"Фольклор в музыке русских композиторов. Что за прелесть эти сказки..."
методическая разработка по музыке (5 класс) на тему

Михтеева Елена Юрьевна

Урок музыки для 5 класса по программе Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской. Цель урока продолжить формирование  знаний о взаимосвязи музыки и литературы на примере симфонической сюиты Н.А. Римского-Корсакова "Шехеразада".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл folklor_v_muzyke_russkih_kompozitorov.docx26.72 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 Урок музыки, 5 класс

по программе «Музыка Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой

«Фольклор в музыке русских композиторов.

Что за прелесть эти сказки…»

учитель музыки высшей категории Михтеева Е.Ю.

Цель: продолжить формирование знаний о взаимосвязи музыки и литературы, на примере симфонической сюиты «Шехеразада» Н. А. Римского-Корсакова.

Задачи:

Образовательные – закрепить и расширить ранее полученные знания о взаимосвязи музыки и литературы

- продолжить знакомство с понятием «фольклор» через творческую и исполнительскую деятельность

- сформировать знания и дать понятие «программная музыка» и «сюита»

- знакомство с биографией и творчеством великого русского композитора Н. А. Римского-Корсакова

Развивающие – развить у учащихся учебно-познавательный интерес в области музыки к поиску новых знаний

- развивать образное мышление

- развитие творческой активности учащихся

- развивать навыки анализа музыкального произведения

- через песенный материал развивать вокально-хоровые навыки

Воспитательные – воспитывать умение работать в коллективе и в парах

- воспитание музыкальной «слушательской» культуры

Технологии на уроке:

  1. Технология формирования певческой культуры;
  2. Технология развития процессов восприятия музыки;
  3. Технология арт-терапии и здоровьясбережения;
  4. Информационно-коммуникационная технология

 

Ход урока

  1. Организационный этап

Музыкальное приветствие

Слайд 1 Видео «В гостях у сказки».  У. Как вы думаете, о чем сегодня мы будем говорить? (о сказке)

Правильно, о сказках.

Слайд 2     Чтобы вы смогли точнее  определить тему нашего урока, необходимо выполнить следующее задание: сложите слова в правильном порядке и получите высказывание о сказке: (эти, прелесть, Что, сказки, за)

 Итак, что же у вас получилось? (Что за прелесть эти сказки!)

Слайд 3 «Что за прелесть эти сказки!»

- Кто является автором этого сказочного высказывания?

- Как Вы думаете, жанр «СКАЗКА» к какому виду искусства относится?

 (к литературному, к музыкальному, ведь есть немало примеров сказок как в литературе, так и в музыке).

- Вспомните название сказок в музыке и литературе.

И это является ещё одним подтверждением того, что музыка и литература взаимосвязаны.

  1. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

- На этом уроке мы продолжим с вами путешествие по жанрам литературы и музыки, и выявим их взаимосвязь.

- Ребята, а кого считают самым известным русским писателем-сказочником? Слайд 4 (А.С.Пушкина)

Слайд 5   В детстве писателю много сказок рассказывала его няня. Он слушал их, запоминал, а став взрослым написал много собственных сказок.

- А среди русских композиторов есть композитор-сказочник?

(Н.А.Римский-Корсаков) - Слайд 6

- Назовите его произведения

(оперы «Садко», «Снегурочка», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом Петушке», «Кощей бессмертный»)

3.Основная часть

Слайд 7 - А вы знаете, что композитор Н.А. Римский-Корсаков учился в кадетском морском корпусе  и во время кругосветного путешествия на клипере «Алмаз» побывал в некоторых восточных странах и очень заинтересовался культурой и бытом этих государств.

Послушайте мелодию, которую сочинил композитор.

(звучит тема Шехеразады на слайде).

- Как вы думаете, это мелодия русская или восточная?

(восточные, сказочные интонации)

-Кто исполняет? (скрипка, арфа)

- Каким музыкальным инструментом можно украсить звучание этой темы?

