Статья "Великое наследие Назиба Жиганова"
статья по музыке на тему
Статья посвещена выдающемуся татарскому композитору, крупному музыкальному деятелю XX века Назибу Жиганову.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
О творческом наследии и о деятельности татарского композитора XX века Н.Жиганове | 23.73 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Великое наследие Назиба Жиганова
2017 год знаменательный для музыкальной культуры Татарстана. 60 лет назад, в 1957 году на сцене Татарского государственного театра оперы и балета (ныне носящего имя Мусы Джалиля) состоялась премьера оперы «Джалиль» Назиба Жиганова. Произведение посвящено судьбе выдающегося татарского поэта Мусы Джалиля. В довоенные годы Джалиля и Жиганова связывали дружба и творческое сотрудничество. Очерк посвящается удивительно проницательному, неутомимому общественному деятелю, талантливому композитору Н. Жиганову.
Назиб Гаязович Жиганов – выдающийся татарский композитор, крупнейший музыкальный деятель xx века. Прекрасный человек, стремившийся всей душой к тому, чтобы татарская профессиональная музыка стала известной и за пределами родной республики. Замечательные слова о Жиганове сказал крупнейший дирижер современности Фуат Мансуров: «Он – борец, стойкий и принципиальный, без оглядки кидающийся в бой за утверждение правды в жизни и в искусстве…». Назиб Гаязович был ярким публицистом. Высказывания композитора отражают главные черты его характера – неравнодушие и одержимость, преданность избранному делу. Жиганов выступал против стилистической замкнутости и национальной ограниченности, ратовал за обогащение пентатоники. Произведения современных татарских композиторов – А.Монасыпова, Р.Еникеева, Р.Калимуллина и других, являются ярким подтверждением слов Назиба Жиганова о том, что «пентатоника таит в себе много нераскрытых возможностей».
Горячо и настойчиво он отстаивал необходимость изучать достижения мировой музыки, в первую очередь русской: «…без Чайковского вряд ли появилась бы моя опера «Джалиль», а без Римского – Корсакова – «Алтынчеч»…». В период становления татарской профессиональной музыки одним из главных был вопрос о развитии национальной оперы. Восхищение вызывают проницательность и чувство юмора, с каким композитор дает ответ противникам татарской оперы: «Когда открылся оперный театр, люди шли туда как на праздник. К сожалению, мы не смогли удержать интерес слушателя к татарской опере на уровне первых лет существования оперного театра. Однако точка зрения противников татарской оперы, которые считают, что татарскому народу опера вообще не нужна, и он ее никогда не поймет, напоминает мне один исторический курьез. Когда появились первые автомобили, в одном городе развесили плакаты: «Запретить ездить на авто, пока лошади не привыкнут».
Назиб Гаязович открыто выступал за то, чтобы оперные либретто создавались в содружестве композитора и поэта – драматурга. «Сочинение оперных либретто нередко передоверяется «дельцам от литературы». А это совершенно нетерпимо» – восклицает Жиганов. Важные задачи, которые он озвучивал в публицистических выступлениях, композитор решал также в своих музыкальных произведениях. Патриотическая, глубоко национальная опера «Джалиль» покорила огромную аудиторию не только в родной республике, но и далеко за ее пределами.
Назибу Гаязовичу было интересно все, что касалось татарской музыкальной культуры: проблемы традиции и новаторства, национального симфонизма, воспитания творческой молодежи. Всем сердцем Жиганов мечтал о том, чтобы татарская профессиональная музыка заняла свое достойное место в общечеловеческой культуре. Неутомимый труженик, стратег, он чувствовал на себе большую ответственность. В 40 – е годы в республике не хватало исполнителей и композиторов. С болью Назиб Гаязович писал: «Почему к нам не приезжают лучшие симфонические оркестры и хоры нашей страны? Почему не приезжают исполнители с мировым именем?…им у нас негде выступать».
