музыкальная терапия - профилактика негативных эмоций, один из способов развития личностных особенностей детей.
методическая разработка по музыке на тему
использование упражнений по методике Т.И. Баклановой.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Музыкотерапия – профилактика негативных эмоций, один из способов развития личностных особенностей детей.
Музыкотерапия может использоваться в разных видах музыкальной деятельности: в процессе слушания и музицирования. Современная музыкотерапия основана прежде всего на способности музыки регулировать и развивать эмоциональную сферу личности.
Составными частями музыкальной терапии являются вокальная и дыхательная терапии.
Основой вокалотерапии являются принципы классического пения, а главными средствами выступают специально разработанные вокальные упражнения и вокальные произведения. Звук, зарождающийся во время пения, только на 15-20% уходит во внешнее пространство. Остальная часть звуковой волны поглощается внутренними органами, приводя их в состояние вибрации. Такой своеобразный вибрационный массаж внутренних органов при умелом использовании может прекрасно стимулировать их работу. В этом состоит одно из положительных свойств пения для здоровья. Процесс пения – сложнейший психофизиологический акт, в котором сочетаются дыхание с одновременными колебаниями голосовых связок. На фазе выдоха голосовые связки, расположены в гортани, являются источником звукообразования.
Органы, которые участвуют в процессе звукообразования – это гортань, бронхи, легкие, рот (называемый в вокальной литературе артикуляционным аппаратом) и диафрагма. Во время глубокого вдоха диафрагма опускается и уплощается, при этом мягко начинает давить на органы брюшной полости. Во время выдоха она, наоборот поднимается вверх и мягко подпирает органы грудной клетки. А если глубокое дыхание повторяется одно за другим, то осуществляется эластичный массаж внутренних органов. Это важнейшее положительное свойство вокала для здоровья.
Дыхательная музыкотерапия – это тренинг дыхательной функции человеческого организма. Особое место в ней отводится пению. Ведь искусство пения – это еще и искусство дыхания. Дыхательная музыкотерапия включает игру на духовых музыкальных инструментах, дыхательную гимнастику под музыку и различные упражнения для развития певческого дыхания. Она позволяет детям заниматься оздоровлением, не замечая процесса лечения. Правильное дыхание является важнейшим фактором долгой и здоровой жизни.
С учетом рекомендаций специалистов по музыкальной терапии на музыкальных занятиях я использую музыкально-терапевтические упражнения по методике Т.И. Баклановой.
Сейчас мы вместе с ребятами выполним арт-терапевтическое упражнение «Ветер по морю гуляет…».
( звучит фонограмма «Звук волны»)
- Закройте глаза, ощутите себя на морском просторе, где дует легкий теплый ветерок. Давайте подуем на свои ладоши и убедимся, что воздух теплый.
На воде появляются волны (дети сплетают пальцы обеих рук «в замок» и выполняют волнообразные движения).
А сейчас мы будем подражать шуму волн: стоя, на вдохе легко и плавно поднимаем руки вверх, слегка наклоняясь вперед, на выдохе опускаем руки, принимаем исходное положение и длительно произносим звук (ш).
Следующее арт-терапевтическое упражнение «Голоса природы». (Дети имитируют писк комара: на звук (З) они поют в среднем регистре сначала по одной ноте, затем звучание колеблется в пределах полутона. Звуком (Ж) мы изобразим жужжание жука. Ученики поют сначала на одной ноте, а затем восходящим движением звука изображают взлет жука. После этого нисходящим движением звука изображают приземление жука.) – пример звукотерапии.
Для активизации диафрагмы используется упражнение «Кузнечик»: разные гласные звуки поются отрывисто (стакатто), при этом интенсивно работает брюшной «пресс».
Слушание музыки – один из видов музыкальной терапии, применяется на каждом музыкальном занятии. Различные по эмоционально-образному содержанию музыкальные произведения по-разному воздействуют на организм человека, вызывая различные эмоции, и соответственно разные биохимические процессы, так, мажорная музыка обычно вызывает светлое и радостное настроение, а минорная музыка, выражая суровую энергию, драматические переживания, может способствовать активизации физиологических процессов и вызывать активное состояние. Дети и сами участвуют в исполнении мажорной музыки на шумовых инструментах, где темп, ритм, динамика музыкального произведения. оказывает мощное воздействие на самого исполнителя.
Я предлагаю вам в ансамбле исполнить «Камаринскую». (Раздаю детям маракасы, трещотки, румба). На сильную долю вначале вступают маракасы, затем трещотки, а затем весь оркестр).
Упражнение «Аромат цветов» основано на принципах дыхательной терапии с использованием цветовой диагностики эмоционального состояния детей. Каждому ученику раздается цветок, сделанный из вырезанных лепестков из цветной бумаги. Выполняя это упражнение, каждый ребенок выбирает один из лепестков и дует на него, чтобы исполнилось его желание. Выбранный цвет лепестка может служить показателем эмоционального состояния ребенка.
Источники информации 1. Назарова Л.Ф. Фольклорная арт- терапия. – СПб., 2012.
- Оклендер В. Окно в мир ребенка. – М., 2010.
- Радынова О.П. Музыкальное развитие детей (в 2-х частях). – М.,2007.
- Радынова О.П. Сказка в музыке. – М., 2014.
- Шушарджан С.В. Здоровье по нотам. – М., 2004.
- Шурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. – М., 2001.,
7.https://ru.wikipedia.org/wiki/
8. http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlyaroditeley/2014/10/07/muzykoterapiya
9 http://www.live-and-learn.ru/catalog/article/muzykoterapiya/
10. http://vahe-zdorovye.ru/metodyi-iuprazhneniya/muzikoterapiya/muzyikoterapiya
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Фонопедический метод развития голоса-как один из способов развития вокального музицирования младших и средних школьников"
В. Емельянов, фонопедия, развитие голоса, музицирование, постановка голоса, вокальное музицирование, пение, упражнения, попевки....
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ РАЗВИТИЯ ОДАРЕННОСТИ У ДЕТЕЙ
Публикация в сборник...
Использование ИКТ в работе педагога дополнительного образования детей, как один из способов развития творческих способностей обучающихся
Из опыта работы педагога-вокалиста дополнительного образования Михеевой Е.А....
Трудовая деятельность, как способ развития творческих возможностей детей с особенными потребностями на примере преподавания «Оригами»
В статье рассматривается трудовая деятельность учащихся как способ развития творческих возможностей. Рассматриваются методы преподавания Оригами и его влияние на развитие мелкой моторики у детей...
Выступление на педсовете «Исследовательская деятельность обучающихся как один из способов достижения личностных результатов»
Выступление на педсовете на тему: «Исследовательская деятельность обучающихся как один из способов достижения личностных результатов»...
Сохранение, возрождение и развитие народных промыслов и ремесел как один из способов развития функциональной грамотности учащихся
В рамках реализации воспитательной работы по направлению «Духовно-нравственное воспитание» и по инициативе Иволгинского дацана в школе началась работа по сохранению и воз...
Способы развития эмоционального раскрепощения детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях
В сообществах музыкальных руководителей всё чаще возникают вопросы, как работать с детьми по развитию эмоционального интеллекта. Такие запросы возникают в связи с возрастающим количеством детей с ОВЗ,...