«Вокальная студия «Мой голос», как среда развития творческого потенциала»
проект по музыке на тему
Проект по созданию вокальной студии по программе дополнительного образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
проект | 101 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ
«Вокальная студия «Мой голос»,
как среда развития творческого потенциала»
Выполнила: Жаркова Ирина Андреевна
учитель музыки
Новокузнецк, 2017
Паспорт проекта
Тема проекта | Вокальная студия «Мой голос», как среда развития творческого потенциала |
Научный консультант | Дэвис Елена Алексеевна, преподаватель по классу импровизации, фортепиано; композитор; победитель областного конкурса «Учитель года – 2006» среди музыкантов |
Разработчик проекта | Жаркова Ирина Андреевна, учитель музыки МБОУ «ООШ №43» |
Исполнители проекта | Учащиеся МБОУ «ООШ №43», учитель музыки ООШ №43 |
База реализации проекта | МБОУ «ООШ №43» |
Цели и задачи | Цель: создание общей среды для проявления, развития, стимулирования музыкальных способностей. Задачи: 1. Обучение выразительному пению; 2. Обучение певческим навыкам (ансамбль, строй, певческое дыхание, музыкальный слух, ритм, звукообразование); 3.Обучение терминологии связанной с вокально-хоровыми навыками; 4.Обучение музыкально-ритмическим движениям, танцевальным элементам. 5.Формирование общей культуры личности ребёнка, умение адаптироваться в обществе, развитие коммуникативных умений и навыков общения в социуме; 6.Приобщение детей к основам музыкальной культуры; развитие музыкально-эстетического вкуса; развитие художественно-самостоятельного творчества; расширение музыкального кругозора; 7.Развитие творческих способностей и раскрытие творческого потенциала; |
Сроки реализации | 2018-2021гг. (3 года) |
Этапы реализации (их краткая характеристика) проекта | Подготовительный. Постановка цели и задач, определение направлений и содержания работы, подбор музыкального материала, выбор дидактического материала. Деятельный. Обогащение знаний о музыкальных жанрах, песенный жанр в частности, ознакомление с особенностями вокального пения, его правилам. Выполнение вокальных упражнений. Включение песенного материала в концертные программы. |
Прогнозируемые результаты | Через активную музыкально-творческую деятельность у учащихся формируется устойчивый интерес к пению, раскрывается творческий потенциал, в становлении личности, проявляются индивидуальные качества, способствующие развитию навыков самореализации и самовыражения в социуме. С каждым очередным занятием и выступлением мы убеждаемся в необходимости, значимости, нашей совместной творческой деятельности. Нам хочется дарить радость всем – от мала до велика, видеть улыбки зрителей. Выступление на концертах – это своеобразный отчет о проделанной работе, выявляет все возможности коллектива, демонстрирует его сплоченность, дисциплину, сценичность, эмоциональность и т.д. Концертные выступления формируют чувство ответственности. |
Продукт деятельности муниципальной инновационной площадки | Программа дополнительного образования; концертные номера на торжественные мероприятия различных уровней. |
Содержание:
Актуальность……………………………………………………. | 5 | |
Главные методы реализации проекта………………………… | 9 | |
Механизм реализации проекта……………………………….. | 10 | |
Сроки реализации проекта……………………………………. | 10 | |
Критерии оценки эффективности проекта…………………… | 10 | |
Диагностика результативности………………………………. | 11 | |
Желаемые результаты…………………………………………. | 12 | |
Список использованных источников………………………….. | 14 |
- Актуальность:
В последнее время во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Можно утверждать, что кроме развивающих и обучающих задач, пение решает еще немаловажную задачу - оздоровительно-коррекционную. Пение благотворно влияет на развитие голоса и помогает строить плавную и непрерывную речь.
Образовательная программа общеобразовательной школы направлена на общее музыкальное развитие в связи с ориентацией содержания на массовый средний уровень.
Наполняемость групп (класс) не позволяет заниматься с одаренными детьми индивидуально. Таким образом, возникла необходимость создания вокальной студии.
