Рабочая программа 6 класс
рабочая программа по музыке (6 класс) на тему
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Табельный номер |
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «Школа № 281»
(ГБОУ Школа № 281)
ул. Радужная, д.7, г. Москва, 129344
тел./факс: 8(495) 471-28-55; 8(495) 471-54-43
E-mail: 281@edu.mos.ru http://sch281sv-new.mskobr.ru/
«РАССМОТРЕНО» На заседании МО ГБОУ СОШ № 281 Председатель МО __________ / / «____» _______________ 2015 г. | «СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора по УВР ГБОУ СОШ № 281 _________ / ./ «____» _______________ 2015 г. | «УТВЕРЖДАЮ» Директор ГБОУ СОШ № 281 ___________ /Вологина Е.С./ «____» _______________ 2015 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Музыка»
Предметная линия учебников под редакцией Г.П.Сергеева, Е.Д. Критская
6 класс
МУЗЫКА
Всего 34 часа, 34 часа в год, 1 час в неделю. Уровень базовый
Программа «Музыка»
Учебник. «Музыка. 6 класс» авторов Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской, рекомендованной Мин-обрнауки РФ (М.: Просвещение, 2013) в соответствии с ФГОС 2 поколения.
Составитель:
учитель музыки
Сащихина Наталия Сергеевна
2015 - 2016 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Музыка» для 6 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897), примерной программы по музыке для основного общего образования (2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 176 с.) и авторской программы «Музыка. 5-7 классы»./ Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская.-М.: Просвещение, 2011.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно – методического комплекта «Музыка 5-7 классы» авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской:
-Учебник «Музыка. 6 класс», М., Просвещение, 2012г.
-Пособия для учащихся «Музыка. Творческая тетрадь. 6 класс»
-Программа «Музыка 5-7 классы», М., Просвещение, 2011г.
-Методическое пособие для учителя «Уроки музыки. 5-6 классы», М., Просвещение, 2011г.
-«Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 6 класс», М., Просвещение, 2011г.
-«Музыка. Фонохрестоматия музыкального материала. 6 класс» (МР3), М., Просвещение, 2011г.
Цель программы–формирование музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части их духовной культуры.
Задачи:
- развитие общей музыкальности и эмоциональности, эмпатии и восприимчивости, интеллектуальной сферы и творческого потенциала, художественного вкуса, общих музыкальных способностей;
- освоение музыки и знаний о музыке, её интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о её взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;
- овладение художественно – практическими умениями и навыками в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки и пении, инструментальном музицировании и музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации музыкальных произведений, музыкально-творческой практике с применением информационно-коммуникационных технологий;
- воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся.
В данной программе заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся универсальных учебных действий.
Личностные УУД:
- вхождение обучающихся в мир духовных ценностей музыкального искусства, влияющих на выбор наиболее значимых ценностных ориентаций личности;
- понимание социальных функций музыки (познавательной, коммуникативной, эстетической, практической, воспитательной, зрелищной и др.) в жизни людей, общества, в своей жизни;
- осознание особенностей музыкальной культуры России, своего региона, разных культур и народов мира, понимание представителей другой национальности, другой культуры и стремление вступать с ними в диалог;
- личностное освоение содержания музыкальных образов (лирических, эпических, драматических) на основе поиска их жизненного содержания, широких ассоциативных связей музыки с другими видами искусства;
- осмысление взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании музыкальных образов, их влиянии на духовно-нравственное становление личности;
- понимание жизненного содержания народной, религиозной, классической и современной музыки, выявление ассоциативных связей музыки с литературой, изобразительным искусством, кино, театром в процессе освоения музыкальной культуры своего региона, России, мира, разнообразных форм музицирования, участия в исследовательских проектах.
РегулятивныеУУД:
- самостоятельный выбор целей и способов решения учебных задач (включая интонационно-образный и жанрово-стилевой анализ сочинений) в процессе восприятия и исполнения музыки различных эпох, стилей, жанров, композиторских школ;
- планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения музыки, создания импровизаций при выявлении взаимодействия музыки с другими видами искусства, участия в художественной и проектно-исследовательской деятельности;
- совершенствование действий контроля, коррекции, оценки действий партнёра в коллективной и групповой музыкальной, творческо-художественной, исследовательской деятельности;
- саморегуляция волевых усилий, способности к мобилизации сил в процессе работы над исполнением музыкальных сочинений на уроке, во внеурочных и внешкольных формах музыкально-эстетической, проектной деятельности, в самообразовании;
- развитие критического отношения к собственным действиям, действиям одноклассников в процессе познания музыкального искусства, участия в индивидуальных и коллективных проектах;
- сравнение изложения одних и тех же сведений о музыкальном искусстве в различных источниках; приобретение навыков работы с сервисами интернета.
Познавательные УУД:
- стремление к приобретению музыкально-слухового опыта общения с известными и новыми музыкальными произведениями различных жанров, стилей народной и профессиональной музыки, познанию приёмов развития музыкальных образов, особенностей их музыкального языка;
- формирование интереса к специфике деятельности композиторов и исполнителей (профессиональных и народных), особенностям музыкальной культуры своего края, региона;
- расширение представлений о связях музыки с другими видами искусства на основе художественно-творческой, исследовательской деятельности;
-усвоение терминов и понятий музыкального языка и художественного языка различных видов искусства на основе выявления их общности и различий с терминами и понятиями художественного языка других видов искусства;
- применение полученных знаний о музыке и музыкантах, о других видах искусства в процессе самообразования, внеурочной творческой деятельности.
Коммуникативные УУД:
- решение учебных задач совместно с одноклассниками, учителем в процессе музыкальной, художественно-творческой, исследовательской деятельности;
- формирование способности вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, слушать и понимать точку зрения собеседника, вести дискуссию по поводу различных явлений музыкальной культуры;
- формирование адекватного поведения в различных учебных, социальных ситуациях в процессе восприятия и музицирования, участия в исследовательских проектах, внеурочной деятельности;
- развитие навыков постановки проблемных вопросов во время поиска и сбора информации о музыке, музыкантах, в процессе восприятия и исполнения музыки;
- совершенствование навыков развёрнутого речевого высказывания в процессе анализа музыки ( с использованием музыкальных терминов и понятий), её оценки и представления в творческих формах работы в исследовательской, внеурочной, досуговой деятельности;
- знакомство с различными социальными ролями в процессе работы и защиты исследовательских проектов;
- самооценка и интерпретация собственных коммуникативных действий в процессе восприятия, исполнения музыки, театрализаций, драматизаций музыкальных образов.
Информационные УУД:
-владение навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, энциклопедиями, каталогами, словарями, CD-ROM, Интернетом;
- самостоятельный поиск, извлечение, систематизация, анализ и отбор необходимой для решения учебных задач информации, её организация, преобразование, сохранение и передача;
- ориентация в информационных потоках, умение выделять в них главное и необходимое; умение осознанно воспринимать музыкальную и другую художественную информацию, распространяемую по каналам средств массовой информации;
- применение для решения учебных задач, проектно-исследовательской деятельности, информационных и телекоммуникационных технологий: аудио- и видеозаписи, электронная почта, Интернет;
- увеличение количества источников информации, с которыми можно работать одновременно при изучении особенностей музыкальных образов разных эпох, стилей, композиторских школ;
- осуществление интерактивного диалога в едином информационном пространстве музыкальной культуры.
