Методическая разработка воспитательного мероприятия, посвященного Дню снятия блокады " А музы не молчали"
методическая разработка по музыке (5, 6, 7 класс) на тему

Твардовская Ольга Викторовна

Разработка написана на основе литературных и музыкальных произведенией, посвященных трудным 900 дням блокады. Импользовались строки, стихи и произведения таких известных литаторов и музыкантов, переживших блокаду, как Ольга Бергольц, Дмитрий Шостакович. Юрий Воронов.  Через года мы  с помощью искусства   на долю секонды можем почуствовать какое это было горе и  каким мужеством  надо было обладать, чтобы пережить его.Разработка написана для 5-7 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon a_muzy_ne_molchali.doc91.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Сценарий музыкально-литературной композиции

« А музы не молчали», посвященной 70- летию  со Дня снятия блокады.

Ведущие : Голиков Даниил и Алтухов Владимир

 Алтухов: Торжественное  мероприятие, посвященное 70 -летию  Дня снятия блокады, объявляется  открытым.

Звучит Гимн Глиера

Сегодня на празднике присутствует  жительница  блокадного  Ленинграда,

учитель  нашей школы Павлова С.М (поздравление)

 2.Учитель \Забело/ : а стоит ли сегодня говорить о войне,о блокаде??

\ответы учащихся\

3. «Опять война» Ю Воронова  читает Кудинова  К.
Опять война,

Опять блокада…

А может, нам о них забыть?

Я слышу иногда:

«Не надо,

Не надо раны бередить.

Ведь это правда, что устали

Мы от рассказов о войне

И о блокаде пролистали

Стихов достаточно вполне».

И может показаться:

Правы

И убедительны слова.

Но даже, если это правда,

Такая правда – не права!

Чтоб снова

На земной планете

Не повторялось той зимы,

Нам нужно,

Чтобы наши дети

Об этом помнили,

Как мы!

Я не напрасно беспокоюсь,

Чтоб не забылась та война:

Ведь эта память –

Наша совесть.

Она,

Как сила, нам нужна…

4. Учитель. Твардовская - в этом стихотворении есть  живое подтверждение необходимости говорить о Блокаде.. Так будем говорить об этом!

Тема  нашего праздника звучит так: «А  музы не молчали…»

ИТАК, начнем:

5.  Позднова Маша

« Когда я приезжаю в Ленинград

Перед закатом солнца чайки стонут

Ночь. Звезды прямо в душу мне глядят.

Плывут в Неве и никогда не тонут.»

« Из неба, из воды они глядят.

Напоминая мне и Ленинграду

Что эти звезды - слава всех солдат

Прорвавших ненавистную блокаду

 6  Азарова. « Тебе, Великий город!»

7. Алтухов : «Тебе, Великий Ленинград, посвящается!»

7.1Звучит голос Левитана

 8.Кудинова22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война, а уже 24 июня в газете «опубликовано стихотворение Василия Лебедева-Кумача «Священная война». Оно прозвучало как торжественная клятва, как набат:
Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой…
Популярности этих стихов способствовала
музыка Александрова с ее трагедийностью и мужеством. Так появилась песня, ставшая символом борьбы советского народа в годы войны.

8.1 Звучит 1 куплет песни «Священная война» исполнение под ф-но

«Вставай , страна огромная,

Вставай на смертный бой

С фашистской силой темною

С проклятою войной.

Пусть ярость благородная

Вскипает ,как волна

Идет война народная

Священная война!

9. Аня Никитина – звучит тема нашествия Шостаковича

 « На Ленинград, обхватом с трех сторон,

Шел Гитлер силой сорока дивизий

Бомбил. Он артиллерию приблизил.

Но не поколебал ни на мгновенье

Он сердца ленинградского биенье

И, видя это, разъяренный враг,

Предполагавший город взять с набега,

Казалось бы испытанных стратегов

Призвал на помощь он : Мороз и Мрак.

И те пришли , готовые к победам,

А третий. Голод. Шел за ними следом.