Психологи утверждают, что лучший способ повысит качество своей жизни – просто начать ей радоваться. Часто стали использовать музыку для лечения врачи-психотерапевты, а также довольно часто можно услышать музыкальные произведения в кабинетах врачей-стоматологов. Положительные эмоциональные переживания при звучании приятных мелодий усиливает внимание, активизирует эмоциональную центральную нервную систему и стимулирует интеллектуальную деятельность.
Со времен самых древних цивилизаций людям известна целительная сила звуков произносимых собственным голосом. Современная медицина давно уже обратила внимание на то, что пение, особенно профессиональное занятие вокалом, оказывает благотворное влияние на здоровье человека. Голос, оздоравливаясь в процессе вокальной тренировки, оздоравливает весь организм. Полезно не только слушать музыку, но еще полезнее петь самим, так как во время пения звуковые частоты активизируют развитие ребенка, влияя на его головной мозг.
Пение помогает избавляться от стрессов. Ученые обнаружили, что в мозге во время пения вырабатываются эндорфин, вещество, благодаря которому человек ощущает радость, умиротворение, прекрасное настроение и повышенный жизненный тонус. В процессе обучения на занятиях эстрадного вокала, помимо развития голосового аппарата, развиваются лёгкие, устраняются логопедические недостатки, укрепляется нервная система, предотвращаются простудные заболевания, развиваются познавательные процессы: мышление, память, воображение, речь и т.д., что, безусловно, влияет на учебный процесс по предметам общеобразовательной школы.
Одной из главных задач образовательной политики в настоящее время является создание условий для достижения нового качества образования в соответствии с актуальными и перспективными потребностями современной жизни. А это в первую очередь - формирование в каждом ребенке творческой личности, креативного образа мышлении, формирование ключевых компетентностей школьников, в том числе социально – коммуникативных компетенций как наиболее востребованных в современном мире. В связи с этим, активизация внимания к вопросам творчества обусловлена тем, что только творческий человек способен осуществлять ответственный социальный выбор, принимать эффективные решения в условиях кардинальных преобразований, преодолевать кризисные ситуации и всевозможные трудности. В процессе творчества происходят значительные изменения личности, а именно, укрепление и формирование характера, ведь творцу приходится преодолевать сопротивление, трудности и испытания. Поэтому в нем развиваются и укрепляются сила воли, стойкость и выдержка. Изменяется его сознание, его мировоззрение, глубина восприятия действительности. Нередко происходит переоценка ценностей. Творчески мыслящий человек способен быстрее и экономичнее решать поставленные перед ним задачи, эффективнее преодолевать трудности, намечать новые цели, обеспечивать себе большую свободу выбора и действий, то есть, в конечном счете – наиболее эффективно организовывать свою деятельность при решении задач, поставленных перед ним обществом. Именно творческий подход к делу является одним из условий воспитания активной жизненной позиции личности.
Современная образовательная среда - это условия, в которых каждый ребенок развивается соразмерно своим способностям, интересам и потребностям.
Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры необходимо прививать, начиная с первых дней пребывания ребёнка в детском саду и школе. Значимость развития музыкальных способностей обусловлено и тем, что музыкальное развитие имеет ни чем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, пробуждается воображение, воля, фантазия. Обостряется восприятие, активизируются творческие силы разума и “энергия мышления” даже у самых инертных детей, повышается работоспособность и умственная активность мозга. Музыка, и сопутствующие ей вокальные, дыхательные, артикуляционные упражнения, применяемые на занятиях по вокалу, помогают устранить или смягчить присущую ребенку непоседливость, чрезмерную утомляемость, угловатость, замкнутость, подавленность. Занятия вокалом – это форма продуктивной деятельности. Очень важным является влияние вокальной деятельности на эмоциональный, а, следовательно, и мотивационный аспекты личности. Многие формы психических проблем и патологий возникают из невозможности самовыражения своих эмоциональных состояний и самореализации в них, связанной с отсутствием различных средств их проявления, проживания. Овладение средствами вокальной выразительности позволит в какой-то степени решить эту проблему, а также даст эффективный «инструментарий» расширения мировоззрения, познания окружающего мира и продуктивной деятельности в нем. Сегодня невозможно представить исполнителя эстрадной песни не обладающего хореографическими навыками. Развитие у детей музыкально — ритмических способностей помогает детям свободно и раскрепощенно держаться на сцене, более ярко и выразительно донести до зрителей характер исполняемых песен. Ввиду того, что данный проект будет реализован в ООШ №43, где осуществляет свою деятельность кружок хореографии, можно сказать, что создание вокальной студии будет способствовать раскрытию талантов детей, при совмещении вокала и хореографии.
