Рабочая программа по музыке 5-8 классы
рабочая программа по музыке на тему
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Дубенская средняя общеобразовательная школа
муниципального образования Дубенский район
Принято на заседании педагогического совета
МКОУ Дубенской СОШ
Протокол от __.__.20__г. № __
Обсуждено/Рассмотрено на
заседании ШМО
Протокол от __.__.20__г. № __
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
по УВР
_______ _________________
__.__.20__ г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор МКОУ
Дубенской СОШ
__________Н.В. Гудкова
Приказ от __.__.20__ г. № __
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МУЗЫКЕ
Класс: 5-8
Учитель: Кормилицын Дмитрий Михайлович
Количество часов: 5 класс – 35
6 класс – 35
7 класс – 35
8 класс – 17
Дубна 2018
Раздел 1. Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения (ФГОС) и примерной программы основного общего образования по музыке для 5-8 классов, основной общеобразовательной программы основного общего образования МКОУ Дубенская СОШ МО Дубенский район. Данная программа предназначена для обучения музыке в образовательных учреждениях общего образования на основе линии УМК «Школа России» авторов Критская Е.Д., Сергеева Г.П. В программе даётся характеристика предмета, определяются цели и задачи обучения музыки. Часы, которые отведены на освоение рабочей программы, определены учебным планом МКОУ Дубенская СОШ МО Дубенский район.
Целью и задачей данной программы является:
- формирование музыкальной культуры учащихся как неотъемлемой части их общей духовной культуры;
-воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа и других народов мира;
-развитие общей музыкальности и эмоциональности и восприимчивости интеллектуальной сферы и творческого потенциала;
-овладение художественно-практическими умениями и навыками в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности (слушании музыки и пении, инструментальным музицировании и музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации музыкальных произведений, музыкально-творческой практике с применением информационных технологий).
Раздел 2. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ :
- Чувство гордости за Родину, российский народ и историю России
- Этническая принадлежность
- Знание культуры своего народа
- Ответственное отношение к учёбе, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к познанию и обучению
- Умение и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания
- Коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в исследовательской и творческой деятельности
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
- Умение анализировать собственную учебную деятельность
- Умение владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия выбора в учебной и познавательной деятельности
- Определять цели, распределять функции и роли участников, например в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе
- Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий
- Стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
- Сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития
- Развитие общих музыкальных способностей учащихся (музыкальной памяти и слуха)
-Сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность(инструментальное музицирование, импровизация ).
- Воспитание музыкального вкуса
- Овладение основами музыкальной грамотности
- Приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности, включая информационные технологии
Ученик научится:
• понимать значение интонации в музыке как носителя образного смысла;
• анализировать средства музыкальной выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад;
• определять характер музыкальных образов (лирических, драматических, героических, романтических, эпических);
• выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки;
• понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров;
• различать и характеризовать приемы взаимодействия и развития образов музыкальных произведений;
• различать многообразие музыкальных образов и способов их развития;
• производить интонационно-образный анализ музыкального произведения;
• понимать основной принцип построения и развития музыки;
• анализировать взаимосвязь жизненного содержания музыки и музыкальных образов;
• размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывая суждения об основной идее, средствах ее воплощения, интонационных особенностях, жанре, исполнителях;
• понимать значение устного народного музыкального творчества в развитии общей культуры народа;
• определять основные жанры русской народной музыки: былины, лирические песни, частушки, разновидности обрядовых песен;
• понимать специфику перевоплощения народной музыки в произведениях композиторов;
• понимать взаимосвязь профессиональной композиторской музыки и народного музыкального творчества;
• распознавать художественные направления, стили и жанры классической и современной музыки, особенности их музыкального языка и музыкальной драматургии;
• определять основные признаки исторических эпох, стилевых направлений в русской музыке, понимать стилевые черты русской классической музыкальной школы;
• определять основные признаки исторических эпох, стилевых направлений и национальных школ в западноевропейской музыке;
• узнавать характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;
• выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний о стилевых направлениях;
• различать жанры вокальной, инструментальной, вокально-инструментальной, камерно-инструментальной, симфонической музыки;
• называть основные жанры светской музыки малой (баллада, баркарола, ноктюрн, романс, этюд и т.п.) и крупной формы (соната, симфония, кантата, концерт и т.п.);
• узнавать формы построения музыки (двухчастную, трехчастную, вариации, рондо);
• определять тембры музыкальных инструментов;
• называть и определять звучание музыкальных инструментов: духовых, струнных, ударных, современных электронных;
• определять виды оркестров: симфонического, духового, камерного, оркестра народных инструментов, эстрадно-джазового оркестра;
• владеть музыкальными терминами в пределах изучаемой темы;
• узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, образцы народного музыкального творчества, произведения современных композиторов;
• определять характерные особенности музыкального языка;
• эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;
• анализировать произведения выдающихся композиторов прошлого и современности;
• анализировать единство жизненного содержания и художественной формы в различных музыкальных образах;
• творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений;
• выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов;
• анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;
• различать интерпретацию классической музыки в современных обработках;
• определять характерные признаки современной популярной музыки;
• называть стили рок-музыки и ее отдельных направлений: рок-оперы, рок-н-ролла и др.;
• анализировать творчество исполнителей авторской песни;
• выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства;
• находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусств;
• сравнивать интонации музыкального, живописного и литературного произведений;
• понимать взаимодействие музыки, изобразительного искусства и литературы на основе осознания специфики языка каждого из них;
• находить ассоциативные связи между художественными образами музыки, изобразительного искусства и литературы;
• понимать значимость музыки в творчестве писателей и поэтов;
• называть и определять на слух мужские (тенор, баритон, бас) и женские (сопрано, меццо-сопрано, контральто) певческие голоса;
• определять разновидности хоровых коллективов по стилю (манере) исполнения: народные, академические;
• владеть навыками вокально-хорового музицирования;
• применять навыки вокально-хоровой работы при пении с музыкальным сопровождением и без сопровождения (a cappella);
• творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении;
• участвовать в коллективной исполнительской деятельности, используя различные формы индивидуального и группового музицирования;
• размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждения об основной идее, о средствах и формах ее воплощения;
• передавать свои музыкальные впечатления в устной или письменной форме;
• проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической деятельности;
• понимать специфику музыки как вида искусства и ее значение в жизни человека и общества;
• эмоционально проживать исторические события и судьбы защитников Отечества, воплощаемые в музыкальных произведениях;
• приводить примеры выдающихся (в том числе современных) отечественных и зарубежных музыкальных исполнителей и исполнительских коллективов;
• применять современные информационно-коммуникационные технологии для записи и воспроизведения музыки;
• обосновывать собственные предпочтения, касающиеся музыкальных произведений различных стилей и жанров;
• использовать знания о музыке и музыкантах, полученные на занятиях, при составлении домашней фонотеки, видеотеки;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни (в том числе в творческой и сценической).
