Авторская песня - прошлое и настоящее.
план-конспект урока по музыке (6 класс) по теме
Раскрыть тематику бардовской песни; показать ее огромный воспитательный потенциал, заключенный в сочетании выразительных стихов и искренней мелодии
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальная казенная общеобразовательная организация «Старомостякская средняя школа»
Авторская песня - прошлое и настоящее.
Раздел «Мир вокальной и инструментальной музыки»
Методическая разработка урока музыки в 6 классе по программе Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной.
Учитель музыки
1 квалификационной категории
Байбикова Альфия Назиповна
с. Старый Мостяк
2016г
Цель: Раскрыть тематику бардовской песни; показать ее огромный воспитательный потенциал, заключенный в сочетании выразительных стихов и искренней мелодии.
Задачи:
- познакомить с истоками авторской песни и современными ее исполнителями; со значениями слов «ваганты», «бард»;
- развивать эмоциональную сферу на образцах авторской песни; исполнительские (вокально-хоровые) навыки; способность к сопереживанию; творческое воображение;
- воспитывать чувство патриотизма; эмоционально-ценностного отношения и устойчивый интерес к музыкальному искусству прошлого и настоящего; музыкальный вкус учащихся, их слушательской и исполнительской культуры.
Тип урока: погружение в музыкальный материал.
Форма урока: урок-путешествие.
Методы: беседа, вокально-хоровое исполнение, драматизация, цветовая диагностика.
Продолжительность: 45 мин.
Оборудование: интерактивная доска, компьютер, презентация учебного материала на электронном носителе, музыкальный центр
Демонстрационный материал: Головные уборы для учащихся (кафедралка, колпак скомороха). Глобус. Карточки со словами «ваганты», «барды», «скоморохи».
Аудиозаписи: «Посвящение друзьям» слова и музыка Б. Окуджава; «Гаудеамус», международный студенческий гимн. Сборник авторских песен.
Видеоклипы: «Песня о друге», слова и музыка В. Высоцкого; «Мы за ценой не постоим» песня из к/ф «Белорусский вокзал», слова и музыка Б. Окуджавы; «Утиная охота» А. Розенбаум.
Ход урока:
- Организационный момент
«Посвящение друзьям» слова и музыка Б. Окуджава
- Какое значение имеет песня в жизни человека?
- Сегодня мы обратимся к авторским песням, которые помогают нам в любых ситуациях.
- И я приглашаю вас совершить путешествие.
- Среди вас есть ребята, которые вместе с родителями любят путешествовать? (поднимите руки)
Что делают туристы, когда отдыхают вечером у костра? (поют песни)
Все туристы, путешественники любят исполнять авторские песни. Узнаем же, откуда идут их корни. А совершить путешествие во времени нам поможет глобус.
Переносимся мысленно в Европу, в эпоху Средневековья.
- Изучение нового материала.
Отмечаю место на глобусе.
Выходит ученик и рассказывает:
В средние века, в эпоху расцвета городов, по дорогам, пролегающим между ними, странствовали ваганты – священнослужители, не имевшие постоянного прихода и скитавшиеся от одного епископского подворья к другому, беглые монахи, школяры, странствующие студенты. Ваганты большую часть жизни проводили в поисках знаний в университетах, каждый из которых славился преподаванием какой-либо из наук. Большинство вагантов писали свои стихи на латыни. Их веселое поэтическое братство отличалось свободой мнений и оценок. В своем творчестве бродячие музыканты и поэты опирались не только на традиции церковных песенных и речевых жанров (исповеди и проповеди), но и опыт народной песенной лирики, обрядовой поэзии. Ваганты воспевали достоинства своих возлюбленных, обличали жадность и лицемерие, высмеивали различные пороки. Студенческое братство помогало вынести все трудности.