Концертная деятельность, участие в культурно-массовых мероприятиях всегда являются возможностью ощутить радость творчества и общения с публикой, возможностью показать результаты своего труда. Радость от победы даёт новые силы, вызывает желание творить, искать новые формы деятельности.
Ребенок, наделенный способностью и тягой к творчеству, развитию своих вокальных способностей, должен овладеть умениями и навыками вокального искусства, самореализоваться в творчестве, научиться голосом передавать внутреннее эмоциональное состояние. Творчество является средством для совершенствования человека, оно приближает его к идеалу.
Цель: создание общей среды для проявления, развития, стимулирования музыкальных способностей
Задачи:
1) Обучение выразительному пению;
2) Обучение певческим навыкам (ансамбль, строй, певческое дыхание, музыкальный слух, ритм, звукообразование);
3) Обучение терминологии связанной с вокально-хоровыми навыками;
4)Обучение музыкально-ритмическим движениям, танцевальным элементам.
5)Формирование общей культуры личности ребёнка, умение адаптироваться в обществе, развитие коммуникативных умений и навыков общения в социуме;
6)Приобщение детей к основам музыкальной культуры; развитие музыкально-эстетического вкуса; развитие художественно-самостоятельного творчества; расширение музыкального кругозора;
7)Развитие творческих способностей и раскрытие творческого потенциала;
- Главные методы реализации проекта:
стилевой и системный подход, метод творчества, метод импровизации и сценического движения.
СТИЛЕВОЙ ПОДХОД.
Нацелен на постепенное формирование у поющих осознанного стилевого восприятия вокального произведения, понимание стиля, методов исполнения, вокальных характеристик произведений.
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД.
Направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы – ее тематика, вокальный материал, виды концертной деятельности. Кроме того, системный подход позволяет координировать соотношение частей целого (в данном случае соотношение содержания каждого года обучения с содержанием всей структуры вокальной программы). Использование системного подхода допускает взаимодействие одной системы с другими.
ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД.
Важнейший художественно-педагогический метод, определяющий качественно-результативный показатель ее практического воплощения. Творчество уникально, оно присуще каждому ребенку и всегда ново. Это новое проявляет себя во всех формах художественной деятельности вокалистов, в первую очередь, в сольном пении, ансамблевой импровизации. В совместной творческой деятельности преподавателя и членов вокальной студии проявляется неповторимость и оригинальность, индивидуальность, инициативность, особенности мышления и фантазии.
МЕТОД ИМПРОВИЗАЦИИ И СЦЕНИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ. Требования времени – умение держаться и двигаться на сцене, умелое исполнение вокального произведения, раскрепощенность перед зрителями и слушателями. Всё это дает обучающимся умело вести себя на сцене, владеть приемами сценической импровизации, двигаться под музыку в ритме исполняемого репертуара. Использование данного метода поднимает исполнительское мастерство на более высокий уровень, ведь приходится следить не только за голосом, но и телом.
- Механизм реализации проекта:
- систематическое проведение индивидуальных и групповых занятий по эстрадному вокалу;
- активная концертная, социально-значимая и учебно-воспитательная деятельность вокальной студии «Мой голос», построенная на серии различных мероприятий, концертов, конкурсов, фестивалей.
- Сроки реализации проекта:
3 года – 2018-2021гг.