Ученик получит возможность научиться:
• понимать истоки и интонационное своеобразие, характерные черты и признаки, традиций, обрядов музыкального фольклора разных стран мира;
• понимать особенности языка западноевропейской музыки на примере мадригала, мотета, кантаты, прелюдии, фуги, мессы, реквиема;
• понимать особенности языка отечественной духовной и светской музыкальной культуры на примере канта, литургии, хорового концерта
• определять специфику духовной музыки в эпоху Средневековья;
• распознавать мелодику знаменного распева – основы древнерусской церковной музыки;
• различать формы построения музыки (сонатно-симфонический цикл, сюита), понимать их возможности в воплощении и развитии музыкальных образов;
• выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения музыкального искусства;
• различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу;
• исполнять свою партию в хоре в простейших двухголосных произведениях, в том числе с ориентацией на нотную запись;
• активно использовать язык музыки для освоения содержания различных учебных предметов (литературы, русского языка, окружающего мира, математики и др.).
Раздел 3. Содержание учебного предмета, курса
№ п/п | Название раздела | Количество часов |
5 класс | ||
1 | «Музыка и литература» | 17 |
2 | «Музыка и изобразительное искусство» | 18 |
Итого: | 35 |
№ п/п | Название раздела | Количество часов |
6 класс | ||
1 | «Мир образов вокальной и инструментальной музыки» | 17 |
2 | «Мир образов камерной и симфонической музыки» | 18 |
Итого: | 35 |
№ п/п | Название раздела | Количество часов |
7 класс | ||
1 | «Особенности драматургии сценической музыки» | 17 |
2 | «Особенности драматургии камерной и симфонической музыки | 18 |
Итого: | 35 |
№ п/п | Название раздела | Количество часов |
8 класс | ||
1 | Искусство в жизни современного человека | 2 |
2 | Искусство открывает новые грани | 3 |
Искусство как универсальный способ общения | 2 | |
Красота в искусстве и жизни | 5 | |
Прекрасное побуждает доброе | 5 | |
Итого: | 17 |
Раздел 4. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
5 класс
№ | Тема урока | Количество часов | Виды деятельности | Планируемые результаты | ||||||||||||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||||||||||||||||
Тема I: Музыка и литература – 17 ч. | ||||||||||||||||||
1 | Что роднит музыку с литературой | .1 | Выразительно прочитать стихотворения, положенные в основу известных музыкальных произведений; спеть их мелодии | Выявление многосторонних связей музыки и литературы. | Работа с разными источниками информации. | Передать в исполнении особенности музыкального прочтения стихотворений композиторами. | ||||||||||||
2 | Вокальная музыка | 1 | Работа с отрывком из рассказа В. Белова (с.10) | Воспитание любви и уважения к родному краю. | Позитивная самооценка своих музыкально-творческих способностей. | Разыграть одну из песен с одноклассниками, сочетая пение с выразительными движениями. | ||||||||||||
3 | Вокальная музыка | 1 | Работа со справочной литературой, интернет ресурсами. | Воспитание любви и уважения к родному краю. | Умение осуществлять познавательную деятельность с использованием различных средств информации. | Чувство гордости за Россию и российский народ. | ||||||||||||
4 | Вокальная музыка | 1 | Прочитать стихотворение М.Лермонтова «Из Гёте» и выполнить задания с.16 | Воспитание любви и уважения к родному краю. | Передавать свои впечатления в узкой форме | Если ты был композитором, то музыкой какого характера озвучил бы это стихотворение? | ||||||||||||
5 | Фольклор в музыке русских композиторов | 1 | Послушать «Кикимору» А.Лядова. Прочитать волшебную сказку, подобрать к ней музыкальный ряд. | Познакомить обучающихся с произведениями программной инструментальной музыки и вокальными сочинениями, созданными на основе различных литературных источников. | Обогащение индивидуального музыкального опыта. | Развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости. | ||||||||||||
6 | Фольклор в музыке русских композиторов | 1 | Послушать темы Шахриара и Шехеразада из сюиты Н.Римского-Корсакова. Сочинить мелодии для каждого персонажа своей сказки. | Познакомить учащихся с произведениями программной инструментальной музыки и вокальными сочинениями, созданными на основе различных литературных источников. | Понимать истоки музыки и её взаимосвязь с жизнью. | Общение со сверстниками при решении различных творческих задач, в том числе и музыкальных | ||||||||||||
7 | Жанры инструментальной и вокальной музыки | 1 | Послушать одну из «Песен венецианских гондольеров» Ф.Мендельсона и «Баркаролу»из «Времён года» П.Чайковского. | Углубить представления обучающихся о существовании вокальной и инструментальной музыки, не связанной с какой-либо литературной основой (вокализ, песня без слов, баркарола как жанр фортепианной музыки); продолжить знакомство с вокальной баркаролой. | Выражать собственные мысли, настроения речи в пении, движении. | Развивать мотивы музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования. | ||||||||||||
8-9 | Вторая жизнь песни | 1-1 | Прослушивание музыкальных сочинений разных композиторов, в основу которых положены интонации народных песен и напевов. | Углубить представления учащихся о музыке, основанной на использовании народной песни; о народных истоках профессиональной музыки. | Владеть навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные последствия своих действий. | Высказывать личностно- оценочные суждения о роли и месте музыки в жизни. | ||||||||||||
10 | Всю жизнь мою несу родину в душе. | 1 | Послушать фрагменты симфонии-действа «Перезвоны»: «Весело на душе», «Вечерняя музыка», «Молитва». | Знакомство с фрагментами симфонии-действа «Перезвоны» В. А. Гаврилина, сочиненной под впечатлением творчества писателя В. М. Шукшина и близкой по образному языку народной музыке, с кантатой «Снег идет» Г. Свиридова на стихи Б. Пастернака. | Участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов. | Эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить своё впечатление. | ||||||||||||
11 | Писатели и поэты о музыке и музыкантах | 1 | Прочитать отрывок из рассказа В.Астафьева «Слово о Мастере» с. 36. | Осознание обучающимися значимости музыкального искусства для творчества поэтов и писателей, расширение представлений о творчестве западноевропейских композиторов. | Определять названия произведений и их авторов, в которых музыка рассказывает о русских защитниках. | Использовать музыкальную речь, как способ общения между людьми и передачи информации, выраженной в звуках. | ||||||||||||