Ваганты воспевали достоинства своих возлюбленных, высмеивали различные пороки. До нашего времени дошли многочисленные стихи и песни неизвестных поэтов и музыкантов XII – XIII вв. Вот уже несколько сотен лет знаменитая песня «Гаудеамус» является международным студенческим гимном.
гимн «Гаудеамус»
- Кто исполнял гимн? (хор)
- Было ли музыкальное сопровождение? (нет, гимн исполнялся акапелльно)
- Какой характер гимна? (торжественно, возвышенно, хвалебно)
В этой песне прославляли академию и преподавателей-профессоров.
фрагмент из перевода гимна:
Да здравствует Академия! |
| Да сгинет печаль, |
Я предлагаю вам выучить и спеть один из куплетов гимна
Лишь наука на земле
Служит людям вечно.
Лишь наука на земле
Служит людям вечно.
Славен тот, кто служит ей.
Славен тот, кто служит ей
В жизни быстротечной,
В жизни быстротечной.
Представьте себя средневековыми студентами и выразительно исполнить куплет из гимна: широко, напевно, свободно, ритмично.
- Куда же сейчас нас перенесет глобус?
Отмечаю место на глобусе. Ирландия, Уэльс, Шотландия…
В эти места мы попали не просто так.
Выходит ученик и сообщает информацию:
Очень давно, в древних кельтских племенах жили певцы и звали их «бардами». Барды – это и музыканты, исполнители собственных, так называемых авторских песен. Впоследствии они стали не только певцами, но и поэтами – бродячими или живущими при княжеских дворах, главным образом Ирландии, Уэльса и Шотландии.
Слово «бард», которым называют поэтов и музыкантов, исполнителей собственных (авторских) песен привычно для нас современных людей. А что же было на Руси в это время?
Отмечаю место на глобусе.
На Руси были свои бродячие музыканты – певцы. Своими песнями, наигрышами, забавами они сопровождали праздники.
- Кто догадался, о ком идет речь? (о скоморохах).
Выходит ученик:
Скоморохи – в средневековой России странствующие музыканты, певцы, актеры, акробаты, потешники. Скоморохи впервые упоминались в летописях в 1068 году. На рубеже XVI и XVII веков роль скоморохов возрастает. Относились к скоморохам по-разному, но период до середины XVII века можно было назвать эпохой скоморохов. Они были яркими интерпретаторами музыкальных, театральных, литературных и других жанров.
Совершив экскурсию в прошлое, узнав, откуда пришла к нам авторская песня, я предлагаю отправиться из древней Руси в ХХ век.
Теперь мы дома. Вторая половина ХХ века. Именно в этот период происходит зарождение современной авторской песни у нас, в России.
Авторская песня – своеобразный городской фольклор, который называется по-разному: бардовская песня, самодеятельная песня, поэзия под гитару. Кто же они – авторы-исполнители этих песен?
- Каких авторов-исполнителей вы знаете?
Сейчас их имена знают все. Это – Булат Окуджава, Юрий Визбор, Сергей и Татьяна Никитины, Александр Розенбаум, Александр Городницкий, Юлий Ким, Владимир Высоцкий. Среди них не было ни одного музыканта-профессионала. В основном же это студенты, молодые учителя, инженеры, ученые, журналисты, актеры, спортсмены - представители той среды, в которой возникла и для которой существовала авторская песня.
Внимание бардов привлекали разные темы: мужество, смелость, любовь, дружба.
Я предлагаю вам посмотреть видеоклип Владимира Высоцкого «Песня о друге».
- Какой образ раскрыл нам автор? (Образ настоящего друга, который не бросит в беде, всегда выручит.В трудную минуту всегда надо быть вместе)
Первым по значимости российским бардом считается Булат Шалвович Окуджава (1924–1997). Его песни внесли новое представление о том, каким может быть песенный текст. Определяя сущность авторской песни, Булат Окуджава говорил, что это «поэзия под гитару». Он написал около 150 песен. Они – о любви и надежде, о бессмысленности войн, о торжестве разума и мудрости.