Благодаря энергии и настойчивости композитора в 1945 году была открыта консерватория, а в 1967 году – Актовый зал консерватории. Рубин Абдуллин, ректор Казанской государственной консерватории, талантливый органист, называл Жиганова возмутителем спокойствия, не переносящим бездействия и равнодушия. Общественная работа отнимала много душевных и физических сил, но у композитора была огромная, всепоглощающая любовь к музыке. Симфонии, оперы, балеты, песни, романсы… - Назиб Гаязович оставил большое творческое наследие. В нем он выразил свою безграничную любовь к искусству своего народа, в нем находил глубокий смысл. Слова великого татарского поэта Габдуллы Тукая: «Народные песни – это самое дорогое и ценное наследие наших предков», - стали путеводной звездой для Жиганова. Романтическая симфония «Кырлай», лирико – философская сюита на татарские темы, опера – легенда «Алтынчеч», опера – поэма «Джалиль», симфония «Сабантуй» - все эти произведения вызывают интерес у современного слушателя.
Мы преклоняемся перед многогранной и гармоничной личностью Назиба Гаязовича. Современная музыкальная культура Татарстана гордится своими композиторами и исполнителями. Сегодня в Казани есть прекрасный концертный зал, великолепная консерватория, проводятся Международные музыкальные фестивали. И в этих достижениях ощущаешь могучее творческое дыхание Назиба Жиганова: «Зерна, брошенные в благодатную почву в 1945 году, дали свои всходы».
Использованная литература
Ф. Мансуров Слово о композиторе. – Н. Жиганов Статьи, воспоминания, документы, т.1. – Казань 2004.
Н. Жиганов Рождение оперы. – Н. Жиганов Статьи, воспоминания, документы, т.1. – Казань 2004.
Н. Жиганов Размышления о татарской музыке. – Н. Жиганов Статьи, воспоминания, документы, т.1. – Казань 2004.
Н. Жиганов На пути музыкального расцвета. – Н. Жиганов Статьи, воспоминания, документы, т.1. – Казань 2004.
Н. Жиганов Из выступления на городской партийной конференции.
Н. Жиганов Статьи, воспоминания, документы, т.1. – Казань 2004.
Захарова Ф.Б., учитель музыки
МБОУ «Набережно – Морквашская СОШ»
Верхнеуслонского района РТ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Наследие Михаила Васильевича Ломоносова.
“М.В. Ломоносов был великий человек … Он создал первый университет, вернее сказать, сам был первым русским университетом”. Так охарактеризовал гениального русского учёного-энциклопедиста великий русск...
Наше культурное наследие
Интеллектуальная игра «Наше культурное наследие».С использованием технологий интеграции, проектных, информационно-коммуникационных и интерактивных технологий.Мероприятие способствует внедрению д...
Программа элективного курса «Архитектурное наследие Татарстана»
Программа элективных курсов «Архитектурное наследие Татарстана» предназначается для учащихся 9-х классов, в рамках предпрофильной подготовки и ориентации на дальнейшее обучение в к...
Презентация к уроку на тему: "Наследие Европы и наследие Петебурга"
Данное пособие представляет собой сборник презентаций к урокам на тему: "Наследие Европы и наследие Петебурга". Материалы сборника соответствуют требованиям Государственного образовательного стан...
Презентация к песне "Спасибо, деды, за Победу" музыка Ольги Юдахиной, слова Ивана Жиганова. Исполняет Диана Гурцкая.
Презентация содержит стихотворения: "Верим в Победу" В.Шефнера, "Тот самый длинный день в году..." К.Симонова, "Спасибо деду за Победу" Андрея Подволоцкого; текст песни....
Мини – проект «Культурное наследие ЮНЕСКО» «Фонтаны Петергофа - шедевр культурного наследия России»
Вы знаете, в мире есть три вещи, на которые можно смотреть бесконечно - огонь, воду и на то, как мерцают звёзды. Издавна считается, что созерцание воды благотворно влияет на душевное состояние че...