1213 | Писатели и поэты о музыке и музыкантах | 1-1 | Прослушать «Маленькую ночную серенаду» В.-А.Моцарта. | Осознание обучающимися значимости музыкального искусства для творчества поэтов и писателей, расширение представлений о творчестве западноевропейских композиторов – Ф. Шопена, В. Моцарта. | Выделять отдельные признаки и объединять по общим признакам. | Развивать музыкально-эстетические чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству. | ||||||||||||
13 14 | Первое путешествие в музыкальный театр. Опера | 1 | Прослушать песни Садко и колыбельную Волховы из оперы «Садко» | Более подробно ознакомить обучающихся с особенностями оперного жанра, который возникает на основе литературного произведения как источника либретто оперы, с разновидностями вокальных и инструментальных жанров и форм внутри оперы (увертюра, ария, речитатив, хор, ансамбль), а так же с исполнителями (певцы, дирижеры и др.) | Выявлять характерные особенности оперы. | Структурировать и систематизировать на основе эстетического восприятия музыки и окружающей действительности изученный материал и разнообразную информацию, полученную из других источников. | ||||||||||||
15 | Опера – былина Н.А.Римского – Корсакова «Садко» | 1 | Научиться понимать мировоззрение композитора. | Обобщение накопленного жизненно-музыкального опыта учащихся , закрепление представлений о взаимодействии музыки и литературы на основе выявления специфики общности жанров этих видов искусств. | Выявлять особенности оперы и балета. | Формировать уважение к личности композитора. | ||||||||||||
16 | Второе путешествие в музыкальный театр. Балет | 1 | Посмотреть отрывки из балета «Спящая красавица», узнать имена знаменитых танцоров и хореографов. | Более подробно ознакомить обучающихся с жанром балета, его происхождением, с либретто балетного спектакля, основой которого являются сказочные сюжеты; познакомить с именами лучших отечественных танцоров и хореографов (Г. Уланова, М. Плисецкая, Е. Максимова, В. Васильев) | Выявлять характерные особенности балета. | Структурировать и систематизировать на основе эстетического восприятия музыки и окружающей действительности изученный материал и разнообразную информацию, полученную из других источников. | ||||||||||||
17 | Музыка в театре, кино, на телевидении Обобщающий урок | 1 | Вспомнить и спеть полюбившиеся песни из кинофильмов, телепередач. | Осознание роли литературного сценария и значения музыки в синтетических видах искусства: в театре, кино, на телевидении. | Приобретать опыт музыкально-творческой деятельности через театр, кино, телепередачи. | Наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать своё отношение к искусству, оценивая художественно-образное содержание произведения в единстве с его формой. | ||||||||||||
Тема II: Музыка и изобразительное искусство – 18 ч. | ||||||||||||||||||
18 | Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл. | 1 | Прослушать фрагменты из мюзикла «Кошки» Э.Уэббера | Познакомить обучающихся с жанром мюзикла, разучить отдельные номера мюзикла «Кошки» Э.Уэббера | Выявлять характерные особенности мюзикла. | Формировать уважение к различным музыкальным произведениям. | ||||||||||||
19 | Что роднит музыку с изобразительным искусством | 1 | Рассмотреть произведения изобразительного искусства, подумать, можно ли услышать живопись, а вслушиваясь в музыкальные сочинения, можно ли увидеть музыку. | Выявить всевозможные связи музыки и изобразительного искусства. | Выделять отдельные признаки и объединять по общим признакам. | Воплощать выразительные и изобразительные особенности музыки в исполнительской деятельности. | ||||||||||||
20 | Небесное и земное в звуках и красках | 1 | Найти в учебнике картины, созвучные музыке С.Рахманинова, древним песнопениям. | Раскрыть отношение композиторов и художников к родной природе, духовным образам древнерусского и западноевропейского искусства; развить интонационно-слуховой опыт учащихся на основе метода интонационно-стилевого анализа, действие которого проявляется в намеренном соединении произведений различных эпох, национальных и индивидуальных стилей. | Умение осуществлять познавательную деятельность с использованием различных средств информации. | Адекватно оценивать явления музыкальной культуры; эмоционально выражать свои впечатления о музыке | ||||||||||||
21 | Звать через прошлое к настоящему | 1 | Найти в Интернете пословицы и поговорки о защитниках Отечества. | Изучение кантаты «Александр Невский» С.С. Прокофьева, сопоставление героико-эпических образов музыки с образами изобразительного искусства. | Самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале | Формирование уважения к истории, культурным и историческим памятникам | ||||||||||||
22 | Музыкальная живопись и живописная музыка | 1 | Сравнить язык произведений двух видов искусства: музыки и живописи. Узнать особенности композиции романса. | Развитие музыкального, образно-ассоциативного мышления учащихся через выявление общности музыки и живописи в образном выражении состояний души человека, изображении картин природы; углубление знаний о выразительных возможностях собственно музыкального искусства; выяснение ответов на вопросы: «Можем ли мы услышать живопись?», «Можем ли мы увидеть музыку?» | Работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. | Формировать уважение к природе. | ||||||||||||
23 | Музыкальная живопись и живописная музыка | 1 | Вспомнить музыкальные произведения других композиторов, написанные в форме вариации. Сравните выразительные средства- мелодию, лад, динамику, форму | Сопоставление зримых образов музыкальных сочинений русского и зарубежного композитора (вокальные и инструментальные произведения С. Рахманинова и Ф. Шуберта) | Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её. | Формировать уважение к личности композитора. | ||||||||||||
24 | Колокольные звоны в музыке и изобразительном искусстве | 1 | Прослушать две части симфоний В.Г.Кикты, сравнить музыкальные образы этих пьес. | Расширение представлений обучающихся о жизненных прообразах и народных истоках музыки (на примере произведений отечественных композиторов – С. Рахманинова и В. Кикты. | учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию. | Ориентироваться в системе моральных норм и ценностей и их иерархизации. | ||||||||||||