- Критерии оценки эффективности проекта:
- количество зрителей, посещающих мероприятия (наполняемость зала);
- количество публикаций о творческой деятельности в средствах массовой информации;
- количество грамот, дипломов вокальных конкурсов, фестивалей;
- стабильность состава коллектива (наличие не менее 3-х возрастных групп);
- качество усвоения программы дополнительного образования;
- количество приглашений на концертные программы.
- Диагностика результативности:
Виды контроля:
предварительный — диагностика способностей учащихся;
текущий – наблюдение за успешностью освоения обучающимися вокальными умениями и развитием вокального мастерства;
итоговый — анализ результатов выступления обучающихся в рамках школьных, городских, окружных и российских мероприятий.
При реализации данного проекта диагностируется степень сформированности музыкальных способностей детей, а именно – музыкального звуковысотного слуха, музыкального метра – ритмических способностей, музыкальной памяти. Степень сформированности музыкального звуковысотного слуха занимает центральное место в понятии музыкальных способностей и осуществляется через вокальное воспроизведение, то есть пение, которое и представляет собой, в сущности, детальный звуковой анализ музыкальной ткани. Следует помнить, что под музыкальным слухом подразумевается способность человека слышать и воспроизводить звуковысотное движение. Певческий голос тесно связан с голосом речевым, поэтому и диагностический этап нужно начинать с работы в речевом режиме.
Параллельно с основным исследованием фиксируется активность артикуляции (активная, средняя, вялая), и особенности дикции (без дефектов, с дефектами)
Цель диагностики: выявление уровня общего музыкального развития и вокальных способностей (начального уровня и динамики развития, эффективности педагогического воздействия).
Метод диагностики: наблюдение за детьми в процессе занятий, индивидуальный опрос в условиях выполнения обычных и специально подобранных заданий.
Обозначение показателей диагностики:
5- высокий результат;
4 – результат выше среднего;
3– средний результат;
2 –низкий результат;
1 – критический уровень (редко встречаемая оценка).
Параметры диагностирования вокальных способностей (согласно возрастным и физиологическим особенностям учеников).
1. Музыкальный слух: чистое интонирование по всему диапазону.
2. Способность звукообразования, тембр: умение пользоваться видами атак, красота тембральной окраски голоса.
3. Диапазон: владение голосом в определённом диапазоне.
4. Дикция: чёткая, ясная дикция, правильная артикуляция. Активные, твёрдые согласные, гласные округлые, но не расплывчатые.
5. Дыхание: умение брать спокойное, тихое дыхание. Умение использовать смешанное дыхание в младшем возрасте и диафрагмальное – в старшем возрасте.
6. Музыкальная эмоциональность: яркое, выразительное исполнение песни. Умение прочувствовать содержание исполняемой песни и артистично донести смысл слушателю.
- Желаемые результаты:
Через активную музыкально-творческую деятельность у учащихся формируется устойчивый интерес к пению, раскрывается творческий потенциал, в становлении личности, проявляются индивидуальные качества, способствующие развитию навыков самореализации и самовыражения в социуме. У учащихся формируются знания и умения, способствующие более выразительному звук извлечению (пению). Формируются певческие навыки (работа в ансамбле, певческое дыхание, музыкальный слух, сольное исполнение), музыкально-ритмические способности. При обучении ребята узнают и используют терминологию, связанную с вокально-хоровой деятельностью. Происходит формирование общей культуры личности ребёнка, развиваются коммуникативные умения и навыки общения в социуме. Дети приобщаются к основам музыкальной культуры, развивается музыкально-эстетический вкус, расширяется музыкальный кругозор, раскрывается творческий потенциал ребенка.
С каждым очередным занятием и выступлением мы убеждаемся в необходимости, значимости, нашей совместной творческой деятельности. Нам хочется дарить радость всем – от мала до велика, видеть улыбки зрителей. Выступление на концертах – это своеобразный отчет о проделанной работе, выявляет все возможности коллектива, демонстрирует его сплоченность, дисциплину, сценичность, эмоциональность и т.д. Концертные выступления формируют чувство ответственности: исполнителям должно быть не безразлично, как оценят их коллективный труд слушатели, а на конкурсах и фестивалях – авторитетное жюри.
