Народный праздничный календарь «Масленица»
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо) на тему

Власова Светлана Анатольевна

-Какую музыку Вы только что услышали: композиторскую или народную?

 

- Мы сегодня продолжаем знакомиться с древней культурой нашего народа, с искусством древней Руси.

Русский человек славился умением трудиться, обретая в труде глубокое удовольствие и радостно веселиться, от души, забыв о трудностях, печалях, неудач.

И сегодня мы начинаем большую тему « Народного календаря». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_izobrazitelnorgo_iskusstva.docx18.93 КБ

Предварительный просмотр:

Урок изобразительного искусства и художественного труда

Тема: Народный праздничный календарь «Масленица»

Цель: Формирование художественной культуры младших школьников как неотъемлемой части культуры духовной

Задачи:1. Воспитание  эмоционально - нравственной отзывчивости детей, их творчества воображения.

2. Развитие творческой активности школьников.

3.Обучение языку искусства ( вырезание ажуров, лесёнок, башен, горок…).

Тип: УСВОЕНИНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ.

Методы: ассоциации, метод выбора в системе ограничения, метод единства мысли и чувства.

Оборудование: альбомные листы, клей, ножницы

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Включена русская народная мелодия

  1. Изложение нового материала.

-Какую музыку Вы только что услышали: композиторскую или народную?

- Мы сегодня продолжаем знакомиться с древней культурой нашего народа, с искусством древней Руси.

Русский человек славился умением трудиться, обретая в труде глубокое удовольствие и радостно веселиться, от души, забыв о трудностях, печалях, неудач.

И сегодня мы начинаем большую тему « Народного календаря».

- На Руси существовала поговорка «Веселье – лучшее богатство». Как вы её понимаете? А как вы считаете?

Праздники на Руси имеют древнее происхождение. Они всегда были связаны с каким-то значительными событиями в  жизни простых людей ( например: приход весны, начало купания, конец страды). И не зря наши предки представляли год в виде колеса, медленно двигающегося по ходу солнца, где все события человеческой жизни размещались по временам года.

И начинаем мы наш народный праздничный календарь с Масленицы.

- В какое время празднуется этот праздник?

Масленица приходит как раз в ту пору зимы, когда стоят оттепели, с крыш капает капель, день подрастает всё заметнее. Во мраке веков этот праздник возник по умершей зиме- стуже, в ожидании радости света и тепла.

В это время существовала старинная легенда, что убегало наводившее страх чудище Морона, и бегство его было равносильно смерти его, вплоть до новой зимы. А на месте чудища появлялось, словно возрождалось на новой жизни, светлое божество весеннего плодородия земли - весёлая красавица Лада. И шла эта красавица на Русь с разгулом и весельем.

Русский народ, свою Масленицу величает: Честная Масленица

                                                           Широкая Масленица  

                                                       Весёлая Масленица

Все дни Масленой недели имеют свои особенности названия:

- встреча- ( понедельник), ( в этот день дети с утра выходили на улицу строить снежные горы и городки, люди устанавливали качели, балаганы, для скоморохов, устанавливали столы с угощеньем)

- заигрыши  (вторник), (с утра приглашались девицы и молодцы – покататься на горках, поесть блинов: в этот день девицы приглядывали суженых, а молодцы невест)

-  лакомки (среда), (тещи в этот день приглашали своих зятьев к блинам, а для забавы любимого зятя созывали всех своих родных)

-разгул (четверг), (катания в санях по улицам, разные обряды, кулачные бои)

- тещины вечерки (пятница), (зятья угощают своих тещ блинами. Приглашения бывает почетными, со всей роднею, - к обеду или ужину)        

-золовкины посиделки (суббота), (молодая невестка должна была одарить блтнами всех своих золовок)

- проводы (воскресенье), (сколачивали большую телегу в центр ее сажали мужика весельчака, а запрягали телегу людьми. Этот «поезд» ездил по селам и улицам развлекая горожан; веселая ярмарка со сжиганием Масленицы)

3. Объяснение задания.

        -И если у нас сегодня с Масленицей, то давайте начнем с самого первого дня, понедельника, постройка  ледяного городка. Он в какой-то степени напоминает наш зимний городок у центральной городской ели зимой, сделанный изо льда и снега.