II. Общая характеристика учебного предмета.
В соответствии с Базисным учебным планом в 6 классе на учебный предмет «Музыка» отводится 34 часов (из расчета 1 час в неделю). Количество часов в год – 34
Распределение часов по четвертям:
Класс | I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть |
6г | 9 | 7 | 10 | 8 |
6д | 9 | 7 | 10 | 8 |
Рабочая программа по музыке для 5 класса предполагает определённую специфику межпредметных связей, которые просматриваются через взаимодействие музыки с предметами: «Изобразительное искусство», «Литература», «Основы религиозной культуры и светской этики».
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Москва: “Просвещение”, 2010 год; «Искусство»- : Музыка: 1-7 кл., «Искусство» 8-9 кл , Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Москва: “Просвещение”, 2010 год;.). При работе по данной программе предполагается использование учебно-методического комплекта: нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические и вспомогательная литература (сборники песен и хоров, методические пособия для учителя, дополнительные аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке).
III. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Курс нацелен на изучение многообразных взаимодействий музыки с жизнью, природой, обычаями, литературой, живописью, историей, психологией музыкального восприятия, а также с другими видами и предметами художественной и познавательной деятельности.
Программа основана на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, которые дают возможность учащимся усваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры и преобразуют духовный мир человека, его душевное состояние.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Основными ценностными ориентирами содержания предмета являются:
1. Воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке в процессе освоения содержания музыкальных произведений как опыта обобщения и осмысления жизни человека, его чувств и мыслей.
2. Формирование музыкальной картины мира во взаимодействии народного и профессионального творчества, композиторских, национальных и эпохальных стилей, музыкальных произведений разных жанров, форм и типов драматургии.
3. Формирование интонационно-слухового опыта школьников, как сферы невербального общения, значимой для воспитания воображения и интуиции, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию.
4. Развитие гибкого интонационно-образного мышления, позволяющего школьникам адекватно воспринимать произведения разнообразных жанров и форм, глубоко погружаться в наиболее значимые из них, схватывать существенные черты, типичные для ряда произведений.
5. Разнообразие видов исполнительской музыкальной деятельности помогает учащимся войти в мир музыкального искусства, развить музыкальную память, воспитать художественный вкус.
6. Ориентация музыкально-исполнительской деятельности школьников на наиболее интегративные ее виды (дирижирование и режиссура) создает условия для целостного охвата музыкального произведения в единстве его содержания и формы.
7. Воспитание потребности школьников в музыкальном творчестве как форме самовыражения на основе импровизации и исполнительской интерпретации музыкальных произведений.
8. Формирование у учащихся умения решать музыкально-творческие задачи не только на уроке, но и во внеурочной деятельности, принимать участие в художественных проектах класса, школы, культурных событиях села, города, района и др.
IV. Планируемые результаты изучения предмета.
В программе сформулированы основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся к концу учебного года.
Личностные результаты:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности в процессе освоения вершинных образцов отечественной музыкальной культуры, понимания ее значимости в мировом музыкальном процессе;
- становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре разных народов на основе знакомства с их музыкальными традициями, выявления в них общих закономерностей исторического развития, процессов взаимовлияния, общности нравственных, ценностных, эстетических установок;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в процессе познания произведений разных жанров, форм и стилей, разнообразных типов музыкальных образов и их взаимодействия;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире путем ориентации в многообразии музыкальной действительности и участия в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения посредством раскрытия связей и отношений между музыкой и жизнью, освоения способов отражения жизни в музыке и различных форм воздействия музыки на человека;
- формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей на основе восприятия произведений мировой музыкальной классики, их коллективного обсуждения и интерпретации в разных видах музыкальной исполнительской деятельности;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе развития музыкально-эстетического сознания, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях в процессе освоения разных типов индивидуальной, групповой и коллективной музыкальной деятельности, при выполнении проектных заданий и проектных работ;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни через развитие представления о гармонии в человеке физического и духовного начал, воспитание бережного отношения к материальным и духовным ценностям музыкальной культуры;
- формирование мотивации к музыкальному творчеству, целеустремленности и настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности музыкально-творческой деятельности учащихся.
Метапредметные результаты:
Познавательные:
Учащиеся научатся:
логическим действиям сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям, выдвижения предположений и подтверждающих их доказательств;
применять методы наблюдения, экспериментирования, моделирования, систематизации учебного материала, выявления известного и неизвестного при решении различных учебных задач;
обсуждать проблемные вопросы, рефлексировать в ходе творческого сотрудничества, сравнивать результаты своей деятельности с результатами других учащихся; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
понимать различие отражения жизни в научных и художественных текстах; адекватно воспринимать художественные произведения, осознавать многозначность содержания их образов, существование различных интерпретаций одного произведения; выполнять творческие задачи, не имеющие однозначного решения;
осуществлять поиск оснований целостности художественного явления (музыкального произведения), синтеза как составления целого из частей;
использовать разные типы моделей при изучении художественного явления (графическая, пластическая, вербальная, знаково-символическая), моделировать различные отношения между объектами, преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью;
пользоваться различными способами поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.
Учащиеся получат возможность:
научиться реализовывать собственные творческие замыслы, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
удовлетворять потребность в культурно-досуговой деятельности, духовно обогащающей личность, в расширении и углублении знаний о данной предметной области.
Регулятивные:
Учащиеся научатся:
принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки, а также пользоваться на практике этими критериями.
прогнозировать содержание произведения по его названию и жанру, предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов, их развитию и взаимодействию в музыкальном произведении;
мобилизации сил и волевой саморегуляции в ходе приобретения опыта коллективного публичного выступления и при подготовке к нему.
Учащиеся получат возможность научиться:
ставить учебные цели, формулировать исходя из целей учебные задачи, осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата в процессе участия в индивидуальных, групповых проектных работах;
действовать конструктивно, в том числе в ситуациях неуспеха за счет умения осуществлять поиск наиболее эффективных способов реализации целей с учетом имеющихся условий.
Коммуникативные:
Учащиеся научатся:
понимать сходство и различие разговорной и музыкальной речи;
слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;
понимать композиционные особенности устной (разговорной, музыкальной) речи и учитывать их при построении собственных высказываний в разных жизненных ситуациях;
использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
опосредованно вступать в диалог с автором художественного произведения посредством выявления авторских смыслов и оценок, прогнозирования хода развития событий, сличения полученного результата с оригиналом с целью внесения дополнений и корректив в ход решения учебно-художественной задачи;
приобрести опыт общения с публикой в условиях концертного предъявления результата творческой музыкально-исполнительской деятельности.
Учащиеся получат возможность:
совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки, опираясь на знание композиционных функций музыкальной речи;
создавать музыкальные произведения на поэтические тексты и публично исполнять их сольно или при поддержке одноклассников.
Предметные результаты:
У учащихся будут сформированы:
первоначальные представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии; о ценности музыкальных традиций народа;
основы музыкальной культуры, художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
представление о национальном своеобразии музыки в неразрывном единстве народного и профессионального музыкального творчества.