Родился Булат Окуджава 9 мая 1924 г.
А 9 мая 2002 года в Москве, на Арбате, на улице, где прошло детство поэта, был поставлен ему памятник.
9 мая – это День Победы. И словно в подарок Б. Окуджаве уже много лет подряд в этот день звучит его песня из кинофильма «Белорусский вокзал». Фильм не случайно имеет такое название. Именно с Белорусского вокзала в 1941 году отправлялись солдаты на фронт.
«Мы за ценой не постоим», Б. Окуджавы
- Какой образ создал композитор в этой песне?
В последнее время одним из самых популярных исполнителей собственных песен является Александр Розенбаум. На творчество этого певца оказали влияния именно песни Б. Окуджавы. Авторские песни все больше и больше находят слушателей, поэтому исполнители уже выходят на большие концертные сцены.
Предлагаю вам посмотреть видеофрагмент концерта А. Розенбаума, в котором подтверждается любовь слушателей к авторской песне, неугасающий интерес к ней.
Видеоклип песни «Утиная охота» А. Розенбаум
В нашей стране авторская песня получила большую популярность. Проводятся фестивали авторской песни, среди них самый популярный – Грушинский фестиваль, который с 1968 года проводится ежегодно под Самарой. На этот фестиваль, названный в честь Валерия Грушина, автора и исполнителя своих песен, который трагически погиб, приезжают люди со всей России и привозят свои песни.
III. Обобщение.
Авторская песня появилась как противопоставление развлекательным, бездушным песням, в которых иногда и слова не всем понятны.
- Что же главное в авторской песне: поэтический текст или мелодия?
* Разделитесь на группы и подумайте над вопросом:
- В чем ценность авторской песни?
Цветовая диагностика:
Предлагаю провести цветовую диагностику, чтобы увидеть есть ли будущее у авторской песни? Учащиеся поднимают карточки, которые соответствуют их мнению.
IV. Оценка работы учащихся.
V. Закончим наш урок мы песней Олега Митяева «Как здорово!»
VI. Домашнее задание.
Работа по мини-проектам:
1. Составить литературный сборник авторских песен.
2. Записать диск «Музыкальная коллекция авторских песен»
3. Презентация о понравившемся композиторе-барде.
4. Рисунки по мотивам авторских песен (выставка).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Авторская песня - прошлое и настоящее"
здесь размещена презентация к открытому уроку "Авторская песня - прошлое и настоящее"...
Открытый урок по теме"Авторская песня.прошлое и настоящее" Музыка 6 класс .Критская, Шмагина.
Открытый урок по теме "Авторская песня" редакция Сергеевой,Критской,6 класс. История создания авторской песни:кто такие "барды",русские певцы-сказители-"Баян",Садко.Биографии Окуджавы,Высоцкого.Песни ...
урок в 6 классе "Авторская песня: прошлое и настоящее".
Во время урока учащиеся раскрывают понятие "авторская песня"; знакомятся с выдающимися представителями авторской песни: Д.Тухмановым, Б.Окуджавой, О. Митяевым, М.Светловым, В.Высоцким. В течение урока...
Конспект урока музыки в 6 классе "Авторская песня: прошлое и настоящее"
Экскурсия в историю создания авторской песни...
Авторская песня: прошлое и настоящее.
Урок по теме "Авторская песня: прошлое и настоящее"....
"Авторская песня: прошлое и настоящее"
Открытый урок...
Презентация "Пою, Богу моему". Иеромонах Роман (Матюшин) - для урока музыки в 6 классе на тему: "Авторская песня: прошлое и настоящее"
«Пою, Богу моему». Иеромонах Роман (Матюшин).Янайкина Дина Михайловна – учитель музыки МБОУ ООШ № 14 г. УльяновскаПрезентация к уроку музыки в 6 классе на тему: "Авторская песня: прошлое и настоящее" ...