25 | Портрет в музыке и изобразительном искусстве | 1 | Найти в Интернете информацию о знаменитых итальянских скрипичных мастерах Амати, Страдивари, Гварнери и | Осознание музыки как искусства интонации и обобщение на новом уровне триединства «композитор – исполнитель – слушатель», расширение представлений обучающихся о выразительных возможностях скрипки, ее создателях и исполнительском мастерстве скрипачей; актуализация жизненно – музыкального опыта учащихся (повторение знакомых музыкальных произведений); сопоставление произведений скрипичной музыки с живописными полотнами художников. | самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций. | Формирование потребности в самовыражении и самореализации, социальном признании. | ||||||||||||
26 | Волшебная палочка дирижера. | 1 | Послушать по телевизору выступление симфонического оркестра. Понаблюдать за жестами дирижёра. Как они меняются с развитием музыки? | Раскрыть особое значение дирижера в исполнении симфонической музыки, выразительной роли различных групп инструментов, входящих в состав классического симфонического оркестра. | самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи. | Формировать уважение к личности дирижёра. | ||||||||||||
27 | Образы борьбы и победы в искусстве | 1 | Найти в Интернете информацию о творчестве Л.Бетховена | Раскрыть образный строй симфонии №5 Л. Бетховена, проследить за творческим процессом сочинения музыки композитором, особенностями ее симфонического развития. | задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. | Формировать уважение к личности композитора. | ||||||||||||
28 | Застывшая музыка | 1 | Объяснить смысл выражений: «Архитектура – застывшая музыка» и «Храм, как корабль огромный, несётся в пучине веков…». | Постижение обучающимися гармонии в синтезе искусств: архитектуры, музыки, изобразительного искусства; уметь соотнести музыкальные сочинения с произведениями других видов искусств по стилю. | объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования. | Формирование и уважение к различным видам искусства. | ||||||||||||
29 | Полифония в музыке и живописи | 1 | Послушать органную музыку И. –С. Баха. Какие чувства она вызывает? | Продолжить знакомство обучающихся с творчеством И.С. Баха, его полифонической музыкой | формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её. | Формировать уважение к личности композитора. | ||||||||||||
30 | Музыка на мольберте | 1 | Всмотреться в картины М. Чюрлёниса. Что в них нового, необычного? | Расширить представления обучающихся о взаимосвязи и взаимодействии музыки, изобразительного искусства, литературы на примере творчества литовского композитора и художника М. Чюрлёниса | самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале. | Формирование и уважение к различным видам искусства, композитору-художнику. | ||||||||||||
31 | Импрессионизм в музыке и живописи | 1 | Познакомиться с творчеством и произведениями Клода Дебюсси. | Раскрыть особенности импрессионизма как художественного стиля, взаимодействие и взаимообусловленность импрессионизма в музыке и живописи на примере художников – импрессионистов и музыки К. Дебюсси. | работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. | Формирование и уважение к личности композитора. | ||||||||||||
32 | О подвигах, о доблести, о славе. | 1 | Прочитать стихотворение Р. Рождественского с. 145 Исполнить песни, которые звучат в День Победы. Какой силой обладает эта музыка? Какую роль она играла в годы войны? | Способствовать развитию исторической памяти подростков на основе освоения различных видов искусств, раскрывающих тему защиты Родины; продолжить знакомство с жанром Реквиема. | адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание. | Формирование гражданского патриотизма, любви к Родине, чувства гордости за свою страну. | ||||||||||||
33 | В каждой мимолетности вижу я миры. | 1 | Прослушать произведения С. Прокофьева и М. Мусоргского, раскрыть замысел композиторов, музыкальные образы | Ввести обучающихся в образный мир произведений С. Прокофьева и М. Мусоргского; расширить и углубить понимание учащимися своеобразия их творчества. | осуществлять сравнение; излагать содержание прочитанного текста выборочно. | Формирование и уважение к личности композиторов. | ||||||||||||
34 | Мир композитора. | 1 | Научатся понимать мировоззрение композитора. Обобщить знания о композиторах мира. | Обобщить представления обучающихся о взаимодействии изобразительного искусства и музыки и их стилевом сходстве и различии на примере произведений русских и зарубежных композиторов. | самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента. | Формирование уважения к различным видам искусства, к композиторам, как к русским, так и зарубежным. | ||||||||||||
35 | Урок – концерт. Обобщающий урок | 1 | Обобщать музыкальные представления обучающихся. | Обобщение музыкальных представлений обучающихся. | осуществлять анализ; устанавливать причинно-следственные связи. | Формирование любви к музыке, как к одному видов искусства. | ||||||||||||
Итого: | 35 |
6 класс
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Виды деятельности | Планируемые результаты | ||||||||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||||||||||||
Тема I: «Мир образов вокальной и инструментальной музыки» (17 часов) | ||||||||||||||
1 | Удивительный мир музыкальных образов. | 1 | Познакомить с жанром камерной музыки - романс. | Знать и развивать традиции русской песенной культуры. | Отличать интонацию романса и речи. | Речевая декламация и романс - это связь прошлого и настоящего. | ||||||||
2 | Образы романсов и песен русских композиторов. | 1 | Дать понятие значимости романса для человека в силе его воздействия | Четко понимать специфику и особенности романса | Определять, почему романсы живут в памяти народа. | Знать известные русские романсы | ||||||||
3 | «Два музыкальных посвящения» | 1 | Познакомить с шедеврами музыкального романса. | Уметь определять музыкальные форма романса передающие тонкие душевные переживания. | Отличать характер музыкальных произведений | Научиться испытывать глубокие и возвышенные чувства в общении с природой. | ||||||||
4 | Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и живописи. | 1 | ||||||||||||
5 | Уноси моё сердце в звенящую даль | .1 | Расширить понятие: мир образов, романов и песен | Понимать, что творчество пробуждается тогда, когда композитор чутко воспринимает мир. | Определять, что помогает композитору наиболее ярко передавать особенности главного лирического образа романса. | Уметь более глубоко вникать в музыкальный образ романса. | ||||||||
6 | Музыкальный образ и мастерство исполнителя. | 1 | Познакомить с творчеством великого русского певца Ф. Шаляпина | Знать различные способы звуковедения. | Выявлять связь музыки, театра, ИЗО ( на творчестве) | Гордиться великим русским певцом Ф. Шаляпиным. | ||||||||