Учащиеся научатся:
активно творчески воспринимать музыку различных жанров, форм, стилей;
слышать музыкальную речь как выражение чувств и мыслей человека, различать в ней выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов;
ориентироваться в разных жанрах музыкально-поэтического фольклора народов России (в том числе родного края);
наблюдать за процессом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов, их изменения; понимать причинно-следственные связи развития музыкальных образов и их взаимодействия;
моделировать музыкальные характеристики героев, прогнозировать ход развития событий «музыкальной истории»;
использовать графическую запись для ориентации в музыкальном произведении в разных видах музыкальной деятельности;
воплощать художественно-образное содержание, интонационно-мелодические особенности народной и профессиональной музыки(в пении, слове, движении, игре на простейших музыкальных инструментах) выражать свое отношение к музыке в различных видах музыкально-творческой деятельности;
планировать и участвовать в коллективной деятельности по созданию инсценировок музыкально-сценических произведений, интерпретаций инструментальных произведений в пластическом интонировании;
Учащиеся получат возможность научиться:
ориентироваться в нотном письме при исполнении простых мелодий;
творческой самореализации в процессе осуществления собственных музыкально-исполнительских замыслов в различных видах музыкальной деятельности;
организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, музицировать и использовать ИКТ в музыкальном творчестве;
оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности, собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).
V. Учебно-тематический план.
№ урока | Тема | Количество часов |
Раздел 1. Мир образов вокальной и инструментальной музыки | 16 | |
1 | Удивительный мир музыкальных образов. | 1 |
2 | Образы романсов и песен русских композиторов | 1 |
3 | Два музыкальных посвящения | 1 |
4 | Портрет в музыке и живописи | 1 |
5 | «Уноси моё сердце в звенящую даль» | 1 |
6 | Музыкальный образ и мастерство исполнителя | 1 |
7 | Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композитов | 1 |
8 | Образ песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения. | 1 |
9 | Старинной песни мир | 1 |
10 | Народное искусство Древней Руси | 1 |
11 | Русская духовная музыка «Фрески Софии Киевской» | 1 |
12 | «Перезвоны». Молитва | 1 |
13 | «Небесное и земное» в музыке Баха. | 1 |
14 | Образы скорби и печали | 1 |
15 | «Фортуна правит миром» | 1 |
16 | Авторская песня: прошлое и настоящее | 1 |
17 | Джаз – искусство 20 века | 1 |
Раздел 2. Мир образов камерной и симфонической музыки | 18 | |
18 | Вечные темы искусства и жизни | 1 |
19 | Могучее царство Ф.Шопена. Вдали от Родины | 1 |
20 | Ночной пейзаж. Ноктюрн. | 1 |
21-22 | Инструментальный концерт | 2 |
23 | Космический пейзаж. Быть может вся природа – мозаика цветов. | 1 |
24-26 | Образы симфонической музыки. «Метель».Музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина. | 3 |
27-28 | Симфоническое развитие музыкальных образов. «В печали весел, а в веселье печален». «Связь времен». | 2 |
29 | Программная увертюра. Людвиг Ван Бетховен «Эгмонт» | 1 |
30-31 | Увертюра-фантазия П.И.Чайковского «Ромео и Джульетта» | 2 |
32-33 | Мир музыкального театра. | 2 |
34 | Образы киномузыки.(Обобщающий урок) | 1 |
VI. Содержание учебного предмета
Содержание программы основано на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, который дает возможность учащимся осваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры. Культура предстает перед школьниками как история развития человеческой памяти, величайшее нравственное значение которой, по словам академика Д.С.Лихачева «в преодолении времени».
Отношение к памятникам любого из искусств – показатель культуры всего общества в целом и каждого человека в отдельности. Сохранение культурной среды, творческая жизнь в этой среде обеспечат привязанность к родным местам, нравственную дисциплину и социализацию личности учащихся.
Содержание учебного предмета совпадает с содержанием в авторской программе.
Реализация данной программы опирается на следующие методы музыкального образования:
- метод междисциплинарных взаимодействий;
- метод проблемного обучения;
- метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
- метод эмоциональной драматургии;
- метод интонационно-стилевого постижения музыки;
- метод художественного контекста;
- метод создания «композиций»;
- метод перспективы и ретроспективы;
-метод игры.
При реализации содержания программы основными видами практической деятельности на уроке являются: I – слушание музыки (восприятие, расширение представлений, оценка изучаемых музыкальных произведений, размышление о воздействии музыки на человека, её взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью), II – выполнение проблемно-творческих заданий (инструментальная импровизация и сочинение, создание музыкально-пластических композиций, театрализованные формы музыкально-творческой деятельности), III –пение (творческое самовыражение учащегося в хоровом и ансамблевом исполнении различных образцов вокальной музыки, воплощение различных музыкальных образов, совершенствование вокально-хоровых умений инавыков, вокально-творческое развитие), IV - музыкально-творческая практика с применением информационно-коммуникационных технологий. Организация видов деятельности предполагает участие всех компонентов учебно-методического комплекта – учебника, творческой тетради, нотных хрестоматий для учителя, музыкальной фонохрестоматии, каждый из видов деятельности непременно соотносится с содержанием учебника.
Курс нацелен на изучение многообразных взаимодействий музыки с жизнью, природой, обычаями, литературой, живописью, историей, психологией музыкального восприятия, а также с другими видами и предметами художественной и познавательной деятельности.
Программа основана на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, которые дают возможность учащимся усваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры, и преобразуют духовный мир человека, его душевное состояние. Содержание данной программы раскрывается в учебных темах каждого полугодия. В обновленном музыкальном материале, а также введении параллельного и методически целесообразного литературного и изобразительного рядов. В программе 6 класса рассматривается многообразие музыкальных образов, запечатленных в жанрах вокальной, инструментальной и инструментально-симфонической музыки. Музыкальный образ рассматривается как живое, обобщенное представление о действительности, выраженное в звуках. В сферу изучения входят также интонационная природа музыкальных образов, приемы взаимодействия и развития различных образных сфер в музыкальном искусстве. Мир образов народной, религиозной, классической и современной музыки. Музыка в семье искусств.
Приоритетным направлением содержания программы и УМК по-прежнему остается русская музыкальная культура. Фольклор, классическое наследие, музыка религиозной традиции, современные музыкальные направления музыкального искусства формируют у учащихся национальное самосознание, понимание значимости своей культуры в художественной картине мира.
VII. Контроль уровня достижения планируемых результатов освоения программы.
Контроль осуществляется в следующих видах: вводный, текущий, тематический, итоговый.
Основными формами контроля знаний, умений и навыков учащихся являются: анализ и оценка учебных, учебно-творческих работ, игровые формы, устный и письменный опрос.
Формы организации учебного процесса: индивидуальные, групповые, фронтальные, коллективные, классные и внеклассные.
В контроле учитываются следующие критерии оценки знаний, умений, навыков учащихся 6 класса:
-понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров; различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы;
- иметь представление о приёмах взаимодействия и развития образов музыкальных сочинений;
- знать имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их произведений;
- уметь по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю (музыка классическая, народная, религиозная, современная;
- владеть навыками музицирования: исполнение песен ( народных, классического репертуара, современных авторов), напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных сочинений;
- анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;
- раскрывать образный строй музыкальных произведений на основе взаимодействия различных видов искусства;
- развивать навыки исследовательской художественно-эстетической деятельности (выполнение индивидуальных и коллективных проектов);
-применять информационно-коммуникативные технологии для расширения опыта творческой деятельности в процессе поиска информации в образовательном пространстве сети Интернет.