(треугольником)

(предложить при повторном слушании имитировать игру на скрипке и на арфе и игрой на треугольнике)

- Давайте приоткроем дверь в сказочный мир Востока, который не перестаёт удивлять во все времена.

- Каким вы себе представляете Восток? Какие ассоциации у вас возникают при упоминании этого слова?

(пустыня, верблюд, солнце, песок, восточные сказки…)

 Восточные сказки… Они не могут оставить равнодушными ни одного человека.

- А вы знаете восточные сказки? Назовите главных героев восточных сказок

Слайд 8 (название сказок)

Вот уже несколько сотен лет увлекают взрослых и детей герои арабских сказок.

Слайд 9  А знаете ли Вы, что все эти сказки входят в гигантский сборник арабских сказок «1001 ночь».

Слайд 10  «Влечёт Восток сияньем красок,

Зовёт базарной суетой,

С Али – Бабой, героем сказок,

С Синдбадом, брошенным волной.

Там Шехеразада начинает,

Для Падишаха свой рассказ,

Багдадаский вор там убегает,

Торговцев обманув не раз.

На ослике, качаясь, едет

Хаджа, мудрейший Насреддин,

И, вынув лампу, вызывает

Седого джинна Алладин.

Там поднимаясь на барханы,

Стремясь пустыни перейти,

Идут с востока караваны,

Сходясь на Шёлковом пути.

И на Востоке, средь барханов

Живёт красавица одна

Она зовётся Шехеразадой

Она прекрасна и умна».

Представим себе, что мы во дворце султана.

Физкультминутка 

Во дворце султана отдыхал я славно.

В понедельник я купался, (Изображаем плавание)

 А во вторник - рисовал. (Изображаем рисование)

В среду долго умывался, (Умываемся) 

А в четверг в футбол играл. (Бег на месте)

В пятницу я прыгал, бегал, (Прыгаем)

Очень долго танцевал. (Кружимся на месте) 

А в субботу с воскресеньем (Хлопки в ладоши)

Целый день я отдыхал. (Дети садятся на корточки, руки под щеку - засыпают)

    В России перевод сборника сказок появляется в начале 19 века.

Впервые прочитав эти сказки, Н. Римский-Корсаков, был поражен сказочным миром Востока, роскошью дворца султана, загадочностью восточных красавиц, необычной одеждой девушек, восточной кухней, чудесами и превращениями.

Именно эти сказки вдохновили композитора Н.А.Римского-Корсакова на написание музыки.

Он написал симфоническую сюиту, в которой отразил мир Востока, мир сказки.

А как Вы думаете, как он назвал свое произведение? (ответы детей) –

Слайд 11-12  Почему именно «Шехеразада»? (ответы детей: ведь именно она придумывала и рассказывала сказки в течение 1000 и одной ночи)

- А что означает  сюита?  Слайд 13

(Сюита – жанр музыкального произведения, состоящий из самостоятельных частей, объединённых общим замыслом)

В симфонической сюите «Шехеразада» можно услышать, представить и увидеть чудеса Востока.

Вот программа, приложенная к партитуре самим композитором (зачитать!): Слайд 14  учебник с. 21

«Султан Шахриар, убежденный в коварстве и неверности женщин, дал зарок казнить каждую из своих жён после первой ночи. Но султанша Шахерезада спасла свою жизнь тем, что заняла его сказками, рассказывая их султану в протяжении 1001 ночи, так что побуждаемый любопытством Шахриар постоянно откладывал её казнь и, наконец, совершенно оставил своё намерение. Много чудес рассказывала ему Шахерезада, приводя стихи поэтов и слова песен, вплетая сказку в сказку, рассказ в рассказ».

-Как вы думаете, относится ли это произведение к программной музыке?

-Почему?

Программная музыка – это инструментальная музыка, имеющая словесную программу. Программой может служить название или литературный сюжет, раскрывающие содержание произведения

.