10. Алтухов:  8 Сентября 1941 года фашисты захватили Шлиссельбург. Ленинград – колыбель Октябрьской революции – был блокирован.  Страшная угроза на висла над городом на Неве.

11   Нина Ковалева:

Первый день догорал …

Как потом оказалось.

Впереди оставалось

Еще 900…

 12. Настя Николаева

«900 дней мук и слез, горестей и смертей, надежд и тревог, труда и борьбы. Сколько бедствий встает сразу за этими строками – 900 героических дней. Ни один город, ни одна крепость за всю историю существования человечества не выносила столь жестокого испытания. Гитлер решил стереть с лица земли Ленинград»

13. Карпович:

Не вышло! К 25 сентября 1941 года гитлеровцы потеряли под Ленинградом 190 000 солдат и офицеров, 500 орудий, 750 танков и бронемашин, свыше 1000 самолетов… Измотанный в упорных боях враг стал готовиться к дальнейшей осаде.

13.1 Навоян

Так пусть от истока до устья

Невы пронесется, как гром:

Умрем, но врага не пропустим

В наш город, родимый наш дом

14 Полина А: , (Фоном звучит «Реквием» В.Моцарта)

О, ночное, воющее небо

Дрожь земли, обвал невдалеке,

Бедный ленинградский ломтик хлеба –

Он почти не весит на руке….

Для того, чтоб жить в кольце блокады,

Ежедневно смертный слушать свист, -

Сколько силы нам, соседка, надо ,

Сколько ненависти и любви…

 15.   Кудинова:

В Ленинграде начался голод. С 13 ноября нормы выдачи хлеба населению была снижена. Блокадный хлеб… Муки в этом хлебе почти не было, его выпекали из отрубей, мякины, целлюлозы. Хлеб был почти единственным питанием ленинградцев.  

16. Володя Алтухов

Зимой в городе не было топлива и электроэнергии. Замерзли водопровод и канализация. За водой приходилось ходить на набережную Невы, спускаться на лед, делать проруби. Об этом так  пронзительно до боли  рассказала нам О.Берголц .

18.Учитель\  Забело \ А кто же такая О.Бергольц?

\ее называли поэтической музой Ленинграда\   Сообщение Беляниной К

19.Отрывок  из поэмы О.Бергольц  «Твой путь»   Князева

20.    Соня М.:    Смерть входила во все дома. Свыше 700 000 ленинградцев гибло от голода . Все эти нечеловеческие тяготы и лишения на равнее со взрослыми переносили дети, подростки…

 21.(на экране - дети Ленинграда на фоне метронома звучат слова)

 Нина Ковалева : Девчонка с ведерком пустым

Чуть движется… А за Невою

Клубится пожарища дым.

А там, меж сугробов горбатых,

Где трудно и взрослым шагать,

На саночках узких ребята

Везут свою мертвую мать…

22 Алтухов

«Наряду со взрослыми участниками обороны Ленинграда стали и дети. Тысячи подростков вставали к станкам, дежурили ночью на крышах, тушили пожары, спасали раненых. Теряли родных и погибали сами.

 23. Белова Юля Стихотворение Ю.Воронова «В блокадных днях…» (читают дети)

В блокадных днях

Мы так и не узнали:

Меж юностью и детством

Где черта?

Нам в сорок третьем

Выдали медали.

И только в сорок пятом –

Паспорта.

Песня муз ИсаакаШварца, слова Вадима Коростылева«Ленинградские мальчишки»  исполняет ансамбль мальчиков 5 классов:

(Плискин,  Волковский,  Иванов, Макарьевский,  Данилов, Жарков, Смирнов)

 1.В далёком тревожном военном году,

Под гром батарей у земли на виду,

Стояли со взрослыми рядом/

Мальчишки у стен Ленинграда / 2 раза

2. На парте осталась раскрыта тетрадь,

Не выпало им дописать, дочитать,

Когда навалились на город/

Фугасные бомбы и холод/ 2 раза

3. И мы никогда не забудем с тобой,

Как вместе со взрослыми приняли бой,

Им было всего лишь 12,/

Но были они ленинградцы/ 2 раза

24.  Юля Белова  « Вся страна помогала Ленинграду. С невероятными трудностями доставляли топливо. Неперерезанной оставалась лишь узкая полоска воды Ладожского озера. Когда озеро замерзло, движение судов прекратилось. И тогда была проложена по Ладожскому озеру ледовая автомобильная дорога.»