7 | Обряды и обычаи в фольклоре и творчестве композиторов. | 1 | Познакомить с духовно-эстетическими ценностями отечественной культуры: | Знать различные способы выражения переживаний человека в народной музыке и в композиторской. | Выражать собственные мысли, настроения речи в пении, движении, различать диалог в РНП | Понимать и любить русские народные обряды. | ||||||||
8 | Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения. | 1 | Знакомство с вокальным стилем бельканто и выявление средств выразительности разных видов искусства. | Уметь различать становление муз. образа | Сравнивать мелодические линии муз. произведений. | Расширять музыкальный кругозор. | ||||||||
9 | Старинной песни мир. Баллада «Лесной царь» | 1 | Познакомить с творчеством австрийского композитора Ф. Шуберта. | Определять основную мелодику музыкальных произведений Ф. Шуберта. | Знать обряды, сопровождаемые пением, пляской, игрой. | Уважительно относится к творчеству Ф. Шуберта. | ||||||||
10 | Образы русской народной и духовной музыки. Народное искусство Древней Руси. | 1 | Знакомство с некоторыми характерными этапами развития церковной музыки в историческом контексте. | Знать происхождение древних славянских обрядов и фольклора. | Знать обряды, сопровождаемые пением, пляской, игрой. | Гордиться РНП. | ||||||||
11 | «Образы русской народной и духовной музыки. Духовный концерт. | 1 | Дать представление о духовном концерте, на основе концерта М. Березовского. | Хоровое многоголосие, духовный концерт, полифония | Определять традиционные жанры духовного музыкального искусства. | Уважать традиции русской духовной музыки. | ||||||||
12 | Фрески Софии Киевской. | 1 | Углубить понятия, какими средствами в современной музыке раскрываются религиозные сюжеты и образы. | Определять средства раскрытия сюжетов и образов в религиозной тематике. | Определять средства выразительности влияющие на характер музыки (темп, регистр, динамика, ритм) | Уважать и любить историю Родины. | ||||||||
13 | Перезвоны. Молитва. | 1 | Познакомить с хоровой симфонией-действом. | Знать связь между русским народным творчеством и интонационно-жанровым богатством в музыке | Определят главные интонации музыкальных произведения | Знать значение колокола в церковных обрядах | ||||||||
14 | Образы духовной музыки Западной Европы. Небесное и земное в музыке Баха. | 1 | Познакомить с особенностями полифонической музыки | Знать особенности полифонической музыки Западной Европы. | Определять импровизационный характер в музыке на принципе контраста. | Знать и любить шедевры духовной полифонической музыки. | ||||||||
15 | Образы духовной музыки Западной Европы» | 1 | Познакомить с творчеством И. Баха. | Уметь определять многоголосность музыки Баха. | Отличать характер тем музыкальных произведения | Знать и любить шедевры духовной полифонической музыки. | ||||||||
16 | Образы скорби и печали. | 1 | Дать представление об образе печали в музыке. | Знать особенности языка западно-европейской музыки | Определять полифонический склад музыки | Уважать традиции западно-европейской духовной музыки | ||||||||
17 | Авторская песня. Прошлое и настоящее. | 1 | Познакомить с жанрами песни. | Знать историю становления авторской песни. | Объяснять понятия: бард, ваганты | Формировать художественный вкус | ||||||||
Тема II: «Мир образов камерной и симфонической музыки»– 18 ч. | ||||||||||||||
18 | Джаз – искусство 20 века. | 1 | Познакомить с истоками джазовой музыки. | Знать историю становления джаза и блюза. | Определять особенности джазовых ритмов. | Знать и любить джазовую музыку | ||||||||
19 | Вечные темы искусства в жизни. | 1 | Познакомить с различными жанрами | Знать основные принципы развития и построения музыкальной формы ( сходство-различие; повтор-контраст) | Знать основные жанры музыки : песня, романс, кантата, симфоническая опера, балет. | Расширять музыкальный кругозор. | ||||||||
20 | Инструментальная баллада. | 1 | Рассказать о жанре. | Распознавать по национальную принадлежность музыкальных произведений Шопена | Расширять образно-эмоциональный диапазон своих муз. познаний. | |||||||||
21 | Инструментальная баллада .Ночной пейзаж. | 1 | Дать представление о музыкальном жанре - ноктюрн | Знать, какие принципы развития музыки в ноктюрне имеют главное значение. | Определять особенности камерной музыки | Ценить музыкальные шедевры фортепианной музыки. | ||||||||
22 | Инструментальный концерт. Итальянский концерт. | 1 | Расширить понятие жанра инструментальный концерт на творчество Баха и Вивальди. | Иметь представление о построении камерной инструментальной музыки. | Определять части инструментального Концерта Вивальди (быстро-медленно-быстро) | Ценить шедевры старинной музыки | ||||||||
23 | Космический пейзаж. | 1 | Расширить понятие жанра инструментальный концерт на творчество Баха и Вивальди. | Иметь представление о построении камерной инструментальной музыки. | Составлять музыкальный образ, эстетическо-нравственный фон и художественный образ. | Интересоваться современной электронной музыкой. | ||||||||
24-25 | Образы симфонической музыки. Метель к повести Пушкина. | 2 | Расширить представление о тесной связи музыки и литературы. | Знать, что оркестровая интерпретация дает новое звучание и новую жизнь произведениям. | Узнавать главную тему «Моцартианы» | Уважительно относится к шедеврам классической музыки | ||||||||
26-27 | Симфоническое развитие музыкальных образов. | 2 | Расширить представление о тесной связи музыки и литературы. | Знать, что оркестровая интерпретация дает новое звучание и новую жизнь произведениям. | Узнавать главную тему «Моцартианы» | Уважительно относится к шедеврам классической музыки | ||||||||
28 | Программная увертюра. | 1 | Познакомить с жанром программной увертюры | Уметь отличать увертюры к операм, спектаклям, кинофильмам, от увертюры программного жанра. | Отличать главные темы увертюры. | Уважительно относится к творчеству Л. Бетховена | ||||||||
29 | Увертюра «Эгмонт» | 1 | Познакомить с жанром программной увертюры | Уметь отличать увертюры к операм, спектаклям, кинофильмам, от увертюры программного жанра. | Отличать главные темы увертюры. | Уважительно относится к творчеству Л. Бетховена | ||||||||
30 | Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта». | 1 | Познакомить с более глубоким проявлением взаимосвязи музыки и литературы. | Знать этапы разработки разделов сонатной формы. | Определять выразительные средства музыкальных образов. | Развивать в себе патриотическое отношение к Родине. | ||||||||