Студия «Мой голос» – это путевка в жизнь многим девчонкам и мальчишкам. Здесь они приобретают опыт общения, взаимовыручки, поддержки. Но если они будут врачами, юристами - они будут любить хорошую музыку. Есть великое искусство - оно было, живёт и будет жить! Важно чтобы ребёнок научился делать добро, нести радость людям, тогда будет ярче светить солнце, будет только тёплый ветер и улыбок на земле будет гораздо больше!
Приложение:
- Рабочая программа вокальной студии
- План участия в торжественных мероприятиях вокальной студии «Мой голос» 2018-2019 учебный год
Список литературы
1. Абудеева, Н. Б. Музыка и импровизация. М.: Учитель, 2010. - 60 c.
2. Алексеева, Л. Л. Театр песни. Искусство bel canto / Л.Л. Алексеева. - М.: Просвещение, 2010. - 193 c.
3. Великие композиторы. Жизнь и творчество. - М.: Белый город, 2014. - 232 c.
4. Алексеева, Л. Л. Театр песни. Искусство bel canto / Л.Л. Алексеева. - М.: Просвещение, 2010. - 493 c.
5. Муратов М.Н. Импровизация в деле. Просвещение, 2015 – 95с.
6. Бочкарев Л.Л. «Психология музыкальной деятельности» - М., 2012 – 165с.
7. Выготский Л.С. «Психология искусства», изд. «Искусство», М, 2006 – 231с.
8. Иванов-Борецкий М. «Материалы и документы по истории музыки». Т.1. М., 1934 – 354с.
Приложение №2
План участия в торжественных мероприятиях вокальной студии
«Мой голос»
2018-2019 учебный год
Мероприятие | Время проведения | |
«День знаний» - торжественная линейка. | Сентябрь 2018 | |
День учителя | Октябрь 2018 | |
День матери | Ноябрь 2018 | |
Новый год | Декабрь 2018 | |
23 февраля | Февраль 2019 | |
Конкурс «Военно-патриотической песни» | Январь 2019 | |
8 марта | Март 2019 | |
День победы | Май 2019 | |
Участие в конкурсах и фестивалях разного уровня | В течение года |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
творческий отчет по теме "Развитие творческого потенциала учащихся в условиях модернизации образования"
Творческий отчет учителя математики образвитиии творческого потенциала учащихся 5-9 классов сельской школы...
Программа дополнительного образования вокальная студия "Чистый голос"
Особенность программы позволяет расширить возможности образовательной области «Музыка», «Искусство»; ориентирована на развитие творческого потенциала и музыкальных способностей...
Развитие творческого потенциала учителя информатики в современной образовательной среде.
Цель работы: научное осмысление сущности творческого потенциала учителя информатики, разработка его модели и пути становления.Гипотеза работы состоит в предполжении, что творческий потенциал учителя и...
«Музыкотерапия как средство развития творческого потенциала личности на занятиях музыкальной студии «Весёлые нотки»
Представлена итоговая работапо модулю вариантной части курсов повышения квалификации ИОЧ «Развитие творческого потенциала личности в обучении». музыкотерапия ...
Статья на тему: "Развитие творческого потенциала учащихся посредством создания развивающей среды ОУЗ
Принципиальная цель образования заключается в создании людей, которые способны делать новые вещи, а не просто повторять то, что делали другие поколения – людей творческих, изобретательных и открывател...
Статья: "Развитие творческого потенциала личности в условиях общего и дополнительного образования (в контексте среды Санкт-Петербурга)"
Статья на тему Развитие творческого потенциала личности в условиях общего и дополнительного образования (в контексте среды Санкт-Петербурга)...
«Развитие творческого потенциала учителя и потенциала учащихся, необходимых для дальнейшего самообучения, саморазвития и самореализации в условиях модернизации современной школы».
Главная цель развития творческих способностей - воспитание подлинно творческой свободной личности. Для решения этой цели я определила следующие задачи:-формировать у детей способности самостоятельно м...