 25.  Алтухов : «22 ноября 1942 года на еще неокрепший лед вышли первые грузовики, везшие муку. Все, кто обслуживал ледовую дорогу, работали в необыкновенно сложных условиях.

 25.Твардовская А. отрывок из  «Ленинградской  поэмы»

«И было так: на всем ходу машина задняя осела.

Шофер вскочил, шофер на льду

«Ну, так и есть - мотор заело»

Ремонт на пять минут, пустяк,

Поломка эта – не угроза.

Да рук не разогнуть никак:

Их на руле свело морозом.

Чуть разогнешь – опять сведет.

Стоять? А хлеб? Других дождаться?

А хлеб две тонны? Он спасет

Шестнадцать тысяч ленинградцев.

И вот в бензине руки он

Смочил, поджег их от мотора-

И быстро двинулся ремонт

В пылающих руках шофера

Вперед! Как ноют волдыри,

Примерзли к варежкам ладони,

Но он доставит хлеб, пригонит

К хлебопекарне – до зари.

Шестнадцать тысяч матерей

Пайки получат на заре –

Сто двадцать пять блокадных грамм

С огнем и кровью пополам.

О, мы познали в декабре,

Не зря «священным даром» назван

Обычный хлеб и тяжкий грех

Хотя бы крошку бросить наземь….

 27.Алтухов: Подвигу фронтовых шоферов посвящается . Стихи Богданова, обработка  Шаца  «Песня о Ладоге». Исполняет сводный хор 5-6 классов

 28.На экране видиоролик «Ладога».

ПЕСНЯ О ЛАДОГЕ

Стихи В. БОГДАНОВА
Музыка народная. Обработка Л. ШАЦА

Сквозь штормы, бури, через все преграды
Ты, песня Ладоги, лети!
"Дорога жизни" здесь пробита сквозь блокаду -
Родней дороги не найти.

Припев:
Эх, Ладога, родная Ладога,
Метели, штормы, грозная волна!
Недаром Ладога родная
"Дорогой жизни" названа.

Зимой машины мчались вереницей,
И лед на Ладоге трещал.
Возили хлеб для северной столицы -
И радостно  нас Ленинград встречал.

Припев.

Пусть ветер Ладоги поведает народу,
Как летом баржу за баржой
Грузили мы и в шторм и в непогоду,
Забыв про отдых и покой.

Припев.

Но знаем мы: жестокая блокада,
Исчезнет скоро, словно тень.
Растут и крепнут силы Ленинграда,
Растут и крепнут каждый день!

Припев:
Эх, Ладога, родная Ладога,
Метели, штормы, грозная волна!
Недаром Ладога родная
"Дорогой жизни" названа.

29.Навоян . Несмотря на холод ,голод ,бомбежки люди продолжали трудится на заводах, взрослым помогали дети. Главным девизом были слова: »Все для фронта, все для победы»

В Ленинграде оставалась творческая интеллигенция: поэты, композиторы, художники, режиссеры.

29.1 Кудинова КсюшаКазалось бы, о культурном отдыхе и занятии искусством не могла идти и  речь. Мол, победим врага, а потом вновь «возьмемся за книжки и музыкальные инструменты, начнем работать над новыми спектаклями и кинофильмами.

30. Антухевич : Лев Болеславский писал в поэме “Шостакович”:

Ах, Дмитрий Дмитрич! На дворе война,

Простите, милый, но кому, дружище,

Сегодня ваша музыка нужна?

Солируют фугасы. Пули свищут,

Кромешный ад. Селения горят.

Прёт супостат. Не до гармоний вечных.

Когда, мой милый, пушки говорят,

Смолкают музы. С музыкой, конечно.