Учитель: У Римского-Корсакова сюита напоминает симфонию, состоящую из 4-х частей, каждая из них имеет названия, то есть имеют программу  Слайд 15 (название частей)

Слайд 16  Сейчас мы послушаем начало сюиты (фрагмент) и попробуем угадать:

- Сколько Вы услышали «действующих лиц»?  (двоих)

- Кто эти «действующие лица»?  (Шахриар и Шехеразада)

Какими они показаны?  Слайд 17

- Каков нрав восточного повелителя?

- Каким вы его себе представляете? (грозный, могучий, злой, властный султан, который величаво лежит на подушках и раздает приказы…)

 - Какие инструменты рисуют образ султана?

(воинственно и грозно звучат инструменты медной духовой группы…)

- А какой Вы себе представили Шехеразаду?

(красивая, нежная, тонкая, изящная, задумчивая, мечтательная, пленительная…)

- Какие инструменты помогли нам все это почувствовать? (скрипка и арфа)

Звучит 1 часть (целиком)  (на слайде 17)

Какую сказку могла рассказать Шехеразада?

(об отважном герое Синдбаде-мореходе)

После ответов Слайд 18

На музыку этой симфонической сюиты создан балет (видео)

Появилось бы симфоническая сюита на свет, если не было литературы?

Сегодня на уроке мы в очередной раз убедились, что между МУЗЫКОЙ и ЛИТЕРАТУРОЙ существует… тесная взаимосвязь

4.Рефлексия

- Вам понравился урок? –

- Что нового для себя Вы узнали? –

- Какой из музыкальных образов Вам запомнился? Почему?

5.Итог урока

Слайд 19

 (проводится в форме задания «Доскажи предложение»: на доске через медиапроектор поочередно высвечивается начало предложения, а учащиеся его досказывают):

1. Сегодня мы слушали музыку русского композитора… Н.А.Римского-Корсакова

2. Сегодня мы познакомились с понятиями… программная музыка, сюита.

3. Программная музыка – это инструментальная музыка, имеющая…. название, литературный сюжет, или литературную основу.

4. Сюита – это инструментальное произведение, состоящее из… нескольких частей.

5. Сборник арабских сказок «1001 ночь» стал основой для создания… симфонической сюиты Н.А.Римского-Корсакова «Шехеразада»

6. Не смотря на то, что Н.А.Римский-Корсаков русский композитор, удалось ли ему в своём симфоническом произведении показать восточный мир сказки?...

Можно предложить составить кластер «Шехеразада»

Слайд 20  Восточная мудрость гласит: «Когда дует ветер перемен, ставь не стены, а паруса». Что означает эта мудрость? Это будет вашим домашним заданием.

Какая песня будет созвучна нашему уроку?

Исполнение песни «Добрая сказка»

 - Ребята, наш урок закончен. Я благодарю Вас за работу. Желаю Вам успешного учебного дня.

И помните, что всё самое хорошее происходит с нами ЗДЕСЬ и СЕЙЧАС!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект и анализ урока музыки «Фольклор в музыке русских композиторов»

Данный урок разработан по новым стандартам с учетом требования ФГОС в 5 классе по программе Е.Критской....

Технологическая карта урока музыки в 5 классе по теме "Фольклор в музыке русских композиторов"

Технологическая карта урока музыки.Предмет: музыкаУчитель: Кириленко Татьяна ВладимировнаКласс: 5Авторы программы: Г.П.Сергеева, Е.Д.КритскаяУрок №5 согласно календарно-тематическому планированиюТема ...

Методическая разработка урока ФГОС по Музыке в 5 классе «Фольклор в музыке русских композиторов»

Осознание учащимся взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки и литературы)....

Разработка урока музыки в 5 классе "Фольклор в музыке русских композиторов"

Знакомство с жанром симфонической миниатюры, со сказочной картиной А.К.Лядова "Кикимора"....

разработка урока музыки для 5 класса по теме: "Фольклор в музыке русских композиторов"

Данная разработка предназначена для использования учителями музыки на уроках в 5 классах...