        - Какие предметы можно было там увидеть? ( горки, лабиринты,  башни,  ледяные фигуры…)

        -Ваша задача придумать и смастерить из бумаги свой снежный  свой снежный городок. Работа проходит в группах, коллективно. Каждый изготавливает по одному предметы и приклеивать  на общую заготовку. В конце работы у нас получится 5 разных городков.

4. Объяснение изготовления предметов.

        1) Как из полосы можно сделать горку.

        2) Изготовление « бойницы», башни…

5. Самостоятельная работа.

6. Выставка работ учащихся.

        - После своей работы ( постройте снежных городков) дети разделяются на две команды. Одна занималась охраной городка, другая должна отбоем занять его. Охранники вооружились метлами, а храбрецы- палками. В этой игре часто принимали участие и взрослые. Игра завершалась после разлома всего городка.

- Но мы свои городки ломать не будем , а полюбуемся после урока. А завершим наш урок небольшой игрой.

7.Завершение урока.

Ребенок громко читает слова:

Масленица! Масленица!

Широкая Масленица!

Приезжай к нам в гости

На широкий двор:

На горках кататься,

В блинах валяться,

Сердцем потешиться…

Масленица:

Здравствуйте, детишки!

Девчонки и мальчишки!

Торопилась я, летела,

К вам попасть скорей хотела.

Эй, подружки- хохотушки,

Развеселые болтушки!

Эй, ребята- молодцы!

Озорные удальцы!

Выходите поиграть,

Зимний вечер скоротать.

Игра «Заморожу» (из каждой группы выбирается один игрок, который по сигналу Масленицы должен превратиться в тот предмет, который она скажет ему на ухо. Группа отгадывает «замороженных». Если дети отгадать не смогут Д. Мороз уводит их в «Снежный городок».

  1. (заяц, лиса, медведь, козел, птичка).
  2. (солнце, березка, гриб, пенек).
  3. 3) (Б.Яга, оловянный солдатик, Пяточок, Буратино).

Дед Мороз, дед Мороз

Ты ребяток заморозь:

Заморозь их, замети,

И в лединки преврати…

Кто попадает в «городок» - отгадывает загадки:

  1. Все белым бело сегодня

И светло хоть солнца нет.

С неба сыплется холодный

Белый - белый мягкий...

                ( снег)

  1. Висит на небе «пряник»-

Светит, греет,

Да людям улыбается.

                (солнце)

  1. Стало все вокруг светлее,

Воздух с каждым днем теплее,

Снова птичий караван

К нам летит из дальних стран.

                ( весна)

Масленица:

Веселились мы, играли,

Все загадки отгадали

Хорошо в гостях у вас,

Только поздний нынче час.

В гостях нагостилась,

С зимушкой простилась...

А вы, за старанье, да уменье,

Получите угощенье.

Всех за труд благодарю,

Всех блиночком угощу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Листая календарь масленицы.

Сценарий праздника Масленица, предназначенный для гуляния на улице....

Сценарий праздничного мероприятия «Масленица»

Сценарий праздничного мероприятия «Масленица»...

Народные праздничные гулянья и обряды. «Кукла-оберег. Домашняя масленица» 5 класс

Конспект урока для 5 класса. Помимо самого конспекта, в папке есть алгоритм выполнения. Его я распечатывала на  парту по одному комплекту, тем самым дети старались выполнять самостоятельно и учил...

Урок французского языка по теме "Праздничный календарь"

Урок активизирует различные коммуникативные умения, благодаря чему активно усваивается лексика по теме "Календарь". Он имеет познавательное, практическое и воспитательное значение.http://festival.1se...

Конспект урока технологии в неделимом классе "Меню для праздничного стола. Масленица" 7 класс

Конспект урока технологии в неделимом классе "Меню для праздничного стола. Масленица" 7 класс...

Сценарий праздничного мероприятия "Масленица широкая!"

Сценарий праздничного мероприятия "Масленица широкая!" для среднего школьного возраста....

Сценарий праздничного мероприятия "Масленица"

Веселое познавательно-развлекательное мероприятие....