Смолкают? Нет уж! Нет!

Молчать, нельзя!-

Оборотясь, отрезал. За очками,

Казалось, полыхнули не глаза,

А из души прорвавшееся пламя.


31. Алтухов В. Но почему же тогда, даже в самые драматичные дни сражений, продолжали заниматься творческой деятельностью писатели, работали театры, клубы, кинотеатры и библиотеки, выпускались газеты и журналы? На действующий фронт к бойцам выезжали культурные бригады и артисты, нередко рискуя жизнью, выступали перед ними в полевых условиях?



32. Богдан
. Объясняется это просто. Искусство – это и мощнейшее средство агитации и пропаганды, и эффективное эмоциональное лекарство для души, и хороший помощник отдыха после тяжелого боя или трудовой смены  в цеху завода

33. Николаева Настя

Кто сказал, что надо бросить
Песни на войне?
После боя сердце просит
Музыки вдвойне!

34.Азарова. Во время блокады в осажденном городе работало радио, по которому передавались сводки с фронтов и звучали стихи поэтов, живущих в Ленинграде: Ольги Берггольц, Юрия.Воронова, Н.Тихонова, М.Дудина, А.Молчанова, Анны Ахматовой.

35. Алтухов . Да, музы не молчали. Работал театр музыкальной комедии, артисты выезжали на фронт, и даже была поставлена новая опера «Раскинулось море широко», писались новые песни.
16 февраля 1942 года газета «Правда» сообщила, что за шесть месяцев композиторы осажденного города написали более 400 песен и маршей

36. Кудинова

- Открылся во время блокады Блокадный театр (ныне театр В.Ф.Комиссаржевской). В январе 1940 года был создан в Ленинграде Джаз-оркестр (под управлением Клавдии .Шульженко и В.Коралли). Этому музыкальному коллективу было суждено войти в историю героической обороны Ленинграда. Фронтовой джаз-оркестр под руководством К. Шульженко и её мужа В. Коралли в первый, самый трудный год блокады дал более 500 концертов для жителей города.


37. Учитель .Твардовская

 Назло войне и во имя сохранения русской культуры, в Ленинграде под свист снарядов и грохот орудий Д.Д. Шостакович создает свою знаменитую 7 «Ленинградскую» симфонию
Большая её часть сочинена в осаждённом Ленинграде. Изнеможденного Шостаковича по дороге жизни вывезли в город Куйбышев, где он завершил свою симфонию. Ленинградская поэтесса Ольга Бергольц, работавшая диктором на радио, узнав о написании симфонии , всячески содействовала ее исполнению в Ленинграде. Двадцатилетний летчик, прорвав блокадное кольцо, доставил партитуру(4 тетради) в Ленинград.


38.Твардовская Почему именно в Ленинграде решили исполнить симфонию  и  именно 9 августа 1942 г.?
Существовало несколько причин: 1. 9 августа 1941 года немцы обещали занять Ленинград. Они даже заготовили пригласительные билеты в ресторан “Астория” на празднование взятия Ленинграда. 2.Чтобы показать, что Ленинград жив и борется. 3.Шостакович посвятил её своему городу. 4. Поднять дух людям в осажденном городе.


39. Учитель Твардовская Откуда же в осажденном Ленинграде взялись музыканты, исполнившие «Ленинградскую симфонию». Люди умирали с голоду. В день получали “125 блокадных грамм с огнём и кровью пополам”. Замёрзли водопроводные и канализационные трубы, жители остались без воды – её можно было брать только из Невы. Перестали работать электростанции, в домах погас свет. В оркестре Радиокомитета осталось 15 человек, а нужно было не менее 100.

40.Твардовская  По радио было объявлено о регистрации оставшихся в живых музыкантов филармонии – их набралось всего 28 человек. Один приковылял в филармонию самостоятельно, других вели под руки. Флейтиста привезли на санках – у него не двигались ноги. Дирижер Элиасберг, шатающийся от слабости, обходил госпитали в поисках музыкантов. Разыскали и созвали всех бывших в городе музыкантов и ещё тех, кто играл в армейских и флотских фронтовых оркестрах под Ленинградом, хотя на передовой каждый человек был на вес золота.

