ музыкальных произведений. Творческая лаборатория. Музыкально – исполнительская деятельность; Музыкально – изобразительная деятельность; Слушание музыки; | |
Музыкальная живопись сказок и былин | 3 часа | Волшебная красочность музыкальных сказок. Роль сказки в музыке. Сказочные герои в музыке. Тема богатырей в музыке | Урок получения новых знаний, Учебный курс | Текущий контроль, устный опрос. Взаимоопрос, взаимооценка. Самооценка. Анализ музыкальных произведений. Творческая лаборатория. Музыкально – исполнительская деятельность; Слушание музыки; Музыкально – изобразительная деятельность; Музыкально – пластическая деятельность; Музыкальная композиция; Размышления о музыке; Музыка и современные технологии | |
Музыка в произведениях изобразительного искусства | 2 часа | Что такое музыкальность в живописи. «Хорошая живопись – это музыка, это мелодия». Изображения музыкальных инструментов, музицирующих людей, портреты композиторов. Внутреннее состояние духа, сила творческой энергии, неповторимый внутренний мир великих музыкантов. Воплощение высокого и творческого начал личности. | Урок – концерт Учебный курс | Устный опрос. Хоровое пение. Музыкально – исполнительская деятельность; Исследовательская деятельность; Музыка и современные технологии | |
Подводим итоги. | 1 час | Взаимосвязь музыки с другими видами искусства. Ее влияние на них. | Урок – практикум | Итоговый контроль. Итоговая оценка учителя. Тест, викторина. Взаимооценка, взаимоопрос. Хоровое пение. Творческая лаборатория. | |
Всего уроков | 34 |
7. Тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Примерные сроки изучения | Дата фактическая | Примечания | |||
5а | 5б | 5в | 5г | ||||
Музыка рассказывает обо всем | 01.09-09.09.16 | ||||||
Истоки. | 12.09-16.09.16 | ||||||
Искусство открывает мир. | 19.09-23.09.16 | ||||||
Искусства различны, тема едина. | 26.09-30.09.16 | ||||||
Два великих начала искусства. | 03.10-07.10.16 | ||||||
«Стань музыкою, слово!» | 10.10-14.10.16 | ||||||
Музыка «дружит» не только с поэзией | 17.10-21.10.16 | ||||||
Песня – верный спутник человека. | 24.10-28.10.16 | ||||||
Заключительный урок | 31.10-04.11.16 | ||||||
Мир Русской песни. | 14.11-18.11.16 | ||||||
Песни народов мира. (учебный курс) | 21.11-25.11.16 | ||||||
Романса трепетные звуки. | 28.11-02.12.16 | ||||||
Мир человеческих чувств (учебный курс) | 05.12-09.12.16 | ||||||
Народная хоровая музыка. Хоровая музыка в храме. | 12.12-16.12.16 | ||||||
Что может изображать хоровая музыка. (учебный курс) | 19.12-23.12.16 | ||||||
Заключительный урок | 26.12-28.12.16 | ||||||
Самый значительный жанр вокальной музыки. | 16.01-20.10.17 | ||||||
Из чего состоит опера | 23.01-27.01.17 | ||||||
Единство музыки и танца | 30.01-03.02.17 | ||||||
«Русские сезоны» в Париже | 06.02-10.02.17 | ||||||
Музыкальность слова. (учебный курс) | 13.02-17.02.17 | ||||||
Музыкальные сюжеты в литературе | 20.02-24.02.17 | ||||||
Живописность искусства (учебный курс) | 27.02-03.03.17 | ||||||
«Музыка – сестра живописи» | 06.03-10.03.17 | ||||||
Может ли музыка выразить характер человека? | 13.03-17.03.17 | ||||||
Заключительный урок | 20.03-24.03.17 | ||||||
Образы природы в творчестве музыкантов | 03.04-07.04.17 | ||||||
«Музыкальные краски» в произведениях композиторов-импрессионистов (учебный курс) | 10.04-14.04.17 | ||||||
Волшебная красочность музыкальных сказок | 17.04-21.04.17 | ||||||
Сказочные герои в музыке (учебный курс) | 24.04-28.04.17 | ||||||
Тема богатырей в музыке | 01.05- 05.05.17 | ||||||
«Хорошая живопись – это музыка, это мелодия» | 08.05-12.05.17 | ||||||
«Хорошая живопись – это музыка, это мелодия» (учебный курс) | 15.05-19.05.17 | ||||||
Заключительный урок по теме года «Музыка и другие виды искусства». | 22.05-26.05.17 |
8. Учебно-методическое обеспечение
Класс | Программа | Учебник | Методическое, дидактическое обеспечение |
5а, 5б, 5в, 5г | «Музыка. 5-8 классы», авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак | Музыка. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / Т.И. Науменко, В.В. Алеев. – изд., перераб. – М.: Дрофа, 2012г. | Школяр Л.В. Музыкальное образование в школе. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: теория и практика. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. Музыка. Большой энциклопедический словарь /Гл. ред. Г. В. Келдыш. – М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. Алеев В.В, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак. Музыка. 1-4 кл., 5-8.: программы для общеобразовательных учреждений.6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009. Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. Музыка. Изобразительное искусство. Мировая художественная культура. Содержание образования: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. – М.: Вентана-Граф, 2008. MULTIMEDIA – поддержка предмета: - Фонохрестоматия. Музыка 5 класс. Алеев, Кичак - Шедевры музыки. «Кирилл и Мефодий», 2001. ООО «Уральский электронный завод». - Энциклопедия классической музыки. Интерактивный мир. «Коминфо», 2002. - Музыкальный словарь Римана. 7727 статей с иллюстрациями. «Си ЭТС», 2004. - Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства. «Коминфо», 1999. - Эрмитаж. Искусство Западной Европы. Художественная энциклопедия. ЗАО «Интерсофт, 1998. - Музыкальный Бункер. DS Multimedia Production Ltd.1997. - Импрессионизм в музыке. ДиректМедиа Паблишинг. 2007. |
Материально – техническое обеспечение образовательного процесса
Для обеспечения образовательного процесса по учебному курсу « Искусство (музыка)» в 5 классе используется следующее материально-техническое обеспечение:
- Цифровое фортепиано
- Моноблок Lenovo
- Проектор
- Экран
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по музыке для 5 класса ФГОС Науменко ,Алеев
Программа содержит характеристику УУД...
Рабочая программа по музыке для 6 класса ФГОС Науменко ,Алеев
Программа содержит характеристику УУД....
Рабочая программа по музыке для 7 класса ФГОС Науменко ,Алеев
Программа содержит характеристику УУД....
Рабочая программа для 5 класса В.В.Алеев .Т.И.Науменко Т.Н.Кичак
Рабочая программа по музыке 5 класс составлена на основе:- федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г.№ 273 –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,-Федерально...
Рабочая программа для 6 класса В.В.Алеев .Т.И.Науменко Т.Н.Кичак
Рабочая программа по музыке 6 класс составлена на основе:- федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г .№ 273 –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,-Федеральн...
Рабочая программа для 7 класса В.В.Алеев .Т.И.Науменко Т.Н.Кичак
Рабочая программа по музыке для 7 класса составлена на основе: Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования с опорой на примерную программу основного общего об...
Рабочая программа по музыке 6 класс ФГОС Науменко, Алеев
В документе представлена рабочая программа по предмету Искусство (музыка) разработана для 6-го класса, с базовым уровнем подготовки обучающихся.Количество недельных часов – 0,5Количе...