VIII. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.
Сергеева, Г. П. Музыка. 6 класс [Текст] : учеб.для общеобразоват. учреждений / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. - М.: Просвещение, 2011.
Сергеева, Г. П. Музыка. 6 класс. Творческая тетрадь [Текст]: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. - М.: Просвещение, 2010.
Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 6 класс [Ноты]: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / сост. Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. - М.: Просвещение, 2010.
Музыка. Фонохрестоматия. 6 класс [Электронный ресурс] / сост. Г. П. Сергеева. Е. Д. Критская. - М. : Просвещение, 2010. - 1 электрон.-опт. диск (CD-ROM).
Сергеева, Г. П. Уроки музыки. 5-6 классы [Текст]: пособие для учителя / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. - М.: Просвещение, 2010.
Литература
1. Методические пособия для учителя.
Смолина, Е. А. Современный урок музыки [Текст]: творческие приёмы и задания / Е. А. Смолина. - Ярославль: Академия развития, 2007.
Музыка в 4-7 классах [Текст]: метод, пособие / под ред. Э. Б. Абдуллина. - М.: Просвещение, 1988.
Дмитриева, Л. Г. Методика музыкального воспитания в школе [Текст] / Л. Г. Дмитриева, 11. М. Черноиваненко. - М.: Академия, 2000.
Теория и методика музыкального образования детей [Текст] / под ред. Л. В. Школяр. - М. :Флинта, Наука, 1998.
Безбородова, Л. А. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях [Текст] / Л. А. Безбородова, Ю. Б. Алиев. М.: Академия, 2002.
Халазбурь, П. Теория и методика музыкального воспитания [Текст] / П. Халазбурь, В. По
пов. СПб., 2002.
Золина, Л. В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы [Текст]: метод, пособие с электронным приложением /Л. В. Золина. - М.: Глобус, 2008.
Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании [Текст] / под ред. В. Д. Критской, Л. В. Школяр. - М.: Флинта, 1999.
2. Дополнительная литература для учителя.
Кабалевский, Д. Б. Как рассказывать детям о музыке [Текст] / Д. Б. Кабалевский. ~ М.: Просвещение, 1989.
Кабалевский, Д. Б. Воспитание ума и сердца [Текст] / Д. Б. Кабалевский. - М.: Просвещение, 1989.
Веселые уроки музыки [Текст] / авт.-сост. 3. Н. Бугаева. - М.: ACT, 2002.
Ригина, Г. С. Музыка [Текст]: книга для учителя / Г. С. Ригина. - М.: Учебная литература, 2000.
Разумовская, О. К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды [Текст] / О. К. Разумовская - М.: Айрис-пресс, 2007.
IX. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
- Музыкальные инструменты: фортепиано
- Видеофильмы с записью известных хоровых коллективов, оркестровых коллективов;
- Персональный компьютер;
- Медиапроектор.
- музцентр,
- телевизор,
- DVD,
- CD –DVD носители.
X. Календарно-тематическое планирование
№ урока | Дата проведения | Тема | Содержание | Планируемые результаты | Контрольно-оценочная деятельность | Материально-техническое обеспечение |
Раздел 1. Мир образов вокальной и инструментальной музыки (17 ч) | ||||||
1 | Удивительный мир музыкальных образов. | Что роднит музыкальную и разговорную речь? (Интонация). Мелодия – душа музыки. Музыкальный образ – это живое обобщённое представление о действительности, выраженное в музыкальных интонациях. Классификация музыкальных жанров: вокальная и инструментальная музыка. | Личностные: Углубление представления о неразрывном единстве музыки и жизни. Развитие познавательного интереса. Предметные: Знать/понимать: что музыкальный образ – живое, обобщенное представление о действительности, выраженное в звуках. Различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы в вокальной и инструментальной музыке. Уметь анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора. Владеть навыками музицирования:исполнение песен, напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных сочинений. Метапредметные: Умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов; Анализ собственной учебной деятельности и внесение необходимых корректив для достижения запланированных результатов; | Слушание. Хоровое пение. Устный контроль. Интонационно-образный анализ прослушанной музыки. Музыкальная викторина. | Компьютер Проектор, Музцентр, Телевизор, DVD, Слайд-презентации, CD –DVD носители, Фортепиано | |
2 | Образы романсов и песен русских композиторов | Расширение представлений о жанре романса. Взаимосвязь разговорных и музыкальных интонаций в романсах. Триединство «композитор – исполнитель – слушатель» Красный сарафан. А.Варламов, Н.Цыганова; Жаворонок. М.Глинка, Н.Кукольник; Мама. Из вокально-инструментального цикла «Земля». В.Гаврилин, В.Шульгина. | Личностные: Эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России, творческой деятельности музыкально-эстетического характера. Развивать интерес к художественной деятельности. Метапредметные: Умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности её решения. Вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов; Предметные: Знать/понимать: жизненно – образное содержание музыкальных произведений разных жанров. Уметь: различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы в вокальной музыке. Уметь по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю — народная, композиторская. | |||
3 | Два музыкальных посвящения | Знакомство с шедеврами вокальной музыки – романсом М.Глинки «Я помню чудное мгновенье», инструментальной музыки – «Вальс-фантазия» М.Глинки. | Личностные: Понимание социальных функций музыки в жизни людей, общества, в своей жизни; личностное освоение содержания образов (лирических, эпических, драматических) на основе поиска их жизненного содержания, широких ассоциативных связей музыки с другими видами искусства; Предметные: Знать/понимать: способы создания различных образов: музыкальный портрет. Понимать, что каждое музыкальное произведение благодаря эмоциональному воздействию позволяет пережить всю глубину чувств. Уметь соотносить музыкальные сочинения с произведениями других видов искусств, выявлять своеобразие почерка композитора М.И.Глинки. Метапредметные: Умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы; смысловое чтение текстов различных стилей и жанров; | Слушание. Хоровое пение. Устный контроль. Интонационно-образный анализ прослушанной музыки. Музыкальная викторина. | Компьютер Проектор, Музцентр, Телевизор, DVD, Слайд-презентации, CD –DVD носители, Фортепиано | |
4 | Портрет в музыке и живописи | Романс «Я помню чудное мгновенье» и «Вальс-фантазия» М.И.Глинки. Влияние формы и приёмов развития на отражение содержания этих сочинений. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. | Личностные: Воспитание уважения к истории культуры своего народа, выраженной в музыкальном и изобразительном искусстве. Предметные: Объяснять, как форма и приёмы развития музыки могут раскрывать образы сочинений Метапредметные: Использование разных источников информации, ИКТ; Самостоятельный выбор целей и способов решения учебных задач (включая интонационно-образный и жанрово-стилевой анализ сочинений) в процессе восприятия и исполнения музыки различных эпох, стилей, жанров, композиторских школ; | Слушание. Хоровое пение. Устный контроль. Интонационно-образный анализ прослушанной музыки. Музыкальная викторина. | Компьютер Проектор, Музцентр, Телевизор, DVD, Слайд-презентации, CD –DVD носители, Фортепиано | |