41. Учитель Твардовская  Первая репетиция симфонии это самая удивительная репетиция в истории мировой музыки. Восемьдесят измождённых людей смотрели друг на друга полными слёз глазами и гордились, что не только выжили в эту страшную блокадную зиму, но и играли. Всего пятнадцать минут длилась первая репетиция, на большее не хватило сил, но всем стало ясно – оркестру быть. Музыканты стали получать дополнительно горячие обеды.

42.Твардовская В воскресенье, 9 августа 1942 года, состоялась незабываемая премьера. Зал был полон – очереди за билетами были длиннее, чем в булочные.

43. Мамышева Полина

Стихотворение из поэмы Л.Поповой «Седьмая симфония»

Я помню блеск немеркнущих свечей

И тонкие, белей, чем изваянья,

Торжественные лица скрипачей,

Чуть согнутые плечи дирижера,

Взмах палочки - и вот уже поют

Все инструменты о тебе, мой город,

Все рупора Симфонию твою...

44.Кудинова   В народе исполнение симфонии Д.Д.Шостаковича называли «Залп по Рейхстагу», «День Победы среди войны».
Все восемьдесят минут пока в зале Ленинградской филармонии звучала музыка, не объявляли воздушной тревоги, потому что в течении всего дня артиллерия вёла ожесточённый обстрел вражеских батарей, буквально не давая немцам поднять головы. Операцией “Шквал” называлась операция артиллеристов. А артиллеристы её ещё называли – “Артиллерийская симфония”.

45 Звучит фрагмент «Ленинградской симфонии Д.Д.Шостаковича»

46.Алтухов Володя. А солдат Николай Савков, исполнитель другой – «огненной симфонии», после ее окончания вдруг напишет стихи:

47. Печенкина Мария «Седьмая симфония» Н.Савков (отрывок) 

И когда в знак начала

Дирижерская палочка поднялась,

Над краем передним, как гром, величаво

Другая симфония началась, -

Симфония наших гвардейских пушек,

Чтоб враг по городу бить не стал,

Чтоб город Седьмую симфонию слушал.

И в зале – шквал,

И по фронту – шквал…

А когда разошлись по квартирам люди,

Полны высоких и гордых чувств,

Бойцы опустили стволы орудий

Защитив от обстрела площадь Искусств.

48 Азарова Эта симфония во время войны была исполнена за рубежом, в Нью-Йорке, летом 1942 года. После исполнения "Ленинградской симфонии" один из американских журналистов написал: "Какой дьявол может победить народ, способный создавать музыку, подобную этой!"

49  Алтухов :-Час окончательного освобождения пробил через год. 14 января 1944 года войска Ленинградского и Волховского фронтов начали операцию по освобождению. Через две недели город был полностью освобожден. 

50.Кудинова    Около 2 миллионов ленинградцев погибло в тяжелые дни блокады.

Это им посвящены печальные и торжественные слова О.Берггольц на мемориале Пискаревского кладбища-музея.

51Рощина Вика

«Сломя зловещий гул орудий

Пронеслась войны гроза.

Но всё также память людям

Смотрит пристально в глаза.

К солнцу тянутся берёзки,

Пробивается трава,

Но на скорбном Пискарёвском

Обожгут сердца слова:
Здесь лежат ленинградцы,

Здесь горожане – мужчины, женщины, дети…

Рядом с ними солдаты – красноармейцы,

Всею жизнью своею

Они защищали тебя, Ленинград..

Колыбель революции»

 52. Коновалова Ксения Стихотворение «Мертвые» Ю.Воронов 

Мне кажется:

Когда гремит салют,

Погибшие блокадники встают

Они к Неве

По улицам идут,

Как все живые,

Только не поют.

Не потому,

Что с нами не хотят,

А потому, что мертвые молчат.