31 | Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта». | 1 | ||||||||||||
32 | Мир музыкального театра. | 1 | Познакомить с интерпретацией литературного произведения в различных музыкальных жанрах | Понимать смысловое единство музыки, сценического действа, ИЗО, хореографии, декорации и танца. | Определять метод раскрытия сюжета. | Уважительно относится к классическим произведениям | ||||||||
33 | Мир музыкального театра. | 1 | ||||||||||||
34 | Образы киномузыки. | 1 | Познакомить с различными жанрами киномузыки | Получить представление и обобщить знания о различных жанрах музыки в отечественном кинематографе. | Осуществлять суждения о музыкальных фильмах. | Интересоваться шедеврами русского и зарубежного музыкального кино. | ||||||||
35 | Обобщающий урок | 1 | ||||||||||||
Итого: | 35 |
7 класс
№ | Тема урока | Количество часов | Виды деятельности | Планируемые результаты | |||||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |||||||||
Тема I: «Особенности драматургии сценической музыки» – 17 ч. | |||||||||||
1 | Классика и современность | 1 | Дать понятие классической и современной музыки | Знать нити связывающие музыку прошлого с современностью | Р: самостоятельно определять стиль музыки. П: ориентироваться в муз. терминах. К: знать новые версии и интерпретации муз. классических произведений. | Уважительно относиться к «Серьезной» и «Легкой» музыке | |||||
2-3 | В музыкальном театре. Опера. | 2 | Расширить и углубить понятие оперы. | Четко определять тесную связь различных жанров искусств в опере. | Р: самостоятельно определять эмоциональный строй и муз. язык главных героев в опере. П: знать жанры оперы ( эпические, лирические, комические, драматические, сказочные, исторические, героические, бытовые). К: знать значение оркестровых эпизодов. | Научиться понимать оперное искусство. | |||||
4 | Русская эпическая опера | 1 | Углубить знания в жанре историко-эпическо-героической оперы. | Знать, как при помощи музыки можно передать восточный колорит и национальную культуру других народов. | Р: самостоятельно определять выразительные муз.средства использованные в песне «Плач Ярославны» П: знать интонационно-жанровые особенности построения музыки К: уметь описывать женские образы на картинах различных художников. | Вдумчиво относиться к опере и сопоставлять исторические события происходившие в России. | |||||
5 | Опера «Князь Игорь» | 1 | Продолжить знакомство с героической оперой | ||||||||
6-7 | В музыкальном театре .Балет | 2 | Дать понятие балета, как музыкально-драматического произведения. | Знать и понимать главную идею балета, выраженную при помощи танца и пантомимы. | Р: самостоятельно определять вид и тип танца: классический, характерный, кордебалет, пантомима. П:четко знать муз. термины. К: знать роль музыки в балете. | понимать сложные внутренние взаимоотношен. Действующих лиц выраженные в танце. | |||||
8 | Героическая тема в русской музыке. | 1 | Углубить знакомство с героической темой в русской музыке. | Знать, как народный патриотизм отразился в музыкальном произведении. | Р: самостоятельно определять героическую тему в музыке. П: отвечать на вопросы учителя. К: уметь объяснять слова: «О поколении судят по героям» | Уважать героику русского народа. | |||||
9-10 | В музыкальном театре | 2 | Познакомить с творчеством Дж.Гершвина | Знать главные принципы муз.сцен. драматургии. ( контраст) | Р: самостоятельно опр. средства муз. выразит. отрицат. персонажей. П:отличать негритянский фольклор от джазовой стилистики Гершвина. К: уметь определять сферу муз. творчества Гершвина. | Уважительно относится к музыкальному творчеству американского народа. | |||||
11-12 | Опера Кармен-популярная опера в мире | 2 | Познакомить с золотым фондом оперной классики | Знать либретто оперы, её построение, драматизм и сюжет (литер. произведение) | Р: самостоятельно Определять танцевальность, маршевость и песенность в раскрытии образов героев. | Прочитать новеллу П.Мориме «Кармен» | |||||
13 | Сюжеты и образы духовной музыки | 1 | Познакомить с сюжетами и образами духовной музыки на творчестве Баха и Рахманинова. | Знать, что духовная музыка объединяет прошлое, настоящее и будущее. | Р: самостоятельно уметь находить жанровый контраст в произведениях. П: отличать полифонию от аккордового звучания. К:знать почему, «Всенощное бдение» Рахманинова и «Высокая месса» Баха являются вершинами духовной культуры. | Расширять свои познания в области духовной музыки. | |||||
14-15 | Рок-опера «Иисус Христос-суперзвезда» | 2 | Познакомить с жанром рок-оперы | Знать основные мелодические линии. | Р: самостоятельно Отличать музыкальный язык рок-оперы от традиционной классической. П: знать отличия музыки эпилога от увертюры. К: спеть главную мелодию «Осанна» | Расширять музыкальный кругозор. | |||||
16 | Музыка к драматическому спектаклю | 1 | . Познакомить с музыкальными зарисовками для симфонического оркестра Д.Б. Кабалевского «Ромео и Джульетта | Уметь сравнивать муз.образы разных жанров в одноименном произведении. | Р: самостоятельно выявлять жанровые основы сюиты. П: отличать пейзажные зарисовки от образов героев. К: творческое задание. | Образно воспринимать музыкальные зарисовки. | |||||
17 | Музыканты-извечные маги. Обобщение материала | 1 | Познакомить с особенностями современной музыки и музыки прошлого | Знать многообразие стилей и направлений современной музыки и певческой культуры прошлого | Р: самостоятельно выявлять жанровые основы сюиты. П: отличать пейзажные зарисовки от образов героев. К: творческое задание. | Видеть общее и различное в современной музыке и в музыке прошлого. | |||||
Тема II: «Особенности драматургии камерной и симфонической музыки» – 18 ч. | |||||||||||
18-19 | Музыкальная драматургия-развитие музыки. Два направления музыкальной культуры | 2 | Познакомить с инструментально-симфонической музыкой и музыкальной драматургией. | Знать способы музыкальной разработки драматическо-симфонического жанра. | Р: самостоятельно различать повтор мелодии с секвенцией. П: знать, что вносит в создание муз. образа каноническое исполнение произведения. К: знать, для чего используется варьирование в муз. произведениях. | Любить РНП. | |||||
20-21 | Камерная инструментальная музыка | 2 | Познакомить с концертными этюдами Шопена и Листа. | Знать жанры камерной инструментальной музыки. | Р: самостоятельно узнавать шедевры камерной музыки. П: знать и представлять содержательность камерных музыкальных произведений. К: Творческое задание. | Уважительно относиться к камерной музыке. | |||||