5 | «Уноси моё сердце в звенящую даль» | Отечественная музыкальная культура 19 века: формирование русской классической школы – С.В.Рахманинов. Лирические образы романсов С.В.Рахманинова, мелодические особенности музыкального языка, выразительность и изобразительность в музыке. С.В.Рахманинов, сл.Е.Бекетовой. «Сирень». С.В.Рахманинов «Островок». Ю.Визбор «Милая моя». | Личностные: Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении. Предметные: Знать имена выдающихся русских композиторов: А.Варламов, А.Гурилев, М.Глинка, С.Рахманинов Знать определения музыкальных жанров и терминов: романс, баркарола, серенада. Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки, сравнивать музыкальные интонации с интонациями картин художников, передавать свои музыкальные впечатления в рисунке. Метапредметные: Умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов; размышление о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства; | Слушание. Хоровое пение. Устный контроль. Интонационно-образный анализ прослушанной музыки. Музыкальная викторина. | Компьютер Проектор, Музцентр, Телевизор, DVD, Слайд-презентации, CD –DVD носители, Фортепиано | |
6 | Музыкальный образ и мастерство исполнителя | Жизнь и творчество Ф.И.Шаляпина. Мастерство исполнителя и мир музыкальных образов. Сопоставление образов музыки и изобразительного искусства. М.И.Глинка «Рондо Фарлафа» из оперы «Руслан и людмила», «Ария Сусанин Сусанин». | Личностные: Совершенствование художественного вкуса. Осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества. Предметные: Знать имена известных исполнителей (Ф. Шаляпин), понятие бельканто. Уметь размышлять о музыке, высказывать суждения об основной идее, о средствах и формах её воплощения, проявлять навыки вокально-хоровой работы. Метапредметные: Размышление о взаимодействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства; Развитие критического отношения к собственным действиям, действиям одноклассников в процессе познания музыкального искусства, участия в индивидуальных и коллективных | Слушание. Хоровое пение. Устный контроль. Интонационно-образный анализ прослушанной музыки. Музыкальная викторина. | Компьютер Проектор, Музцентр, Телевизор, DVD, Слайд-презентации, CD –DVD носители, Фортепиано | |
7 | Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композитов | Народное музыкальное творчество. Основные жанры русской народной музыки (обрядовые песни). Народные истоки русской профессиональной музыки. Лирические образы свадебных обрядовых песен. Песня-диалог. Воплощение обряда свадьбы в операх русских композиторов. | Личностные: Понимание социальных функций музыки (познавательной, коммуникативной, эстетической, практической, воспитательной, зрелищной и др.) в жизни людей, общества, в своей жизни; Предметные: Знать особенности русского свадебного обряда, значение песен во время обряда; Уметь по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю – музыка классическая или народная на примере опер русских композитов. Метапредметные: Самостоятельный выбор целей и способов решения учебных задач (включая интонационно-образный и жанрово-стилевой анализ сочинений0 в процессе восприятия и исполнения музыки различных эпох, стилей, жанров, композиторских школ. | Слушание. Хоровое пение. Устный контроль. Интонационно-образный анализ прослушанной музыки. Музыкальная викторина. | Компьютер Проектор, Музцентр, Телевизор, DVD, Слайд-презентации, CD –DVD носители, Фортепиано | |
8 | Образ песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения. | Знакомство с вокальным стилем бельканто. Освоение вокального и инструментального жанров – баркаролы (песни на воде). Музыкальные образы песен Ф.Шуберта, М.И. Глинки. М.И.Глинка «Венецианская ночь», Ф.Шуберт «Форель», «Серенада (№4 из вок. цикла лебединая песня). | Личностные: Осмысление взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании музыкальных образов, их влиянии на духовно-нравственное становление личности. Предметные: Знать определения музыкальных жанров и терминов: опера, романс, баркарола, серенада, баллада, знакомство со стилем пения – бельканто. Уметь наблюдать за развитием музыки, выявлять средства выразительности разных видов искусств в создании единого образа. Метапредметные: Владеть музыкальными терминами и понятиями в пределах изучаемой темы; Самостоятельный выбор целей и способов решения учебных задач (включая интонационно-образный и жанрово-стилевой анализ сочинений) в процессе восприятия и исполнения музыки различных эпох, стилей, жанров, композиторских школ. | Слушание. Хоровое пение. Устный контроль. Интонационно-образный анализ прослушанной музыки. Музыкальная викторина. | Компьютер Проектор, Музцентр, Телевизор, DVD, Слайд-презентации, CD –DVD носители, Фортепиано | |
9 | Старинной песни мир | Романтизм в западноевропейской музыке. Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий. Богатство музыкальных образов. Драматические образы баллады «Лесной царь». Единство выразительного и изобразительного в создании драматически напряженного образа. Сквозное развитие баллады. Ф.Шуберт. Баллада «Лесной царь» в исполнении Д. Фишер-Дискау на немецком языке. | Личностные: Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении. Предметные: Знать основные моменты из жизни и творчества Ф.Шуберта; -понятие баллада. Уметь: различать эпические, драматические музыкальные образы в вокальной музыке; - определять приёмы развития музыкального произведения; - выявлять средства выразительности и изобразительности музыкальных произведений; - сравнивать интонации музыкального, живописного и литературного произведений. Метапредметные: Проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями; Самостоятельная работа в рабочих тетрадях; | Слушание. Хоровое пение. Устный контроль. Интонационно-образный анализ прослушанной музыки. Музыкальная викторина. | Компьютер Проектор, Музцентр, Телевизор, DVD, Слайд-презентации, CD –DVD носители, Фортепиано | |
10 | Народное искусство Древней Руси | Особенности развития народной музыки Древней Руси. Связи русского музыкального фольклора с жизнью человека. Роль музыки в народных праздниках. Жанры и формы народной музыки. «Пляска скоморохов» из оперы «Снегурочка» Н.А.Римского-Корсакова, «Во кузнице», «Как под яблонькой», «Былинные наигрыши». | Знать особенности развития народной музыки, её жанры и формы; роль народной музыки в жизни человека; это такие скоморохи; Уметь называть народные музыкальные инструменты. | Слушание. Хоровое пение. Устный контроль. Интонационно-образный анализ прослушанной музыки. Музыкальная викторина. | Компьютер Проектор, Музцентр, Телевизор, DVD, Слайд-презентации, CD –DVD носители, Фортепиано | |
11 | Русская духовная музыка «Фрески Софии Киевской» | Духовная и светская музыкальная культура России во второй половине XVII в. и XVIII в. Духовная музыка русских композиторов: хоровой концерт.. Характерные особенности духовной музыки. Основные жанры религиозно-духовной культуры – Всенощная и Литургия. Знаменный распев как основа русской духовной музыки. Жанр хорового концерта. Полифоническое изложение материала. Знакомство с жизнью и творчеством М.С.Березовского.Фрагменты из концертонй симфонии В.Кикта «Фрески Софии Киевской» | Личностные: Вхождение обучающихся в мир духовных ценностей музыкального искусства, влияющих на выбор наиболее значимых ценностных ориентаций личности; Понимание жизненного содержания религиозной, народной музыки. Формирование целостности мировоззрения, учитывающего культурное, духовное многообразие современного мира Предметные: Знать: основные этапы развития духовной музыки; - понятия: знаменный распев, партесное пение и а капелла, унисон, духовный концерт, фреска, орнамент. Метапредметные: Стремление к приобретению музыкально-слухового опыта общения с известными и новыми музыкальными произведениями различных жанров, стилей народной и профессиональной музыки, познанию приёмов развития музыкальных образов, особенностей их музыкального языка; Приобретение навыков работы с сервисами Интернета. | Слушание. Хоровое пение. Устный контроль. Интонационно-образный анализ прослушанной музыки. Музыкальная викторина. | Компьютер Проектор, Музцентр, Телевизор, DVD, Слайд-презентации, CD –DVD носители, Фортепиано | |
