Разработка урока
план-конспект урока по музыке на тему

Урок музыки в 4 классе (по программе Г.П.Сергеевой, Е.Д Критской, Т.С.Шмагиной.)
 
Тема:  «Зимний вечер» в творчестве А.С.Пушкина, музыке и живописи.
 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Урок музыки в 4 классе (II четверть)

(по программе Г.П.Сергеевой, Е.Д Критской, Т.С.Шмагиной.)

Тема:  «Зимний вечер» в творчестве А.С.Пушкина, музыке и живописи.

Цель: Сформировать целостное представление  о красоте окружающего мира через произведения искусства.

Задачи:

Образовательные:

  1. Познакомить с образом зимнего утра и  вечера в поэзии А.С.Пушкина, произведениях русских композиторов – П.И.Чайковского, М.Яковлева, Г.Свиридова, русских художников.
  2. Формировать навыки анализа разных видов искусства объединённых единой темой.
  3. Закрепить понятие «романс», народная и композиторская музыка.

Развивающие:

  1. Во время слушания музыки развивать тембровый и динамический слух.
  2. Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать.

Воспитательные:

  1. Прививать любовь к русской культуре.
  2. Обогащать духовный мир ребёнка.
  3. Воспитывать эстетический вкус.

Тип урока: углубление в тему.

Методы:1.метод музыкального обобщения и систематизации.

              2.сравнительно-аналитический.

              3.звуковой и зрительной наглядности.

              4. поисково-репродуктивный.

Приёмы: 1.  работа с текстом стихотворения, песни.

               2.  беседа с включением занимательных вопросов.

Ход урока:

Музыкальное приветствие.

Учитель:

Приветствую тебя, пустынный уголок.

Приют спокойствия, трудов и вдохновенья,

Где льётся дней моих невидимый поток

На лоне счастья и забвенья…

Я твой – люблю сей тёмный сад

С его прохладой и цветами

Сей луг, уставленный душистыми скирдами,

Где светлые ручьи в кустарниках шумят…

Эти строки принадлежат  А.С.Пушкину. Посвящены они селу Михайловское.   А.С.Пушкин много раз приезжал в село Михайловское, в имение своих родителей. Его вдохновляли простая русская природа, небольшое озеро, река, особенная тишина и прозрачный воздух. Именно эта красота и общение со своими родными вдохновляли поэта на создание своих гениальных произведений.

Почему село Михайловское так дорого поэту?

Что общего у мамы и Родины?

Давайте исполним эту песню

Дети исполняют песню «Мама и Родина»

У: Вслед за осенью, которую так любил поэт, наступала зима. Господский дом заметало чуть не по самые окошки снегом. В доме наглухо забивали окна, запирали комнаты, оставив только две: одну для А.С.Пушкина, а другую...?

                                                 «Ах, умолчу о мамушке моей,

                                                   О прелести таинственных очей,

                                                   Когда в чепце, в старинном одеянье

                                                   Она, духов молитвой уклоняя

                                                   С усердием перекрестит меня…»

У: О ком эти строки?

У: Что вы знаете об Арине Родионовне?

У: Знаете ли вы стихи об Арине Родионовне?

Дети вспоминают стихи

У: Зимой темнело рано. Арина Родионовна брала веретено или спицы и шла в комнату Александра Сергеевича. Свеча потрескивала на столе, смутные тени метались по стенам. Поэту казалось, что на всём белом свете только он да няня. Давайте и мы сейчас представим такой зимний вечер. А поможет нам в этом музыка П.И.Чайковского из фортепианного цикла  «Времена года». Сейчас прозвучит пьеса «У камелька», а посвящена она январю.

Звучит пьеса «У камелька» из цикла «Времена года» П.И.Чайковский.

У: Какой вечер нарисовала музыка?  

Д: Добрый, уютный, тёплый, домашний, мечтательный, будто кто-то ведёт задушевную беседу.

У: Как звучала мелодия?

Д: Мелодия звучала задушевно и напевно как русская народная песня.

И здесь не обошлось без стихов А.С.Пушкина. Эпиграфом к этой пьесе были выбраны такие строки А.Пушкина:

И мирной неги уголок

Ночь сумраком одела.

В камине гаснет огонёк

И свечка догорела…

У: Созвучны ли эти строки с музыкой пьесы? Что их объединило?

У: Да, будто мелодия и стихи сотканы из мирной неги зимнего вечера. У камелька уютно, спокойно, можно дремать и слушать нянины сказки.

Знаете ли вы, сколько сказок А.С.Пушкин написал с уст Арины Родионовны?

У: Сейчас я проверю, как вы их знаете:

У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том:

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом…»

                                                                                                     ( Поэма «Руслан и Людмила»)

                                                                    Царь с царицею простился,

                                                                    В путь - дорогу снарядился,

                                                                    И царица у окна

                                                                    Села ждать его одна…

                                                                                                      ( Сказка о мёртвой царевне и

                                                                                                        семи богатырях).

Пошёл, сел у берега моря;

Там он стал верёвку крутить

Да конец её в море мочить…

(«Сказка о попе и работнике его Балде»).