Мы их не слышим,

Мы не видим их,

Но мертвые

Всегда среди живых.

Идут и смотрят,

Будто ждут ответ:

Ты этой жизни

Стоишь или нет?

53. .Твардовская О. В.  Прошли года …  Наш город  выстоял, расправил крылья, расцвел. Санкт – Петербург является одним из самых красивейших городов мира. И сегодня мы вспоминаем с благодарностью тех, кто защищал его, кто отдавал  свою жизнь во имя жизни на Земле.
54.Алтухов Володя
 слова Фатьянова, музыка .Соловьева-Седова. Песня «Наш город»

За заставами ленинградскими

Вновь бушует соловьиная весна.

Где не спали мы в дни солдатские,

Тишина теперь, как прежде, тишина.


Над Россиею - небо синее.

Небо синее - над Невой.

В целом мире нет, нет красивее

Ленинграда моего.


Нам всё помнится: в ночи зимние

Над Россией, над родимою страной,

Весь израненный, в снежном инее,

Гордо высился печальный город мой.


Славы города, где сражались мы,

Никому и ни за что ты не отдашь.

Вместе с солнышком пробуждается

Наша гордость, наша сила - город наш.


Над Россиею - небо синее.

Небо синее - над Невой.

В целом мире нет, нет красивее

Ленинграда моего.

55. Малахова Гремит салют.

Ракеты в воздухе горячем

Цветами пестрыми цветут.

А ленинградцы тихо плачут.

Ни успокаивать пока,

Ни утешать людей не надо.

Их радость слишком велика –

Гремит салют над Ленинградом!

56. Малахова  Лина

 Их радость велика, но боль

Заговорила и прорвалась:

На праздничный салют

С тобой

Пол-Ленинграда не поднялось.

Рыдают люди, и поют,

И лиц заплаканных не прячут.

Сегодня в городе салют!

Сегодня ленинградцы плачут…

 57  Алтухов Володя : Почтим память миллиона павших ленинградцев минутой молчания

58.  Звучит «Гимн городу» Глиэра.

Поздравления ветеранов-блокадников, вручение цветов.


Список используемой литературы


Адамович А.М. Блокадная книга.- 5-е издание, исправленное, дополненное/ А.М.Адамович, Д.А.Гранин. - Л.: Лениздат, 1989. - 526с.


Берггольц О.Ф. Встреча. Дневные звёзды. В 2 ч. Ч.1. Путь к Победе. Победа!; Ч.2. Главы, фрагменты/ О.Ф.Берггольц; Сост. М.Ф.Берггольц. - М.: Русская книга, 2000. - 331с.


Берггольц О.Ф. Ленинградская поэма: Поэмы: Стихотворения/ О.Ф.Берггольц; М.А.Дудин. - Л.: Худ.лит., 1976. - 204c.


Берггольц О.Ф. Стихи и поэмы. - Л.: Сов. писатель, 1979. - 463c.


Берггольц О.Ф. Стихи о Ленинграде/ О.Ф.Берггольц. - Л.: Лениздат, 1992. -35c.


Блокадной памяти страницы: Поэтический сб. Вып. 2./ Сост. М.М.Рыбальченко, Н.Я.Спиридонова, О.Н.Тюлева. – СПб., 2002. - 107с.


Был город-фронт, была блокада...: Рассказы, стихи, очерки, документы, хроника блокадных дней/ Сост. Д.Б.Колпакова,
В.Н.Суслов.-Л.: Дет.лит., 1984. - 206c.


Воронов Ю.П. Блокада: [Цикл стихотворений]// Ю.П.Воронов. - М.: Современник, 1989. - (Библиотека поэзии "Россия"). - С.276-282.


Герман Ю.П. Вот как это было: Повесть/ Ю.П.Герман. - М.: Дет.лит., 1985. - 179с.


Девятьсот дней: Лит.-худож. и докум. сб., посвящённый героич. обороне Ленинграда в годы Великой Отечественной войны/ Сост. Н.Г.Михайловский; - Л.: Лениздат, 1957. - 596c.