12 | . | «Перезвоны». Молитва | Стилевое многообразие музыки ХХ столетия: развитие традиций русской классической музыкальной школы. Связь музыки В.Гаврилина с русским народным музыкальным творчеством. Жанр молитвы в музыке отечественных композиторов. В.Гаврилин. Фрагменты из симфонии-действа «Перезвоны». | Личностные: Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении. Предметные: Знать/понимать: значение выявления глубоких связей с русским народным музыкальным творчеством и осмысление интонационно-жанрового богатства народной музыки, значение молитвы в музыке отечественных композиторов. Уметь: соотносить музыкальные сочинения с произведениями других видов искусств, размышлять о музыке, высказывать суждения об основной идее, о средствах и формах ее воплощения, проявлять навыки вокально – хоровой работы. Метапредметные: Расширение представлений о связях музыки с другими видами искусства на основе художественно-творческой, исследовательской деятельности; Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности. | Слушание. Хоровое пение. Устный контроль. Интонационно-образный анализ прослушанной музыки. Музыкальная викторина. | Компьютер Проектор, Музцентр, Телевизор, DVD, Слайд-презентации, CD –DVD носители, Фортепиано |
13 | «Небесное и земное» в музыке Баха. | Углубление понимания особенностей языка западноевропейской музыки на примере вокально-инструментальных жанров – мессы. | Личностные: Бережное отношение к родной земле и своему народу. Уважение к защитникам Родины. Предметные: Знать/понимать богатство музыкальных образов (героические и эпические) и особенности их драматургического развития (контраст). Жанр вокальной музыки – кантата. Метапредметные: Участие в музыкальной жизни класса, школы Осуществлять поиск музыкально – образовательной информации в сети Интернета; | Слушание. Хоровое пение. Устный контроль. Интонационно-образный анализ прослушанной музыки. Музыкальная викторина. | Компьютер Проектор, Музцентр, Телевизор, DVD, Слайд-презентации, CD –DVD носители, Фортепиано | |
14 | Образы скорби и печали | Углубление понимания особенностей языка западноевропейской музыки на примере вокально-инструментальных жанров – кантаты, реквиема. Образы скорби и печали в религиозной музыке (кантата «СтабатМатер» Дж.Перголези и «Реквием» В.Моцарта.) | Личностные: Формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. Предметные: Знать понятия: кантата, реквием, полифония; Основные факты из жизни и творчества В.Моцарта и Дж.Перголези, связанные с написанием кантаты и реквиема. Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки. Метапредметные: Умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы. | Слушание. Хоровое пение. Устный контроль. Интонационно-образный анализ прослушанной музыки. Музыкальная викторина. | Компьютер Проектор, Музцентр, Телевизор, DVD, Слайд-презентации, CD –DVD носители, Фортепиано | |
15 | «Фортуна правит миром» | Знакомство со сценической кантатой К.Орфа «Кармина Бурана» | Личностные: Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия, творческой деятельности эстетического характера. Предметные: Знать: - особенности творчества К.Орфа; -понятие фортуна; -кто такие ваганты. Метапредметные: Самостоятельный выбор целей и способов решения учебных задач ( включая интонационно-образный и жанрово-стилевой анализ сочинений) в процессе восприятия и исполнения музыки различных эпох, стилей, жанров, композиторских школ; Приобретение навыков работы с сервисами Интернета. | Слушание. Хоровое пение. Устный контроль. Интонационно-образный анализ прослушанной музыки. Музыкальная викторина. | Компьютер Проектор, Музцентр, Телевизор, DVD, Слайд-презентации, CD –DVD носители, Фортепиано | |
16 | Авторская песня: прошлое и настоящее | Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства, бардовская песня. История развития авторской песни от Средневековья и до нашего времени. Жанры, особенности и исполнители авторской песни. | Личностные: Формирование ориентиров для социальной, культурной самоидентификации, осознания своего места в окружающем мире; Знание культуры своего народа, основ культурного наследия народов России и человечества. Предметные: Знать: - историю развития авторской песни; -особенности и жанры авторской песни; - имена авторов бардовской пени. Метапредметные: Формирование навыков сотрудничества, совместной работы в парах или группы; Совершенствование видов речевой деятельности; умений выражать ценностные суждения и/или свою позицию по обсуждаемой проблеме на основе имеющихся представлений о социальных и личностных ценностях, нравственно-эстетических нормах, эстетических ценностях, навыка рефлексии, анализа собственной учебной деятельности с позиций соответствия полученных результатов учебной задаче, целям и способам действий. | Компьютер Проектор, Музцентр, Телевизор, DVD, Слайд-презентации, CD –DVD носители, Фортепиано | ||
17 | Джаз – искусство 20 века | История развития джазовой музыки, её истоки (спиричуэл, блюз). Джазовые импровизации и обработки. Взаимодействие легкой и серьезной музыки (рок-музыка и симфоджаз) | Личностные: Понимание социальных функций джазовой музыки в жизни людей разных стран. Предметные: Знать истоки джаза, определения музыкальных жанров и терминов: джаз, спиричуэл, блюз. Знать имена выдающихся джазовых композиторов и исполнителей: Дж.Гершвин, Л.Армстронг, Д.Эллингтон. Уметь: анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора. Творческое самовыражение учащихся в хоровом исполнении песен. Метапредметные: Самостоятельный выбор целей и способов решения учебных задач (включая интонационно-образный и жанрово-стилевой анализ сочинений) в процессе восприятия и исполнения джазовой музыки; Сравнение изложения одних и тех же сведений об искусстве джаза в различных источниках, включая Интернет. | Слушание. Хоровое пение. Устный контроль. Интонационно-образный анализ прослушанной музыки. Музыкальная викторина. | Компьютер Проектор, Музцентр, Телевизор, DVD, Слайд-презентации, CD –DVD носители, Фортепиано | |
Раздел 2. Мир образов камерной и симфонической музыки (18ч) | ||||||
18 | Вечные темы искусства и жизни | Особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки - прелюдия, этюд. Жизнь – единая основа художественных образов любого вида искусства. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки. Характерные черты музыкального стиля Ф.Шопена. Закрепление жанра ноктюрна. Программная и не программная музыка. | Личностные: Вхождение обучающихся в мир духовных ценностей музыкального искусства, влияющих на выбор наиболее значимых ценностных ориентаций личности. Предметные: Знать понятия: вокальная и инструментальная музыка; камерная и симфоническая музыка; программная и непрограммная музыка; - основные принципы развития музыкального произведения. Метапредметные: Планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения музыки, создания импровизаций при выявлении взаимодействия музыки с другими видами искусства, участия в художественной и проектно-исследовательской деятельности. | Слушание. Хоровое пение. Устный контроль. Интонационно-образный анализ прослушанной музыки. Музыкальная викторина. | Компьютер Проектор, Музцентр, Телевизор, DVD, Слайд-презентации, CD –DVD носители, Фортепиано | |