22-23 | Циклические формы инструментальной музыки | 2 | Дать представление о циклических формах инструментальной музыки. | Знать, какие музыкальные произведения относятся к циклическим | Р: знать особенности музыки Шнитке. ( свободное совмещение прошлого и настоящего) П: уметь отличать главные темы музыки Шнитке. К: творческое задание. | Расширять музыкальный кругозор. | |||||
24 | Симфоническая музыка | 1 | Познакомить с ведущим жанром оркестровой музыки -симфонией. | Хорошо разбираться в особенностях симфонии. | Р: знать роль контраста в симфонии. П: знать муз. термины. К: творческое задание. | Заниматься самообразованием: читать книги о известных композиторах. | |||||
25 | Симфоническая музыка | 1 | Познакомить с симфонией Моцарта. | Знать сюжетные линии всех частей симфонии. | Р: самостоятельно узнавать главную и побочную темы симфонии. П: знать особенности построения главной партии. К: с каким худ. произведением сравнивают «Симфонию № 40» Моцарта (с «Джокондой») | Самостоятельно читать книги о жизни и творчестве Моцарта. | |||||
26 | Симфоническая музыка | 1 | Углубить сведения о симфонии на основе творчества Прокофьева. | Знать главные линии, динамические оттенки, акценты симфонии. | Р: самостоятельно объяснять, почему симфония названа «классической» П: определять музыкальный почерк Прокофьева. К: какие части симфонии построены в сонатной форме. | Вдумчиво относиться к творчеству Прокофьева. | |||||
27 | Симфоническая музыка | 1 | Познакомить с «Симфонией № 5» Л.Бетховена. | Знать почему музыка Бетховена актуальна в наши дни. | Р: самостоятельно определять темы главных идей симфонии: «Через борьбу - к победе, от мрака - к свету, через тернии - к звездам» П:отвечать на вопросы учителя. К: какое завещание сделал Бетховен потомкам. | Читать о жизни и деятельности Бетховена самостоятельно. | |||||
28 | Симфоническая музыка | 1 | Познакомить с творчеством Шостаковича. | Знать, почему «Симфония № 7» называется «Ленинградской | Р: самостоятельно знать какую роль в симфонии играет мерный рокот походного барабана. П: объяснить, почему «Симфония № 7» -это поэма о борьбе и победе. К: знать мелодику главных тем. | Помнить подвиг русского народа в ВОВ. | |||||
29 | Симфоническая картина | 1 | Дать понятие импрессионизма в музыке. | Знать понятие симфоническая картина. | Р: самостоятельно определять основные темы «Празднеств» П: уметь сравнивать муз. язык с художественным языком картины. | Уважать творчество зарубежных композиторов. | |||||
30 | Инструментальный концерт | 1 | Углубить понятие инструментальный концерт. | На основе музыки «Концерта» уметь различать принципы развития музыки. | Р: самостоятельно отличать программную от непрограммной музыки П:уметь определять народные песенно-танцевальные мелодии в «Концерте» К: с помощью чего достигается кульминация в «Концерте» (перекличка оркестра и скрипки) | Уважать творчество народов мира. | |||||
31 | Инструментальный концерт | 1 | Познакомить с творчеством Дж. Гершвина. | Р: определять главные темы «Рапсодии» П: знать, какой жанр классической музыки положен в основу рапсодии. К: вспомнить мелодии в стиле джаз других композиторов | С любовью относится к музыке джаза и блюза. | ||||||
32 | Музыка народов мира | 1 | Углубить знания о музыке народов мира | Знать музыку народов мира | Р: самостоятельно определять национальный колорит народной музыки. П: знать поп муз. хиты. К: слушать муз. обработки и электронную музыку. | Уважительно относится к народному творчеству, увеличивать духовный багаж: «Чем больше багаж, тем легче идти» | |||||
33 | Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер | 1 | Расширить понятие фольклор - народная мудрость. Познакомить с популярными хитами из мюзиклов и рок-опер | Определиться с понятием хит | Р: самостоятельно защищать проект. П: знать муз. термины. К: уметь определять смысл выбранных муз. произведений | Уважительно относится к народному творчеству , увеличивать духовный багаж: «Чем больше багаж, тем легче идти» | |||||
34 | Пусть музыка звучит | 1 | Дать определение что такое музыка | Определить, что даёт музыка человеку. | Любить музыку всегда | ||||||
35 | Обобщающий урок | 1 | |||||||||
Итого | 35 | . |
8 класс
№ п/п | Тема урока, раздела | Количество часов | Виды деятельности | Предметные результаты | |||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |||||
Тема 1. Искусство в жизни современного человека (2 часа) | |||||||
1 | Искусство вокруг нас. | 1 | Дать представление о роли музыки искусства в жизни человека и общества. ( старинная и современная музыка) | Знать значение старинной и современной музыки в жизни человека. | Р: самостоятельно формировать целостное представление о роли искусства. П: углублять художественно-познавательный интерес. К: уметь приобретать музыкально-эстетическую компетентность. | Воспитание художественного вкуса. | |
2 | Основные стили в искусстве прошлого и настоящего | 1 | Познакомить с храмовым синтезом искусств. | Уметь различать характерные стили в музыке. | Р: самостоятельно определять основные стили в музыке П: знать характерные особенности русского муз. фольклора. К: знать значение музыкального языка. | Формирование художественно-познавательного интереса к старинной музыке | |
Тема 2. Искусство открывает новые грани (3 часа) | |||||||
3 | Зримая музыка. Импрессионизм в музыке. | 1 | Изобразительность в музыке в сравнении с художественными произведениями. | Уметь отличать образы природы и портрета в музыкальных произведениях. | Р: Самостоятельно определять значение интонации в изображении музыкального образа. П: отличать импрессионизм в музыке и в худ. произведениях. К: понимать специфику музыки, как вида искусства. | Формирование навыков музыкально- художественно-эстетического представления. | |
4 | Человек в зеркале искусства. Жанр портрет. | 1 | Познакомить с портретами в музыке на основе произведений великих композиторов. | Научить узнавать в музыкальных произведениях портрет, как художественный образ; а интонацию -как носителя смысла музыки. | Р: Самостоятельно определять жанры муз. образов и способы их развития. П: уметь описывать худ-муз.образ героев. К: четко знать выразительные средства в музыке. | Формировать интонационно-образное представление. | |
5 | Пейзаж-поэтичная музыкальная живопись | 1 | Познакомить с пейзажами в музыке. | Знать пейзажные зарисовки великих композиторов. | Р: самостоятельно определять средства музыкальной выразительность П: овладевать навыками образно-ассоциативного воображения. К: воспитывать культуру восприятия музыкального произведения. | Углублять художественно-познавательный интерес к музыке. | |