Дудин М.А. Песня Вороньей Горе: [Весь Ленинград как на ладони] - Л.: Художественная литература, 1975.- С.55-56.


Крюков А.Н. Музыкальная жизнь сражающегося Ленинграда: Очерки/ А.Н.Крюков. - Л.: Сов. композитор, 1985. - 120с.


Миксон И.Л. Жила, была: Ист. повествование - Л.: Дет.лит., 1991. - 225c.


Петербург-Петроград-Ленинград в русской поэзии/ Сост. К.А. Афанасьев, В.В. Захаров, Б.Б.Томашевский. - Л.: Лениздат, 1975. - 520с.


Разумовский Л.С. Дети блокады: Документальная повесть/ Л.С.Разумовский// НЕВА. - 1999. - №1. - С.4-68.


Синдаловский Н.А. Героический фольклор войны и блокады/ Н.А.Синдаловский// НЕВА. - 1999. - №1. - С.174-183.


Стихи о блокаде// НЕВА. - 1999.-№1. - С.106-112.


Суслов В.Н. Рассказы о Ленинграде/ В.Н.Суслов. - Л.: Дет.лит., 1984. -316c.


Тихонов Н.С. Ленинградские рассказы/ Н.С.Тихонов. - Л.: Дет.лит., 1977. -191c.


Ходза Н. – «Дорога жизни». - Л.: Детская литература, 1984. – 187с.


Шефнер В.С. Стихи. // НЕВА. - 1995. - №10. - С.3-4.


"Я говорю с тобой из Ленинграда": Сб./ Сост. Д.Колпакова. - Л.: Дет.лит., 1987. - 207с.



Бадинова Л., Кудырская Г. Рассказы о Ленинграде. - М.: Русский язык, 1983. – 132с.


Колпакова Д., Суслов В. «Был город-фронт, была блокада...» - Л.: Детская литература, 1984. - 146с.


Непокоренный Ленинград. Краткий очерк истории города в период Великой Отечественной войны. 3-е изд. Л.: «Наука», 1985. – 174с.


Песня Победы: Стихотворения Л.: Детская литература, 1985. – 96с.


Гинзбург Л. Записки блокадного человека. Л.: Советский писатель, 1989.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий мероприятия, посвященного Дню снятия блокады

Сценарий мероприятия, посвященного Дню снятия блокады Включен метроном. На его фоне читается стихотворение О. Бергольц «Я говорю с тобой под свист снарядов».1 чтец. Я говорю с тобой под свист сна...

методическая разработка открытого мероприятия посвященного 70 летию полного снятия Блокады Ленинграда

"Блокадные фонарики"- литературно- музыкальная композиция , посвященная детям блокадного Ленинграда с подробной аннотацией ....

Методическая разработка воспитательного мероприятия, посвященного Новому году

Данная методическая разработка может быть использована при подготовке и проведении воспитательного мероприятия....

Методическая разработка классного часа, посвященного Дню снятия блокады Ленинграда для учащихся 1-4 классов. «Столько лет прошло…»

Цели: расширение представлений о героическом подвиге жителей блокадного Ленинградав годы ВОВ.Задачи: – формировать у детей интерес к историческому прошлому нашей страны;– обогащать зн...

Методическая разработка воспитательного мероприятия, посвященного Новому году "В Гостях у Сказки"

Новый Год – это самый любимый, самый долгожданный праздник не только для детей, но и для взрослых. Для всех без исключения Новый год – это семейный праздник со своими традициями, которые и...

Методическая разработка воспитательного мероприятия, посвященного Великой Победе.

День Победы. Для многонационального народа России это особенный праздник, олицетворяющий величие и сплоченность наших сограждан их беззаветную преданность Отечеству. Несмотря на то, что от той ст...

Методическая разработка классного часа, посвященного Дню снятия блокады Ленинграда (27 января)

Сценарий классного часа, посвященного Дню воинской славы России - 27 января (День снятия блокады Ленинграда). В работе представлен большой фактический материал, кадры кинохроники (ссылка на фильм). Ин...