                                                                      Глядь опять перед ним землянка;

                                                                      На пороге сидит его старуха,

                                                                      А перед нею разбитое корыто…

                                                                                                       ( «Сказка о рыбаке и рыбке»)

Царь к востоку войско шлёт,

Старший сын его ведёт.

Петушок угомонился,

Шум утих, и царь забылся…»

                                                                                                       ( «Сказка о золотом петушке»)

                                                                      Три девицы под окном

                                                                       Пряли поздно вечерком…»

                                                                                                       (« Сказка о царе Салтане»).

У: Молодцы, хорошо знаете сказки. А сейчас, давайте споём нашу любимую песню «Сказки гуляют по свету».

(Звучит песня).

У: В доме тепло и уютно, а что же происходит за окном?

Буря мглою небо кроет                      

Вихри снежные крутя;                      

То, как зверь она завоет,                    

То, заплачет как детя.                        

То по кровле обветшалой                                                                    

Вдруг соломой зашумит,                    

То, как путник запоздалый                

К нам в окошко застучит.

Наша ветхая лачужка

И печальна и темна.

Что же ты, моя старушка,

Приумолкла у окна?

Или бури завываньем

Ты, мой друг, утомлена,

Или дремлешь под жужжаньем

Своего веретена?

Выпьем, добрая подружка                  

Бедной юности моей,                          

Выпьем с горя; где же кружка?          

Сердцу будет веселей.                          

Спой мне песню, как синица                

Тихо за морем жила;                            

Спой мне песню, как девица                

За водой поутру шла.

Буря мглою небо кроет                      

Вихри снежные крутя;                      

То, как зверь она завоет,                    

То, заплачет как детя.

Выпьем, добрая подружка  

Бедной юности моей,  

Выпьем с горя: где же кружка?

Сердцу будет веселей.

У: Какой вечер предстал перед нами?

У: Поэт словно смотрит в тёмное окно за которым ничего не видно, и прислушивается, что делается там, в открытом снежном поле.

Что делает вьюга? Какие глаголы использует поэт?

У: Ударения в словах падают на какие звуки?

У: что они изображают?

У: Первая часть посвящена бури. А вторая?

У: Няня тоже призадумалась, приуныла и Александр Сергеевич старается её развеселить, стряхнуть с её души грустную тягость зимнего вечера. Найдите эти строки.

( Что же ты моя старушка

        Приумолкла у окна?

        Или бури завываньем

        Ты, мой друг, утомлена,

        Или дремлешь под жужжаньем

        Своего веретена?)

У: Однако не в натуре Пушкина подчиняться грусти. Ему нужен живой голос няни. Вместе легче пережить печаль. Что просит он у няни?

(Спой мне песню, как синица

Тихо за морем жила;

Спой мне песню, как девица

За водой поутру шла.)

У: Русские народные песни не раз слышал он от няни, и вновь просит её спеть их, потому что в них он видит истинную поэзию народного творчества. Есть ли повтор строк?

У: Это не случайно. Пусть воет вьюга, нагоняет тоску, мы не поддадимся ей и дружеской беседой поддержим свою бодрость.

Музыкально ли это стихотворение? Если бы вы были бы композиторами, какую музыку написали на эти стихи?

У: Это стихотворение оказалось таким музыкальным, что на него было написано несколько романсов. И один из них – другом Пушкина Михаилом Яковлевым, с которым он учился в лицее. Послушайте его.

( звучит романс «Зимний вечер» М.Яковлева в исполнении И.Козловского)

У: Мелодия романса с одной стороны передаёт монотонность завывающей вьюги, а с другой – ласковую нежность поэта к своей няне.

Музыка стиха и поэтичность музыки… Можно ли разделить эти понятия?

У: Для А.С.Пушкина они не разделимы. Он не учился специально музыке, но слушая её, он её слышал.

Какая общая тема объединила музыку и поэзию сегодняшнего урока?

У: Чьи стихи звучали на уроке?

У: Почти ко всем известным произведениям А.С.Пушкина – поэмам, сказкам, романам, стихам обращались композиторы. Только романсов было создано около 200. По произведениям А.С.Пушкина были созданы оперы, балеты, оратории. Ребята, когда вы будите читать книги А.Пушкина, вспомните, что у многих его произведений есть ещё и вторая жизнь – в музыке.

 К чему поэту пьедестал?                          

Не вечен камень пьедестала.                  

Суть в том, кем для России стал              

Кудрявый правнук Ганибала.                  

Лишь он мог так шутить хитро,              

Влюбляться озорно и нежно,                                                          

Так лишь его могло перо  

Грустить светло и безнадёжно.

И на вопрос: «Кто ваш поэт?-

В строенье ль каменном, в избушке

Один у русского ответ, -

Он, улыбнувшись, скажет:

«Пушкин»

                                                                    ( Т.Кузовлёва).

         

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»

Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта

Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...

Методическая разработка по теме "Разработка урока немецкого языка согласно ФГОС. Тип урока: комбинированный"

Переход на ФГОС позволил переориентировать усилия гигантского преподавательского состава страны с традиционного узкопредметного обучения (предметные результаты) одновременно и на развитие каждого обуч...