19 | Могучее царство Ф.Шопена. Вдали от Родины. | Творческий облик Ф.Шопена, широта его взглядов на мир. Истоки творчества композитора. Контраст музыкальных образов, воплощенных в различных жанрах фортепианной миниатюры (прелюдиях, вальсах, мазурках, полонезах, этюдах). Инструментальная баллада – жанр романтического искусства. | Личностные: Развитие чувства стиля композитора, позволяющего распознавать национальную принадлежность произведений, выявлять единство родного, национального и общечеловеческого Предметные: Знать основные моменты творчества Ф.Шопена, повлиявшие на создание тех или иных музыкальных произведений; - различные жанры фортепианной миниатюры. Метапредметные: Формирование уважительного отношения к музыкальной культуре и ценностям другого народа; Построение логического рассуждения, умозаключения в процессе интонационно-образного и жанрово-стилевого анализа произведений ф.Шопена; Ориентация в информационных потоках с целью отбора музыкальной и другой художественной информации, распространяемой по каналам СМИ. | Слушание. Хоровое пение. Устный контроль. Интонационно-образный анализ прослушанной музыки. Музыкальная викторина. | Компьютер Проектор, Музцентр, Телевизор, DVD, Слайд-презентации, CD –DVD носители, Фортепиано | |
20 | Ночной пейзаж. Ноктюрн. | . Жанр камерной музыки – ноктюрн. Образы «Ночной музыки». Музыка- выражение личных чувств композитора. Картинная галерея. Ф.Шопен «Ноктюрн» фа минор. П.И.Чайковский «Ноктюрн» до-диез минор. А.П.Бородин«Ноктюрн» из квартета №2. | Личностные: Актуализация имеющихся знаний и слуховых представлений о жанре ноктюрна в творчестве различных композиторов Предметные: Знать понятие ноктюрн. Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки; -выявлять средства художественной выразительности. Метапредметные: Установление аналогий, классификация, самостоятельный выбор критериев для классификации, установления причинно-следственных связей, построения логических рассуждений, умозаключений, выводов об особенностях жанра ноктюрна. | Слушание. Хоровое пение. Устный контроль. Интонационно-образный анализ прослушанной музыки. Музыкальная викторина. | Компьютер Проектор, Музцентр, Телевизор, DVD, Слайд-презентации, CD –DVD носители, Фортепиано | |
21 - 22 | Инструментальный концерт | Зарождение и развитие жанра камерной музыки – инструментального концерта. Различные виды концерта, программная музыка. А. Вивальди «Весна» (из цикла 2времена года»). И.Бах «Итальянский концерт». Особенности стиля барокко. | Личностные: Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им. Предметные: Знать понятие инструментальный концерт, особенности стиля барокко; Уметь называть полные имена композиторов: А.Вивальди и И.Бах; - проводить интонационно-образный анализ музыкальных произведений; -определять форму, сопоставлять поэтические и музыкальные произведения. Метапредметные: Совершенствование учебных действий самостоятельной работы с музыкальной и иной художественной информацией, инициирование взаимодействия в группе, коллективе; оценка воздействия музыки разных жанров и стилей на собственное отношение к ней, представленное в музыкально-творческой деятельности (индивидуальной и коллективной); | Слушание. Хоровое пение. Устный контроль. Интонационно-образный анализ прослушанной музыки. Музыкальная викторина. | Компьютер Проектор, Музцентр, Телевизор, DVD, Слайд-презентации, CD –DVD носители, Фортепиано | |
23 | Космический пейзаж. Быть может вся природа – мозаика цветов. | Стилевое многообразие музыки ХХ столетия. Образ-пейзаж. Приемы развития современной музыки. Выразительность и изобразительность в музыке. Контраст образных сфер. Моделирование ситуации восприятия не программного произведения. Выразительные возможности электромузыкального инструмента. Выразительность и изобразительность в музыке. Ч.Айвз «Космический пейзаж». Э. Артемьев «Мозаика». | Личностные: Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия других стран; Формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие духовного мира. Предметные: Осознать взаимопроникновение и смысловое единство слова, музыки, изобразительного искусства, а также легкой и серьезной музыки. Знать понятие: синтезатор. Уметь: определять форму музыкального произведения, определять тембры музыкальных инструментов, определять выразительные и изобразительные образы в музыке, сопоставлять поэтические и музыкальные произведения. Метапредметные: Расширение с помощью Интернета представлений о концертно- музыкальных традициях разных стран мира; Развитие умений речевого высказывания, диалога, дискуссии при усвоении особенностей стиля, музыкального языка современных произведений. | Слушание. Хоровое пение. Устный контроль. Интонационно-образный анализ прослушанной музыки. Музыкальная викторина. | Компьютер Проектор, Музцентр, Телевизор, DVD, Слайд-презентации, CD –DVD носители, Фортепиано | |
24 - 26 | Образы симфонической музыки. «Метель».Музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина. | Стилевое многообразие музыки ХХ столетия: развитие традиций русской классической музыкальной школы. Образы русской природы в музыке Г.Свиридова. Возможности симфонического оркестра в раскрытии образов литературного произведения. Стилистические особенности музыкального языка Г.Свиридова. Особенности развития музыкального образа в программной музыке. Фрагменты музыкальных иллюстраций к повести Пушкина «Тройка» Г.Свиридова «Метель»: «Тройка»; «Вальс»; «Весна и осень»; «Романс»; «Пастораль»; «Военный марш»; «Венчание». | Личностные: Эмоционально-ценностное отношение к шедеврам отечественной музыки; Формирование коммуникативной, информационной, социокультурной компетенции, собственной позиции учащихся; воспитание нравственно-духовных ценностей: семья, долг, нравственный выбор; развитие патриотических чувств учащихся. Предметные: Уметь: - проводить интонационно-образный анализ музыкального произведения; - определять форму, приемы развития музыки, тембры; - выявлять средства выразительности музыкальных инструментов; - применять дирижерский жест для передачи музыкальных образов. Метапредметные: Умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов; Осмысление учебного материала, выделение главного, анализ и синтез; Оценивать свои возможности в решении творческих задач. | Слушание. Хоровое пение. Устный контроль. Интонационно-образный анализ прослушанной музыки. Музыкальная викторина. | Компьютер Проектор, Музцентр, Телевизор, DVD, Слайд-презентации, CD –DVD носители, Фортепиано | |
27 - 28 | Симфоническое развитие музыкальных образов. «В печали весел, а в веселье печален». «Связь времен». | Особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки. Особенности жанров симфонии и оркестровой сюиты. Стилистические особенности музыкального языка В.Моцарта и П.И.Чайковского.Сходство и различие как основные принципы музыкального развития, построения музыкальной формы. Различные виды контраста. Контраст как сопоставление внутренне противоречивых состояний. Интерпретация и обработка классической музыки. В. А. Моцарт «Симфония № 40». П И.Чайковский «Моцартиана», оркестровая сюита №4. | Личностные: Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; Ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию на основе мотивации к обучению и познанию; Признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде. Предметные: Знать понятия: симфония, сюита, интерпретация, трактовка. Уметь: - называть полные имена композиторов: В.Моцарт, П.И.Чайковский; - проводить интонационно-образный анализ музыкальных произведений; - определять тембры музыкальных инструментов. Метапредметные: Формирование умения устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения в устной и письменной форме; взаимодействие с учителем, сверстниками в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения; поиск необходимой для выполнения учебных действий информации в Интернете. | Слушание. Хоровое пение. Устный контроль. Интонационно-образный анализ прослушанной музыки. Музыкальная викторина. | Компьютер Проектор, Музцентр, Телевизор, DVD, Слайд-презентации, CD –DVD носители, Фортепиано | |