Тема 3. Искусство - как универсальный способ общения (2 часа) | |||||||
6 | Искусство-проводник духовной энергии. | 1 | Познакомить со средствами общения людей с помощью искусства. | Знать, что муз. конкурсы -это средства общения людей. | Р: самостоятельно определять роль музыки в общении П: определять роль художественной коммуникации в сближении народов и стран. К: знать художественные символы искусства. | Воспитание художественного вкуса. | |
7 | Искусство общения. | 1 | Дать представление о музыке, как о средстве общения. | Знать, что музыка -это средство общения между людьми. | Р: самостоятельно определять коммуникационные свойства музыки. П: уметь рассуждать по поэме Скрябина «Прометей» К: творческое задание. | Углублять понятия , что музыка-это музыкально-эстетический компонент. | |
Тема 4. Красота в искусстве и жизни (5 часов) | |||||||
8 | Великий дар творчества | 1 | Дать представление о способности искусства дарить людям эстетическое наслаждение. | Формирование представления о роли искусства в жизни человека. | Р: самостоятельно эмоционально уметь воспринимать музыкальное произведение. П: знать понятие формы и содержания. К: развивать эмоционально-эстетическое восприятие. | Углублять музыкально-творческие способности. | |
9 | Откровение вечной красоты. | 1 | Познакомить с церковно-песенным искусством. | Знать шедевры церковно-музыкального искусства. | Р: самостоятельно определять стилевое направление в музыке П: отличать характерные черты в русской и западно-европейской церковной музыки. К: знать духовную музыку русских композиторов. | Углублять познания в жанре духовной музыке и храмовых искусств. | |
10 | Красота и правда в произведениях различных жанров и стилей. | 1 | Показать взаимосвязь эпохи и музыки на сравнении жанров и стилей. | Знать, что каждая эпоха рождает свои ритмы и свою музыку | Р: самостоятельно определять главные мелодики произведений. П: знать, что сила искусства способствует эмоциональному потрясении людей. К: творческое задание. | Знакомиться с литературой о музыке и музыкантах. | |
11 | Мастерство исполнительских интерпретаций классической и современной музыки | 1 | Познакомить с исполнительскими интерпретациями современных музыкантов классических произведений | Знать главные темы оригиналов и интерпретаций | Р: самостоятельно различать разновидности музыкальных произведений. П: знать интерпретации муз. произведений К: творческое задание. | Формирование музыкального вкуса. | |
12 | Красота в понимании разных народов | 1 | Дать представление о том, что красота -это привилегия искусства. («Это то, что соответствует своему назначению…» Сократ) | На основе творчества Баха показать, что искусство побуждает к красоте и творчеству. | Р: самостоятельно понимать, что высокая музыка соответствует своей эпохе. П: понимать, что назначение музыки -это отражение вечных проблем жизни. К: знать имена выдающихся композиторов и исполнителей. | Знать значение музыки в синтетических видах творчества. | |
Тема 4. Прекрасное побуждает доброе (5 часов) | |||||||
13 | Как человек реагирует на различные явления в жизни и в искусстве | 1 | Дать понятие, что настоящее искусство не терпит суеты. | Показать контраст настроения в музыке. | Р: самостоятельно уметь объяснить слова Гойи: «Сон разума рождает чудовищ» П: умет объяснять слова «Сон совести превращает в чудовище самого человека» К: привести примеры муз. произведений, в которых разрушается представление о красоте. | Уважительно относиться к традициям классики и новаторства в музыке. | |
14 | Синтез искусств в спектакле | 1 | Дать понятие о преобразующей силе искусства. | Уметь объяснять символы в искусстве и музыке. | Р: самостоятельно жанры муз. произведений. П: определять средства муз. выразительности К: понимать смысл художественного произведения и музыкального. | Уважать новаторство в музыке. | |
15 | Информационная связь между произведением искусства, зрителем, читателем, слушателем | 1 | Дать представление о синтезе воздействия искусства и музыки на духовный мир человека | Знать глубину воздействия музыки на человека. | Р: Самостоятельно приводить примеры воздействия музыки на человека. П: уметь объяснять слова поэта Д.Самойлова: «Музыка лечит, музыка губит» К: знать музыку украшающую наш быт. | Заниматься муз. самообразованием, читать литературу о музыке и музыкантах. | |
16 | Преобразующая сила искусства, музыки | 1 | Знать, какие виды искусства относятся к массовой культуре. | Уметь анализировать музыкальное произведение и выявлять его значение | |||
17 | Обобщающий урок | 1 | |||||
Итого: | 17 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по музыке для 5 класса по программе Усачёвой
рабочая программа для 5 класса по программе Усачёвой включает в себя пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, список литературы в соответствиии с требованиями ФГОС....
Рабочая программа по музыке для 3 класса по программе Г. С. Ригиной
Настоящая рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, программы Г.С. Ригиной «Музыка: Обучение. Творческое развитие. Воспитание...
рабочая программа по музыке 5-9 классы по программе Авторов: В. В. Алеев (научный руководитель), Т. И. Науменко, Т. Н. Кичак
рабочая программа по музыке 5-9 классы по программе Авторов: В. В. Алеев (научный руководитель), Т. И. Науменко, Т. Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке для 5 класса на основе примерной авторской программы «Музыка.5-7 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П
Данная программа «Музыка» для 5 класса разработана на основе примерной авторской программы «Музыка.5-7 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П.2-е издание Москва. «Просвещение» 2013г., рекомендован...
Рабочая программа по музыке 5-7 классы, по программе Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.
Очень подробно описаны содержания тем учебного курса, а также используемый музыкальный материал....
Рабочие программы уроков музыки 1-4 классы ,музыка 5-7 классы, искусства 8-9 классы и светской этики
1.Рабочая прграмма "Музыка" - 1 класс2. Рабочая прграмма " Музыка" - 2 класс3.Рабочая программа "Музыкы" 3 класс4. Рабочая прграмма " Музыка" - 4 класс5.Р...
Рабочая программа по музыке для 5 классов по музыке,составлена на основе ФГОС и рабочей программы "Музыка " авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.
Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образ...