29 | Программная увертюра. Людвиг Ван Бетховен «Эгмонт» | Знакомство с жанром программной увертюры на примере увертюры Л. Ван Бетховена «Эгмонт». Сонатная форма. Мир героических образов увертюры «Эгмонт». | Личностные: Осмысление взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании музыкальных образов, их влиянии на духовно-нравственное становление личности. Предметные: Знать: - понятия: увертюра, программная музыка; - строение сонатной формы; - имена зарубежных композиторов: Л.ван Бетховен и его произведения. Умение соотносить эмоционально- образные сферы музыки, особенности их сопоставления и развития. Метапредметные: Усвоение терминов и понятий музыкального языка и художественного языка различных видов искусства на основе выявления их общности и различий с терминами и понятиями художественного языка других видов искусства; Использование интернета для поиска дополнительной информации об истории создания музыкальных сочинений, их исполнителях. | Слушание. Хоровое пение. Устный контроль. Интонационно-образный анализ прослушанной музыки. Музыкальная викторина. | Компьютер Проектор, Музцентр, Телевизор, DVD, Слайд-презентации, CD –DVD носители, Фортепиано | |
30 - 31 | Увертюра-фантазия П.И.Чайковского «Ромео и Джульетта» | Взаимосвязь музыки и литературы. Воплощение литературного сюжета в программной музыке. Закрепление строения сонатной формы. Контраст как конфликтное столкновение противоборствующих сил. Обобщенные образы добра и зла, любви и вражды.П.И. Чайковский. Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта». Н.Рота, сл. Л.Дербенева «Слова любви» из к/ф «Ромео и Джульетта». | Личностные: Формирование отношения школьников к вечной теме жизни – любви – как духовно-нравственной категории; Личностное освоение содержания музыкальных образов (лирических, эпических, драматических) на основе поиска их жизненного содержания, широких ассоциативных связей музыки с другими видами искусства. Предметные: Знать: -понятия: увертюра, программная музыка; - строение сонатной формы; - имена русских композиторов: П.И.Чайковский, и их произведения. Понимать значение исполнительской интерпретации в воплощении художественного замысла композитора. Метапредметные: Стремление к приобретению музыкально-слухового опыта общения с известными и новыми музыкальными произведениями различных жанров, стилей народной и профессиональной музыки, познанию приемов развития музыкальных образов, особенностей их музыкального языка; Расширение представлений о связях музыки с другими видами искусства на основе художественно-творческой, исследовательской деятельности. | Слушание. Хоровое пение. Устный контроль. Интонационно-образный анализ прослушанной музыки. Музыкальная викторина. | Компьютер Проектор, Музцентр, Телевизор, DVD, Слайд-презентации, CD –DVD носители, Фортепиано | |
32 - 33 | Мир музыкального театра. | Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства: мюзикл, рок-опера. Интерпретация литературного произведения в различных музыкально-театральных жанрах: опере, балете, мюзикле. Взаимопроникновение и смысловое взаимодействие слова, музыки, сценического действия, хореографии и т.д. Метод острых контрастных сопоставлений как один из сильнейших драматургических приемов. Фрагменты балета С.С. Прокофьева «Ромео и Джульетта». Фрагменты из оперы К Глюка «Орфей и Эвридика»: «Хор пастухов и пастушек»; ария Орфея «Потерял я Эвридику». Фрагменты из рок-оперы А.Журбина «Орфей и Эвридика». | Личностные: Понимание социальных функций музыки (познавательной, коммуникативной, эстетической, практической, воспитательной, зрелищной и др.) в жизни людей, общества, в своей жизни; Ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию, самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. Предметные: Знать: -понятия: опер, балет, мюзикл, ария, хор, ансамбль, солисты; - имена русских и современных композиторов: С.С.Прокофьев, П.И.Чайковский, А.Журбин и их произведения; Уметь определять форму, приемы развития и средства выразительности музыки. Метапредметные: Умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов; Умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы. | Слушание. Хоровое пение. Устный контроль. Интонационно-образный анализ прослушанной музыки. Музыкальная викторина. | Компьютер Проектор, Музцентр, Телевизор, DVD, Слайд-презентации, CD –DVD носители, Фортепиано | |
34 | Образы киномузыки. | Взаимопроникновение «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства. Интерпретация литературного произведения в различных музыкально-театральных жанрах: опере, балете, мюзикле. Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка. Взаимопроникновение и смысловое взаимодействие слова, музыки, сценического действия, хореографии и т.д. Метод острых контрастных сопоставлений как один из сильнейших драматургических приемов. Н. Рота. Тема любви из к/ф «Ромео и Джульетта» К.Армстронг Музыка из к/ф «Ромео и Джульетта»: «Песня Джульетты»; хор; дуэт Ромео и Джульетты; сцена на балконе. | Личностные: Осознание социальных функций киноискусства в распространении шедевров музыкальной классики в жизни отдельного человека и общества в целом; Эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера. Предметные: Знать: -понятия: вокальная и инструментальная музыка; - имена композиторов: Н.Рота, Л.Бернстайна, С.Прокофьева, И.Дунаевского и их произведения; Проводить интонационно-образный анализ; Определять форму музыкального произведения. Метапредметные: Развитие критического мышления в процессе написания эссе, сочинений после просмотра киноверсий музыкальных сочинений; Формирование позитивного отношения к мнению других людей, умение вести диалог; Поиск в Интернете других версий музыкально-сценических произведений на сюжет трагедии «Ромео и Джульетта». | Слушание. Хоровое пение. Устный контроль. Интонационно-образный анализ прослушанной музыки. Музыкальная викторина. | Компьютер Проектор, Музцентр, Телевизор, DVD, Слайд-презентации, CD –DVD носители, Фортепиано | |
35 | Обобщающий урок. | Жизнь – единая основа художественных образов любого вида искусства. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки. Слушание музыкальных фрагментов. Игра «Угадай мелодию». Тестирование по темам года. | Личностные: Формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной и творческой деятельности; Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия, творческой деятельности эстетического характера. Предметные: Понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки, литературы, изобразительного искусства, театра, кино и др.) Метапредметные: Умение определять цели, распределять функции и роли участников в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе; Применять информационно-коммуникационные технологии для музыкального самообразования. | Слушание. Хоровое пение. Устный контроль. Интонационно-образный анализ прослушанной музыки. Музыкальная викторина. | Компьютер Проектор, Музцентр, Телевизор, DVD, Слайд-презентации, CD –DVD носители, Фортепиано |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочие программы класс(география)
рабочие программы 5-9 класс(2019)...
Рабочие программы класс(обществознание )
рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...
рабочая программа класса предшкольной подготовки
рабочая программа класса предшкольной подготовки...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...